Балансировка маховика является необходимой процедурой по уравновешиванию вращающихся масс, устранению инерционных сил и обеспечению продолжительной эксплуатации этой детали. При дисбалансе вращающихся элементов двигателя внутреннего сгорания могут возникнуть вибрации, что существенно сокращает срок работы мотора и его составных частей, таких как стартер, карданный вал, коленвал.
Маховик может быть одним из источников вибраций, поэтому и необходимо его балансировать. Эта деталь цепляет шестерню привода стартера, что нужно учитывать при подготовке к процедуре устранения дисбаланса. Тюнинг двигателя также предполагает использование такой процедуры, как проточка маховика. Эта манипуляция предполагает удаление изношенной поверхности детали, что очень важно для ее эффективной эксплуатации. Такая шлифовка является важным этапом балансировки для исключения отрицательного влияния произведенных манипуляций на работу элементов двигателя, таких как стартер, коленвал, карданный вал.
Основы балансировки
Балансировка — это процесс, при котором центр тяжести возвращается в геометрический центр маховика. Особенно часто он проводится после процедуры облегчения этой детали, что нередко практикуется автомобилистами. Балансировка крайне важна, ведь в противном случае на двигатель могут действовать разрушительные силы.
В статическом случае на оси детали возникает какая-то масса. Из-за этого ось устройства смещается относительно оси вращения, что приводит к возникновению вибраций. В моментальном же, дополнительные массы возникают на краях детали. Если маховик не двигается, то вибрации не возникают, но при вращении они могут проявляться крайне сильно. Последний вариант — динамический. Он совмещает в себе предыдущие виды дисбаланса.
Зачастую для устранения подобных проблем автомобиль везут в сервис. Там проводят тщательную балансировку маховика, возвращая центр тяжести в первоначальное положение. Однако осуществить эту процедуру можно и без сторонней помощи, проводя ее в домашних условиях. Сложностей здесь минимум
Дерганье рычага и биение двигателя
Для того, чтобы диагностировать необходимость в балансировке коленвала, достаточно присмотреться к тому, как ведет себя при движении рычаг переключения передач. Если он отчетливо люфтует как в дороге, так и на холостых оборотах, то явно пришло время заняться ремонтом двигателя.
Дополнительным признаком того, что без регулировки коленвала уже не обойтись, является заметная вибрация мотора на холостом ходу.
Разновидности дисбаланса
Для того, чтобы понять, как проводится процедура балансировки, следует разобраться с разновидностями дисбаланса:
- Статический. Развивается в результате смещения оси детали в отношении к оси вращения. Это провоцирует появление вибраций.
- Моментный. Возможен при появлении на краях маховика дополнительных масс. При этом массы уравновешены, но не проявляют себя в статике. Однако, при вращении они провоцируют выраженную вибрацию.
- Динамический. Определяется совместным действием статического и моментного дисбаланса.
Вибрации могут усиливаться или уменьшаться в зависимости от частоты вращения. Они провоцируют возникновение дополнительной нагрузки на элементы двигателя (стартер, карданный вал, коленвал), а также ведут к ослаблению крепежа. В свою очередь, это может привести к неисправностям и снижению срока эксплуатации и нарушениям работы составных частей мотора: маховика, сцепления, коленвала и других.
- некорректное изготовления составных частей двигателя, таких как маховик, стартер, коленвал и другие;
- неоднородность материала;
- неточность центрирования скрепленных деталей;
- повышенная величина зазоров скрепленных элементов и узлов, а также несоблюдение соосности при монтаже;
- деформирование валов в процессе механической и термической обработки и в результате повреждений при использовании.
Вибрации могут возникнуть при отсутствии балансировки как маховика, так и других деталей большого диаметра и значительной величиной угловой скорости: карданного вала, коленвала, колес и сцепления.
Устранение дисбаланса проводится с использованием специализированного оборудования в автосервисных центрах. Самостоятельная балансировка также возможна. Только нужно помнить, что перед проведением процедуры следует отключить стартер, который цепляет маховик, от питания.
Рис.1 Балансировка маховика
Восстановление старых и новых коленвалов
Чаще всего балансировка коленвала производится на машинах с многотысячным пробегом.
Однако в некоторых случаях она необходима и для сравнительно новых автомобилей, особенно, если те много ездили по холмистой и пересеченной местности, что привело к ускоренной выработке ресурса силовой установки.
Проведение балансировки
Статическая балансировка производится несложно и возможна в домашних условиях. Возможно отбалансировать маховик с применением вспомогательных инструментов и средств. Для начала необходимо снять деталь, для этого нужно загнать автомобиль на смотровую яму, после этого отключить питание, которое использует стартер (он цепляет маховик), и только затем снять элемент.
При этом следует учитывать, что свободное вывешивание маховика ведет к установке такого положения детали, в каком наиболее тяжелый участок будет локализоваться внизу. Для определения положения следует расположить маховик так, чтобы он беспрепятственно вращался на опорах. Это можно осуществить при закреплении детали на валу, который помещен на опоры.
При этом в их качестве выступают уголки. Также для этого используют тиски, при этом в них зажимается вал с закрепленном на подшипниках маховиком. Он проворачивается под своим весом и устанавливается тяжелым участком именно в нижнем положении. После этого проводится проточка маховика, то есть удаление излишков металла с тяжелой стороны (шлифовка).
Кроме того, балансировка предполагает монтаж дополнительного груза с противоположной стороны. Так выравнивается распределение масс. Но проточка маховика, или шлифовка, является более распространенной процедурой. С ее помощью облегчается тяжелая часть детали и уравновешивается масса. После этого маховик устанавливается обратно, а стартер, который его цепляет, подключается к питанию.
Процедура динамической балансировки должна проводится в условиях профессионального автосервиса. Для ее осуществления требуется специализированное оборудование. Особенность процедуры заключается в ее совместном характере: устранение дисбаланса производится одновременно для маховика, сцепления и коленвала. При этом так же, как и при статической балансировке, производится отключение питания, которое использует стартер, что цепляет маховик.
Совместная балансировка коленчатого вала и маховика
Таким образом, возможно отбалансировать маховик самостоятельно — шлифовка является довольно простой процедурой, но динамическую балансировку следует осуществлять только с привлечением специалистов, поскольку она требует устранения дисбаланса совместно для коленвала, сцепления и маховика и предполагает довольно сложный алгоритм действий с использованием сложного оборудования и инструментов. Кроме того, шлифовка, проведенная в сервисе, оказывает более положительное действие на работу автомобильного двигателя
Причины выхода вала из строя
Чаще всего разбалансировка коленвала происходит по следующим причинам:
- Низкое качество постели коленвала и целого ряда примыкающих к коленвалу компонентов;
- Структурные аномалии в металле, из которого изготовлен коленвал;
- Взаимное соударение ряда деталей из-за их механической, температурной и коррозионной деформации;
- Допущенные при компоновке мотора ошибки;
- Неточное центрирование вала;
- Его плановое эксплуатационное разрушение.
Изготовление рамки и установка гаек
Первым делом следует изготовить рамную основу станка. Ее габариты определяются протяженностью конкретного коленвала. На данном этапе мастеру понадобятся трубы и профили.
- Сварив из них раму, в паре ее уголков и по центру расположенной напротив трубки следует проделать пазы для шпилек.
- На эти места методом сварки насаживаются гайки, резьба которых соответствует ширине шпилек.
Почему деталь изнашивается?
Вопреки множеству расхожих мнений, одной из главных причин выхода двухмассового маховика из строя является не низкое качество детали. Да, не без этого, производители часто допускают ляпы во время производства.
Главный враг двухмассовых маховиков — чрезмерно большой крутящий момент мощных современных двигателей машин. Они отличаются от более старых моделей высоким давлением, которое образовывается в камерах сгорания топлива.
Кроме того, силовые агрегаты изготавливаются производителями из легких сплавов, которые негативно сказываются на надежности и значительно хуже справляются с колебаниями.
Нажимной диск сцепления с кожухом в сборе
Диск балансируют статически в динамическом режиме при установке на рабочую поверхность и два диаметрально расположенных отверстия крепления кожуха к маховику, а также путем сверления отверстий диаметром 13,8 мм в бобышках под пружинами на глубину не более 23 мм. Между опорными поверхностями диска и кожуха расстояние должно быть 9,8 мм при допуске параллельности этих поверхностей 0,03 мм. Остаточный дисбаланс должен быть не более 0,005 Нм. После балансировки установочные отверстия нужно пометить. При любой повторной установке по тем же отверстиям дисбаланс должен быть не более 0,009 Нм.
Зачем восстанавливать?
В первую очередь, цена, которая играет огромную роль. В зависимости от сложности образовавшегося повреждения двухмассового маховика, стоимость ремонта обойдется в несколько раз ниже в сравнении с покупкой нового маховика.
Если вы опытный водитель, то понимаете, что гораздо лучше восстановить оригинальную деталь, чем приобрести дешевую китайскую подделку, при условии, что ремонтно-восстановительные работы будут производится в мастерских, которые специализируются в данном направлении, имеют соответствующий опыт восстановления маховиков и соответствующее оборудование.
Наш сервис предлагает — качественно и с гарантией произвести восстановление двухмассового маховика. Большинство владельцев автомобилей с такими маховиками относятся к ним негативно и избавляются от них при первой же возможности. Однако, не каждый водитель осознает, насколько хорошо ДМФ повышает комфорт при езде на автомобиле с высоким крутящим моментом.
Финальная стадия сборки станка
Далее следует взять четыре уголка длиною около третьей части метра. В них проделываются отверстия такой же ширины, как и диаметр опор. Каждая пара стоек венчается повернутым ребрами вверх уголком, после чего он приваривается.
В итоге в распоряжении автолюбителя появится нечто наподобие миниатюрного гимнастического снаряда. Коленчатый вал будет устанавливаться на противостоящие друг другу П-образные стойки. Можно приступать к балансировке.
Ремонт двухмассовых маховиков DSG от «Сервис АКПП 24»
Мы обслуживаем ДММ всех типов. Перед началом ТО мастера направляют авто на комплексную диагностику: компьютерную, визуальную, гидравлическую, механическую. По итогам диагностики формируется смета, согласовывается с автовладельцем, затем слесари-агрегатчики приступают к восстановлению ДММ.
В ремонт двухмассовых маховиков DSG в нашем сервисе входит:
- Снятие ДММ.
- Разбор устройства.
- Мойка узлов маховика.
- Шлифовка (в том числе и нажимного диска сцепления).
- Замена венца и всех внутренностей маховика новыми усиленными деталями.
- Сборка устройства, покраска.
- Балансировка ДММ и нажимного диска сцепления.
После ремонта двухмассового маховика, его балансировки и установки, мы проводим выходную диагностику. Владелец забирает авто после тест-драйва и проверки качества технического обслуживания.
Хотите вернуть работоспособность DSG? Необходимо восстановить ДММ коробки передач? Звоните мастерам «Сервис АКПП 24»: +7 926 733-34-83,. Мы бесплатно вышлем за вашим авто эвакуатор, проведем диагностику, ремонт двухмассового маховика DSG и предоставим гарантию до 3 лет.
Монтаж контргаек и опорных стоек
Накануне балансировки раму выставляют четко горизонтально. По окончании выравнивания на гайки накручиваются контргайки.
Затем рядом с каждым углом рамы проделываются пазы для четырех 25-сантиметровых прутов, которые будут опорами конструкции.