Сборка рулевой рейки
- Нанеся специальную смазку, становить внутренний сальник (пружиной вниз).
- Поставить рейку в корпус.
- Надеть втулку на правый сальник, смазать все детали, установить сальник.
- Установить заглушку, не забыв зафиксировать проволокой.
- Надеть на зубчатый вал нижний сальник.
- Установить рулевую рейку в среднее положение и вставить зубчатый вал на место (предварительно смазав).
- Поставить верхний сальник, установить стопорное кольцо.
- Закрутить нижнюю стопорную гайку, а также подшипник, заглушку.
- Установить и туго затянуть прижимной механизм, пружину и заглушку.
Далее установка происходит в обратной последовательности.
Как видно, ремонт рулевой рейки своими руками вполне под силу человеку знакомому с ремонтом в общих чертах. К слову, самостоятельному ремонту подвержены механические и гидравлические рулевые рейки, которые встречаются куда чаще, чем их современный аналог – электронная рулевая рейка. Последняя нуждается в специальной настройке, возню с которой лучше доверить профессионалам.
Рулевая рейка – это силовой узел системы рулевого управления, благодаря которому водителю транспортного средства легче вращать рулевое колесо.
Схема рулевой рейки:
- рис. 1 – без гидроусилителя (механическая);
- рис. 2 – с гидравлическим усилителем (с ГУР);
- рис. 3 – с электрическим усилителем (с ЭУР).
Устройство рулевой рейки без ГУР
На ресурс работы рулевой рейки влияют:
- степень износа других элементов системы рулевого управления (пыльников, бачка ГУР), тормозных колодок, подвески автомобиля и т. д.;
- состояние и тип дорожного покрытия (наличие выбоин, езда через рельсы, по брусчатке и т. п.);
- стиль вождения (резкое торможение, неправильное переключение передач);
- качество рабочей жидкости в системе ГУР.
Принцип работы рулевой рейки механического типа. Когда водитель вращает рулевое колесо в какую-либо сторону, одновременно перемещается рейка. Поворот управляемых колес автомобиля осуществляется через тяги рулевого привода, присоединенные с двух сторон к реечному механизму.
Механическая рейка нашла широкое применение в легковых автомобилях благодаря таким характеристикам, как:
- простое устройство;
- небольшой вес и себестоимость;
- высокий КПД;
- малое количество тяг и шарниров;
- высокий отклик при резких маневрах.
Немаловажно и то, что реечный рулевой механизм расположен перпендикулярно автомобилю, что экономит пространство моторного отсека для комфортного размещения ДВС и прочих агрегатов транспортного средства. Хоть и принцип действия рулевой рейки прост, у нее есть свои недостатки:
Хоть и принцип действия рулевой рейки прост, у нее есть свои недостатки:
- сверхчувствительность при езде по ямам и выступающим элементам дорожного полотна с передачей вибрации на рулевое колесо;
- повышенная нагрузка комплектующих деталей;
- установка на легковые авто только с независимой подвеской управляемых колес.
Как поменять рулевой карданчик
- Лучше закатить автомобиль на яму (как минимум — приподнять перед авто).
- Зафиксировать руль и рулевое колесо под прямым углом. Не следует также двигать или касаться колес во время ремонта.
- Снять переднее колесо, после чего выкрутить через салон крепежный болт. В случае, если все операции проведены верно, вал должен сам сойти с рулевого колеса.
- Снять оба кожуха (сверху и снизу), удостовериться в наличии пыльника на рулевом вале. Если его нет, лучше установить после починки, стоит деталь не больше 200 рублей.
- Выкрутить болт на крестовине, тогда вал сам сойдет с рулевой рейки.
- Стянуть вниз и вытащить вал. Перед починкой лучше отмыть его от загрязнений и ржавчины, она тоже сказывается на качестве движения.
- Зафиксировать вал в тисках. Когда он зафисирован, взять головку и выбить крестовину на одну сторону, чтобы снять стаканчик подшипника. Повторить то же действие с другого конца.
- Вставить в том же порядке новую крестовину (по очереди с каждой стороны).
- Запрессовать тисками новую крестовину (не передавливать).
- Выровнять стаканчики и завальцевать молотком и зубилом.
- Установить в обратном точном порядке на автомобиль новую деталь.
Многие автовладельцы отмечают, когда ищут, где и как поменять рулевой карданчик на Тойоте, что для этой марки очень хорошо походят рулевые крестовины от ВАЗА-2015. Это значительно упрощает процесс поиска деталей и удешевляет общую стоимость ремонта.
Если речь идет о ремонте «рабочей лошадки», машины, занимающейся перевозками или грузоперевозками, производить ремонт или замену приходится чаще, чем раз на 100 тыс. км (ввиду состояния большей части дорог). Опытные мастера, дающие советы, как поменять карданчик на рулевом газели, отмечают, что лучше устанавливать сразу два пыльника, чтобы звук от мотора был тише. При этом сами пыльники также можно уплотнить кольцами из поролона, это в разы снижает скрипы и шумы в салоне автомобиля.
Сама деталь карданного вала обойдется от 650 рублей для отечественных автомобилей и выше для иномарок. Плюс — расходники в виде пыльников и гаек.
Неисправности рулевого механизма и их устранение
Рулевой механизм Лады Гранты достаточно надёжен и проблемы владельцу доставляет нечасто. Однако это не значит, что неполадки вовсе не встречаются. Проблемы есть. И нужно знать, как их устранять.
Устранение
Причина неполадок | |
Большой люфт рулевого колеса | |
Крепёжные гайки на тягах шаровых ослабли. | Возможно, утерян шплинт. Подтянуть крепление и при необходимости установить шплинт. |
Зазор в тягах шаровых опор слишком большой. | Замена рулевых наконечников Лада Гранта. |
Сайлентблоки шарниров изношены. | Заменить тяги. |
Между рейкой и гайкой слишком большой зазор. | Изношенные элементы подлежат замене, после замены нужно отрегулировать механизм. |
При поворотах руля доносится стук | |
Гайки рулевых тяг ослабли. | Подтянуть крепёжные гайки. |
Между рейкой и гайкой большой зазор. | Заменить изношенные элементы, после замены механизм следует отрегулировать. |
Крепёж рулевого управления ослаб. | Затянуть крепёжные гайки, удерживающие механизм. |
Рулевое колесо вращается слишком туго | |
Неисправен опорный подшипник амортизационной стойки. | Опорный подшипник заменить. |
Опорная втулка изношена, износ упора рейки. | Изношенные элементы надо менять. |
Давление в колёсах слишком низкое. | Подкачать шины до оптимального давления. |
Детали шаровых опор изношены или повреждены. | Заменить элементы. |
Амортизационные стойки или их элементы отработали свой срок. | Ремонт амортизационной стойки или ее замена. |
Подшипники вала износились. | Подшипники вала нужно заменить. |
Электроусилитель управления неисправен. | Замена ЭУР вместе с валом. |
Как и тормозную систему, работу двигателя и другие важные узлы и агрегаты, рулевое управление необходимо периодически осматривать на предмет неисправностей. Если признаков нет, осмотру подлежат защитные пыльники и другие, более мелкие детали конструкции. Рулевая рейка Лады Гранты является ключевым механизмом управления. Именно благодаря этому осуществляется управление автомобилем за счёт поворотов колеса.
Основные неисправности рулевой рейки
Главный признак поломки – это стук при поворотах. Сначала он практически незаметен и проявляется при наезде на ямы. Если игнорировать первые симптомы, шум никуда не исчезнет и будет постоянно усиливаться. Дальше стук будет передаваться на руль. Если и этот симптом игнорировать, рейку попросту заклинит, а это чревато попаданием в ДТП из-за потери управления. Стучит рейка из-за износа шарниров, зубьев или резинометаллических втулок (демпфера).
Также к неисправностям рулевой рейки можно отнести следующие симптомы.
- Руль туго вращается (дополняется небольшим свистом).
- Тугое вращение прекращается при повышении скорости.
- При прямом руле отсутствует усиление.
- Рулевое колесо при повороте не поворачивает должным образом колёса спереди (машину начинает бросать влево/вправо на ходу).
- Вибрация, биение, скрежет руль начинает дребезжать.
- Руль не возвращается в начальное положение.
- Рулевое колесо вращается самопроизвольно.
Причин неисправностей рулевой рейки много. Но эти встречаются чаще всего. Если возникает хотя бы один из них, Лада Гранта должна отправиться на ремонт в ближайшее время.
Замена рулевой рейки своими руками
Для начинающих автомобилистов это может показаться слишком сложной процедурой. Но на деле всё проще. Алгоритм действий таков.
- Отсоединить АКБ, ослабить болты передних колёс, вывесить перёд на домкратах и снять колёса.
- В салоне автомобиля нужно открутить болт, с помощью которого клемма рулевого механизма соединяется с промежуточным валом. При этом рулевое колесо должно находиться в прямолинейном положении (колёса строго прямо).
- Отсоединить тяги от поворотных рычагов.
- Через зазоры в арках колёс открутить гайки крепления рулевого механизма.
- Демонтировать хомут и снять рулевой механизм в сборе.
- Далее снимаются все пыльники и их крепления.
Какие поломки могут быть наиболее частыми?
Наиболее частыми поломками в рулевом управлении любого автомобиля, в том числе и у Ларгуса, могут быть следующие:
- износ механизма «шестерня – рейка»;
- нарушение герметичности самой рулевой системы;
- разрушение подшипника;
- выход из строя наконечника рулевой тяги.
Самым распространенным нарушением в работе системы становится последний вариант. Обычно, поломки в рулевой тяге сами по себе не происходят, но наконечник является одной из самых хрупких деталей автомобиля. Он не подлежит ремонту, при износе происходит его замена.
Отдельного разговора стоят неполадки в работе гидравлического усилителя, самыми частыми из которых могут быть:
- повреждение или ослабление крепления шлангов;
- выход из строя подшипника вала;
- слишком низкое количество жидкости в бачке;
- засорение привода.
Такие проблемы могут проявляться посредством нарушения работы датчика гидроусилителя, протеканий рабочих жидкостей, а также характерными шумами и стуками. При появлении таких симптомов лучше не откладывать свой визит в автосалон.
Регулировка рейки
Перед тем как устанавливать рейку с тягами обратно, необходимо выполнить выставление зазоров зубчатого соединения. Учитывайте, что упорную гайку лучше сразу заменить на новую. Выставляют рейку в среднее положение, так, как если бы колеса стояли прямо. Для регулировки используют специальный индикаторный механизм часового типа. Начинаем вращение шестерни-вала и замеряем показания индикатора.
Если значение 0,05 мм, то следует завернуть регулировочную гайку на такую же величину. После того как регулировка рулевой рейки будет завершена, проверяют легкость и равномерность перемещения по всей длине хода рейки. При условии, что все сделано точно, следует зафиксировать положение регулировочной гайки, проведя специальное кернение пробойником. Когда выполнены все работы, можно приступать к обратной установке рулевого механизма на Лада Гранта. После того как механизм был установлен обратно на машину, следует еще до начала движения на стоящем автомобиле прокрутить рулевое колесо, проверяя равномерность вращения. Проверку, которая выявит, что отсутствует стук, можно будет произвести только в движении по неровной дороге.
Неисправности рулевого управления, как правило, возникают из-за недостаточно частого профилактического осмотра. Если владелец прозевал появление незначительных подтеков в рулевом механизме, потери целостности защитных чехлов, то вероятность того, что в скором времени в нем появится стук, достаточно велика
Поэтому важно проводить ежегодную диагностику
Как отрегулировать рейку?
Регулировка рулевой рейки подразумевает выставление правильного зазора в зубчатом соединении. Рекомендуем упорную гайку сменить на новый аналог. Реечный узел требуется выставить в «нулевое» положение, что соответствует прямолинейному курсу автомобиля. Регулировку осуществляем, применив индикаторный механизм часового вида. Вращаем шестерню-вал и одновременно производим замер показаний специального индикатора. Когда значение составляет 0,05 мм, тогда заворачиваем корректирующую гайку на аналогичную величину. По завершении регулировочных манипуляций проверяем механизм на предмет присутствия легкости вращения и плавности перемещения рейки в трубе. Убедившись, что регулировка рулевой рейки прошла корректно, одноименную гайку фиксируем в заданном положении путем кернения специальным пробойником.
Теперь спокойно монтируем собранный узел на автомобиль LADA Granta. По завершении установки на обездвиженном автомобиле вращаем несколько раз руль, проверяя плавность вращения и перемещения элементов. Убедиться в отсутствии стуков возможно только во время ездового процесса по неровностям. Рулевая рейка в порядке.
Comments 24
Гарантия не распространяется уже.По этой причине снимать и разбирать.Мы делали это первый раз и напутали при установке.Потом знакомый мастер исправил все без снятия.Руль стал лучше заводского, чуть информативней. Ставилась капролоновая втулка и тарельчатая пружина, небольшой рем.комплект. Если ее можно подтянуть, то тогда лучше для начало это сделать. Некоторые мастера привирают, с завода это допускается.Если рейку ни разу не подтягивали, то скорее-всего снимать.
втулка не помогла? хм
Все просто, у 2190 рейки со стороны водителя на корпусе отливы с ушами, за которые рейка прикручивается к кузову, а у калиновской рейки этих ушей нет, там через хомут прижимается рейка к моторному щитку.
У рейки 2190 нет ушей(У меня на Калине стояла).Обычная на 3.1 Была еще спортовская с индексом 18.С ушами скорее всего 92-я и она так не хило стоит.У нас около 9 тыс.
у меня тоже 15 год с эур. ставили с артикулом 21920-3400010-00
спасибо, в итоге у меня такая же
Не дури и не верь сервису. Там ремонта на 200,0 руб. Просто поменять пластиковую втулку.
а можно по подробнее где находится она… у меня стук какой то на холодную зимой (летом все в порядке). как прогревается- проходит, оно?
ты про деталь под цифрой 1?
см бж-не надо менять рейку, лучше тюнить её
Посмотри артикул на своей рейке, аком сними и увидишь свой точно.
Это самый точный вариант.А какой пробег на рейке?я спасался заменой ремкомплекты и гофры-пыльника, и все было ок.
она застучала примерно на 60-63 тыщах, а сегодня почти 73 пробег. держится короче)
Я бы не менял,73 не большая величина для нее, втулка с упором стерлись да и все, подтяжка поможет на неделю, а то и на пару дней.Заменить ремкомплект и кататься дальше.В сервисе им бы менять все на новое, проблем никаких для них, никто не хочет менять ремкомплект, это же е…ся надо, вот и говорят что новую ставить надо, знаем мы это, проходили не раз.
— Требуется заменить рулевую, — Какую рулевую ? Что именно ?
Так может для начала стОит посмотреть втулку на рулевом механизме ?
в сервисе приговорили рейку полностью
Сам посмотри втулку. А затем будешь думать, менять или нет рейку — даже 73000 км не показатель. Поскольку если в сервисе «приговорили» рейку, то скорее всего и ответная деталь тоже требует замены. А это уже может потянуть на рулевой механизм в сборе.
Рулевой механизм в Лада Гранта состоит в таком перечне узлов и систем, когда выход со строя какого-либо из элементов не позволит водителю осуществлять дальнейшую эксплуатацию автомобиля. Любая появившаяся неисправность должна подвергаться немедленному устранению. В некоторых случаях нужна всего лишь регулировка рулевой рейки.
Механизм рулевого управления Лада Гранта получил реечную конструкцию. Этот узел достаточно надежен, однако не лишен неприятной особенности – появления со временем характерного стука. Вам также может пригодиться информация о том, как подтянуть рулевую рейку.
Лада Гранта 16 Клапанов › Бортжурнал › Выгоняем дятлов из рулевой рейки (часть раз)
Сегодня запись будет для кого то открытием, а для кого то банальщиной и избитой темой. Уже почти год прошёл с того дня как у оффициалов мне заявили, что рулевая рейка у меня приехала ибо подтягивать её дальше некуда. Стоимость работ определили в промежутке от 15000 до 18000 ( примерно 5000-6000 рублей). Сумма не велика, но всё же жаба давила и было решено отложить оживление мертвеца. Шло время и стук на мелких кочках, шебне, гребёнке становился всё сильнее и раздражительнее. Особенно бесило, когда зарядив полностью новую ходовку я ехал как на телеге (это я о звуках, издоваемых ходарём). И тут знакомые мне поведали способ искоренения этого стука бюджетным способом. Заключался он в том, что бы засунуть пластиковую водопроводную трубу в рулевую рейку 0_о Надо было видеть моё выражение лица