Как развоздушить систему охлаждения ваз 2107 инжектор


Причины и признаки неисправности

Появление воздушных пробок — это привычная проблема для опытных автолюбителей, с которой приходится весьма часто сталкиваться. Но перед тем, как выгнать воздух из системы охлаждения, необходимо желательно все же знать причину неисправности.

Их можно выделить несколько:

  • Ошибки при доливке охлаждающей жидкости или ее замене.
  • Подсос в местах стыка патрубков.

Подобные проблемы в 90% случаев возникают зимой, когда штуцера уменьшаются в размерах под действием низких температур.

Как следствие, появляются микротрещины или повреждения другого рода, через которые и просачивается лишний воздух;

  • Дефект атмосферного клапана;
  • разгерметизация помпы ;
  • появление течи в радиаторах (охладительном или отопительном);
  • повреждение прокладки под головкой БЦ (появляется белый дым из выхлопной трубы, становится заметной течь масла из-под ГБЦ);
  • выход из строя термостата ;
  • механические дефекты или засорение радиаторов (соединяющих их патрубков).

Наличие воздушной пробки в системе охлаждения можно с легкостью диагностировать, двигатель долго прогревается или наоборот, вообще не набирает необходимую температуру.

Объяснить это просто. По причине сильной завоздушенности тосол (антифриз) не может нормально попасть в радиатор охлаждения . Как следствие, температура двигателя постоянно нарастает.

Последствия могут быть катастрофическими особенно зимой. Не работает отопитель (печка). В этом случае охлаждающая жидкость уже не попадает в радиатор отопителя и, как следствие, он не прогревается.

В любом из вышеперечисленных случаев может понадобиться удаление воздуха из системы охлаждения. Но как это сделать правильно?

Доработка системы отопления

Устройство печки ВАЗ 2107 далеко не совершенно. Поэтому автовладельцы дорабатывают её самыми различными способами. Прежде всего предпринимаются попытки улучшения герметичности воздуховодов, особенно в местах соединений. Это позволяет несколько увеличить эффективность обогрева салона.


Владельцы ВАЗ 2107 дорабатывают систему отопления самыми различными способами

Замена вентилятора

Часто для улучшения работы печки автолюбители меняют родной вентилятор на более мощный, используемый в других моделях ВАЗ (например, ВАЗ 2108). Заводской электродвигатель вентилятора установлен на пластиковых втулках, которые быстро изнашиваются. В результате появляется люфт вала, а в салоне при работе вентилятора становится слышен свист. Ремонт и смазка втулок в этом случае, как правило, ожидаемого эффекта не приносят. Электродвигатель вентилятора ВАЗ 2108 установлен на подшипниках. Поэтому его установка в печку ВАЗ 2107 не только повысит эффективность обогрева салона, но и сделает работу вентилятора более надёжной.

Обычно вместе с электродвигателем вентилятора меняют и ряд других элементов блока управления печкой. Частота вращения заводского вентилятора ВАЗ 2107 при силе тока 4,5А составляет 3000 об/мин. Электродвигатель ВАЗ 2108 при частоте 4100 об/мин потребляет 14А. Поэтому при замене следует установить соответствующие предохранитель, резистор (обычно от «Нивы») и переключатель оборотов (например, от «Калины»).

Видео: доработка печки ВАЗ 2107

Для демонтажа вентилятора потребуются:

  • плоская и крестообразная отвёртки;
  • ключи на 7 и на 10;
  • круглогубцы.

Вентилятор снимается в следующем порядке.

  1. Демонтируется панель приборов, полка и перчаточный ящик.
  2. Ключом на 7 ослабляется кожух тросика регулирования воздушных заслонок. Петля тросика снимается с рычага.
  3. Ключом на 10 откручивается гайка крепления корпуса отопителя.
  4. Плоской отвёрткой из корпуса печки извлекаются левый и правый воздуховоды.
  5. Плоской отвёрткой снимаются защёлки, фиксирующие вентилятор на печке.
  6. Отсоединяются клеммы проводов.
  7. Вентилятор извлекается из корпуса печки.
  8. Снимается крыльчатка. При необходимости используются круглогубцы.

Размер нового вентилятора (от ВАЗ 2108) несколько больше. Поэтому его установка потребует некоторых изменений в конструкции печки. Если меняется только моторчик, необходимо будет сделать дополнительное отверстие в решётке, через которую тёплый воздух поступает в нижнюю часть салона. Если этого не сделать, корпус электродвигателя упрётся в решётку.

Замена корпуса печки

При установке вентилятора от ВАЗ 2108 потребуется изготовление нового каркаса, обычно из оргстекла. Это довольно трудоёмко и потребует определённых навыков.


Материалом для самодельного каркаса при доработке печки может служить оргстекло

При изготовлении нового каркаса следует точно соблюдать все размеры. Малейшие неточности могут привести к вибрации или выходу из строя нового вентилятора. Собрав конструкцию, следует смазать стыки герметиком и установить новый корпус на место. После этого обычно уровень шума в салоне снижается, а печка начинает лучше нагревать воздух.

Воздухозабор должен быть ВСЕГДА с улицы, тем более зимой, иначе окна потеть будут (а зимой и замерзать). Воздухозабор из салона делается только при включённом кондиционере (в семёрке этот вопрос не стоит). То что в один «рукав» не дует, возможно: а) при махинации с печкой рукав не встал в нужное место и печка дует куда-то под панель, б) в сопло попала какая-нибудь хрень (поролон или что-то типа того).

Enakin

https://forums.drom.ru/russian/t1151720023.html


При изготовлении нового каркаса для моторчика следует точно соблюдать все размеры

Другие варианты тюнинга печки

Иногда дорабатывается конструкция воздуховодов. В корпусе печки делаются дополнительные отверстия, в которые вставляются сантехнические шланги. Через эти шланги, соединённые с боковыми и нижним воздуховодами, при работе двигателя создаётся дополнительный поток тёплого воздуха на стёкла и в ноги.

Часто причиной слабого обогрева салона является засорение радиатора печки. ОЖ начинает медленнее или совсем перестаёт циркулировать по системе отопления, и эффективность нагрева воздуха заметно снижается. Обычно в этих случаях радиатор меняют на новый.


Засорение радиатора печки приводит к снижению эффективности обогрева салона

Tри метода, как выгнать воздух из системы охлаждения

Давайте же рассмотрим основные и наиболее эффективные способы решения проблемы.

Способ №1. Действуйте в следующей последовательности:

Снимайте пластиковый кожух, который установлен на двигателе. Для этого необходимо будет открутить крышку на отверстие для доливки масла. После этого снимайте накладку (как только кожух удалось снять, крышку можно вернуть на место во избежание попадания грязи и пыли внутрь силового узла).

Найдите патрубки, которые отвечают за прогрев дроссельного узла. ( см. Чистка дроссельной заслонки ).Выберите любой и стяните его. Скручивайте крышку с отверстия расширительного бачка, в котором находится антифриз, и накрывайте отверстие чистой тряпкой.

Дуйте внутрь бачка. Таким способом создается давление, которое выдавливает воздух. Как только из патрубка пошла охлаждающая жидкость, вы успешно избавились от воздух.

Возвращайте трубку на место (чем быстрее вы это сделаете, тем лучше). В противном случае можно снова поймать порцию воздуха.

Способ №2. Данный вариант намного проще и дуть никуда не нужно. Выгоняйте воздух следующим образом:

  • Прогревайте двигатель минут 10-15 и после этого заглушите его;
  • крышка на расширительном бачке остается закрученной;
  • также (как и в прошлом методе) снимайте один из патрубков на дроссельном узле;
  • дождитесь, пока из него не пойдет охлаждающая жидкость.

Как только это произошло, сразу же возвращайте трубку на место и плотно ее зафиксируйте с помощью хомута.

При выполнении данной операции будьте очень осторожны, ведь температура тосола (антифриза) может достигать 80-90 градусов Цельсия.

Способ №3. Нельзя упомянуть еще один простой, но весьма эффективный метод избавления от завоздушенности в системе охлаждения.

Действуйте так:

  • Найдите крутую горку и станьте на ней таким образом, чтобы передок машины был наивысшей точкой;
  • поставьте машину на ручной тормоз и подложите подставки под колеса, чтобы исключить случайное скатывание;
  • скручивайте пробки с радиатора и расширительного бачка;
  • заведите автомобиль и дайте ему прогреться 10-15 минут;
  • периодически нажимайте на педаль акселератора и доливайте охлаждающую жидкость в бачок по мере необходимости.

Выполняйте доливку до тех пор, пока пузырьков не будет появляется вообще. Только в этом случае работу можно считать выполненной.

Теперь вы знаете, как удалить воздушную пробку из системы охлаждения быстро и без особых финансовых затрат.

На первый взгляд данная проблема выглядит незначительно, но в конечном итоге она может привести к целому ряду проблем.

Так что при появлении первых же симптомов завоздушенности безжалостно выгоняйте воздушные пробки и открывайте нормальный доступ для циркуляции охлаждающей жидкости.

Удачи на дорогах и конечно же без поломок. Не забывайте поделиться своим личным опытом ремонта автомобилей ВАЗ в комментариях.

Пошаговая инструкция

Следующий способ того, как продуть печку на ВАЗ-2107, будет рассмотрен пошагово. Итак:

  1. Откручиваем и выдёргиваем верхний патрубок. Этот патрубок идёт как раз к печке, и это самая верхняя точка, где может скопиться воздух.
  2. Вставляем патрубок на место не закручивая.
  3. Заливаем полный бак тосола. Лучше подстраховаться и заливать тосол через тряпочку, чтобы в отопительную систему не попал мусор. Это достаточно нудный и долгий процесс, но он необходим, чтобы не повредить системе.
  4. Заводим двигатель и доводим его до 80 градусов. Теперь надо через самый высокий патрубок выпустить воздух.
  5. Для этого немного приснимаем его и двигаем.
  6. Выполняем эту процедуру до тех пор, пока не польётся тосол. Если тосол полился, значит, воздух уже почти весь вышел.
  7. Если небольшой пузырёк воздуха остался, то он выйдет потом через расширительный бак.

Это один из самых действенных способов, как продуть печку на ВАЗ-2107. С помощью этой инструкции вы справитесь с этой проблемой и обязательно восстановите работу печки!

Источник

Образуется воздушная пробка в системе охлаждения двигателя.

Казалось бы, образование воздушной пробки в охлаждающей системе ДВС — это такая простая проблема, но наличие его серьезно сказывается на текущей и будущей работе мотора. Многие водители сталкивались с такими явлениями, как кипение антифриза, тосола и воды, выходом из строя различных датчиков, бурлением — все это говорит о том, что в каналах системы есть воздух, что стопорит циркуляцию. Также, бывает, что после запуска мотора автомобиль не нагревается. При появлении первых признаков воздуха в системе охлаждения двигателя требуется быстрое устранение причин.

Общие рекомендации по профилактике

Первое, на что нужно обращать внимание, это уровень антифриза в системе охлаждения. Всегда контролируйте его, а при необходимости доливайте. Причем если приходится доливать охлаждающую жидкость очень часто, то это первый звонок, говорящий о том, что с системой что-то не в порядке, и для выявления причины неисправности необходима дополнительная диагностика. Также контролируйте отсутствие пятен от утечки антифриза. Делать это лучше на смотровой яме.

Старайтесь пользоваться тем антифризом, который рекомендован производителем вашего автомобиля. А покупки совершайте в проверенных лицензированных магазинах, сводя к минимуму вероятность приобретения подделки. Дело в том, что некачественная охлаждающая жидкость в процессе многократного нагрева может постепенно испаряться, а вместо нее в системе образуется воздушная пробка. Поэтому не пренебрегайте требованиями производителя.

Вместо заключения

Напоследок хотелось бы отметить, что при появлениях описанных признаков завоздушивания системы, необходимо как можно быстрее выполнить диагностику и ее проверку. Ведь воздушная пробка значительно снижает эффективность работы системы охлаждения. Из-за этого двигатель работает в условиях повышенного износа, что может привести к его преждевременному выходу из строя. Поэтому постарайтесь при обнаружении завоздушивания избавиться от пробки как можно быстрее. Благо, сделать это может даже начинающий автолюбитель, поскольку процедура несложна и не требует использования дополнительных инструментов или приспособлений.

Источник

Признаки воздушной пробки в системе охлаждения

Определить наличие воздуха в хладильной системе двигателя можно путем самостоятельного проведения диагностики и устранить причины. Диагностику проводим по вышеперечисленным признакам.

  1. Проверка системы на герметичность. Хомуты со временем ослабевают, окисляются или полностью обрываются. У шланг тоже есть амортизация, со временем лопаются, трескаются, то жара, то холод постепенно разрушают резину.
  2. Неполадки с термостатом. При очень быстром нагреве двигателя после запуска, то есть включился уже вентилятор охлаждения, а датчик температуры показывает, что вот-вот загонит стрелку в красную шкалу, то это говорит о неработающем термостате или наличие воздуха в патрубке нагнетания помпы. В этом случае, термостатный клапан будет находиться в закрытом положении, ОЖ будет двигаться по малому кругу. Может быть и обратное явление. Двигатель после запуска очень долго греется. Это означает, что клапан термостата открыт на полную или в термостате есть воздушная пробка. Во всех случаях, придется выгонять воздух из охлаждающей системы двигателя.

Проверить термостат своими руками легко, надо сделать следующие действия:

  • запустить двигатель;
  • через пару минут потрогать на ощупь патрубки радиатора (верхний должен быть сначала теплым, потом холодным, нижний должен быть холодным);
  • при достижении уровня температуры двигателя до рабочей, 80-90 градусов, должен открыться термостат и нижний патрубок должен нагреваться.

Проверить работоспособность также легко. Определяется по уровню шума (использовать датчик шума и определить уровень в децибеллах (Дб) не стоит), по звуку уже ощущается как работает насос. Также проверяется вибрация насоса. Возможно, полетел подшипник помпы.

Основная подсказка о том, что появился воздух в системе охлаждения двигателя в печке. Если двигатель горячий, а печка дует холодный воздух, то, значит есть воздушная пробка.

Народный способ

Этот способ развоздушивания пришёл к нам из народа. То есть логическим путём водители додумали ставить автомобиль под углом так, чтобы воздушный пузырёк при определённых действиях вышел из системы отопления.

Итак, вам необходимо найти горку с небольшим уклоном. Подойдёт и эстакада. Загоните автомобиль на неё таким образом, чтобы передняя часть была как можно выше задней. Пробка пропадёт, если ваш двигатель поработает на холостых оборотах пару минут. Однако этот способ помогает не всегда. Впрочем, этот способ самый дешёвый и простой, поэтому имеет смысл его опробовать. Если он не помог, читайте дальше, как продуть печку на ВАЗ-2107.

Причины, почему появляется воздух в системе охлаждения

Воздух в системе появляется по причине неполадок, действий или бездействий со стороны водителя. Выделяют следующие причины:

  1. Нарушена герметичность системы. Это может быть не затянутый хомут, штуцер, трещины в шлангах.
  2. Были выполнены работы по замене или доливке охлаждающей жидкости. Это, как правило, самая распространенная причина попадания воздуха, потому что не все знаю, что заливать надо тонкой струей. Если заливать толстой струей, образуется воронка, которая завихренивает воздух.
  3. Вышел из рабочего состояния воздушный клапан. Этот клапан расположен в крышке бочка для жидкости охлаждения. При естественном нагревании или установив и запустив автономный предпусковой подогреватель двигателя, увеличивается объем жидкости, повышается давление в бачке и воздух лишний должен выводиться через клапан в крышке. Это также, распространенная причина. Это первое, где надо искать причины завоздушивания каналов охлаждения. Стоит эта крышка 100 рублей на современные автомобили Ваз. Кто меняет его, когда уже перепроверил все причины, даже после замены головки ГБЦ оказывалось, что причина была именно в нерабочей крышке.
  4. Неполадки в помпе (насосе). В помпе могут быть неисправны сальники и фибры, из-за чего идет подсос воздуха.
  5. Идет утечка через болт в радиаторе охлаждения (есть не на всех моделях). Если есть утечка тосола, антифриза или воды, то утраченный объем заполняется воздухом.
  6. Сгоревшая прокладка головки блока цилиндров. Если двигатель уже был перегрет, то, есть вероятность сгорания прокладки ГБЦ. При сгорании ее, происходит выброс жидкости охлаждения либо в картер, либо в выхлопную систему. Бурление и кипение начинается, когда объем охлаждающей жидкости (ОЖ) уменьшился, и вся пустота заполнилась воздухом. В этом случае потребуется ремонт замене прокладки головки, для этого надо знать какие виды прокладок ГБЦ бывают.

В случае, если ОЖ попадает в картер двигателя, то это легко проверить щупом уровня масла, уровень будет больше положенного. Если в качестве ОЖ используется вода, то моторное масло станет белое. Бывает воздух попадает в тормозную систему, в этом случает система также нуждается в прокачке воздуха. А для этого надо знать схему, с какого колеса начинать и что конкретно делать по прокачке тормозов с АБС и как прокачать тормоза без АБС. В случае, если вся ТЖ вытекла или хотите произвести ее замену, то в такой работе также есть свои нюансы. В частности, надо знать какие ТЖ можно смешивать и сколько нужно тормозной жидкости для замены.

Устройство

Первое, откуда жидкость начинает свой ход – радиатор. На моделях ВАЗ 2106, устанавливались радиаторы двух типов – медные и алюминиевые. Первый – более качественный, и при появлении трещин на его поверхности, их запросто можно заварить. В отличии него, любая трещина на алюминиевой детали – верная ее смерть.

Радиатор образно состоит из трех частей: верхний бочок, охладительные соты и нижний бочок. В верхнем бачке имеется заливная горловина, для добавки охлаждающей жидкости. В процессе работы, в данном бачке собирается горячая жидкость, прошедшая один цикл. Далее, она спускается в нижний бочок, через соты, попутно охлаждаясь вентилятором. И в нижнем бачке, жидкость уже полностью охлажденная, и готова к эксплуатации.

Сверху и снизу, к радиатору подводятся трубки: две широкие и одна узкая. Узкая трубка, соединяет радиатор с расширительным бочком, предназначенным для попадания в него лишней жидкости при нагревании и расширении. Верхняя широкая трубка, соединяет деталь с термостатом, который, в свою очередь, с помощью клапана регулирует поток охлаждающей жидкости. От термостата жидкость может идти, как обратно в блок цилиндров двигателя, так и в радиатор.

Для принудительного циркулирования, в системе предусматривается насос, который качает антифриз, создавая давление внутри блока. Между цилиндрами, предусматривается специально изготовленная пустота, куда и попадает данная жидкость.

Как выгнать воздух из системы охлаждения двигателя.

Процесс удаление воздушной пробки на автомобилях практически одинаков, будь то Калина, Приора, Гранта, Хрэй, Веста, Ваз 211(0-5), 2101-2107, Опель, Дэу Матиз, Нексия, Ниссан Альмера, Газель Бизнес, Ауди 80-100, Бмв Е39, Пежо, Шевроле Круз, Шкода, Мазда, Мицубиси Лансер, Сузуки Гранд Витара, Нива, Уаз, Фольксваген, Форд, Рено Дастер, на китайских Лифан и, даже на автомобилях премиум классах.

Удалять воздушную пробку из системы охлаждения можно несколькими вариантами:

Сроки замены ОЖ в ВАЗ 2107

Назначение ОЖ в ВАЗ 2107 — отведение избыточного тепла от двигателя авто. Ведь в процессе работы множество деталей двигателя внутреннего сгорания достигают температуры 300 градусов С. Не охладив вовремя и в достаточной мере мотор, он выйдет из строя. Охлаждающая жидкость решает эту проблему, она подается в заведенный двигатель, протекает по каналам, забирая таким образом лишнее тепло у двигателя внутреннего сгорания.

После нагревания, ОЖ уходит в центральный радиатор, который на постоянной основе обдувает вентилятор. После остывания в этом агрегате, жидкость попадает снова в охладительные каналы двигателя. Это и есть процедура непрерывного жидкостного охлаждения мотора ВАЗ 2107.

Общий принцип работы охлаждающей системы ВАЗ 2107 можно изучить по приведенной ниже схеме.

Как понять, какая охлаждающая жидкость требуется для ВАЗ 2107 — тосол или антифриз? Так как речь идет о российском авто, следует разграничить такие понятия, как тосол и антифриз для внесения ясности понятий.

Следует отметить, что подобное деление и разграничение принято только в РФ. Для ответа на этот вопрос, предварительно следует разобраться: чем является охлаждающая жидкость?

Итак, основа ОЖ — этиленгликоль, реже — пропиленгликоль. К нему добавляют специальные присадки, которые являются защитой от коррозии. Каждый производитель добавляет различные виды присадок.

Разграничим охлаждающие жидкости, представленные на современном рынке, по технологиям производства присадок:

  • традиционная, в которой присадки сделаны из солей неорганических кислот: силикаты, нитриты, амины, фосфаты;
  • карбоксилатная, присадки изготавливаются из органических карбонатов;
  • гибридная, состоит из смешения органических карбонатных присадок и неорганических солей (в меньшем количестве, включающие фосфаты или силикаты).

Итак, основное отличие тосола и антифриза состоит в том, что ОЖ, изготовленная по традиционной технологии, называется тосолом, изготовленная по карбоксилатной технологии получила название антифриз.

Преимущества и недостатки использования тосола

Плюсы:

  • защитная пленка. Благодаря неорганическим солям, содержащимся в тосоле, создается защитная пленка на поверхности охлаждаемых деталей, защищающая их от коррозии. Пленка достигает 0,5 мм. На картинке ниже заметно каким образом тосол создает защитный слой, недостаток — это препятствует теплоотводу;

  • изменение цвета. Если водитель забыл поменять ОЖ, подсказкой к необходимости осуществления процедуры станет цвет жидкости, который легко заметить, просто заглянув в расширительный бачок авто. Изменения состоят в том, что по мере утраты своих полезных свойств тосол становится темнее, а вовсе непригодный тосол не отличишь от деготи;
  • доступные цены. Охлаждающая жидкость, произведенная по традиционной технологии, в 3 раза дешевле антифриза.

Недостатки тосола:

  • частота замены. Тосол обладает небольшим ресурсом, приходя в негодность уже после 50 тыс. км пробега;
  • негативное воздействие на алюминиевые части. Присадки, используемые для создания тосола, отрицательно влияют на алюминиевые поверхности в главном радиаторе (что значительно сокращает срок его службы);
  • из-за склонности к образованию конденсата, негативно влияет на водяной насос ВАЗ 2107, как следствие — преждевременный износ его крыльчатки.

Рассмотрим преимущества и недостатки использования антифриза

Плюсы:

  • срок службы дольше — антифриза в объеме 6 литров хватает на 150 тыс км пробега;
  • температурная избирательность — благодаря наличию карбонатных присадок, антифриз защищает активнее ту поверхность двигателя, которая подвергнута нагреву сильнее всего;
  • антифриз не мешает отведению тепла, а также защищает очаги коррозии с помощью локальных слоев;

  • долгая работа мотора за счет температурной избирательности и своевременного охлаждения двигателя антифризом;
  • отсутствие конденсата, а значит антифриз не может повредить радиатору и водяному насосу автомобиля ВАЗ 2107.

Недостаток антифриза очевиден — его высокая стоимость. По цене, он превышает тосол в среднем в 3 раза.

Защита от образования воздушной пробки в системе охлаждения.

Во всех делах связанных с неполадками и последующим ремонтом легче всего предотвратить появление поломок, в данном случае, надо не допустить появление воздушной пробки. Желательно научиться устранять простые поломки и выполнять профилактические работы своими руками, тогда не придется обращаться в автосервис.

Одной из главных профилактических мер по образования воздушной пробки является не доведение до кипения охлаждающей жидкости (не перегревать мотор). Если залит антифриз, то он выдерживает большую температуру, чем тосол, и тем более, чем вода. Когда закипает ОЖ, образуется пар, который образует продавливается до самых труднодоступных уголков системы зажигания. В таких случаях появляются некоторые виды поломок.

Воздушная пробка в системе охлаждения приводит к нарушению режима отвода тепла из зон повышенного теплообразования: поршней, цилиндров, впускного и выпускного коллекторов. Такая нестабильная работа охладительной системы двигателя может вызвать перегрев. Продолжительная эксплуатация автомобиля с воздушной пробкой может закончиться серьёзными затратами на ремонт.

Как не допустить образования проблемы повторно


На работы автосервиса хотя бы еть гарантия

Самый верный способ избежать ненужных проблем с автомобилем — доверять обслуживание профессионалам. Устройство авто и двигателя в частности непрерывно усложняется. Современная система охлаждения состоит из многих деталей неправильной формы, трубок и шлангов, расположенных под различными углами. Одним словом, мест, где может скапливаться воздух в системе охлаждения — много. Профессионалы знают все тонкости заполнения системы антифриз, умеют без проблем поменять старую жидкость на новую.


Перегрев двигателя можно предотвратить с помощью регулярного обслуживания

Не нужно допускать перегрева двигателя, доводить тосол до кипения. В этот момент охлаждающая жидкость превращается в пар, который под большим давлением (система ведь закрытая) заполняет все самые труднодоступные уголки системы охлаждения. В этом случае сам двигатель подвергается большой опасности получить серьёзные поломки. Кроме того, потребуется большое умение и опыт, чтобы выгнать воздух из системы охлаждения автомобиля.

Если вовремя не удалить из системы охлаждения воздушную пробку, появляются шансы довести двигатель до ощутимых затрат на ремонт и восстановление. Так что к вопросу «как удалить воздух из системы охлаждения» нужно отнестись со всей серьёзностью.

Возможные последствия воздушной пробки в системе охлаждения автомобиля

Наличие воздуха в охлаждающей жидкости приводит ко многим неприятным последствиям. Сразу же нарушается нормальная циркуляция тосола (антифриза) и начинает страдать основное предназначение системы охлаждения:

  • отвод тепла от узлов работающего двигателя происходит неравномерно;
  • обогрев воздуха в салоне не обеспечивает нужного комфорта.

Опытный водитель сразу заметит дёргание стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости и закипание её в системе охлаждения. Воздушная пробка в охлаждающей жидкости вызывает:

  • перегрев деталей и узлов двигателя на холостом ходу, что приводит к температурным скачкам;
  • неправильную работу датчиков — от этого начинаются сбои в показаниях указателя температуры;
  • неточности в работе термостата, которые могут стать причиной перегрева двигателя;
  • недостаточный нагрев печки вызовет запотевание лобового и боковых стёкол, что приведёт к ограничению видимости и созданию аварийной ситуации на дороге.

Подготовка

На двигателе 11183 установлен пластиковый кожух, который снимают, просто потянув деталь вверх. Предварительно можно выкрутить пробку маслоналивной горловины.

Мотор «11183» и его защитный кожух

Регулятор температуры в салоне переводят в правое положение. Без этого все действия будут бесполезны.

Действуя по методу 1, мотор сначала прогревают. Для методов 2 и 3 двигатель оставляют без прогрева.

Причины скопления воздуха в антифризе

Общая схема жидкостной системы охлаждения

Закрытые жидкостные системы охлаждения рассчитаны на поддержание в них постоянного избыточного давления (до 100 кПа). Повышенное давление позволило поднять температуру кипения жидкости до 120 градусов. Поскольку автомобили эксплуатируются круглый год, для них была специально разработана концентрированная, специальная незамерзающая охлаждающая жидкость — антифриз (наиболее популярен тосол). Он состоит из этиленгликоля, дистилированной воды и антикоррозийных, антивспенивающих, антиокислительных присадок. Тосол обеспечивает оптимальный тепловой рабочий режим двигателя 80–100 градусов в любую погоду. Основные причины возникновения воздушных пробок следующие:

  1. Подсасывание воздуха через недостаточно герметичные соединения патрубков, шлангов, штуцеров, трубок. Это происходит потому, что при движении тосола по системе у стенок в трубках создаётся сниженное давление, которое втягивает наружный воздух в местах с неплотными соединениями.
  2. Воздух запирается в системе охлаждения, когда при доливании или замене охлаждающей жидкости используется воронка с широким горлышком. Мощный поток антифриза перекрывает путь воздуху наверх. В расширительный бачок или радиатор тосол всегда наливается тонкой струйкой.

Схема циркуляции тосола в системе охлаждения двигателяНа современных автомобилях применяется принудительная закрытая система охлаждения. Её главная задача — обеспечение устойчивой работы двигателя при переходе от режима охлаждения к режиму нагревания и наоборот. Достичь этого непросто, так как при нагревании тосола его объём увеличивается, и возникает избыточное давление, а при его охлаждении объём и давление в системе понижается. Повышенное давление сжимает воздух в самой верхней точке системы — расширительном бачке. В заливной пробке бачка есть воздушный клапан, который работает в двух направлениях. При повышении давления стравливает лишний воздух наружу, при понижении давления впускает наружный воздух в систему. Именно воздушный клапан поддерживает постоянное избытычное давление при любом тепловом режиме. Если это устройство будет работать неправильно, в системе охлаждения начнёт постоянно скапливаться лишний воздух

Видео: Как не завоздушить систему охлаждения при заполнении тосолом

Причины завоздушивания

Воздух, проникший внутрь системы, собирается в один пузырь, движущийся по каналам до определенного места. Дойдя до самой высокой точки или сужения, он останавливается и блокирует течение антифриза (тосола). Практика показывает, что чаще всего воздушная пробка возникает в большом контуре циркуляции, включающем основной радиатор. Хотя случается и обратная ситуация, например, завоздушивание теплообменника салонного отопителя (в просторечии – печки).

Как воздух проникает в охлаждающую систему двигателя авто:

  • наиболее распространенный случай – неправильное заполнение тосолом;
  • вследствие протечек антифриза через неплотности соединений либо неисправные детали, например, негерметичный сальник помпы;
  • по причине заклинивания перепускного клапана, встроенного в пробку расширительного бачка.
  • Главная задача, решаемая в процессе заливки антифриза, – одновременно выгнать воздух из системы охлаждения. Если выполнять операцию в спешке и не соблюдать простые правила, образование воздушной пробки обеспечено. Заполнение на скорую руку позволяет воздуху проникать в систему вместе с жидкостью через воронку, а после собираться в один пузырь.

    Важный момент! Очевидный признак завоздушивания – критический подъем температуры охлаждающей жидкости на любых режимах работы двигателя.


    Включение электрического вентилятора зависит от марки и модели автомобиля: если температурный датчик стоит в головке цилиндров, принудительный обдув точно сработает. При другом расположении измерителя (в главном радиаторе, на патрубке) вентилятор может не запуститься из-за датчика, попавшего в застойную зону.
    Вы спросите: как воздух попадет через протечки в системе, находящейся под давлением? Алгоритм простой:

    1. В процессе прогрева тосол увеличивается в объеме и вытесняет воздушную прослойку из расширительного бачка через клапан пробки.
    2. После остановки мотора охлаждающая жидкость остывает и сжимается до прежнего объема, а клапан запускает воздух обратно.
    3. Во время остывания и сжатия тосола протечки в элементах системы превратятся в источники подсоса дополнительного воздуха.

    Подобным образом завоздушивание системы охлаждения происходит от заклинивания перепускного клапана. Остывающий и сжимающийся антифриз провоцирует образование разрежения, которое не пополняется воздушным потоком извне. Тогда возникает подсос в наиболее слабых соединениях.

    Как определить наличие проблемы: симптомы, признаки, диагностика

    Диагностика призвана помочь найти причину неправильной работы системы охлаждения. Если тосол постоянно куда-то пропадает, кипит, сильно бурлит в радиаторе охлаждения, а салон не нагревается — со всем этим нужно разбираться. Если уровень тосола регулярно понижается — его место будет занимать воздух, который со временем образует воздушную пробку. В данном случае нужно проверить герметичность всех соединений системы охлаждения двигателя. Для этого производят внимательный внешний осмотр сопряжений резиновых деталей (шлангов, патрубков) с трубками и штуцерами при прогретом работающем двигателе. Особое внимание обратить на патрубки радиатора, водяного насоса, термостата и шланги отопителя. Если обнаружится течь — её нужно устранить заменой патрубков или подтяжкой стальных хомутиков.

    Проверяем шланги

    Второй способ, как выгнать воздух из печки ВАЗ-2107, состоит в том, чтобы найти под капотом шланги от охладителя и подвигать их. Вполне возможно, такое механическое воздействие спровоцирует выход пузыря воздуха.

    Вам необходимо:

    1. Открыть капот автомобиля.
    2. Найти отводящий, перепускной и подводящий шланги радиатора.
    3. Нажать рукой раза три на каждый из шлангов.

    После проделанных манипуляций проверьте работу отопителя. Если пошёл тёплый воздух, значит, проблема решена. Если всё осталось как было, пора опробовать следующий способ развоздушки.

    Как стравить воздух на примере модельного ряда ВАЗ

    У моделей ВАЗ в расположении компонентов системы охлаждения есть конструктивное достоинство — удобная позиция охлаждаемого дроссельного узла (карбюратора), являющегося самым высоким местом в системе охлаждения. Порядок действий на автомобиле Лада Калина такой (из инструмента понадобится только крестообразная отвёртка).

    Полностью открываем переключатель отопителя (на максимально высокую температуру);

    Демонтируем защитный экран клапанной крышки;

    Отсоединённый отводной шланг нагрева от штуцера дросселя

    Снимаем крышку с расширительного бачка

    Видео: Как убрать воздух из расширительного бачка

    Второй способ выпустить воздух отличается от первого только тем, что не нужно ртом нагнетать воздушные массы в горловину расширительного бака. Все операции проделываются на нормально прогретом, заглушённом двигателе. Этот способ никаких манипуляций с пробкой расширительного бачка не предусматривает. Сразу снимается один из двух шлангов подогрева со штуцеров дросселя. Если охлаждающая жидкость потечёт, то шланг вставляется на своё место и затягивается. С одного раза может не получиться, тогда операцию нужно проделать снова. Этот метод требует внимательности и осторожности, так как тосол нагрет до температуры 90 градусов и находится под повышенным давлением.

    Третий способ не требует никакой разборки охлаждающей системы. Правда эффективность у него не очень высокая. Автомобиль передними колёсами заезжает на насыпь так, чтобы наивысшей точкой в системе охлаждения стала пробка радиатора. Крышки радиатора и расширительного бачка снимаются. Двигатель запускается, температура тосола доводится до рабочих параметров. При уменьшении объёма охлаждающей жидкости её постоянно нужно добавлять до количества, рекомендуемого заводом-изготовителем. Выгонять воздушную пробку нужно до того момента, пока не прекратят выделяться пузырьки из горловины радиатора или расширительного бачка.

    Артикулы

    • 21110-1008650-00 – пластиковый экран (только для 11183);
    • 21120-1008658-00 – резиновый штифт экрана;
    • 21080-1311065-00 (-01, -03) – пробка расширительного бачка;
    • 21080-1311067-00 – прокладка для пробки.

    Нужен только дистиллят?

    Мы пытались выгнать воздух из системы, но на ВАЗ-2114 вся «пробка» занимает 100-150 мл. И значит, в бачок можно не добавлять ничего вообще. Также можно добавить обычную дистиллированную воду.

    Упаковку дистиллята объёмом 100 мл проще найти в аптеке или в магазине аккумуляторов.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]