Порядок регулировки клапанов на ВАЗ 2109 своими руками

Регулировка клапанов двигателя позволяет уменьшить расход топлива и оптимизировать КПД силового агрегата. Эту работу можно сделать самостоятельно, используя пошаговую инструкцию. В модели ВАЗ-2109 регулировка осуществляется с помощью установки специальных шайб.

  • 2 Когда необходима регулировка
  • 3 Подготовительные работы
  • 4 Как регулировать: технология и порядок настройки + таблица

    4.1 Видео: Как отрегулировать клапана на ВАЗ 2109 своими руками

  • 5 Особенности модификаций с инжектором или карбюратором
  • 6 Какие приспособления для регулировки лучше выбрать
  • 7 Проверка качества работы
  • Расположение клапанов

    В модели ВАЗ-2109 конструкторы изменили привычную до этого систему с цепным приводом распредвала. Несмотря на простоту старой конструкции, она имела высокую шумность и требовала дополнительной настройки через короткий промежуток времени. В девятках изменили форму верхней части поршня, добавили специальные углубления под клапаны. Важной задачей при регулировке также является выставление на одну ось распределительного и коленчатого вала, чтобы они проворачивались вместе.

    Впускные и выпускные клапаны расположены в определенном порядке, это стоит учитывать при регулировке

    Регулировка клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

    Причиной возникновения ряда неисправностей в работе двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, наряду с неисправным или не отрегулированным карбюратором, могут являться увеличенные либо уменьшенные тепловые зазоры в клапанном механизме.

    К таким неисправностям относятся: — неустойчивая работа двигателя на холостом ходу; — невозможность отрегулировать холостой ход; — потеря мощности и приемистости (ухудшение динамики автомобиля); — «провалы» при нажатии на педаль «газа»; — «выстрелы» в карбюратор.

    Чтобы выявить истинного виновника проблем с двигателем послушаем как работает этот самый двигатель на холостом ходу. Верным признаком увеличенных тепловых зазоров будет являться хорошо различимое на слух звонкое тарахтение под клапанной крышкой. При уменьшенных зазорах тарахтения слышно не будет, но возможен постоянный перегрев двигателя, частые хлопки в глушитель, заметное снижение мощности и приемистости.

    В любом случае стоит провести регулировку клапанов. Это нормализует работу как газораспределительного механизма в частности, так и двигателя в целом. Вполне возможно, что имеющиеся до этого проблемы в его работе исчезнут, после такой регулировки, сами собой.

    Необходимые инструменты

    — Приспособление для регулировки клапанов с фиксатором

    Или две отвертки, если нет приспособления. Одна должна быть длинная и мощная для отжатия толкателя с шайбой вниз, вторая шлицевая с широким лезвием (не менее 10 мм) для фиксации толкателя в нажатом положении.


    Приспособление для регулировки клапанов двигателя автомобиля

    — Набор плоских щупов

    — Пинцет

    — Накидной ключ на 17

    — Набор регулировочных шайб

    Необязательно, так как необходимые по размеру шайбы можно купить по отдельности после замера тепловых зазоров.


    Шайбы разных размеров для регулировки клапанов двигателя

    Подготовительные работы

    Регулировка клапанов проводится на холодном двигателе, поэтому если ваш двигатель на данный момент прогрет, дайте ему остыть не менее 1-го часа. — Снимаем корпус воздушного фильтра. — Снимаем кронштейн тяги привода дроссельной заслонки. — Снимаем клапанную крышку двигателя. — Снимаем защитную крышку ГРМ. — На шкиву распредвала делаем еще три метки. Для этого считаем на нем число зубьев и делим на четыре части.


    Дополнительные метки на шкиву распредвала

    — Совмещаем установочную метку на шкиву распредвала с выступом на задней крышке ГРМ. Поршни первого и четвертого цилиндров приходят в верхнюю мертвую точку (ВМТ). — В лючке на картере сцепления убеждаемся, что длинная метка (риска) на маховике находится напротив середины треугольного выреза шкалы углов опережения зажигания.

    Метка на маховике двигателя 2108, 21081. 21083

    Перед проведением регулировки клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 необходимо провести проверку тепловых зазоров, чтобы выяснить общую картину технического состояния клапанного механизма данного двигателя.


    Измерение теплового зазора при помощи щупа

    Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя автомобиля

    Рассмотрим , в качестве примера, регулировку третьего клапана.

    — Устанавливаем шкив в положение, когда установочные метки совпадают (верхняя мертвая точка)

    Поворачиваем его на 3-4 зуба (40-500) по часовой стрелке.

    — Устанавливаем приспособление для регулировки на головку блока

    Если его нет, берем две отвертки. Длинную и мощную будем использовать в качестве рычага, ту которая поменьше — шлицевую, для фиксации толкателя.

    — Разворачиваем толкатель прорезью к себе (в сторону радиатора)
    — Вводим «клык» приспособления между кулачком и толкателем
    — Нажимаем вниз рычаг приспособления и утапливаем толкатель вниз

    Вместо приспособления можно использовать длинную отвертку. Опираясь ею на кулачок, также утапливаем толкатель.

    — Устанавливаем между кромкой толкателя и распредвалом фиксатор, который удерживает толкатель в нажатом положении

    Если фиксатора нет, вставляем плашмя лезвие шлицевой отвертки. Необходимо чтобы фиксатор стоял точно на кромке толкателя и не мешал вынимать регулировочную шайбу.

    — Пинцетом, через прорезь в толкателе извлекаем регулировочную шайбу

    На ее поверхности может быть нанесена маркировка ее толщины. Если маркировка стерлась, придется измерять ее толщину микрометром, а при отсутствии такового подбирать новую опытным путем.


    Регулировка клапанов


    Приспособление и толкатель, схема

    — Рассчитываем толщину новой шайбы по формуле:

    — для впускных клапанов Z=Y+X-0,2 мм;

    — для выпускных клапанов Z=Y+X-0,35 мм;

    Z – расчетная толщина новой шайбы;

    Y – толщина снятой шайбы;

    X – зазор определенный по щупу.

    Подбираем новую шайбу с маркировкой близкой к расчетной (±0,05 мм).

    — Устанавливаем новую шайбу в толкатель, маркировкой вниз
    — Отжимаем толкатель вниз и снимаем фиксатор

    Проводим регулировку остальных клапанов поворачивая коленчатый вал на углы указанные ниже в примечаниях. Снимаем приспособление для регулировки, ставим назад клапанную крышку и другие снятые детали.

    Примечания и дополнения


    Регулируем зазоры у первого впускного и третьего выпускного клапана
    Регулируем зазоры у пятого (выпускного) и второго (впускного) клапана


    Регулируем зазоры у восьмого (выпускного) и шестого (впускного) клапана


    Регулируем зазоры у четвертого выпускного и седьмого (впускного) клапана

    Twokarburators VK — Еще информация по теме в нашей группе ВКонтакте, на Фейсбук Twokarburators FS и в Одноклассниках — Twokarburators OK

    Еще статьи по автомобилям ВАЗ 2108, 2109, 21099

    — Регулировка привода сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

    — «Прокачка» тормозов на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

    — Замена ремня ГРМ на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

    — «Троит» двигатель, причины

    — Измерение компрессии в цилиндрах карбюраторного двигателя

    — Как рассухаривать клапана двигателя автомобиля?

    Когда необходима регулировка

    Регулировка клапанов требуется при возникновении неполадок в работе двигателя или после прохождения технического осмотра. Опытные автовладельцы могут довольно точно определить причину неисправности силового агрегата, основными признаками считаются следующие:

    • появление характерного стука при работе двигателя;
    • резкое увеличение расхода топлива;
    • нестабильная работа на холостом ходу.

    Проводить регулировку клапанов также требуется после каждых 25-30 тысяч километров пробега. За это время некоторые детали изнашиваются и конструктивные зазоры увеличиваются. Диагностику можно сделать в сервисном центре, эта услуга стоит недорого.

    Итог

    Как показывает практика, нет необходимости выполнять самостоятельно ремонт. В таком случае, это может привести к тому, что даже при экономии нет вероятности, что установка шайб приведет к положительному результату. Будет затрачено значительное количество усилий и времени.

    Специалисты сервисного центра выполнят все работы в оперативном режиме. Это позволит сэкономить свое время и ресурсы, обеспечить себе идеальные условия для эксплуатации транспортного средства.

    ВАЖНО! Обязательно учтите, что предварительно проводится диагностировка оборудования, после чего устанавливается потребность в регулировании зазоров. Воспользуйтесь данным предложением, что позволит гарантированно получить лучшие условия для работы.

    Подготовительные работы

    Из инструмента для регулировки потребуется:

    • набор гаечных ключей;
    • специальное приспособление для регулировки;
    • измерительный щуп;
    • несколько регулировочных шайб;
    • отвёртка;
    • пинцет;
    • прокладки на крышки клапанов.

    Перед началом ремонта устанавливаем машину на ручной тормоз и включаем любую передачу. Одно из передних колёс должно быть на весу, чтобы коленвал мог легко проворачиваться.

    Порядок действий следующий:

    1. Поднимаем капот.
    2. Отсоединяем все патрубки от крышки.
    3. Снимаем корпус стеклоочистителя.
    4. Выкручиваем свечи зажигания.
    5. Снимаем переднюю крышку ремня ГРМ.

    Совет: Для наблюдения за текущим положением поршня нужно воспользоваться смотровым окошком.

    Таблица номинальных размеров цилиндров и поршней

    Размерная группаМодель двигателя Ваз 2109 – 21099Модель двигателя Ваз 2113 – 2115
    Диаметр цилиндра ммДиаметр поршня ммДиаметр цилиндра ммДиаметр поршня мм
    A76,00 – 76,0175,965 – 75,97582,00 – 82,0181,965 – 81,975
    B76,01 – 76,0275,975 – 75,98582,01 – 82,0281,975 – 81,980
    C76,01 – 76,0375,985 – 75,99582,02 – 82,0381,980 – 81,985
    D76,03 – 76,0475,995 – 76,00082,03 – 82,0481,985 – 81,995
    E76,04 – 76,0576,000 – 76,00582,04 – 82,0581,995 – 82,000

    По массе поршни сортируются на три группы: нормальную, увеличенную и уменьшенную на 5 г. Этим группам соответствует маркировка на днище поршня: «Г», «+» и «—».

    На двигателе все поршни должны быть одной группы по массе. Поршни ремонтных размеров изготавливаются с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром.

    Увеличению на 0,4 мм соответствует маркировка в виде треугольника, а увеличению на 0,8 мм — в виде квадрата. Стрелка на днище поршня показывает, как правильно ориентировать поршень при его установке в цилиндр. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.

    Какие приспособления для регулировки лучше выбрать

    Обычный инструмент не подходит для точной и быстрой регулировки. Используются специальные приспособления, с помощью которых можно зафиксировать толкатель и провести другие работы. Сегодня в продаже есть специальные наборы для регулировки, их стоимость небольшая. Приобрести такой комплект будет выгоднее, чем пытаться сделать устройства из подручных средств. Не все смогут найти подходящие материалы и правильно сделать щуп или фиксатор, а в случае некачественного ремонта работа двигателя может стать ещё хуже.

    Требования к тепловому зазору

    Функциональные требования к тепловому зазору предусматривают:

    • Отвод тепла от поршня в момент воспламенения смеси . В противном случае поршень выгорит под температурой камеры сгорания.
    • Функция уплотнения поршневого пространства . Появляющееся давление должно равномерно прижимать кольца к стенкам цилиндра. Достижение такового прикасания требует установки правильного расстояния.
    • Требования к маслосъёмным кругам , отвечающим за подачу нужного количества смазывающего материала. Соблюдение этого правила сохраняет расход масла, бензин на уровне заводских норм.

    Параметры

    Выставленные зазоры на кольцах

    Установленный зазор должен соответствовать 0,6-0,3 мм, а боковой между стенкой не превышать 0,08-0,04 мм.

    Величина исходит из того, что отработанные газы действуют на кольца с внутренней стороны канавки, прижимая их к стенке. Согласованное функционирование компрессионных, маслосъёмных колец позволяет получить полное сгорание смеси. Зависит это от укладки их в канавку поршня.

    Взаимодействие деталей газораспределительного механизма

    Распределительный вал, вращаясь, кулачками нажимает на шайбы регулировочные, которые находятся в толкателях, установленных на торцах стержня клапана. Тем самым толкая детали, шляпки которых находятся в сёдлах клапанов. Седла и шляпки очень точно притёрты друг к другу, это сделано для того, чтобы в момент, когда шляпка детали полностью садится, в седло образуется герметичное соединение. Канал полностью перекрывается.

    Вот поэтому-то двигатель и работает устойчиво и выдает требуемую мощность, экономя топливо. В процессе работы двигателя рабочая поверхность кулачков изнашивается, они теряют свои размеры, и зазоры увеличиваются.

    Из-за этого шляпки не полностью прилегают к своим сёдлам, вследствие этого теряется герметичность соединения седло-шляпки. Для того чтобы восстановить эту герметичность и требуется регулировка зазоров клапанов ВАЗ. Для этого применяются регулировочные шайбы. Сами эти шайбы имеют круглую форму и диаметр по окружности такой же, как у толкателя (поз.А на рисунке выше). На фото ниже представлены некоторые образцы этих круглых шайб:

    Здесь представлены восемь шайб разной толщины. Толщина пишется на самой шайбе в миллиметрах. Зазоры клапанов регулируются подбором шайб нужной толщины. Иногда приходится несколько раз менять эти шайбы, каждый раз вставляя шайбу другой толщины, до тех пор, пока зазор клапана не примет нужный размер.

    Обычно продаются они, наборами начиная от толщины 3мм, следующий размер 3,05мм. И так через каждые 0,05мм, до размера 5мм.

    Особенности регулировки и размеры

    Главное условие в этом деле, двигатель должен быть холодным. Т.е. температура его должна быть не более 20 градусов Цельсия.

    Дальнейшие действия мы будем производить, смотря на рисунок, расположенный ниже. Для удобства работы свечи зажигания лучше выкрутить! Так будет легче приводить в действие все механизмы и валы, задействованные в этом процессе, поскольку компрессия будет отсутствовать. Поворачиваем коленвал так, чтобы метка на шкиве распредвала совпала с меткой на задней крышке зубчатого вала (усиком).

    Надо сразу же рассмотреть остальные метки в районе коленчатого вала. Они должны быть расположены именно так, как показано на рисунке. Это значит, что поршень первого цилиндра установился в положении в.м.т. Дальше надо повернуть коленчатый вал примерно на сорок — пятьдесят градусов, это нужно для того, чтобы кулачки распредвала, повернулись от толкателей.

    На впускных клапанах зазор выставляется 0,20мм (+-0,05мм), а выпускных 0,35 мм (+-0,05мм)…

    При помощи щупов надо измерить зазоры 1-го, 2-го, 3-го и 5-го клапанов. Зазоры на 2-м и 3-м клапанах д.б. (0,2+-0,05мм.). На 1-м и 5-м клапане зазор д.б (0,35+-0,05мм). Если некоторые зазоры не соответствуют норме, то их приводят к необходимым размерам заменой регулировочных шайб, подбирая их до тех пор, пока цель не будет достигнута.

    После этого надо повернуть коленчатый вал на 360 градусов, т.е. на один полный оборот и проверить зазоры на 4-м, 6-м, 7-м и 8-м клапанах. На 4-м и 8-м цилиндрах зазор д.б. (0,35+-0,05мм). На 6-м и 7-м цилиндрах, зазор д.б. (0,2+-0,05мм). Ну и соответственно, если есть неправильные зазоры, исправляем их тем же способом, как и в первый раз.

    ЭПИЛОГ

    Работу мы сделали правильно. Устанавливаем детали, которые мы сняли в обратном порядке. Заводим мотор. С наслаждением слушаем шёпот исправного двигателя, садимся в машину и делаем пробный пробег, меняя режимы езды. Удостоверимся, что двигатель работает ровно и отрегулированные клапана ваз 2109 не стучат.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]