Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему

Автопроизводители всеми силами стараются сделать легковые авто максимально комфортными в управлении и обслуживании, и насыщение их электроникой способствует этому как нельзя лучше. Бортовой компьютер, получая информацию от множества датчиков, в состоянии информировать водителя о многих свершившихся или будущих поломках. В число таких индикаторов входит и лампочка аккумулятора, загорание которой считается нормой только до старта двигателя.

В остальных случаях можно предположить, что АКБ при работающем силовом агрегате не получает заряд, и рано или поздно это выльется в полную потерю ёмкости. Именно поэтому эксперты советуют не останавливаться в пути и искать причину, а следовать до конечного пункта маршрута, чтобы уже на месте выполнить диагностику неисправности.

Как работает индикация аккумулятора

Итак, все мы знаем, что при включении зажигания зажигается сразу несколько контрольных лампочек, среди которых имеется и аккумуляторная. Лампа давления масла гаснет уже после того, как мотор начал работать и разгонять смазывающую жидкость по системе. А вот лампочка аккумулятора гаснет, как только двигатель завёлся и начал работать генератор.

Загорание лампочек – это непременная составляющая процедуры самодиагностики важных систем автомобиля, которая запускается при включении зажигания. Если диагностика не выявила нарушений в работе, лампочки вскоре гаснут. Так что если кратковременно загорелась лампочка аккумулятора при повороте ключа, это нормально – в это время аккумуляторная батарея отдает ток, а когда двигатель начинает работать, источником тока становится генератор, который часть своей нагрузки делегирует АКБ, подзаряжая её.

Но это упрощённое схематическое описание процесса, на самом деле всё намного сложнее и включает несколько промежуточных элементов. Опишем, как всё происходит.

При включении зажигания аккумулятор начинает генерировать ток, который поступает на плавкий предохранитель, а затем через несколько цепей – диоды, реле-регулятор, затем доходит до контактного кольца и дальше идёт на обмотку.

Как только ДВС начинает работать, на контактах лампы напряжение выравнивается, в результате чего лампочка гаснет, а ток начинает течь в обратном направлении, от генератора к батарее.

Если в любом звене этой цепи случается проблема, лампочка не гаснет, а продолжает гореть. Либо загорается неожиданно и столь же внезапно гаснет.

Таким образом, можно утверждать, что работа лампы аккумулятора зависит от функционирования генератора, причем один её контакт связан с клеммой генератора напрямую, а второй присоединён к описанной выше цепи, идущей от аккумуляторной батареи.

Проверка генератора и устранение проблем

Узнать, работает ли генератор, помогает простой и проверенный способ, издавна используемый автомобилистами:

  1. Запустите мотор и подайте нагрузку на АКБ, включив фары или обогрев стекла.
  2. Снимите клемму «–». Для этого понадобится ключ на 10.
  3. Если после снятия клеммы ничего не изменилось, двигатель работает без перебоев, фары не тухнут, с генератором все в порядке.
  4. Если фары потухли, а двигатель «заглох», в авто неисправен генератор.

Щетки

Для проверки работы щеток нужно снять и разобрать генератор, затем извлечь щетки и визуально оценить их состояние. Если они изношены, на поверхности будут видны следы искрения. В этом случае придется заменить весь узел.

Регулятор напряжения

Этот элемент ломается вследствие короткого замыкания в цепи. Его также можно повредить механически или подключить неправильно.

Проверка:

  1. Установите предел на мультиметре 20 В.
  2. Замерьте напряжение на клеммах при работающем двигателе в режиме холостого хода (1-1,5 тыс. об/мин). В норме тестер покажет 13,2-14 В.
  3. Добавьте оборотов до 2-2,5 тыс. об/мин. Показатель должен возрасти до 13,6-14,2 В. При увеличении оборотов до 3,5 тыс. об/мин U должно держаться не выше 14,5 В.

Если значения замеров будут существенно отличаться от нормы, самая вероятная причина – неисправность регулятора.

Диодный мост

Для проверки диодного моста достаточно мультиметра. В качестве примера — порядок тестирования генератора 37.3701, который устанавливали на отечественных «восьмерках» и «девятках».

Проверьте мультиметром, нет ли в цепи короткого замыкания:

  1. Включите режим омметра.
  2. Одним щупом прибора дотроньтесь до вывода 30, другим – до корпуса генератора.
  3. Исправный мост выдаст значение сопротивления, приближающееся к бесконечности.

Следующий шаг – проверка исправности диодов, не «пробиты» ли они. Порядок проверки «+» диодов:

  1. Поместите первый щуп на вывод 30, второй – на любой из болтов, которыми крепится диодный мост.
  2. При исправных диодах сопротивление приближается к бесконечности.

Чтобы проверить отрицательные диоды, щупы размещаются иначе: первый – на болт, второй – к корпусу генератора. При исправных полупроводниках напряжение также будет близко к бесконечности.

Чтобы завершить проверку моста, необходимо исследовать дополнительные диоды. Для этого первый щуп помещают к выводу 61, второй – к одному из крепежных болтов моста. Если диоды исправны, омметр покажет стремление к бесконечности.

Обнаружив неисправность диодных элементов, их просто заменяют новыми. Если повреждена пайка, достаточно перепаять диод.

На заметку! Диодные мосты в генераторах всех марок проверяются одинаково, меняется только нумерация контактов.

Подшипники

Неисправный подшипник вызывает разбалансировку шкива. Об этом легко догадаться по истиранию ремня, которое приводит к его ускоренному износу. Второй возможный признак поломки подшипника – подклинивание или остановка вала генератора. Решают проблему заменой подшипника или всего шкива. При люфте подшипника появляется стук в генераторе.

Контакты

Проведите визуальную ревизию положительного вывода генератора. Если на нем присутствуют загрязнения, пыль, масляные потеки, следы коррозии, зачистите поверхность. Затем то же самое проделайте с «массой». Смажьте контакты защитным составом.

Если поврежден провод, соединяющий генератор и АКБ, его заменяют новым. Одновременно чистят все клеммы. Если окислились щетки генератора, их также очищают. Но так, чтобы графитовая пыль не попала на остальные элементы генератора.

Обрыв цепи

Если оборвана одна из фаз генератора, для проверки придется сначала демонтировать его. Дальнейший порядок диагностики таков:

  1. Проверьте болтовые крепления, соединяющие выводы фаз с диодным мостом. Как правило, на одном из контактов обнаруживаются следы коррозии, плохая затяжка болта или грязь. Исправьте поврежденный контакт, а заодно сделайте профилактику всех остальных. Если оборван провод, замените его. При повреждении проводов обмотки, возможно, придется заменить генератор.
  2. Проверьте обмотку статора, нет ли на ней потемневших витков. Осмотрите изоляцию проводов и измерьте мультиметром ее сопротивление. Если обнаружите на изоляции темные пятна, значит, генератор изношен, надо перематывать обмотку. После ремонта генератора проблема должна быть устранена.

Горящий индикатор аккумулятора при нормально идущей зарядке может сигнализировать о разных неисправностях в автомобиле. Чтобы найти и устранить причину, необходимо провести комплексную диагностику самостоятельно или обратиться на СТО.

Список неисправностей, приводящих к загоранию лампы

Итак, если вы заметили, что на панели приборов горит и не гаснет значок аккумулятора, можно сделать вывод, что его зарядка не происходит. Причин тому может быть несколько:

  • заряд либо отсутствует полностью, либо настолько мал, что его значение меньше разницы потенциалов на аккумуляторных клеммах;
  • реле контроля лампы вышло из строя;
  • подгорели, окислились или ослабли контакты элементов цепи (на самой АКБ, на проводе массы, на генераторе).

Давайте рассмотрим эти случаи более подробно.

Основные причины неисправности

Если при работающем двигателе или во время движения горит значок аккумулятора на панели приборов, то возможны различные варианты.

Если он не гаснет, то возможны неисправности:

  • в генераторе: растянулся шкив или произошел обрыв;
  • изношены щетки или коллектор;
  • неисправен РР. Вышли из строя радиодетали;
  • неисправность выпрямителя;
  • подклинивание, люфт шкива (посторонний звук);
  • нет контакта на клемме +В или D (Ш);
  • обрыв, кз в обмотке.
  • аккумуляторная батарея;
      разряжена и не берёт зарядку;
  • занижен уровень электролита;
  • окисленные клеммы;
  • нет контакта на клемме АКБ, проблемы с проводкой.
  • Если индикатор горит периодически, тускло или мигает. Горит на низких (холостых) оборотах, а после перегазовки тухнет. Горит лампа аккумулятора, и зарядка идет. Тухнет после прогрева двс, тогда возможны неисправности:

    • в работе генератора: слабая натяжка ремня (проскальзывает);
    • люфт шкива генератора или ролика натяжения;
    • плохой контакт графитных щеток с коллектором ротора;
    • пропадает контакт на одной из фаз;
    • неисправность диода;
    • холодная пайка;
    • прерывается контакт (окисление) клеммы +В или массы (не затянута шпилька).
  • в электропроводке:
      пропадает контакт на клеммах провода, идущего от генератора к аккумулятору;
  • пропадает контакт в РР.
  • в сигнальной лампе:
      если используются светодиодные вместо ламп накаливания.
  • Лампочка изначально не светится по следующим причинам:

    • перегорание самой лампочки;
    • износ выключателя зажигания;
    • перегорел предохранитель. Плохой контакт в гнезде;
    • окисление контактов в разъёме приборного щитка.

    Для проверки цепи питания индикатора нужно без разборки при включённом зажигании снять провод с клеммы D генератора и замкнуть его на массу. Если цепь исправная, то индикатор засветится, тогда нужно проверить генератор. Если нет – сначала проверить предохранитель, затем саму лампочку и электропроводку. В приборной панели питание от АКБ обычно подаётся на несколько значков сразу.

    На рисунке 3 изображены составляющие генератора в разрезе.


    Рис. 3 Автомобильный генератор в разрезе


    Рис. 4 Внешний вид расположения РР (9402.3702) в генераторе (без задней крышки)

    На рисунке 5 показаны составные части генератора, подлежащие проверке.

    Проблемы с реле-регулятором

    Напряжение в бортовой сети или на выходе +В должно быть всегда одинаковым и не зависеть от изменения оборотов и нагрузки. Для его стабилизации используется реле-регулятор (РР). Он управляет обмоткой возбуждения через графитные щетки. Реле-регулятор обеспечивает напряжение на входе в пределах 13,5-14,5. В. Конструкция РР в зависимости от типа генератора разная, но принцип работы у них одинаковый.

    На рисунке 6 показаны РР разной конструкции.

    По исполнению РР делятся на:

    1. Встроенные – так называемые “шоколадки”. Они расположены в генераторе.
    2. Вынесенные (внешние) – крепятся отдельно на кузове.

    РР также предотвращает перезаряд аккумулятора. По элементной базе реле разделяются на:

    1. Релейные, использующие зл. реле (выносные).
    2. Транзисторные.
    3. Интегральные.
    4. С переключением лето (13,1… 14В)/ зима (14…15,3В).
    5. Термо Оптимизированный Регулятор Напряжения (ТОРН).

    Основные функции ТОРН:

    • коррекция U по температуре аккумулятора;
    • коррекция U по температуре двигателя (датчик +12В);
    • блокировка и задержка включения генератора при пуске;
    • трехрежимное управление контрольной лампой аккумулятора;
    • полная динамическая коррекция U по ДПДЗ или ДАД.

    Перед заменой РР необходимо убедиться в исправности остального оборудования. Мало проверить только уровень и плотность батареи. Для проверки ГН необходимо завести двигатель и отсоединить плюсовую клемму на АКБ. Концы мультиметра подсоедините к клемме генератора или к снятой клемме аккумулятора. Если он продолжает работать и прибор показывает 14.5 В, то с генератором все хорошо. Если остановится – снять генератор. Проверить нужно РР, диоды моста, обмотки и подшипники.

    Неисправный РР может вывести другое оборудование из строя. Например, при повышенном напряжении может закипеть батарея. При неисправном РР выходное напряжение генератора (при вращении) будет:

    1. Отсутствовать – аварийная работа двигателя, только от АКБ, без зарядки.
    2. Заниженное (ниже 12 В) – тусклое свечение индикаторов, уменьшение мощности.
    3. Завышенное (выше 15 В) – яркость свечения лампочек (фар) меняется от оборотов.

    Регулятор может не работать из-за:

    1. Замыкания в эл. проводке, обмотке возбуждения.
    2. Пробоя диодов.
    3. После переполюсовки (установили АКБ не той полярности).
    4. Неисправности электронных элементов РР.
    5. Механических повреждений.
    6. Изношенности щетки. Если выступает меньше 5 мм, требуется замена.
    7. Влаги внутри корпуса. Например, попала во время мойки или при езде под дождем.

    Рассмотрим, как проверить РР, на примере Я112А.

    На рисунке 7 показан внешний вид РР Я112А в сборе (со щетками).

    Для проверки необходимо отсоединить РР от ГН. Если он установлен внутри, сначала снять заднюю крышку генератора.

    Для проверки работоспособности ИРН 112А и 112Б используется блок питания постоянного напряжения, с регулировкой напряжения от 10 до 16 В и лампочкой (освещение салона) мощностью 1,5÷5 Вт. Собрать схему, как на рисунке 8.

    По этой схеме можно проверить все регуляторы с внутренней установкой. Если блок исправен, то при изменении напряжения до 14.7 В яркость будет меняться, если оно станет выше – погаснет. Если не работает, то следует поменять таблетку или попробовать её отремонтировать.

    На рисунке 9 изображена электрическая схема платы (таблетки) РР Я112А. На плате электронные элементы выполнены в SMD корпусе.

    Для ремонта необходимо разобрать блок и достать плату. Проверить чистоту контактов и качество пайки. При необходимости протереть, пропаять. Мультиметром проверить силовой транзистор (TIP42A) и стабилитрон, затем остальные детали. Неисправные детали, заменить. После ремонта собрать генератор и установить на место. Проверить его работоспособность.

    Натяжение ремня генератора

    Приводной ремень является неотъемлемой частью генератора. Без него как без рук. Тип ремня привода (клиновидный или зубчатый) зависит от марки, модели машины и шкива генератора. Он предназначен для передачи вращения от коленчатого вала ДВС генератору, который при вращении вырабатывает энергию. На рисунке 11 изображено взаимодействие навесного оборудования через приводной ремень.

    От натяжения ремня зависит долговременная работа подшипников генератора, водяного насоса, коленвала, ролика натяжения и другого оборудования (навесного). Если ремень натянут чрезмерно, то растягивается сам ремень и ускоряется износ подшипников, а при слабой натяжке – проскальзывает. Проверка ремня производится визуально. Если есть обрыв или повреждённые участки (расслоение, трещины), то его необходимо заменить. На рисунке 12 показан пример проверки натяжения ремня рукой.

    При выключенном двигателе пальцем проверяют натяжение. Смещение (прогиб) не должно превышать 1-2 мм с усилием 8 кгс посередине между шкивами. В зависимости от марки авто применяются различные натяжные устройства. Например:

    1. С автоматической регулировкой необходимой степени натяжения на основе пружин кручения, сжатия.
    2. С демпферами.
    3. Регулировочным болтом.
    4. Регулировочной планкой (на старых машинах).

    На рисунке 13 изображен внешний вид натяжных роликов ремня.

    На рисунке 14 изображен внешний вид целых и треснутых ремней.

    Ремень проверяется на наличие следов износа с наружной и внутренней стороны. Если ремень изношен, замените его.

    Формы износа приводных ремней:

    1. Обрыв ремня генератора.
    2. Небольшие трещины, расслоение.
    3. Попадание смазки.
    4. Потертость.
    5. Повышенная твердость из-за старения либо плохого качества материалов вызывает свист.

    На рисунке 15 пример регулировки натяжения приводного ремня.

    Часто встречаются варианты, когда натяжение производится отклонением самого генератора. Для снятия и натяжки ремня необходимо:

    1. Расслабить гайку на шпильке крепления генератора и гайку на регулировочной планке.
    2. Наклонить генератор в сторону двигателя и снять ремень.
    3. После осмотра или замены надеть ремень на шкивы.
    4. Отклонить ГН от двигателя монтировкой до нужной натяжки.
    5. Затянуть гайку на планке и убедиться, что натяжение в норме.
    6. Затянуть гайку на шпильке.

    Размер (маркировка) ремня индивидуален для каждой модели. Заменяется ремень аналогично штатному. Надевать нужно без перекосов и посередине шкива. Если установлена планка с регулировочным болтом, то им и производить натяжение.

    В машинах с автоматической натяжкой ремня следят за тем, чтобы натяжитель был в исправном состоянии и не находился в крайнем положении. Крайнее положение ролика говорит о максимальном растяжении ремня и о том, что его надо заменить. Желательно его менять каждые 15-20 тысяч километров. Если в пути порвался ремень генератора, временно заменить его сможет кольцо шириной 20 мм, вырезанное из автомобильной камеры.

    Перегорел предохранитель или плохой контакт

    Предохранитель с плавкой вставкой обеспечивает защиту оборудования и электрических цепей от перегрузок, перегорания проводки в случае замыкания. Он перегорает по следующим причинам:

    1. От вибрации.
    2. Образования окислов на контактах или слабого контакта.
    3. Нарушения изоляции в эл. проводке (замыкание, наличие влаги).
    4. Бракованные.
    5. Более низкого номинала.
    6. Механическое повреждение.
    7. Повышенного напряжения (от генератора).

    Наличие окислов или механические повреждения определяются визуально. Номиналы флажковых предохранителей указываются рядом с местом установки или на пластиковой крышке блока. На рисунке 16 показан внешний вид целого и перегоревшего предохранителей.

    Предохранители классифицируются по материалу легкоплавкой вставки на:

    1. Свинцовые.
    2. Оловянные.
    3. Сплавные (олово + свинец).
    4. Алюминиевые.

    Найти месторасположение конкретного предохранителя можно в мануале к машине. Там на схеме отображено, где установлены блоки с предохранителями и какие именно. Найти предохранитель по марке авто можно и по интернету.

    В автомобилях с BSD-шиной (интерфейс) управление бортовой сетью более сложное, отдельного предохранителя нет. Передача данных осуществляется по шине между БУ двигателя и:

    1. Генератором и аккумулятором (датчик на минусовой клемме АКБ).
    2. Датчиком уровня масла
    3. Электрическим насосом охлаждающей жидкости.
    4. Электронным блоком свечей накала (дизель).

    В случае неисправности какого-то из вышеназванных потребителей в блок управления записывается ошибка, и управление отключается.

    В большинстве случаев отдельного предохранителя для значка зарядки нет. Так, для ВАЗ2110 предохранитель F19 на 10 А общий для питания следующих элементов:

    1. Обмотки возбуждения.
    2. Узла блокировки замков.
    3. Контроля исправности ламп.
    4. Указателя поворота с контрольными лампами.
    5. Лампы заднего хода.
    6. Блока индикации.
    7. Часов (или маршрутного компьютера).

    Если он перегорит, то эти узлы обесточатся. Это хорошая подсказка, говорящая об исправности предохранителя. Проверку плавкой вставки можно проверить такими способами: визуально, контролькой или мультиметром. На рисунке 17 показана панель предохранителей ВАЗ 2110.

    Для визуальной проверки нужно вытащить предохранитель. На круглом предохранителе (керамическом) плавкая вставка расположена снаружи, и обрыв будет виден. В предохранителе ножевого типа плавкая вставка расположена внутри полупрозрачного (цветного) корпуса, но видна на просвет, и разрыв её будет очевиден.

    Проверка контролькой (лампочкой малой мощностью 5W с подсоединёнными концами) производится при включенном зажигании. Один конец подсоединяется к корпусу, а вторым касаются сначала одной стороны предохранителя, затем другой. Если лампочка горит только с одной стороны, то предохранитель перегорел.

    Измерение мультиметром можно проводить двумя способами. Первый аналогичен проверке лампочкой (режим измерения напряжения). Второй: проверка в режиме сопротивления при выключенном зажигании. Мультиметр установить в режим прозвонки. Концы подсоединить к выводам предохранителя. Если он исправен, то прозвучит сигнал, а экран покажет нулевое сопротивление. При сгоревшем предохранителе мультиметр будет молчать и покажет 1 в старшем разряде.

    Перегоревший предохранитель лучше заменить на умные предохранители “AVS” со светодиодным индикатором соответствующего номинала. Эти предохранители можно не проверять. Если он неисправен, то на нём будет гореть светодиод. Если он снова сгорит после замены, то стороны нагрузки есть кз. Потребуется найти повреждение и устранить.

    Горит значок аккумулятора

    Одним из основных индикаторных устройств, расположенных на приборной панели является значок аккумулятора.

    Его свечение красным цветом свидетельствует об отсутствии процесса зарядки аккумуляторной батареи. В этом случае водитель должен следовать к месту стоянки либо предполагаемого ремонта.

    В темное время суток на движение у водителя остается не более 30-ти минут или 40 километров пробега. Какие причины загорания значка, можно ли устранить неисправность самостоятельно?

    Что делать, если горит лампочка зарядки

    Справиться самостоятельно с вышеприведёнными неисправностями где-нибудь в пути будет довольно затруднительно, разве что ремень генератора можно поменять, если вы вдруг всегда с собой возите запасной.

    Но не всё так страшно, и даже с горящей лампой заряда аккумулятора вы вполне способны продолжать движение. Просто роль источника питания полностью ляжет на плечи аккумулятора. Тем не менее даже без подзарядки аккумулятора можно будет проехать достаточное расстояние, если будете придерживаться этих простых, но необходимых в данном случае рекомендаций:

    • не стоит без крайней на то причины заглушать двигатель своего автомобиля. Дело в том, что при запуске стартер потребляет довольно много электроэнергии. Так что в случае вынужденной остановки потом заводиться стоит народным методом – «с толкача».
    • лучше отказаться от включения дополнительных элементов, потребляющих электроэнергию. Да, без музыки, печки, подогрева зеркал и заднего стекла ехать будет заметно менее комфортно. Но лучше так, чем застрять где-нибудь в мороз посреди трассы.
    • также лучше отказаться от включения в тёмное время суток противотуманных фар и дальнего света.
    • для того чтобы аккумулятор не запитывался от неисправного генератора, лучше сразу отсоединить идущие от него провода и обмотать их изоляцией.

    Следуя этим несложным советам, вы легко сможете доехать до ближайшего автосервиса или до родного гаража.


    Загоревшийся на панели индикатор отсутствия заряда АКБ

    Что означает индикатор батареи?

    После того, как вы запустите двигатель вашего автомобиля , автомобиль выполнит проверку, чтобы убедиться, что аккумулятор или генератор переменного тока генерируют точное напряжение. Затем через несколько секунд сигнальная лампа погаснет, если компьютер приборной панели определит, что батарея или генератор работают правильно. Если он остается включенным, компьютер, скорее всего, обнаружит проблему с системой зарядки.
    Если этот предупредительный световой сигнал загорается, вы можете использовать только необходимые аксессуары, включая фары и дворники, чтобы не истощить батарею вашего автомобиля .

    Пять проблем, которые вызывают индикатор батареи на приборной панели:

    Ремень генератора

    Во время нагрузки (свет оптики, включенная магнитола) при слабом натяжении ремня АКБ быстро теряет напряжение. Признаки ослабленного натяжения – визг и свист, что часто наблюдают на холодную.

    Для уточнения проверяют степень натяжения – измеряют величину прогиба. Предварительно глушат мотор. По инструкции давят на деталь. Прогиб ремня менее 5 мм считается нормальным. При большем прогибе подтягивают деталь.

    Сложностей манипуляция не вызывает, особенно в старых автомобилях и при наличии регулировочной планки. Прокручивают винт механизма, который располагается обычно сверху на устройстве. Таким образом передвигают генератор относительно двигателя, создавая нужное натяжение.

    В современных автомобилях регулируют без планки. Для этого:

    • Ослабляют крепеж генератора;
    • Проворачивают винты по кругу;
    • Отодвигают устройство от двигателя до нужной натяжки;
    • Закручивают гайки.

    В конце проверяют степень натяжения ремня.

    Регулятор напряжения

    Деталь с прямой связью с генератором, из-за чего неправильная работа устройства переменного тока сказывается на состоянии детали.

    Визуально маленькая деталь, неполадки которой приводят к множеству неприятностей. Например, перезаряд или недозаряд АКБ. Реле часто ломается на автомобилях, выпущенных за последние 5 лет. Основные причины:

    • Межвитковый пробой генератора;
    • Разрушение щеток генератора;
    • Пробой диодов;
    • Изменение полюсов АКБ.

    Диагностируют проблему по уровню зарядка аккумулятора. Перезаряд или недозаряд указывает на дефектный регулятор. При неисправности деталь подлежит замене, так как не ремонтопригодна.

    Как определить причины

    Если светится индикатор АКБ при заведенном моторе, первым делом замеряют напряжение (U) на клеммах посредством мультиметра, состояние генератора, электропроводки, различных элементов системы.

    Для подробной диагностики понадобятся:

    • две отвертки;
    • лампочка на 12 В;
    • мультиметр;
    • ключ на 10 мм;
    • плоскогубцы и нож;
    • мелкая наждачная бумага.
    1. Осмотрите приводной генераторный ремень: он должен быть натянут так, чтобы поворачиваться на 90 градусов, не больше. Поверхность ремня в идеале сухая, без следов влаги или масла.
    2. Замерьте U на АКБ в статическом состоянии. Когда мотор заглушен, это значение составляет 12-13 В. Если ниже, проблема в генераторе.
    3. Прогрейте авто и замерьте U на низких холостых оборотах. Норма лежит в диапазоне 13,5-14,5 В. Меньший результат – АКБ недозаряжается, больший – перезаряд батареи.
    4. Увеличьте обороты мотора до 2-3 тыс. об/мин. U в норме – до 14,5 В. Если оно возрастает, следует осмотреть регулятор напряжения.
    5. На холостом ходу нужно зажечь фары, включить иные потребители энергии, затем измерить напряжение. Результат не должен быть ниже 13,8 В.

    Устранение неисправности системы заряда аккумуляторной батареи

    Если предыдущие меры по проверке состояния ремня, предохранителей, клемм, контактов и разъемов не дали положительного эффекта, необходимо демонтировать генератор, отвезти его в специализированную мастерскую на стенд для контроля работоспособности.

    Во многих случаях снять генератор можно самостоятельно, если это не требует применения специальной оснастки и размещения автомобиля на подъемник. Подробные описания процесса демонтажа генератора для конкретной модели автомобиля и двигателя нетрудно найти в интернете.

    Общие причины постоянного горения лампы АКБ

    К ним относятся такие случаи:

    • приводной ремень генератора ослаб, износился или порвался;
    • перегорел предохранитель на участке цепи от замка зажигания до контрольной лампочки (в этом случае зарядка есть);
    • нарушен контакт в разъёмных колодках монтажного блока;
    • неисправность реле-регулятора;
    • неисправность диодного моста;
    • неисправность в цепи дополнительных диодов;
    • обрыв в цепи подвода тока к электромагнитам ротора;
    • нарушение контакта на клеммах аккумуляторной батареи;
    • отсутствие питающего тока на выходе из генератора;
    • износились щётки генератора;
    • нет массы на отрицательном проводе.

    При неработающем генераторе на сильном аккумуляторе автомобиль в дневное время сможет двигаться около 2,5–3 часов, если не включать фары, кондиционер, дворники, аудиосистему.

    Источник многих неисправностей системы зарядки аккумулятора — реле-регулятор напряжения генератора

    Лампочка иногда может загореться при включении сигнала поворота

    Наиболее частая причина заключается в неполадках диодного моста, плохого контакта в предохранителях поворотов, слабого контакта в массовом проводе щитка приборов. Надо делать ревизию контактов всех колодок на проводах, идущих от генератора. Устранить неисправность обязательно нужно. Ведь в случае неполадки генератора (обрыв в одном из трёх диодов) аккумулятор перестанет получать полную зарядку и через какое-то время будет разряжаться полностью при каждом включении и/или выключении поворотников.

    Лампочка тухнет и горит в полнакала

    Еле горящая в половину накала лампочка АКБ при работающем двигателе сообщает о неисправности генератора: пробит диодный мост или изоляция в одной из обмоток статора. Реже бывает проблема с замком зажигания. Ключ не может повернуться до упора из-за накопившейся грязи. Ситуацию разрядят несколько капель «жидкого ключа» WD-40 в отверстие для ключа замка зажигания. Иногда может потребоваться ремонт электропроводки автомобиля и своевременная диагностика понижения сигнала на индикаторы.

    Щетки генератора

    Щетки получают ток и передают его на аккумулятор. Хоть детали и маленькие, но они очень важны, ведь обеспечивают езду автомобиля. Изготавливаю их из графита, иногда пропитывают специальным раствором для продолжительной работы.

    Для выявления неисправностей снимают щеточный узел и осматривают его. Опалины и другие характерные признаки указывают на изношенные детали. Неисправность щеток обусловлена и механическим износом. Для этого измеряют высоту графитовых элементов. Срочно заменяют деталь при высоте меньше 5 мм.

    На старых иномарках и в отечественных машинах проверяют неполадки щеток другим методом. При работающем двигателе скидывают минус с аккумулятора. Если мотор продолжает работать – все в порядке, щетки подают напряжение.

    Как сбросить ошибку «низкий заряд АКБ»

    Самый правильный совет — загнать автомобиль на СТО. Там опытные специалисты всё сделают безопасно, быстро, без ущерба для нежной электроники систем управления двигателя и безопасности машины. В некоторых моделях иномарок со временем эта проблема исчезает (если все элементы системы зарядки функционируют нормально). Можно проблему решить и самостоятельно. Для этого нужно отсоединить минусовую клемму на три минуты, а затем снова поставить её на своё место и хорошо затянуть.

    Нужно знать, что контрольная лампочка зарядки аккумулятора своим горением, миганием и другим аномальным свечением сигнализирует о простых неисправностях. Например, выход из строя отдельного диода, неисправность реле-регулятора, ослабление приводного ремня. При обнаружении горящей лампочки нужно обязательной найти и исправить причину отсутствия заряда аккумулятора. Или в скором времени может понадобиться покупать новый генератор или аккумулятор.

    Видео: генератор не даёт зарядки, как найти неисправность и добиться должной работы

    Неожиданные сбои в работе бортовой сети электрооборудования автомобиля могут привести к серьёзным последствиям. Нужно крайне оперативно реагировать на светящиеся сигналы контрольных лампочек самодиагностики систем управления, в том числе и на загоревшейся индикатор зарядки аккумулятора. На станции диагностики по коду ошибки оперативно установят и исправят любую неисправность в системе зарядки источника постоянного тока.

    Диодный мост

    Размещают на задней поверхности генератора, отвечает за преобразование переменного тока. К распространенным неисправностям относят пробой и обрыв.

    Для уточнения проверяют мост мультиметром, положив один щуп на вывод 30 генератора, а второй – на корпус. Сопротивление исправного моста стремится к бесконечности. Предварительно убеждаются, что в цепи нет короткого замыкания.

    Сигнальная лампа

    Сигнальный блок, лампа аварийки или индикатор, который передает статус системы. При неисправности не горит. В описываемом случае горит постоянно, что часто обусловлено проблемами светодиодного устройства. При работе двигателя на холостых оборотах напряжение в системе не превышает 12В – лампочка горит. Но при повышении до 2000 оборотов, гаснет.

    Другие варианты неисправности:

    СвечениеПорядок действий
    НедолгоеОшибка временна. Система автоматически сама приходит в норму.
    ПостоянноеНадо быстро устранить причину, что позволяет избежать дорогого ремонта.
    Быстрое миганиеУменьшают скорость или останавливают двигатель, так как ошибка фатальная, требующая немедленного решения.

    Сбои в работе генератора

    Может оказаться, что даже после установки нового аккумулятора индикатор зарядки не гаснет. Значит причина находится в нарушениях функционирования генераторного устройства.

    Для определения того, что разность потенциалов отсутствует, необходимо проделать определенные манипуляции, используя в качестве средств защиты перчатки из резины:

    • После отключения двигателя, провода от устройства аккумулятора отсоединяются;
    • При помощи мультиметра замеряется разность потенциалов на клеммах. Оптимальным считается уровень, находящийся в интервале от двенадцати с половиной вольт до двенадцати и семь десятых;
    • Провода присоединяются. Зажигание включается. Описанная выше процедура с замерами повторяется сначала. Теперь показатель должен соответствовать значению в интервале от тринадцати с половиной до четырнадцати вольт. С увеличением оборотов он должен тоже возрастать;
    • Если при этом происходит обратное действие, и напряжение падает, то это означает износ щеток генераторного устройства, либо в диодном мосту из строя вышли диоды. Обрыв или ослабление ременной части, также может оказаться причиной того, что заряд перестает поступать. При его осмотре и нажатии, он не должен прогибаться более, чем на полтора сантиметра.


    Самостоятельно определится с окислением клемм, водитель всегда может. Стоит только осмотреть генераторные провода. Наличие на них результатов окислительного процесса характеризуется, как характерным запахом гари, так и внешними признаками.

    Однако, на практике нередко возникают серьезные неисправности, с которыми справится самостоятельно не получится.

    Понадобится помощь специалиста с соответствующей квалификацией. Причем как замена щеток, так и неисправных диодов не составит проблем, а вот износ роторных запасных частей, к примеру, потребует полноценной замены генератора.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]