Меняем бендикс на ВАЗ-2110 своими руками (+артикулы)


Стартер

Стартер является мощным электродвигателем постоянного тока. Он может сгорать по многим причинам, к примеру, из-за длительного удержания ключа в «запуске». Если стартер не крутится или из него слышатся щелчки, не следует сразу покупать новый, можно попытаться его отремонтировать. Часто именно замена бендикса на стартере ваз 2110 помогает все решить. На ваз 2110 замена бендикса стартера может быть проведена своими руками.

Замена бендикса на стартере ВАЗ 2110 своими силами

Стартер является мощным электродвигателем постоянного тока. Он может сгорать по многим причинам, к примеру, из-за длительного удержания ключа в «запуске». Если стартер не крутится или из него слышатся щелчки, не следует сразу покупать новый, можно попытаться его отремонтировать. Часто именно замена бендикса на стартере ваз 2110 помогает все решить. На ваз 2110 замена бендикса стартера может быть проведена своими руками.

Для чего нужен бендикс

Замена бендикса стартера ваз 2110

Бендикс является составляющей частью стартера(см.Ремонт стартера Ваз 2110 – делаем все сами), без которой не запускается двигатель. Если при запуске слышится металлический звук, то в обязательном порядке требуется сменить бендикс, при этом нужно заранее демонтировать стартер.

При выявлении неполадок многие автовладельцы обращаются к мастерам, хотя необходимые меры можно предпринять самостоятельно. Для начала рекомендуется ознакомиться с руководством автопроизводителя, а также с его советами по устранению подобных проблем. Помимо этого перед самостоятельным ремонтом желательно ознакомиться с рекомендациями по безопасной работе с транспортным средством. Далее можно придерживаться следующих советов, помогающих правильно выявить неполадки стартера и устранить их без посторонней помощи. Итак:

При помощи стартера происходит раскрутка коленвала, при этом в камере для сгорания создаётся необходимое давление для возгорания горючей смеси (особенно это касается дизельных двигателей). При нехватке мощности двигатель не будет запускаться. По данной причине нужно вовремя менять стартер, оценивая не только соответствие креплений, но и достаточную мощность для раскрутки двигателя.

Бендикс для стартера ваз 2110

Осторожность. Стартер ни в коем случае нельзя ронять, поскольку он является сложным электроприбором, который подвергается повреждению внутренних составляющих

С этим прибором нужно обращаться с осторожностью и бережностью.

Замена бендикса и ремонт стартера

Бендикс стартера на ваз 2110

Для ремонта стартера требуются такие инструменты:

  • накидные ключи;
  • головки в наборе;
  • несколько отвёрток;
  • изолента;
  • новый бендикс.

Когда пора менять бендикс

В ходе эксплуатации машин ВАЗ 2110 иногда водители могут замечать малую эффективность стартера, что влияет на функциональность двигателя, в результате автомобиль просто не заводится с первого раза.

Например, если при заведении двигателя «десятки» водитель будет слышать легкое потрескивание и ощущать заедание стартера, не обойтись без замены бендикса, другими словами, обгонной муфты.

Полезные советы

Стоит заметить, что при покупке нового бендикса нужно иметь при себе старый экземпляр. Очень часто различные муфты отличаются между собой мелкими деталями, которые визуально не запоминаются. В худшем случае можно приобрести неподходящий механизм.

Примечание! Треснутую или изношенную пластиковую шайбу, установленную на крышке стартера можно заменить. Если есть повреждения изоляции на шпильке механизма, её можно починить с помощью изоленты.

Сегодня любой ремонт машины можно выполнить на СТО, но в некоторых случаях можно обойтись и без этой услуги. Как правило, это касается мелкого ремонта или замены составляющих в механизмах. Таким образом, при помощи видео и фото можно заменить бендикс на стартере своими руками. При неоднократной разборке стартера ваз инструкция не нужна, так как всё можно сделать по памяти. Самостоятельный ремонт считается выгодным делом, поскольку цена услуг автосервиса далеко не демократичная.

Распространенные проблемы со стартером и их причины

Независимо от того, установлен 2106 или УАЗ, неполадки похожи. Если не запускается автомобиль, плохо ВАЗ 2106, сначала выполняется проверка качество зарядки аккумуляторной батареи. Кроме того, следует проверить, насколько хорошо закреплены клеммы. Если с зарядкой и клеммами все нормально, то причина появления проблем с запуском двигателя может быть в пускателе.

Возможны следующие неисправности стартера ВАЗ 2106:

  1. Устройство включается, но при этом не работает тяговое реле: обрыв провода тягового, наконечники слабо затянуты, КЗ в обмотках тягового или на массу, окислились контакты, заедает якорь втягивающего.
  2. После включения происходит щелчок, тяговое реле работает, но не функционирует якорь либо он слишком медленно вращается, не крутит стартер: слабо затянуты крепежные болты на втягивающем, изношены щетки или зависли, КЗ пластин коллектора либо его подгорание, повреждение обмоток.
  3. При запуске щелкает реле, работает якорь, но не вращается коленчатый вал: поломана буферная пружина, пробуксовывает муфта, выскальзывает из оси или сломан рычаг включения муфты.
  4. Стартер не отключается, когда запустился мотор: заедает реле или рычаг привода, слиплись контакты, перекос механизма, неисправна возвратная пружина замка зажигания.
  5. Повышенный шум при пуске: плохо закреплен узел, изношены втулки, сломаны зубья на шестернях.

Бендикс — устройство, гарантирующее долгую и исправную работу стартера

На самом деле, чтобы понять, что такое бендикс, нужно в первую очередь хорошо представить себе, что же такое стартер автомобиля. Попробуем разобраться в общих чертах и рассмотреть процесс его работы, на примере устройства бендикса стартера отечественного автомобиля ваз 2110.

Все знают, что для того, чтобы завести двигатель внутреннего сгорания, которыми обычно оснащены современные автомобили (и ваз 2110 в том числе), необходимо прокрутить его коленвал. Чтобы «схватилась» искра, воспламеняющая топливно-воздушную смесь, приготовленную карбюратором или инжектором и поданную в камеру внутреннего сгорания. В свое время человеческая инженерная мысль додумалась до стартера, чтобы не пришлось крутить кривой рычаг ручного пуска (помните, во времена оные автомобили оснащались именно такой «заводилкой»).

Устройство это представляет собой всего лишь электромотор, работающий от аккумулятора автомобиля. Именно стартер дает первый импульс валу автомобильного двигателя, который потом, как говорится, схватывает.

  1. Устройство
  2. Принцип работы
  3. Интересные факты

Устройство

Так что роль стартера как необходимого функционального узла весьма велика, иначе пришлось бы каждый раз, заводя автомобиль, бегать к кривой ручке. Представляете, каково это — бегать с ней к капоту современного торжества отечественного автомобилестроения – ваз 2110? Бендикс же в подобной ситуации играет своеобразную роль посредника между вращающимся валом электромотора и коленчатым валом автомобильного двигателя.

Устройство бендикса таково, что он функционирует наподобие храпового механизма (или, как говорят в народе, трещотки), находясь в исправном состоянии он:

  • прокручивается только в одну сторону;
  • стопорится при попытке прокрутить его в другую.

Как устроен бендикс можно узнать из видео, приведенного ниже. » alt=»»>

Принцип работы

Принцип работы бендикса следующий: крутящий момент передается от стартера на бендикс, который представляет собой муфту. И уже оттуда, движение передается на мотор нашего ваз 2110. Теперь представим, что же случается в тот момент, когда искра в камере сгорания «схватилась» от прокрутки, переданной на вал посредством бендикса. Коленчатый вал высокооборотного двигателя сразу же раскрутился с огромной скоростью, с опережением скорости вращения стартера. Скорость их вращения — это две большие разницы. И если бы не устройство под названием бендикс, то раскрутившийся двигатель в ту же секунду запорол бы электромотор, известный как стартер.

Принцип работы бендикса в том и заключается, что в тот самый момент, как двигатель от нашего ваз 2110 завелся, и водитель отпустил ключ зажигания в возвратное положение, стартер останавливается, и разъединяется муфтовое соединение.

Все, коленчатый вал нашего автомобиля ваз 2110 с высокооборотным двигателем может вращаться с произвольной скоростью, подчиняясь только воле водителя, нажимающего на педаль акселератора.

А стартер, выполнив свою функцию, застыл в неподвижном состоянии. Ему уже не грозит чрезмерно сильная нагрузка, способная повредить щеткам, обмотке, втулкам, и другим частям этого довольно дорогого устройства. И выполняет эту функцию устройство, известное в народе по имени своего изобретателя, впервые его запатентовавшего, хотя на самом деле, грамотное инженерно- техническое название его — обгонная муфта.

Интересные факты

Устройство носит имя изобретателя — Винсента Гуго Бендикса (Vincent Hugo Bendix). Внес огромный вклад в автомобильную и авиационную промышленность. В 1907 году, в возрасте 26 лет, организовал автомобильную компанию Bendix Corporation, а уже в 1910 получил патент на свое изобретение — обгонную муфту.

Ремонт бендикса стартера своими руками (фото и видео).

Что такое бендикс (обгонная муфта)?

Замена бендикса на стартере ваз или ремонт своими руками

В современных автомобилях двигатель запускается при помощи электрического стартера. Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, который через специальную муфту передает вращение на маховик двигателя.

вот так выглядит стартер:

вот так выглядит маховик:

Обычно, шестерня на стартера имеет 10-12 зубьев, а фланец на маховике, зацепляясь с которым стартер запускает двигатель, имеет больше сотни зубьев.

Если исключить обгонную муфту, то после того как двигатель запустится, даже на холостом ходу, стартер раскрутится до запредельных 100000-200000 оборотов! Естественно при этом он разрушится.

Для того, чтобы это не происходило, применяется специальная обгонная муфта, в простонародье называемая бендикс.

Работает она по принципу задней ступицы велосипеда, т.е. крутящий момент передается только в одну сторону — от стартера к двигателю.

Причины неисправностей бендикса.

Все неисправности проявляются одинаково — бендикс срабатывает через раз или вообще не срабатывает, стартер при этом крутится.

Визуально неисправность бендикса проявляется вот так:

Для ремонта бендикса потребуется отвертка способная выдерживать удары молотком, молоток, тисы, ветошь.

Запчасти для бендикса купить проблемно, так как бендикс продаётся обычно в сборе. Но есть один лайфхак — покупаем бендикс от ваз-2101 (самый дешевый) и разбираем его на запчасти. Диаметр роликов почти всегда одинаков, если не найдете нужного диаметра или если у вас большая выработка можно распилить сверло, пружины почти всегда подходят. Автор этой статьи ремонтировал бендикс на стартере Chery Amulet заменив ролики и пружины на аналогичные от ВАЗа.

Причины поломок приведены в порядке вероятности, от наиболее распространенных к наименее распространенным.

Потеря упругости пружин.

На картинке выше, видно, что ролики прижимаются пружинами. Когда пружины теряют упругость, бендикс начинает проскальзывать, а сам стартер срабатывает через раз.

Ремонт — развальцовываем бендикс стартера, аккуратно вынимаем внутреннюю часть, заменяем или растягиваем старые пружины, собираем без смазки, если бендикс смазать он будет проскальзывать, завальцовываем.

Износ роликов.

Это вторая по распространенности причина, ролики в процессе своей работы не крутится и поэтому изнашивается только с одной стороны, иногда их плющит — они становятся овальными.

Ремонт — развальцовываем бендикс, аккуратно вынимаем внутреннюю часть, переворачиваем ролики другим боком или заменяем, собираем без смазки, завальцовываем.

Замасливание.

Эта проблема актуальна только для редукторных стартеров. Иногда смазка для редуктора попадает в бендикс, в этом случае он начинает проскальзывать постоянно.

Ремонт — развальцовываем бендикс, аккуратно вынимаем внутреннюю часть, протираем все ролики бензином или ацетоном, собираем без смазки, завальцовываем. Целесообразно заменить смазку в редукторе стартера на более тугоплавкую, или уменьшить её количество.

Если вам больше нравится смотреть видео, ниже подробное видео про то, как отремонтировать бендикс стартера своими руками:

На этом у меня сегодня всё. После прочтения статьи ремонт бендикса стартера не должен вызывать у вас трудностей

Важно понимать, что бендикс, это не такая дорогая деталь и стоит он 200-300 рублей, поэтому, ремонтировать его целесообразно, только если запчастей нет, или если машина очень дорогая

Система пуска современного авто

Замена подшипника в генераторе ваз 2110 своими силами

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Сегодня автомобилистам намного легче, чем несколько десятков лет назад, когда машина заводилась рукояткой

О запуске двигателя из салона авто в те времена можно было лишь мечтать

Сегодня автомобилистам намного легче, чем несколько десятков лет назад, когда машина заводилась рукояткой. О запуске двигателя из салона авто в те времена можно было лишь мечтать.

В наши дни достаточно вставить ключ в замок зажигания или задействовать специальную кнопку, чтобы автомобиль завелся. Но, случаются проблемы и в этом случае, если узлы, так сказать, «заболели». Каким бы ни был современным автомобиль, со временем он устаревает, и возникает все больше проблем.

Одна из них как раз подразумевает плохой зацеп стартером маховика. Почему же такое происходит? Эксперты, как только речь заходит об этом, упоминают проблему обгонной муфты или бендикса.

Назначение бендикса в машине

Обгонная муфта представляет собой механизм-шестерню, способную передавать якорное вращение маховику двигателя. Таким образом, осуществляется запуск мотора.

Внимание. Обязательным условием безотказной работы узлов автомобильной системы является отвод бендикса, после удачного завода мотора. Следует знать, что муфта – это не просто шестерня, а механизм, у которого тоже появляются неисправности

Следует знать, что муфта – это не просто шестерня, а механизм, у которого тоже появляются неисправности.

Чтобы полнее узнать причину проблемы с задействованием маховика, полезно будет рассмотреть общий принцип работы всей системы пуска.

Стартер – электродвигатель постоянного тока. В некоторых случаях у него возникает мощность гораздо большая, чем требуется. Таким образом, появляется возможность запускать ДВС с максимальным рабочим объемом.

В современном стартере немаловажную роль играет реле – особый агрегат, вводящий муфту в связь с маховичным колесом, за некоторое время до фальстарта якоря. Затем только подается напряжение на стартерную обмотку, после чего тот начинает вращать коленвал автомотора.

Вращение коленвала становится источником компрессии горючей смеси, с последующим ее воспламенением. Как только это происходит в надобный момент, ДВС начинает функционировать уже автоматически.

В этот самый миг метонимический цикл маховика начинает преобладать над оборотами стартерного вала (якоря), задействуется уже бендикс. Как только шофер глушит машину, стартерный вал более не вращается, тяговое выводит муфту из зацепления.

Важно понимать, что сам бендикс состоит из 2-х частей: верхней и нижней (ВЧБ и НЧБ). Последняя выступает в виде пустотелого вала, имеющего два различных калибра. Одна из частей вала наделена шлицами, передающими вращение стартера, а другая часть – содержит обойму с роликами

Одна из частей вала наделена шлицами, передающими вращение стартера, а другая часть – содержит обойму с роликами.

Взаимодействия меж роликов и НЧБ изначально не бывает. Оно происходит лишь после, когда появляются первые обороты. Ролики сводятся к середине, тем самым, ограничивая вал. Это происходит таким образом, что вал может вращаться исключительно в одну из сторон. Ролики, благодаря своим пружинкам, не пускают вращаться в другую сторону.

Как только маховик наберет обороты, он будет способен вращать бендикс. В этом случае ролики расходятся, открывая стопор. Шестерня-механизм возвращается в свою первичную позитуру.

Бендикс часто «зависает» по утрам, в холодное время. Опытные шофера рекомендуют несколько раз прокручивать стартер, тем самым, нагревая бендикс и задействуя его работу.

Что советуют автослесари

Прежде чем снимать стартер и менять бендикс, убедится в том, что заряжен аккумулятор. Бывают курьезные случаи, когда проблема была не в обгонной муфте, а всего лишь в разряженной батарее.

Не экономить на мелочах – обязательно ставить только новые шайбу и стопорное кольцо.

Перед тем как установить бендикс, хорошо промыть и смазать все вращающиеся детали и шлицы якоря.

Разбирая стартер, записать последовательность действий. Так будет легче собрать агрегат.

Прежде чем поставить стартер на место, проверить его. Для этого взять два провода, с помощью которых заводят машины в мороз. «Минус» присоедините к корпусу, «плюс» – к контакту на втягивающем реле. Если стартер исправен, то раздастся характерный щелчок,— и обгонная муфта подастся вперед.

Как снять бендикс

Сначала нужно демонтировать само пусковое устройство, предварительно отсоединив от аккумуляторной батареи плюсовую клемму, а от стартера – провод, идущий на втягивающее реле. Снятие пускового устройства (чаще всего оно фиксируется тремя болтами) возможно сверху или снизу (понадобится смотровая яма) – все зависит от марки автомобиля. Попутно осмотрите зубья маховика: если они сильно изношены, то придется менять венец или весь маховик. После того, как стартер окажется на рабочем столе, произведите демонтаж (если это необходимо, здесь все опять-таки зависит от модели машины) втягивающего реле. Далее идет снятие бендикса:

  • Открутите гайки крепления вертикальных шпилек (их обычно три) и, слегка постукивая резиновой киянкой, разъедините корпус стартера. Пользуясь случаем, визуально оцените состояние щеток и обмоток.
  • Подцепите бендикс за «уши» плоской отверткой и вытащите его из вилки.
  • Возьмите молоток, подходящий по диаметру вала обгонной муфты рожковый ключ и снимите первое стопорное кольцо, второе можно сдвинуть плоской отверткой.
  • Теперь снимаем сам бендикс стартера.

Замена стартера на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099

Снятие

1) Скиньте минусовую клемму с аккумулятора автомобиля, чтобы обесточить подачу электричества на стартер. Трудности с отключением? – Смотрите статью: «Замена аккумулятора на автомобиле», пункт первый.

2) Теперь подумайте, с какой части автомобиля вам будет легче всего снимать стартер с машины (сверху/ снизу). Совет: у карбюраторных двигателей в отсутствии поблизости смотровой ямы, легче снимать сверху. У инжекторных машин сверху также возможно снимать, однако вдобавок необходимо снять корпус воздухофильтра. Учтите, в разы удобнее снимать снизу, пользуясь ямой. Нижний болт без проблем выверните (сверху, кстати, нижний болт вы скорее всего даже и не отвернёте без специального инструмента). При наличии защиты картера – снимайте (присутствует не на всех автомобилях, т.к. с завода защита не ставится, но брызговик, защищающий двигатель от загрязнения ставится всегда, обязательно снимайте его, инструкция «здесь»).

3) Сняв все препятствующие детали, переходим к снятию непосредственно стартера:

  • отсоедините колодку проводов, потянув за неё (фото 1);
  • переходите к отворачиванию гайки крепления клеммы АКБ и полностью данную гайку отверните (фото 2);
  • снимите клемму со шпильки стартера, на которой она и находиться (фото 3);
  • выверните три гайки, крепящие стартер к двигателю автомобиля.

Установка

Устанавливается новая деталь в обратном снятию порядке.

Примечание! Рекомендуем зачистить шкуркой клемму, подсоединенную к стартеру, в случае наличия ржавчины или въевшейся грязи. Чистая клемма обеспечит лучший контакт, а чтобы впредь она больше не гнила и не окислялась, смажьте солидолом либо вазелином.

Замена бендикса

Независимо от того, собираетесь Вы заменить бендикс или перебрать, сначала его придется снять со стартера. Существуют два типа стартеров:

  1. С «клювом», где передняя опора вала стартера выполнена в его корпусе.
  2. И без «клюва», где передняя опорная втулка стартера стоит в картере.

Наиболее распространены механизмы первого типа, «бесклювые» знакомы по ВАЗ «восьмого» семейства.

Так как поменять бендикс на стартере можно, только сняв сам стартер, вначале отключается «масса» аккумулятора, а со стартера снимаются силовой кабель и провод управления втягивающим реле. Открутив крепления стартера к картеру, вытаскиваем его наружу.

Независимо от конструкции стартера сначала снимается втягивающее реле, так как его вилка в дальнейшем мешает. Откручиваем гайку на клемме питания обмотки стартера, снимаем клемму, затем выворачиваем винты, соединяющие втягивающее с корпусом. Вынимаем обмотку реле, после чего сердечник легко расцепить с вилкой бендикса.

Затем разбираем стартер. Вывернув продольные стяжные болты крышек, снимаем «клюв» или переднюю крышку стартера. После этого можно легко снять вилку с бендикса и вытянуть ротор на себя.

На роторе установлена упорная втулка, ограничивающая ход бендикса. Перед тем как снять бендикс со стартера, надо спрессовать эту втулку. В гаражных условиях используется рожковый ключ, заходящий зевом на вал ротора, но упирающийся губками во втулку. Крепко зафиксировав ключ в тисках, упираем в его губки упорную втулку и наносим резкий удар по торцу вала через выколотку из прочного дерева, меди или алюминия, чтобы не повредить сам вал. После этого стопорное кольцо, установленное внутри втулки, соскакивает с канавки и освобождает ее. Сняв втулку, стяните и стопорное кольцо с вала, поддев тонкой отверткой.

После этого вытаскиваем бендикс в сборе. Установка бендикса идет в обратном порядке, и основные затруднения вызывает напрессовка упорной втулки обратно. Нужно учесть, что она несимметрична – с одной стороны есть широкая фаска, которая облегчает заход на стопорное кольцо. При снятии втулки стопорное кольцо деформируется, его нужно обязательно выправить перед сборкой. Упорную втулку нужно осаживать на стопорное кольцо без перекоса, иначе край может быть выдавлен из канавки на роторе, кольцо согнется и не даст напрессовать упорную втулку на место.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Замена бендикса на стартере ВАЗ или ремонт своими руками

Замена бендикса на стартере – несложная процедура. Однако и она требует наличия определенных знаний и умений. Процесс замены занимает около 1 часа и не отличается на ВАЗ- 2110, 2109, ВАЗ-2114 и других переднеприводных моделях тольяттинского автозавода.

  1. Что такое бендикс, и в каких случаях требуется его замена
  2. Замена бендикса
  3. Оценка результатов работы
  4. ВАЗ 2114 с редуктором (видео)
  5. Ремонт бендикса своими руками (видео)

Что такое бендикс, и в каких случаях требуется его замена

Бендикс – муфта, использующаяся для зацепления пускового электромотора и маховика при запуске двигателя. Внешне элемент представляет собой косую шестерню и располагается на валу стартера. В момент его срабатывания она с помощью соленоида выдвигается вперед и соединяется с маховиком.

Когда подача электроэнергии прекращается, шестерня возвращается на место, рассоединяясь с маховиком. Амплитуда движения муфты составляет около 10 см. От чрезмерного смещения бендикс защищен стопорными кольцами.

Признаки неисправности муфты хорошо заметны, поэтому вопрос о том, как проверить бендикс стартера, обычно не встает. К «симптомам» неисправности относят:

  • скрежет в районе маховика при попытке запустить мотор;
  • вращение стартера вхолостую, без передачи крутящего момента на маховик;
  • характерный стук в момент срабатывания втягивающего реле, после чего вращения вала не происходит.

» alt=»»> Неисправную шестерню обычно не ремонтируют, а меняют. Ремонт элемента возможен, однако подобные действия не обоснованы с точки зрения финансовых и временных затрат. Поэтому при поломке муфта подлежит замене. Если вы все же хотите отремонтировать ее, подробное видео будет в конце статьи.

Подобный метод не является способом ремонта, однако позволяет завести мотор и добраться до дома или автомастерской.

Замена бендикса

Замена бендикса ВАЗ-2110 и других переднеприводных моделей начинается с демонтажа стартера.

Для этого следует:

  1. снять клемму « — » с аккумулятора;
  2. ключом на 13 открутить и снять клемму питания с электромотора;
  3. открутить болты крепления стартера ключом на 13 (2 сверху и 1 снизу);
  4. извлечь стартер.

Стоит заметить, что болты крепления электромотора нередко закисают настолько, что открутить их становится сложно. В таком случае не следует пытаться выкрутить болт силой. Это может привести к его поломке. Необходимо обстучать головки молотком, залить их жидкостью WD-40 и подождать 15-12 минут.

На снятом электромоторе с вала демонтируется стопорное кольцо. Для этого необходимо сбить его с посадочного места специальной оправкой (при ее отсутствии подойдет высокая головка на 15) и снять с помощью плоскогубцев. После этого деталь легко снимается вручную.

Вышеописанная процедура отвечает на вопрос о том, как снять бендикс со стартера. В целом, на этом основную часть ремонта можно считать законченной, так как заменить бендикс на стартере после того, как старый элемент был демонтирован – дело одной минуты.

Новую запчасть надевают на вал, после чего электромотор собирают в обратной последовательности. Надевают стопорные кольца, устанавливают на автомобиль, фиксируют болтами сам стартер и клемму питания, возвращают снятую клемму на аккумуляторную батарею.

Оценка результатов работы

После завершения работы следует проверить, как запускается двигатель. Пусковый двигатель должен работать ровно, без характерных для неисправной обгонной муфты стуков и скрежета. Это является признаком качественно выполненной замены бендикса на автомобилях ВАЗ-2109-2115.

В некоторых случаях поменять бендикс оказывается недостаточно. Длительная работа неисправной муфты приводит к износу и повреждению зубьев маховика. При этом симптомы поломки, имевшиеся до замены шестерни, могут стать слабее, но не исчезают полностью. В подобных случаях необходимо произвести замену маховика.

Оценка результатов работы

После завершения работы следует проверить, как запускается двигатель. Пусковый двигатель должен работать ровно, без характерных для неисправной обгонной муфты стуков и скрежета. Это является признаком качественно выполненной замены бендикса на автомобилях ВАЗ-2109-2115.

В некоторых случаях поменять бендикс оказывается недостаточно. Длительная работа неисправной муфты приводит к износу и повреждению зубьев маховика. При этом симптомы поломки, имевшиеся до замены шестерни, могут стать слабее, но не исчезают полностью. В подобных случаях необходимо произвести замену маховика.

” alt=””>

” alt=””>

В стартере немаловажное значение отдается бендиксу, в случае поломки которого не будет возможности завести двигатель. И, если при запуске слышится характерный металлический звук, это говорит о незамедлительной замене этой детали.

Квалифицированными мастерами не рекомендуется даже пытаться проводить ремонт бендикса, по их словам гораздо целесообразней поменять старую износившуюся деталь новый бендикс. Такая своевременная замена бендикса, а не его ремонт, позволит предотвратить разбалансировку внутренних частей с перспективой повышенного износа двигателя стартера.

Содержание

Предназначение

Бендикс иначе называют обгонной муфтой, который относится к рабочему органу, находящемуся в стартере автомобиля. Крутящий момент передается шестерней от двигателя стартера к маховику ДВС. Но шестерня не может находиться в длительном сцеплении с маховиком, так как работа стартера должна занимать незначительное время, после чего он должен остывать. И для того чтобы подстраховать двигатель стартера от воздействия ДВС, предназначен бендикс.

Диагностика

Даже с богатым опытом мастеру трудно с ходу разобраться с неполадками в стартере.

Ведь причиной для замены бендикса могут стать не только стершиеся зубья шестеренки бендикса, это могут стать и стершиеся втулки, на которые насажен вал стартера, а может быть и часто встречающаяся причина — испорченность втягивающего реле. Так что для того чтобы выявить причину этой испорченной детали, необходим опыт. Некоторые мастера проводят диагностику на специальных стендах в нескольких нагрузках:

  • Под нагрузкой;
  • Без нагрузки.

А кому-то достаточно провести рукой, чтобы понять необходимость замены бендикса.

Самостоятельная замена

Самостоятельная замена бендикса не столь проста, как кажется на первый взгляд. Чтобы его поменять даже на самом простом отечественном автомобиле потребуется снять стартер, а эта работа может сопровождаться рядом сложных моментов. И все-таки можно попробовать провести замену самостоятельно. И так, что необходимо сделать:

  • Снять стартер. Для этого открыв капот необходимо отсоединить отрицательный провод с аккумуляторной батареи. Автомобиль надо загнать на смотровую яму. С помощью гаечного ключа надо открутить крепление положительного провода аккумулятора к втягивающему реле. После чего снимаются две клеммы, обращая внимание на состояние изоляции на проводах. С помощью шестигранника открутить кронштейн. Затем, с помощью накидного ключа откручивается нижний болт, который держит стартер. Этот процесс довольно хлопотный. После этого выворачивается верхний болт крепления и откручивается кронштейн, с помощью которого происходит крепление стартера к блоку. После этих работ стартер аккуратно вынимается.
  • Открутив шпильки вдоль всего стартера и те, которые крепят крышку, стартер разделить две части. Вынув щеточный узел и ротор, рекомендуется прочистить все части стартера.
  • Затем необходимо снять стопорное кольцо с вала ротора и извлечь изношенный бендикс меняя его на новый. Сразу же проверить состояние втулок и вилки. Чтобы снять вилку необходимо провести аккуратную выемку резиновой заглушки и извлечь необходимый элемент.
  • Выпрессовка втулки осуществляется с помощью головки подходящего размера. В случае износа этих деталей их стоит сразу же заменить новыми. Втулки обратно загоняются с помощью молотка. При этом стоит помнить, что удары должны быть несильными и проводиться через специальную деревянную подкладку.
  • Сбор стартера производится в обратном порядке, после чего проверяют его работоспособность.

Актуально ли делать ремонт

С теоретической точки зрения, чтобы поменять бендикс нет никаких проблем, но с практической стороны дела — это несколько обременительно и затруднительно, но вполне выполнимо.

Но что можно сказать о ремонте бендикса? В принципе, даже, по мнениям профессионалов разговоров о ремонте этой детали не должно даже возникать.

Это объясняется тем, что современные машины имеют практически одинаковую износостойкость деталей, находящихся в едином узле. А значит, можно быть уверенным в том, что если износилась одна шестеренка, то вслед за ней, практически сразу, испортится следующая и так далее. Поэтому, гораздо практичней полностью поменять бендикс, к тому же стоимость самой детали невысока.

Какова последовательность действий

Итак, чтобы поменять бендикс следует провести:

  • Снятие стартера;
  • Разбор стартера;
  • Замена старого бендикса на новую деталь;
  • Собрать стартер в обратной последовательности.

Приступая к выполнению работ по замене бендикса желательно полностью снять аккумулятор, так как даже короткое замыкание может привести к серьезным последствиям. В случае появления каких-либо вопросов или сомнений стоит обратиться за советом к профессионалу.

–> Мастера ВАЗа / Стартер

Стартер

Как устроен бендикс стартера

Бендикс одновременно выполняет две функции. Во время запуска двигателя автомобиля стартером он обеспечивает жесткую кинематическую связь электродвигателя стартера с маховиком коленчатого вала двигателя. После успешного запуска двигателя внутреннего сгорания его обороты существенно повышаются. В этот момент бендикс разрывает жесткую связь, иначе прокручивается. Таким образом, электропривод стартера механически отсоединяется от вращающегося маховика. Такой процесс позволяет:

  • избежать перенагрузки на вал стартера, преждевременный выход его из строя;
  • уменьшить уровень механических шумов;
  • предотвратить повреждение маховика, увеличение нагрузки на двигатель.

Конструктивно бендикс выполнен в виде двух совмещенных узлов: шестерни, входящей в механическое соединение с маховиком двигателя, и непосредственно обгонной муфтой. Особенностью шестерни является наличие скосов на внешних торцах зубьев. Они предназначены для облегчения совмещения рабочих зон бендикса и маховика в момент срабатывания стартера.

Обгонная муфта большинства применяемых бендиксов конструктивно исполнена в виде двух колец с полостями, внутри которых находятся упорные цилиндры либо шарики. Они заклиниваются пружинами при вращении шестерни маховика в одном направлении и не препятствуют взаимному вращению в противоположном направлении.

Подобная обгонная муфта известна многим велосипедистам под названием «трещетка». Однако в велосипедах обычно применяется иной, храповый, механизм обгонной муфты.

Признаки неисправности бендикса

В процессе эксплуатации автомобиля бендикс подвергается экстремальным нагрузкам во время запуска двигателя. Фото: avtomag22.ru

Ресурс бендиксов, особенно «неродных», составляет не более 20 тысяч моточасов в городском ритме движения.

О возможной неисправности бендикса можно судить по следующим признакам:

  • механический скрежет в области стартера или маховика в момент запуска двигателя;
  • непрерывный металлический звук после запуска двигателя (немедленно останавливайте двигатель);
  • срабатывание стартера, зацепление с маховиком «через раз»;
  • наличие механического звука по типу «трещетка» в момент запуска.

В этих и других случаях следует оценить исправность бендикса. Каких-либо косвенных методов стопроцентного определения неисправности бендикса нет. В любом случае, требуется демонтаж стартера, визуальный осмотр и стендовые испытания.

Основные причины неисправности бендикса

Неисправность бендикса обычно вызвана следующими причинами:

  • естественный механический износ;
  • попадание в зону контакта шестерня-маховик посторонних предметов;
  • неисправность других элементов стартера: вилка, втягивающее реле;
  • неправильная эксплуатация автомобиля в момент запуска;
  • неисправность электрооборудования авто, вызывающая непреднамеренное срабатывание стартера во время движения автомобиля;
  • несвоевременное проведение регламентных работ.

Восстановление работоспособности бендикса

В период тотального дефицита автозапчастей для отечественных автомобилей «кулибины» без труда ремонтировали некоторые бендиксы. Фото: driving24.ru

Ремонту, замене и восстановлению могут подлежать:

  • «подъеденные» зубья шестерни;
  • треснутые упорные кольца или шарики;
  • изношенные пружины.

При более серьезных повреждениях конструкции ремонт бендикса невозможен. Но и в доступных для ремонта ситуациях целесообразнее произвести агрегатную замену. Бендикс является расходным элементом стартера. На рынке автозапчастей имеются модификации практически для любой модели стартера. Стоимость его невысока – от 600 рублей. СТО по ремонту стартеров имеют полный боекомплект для всех автомобилей.

Профессиональная замена бендикса занимает не более часа, стоит от 1000 до 3000 рублей в зависимости от марки автомобиля и сложности выполнения монтажно-демонтажных работ. Одновременно с этим большинство автомастерских производят диагностику стартера, регламентные работы, оценивают степень износа вилки, втягивающего реле, зубьев маховика. Это существенно увеличивает срок эксплуатации системы запуска двигателя.

Есть мастерские, которые восстанавливают работоспособность эксклюзивных бендиксов, например, для раритетных авто.

Для самостоятельной замены бендикса необходимы:

  • навыки слесарных работ;
  • наличие инструмента для проведения монтажно-демонтажных работ;
  • возможность доступа к авто снизу (яма либо подъемник), если демонтаж стартера сверху невозможен;
  • начальные знания в области электрики.

Последовательность выполнения работ по замене бендикса:

Еще один вариант самостоятельной замены вы найдете в этом видео:

Причины

Причин выхода из строя обгонной муфты, много и косвенные и прямые. Может вам покажется, что мой рассуждения не объективны, но перечислю некоторые:

Если идти по порядку, то начну с большого стартера. Поломка привода заканчивалась его снятием и заменой бендикса. Одновременно с этим менялись втулки стартера в средней части и носовой части (крышка стартера).

С покупкой малого стартера бывали и более серьёзные поломки. Ломалась крышка, зализывались зубья венца. Но здесь уже по совету мастера сделал некоторые переделки крышки и проблема решилась.

Некоторые УАЗы эксплуатируются годами и не имеют таких проблем. Это само по себе наводит на мысль о каком-то дефекте в двигателе. И сам бы так и терялся в догадках пока один мастер не дал возможную разгадку причин поломок и совет по ремонту. Хотя точно причину поломок не определил, но путь размышлений я считаю верный.

Частые поломки бендикса и втулок связаны с большими нагрузками на них из-за неправильно расположенного стартера относительно венца на маховике. Малый зацеп зубьев по высоте приводит к зализыванию зубьев. Быстрому износу втулок и даже когда зуб попадает на зуб, облому передней крышки.

Из-за чего же так получается? Как сказал мастер, это смещённые шпильки крепления на кожухе сцепления или направляющие самого картера маховика.

Но если принять во внимание, что если сместить сам картер, то будут проблемы с установкой коробки. Тогда остаётся первый вариант, допущен брак в картере маховика. Но он всё равно объясняет причину малого зацепления зубьев относительно друг друга.

Поломалась буферная пружина

Как проверить бендикс стартера

Если не крутит бендикс стартера, то проверить его работу можно двумя способами — визуально, сняв его с машины, и “на слух”. Начнем описание с последнего, как более простого.

Как указывалось выше, основная функция бендикса — войти в зацепление с маховиком и раскрутить двигатель. Поэтому, если в момент запуска двигателя вы слышите, что электродвигатель стартера крутится, а из места, где он находится, раздаются характерные металлические лязгающие звуки — это первый признак неисправности бендикса.

Так что далее требуется демонтаж стартера и снятие разбор бендикса, дабы детально его осмотреть и определить повреждения. Процедура снятия и замены описана нами ниже.

И так, бендикс сняли, необходимо провести его ревизию. В частности, проверить, крутится ли он только в одну сторону (если в обе, значит, он подлежит замене) и не съелись ли зубья. Также убедится неослабилась ли пружина. Еще следует снять вилку с бендикса, проверить ее целостность, следы износа, при необходимости она подлежит замене. Кроме этого, обязательно проверьте, есть ли люфт на валу якоря. Если он имеет место, то бендикс следует заменить.

Стартер ВАЗ 2109 – как оценить неполадки и починить не хуже механика?

Для владельцев отечественных авто самостоятельный ремонт или сборка жизненно важных механизмов привычен и доступен, в этой статье попробуем повысить свой уровень мастерства и заменить стартер ВАЗ 2109 своими руками.

Схема стартера и назначение

На всех авто без исключения, а значит, и на ВАЗ 2109 стартер отвечает за запуск двигателя, а точнее, раскрутку коленчатого вала. По сути, он является маленьким электродвигателем. Устройство стартера ВАЗ 2109 включает в себя подвижный ротор, две обмотки, а также бендикс с комплектом щеток. Как же все это работает? Вокруг стартерной и роторной обмотки создаются магнитные поля противоположного значения, что приводит в динамику подвижный элемент. Подать напряжение на стартер довольно легко, а вот для ротора нужен посредник – щетки, состоящие из графита и меди.

Что же насчет бендикса стартера ВАЗ 2109, то этот элемент передает движение на маховик. Состоит деталь из следующих частей: вилка, соединяющая механизм с втягивающим реле, обгонная муфта, обеспечивающая движение в одну сторону, и шестерня. Многие автомобилисты знакомы с ситуацией, когда эта деталь стирается. Пробуксовка бендикса хорошо слышна и свидетельствует о том, что установка нового комплекта неизбежна. И хотя причиной часто служит загрязнение механизма, чистить его не рекомендуется. Бендикс из-за пыли и сажи подвергается износу, часто неравномерному, и даже после промывки уже не будет выполнять свою функцию на должном уровне.

Существует редукторный стартер и простой. Отличной является схема передачи крутящего момента на маховик. Редукторный стартер имеет дополнительный элемент между якорем и бендиксом. Многие считают такую конструкцию более продуктивной и менее прожорливой. Правда, ремонтируется редукторный агрегат сложнее.

Неисправности стартерного механизма

Если возникают какие-либо сложности с запуском авто, этот узел подозревается в первую очередь, но теперь, зная устройство стартера ВАЗ 2109, вы быстро сориентируетесь, куда смотреть. Насторожить также должны и различные звуки, похожие на металлический скрежет, вполне возможно, на вашем ВАЗ 2109 понадобится разборка стартера. Причина может крыться в маховике, и нужно будет заменить его венец. При этом скорей всего авто заведется, просто не сразу.

А вот если машина не заводится, и нет настораживающих звуков, тогда, возможно, придется осуществить замену муфты. Разберите стартер и демонтируйте ее, попробуйте прокрутить в обе стороны. Если она свободно вращается, то спокойно выкидывайте вышедшую из строя деталь. Понять, что необходимо снятие и замена износившихся щеток стартера, установленного на ВАЗ 2109, можно по характерному щелчку, после которого ожидаемый запуск мотора не состоится.

Основные признаки неисправности

Узнать о том, что бендикс стартера ваз 2114 вышел из строя, можно по следующему ряду косвенных признаков:

  • стартер проворачивает маховик, но его мощность недостаточна для пуска мотора;
  • стартер работает, но вращение не передается на маховик коленчатого вала;
  • звук при работе стартера отличается от нормального, двигатель запускается с трудом.

Все эти признаки могут указывать на то, что сам бендикс либо его шестерня повреждены, и не обеспечивают хорошего сцепления с шестерней маховика, в результате чего запуск мотора получается невозможным. В некоторых же случаях (например, при слабой передаче вращения) виноватыми могут быть как бендикс, так и втягивающее реле. Для того, чтобы установить точную причину, а также для того, чтобы устранить ее, потребуется демонтировать стартер и полностью разобрать его.

Откручиваем стартер, если нет редуктора, то аккуратно сбиваем шайбу с якоря и убираем стопорное кольцо. Снимаем бендикс с оси. Меняем его на новый, который устанавливаем в обратной последовательности. Больше всего сложностей доставляет установка шайбы и стопорного кольца. Для этого мастера применяют струбцины, специальные ключи, раздвижные пассатижи. Замена бендикса на стартере требует определенной практики.

Иногда неисправность возникает из-за попавшей в механизм грязи и разбирать стартер не придется, можно попробовать его реанимировать. Для этого якорь с обгонной муфтой окунают на 5–7 часов в емкость с бензином и периодически прокручивают шестеренку. После стартер нужно хорошо просушить и попробовать в деле. Если он не заработал, то разборки агрегата все-таки не избежать.

Подводим итог

Бендикс важная деталь стартера. Он передает вращение от него маховику двигателя. Если опорная муфта вышла из строя, то машина не заведется. Определить поломку можно на слух. Если стартер крутит, но шестерня начинает проскакивать и не вращает двигатель, то вышла из строя именно обгонная муфта. Снять и отремонтировать ее можно своими руками. Но если появилась выработка на поверхности роликов, внешней обойме или шестеренке, то лучше поставить новый бендикс.

Используемые источники:

  • https://znanieavto.ru/fire/kak-pomenyat-bendiks-na-startere.html
  • https://autodont.ru/jelektro/kak-samostoyatelno-provesti-zamenu-bendiksa
  • https://masteravaza.ru/starter-2/zamena-bendiksa-na-startere-vaz-2110-587
  • https://carfrance.ru/menyaem-bendiks-na-vaz-2110-svoimi-rukami-artikuly/
  • https://swapmotor.ru/ustrojstvo-dvigatelya/bendiks-startera.html

Ремонт стартера

Для того, чтоб снять стартер, будет нужно последующий набор инструментов:

  • шлицевая отвертка;
  • крестовая отвертка;
  • торцевые ключи (или головки) на тринадцать и на 10.

Сама подмена бендикса ВАЗ 2114 при этом делается последующим образом:

  • Отсоединить клемму массы от аккумуляторной батареи.
  • Ключом на тринадцать вывернуть пару крепежных винтов, с помощью которых стартер крепится к картеру.
  • Этим же ключом открутить гайку, фиксирующую «плюсовой» провод на корпусе втягивающего реле.
  • Крестообразной отверткой вывернуть пару крепежных винтов, расположенных в крышке стартера и удерживающих ее.
  • Снять крышку стартера.
  • Ключом на тринадцать открутить гайку, крепящую контакт обмотки втягивающего реле.
  • С помощью плоской отвертки извлечь шайбу-скобку (делать это следует аккуратненько).
  • Ключом на 10 вывернуть пару болтов, стягивающих половинки корпуса стартера, после этого извлечь их.
  • Разъединить корпус стартера на две половинки (если сделать это руками не удается, следует поставить его вертикально и постучать по нижней части дюралевым, резиновым или древесным молотком).
  • Используя плоскую отвертку, вытащить уши бендикса из вилки.
  • Надставить гаечный ключ на вал, после этого ударами молотка вышибить 1-ое стопорное кольцо.
  • Извлечь 2-ое стопорное кольцо с помощью шлицевой отвертки.
  • Демонтировать бендикс.

После того, как электростартер вполне разобран, следует оглядеть все его части, подвергающиеся активному износу, а конкретно:

  • втулки;
  • графитовые щетки мотора;
  • шестерню бендикса.

В случае необходимости (если они окажутся очень изношенными), их следует поменять на новые. Необходимо отметить, что при осмотре бендикса суровыми недостатками, говорящими о его поломке, должны стать не только лишь очевидные сколы зубьев, да и их истирание, утрата начальной формы, являющаяся одной из обстоятельств плохого зацепления с шестерней маховика.

После того, как все элементы стартера будут осмотрены, а неисправные — изменены, следует выполнить его сборку. Производится она точно в таком же порядке, как и разборка, но в оборотной последовательности (при всем этом, перед сборкой следует убрать все загрязнения, очистить окислы с контактов реле и смазать подвижные детали).

Таким макаром, самостоятельная подмена бендикса — задачка, которая по силам фактически каждому автовладельцу. Единственное, о чем следует держать в голове — это о том, что делать ее следует при возникновении первых признаков неисправности, не дожидаясь более суровой поломки и вероятных повреждений других частей стартера.

Последовательность работ выполняемых при замене реле:

Для начала следует отключить питание от аккумуляторной батареи, потому что пока подключена электрическая цепь, демонтировать и разбирать стартер запрещено, иначе может произойти замыкание и вы сожжете всю проводку.

  • Перед разборкой хорошо очищаем стартер от пыли и грязи, что бы потом грязь не попала во внутрь.
  • Откручиваем гайку щеточного узла с болта тягового реле и снимаем контакт с болта.
  • Откручиваем стяжные винты крепящие реле к массе и вытаскиваем его.
  • Откручиваем с торца гайки и разделяем его на две части
  • Вытаскиваем старый сердечник меняем на новый
  • Собираем все во обратном порядке устанавливаем втягивающее
  • Проверяем весь механизм и ставим на машину

После того как все детали установили на авто проверяем еще раз на работоспособность, что бы быть уверенным, что мы все сделали правильно и у нас все работает должным образом.

Как работает бендикс стартера?

В конструкцию элемента включена шестерня, которая входит в зацепление с расположенным на валу силового агрегата маховиком для его вращения. Для нормального запуска мотора скорость вращения вала пускового устройства должна лежать в пределах 50-100 об/мин. Развивать большую скорость не имеет смысла, поскольку стартер работает с максимальной нагрузкой лишь несколько секунд. В этот промежуток времени нагрузка на все элементы системы пуска и силовой агрегат увеличивается до предела, и, если вовремя не прекратить работу стартера, последствия могут быть непредсказуемыми. Это поможет предотвратить своевременное включение бендикса в работу.

Среди функциональных и конструкционных особенностей элемента можно отметить то, что он агрегатируется с коленвалом автомобиля только для запуска двигателя, вращается в одну сторону и начинает прокручиваться, как только число оборотов силового агрегата значительно возрастет в сравнении с валом пускового устройства.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]