Доброго времени суток, уважаемые читатели! В этом выпуске бортового журнала поговорим о том, как своими руками отрегулировать клапана на 8 кл. двигателе Лада Гранта. Я постарался составить подробную пошаговую инструкцию для регулировки клапанов, которая поможет тем, кто впервые решился самостоятельно сделать это на своем авто. Сразу хочу отметить, что регулировка клапанов производится в рамках ТО-0, ТО-1, ТО-3, ТО-5, ТО-7.
Данное руководство применимо для регулировки всех 8 кл. двигателей семейства «ВАЗ», начиная с ВАЗ 2108 и заканчивая современными «LADAми» (на момент написания статьи, 2022 год).
Регулировка клапанов производилась на редакционном автомобиле LADA GRANTA 2022 г.в., модель двигателя 11186 (с облегченной шатунно-поршневой группой); объем 1,6 л, 8-клапанный, мощностью 87 л.с. Пробег на момент регулировки составлял 15 300 км.
Напомню, что предыдущая регулировка производилась у официального дилера на нулевом ТО при пробеге 2 920 км. Но так как было принято решение самостоятельно обслуживать автомобиль (о причинах писал в 5 выпуске), все последующие ТО на данном авто будут производиться самостоятельно, с подробным фото и видеоотчетом, а также «ценой вопроса». Итак, приступим.
Двигатели Лада Гранта
На автомобиле Лада Гранта раньше были установлены 8-ми клапанные и два 16-ти клапанных мотора. Восьмиклапанные двигатели имели мощность 82 и 87 л/с соответственно. Их индекс 11183 и 11186. Силовые агрегаты с 16 клапанами мощностью 98-106 л/с, имели индексы 21126 и 21127
Двигатели Лада Гранта 8 клапанов
ВАЗ л.с. 132 Нм
Представленный мотор устанавливался до декабря 2014 г., затем уступил свое место ДВС 11186, который являлся инжекторным 8-ми клапанным двигателем с одним распредвалом, приводом ГРМ. Гидрокомпенсаторы отсутствовали, поэтому тепловые зазоры клапанов необходимо регулировать самостоятельно.
При помощи специализированных лунок выполненных в поршне, когда происходит обрыв ремня клапана никогда не гнет. Сложностей использования такого двигателя хватает. Самое первое — это разнообразный шум и также стуки. Большое число проблем приносит ненадежная электрика и нестабильно работающий термостат. Очень часто из-за некачественного топлива случается прогар клапанов.
Седан до рестайлинга 2011 — 2022 1.6 л 11183 МКП5
Тип | инжектор |
Топливо | бензин АИ-92 |
Расположение | поперечное |
Цилиндры | 4 в ряд |
Клапана | 8 |
Рабочий объем | 1596 см³ |
Мощность | 82 л.с. |
Крутящий момент | 132 Нм |
Разгон до 100 км/ч | 12.6 с |
Скорость (макс) | 165 км/ч |
Экологич. класс | Евро 4 |
Расход город | 9.7 л |
Расход трасса | 6.1 л |
Расход смешанный | 7.4 л |
ВАЗ 11186 — 87 л.с. 140 Нм
Этот вариант двигателя — это усовершенствованная модель предыдущего мотора. Здесь установлен облегченный вариант поршневой со специальными антифрикционными элементами. Ремень ГРМ от производителя Gates, который имеет ресурс 180 тыс. км. Дроссельная заслонка электронного типа исполнения. Новая рубашка охлаждения и другие доработки.
Это все удалось организовать на достаточно старом двигателе в принятые экологические нормы. Поршни не имеют специальных лунок, поэтому в случае проблем с ремнем, почти всегда гнутся клапана. В 2018 г., компания производитель оснастила мотор безвтыковыми поршнями.
Перечень неисправностей представленного мотора достаточно большой. Владельцы автомобиля постоянно сталкиваются с различными проблемами и сложностями, которые касаются прогорания клапанов, неисправностями установленных датчиков, течи масла и нестабильной работой системы Е-газ.
Седан до рестайлинга 2011 — 2022 1.6 л 11186 МКП51.6 л 11186 АКП4
Тип | инжектор | инжектор |
Топливо | бензин АИ-92 | бензин АИ-92 |
Расположение | поперечное | поперечное |
Цилиндры | 4 в ряд | 4 в ряд |
Клапана | 8 | 8 |
Рабочий объем | 1596 см³ | 1596 см³ |
Мощность | 87 л.с. | 87 л.с. |
Крутящий момент | 140 Нм | 140 Нм |
Разгон до 100 км/ч | 12.2 с | 14.2 с |
Скорость (макс) | 167 км/ч | 160 км/ч |
Экологич. класс | Евро 4 | Евро 4 |
Расход город | 9.0 л | 10.4 л |
Расход трасса | 5.8 л | 6.1 л |
Расход смешанный | 6.6 л | 7.7 л |
Двигатели Лада Гранта 16 клапанов
На автомобиль Лада Гранта устанавливалось 2 мотора, которые имели 16 клапанов. Это очень встречаемые двигатели, которые ставились и на Приору. Они имеют высокие рабочие параметры, но и определенные недостатки. Технические параметры двигателей, которые устанавливались на автомобиль Лада Гранта с 16 клапанами выглядят следующим образом:
16 клапанов гранта
Наименование | Характеристика |
Марка | 21126 |
Маркировка | 1.6 16V |
Мощность | 98 лошадиные силы |
Тип | Инжекторный |
Топливо | Бензин |
Клапанный механизм | 16 клапанный |
Количество цилиндров | 4 |
Расход горючего | 7,5 литров |
Диаметр поршня | 82 мм |
Ресурс | 180 — 200 тыс. км |
Наименование | Характеристика |
Марка | 21127 |
Маркировка | 1.8 16V |
Мощность | 106 л. с. |
Тип | Инжекторный |
Топливо | Бензин |
Клапанный механизм | 16 клапанный |
Количество цилиндров | 4 |
Расход горючего | 8,2 литров |
Диаметр поршня | 82 мм |
Ресурс | 200 — 250 тыс. км |
Что лучше: 8-ми или 16-ти клапанная двигательная система?
8 клапанов гранта
Делать выбор в пользу определенного мотора необходимо с учетом того, как будет использоваться автомобиль. Моторы нужно сравнивать учитывая эксплуатационные особенности определенного авто. По показателям работоспособности 8-ми клапанные моторы лучше, чем 16-ти клапанные. Основное их преимущество — это быстрый запуск, относительно небольшой расход топлива. Для городских условий такой мотор подходит лучше. Из недостатков можно считать высокий шум от работы мотора в салоне автомобиля марки Гранта.
16-клапанная система подходит для езды на значительные расстояния. Имеется возможность развить достаточно большую скорость, если сравнивать с авто, где установлены 8-ми клапанные моторы. На высоких оборотах двигателя сильно шумит — это касается их недостатка. Рассматривая эти особенности, имеется возможность сделать определенный вывод:
Для каждого владельца авто, вопрос выбора системы клапанов индивидуальный и зависит от особенностей использования автомобиля. Если постоянно следить за машиной, тогда можно длительное время избегать неисправностей и капитального ремонта двигателя и ездить на 16-клапанном моторе. В других случаях, лучше приобрести авто с 8-клапанным двигателем.
У владельцев авто возникают проблемы и сложности, которые касаются нестабильной работы мотора при езде на низких или же высоких оборотах. Осуществлять регулировку установленных клапанов требуется исключительно на 8-ми клапанных силовых агрегатах, которые установлены в стандартной комплектации автомобилей марки Lada Granta.
Неправильно выполненная регулировка клапанов будет причиной появления значительного зазора между различными элементами мотора, что с течением времени может привести к разгерметизации.
Подводим итог
Какой мотор избрать 8 клапанов или же 16 – дело каждого отдельно взятого клиента. Если будущему обладателю LADA Granta по душе движок, у которого 8 клапанов, то ему потребуется проявлять беспокойство по регламентной проверке состояния ремня ГРМ и склоняться к периодической регулировке клапанов, дабы обеспечить «здравие» агрегата. Поклонники 16-клапанного мотора будут лишены необходимости в регулировке. ГРМ здесь не обладает такой прихотливостью ввиду более прочного ремня, но это не избавляет владельца LADA Granta от аналогичной проверочной процедуры касаемо компонентов данного «капризного» узла.
Признаки неисправности механизма клапанов
Есть много моментов, которые указывают на тот факт, что требуется выполнить регулировку установленных в Лада Гранта клапанов, одними из них считаются:
- Потряхивание при запуске мотора.
- Появление шума и треска. Их можно определить, если прислушаться к работе мотора.
- Детонация двигателя при осуществлении остановки.
- Увеличение показателей расхода бензина и снижение мощности авто.
Склонен ли гнуть клапаны мотор Гранты при обрыве ремня?
Основным беспокойством владельцев Лада Гранта на которой 8 клапанная установка является риск «попасть» на капремонт «сердца» автомобиля после обрыва ременной передачи в узле ГРМ. Данная модель построена на базе проверенной временем «Калины», имеющей клапаны с повышенными прочностными параметрами, что позволяет минимизировать урон после свершения обрыва ремня. Однако ремонтировать узел в связи с этой неприятной ситуацией все же придется.
Одной из важных проблем у владельцев автомобилей марки Лада Гранта является риск капитального ремонта при обрыве ремня в ГРМ. Эта модель авто сделана так, что имеются высокие прочностные показатели урона при обрыве ремня ГРМ. В 16-ти клапанных моторах в отличие от 8-ми клапанных имеется специальная конструкция поршней с углублениями на днище, поэтому разрыв ремня не приносит ущерба мотору. Этот момент следует строго понимать и учитывать, когда стоит вопрос выбора мотора.
Основным беспокойством владельцев Лада Гранта на которой 8 клапанная установка является риск «попасть» на капремонт «сердца» автомобиля после обрыва ременной передачи в узле ГРМ. Данная модель построена на базе проверенной временем «Калины», имеющей клапаны с повышенными прочностными параметрами, что позволяет минимизировать урон после свершения обрыва ремня. Однако ремонтировать узел в связи с этой неприятной ситуацией все же придется.
Когда осуществляется регулировка клапанов также требуется осуществлять проверку состояния приводных элементов ГРМ, особенно ремня. Выполнять регулировочные мероприятия предписывается вне зависимости от вида конструкции клапанного механизма.
Какой мотор выгоднее: винтажный 8-клапанник» или модный 16-клапанный агрегат?
К сравнению стоит приступать, если будут учтены важные аспекты эксплуатации, в чьем числе присутствуют: манера езды и наличие возможности обслуживать агрегат.
8-клапанная версия более пригодна к ремонтным процедурам. 16-клапанный агрегат в плане конструкции ГРМ не требует регулировки клапанного механизма, поскольку оснащен прогрессивным решением – гидрокомпенсаторами.
К приобретению автомобилей Лада Гранта, в которых установлена 8 клапанная силовая установка, склоняются такие покупатели, которые намерены в будущем эксплуатировать своего «коня» в городских условиях. Для них в числе главных преференций мотора фигурирует более низкое топливное потребление (в сравнении с 16-клапанными версиями), а также неприхотливость в плане конструктивной простоты и применимости к самостоятельным ремонтным процедурам. Единственной мерой, позволяющей сохранить нервы владельцу Лада Гранта и целостность мотора, позиционируется своевременная проверка состояния ременной передачи узла ГРМ. 16-клапанный вариант отменно подойдет для дальних вояжей. Мотор позволяет достигать большего скоростного предела.
Необходимый инструмент
Необходимый инструмент
Инструмент, который потребуется для осуществления процесса регулировки установленных клапанов в автомобиле модели Лада Гранта. Самое первое — это специальный набор шайб для регулировки. Эти шайбы, как правило, можно приобрести с показателями толщины 3-4,5 мм., со значениями интервала 0,05 мм.
Кроме этого, у владельца транспортного средства должно быть специальное приспособление для выполнения процесса регулировки, которое надежно и позволяет значительно сэкономить время. Также, возьмите пинцет, который имеет зажим и ключ на 17.
Процедура подбора и установки новых шайб
На данном этапе регулировка клапанов на Лада Гранта переходит в стадию замены шайб, которые износились в процессе эксплуатации. Замеры деталей необходимо проводить при помощи микрометра.
Итак, система подсчета довольно проста: к разнице между измеренным и нормальным зазорами (отнимаем именно в таком порядке) прибавляется толщина изношенной шайбы. Результат станет показателем толщины новой шайбы для установки.
После того как зазоры клапанов Лада Гранта были установлены согласно нормам, выполняется сборка двигателя.
Предварительно можно еще раз проверить зазоры, чтобы окончательно убедиться в их соответствии стандартам. После этого возвращается на место крышка (обязательно с новой резинкой), подключаются патрубки.
Производится установка ГРМ и его кожуха, далее устанавливаются свечи зажигания. Теперь регулировку можно считать полностью завершенной.
Чтобы непрофессиональная регулировка клапанов Лада Гранта норма, которая заключается в указанных выше измерениях, прошла успешно, нужно внимательно изучить инструкцию. При этом набор для настройки и сменные шайбы стоят довольно дешево. Поэтому автомобилист сможет сэкономить и на стоимости ремонта, и на времени наладки. Приобрести все необходимые инструменты и детали можно в любом автомагазине.
Самостоятельная регулировка клапанов на Гранте на первый взгляд кажется сложной. Но процедура выполняется довольно легко, она лишь требует сосредоточенности исполнителя и преждевременной заготовки нужных для работы инструментов.
Последовательность действий при регулировке клапанов Лада Гранта своими руками
8 -ми клапанная система выполнена так, что на каждом из цилиндров имеется 2 клапана. Один отвечает за подачу специальной смеси, а другой за выпуск рабочих газов. Вся система уравновешивается при помощи использования ГРМ.
Процесс регулировки необходимо выполнять, когда двигатель автомобиля полностью остыл. Этот момент имеет очень важное значение и его следует строго понимать и учитывать. Используя домкрат, потребуется вывесить автомашину на переднее колесо. Убираем крышку, где расположен механизм клапанов.
Ставим над двигателем головкой «вилку» (то есть специализированное устройство), которое необходимо для выполнения процесс регулировки установленных в авто клапанов. Поставьте передачу в положение МКПП и вращайте автомобильное колесо. Когда поршень дошел до 1 котла, до положения ВМТ. Перед началом регулировки, потребуется использовать шприц, чтобы откачать масло из установленной вокруг толкателя «ванночки». Перед этим очень важно не забыть выкрутить свечи зажигания.
Выполнение процесса регулировки предусматривает определенную последовательность, которая выглядит следующим образов: 1-3, 5-2, 8-6, 4-7. Самая первая цифра указывает на номер клапана, а другая номер впускного элемента.
Когда выпускной клапан подготовлен для выполнения процедуры регулировки, потребуется измерить показатели зазора. Когда этот зазор оптимален, тогда щуп будет проходить между кулачком распредвала и установленным клапаном с незначительным натягом. Производим тщательный осмотр и смотрим маркировку, которая находится на самой поверхности.
После этого, делаем несложный расчет рекомендуемых значений толщины и выбираем оптимальный размер специальной шайбы для регулировки. Необходимо помнить, что показатели зазора на клапанах (выпускных) установлены определенным параметром (регламентируемым), который составляет 0,25 мм. При этом допустимая погрешность не более +/- 0,05 мм.
Подобрав шайбу необходимой нам толщины, следует погрузить ее в толкатель. Это действие выполняем также при помощи вилки для утопления клапана.
Такие же действия потребуется аккуратно выполнить и на всех оставшихся клапанах автомобиля. Для осуществления процесса регулировки, потребуется поставить поршень в правильное положение, которое упростит процесс выполнения необходимых действий. При помощи коленчатого вала, имеется возможность быстро и достаточно легко установить поршень в нужное положение, чтобы приступить к регулировке. Кроме этого, его можно поставить при помощи высокой передачи МКПП и движением вручную колеса авто, когда понять автомашину на домкрате.
Теперь обратим внимание на «вилку» с установленной головки блока двигателя. Устанавливается этот элемент на специальные шпильки, которые необходимы для выполнения «посадки» крышки клапанов на свое первоначальное место. Эту крышку в обязательном порядке потребуется тщательно очистить. Специальная прокладка, которая необходима для монтажа между крышкой клапанов и головкой, должна быть заменена на новую. Это следует учитывать, когда вы полностью завершили процесс регулировки и собираете мотор в первоначальное состояние.
Необходимо отметить такой важный момент, что после того, как поставлена на место шайба, потребуется проверить ее вращение по своей оси. Указанные действия необходимо выполнить в обязательном порядке.
Вывод
Система ГРМ, которая установлена на автомобиле марки Лада Гранта с 8-ми клапанным мотором является достаточно слабым звеном, где на постоянной основе возникают разнообразные проблемы и неисправности. Но, при систематическом и правильном обслуживании этого узла автомобиля, спокойном стиле управления транспортным средством, срок использования ГРМ дает возможность проехать от 5 до 10 тысяч километров.
При этом, рекомендуется использовать качественный бензин, а также масло, имеющие показатели вязкости не менее 10W-40, что позволит значительно повысить ресурс мотора. Промежуток, который требуется для выполнения процесса регулировки ГРМ не реже 15 тыс. километров. Какой выбрать мотор в автомобиле марки Лада Гранта должен решать каждый владелец авто в зависимости от особенностей использования своей автомашины.
Если владельцу подходит двигатель с 8-ми клапанной системой на авто Лада Гранта, тогда потребуется периодически осуществлять проверку, ремонт и регулировку ГРМ, что имеет очень важное значение и позволит избежать неожиданного и достаточно дорого капремонта мотора.
С какой периодичностью производится регулировка
Если говорить о пробеге, то это 20-30 тысяч км. Регулировка тепловых зазоров клапанов должна производиться, даже если у вас не наблюдается потери мощности, повышенного расхода горючего и черного дыма из глушителя (не стоит ждать появления первых симптомов). Процедуру лучше проводить в автосервисе, но если у вас имеются соответствующие инструменты, приборы и опыт, это можно сделать и в своем гараже.
Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, в принципе, штука достаточно простая и понятная. Воздушно-топливная смесь из впускного коллектора через впускные клапаны попадают в камеру сгорания. Затем, клапаны закрываются, и начинается процесс сжатия смеси, который происходит благодаря движению поршня вверх.
Далее, в определенный момент, примерно рядом с верхней мертвой точкой цилиндра, происходит поджиг смеси, который осуществляется свечой зажигания. Повинуясь законам физики, смесь расширяется под воздействием температуры, и толкает поршень обратно вниз, преобразуя тепловую энергию в механическую. Последним тактом работы поршня является выброс отработанных газов в выпускную систему, через открывшиеся выпускные клапаны.
Как видите, все просто.
В этом описании дважды присутствовало упоминание клапанов, впускных и выпускных, которые требуют периодической настройки, так называемых, тепловых зазоров. Давайте вместе посмотрим, что это такое, для чего это надо.
Итак, тепловой зазор, это специальный зазор, оставляемый между кулачком распредвала (или коромыслом) и стеблем клапана. Необходимость его очень проста, — когда двигатель нагревается, металл, подчиняясь все той же физике, начинает расширяться, и клапан (точнее его стебель), удлиняется. Зазор призван нивелировать это расширение.
Вроде бы опять все просто и понятно. Однако, со временем, примерно, каждые 40 000 км, зазоры клапанов “уходят” и становятся (как правило) больше требуемых. В этом случае требуется их регулировка и возврат к исходному значению, потому что образовавшийся излишний зазор приведет к износу коромысла или кулачка распредвала, поскольку появится ударная нагрузка на них.