Основные части системы охлаждения
В основную функцию охлаждающего узла входит отбор избыточного тепла от перегретых деталей двигателя. Это обеспечивает принудительная циркуляция системы охлаждения ВАЗ 2109.
Узел охлаждения двигателя ВАЗ 2109 представляет собой герметичную систему замкнутого типа с циркуляцией жидкости принудительного типа. Наличие впускных/выпускных клапанов обеспечивает поддержание давления во время движения автомобиля. Схема системы охлаждения ВАЗ 2109 состоит из следующих основных элементов:
- расширительный бачок;
- жидкостный насос;
- радиатор;
- электровентиляторы;
- датчики;
- термостат.
Работа системы охлаждения ВАЗ 2109 начинается с расширительного бачка. Расширительный бачок — основной элемент в данной схеме: в него заливается рабочая жидкость. В бачке находится своеобразный резервуар, в который поступают излишки закипевшего (расширенного) антифриза. После остывания жидкость возвращается в систему. Общий объем системы охлаждения ВАЗ 2109 составляет 7,8 литров.
Расширительный бачок снабжен клапанами, в функцию которых входит поддержание давления определенной величины. При повышении давления работает выпускной клапан, при понижении давления — впускной. Синхронная работа клапанов поддерживает давление в рабочем состоянии. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного вещества (полиэтилена), благодаря чему можно наблюдать за уровнем жидкости.
Для соединения бачка с термостатом используются шланги системы охлаждения ВАЗ 2109.
Расширительный бачок
Это один из основных компонентов системы охлаждения ВАЗ-2108 с инжектором. Для чего нужен расширительный бачок в конструкции автомобиля? В первую очередь для поддержания оптимального уровня жидкости в системе. Проблема состоит в том, что при нагреве любая жидкость, в том числе и антифриз, расширяется. Поэтому на всех расширительных бачках есть две метки – минимальный и максимальный уровни.
Соединяется бачок с самой верхней точкой системы. Заправка должна осуществляться таким образом, чтобы уровень антифриза был четко между минимальным и максимальным уровнем. Поэтому при нагреве уровень повысится до максимальной отметки, а при охлаждении – опустится до минимальной. Благодаря этому внутри системы не образуются воздушные пробки, которые влияют на температуру.
Замена деталей узла
После 15 000 км пробега производится диагностика герметичности и ремонт системы охлаждения ВАЗ 2109 в случае обнаружения течи в местах соединения узла со шлангами. Шланги подлежат замене при утере эластичности или повреждении целостности. Перед заменой шлангов рекомендуется освободить систему от жидкости. Патрубки системы охлаждения ВАЗ 2109 необходимо менять при выходе шлангов из строя.
Жидкостный насос (помпа) обеспечивает охлаждение мотора. В основе данного элемента системы лежат три детали:
В системе охлаждения находится два радиатора: первый расположен между фарами, второй — на печке. Благодаря удачному расположению основного радиатора осуществляется качественный обдув двигателя.
Другой распостраненной проблемой в ремонте автомобилей является тормозная система, об этом можно прочитать в этой статье . О том, как тюнинговать ВАЗ 2109, читайте здесь .
Корпус насоса изготовлен из алюминия. Узел запускается от шкива коленвала зубчатым ремнем. При неисправности системы охлаждения ВАЗ 2109 рекомендуется заменять насос в комплексе со всеми элементами. Проверьте пробки мотора и радиатора на предмет течи. В случае подтекания их следует подтянуть. Датчик вентилятора тоже может подтекать и требовать более плотной фиксации. Радиатор необходимо менять по причине обнаружения течи антифриза.
Для более детального ознакомления с системой охлаждения отечественных автомобилей советуем посмотреть краткий видеокурс.
Жидкостная помпа
Это элемент системы охлаждения ВАЗ-2108 с карбюратором или инжектором, который позволяет обеспечить наилучшую циркуляцию антифриза по всем патрубкам.
Он приводится в движение от ремня газораспределительного механизма. Конструкция помпы системы охлаждения:
- Корпус из сплава алюминия.
- Ось, установленная внутри корпуса.
- Чтобы ось нормально вращалась, устанавливается подшипник или втулка. Для того чтобы не вытекала жидкость из системы, ставится сальник.
- С внешней стороны на оси стоит зубчатый шкив, который приводится в движение ремнем газораспределительного механизма.
- С внутренней стороны устанавливается крыльчатка. На дешевых насосах они изготавливаются из пластика, на более дорогих — из металла.
Пожалуй, это все элементы насоса охлаждающей жидкости, нужно только упомянуть о трех болтах крепления и паронитовой прокладке.
Система охлаждения двигателя ВАЗ-21083
1 – расширительный бачок; 2 – пробка расширительного бачка; 3 – пароотводящий шланг; 4 – шланг от расширительного бачка к термостату; 5 – подводящий шланг радиатора; 6 – отводящий шланг радиатора; 7 – левый бачок радиатора; 8 – алюминиевые трубки радиатора; 9 – датчик включения электровентилятора; 10 – правый бачок радиатора; 11 – сливная пробка; 12 – сердцевина радиатора; 13 – кожух электровентилятора; 14 – крыльчатка электровентилятора; 15 – электродвигатель; 16 – зубчатый шкив насоса; 17 – крыльчатка насоса; 18 – зубчатый ремень привода распределительного вала; 19 – отводящий патрубок радиатора отопителя; 20 – подводящая труба насоса; 21 – кран; 22 – радиатор отопителя; 23 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы к блоку подогрева карбюратора; 24 – блок подогрева карбюратора; 25 – выпускной патрубок; 26 – подводящий патрубок отопителя; 27 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы и блока подогрева карбюратора; 28 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 29 – термостат.
Суппорты тормозов
Суппорты тормозной системы расположены на передней оси колеса и отвечают за плотное прижатие колодки и тормозного диска. Эти запчасти обладают высоким ресурсом работы и могут оставаться пригодными для эксплуатации на протяжении всего срока использования автомобиля. В основе этого узла лежит алюминиевый корпус, к которому подключается трубка для подачи тормозной жидкости.
ПОДРОБНОСТИ: Замена кулисы ваз 2109 — Всё об автомобилях Лада ВАЗ
Суппорты переднего контура крепятся к ступице двумя фиксирующими болтами. Стоит отметить, что если вы выполняете ремонт или замену каких-либо деталей, то не рекомендуется нажимать на педаль тормоза при снятых колодках, поскольку это приведет к выдавливанию поршня из системы. Вставить его обратно уже не получиться и потребуется полная замена всего узла.
Система охлаждения двигателя ВАЗ-2111 (с системой впрыска топлива)
1 – расширительный бачок; 2 – пробка; 3 – пароотводящий шланг; 4 – шланг от расширительного бачка к термостату; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке; 6 – дроссельный узел; 7 – подводящий шланг радиатора; 8 – отводящий шланг радиатора; 9 – левый бачок радиатора; 10 – правый бачок радиатора; 11 – сливная пробка; 12 – сердцевина радиатора; 13 – кожух электровентилятора; 14 – крыльчатка электровентилятора; 15 – электродвигатель; 16 – зубчатый шкив насоса; 17 – крыльчатка насоса; 18 – зубчатый ремень привода распределительного вала; 19 – отводящий патрубок радиатора отопителя; 20 – подводящая труба насоса; 21 – кран; 22 – радиатор отопителя; 23 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 24 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 25 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 26 – выпускной патрубок; 27 – подводящий патрубок отопителя; 28 – термостат; 29 – датчик уровня охлаждающей жидкости.
Чистка
Существует два способ очистки распылителей топлива, каждый из которых имеет свои нюансы. Выбирайте сами, какой больше нравится или доступнее, учитывая имеющиеся средства.
Спрей в помощь
Способ очистки | Необходимые материалы | Особенности проведения |
Первый способ | Вам потребуется:
|
|
Способ второй | Вам потребуется:
|
|
Простой способ очистки
Обе операции занимают примерно 2-3 часа, но обходятся в несколько сотен рублей. Это в десятки раз дешевле замены и примерно во столько же доступнее, чем услуги СТО.
Почистив форсунки, проверьте их в работе. Если это не дало результата, придется менять.
Загрузка …
Описание конструкции
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе (за счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются паровые потери), он открывается при давлении около 1,1 кгс/см2. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03–0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.
Насос охлаждающей жидкости —лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода распределительного вала. Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка. Расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца шкива должно быть 52±0,5 мм, а до наружного (обращенного к блоку) торца крыльчатки — 39,8±0,1 мм. К противоположному торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева дроссельного узла карбюратора (на двигателях с полуавтоматом пуска — и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства). На двигателе -2111 жидкость подается к отопителю и блоку подогрева дроссельного узла.
При температуре 87±2 °С клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок, при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102 °С основной клапан полностью открывается, а байпасный — закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.
Электровентилятор радиатора на двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 включается датчиком-выключателем, ввернутым в правый бачок радиатора. Его контакты замыкаются при температуре 99±3 °С, а размыкаются при 94±3 °С. На автомобилях, выпущенных до 1998 г. (со старым блоком предохранителей), устанавливался другой датчик (ТМ-108), управляющий электродвигателем вентилятора через реле 113.3747 в монтажном блоке. На двигателе -2111 вентилятор включается по сигналу электронного блока управления двигателем (через реле).
Вентиляторы и датчики
Вентилятора всего два на автомобиле ВАЗ-2108 – на обоих радиаторах. Причем на карбюраторных моторах вентилятор основного радиатора включается с помощью датчика. Назвать его датчиком, конечно, можно с натяжкой, так как прибор больше похож на термостат, только биметаллическая пластина приводит в движение не клапан, а силовой контакт. Устанавливается элемент в боковом бачке радиатора.
Что касается вентилятора на отопителе, то он включается вручную. Причем чтобы воздух был горячим, нужно сначала открыть кран соответствующей ручкой. В схеме питания вентилятора используется выключатель на 3 рабочих положения и блок резисторов. В цепь просто включается сопротивление, которое позволяет понизить напряжение питания. Из-за этого происходит падение оборотов электродвигателя.
Как видите, ничего сложного в конструкции системы нет. А все элементы, которые можно встретить на «восьмерках», используются и на других машинах, но в несколько ином исполнении.
Работа системы
Система охлаждения двигателя ВАЗ инжектор требуется для поддержания нормальных условий работы внутри узла. При перегреве мотора и деталей, размещенных рядом с ним, появляется риск их частичного разрушения, охлаждение предотвращает это. Конечно, система не гарантирует сильного понижения температуры внутри узла, но ее ресурса вполне хватает для поддержания работоспособности «девятки». Схема системы охлаждения ВАЗ 2109 работает благодаря перегонке специальной жидкости по трубкам, размещенным между деталями авто. Проходя горячие участки, жидкость частично снижает температуру деталей, а сама нагревается. Нагретая жидкость затем охлаждается, после чего цикл работы повторяется. Теперь более подробно о строении системы охлаждения. Оно выглядит так:
- патрубки системы охлаждения ВАЗ 2109, соединяющие между собой бачок для хранения жидкости охлаждения (ОЖ), двигатель и радиатор;
- радиатор — устройство, в котором охлаждается теплоноситель;
- бачок для хранения жидкости;
- насос — обеспечивает движение ОЖ внутри системы;
- термостат, который разделяет систему на 2 отдельных контура.
Кроме этого, есть несколько мелких трубок, которые соединяют некоторые детали между собой, датчики работы и различные клапаны. Вот как это все работает:
- Охлаждение двигателя начинается, когда температура узла доходит до 93ºС. Датчик внутри блока цилиндров замеряет окружающую температуру и подает сигнал, когда показатель достигает граничных значений.
- Насос начинает работу, заставляя жидкость передвигаться по магистралям. Сперва жидкость покидает рубашку блока цилиндров и уже нагретая направляется к радиатору.
- Достигая радиатора, ОЖ распределяется на несколько потоков, заполняя тонкие трубочки радиатора (благодаря такой конструкции охлаждение происходит быстрее).
- Включается вентилятор, и потоки воздуха охлаждают теплоноситель, после чего тот покидает систему через другой канал и опять направляется к рубашке блока цилиндров.
- Цикл повторяется.
- При прогреве мотора используется малый контур, в который встроен термостат, принцип тот же, но все происходит намного быстрее.
Объем бачка системы — 7,8 л, если требуется ремонт какого-либо элемента охлаждения, бак опустошается. Регулярное обслуживание и замену жидкости стоит проводить регулярно — каждые 3 месяца. В качестве ОЖ рекомендуется использовать тосол либо антифриз других марок.
Антифриз или тосол?
Многие водители спорят о том, что лучше заливать в систему охлаждения ВАЗ-2108. Одни отдают предпочтение зарубежным маркам антифризов красного или зеленого цветов, другие же стараются лить исключительно тосол синего цвета. Но что лучше и кто из водителей прав? На самом деле тосол – это все тот же антифриз, только отечественного образца. Если вдаться в вопрос глубже, то дословно «антифриз» – это любая жидкость, которая не замерзает. Даже «Тройной одеколон» можно назвать антифризом.
Конечно, в жидкостях красного и зеленого цвета, которые встречаются в продаже, намного больше присадок, они способствуют нормальной работе всей системы. Но и тосол состоит из большого количества дополнительных веществ, которые противодействуют образованию накипи, смазывают элементы насоса, внутренности радиаторов. Поэтому, чтобы сэкономить, можно смело использовать в автомобиле ВАЗ-2108 тосол. У него высокая эффективность и достаточно низкая стоимость.
Когда требуется замена деталей
Когда же требуется замена охлаждающей жидкости ВАЗ 2109 и элементов системы охлаждения? Менять жидкость требуется регулярно после определенного периода ее использования. Детали меняются не периодично, а только после поломки. Одной из причин поломок является перегрев из-за неисправности какого-то элемента в системе охлаждения. Можно наблюдать следующие признаки перегрева двигателя:
- температура ОЖ выше нормы и может превышать 120ºС, об этом свидетельствует специальный датчик;
- наблюдается резкое падение мощности движка;
- изменяется звук работы мотора, появляется звонкий металлический стук;
- увеличивается потребление масла;
- значительно увеличивается расход жидкости охлаждения.
Как следствие перегрева, после того как вы откроете капот, то увидите деформированные детали — выгнутые ГБЦ, окантовка прокладки, прогар некоторых деталей. Ремонт деформированных деталей не имеет смысла, их нужно менять.
Пробка расширительного бачка
Это один из ключевых элементов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2108, он установлен на расширительном бачке и необходим для того, чтобы поддерживать в нем оптимальное давление. Дело в том, что температура кипения у антифриза или тосола несколько выше, нежели у простой воды. А если еще эта жидкость под давлением находится, температура еще на несколько градусов повышается. Конструкция пробки состоит из корпуса и двух клапанов – один впускает воздух внутрь при снижении давления, второй же выпускает при чрезмерном увеличении. В результате внутри системы поддерживается оптимальное значение давления.
Как бороться с неисправностями системы охлаждения
Ремонт в большинстве случаев состоит в замене деталей. Находим причину поломки, после чего заменяем неисправную деталь.
- Постоянное понижение уровня ОЖ в бачке. Если протекает тосол, нужно провести проверку патрубков системы охлаждения и термостат, какая-то из этих деталей имеет повреждения, замените неисправную на новую.
- Возможно, из строя вышел датчик температуры возле блока цилиндров, проверьте его контакты, переподключите. Если не помогло — замените датчик.
- Иногда в радиаторе образуется воздушная пробка, которая не дает ОЖ передвигаться по каналам. Как выгнать воздух из системы охлаждения? Прогрейте радиатор и прощупайте рукой в перчатке его тело. Если в каких-то местах он холодный, значит там пробка. Нам понадобится верхний патрубок (шланг), который ведет к радиатору. Заливаем полный бачок тосола, включаем двигатель. Патрубок нужно слегка отгибать, воздух понемногу будет выходить сам. Чтобы воздушная пробка в системе охлаждения пропала, потребуется очень аккуратно проделывать эту процедуру. Воздух выйдет, когда из патрубка польется тосол, а сама трубка нагреется.
- Если причина в прокладке головок блока цилиндров, вы можете не сразу обнаружить неисправность. Количество ОЖ в бачке будет постепенно уменьшаться, что практически незаметно. Одним из признаков этой неисправности будет мутный цвет масла, который возникает после того, как тосол попадает в поддон картера.
Отремонтировать подобную неисправность можно таким образом:
- найдите карбюратор, от которого следует отключить контакты и тросики газа;
- отключается тросик воздушной заслонки;
- извлекаются патрубки;
- снимается трамблер;
- откручиваются 3 болтовых крепления распределителя ГБЦ;
- сливается жидкость охлаждения;
- снимаем все, что мешает добраться до прокладки;
- крышка снимается после того, как вы открутите 2 гайки и головку;
- демонтируется старая прокладка, затем устанавливается новая, после чего производится сборка в обратном порядке.
Это самые простые варианты борьбы с неисправностями, которые приводят к перегреву движка ВАЗ 2109. Более сложный ремонт лучше проводить на СТО. Если вы на ходу заметили, что температура ОЖ возросла до 120ºС, единственный способ охладить двигатель — свернуть на обочину и выключить движок при первой же возможности.
Диагностика
Чтобы провести диагностику, вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.
- Клеммы АКБ соедините с полюсами вашего измерительного прибора. Потребуется помощник, который будет за рулем.
- Присоединив клеммы к вольтметру, смотрите на показания прибора. Если аккумулятор исправен, данные составят 11-13 В.
- Поверните ключ зажигания, и в этот момент замерьте напряжение. Если потери составляют всего 1-2 Вольта, тогда стартер работает нормально, сопротивления не оказывает.
- При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более, причина в стартере. А точнее его втулках или щетках.
- Снимите стартер и проверьте реле. К его выводам на корпусе подключите клеммы аккумулятора и передайте его 12 В. Если обгонная муфта при этом переместится в передней крышке, тогда реле работает отлично. Если нет, замените его.
https://youtube.com/watch?v=mZu24DzhXns
Ветви индивидуализации
Процесс придания салону индивидуального, неповторимого внешнего вида, который будет целиком и полностью удовлетворять потребности владельца, можно разделить на три ветви:
- Замена стандартных элементов на усовершенствованные;
- Установка дополнительных компонентов для салона;
- Перетяжка внутреннего пространства различными материалами.
Модернизация — это полезное мероприятие для отечественной девятки. Даже владельцы авто в комплектации Люкс, где есть мягкие дверные панели, велюр на сиденьях, сетуют на низкое качество сборки. Что уж говорить про стандартный серый салон.
Ремонт
Далее вам предстоит поочередно проверить состояние и предпринять соответствующие меры по устранению проблем со следующими компонентами стартера:
- Щетки;
- Якорь;
- Обгонная муфта;
- Тяговое реле;
- Втулки.
Теперь обо всем поочередно.
Щетки
Сначала оцените, в каком текущем состоянии находятся щетки. Именно они в большинстве случаев становятся источником проблем со стартером.
- Открутите пару винтов, которые удерживают защитную крышку. Теперь крышку легко снять.
- Отверткой снимите с вала стопорное кольцо, а также не забудьте про регулировочные шайбы.
- Открутите еще 2 гайки стяжных шпилек. Снимите крышку со стороны коллектора.
- Отожмите при помощи отвертки пружины и извлеките щетки из держателя.
- Замерьте щетки штангенциркулем или линейкой. Если высота составляет менее 12 миллиметров, щетки подлежат замене.
- Также элементы лучше заменить, если на поверхности есть сколы, трещины и прочие дефекты.
Щетки
Якорь
Если со щетками все хорошо, следующим подозреваемым будет якорь.
- Снимите корпус со стартером.
- На якоре посмотрите на состояние коллектора, проверьте, цела ли обмотка.
- При наличии нагара на коллекторе или признаков пробоя, зачистите эти участки мелкой наждачкой.
- Проверьте с помощью мультиметра в режиме омметра обмотки якоря и статора.
Обгонная муфта
Параллельная проверка обгонной муфты с якорем позволит заодно заменить последний.
Для получения доступа к муфте вам предстоит извлечь якорь из передней крышки. Заодно поменяете его, если есть необходимость.
- Снимите стопорное кольцо, расположенное возле обгонной муфты.
- Снимите ограничительное кольцо.
- Демонтируйте пластиковый упор рычага, что позволит достать якорь.
- Достаньте промежуточную опору с вала.
- Проверьте, в каком состоянии находятся зубья шестерни. Если имеются дефекты, узел меняется на новенький.
Бендикс или обгонная муфта
Тяговое реле
Замена тягового реле необходима в том случае, если при подаче напряжения на его выводы обгонная муфта не выдвигается. Иногда ВАЗ 2109 оснащается разборными реле. Но все же лучше не ремонтировать, а заменить новой релюшкой.
- Чтобы снять реле, открутите два винта, расположенные спереди;
- Приподнимите реле, отсоедините от рычага якорь;
- Достаньте релюшку из корпуса, прихватив пружину и якорь. Все элементы при необходимости меняются.
Реле
Термостат
Этот элемент системы тоже играет чуть ли не главную роль. Хотя по факту, конечно, система может работать и без него. Устроена система охлаждения двигателя ВАЗ 2109 таким образом, что сначала происходит прогрев мотора до рабочей температуры – порядка 90 градусов. После этого необходимо дополнительно остужать жидкость. А дело в том, что сначала антифриз движется по малому кругу – проходит по рубашке охлаждения, поступает в радиатор печки, излишки уходят в расширительный бачок.
Но когда происходит прогрев до рабочей температуры, термостат направляет поток жидкости в радиатор. О том, как он работает, будет рассказано немного ниже. Термостат – это своеобразный механический клапан. Но он имеет небольшую доработку, которая позволяет автоматизировать работу охлаждения. Простая биметаллическая пластина, которая деформируется, когда на нее производится воздействие горячей жидкости. С ее помощью и открывается/закрывается клапан подачи антифриза в радиатор.
Разборка
Сняв КПП, можно приступать уже непосредственно к главному — разборке. Это позволит вам по ходу работы менять поврежденные элементы, определять имеющиеся неисправности и своими силами решать возникающие проблемы.
- Зачистите и тщательно отмойте все наружные поверхности коробки передач.
- Разместите коробку в вертикальном положении и демонтируйте заднюю крышку.
- Снимите кронштейн троса сцепления, после чего резиновым молотком сбейте заднюю крышку с КПП.
- Извлеките старую уплотнительную прокладку. Она пойдет под замену.
- Включите любую из двух передач — 3 или 4.
- Открутите болт, который удерживает 5 передачу, после чего включите ее.
- Одновременное включение указанных скоростей позволит зафиксировать вал и не допустить его проворачивание.
- Открутите гайку на вторичном валу, а затем и на первичном.
- Снимите синхронизатор 5 скорости вместе с вилкой.
- Извлеките вилку из муфты. Синхронизатор снимайте максимально аккуратно. Если допустить схождение муфты со ступицы, подпружиненные шарики, которые фиксируют синхронизатор, попросту рассыпятся.
- Снимите кольцо блокировки синхронизатора 5 скорости.
- Извлеките ведомую шестерню 5 скорости со вторичного вала.
- Извлеките упорного кольцо, расположенное на игольчатом подшипнике.
- Снимите сам игольчатый подшипник с шестерни 5 скорости.
- Демонтируйте ведущую шестерню с ведущего вала и снимите пластину подшипника.
- Теперь со вторичного вала следует удалить втулки игольчатого подшипа, а также извлечь упорную шайбу.
Ювелирная работа
- Достаньте кольцо, которое фиксирует подшипник первичного вала, а затем аналогичного кольцо вторичного вала.
- Открутите пробку фиксатора и извлеките шарик, пружинку фиксатора. Далее вы сможете достать еще пару фиксаторов.
- Снимите заднюю опору двигателя.
- Открутите пробку фиксатора задней передачи, наклоните коробку и достаньте таким образом шарик фиксатора и пружину.
- Демонтируйте крепежные болты картера сцепления и картера коробки.
- Действуя максимально аккуратно, рассоедените два агрегата. Чтобы это сделать, в картерах имеются пазы, куда вставляются концы отвертки. Покачивая, можно без особых проблем рассоединить элементы.
- Снимите картер коробки передач.
- Открутите болт крепления вилки переключения 1 и 2 скоростей.
- Снимите вилку и шток.
- Открутите болт крепления вилки 3 и 4 скоростей.
- Выделите головку штока из зацепления с рычагом, снимите ее вместе с вилкой с вашей КПП.
Разбирая коробку на части, обязательно обращайте внимание на состояние элементов. Если вовремя обнаружить неисправности и заменить компоненты КПП, можно обойтись недорогим, но очень эффективным самостоятельным ремонтом
Разобранная КПП
На что обратить внимание
Итак, следуя инструкции, разбираем КПП вашего ВАЗ 2109
Попутно обращаем внимание на следующие моменты:
- Подшипники. При их износе возникает гул коробки. Плюс изношенные подшипники негативно влияют на состояние прочих элементов КПП;
- Синхронизаторы и уплотнительные шайбы. Если их состояние оставляет желать лучшего, то передачи плохо переключались именно из-за них. Замените их;
- Система сцепления, сухари, фиксаторы ступицы муфты. Все это подлежит отдельной замене при наличии следов износа, дефектов;
- Блокирующие кольца, синхронизаторы. При наличии сколов, зазубрин даже и не думайте над альтернативными решениями, сразу меняйте;
- Дорожки подшипников. Со временем они изнашиваются. При обнаружении следов выработки выполните полную замену. В таком состоянии им осталось совсем чуть-чуть до поломки;
- Зазор между шестеренками и блокирующими кольцами. В норме он составляет не меньше 0,6 мм. При отклонениях решение одно — замена колец;
- Стопорные кольца. При потере упругости эти элементы следует обязательно менять, поскольку свои функции они более выполнять не смогут.
Собирая КПП, не забудьте смазать новые прокладки слоем литола. А при запрессовке сальников делайте это рабочей кромкой внутрь. Металлическая обойма должна располагаться с наружной стороны.
https://youtube.com/watch?v=cgCFhYP17
В процессе обратной сборки коробки передач следует обрабатывать все трущиеся компоненты маслом, не забывать про герметик для соединения картеров сцепления и КПП. Сделать все своими руками вполне реально.
Загрузка …