Устройство и эксплуатация печки ВАЗ-2109. Инструкция по ремонту.

Ни о какой комфортабельности во время поездок на автомобиле ВАЗ-21099 не было бы и речи, если бы салон этого седана не комплектовался системой отопления. Причем обеспечение комфортной температуры в салоне можно считать второстепенной задачей, а основной – обогрев стекол (лобового и боковых передних дверей) для обеспечения обзорности в условиях сниженных температур.

На ВАЗ-21099 используется классическая для всех авто система отопления, в которой нагрев воздуха осуществляется при помощи дополнительного радиатора системы охлаждения, устанавливаемого в салоне под приборной панелью. Благодаря такому месту расположения удается обеспечить обогрев нескольких зон – обдув на лобовые и боковые стекла, под ноги и непосредственно в сам салон.


Для обеспечения эффективности работы печки необходимо, чтобы движение потока было не самовольным (за счет перепада температуры), а принудительным. И для этого система обогрева дополнительно комплектуется вентилятором с электроприводом.

Внутренне устройство и принцип работы

Система отопления, установленная на ВАЗ-2109, имеет свои отличия и особенности относительно других автомобилей линейки АвтоВАЗа.

Отопитель состоит из пары пластмассовых кожухов (справа и слева), которые соединены между собой по всему периметру скобками-фиксаторами. В пазы кожухов закладывают особый жгутик, чтобы его хорошо уплотнить. Вентилятор подаёт воздушный поток во внутреннее пространство машины. Печка ВАЗ-2109 сконструирована так, чтобы вентилятор можно было достаточно просто самостоятельно достать со стороны двигательного отсека.

Электромотор вида 45.37230 крепят к кожуху, на его валу располагается вентилятор. Чтобы получить его нужную частоту вращения, было предусмотрено добавочное сопротивление. Его прикрепили слева в отверстие кожуха отопителя при помощи винта.

Радиатор отопительной системы

В корпус печки вмонтирован радиатор подогревания воздушных потоков, которые затем дуют в салон. Тремя винтами этот элемент системы прикручивают к правому кожуху и уплотняют пенополиуретановой прокладкой.

Конструкция радиатора представляет собой совокупность:

  • 2 ряда трубок.
  • 2 ряда охлаждающих пластинок.
  • 2 пластиковых бака.

Имеет две пары патрубков, он подсоединён к охлаждающей системе резиновыми трубами, там при помощи насоса обеспечивается циркуляция ОЖ. В кожухе крана на оси подводящей магистрали стоит пластинчатый клапан, который имеет отверстие, оно пропускает охлаждайку. Рычажок клапана соединяется тягой с рычажком рукоятки, которая также управляет процессом нагревания воздушных потоков. Если повернуть этот рычаг, то отверстие в клапане откроет магистраль для поступления ОЖ в радиатор.

Чтобы обеспечить равномерное отопление салона автомобиля, в печке имеется два центральных сопла, а также левое и правое, к которым подведены воздуховоды.

Вытяжная вентиляция

В машине установлена вытяжная вентиляция, которая осуществляет циркуляцию воздуха из салона на улицу. Она располагается сзади от проёмов кузова для боковых стёкол.

Также воздух проходит наружу сквозь дефлекторы при движении автомобиля. Процесс вентиляции производится за счёт разрежения, которое возникает у дефлекторов при движении. Отсасывание воздуха производится из задней части салона под облицовкой дефлектора, для этого отжимаются резиновые клапана и через отверстие дефлектора воздушный поток идёт на улицу.

Клапаны из резины нужны для того чтобы препятствовать проникновению уличного воздуха в салон автомобиля.

Ход работы по замене тросов печки

Схема устройства печки ВАЗ-2109

  1. Первое что нужно сделать — это обесточить автомобиль. Для этого достаточно снять минусовую клемму с аккумулятора.
  2. Снимите накладку панели в районе пепельницы, магнитолы и крепления рычагов управления печкой — для этого открутите 4 болта-крепления.
  3. Отсоедините провода от всех переключателей: света, противотуманок, магнитолы и т. д.
  4. Отодвиньте передние сиденья до конца назад или, вообще, снимите, чтобы они не мешали.
  5. Снимите фиксаторы для ремней безопасности на полу. Также уберите пластиковую обшивку, на которой держится пыльник рычага переключения передач. Из-под этой обшивки нужно будет достать нижний воздуховод.
  6. Очень осторожно отсоедините зажимы от крана, а потом и сами тросики. Чтобы было удобно, для начала отсоедините тягу заслонки обогрева ног (3), потом тягу заслонки обогрева лобового стекла (14), потом тягу, управляющую краном (19) и тягу, затем управляющую заслонкой (20).
  7. С обратной стороны отопителя отсоедините провода, управляющие скоростью вентилятора, и крепления проводов, ламп подсветки и рычагов.
  8. Не быстро, чтобы не повредить, опустите по диагонали вниз рычаг управления отопителем.
  9. Теперь можно снимать трос и заменить его на новый.

Обычно все тросы к рычагу, который управляет отопителем, идут сразу в комплекте. По отдельности их не купишь, но сам комплект стоит не дорого, порядка 200 р.

После замены тросиков печки ВАЗ-2109, сборку отопительной системы следует производить в обратном порядке.

Если вы не уверены в своих силах и боитесь, что не справитесь с задачей, обратитесь в автосервис. Но учтите, что стоимость работ по замене будет приличной, так как замена такой небольшой детали, как тросик, требует полного разбора приборной панели и достаточно много времени.

Электрическая составляющая печки

Ниже представлена электросхема включения вентилятора. Чтобы он заработал, нужен датчик температуры, который стоит в радиаторе. Когда ОЖ достигает определённой температуры, датчик подаёт сигнал и вентилятор включается автоматически.

  1. Монтажный блок.
  2. Зажигание.
  3. Добавочное сопротивление (резистор).
  4. Мотор.
  5. Кнопка, управляющая мотором.

А – к выводу со знаком плюс «30» генератора.

На некоторых автомобилях установлен ещё старый монтажный блок, в таком случае вентилятор включается через реле.

Основные неисправности

Как правило, отказ отопителя происходит из-за того, что перестает функционировать его электромотор. Причин тому есть несколько:

  • сгорание плавкой вставки предохранителя;
  • обрыв проводов электроцепи, отвечающей за его работу;
  • отказ переключателя.


В первом случае неисправное защитное устройство подлежит замене. Если и новый предохранитель сгорает, то требуется выяснить, почему это происходит. Чаще всего так случается, если имеется повреждение изоляции проводов или их отрыв от соединяющих клемм. Электрическую цепь тестируют мультиметром, и при обнаружении дефекта его устраняют.

Регулятор, в свою очередь, как правило, не работает должным образом, когда подгорают его контакты. Также аналогичный результат провоцирует и сломанный толкатель. Исправность этого элемента определяется измерением напряжения на боковых его контактах. Его наличие при переключении тумблера говорит о работоспособности. В противном случае требуется произвести замену данного узла.

Помимо того, сам моторчик может выйти из строя. Причины чаще встречаются следующие:

  • обрыв проводов обмоток якоря;
  • зависание щеток;
  • окисление коллектора.

Если устранение этих причин не привело к исправлению проблемы – то двигатель меняется полностью.

Иногда неисправность случается из-за обрыва проводов, питающих монтажный блок или по причине перегорания в нем дорожки токоведущей.

И, наконец, может также произойти разрушение цепи резисторов – ее проверяют и заменяют пришедший в негодность элемент на исправный.

Элементы отопительной системы

Схема печки наглядно показывает расположение его основных функциональных элементов. Надо отметить, что устройство печки на моделях ВАЗ-2108, 2109 и 21099 одинаковое. Многие автовладельцы знают о том, что в этих моделях отопитель не доработан до конца. В итоге салон должным образом не обогревается, поэтому принимается решение о доработке печки своими руками. Как раз-таки в этом случае важно знать устройство отопителя, чтобы ничего не напутать.

Конструкция печки автомобиля ВАЗ-2109 будь то высокая панель или низкая абсолютно идентичная. Поэтому представленная информация пригодится владельцам этой модели с любой приборной консолью.

Зная основные моменты и что где располагается, уже можно попытаться самостоятельно разобраться с возникающими проблемами и починить появившиеся неисправности, сэкономив при этом средства и время на поездках по СТО.

Расширительный бачок и его пробка

Ну нельзя выделить самый важный элемент системы. Тут каждая мелочь играет чуть ли не главную роль. Даже система охлаждения ВАЗ 2109, карбюратор если установлен в системе впрыска, имеет одну важную деталь – расширительный бачок и пробку. В самом начале упоминалось о том, что в системе поддерживается постоянное давление, за счет которого циркуляция улучшается во много раз. Но это не последнее достоинство герметичного типа охлаждения.

На автомобиле ВАЗ 2109 система охлаждения работает так, что жидкость при высоком давлении закипает не при 100 градусах, а при более высоком значении. А это значит, что угробить двигатель становится сложнее. И поддерживать давление помогает пробка расширительного бачка. В ней установлены два механических клапана – на впуск и выпуск. Первый срабатывает тогда, когда давление в системе снижается до 0,13 Атм. А второй открывается, когда давление становится выше 1,3 Атм. Есть, конечно, небольшие погрешности, это усредненные значения.

Устройство и эксплуатация печки ВАЗ-2109. Инструкция по ремонту.

Отопление салона любого автомобиля обеспечивается воздухом, который подогревается в радиаторе отопителя. Радиатор печки ВАЗ 2109 включен параллельно к основному радиатору, входящего в систему охлаждения автомобильного двигателя.

Сам отопитель крепится четырьмя гайками в салоне под панелью приборов к болтам, что приварены к коробке воздухопритока. Воздух, подогретый в отопителе, через систему воздухопроводов направляется в салон. Воздухопроводы крепятся к панели приборов снизу и уплотняются прокладками.

Резюмируя написанное

Как видно, конструкция системы отопления салона отечественного ВАЗ-21099 не относится к категории сложных, но все же все, её элементы взаимосвязаны между собой. А такое положение значительно усложняет поиск неисправностей отопителя в случае его поломки. По этой причине большинство автовладельцев предпочитают обращаться к специалистам СТО, нежели диагностировать и ремонтировать прибор самостоятельно.

В мероприятия по полному тюнингу ВАЗ-21099 включена процедура модернизации печки, которая позволяет значительно повысить её КПД. Но она лишена смысла, поскольку при исправно функционирующем отопителе салон автомобиля прогревается довольно хорошо.

Особенности устройства печки ВАЗ 2109

1. Скоба крепления кожухов отопителя; 2. Заслонка управления отопителем; 3. Левый кожух отопителя; 4. Тяга заслонки обогрева ног; 5. Уплотнительная прокладка радиатора; 6. Радиатор; 7. Уплотнительная прокладка отопителя; 8. Электродвигатель; 9. Кожухи вентилятора; 10. Рабочее колесо вентилятора; 11. Заслонка обогрева; 12. Воздухопровод обогрева ветрового стекла; 13. Воздухопровод бокового сопла; 14. Боковое сопло; 15. Заслонка центрального сопла; 16. Толкатель лопаток; 17. Ось лопатки; 18. Лопатка; 19. Рычажок перекрытия центрального сопла; 20. Тяга заслонки обогрева ветрового стекла; 21. Рычажок изменения направления воздушного потока; 22. Рукоятка управления подогревом воздуха; 23. Рукоятка подачи воздуха на ветровое стекло; 24. Рукоятка подачи воздуха в ноги; 25. Кронштейн рычагов управления; 26. Скоба крепления оболочки тяги; 27. Тяга управления краном; 28. Тяга заслонки управления отопителем; 29. Заслонка обогрева ног; 30. Оси рычагов управления подогревом воздуха; 31. Стяжной винтовой хомут; 32. Клапан крана отопителя; 33. Корпус крана; 34. Рычаг клапана; 35. Шланги, соединяющие кран с радиатором отопителя; 36. Воздухопровод внутренней вентиляции; 37. Окна обогрева ног задних пассажиров; 38. Кран отопителя; 39. Окно обогрева ног водителя; 40. Облицовка центральной стойки; 41. Внутренняя полость центральной стойки; 42. Воздухопровод вытяжной вентиляции; 43. Обивка центральной стойки; 44. Облицовка дефлектора вытяжной вентиляции; 45. Резиновый клапан; 46. Корпус дефлектора; 47. Дефлектор вытяжной вентиляции; 48. I. Отопитель; 49. II. Схема работы отопителя; 50. III. Кран отопителя; 51. IV. Вытяжная вентиляция салона

Печка состоит из 2 пластмассовых кожухов (правого и левого), которые соединяются между собой по периметру скобами крепления. Специальный жгут закладывается для уплотнения в пазы кожухов. Электровентилятор, принудительно подающий воздух в салон, крепится двумя винтами сверху отопителя. Конструкция печки сделана так, что электровентилятор можно легко снять со стороны отсека двигателя.

К кожухам вентилятора крепится электродвигатель типа 45.3730, на валу которого установлено рабочее колесо электровентилятора с тремя скоростями вращения благодаря двум спиралям резистора. Чтобы получить необходимую частоту вращения рабочего колеса, предусмотрен дополнительный резистор, прикрепленный в отверстие кожуха печки с левой стороны винтом.

Радиатор подогрева подаваемого воздуха установлен в кожухах отопителя. Он крепится к правому кожуху тремя винтами и уплотняется пенополиуретановой прокладкой. Состоит он из:

  • двух рядов трубок,
  • охлаждающих пластин,
  • двух пластмассовых бачков.

Краник отопителя, состоящий из корпуса с двумя парами патрубков, подсоединен к системе охлаждения резиновыми шлангами. Циркуляцию жидкости через радиатор осуществляет насос системы охлаждения. На подводящей магистрали в корпусе крана на оси установлен пластинчатый клапан крана, имеющий отверстие пропускающее охлаждающую жидкость. Рычаг клапана соединяется тягой с рычагом рукоятки, которой можно управлять подогревом воздуха. При повороте этого рычага отверстие в клапане откроет магистраль, чтобы жидкость стала поступать в радиатор. Тут подробнее о замене крана отопителя.

Управление печкой осуществляется с помощью трех рукояток, рычаги которых установлены на осях пластмассового кронштейна, прикрепленного к панели приборов четырьмя винтами. Рукоятка управления подогревом воздействует на рычаг крана через тягу и на рычаг привода заслонки. При полном ее перемещении вправо и кран, и заслонка полностью открываются, воздух электровентилятором подаются через радиатор, где проходит прогон нагретой охлаждающей жидкости.

При среднем положении рукоятки кран и заслонка находятся в промежуточных положениях, часть воздуха в этом случае проходит через радиатор, а часть минует его. Этим надежно обеспечивается нужная степень подогрева воздуха в данный момент. Если рукоятку поместить в крайнее левое положение, кран и заслонка управления полностью закрыты, подающийся в салон воздух при этом не подогревается.

Патрубки радиатора ваз 2114

Далее идёт подводящий верхний патрубок радиатора, соединяющий радиатор с головкой блока двигателя.

Этот шланг идёт на инжекторные двигатели. Его внутренний диаметр 32мм, смотрите каталожный номер 21082-1303025.

Следующий, это нижний отводящий патрубок радиатора, соединяющий радиатор с термостатом системы охлаждения двигателя.

Его каталожный номер 21082 – 1303010, внутренний диаметр 32 мм.

Патрубок «уголок» для соединения термостата с водяным насосом (помпой).

Каталожный номер – 2109-1303093-01. Этот патрубок идёт практически на все переднеприводные модели ваз.

Патрубок расширительного бачка, в народе называют «заправочным».

Он служит для соединения расширительного бачка с термостатом. Через него антифриз попадает в систему охлаждения при заполнении системы или доливке через расширительный бочок. Его номер смотрите по каталогу 21082-1303080.

Патрубки печки ваз 2114

Патрубок, служащий для соединения отопителя с головкой блока, называют часто в быту «гусь большой», из-за его сходства с этой птицей.

Шланг подводит охлаждающую жидкость от головки блока к радиатору печки. Смотрим номер по каталогу 2114 – 8101206.

Эти рассмотренные резиновые шланги армированные, кроме шлангов подогрева дросселя и тосольных пароотводящих.

Шланг «гусь кривой» находится под капотом авто и служит для отвода охлаждающей жидкости с радиатора отопителя к водяному насосу.

Каталожный номер гуся кривого 2114- 8101208, заводской БРТ.

Патрубок «коротыш» соединяет термостат с головкой блока двигателя.

Каталожный номер коротыша 2108-1303082, завод БРТ.

Патрубок салонной «малый» печки, подводит охлаждающую жидкость к радиатору печки, через кран, от «гуся кривого».

Его каталожный номер ваз 2114-8101200 от завода БРТ.

Патрубок салонный «большой» отводящий, предназначен для отвода охлаждающей жидкости от радиатора печки через шланг «гусь большой» к водяному насосу.

Номер каталожный 2114-8101204 от завода БРТ.

Под капотом «гусь большой» подводит охлаждающую жидкость к радиатору печки через краник. А отводит жидкость к помпе от радиатора печки «гусь кривой» через салонный «большой» шланг. Например, благодаря набору резиновых патрубков, происходит циркуляция охлаждающей жидкости через радиатор отопителя.

Резиновый патрубок, так называемый «сапуночек» инжекторный служит для соединения клапанной крышки головки блока с «улиткой» (2111) подачи воздуха в двигатель.

Номер заводского сапуночка верхнего по каталогу 2111-1014058-10.

Все представленные в видео соединения находятся под капотом и в салоне автомобиля ваз 2114, относящиеся к системе охлаждения. Кроме патрубков сапуна большого, малого сапуночка и улитки, служащие для прохода воздуха.

В машине находятся также всем известные шланги подачи бензина, тормозные шланги, вакуумный шланг, а также подачи жидкости для омывания лобового стекла и другие. Их также нужно будет рассмотреть на видео и описать в статье.

Все резиновые шланги в автомобиле нуждаются в постоянной замене, так как находятся под воздействием агрессивных жидкостей и постепенно теряют свои свойства. Они теряют свою эластичность, дубеют, трескаются и иногда, разрываются при долгой эксплуатации без замены.

Поэтому, периодически рекомендуется просматривать их состояние и производить замену при обнаружении любой неисправности.

На этом видео обзор заканчивается, надеюсь, что ролик будет кому-то полезен как для информации, так и при обслуживании своего авто.

Смотрите Видео

Спасибо, кто посмотрел видеоролик, подписывайтесь на канал, пишите комментарии и задавайте вопросы.

Особенности эксплуатации и ремонта печки ВАЗ 2109

Многие владельцы отечественного автомобиля данной марки знают про то, что плохо греет печка ВАЗ 2109. В результате салон прогревается слабо, а ехать в таком авто не комфортно. В таких случаях, проводится доработка печки. Чаще всего делается это в рамках ВАЗ 2109 тюнинга своими руками. Видео- и фотоинструкции работ по тюнингу своими руками можно найти в Интернете. Но иногда бывает достаточно снять печку ВАЗ 2109 и отнести ее в ремонт.

Порядок работы описан ниже.

  1. Ослабляем затяжку хомутов и отсоединяем два шланга от патрубков крана под панелью приборов изнутри салона.
  2. Ослабляем затяжку хомутов и отсоединяем от патрубков крана шланги в моторном отсеке.
  3. Отворачиваем гайки крепления крана печки.
  4. Снимаем кран со щита передка.
  5. Снимаем держатель тяги крана.
  6. Отсоединяем тягу от рычага крана.
  7. Снимаем чехол, защищающий рычаг переключения передач, с облицовки полового туннеля.
  8. Снимаем накладку облицовки пола.
  9. Отворачиваем винт крепления в задней части туннеля облицовки пола.
  10. Снимаем со сдвигом назад облицовку туннеля пола.
  11. Снимаем воздуховод внутренней вентиляции, отсоединяем его от корпуса печки.
  12. Отсоединяем от электродвигателя отопителя провода.
  13. Отсоединяем провода от резистора.
  14. Отворачиваем с правой стороны отопителя гайки крепления.
  15. Отворачиваем гайки крепления и снимаем отопитель вместе с панелью управления.

После данных манипуляций достаточно выбрать хорошую мастерскую и отнести туда печку.

Когда печка дует слабо, можно отрегулировать заслонки. Как это сделать, показано на видео.

Виновником того, что в автомобиле остается холодная печка, может быть виноват радиатор.

Инструкция по его замене представлена ниже:

  1. Полностью открываем кран отопителя и сливаем охлаждающую жидкость из системы.
  2. Снимаем панель приборов: сначала отключаем провод от клеммы аккумулятора со знаком минус, устанавливаем колеса в прямом положении, отсоединяем трос привода и тягу воздушной заслонки.
  3. Снимаем ручки управления печки, переключатель вентилятора и отсоединяем накладку.
  4. Отключаем все колодки с проводами: колодки противотуманных фонарей, наружного освещения, аварийной сигнализации, подсветки прикуривателя, обогрева заднего стекла.
  5. Откручиваем винты, которыми крепится панель управления и козырек над приборами.
  6. Отсоединяем шланг штуцера, трос спидометра и колодку с проводами.
  7. Извлекаем приборы из панели.
  8. Снимаем ручку гидрокорректора света и отворачиваем гайку, что крепит гнездо корректора фар.
  9. Производим снятие рулевого колеса и всех переключателей.
  10. Вынимаем замок зажигания с трубой рулевой колонки.
  11. Снимаем ручку с тяги, отсоединяем винты, что прикрепляют к приборной панели направляющую тяги.
  12. Отворачиваем винты закрепления панели приборов с левой и с правой сторон.
  13. Вытаскиваем панель.
  14. Отворачиваем винт с правого края печки, который закрепляет хомут тяги заслонки, что отвечает за обогрев стекла.
  15. Вынимаем радиатор печки, открутив 3 болта крепления.
  16. Ослабляем хомуты, крепящие шланги, и снимаем их с патрубков.

Радиатор нужно подвергнуть тщательной очистке, а в случае серьезных проблем – лучше заменить его на новый.

Ремонт своими руками

Чтобы собственноручно произвести ремонт, нужно воспользоваться такими инструментами:

  • отверткой с крестовым наконечником;
  • гаечным ключом на 10.

При демонтаже нужно снять пластиковую накладку, которая расположена снаружи ветрового стекла. Чтобы ее снять, нужно открыть капот и снять 5 болтов, которые крепят накладку к кузову. Снять уплотнительную резинку с подкапотного отсека и поддеть кожух отверткой, чтобы добраться до моторчика и вентилятора печи. Теперь можно снимать мотор. Он прикреплен к кузову ВАЗ 2108 при помощи двух болтов.

Когда фиксаторы будут отсоединены, можно отключить питание и под торпедо отключить плюсовой провод печи. Минусовой крепится поверх специальной резьбы и придавливается специальной гайкой. Нужно на ощупь выкрутить гайку и откинуть минусовой провод. Отсоединив провода можно изъять моторчик и установить новый вентилятор. Вся конструкция собирается в обратной последовательности.

Важно заметить, что поломки, связанные с печью зависят также от того, какая установлена на ВАЗе панель – низкая или высокая. У обеих есть свои минусы

Например, у высокой не до конца открывается центральная заслонка. Именно она отвечает за подачу холодного и горячего воздуха в салон автомобиля. Для решения нужно отрегулировать заслонку. А чтобы добраться до нее нужно разобрать торпедо.

Если говорить о низкой панели, здесь зачастую ломается термостат. Разумеется, если он изнашивается, то печь работать не будет. Менять его рекомендуется раз в два или три года. И если замена не решит проблем, стоит заменить шланги, которые соединяют печь и радиатор.

Фотогалерея «Снятие печки и ремонт»

На фото, предоставленных ниже, можно более подробно увидеть, как происходит схема ремонта печи.


1. Открутить фиксирующие болты моторчика.

2. Снять вентилятор.

Ваз 2109: отопление салона и подробное описание всех составляющих системы

Система вентиляции и отопления Ваз 2109

Как известно, на Ваз 2109 отопление салона обеспечивается воздухом, подогреваемым радиатором. На Ваз 2109 отопление и вентиляция салона взаимосвязаны и представляют некую особую систему. В данной статье мы рассмотрим общие принципы работы системы отопления и вентиляции Ваз 2109.

Патрубки системы охлаждения ваз 2114, 2115

Приветствую, автолюбитель Лада ваз на сайте РтиИваз!

Подписчик Ютуб канала подал идею снять видео про резиновые патрубки радиатора ваз 2114 и патрубки печки на ваз 2114 так, как у него такой автомобиль. Это видео снималось по просьбе Бориса Зверева, и редактируется статья по инициативе Альберта Аухадуллина.

Начнём с пароотводящего шланга системы охлаждения. Данный шланг служит для отвода пара от радиатора к расширительному бачку. Длина этого изделия немного более одного метра, диаметр внутреннего отверстия составляет 8 мм.

Этот шланг устанавливается на моделях ваз 2108, 2109, 21083, 2113, 2114 и ваз 2115 с инжекторными и карбюраторными двигателями.

На моделях семейства «десяток» устанавливается такой же шланг, как на фото выше, номер по каталогу 2110-1303095.

Следующим будут рассмотрены шланги, устанавливаемые для подогрева дроссельного узла.

Это подводящие и отводящие шланги для охлаждающей жидкости. Диаметр шланга при замере школьной линейкой составляет порядка 10 мм, а длина 48см.

Система отопления

Как правило, отопительная система автомобиля Ваз 2109 состоит из нескольких основных элементов и узлов, проведенных ниже.

Отопитель

Ваз 2109 система отопления салона

Сам отопитель или печка – главное звено в системе отопления. Крепится он 4-мя гайками в салоне автомобиля под приборной панелью к болтам. На печке установлены бывают воздуховоды, которые фиксируются к панели приборов снизу. В их конструкции обязательны уплотняющие прокладки.

Из чего состоит печка

Отопитель системы Ваз 2109 состоит из:

  • 2-ух пластмассовых кожухов, соединяемых между собой скобами (скобы крепления соединяются по периметру);
  • Специального жгута, закладываемого в пазы для уплотнения;
  • Электровентилятора, который принудительно подает воздух в салон и крепится винтами поверх печки;

Примечание. Моторчик установлен на печке так, чтобы его демонтаж был удобен и не вызывал никаких сложностей.

  • Радиатора подогрева, который установлен в кожухах отопителя;
  • Краника;
  • Насоса системы охлаждения, который осуществляет циркуляцию жидкости через радиатор;
  • Рукоятками печки, которые позволяют осуществлять управление отопителем.

Управление рукоятками печки

Добиться наиболее комфортных условий в салоне можно, если перемещать ручки управления печкой и регулируя положение сопел следующим способом:

  • Верхняя правая ручка регулирует подачу воздуха к ногам водителя и переднего пассажира (если положение крайнее левое – подача максимальная, если ручка в крайнем положении справа – подача перекрыта).

  • Левая верхняя ручка регулирует подачу воздуха на лобовое стекло.
  • Нижняя ручка регулирует температуру воздуха, который поступает в салон (крайнее левое положение – холодный воздух, крайнее правое положение – горячий).
  • Левой кнопкой-вращалкой, видной на фото выше, подключается вентилятор печки. Он позволит увеличить подачу воздуха. Кнопка имеет 4 положения: 0 – выключенное состояние, 1 – начальная скорость, 2 – средняя скорость, 3 – максимальная скорость.

Если температура воздуха на улице минус 20 градусов Цельсия, печка начинает обеспечивать максимальный режим обогрева автоматически. Показатели в данном случае следующие:

  • +20 градусов Цельсия обеспечивается в салоне транспортного средства;
  • +25 градусов Цельсия обеспечивается в зоне ног пассажира и водителя.

Радиатор

Радиатор отопителя «девятки»

Это одна из важнейших деталей системы отопления автомобиля. К сожалению, радиатор в Ваз 2109 в течении прохождения определенного количества времени начинает протекать. Следы тосола на пассажирском коврике или под ковриком – симптом протечки радиатора отопителя. В этом случае на Ваз 21093 отопление салона будет стопроцентно нарушено и придется заменить радиатор.

Виды радиаторов

Для Ваз 2109 существует несколько основных видов радиатора. Самыми популярными считаются:

  • Алюминиевый оригинальный;
  • Алюминиевый неоригинальный;
  • Медный.

Из всей этой троицы самым дорогим является медный радиатор, который можно и запаять в случае чего и который в значительной степени надежнее остальных. Алюминиевые радиаторы менее надежны, зато дешевле. Оригинальный стоит примерно около 700 российских рублей, в то время, как неоригинальный можно и за 400 рублей купить. Конструкция обоих видов алюминиевых радиаторов различна:

  • Пластины в оригинальном радиаторе расположены гораздо плотнее, чем в неоригинальном варианте.
  • Площадь теплообмена в неоригинальном радиаторе меньше, чем в оригинальном.
  • Конструкция алюминиевого оригинального радиатора намного прочнее.
  • На оригинальном радиаторе воздух начинает теплеть уже при температуре ОЖ в 60 градусов, а в неоригинальном только при 90 градусах и выше.
  • Внутри радиаторов оригинальных имеются специальные завихрители ОЖ, выполненные в виде спиральных лент. Они значительно повышают эффективность работы, ведь ОЖ не «пролетает» сквозь радиатор, а медленно циркулирует, эффективнее отдавая тепло.

Почему печка дует холодным воздухом?

Если перестал греть радиатор печки на ВАЗ-21099, скорее всего, нарушилась циркуляция охлаждающей жидкости в нём. Эта неполадка также вызвана рядом причин, рассмотрим их:

  • Вполне возможно, что устарела охлаждающая жидкость, и в результате этого потеряла свои свойства. Заметим, что период её эксплуатации составляет примерно пять лет. Если в течение этого времени тосол или антифриз ни разу не менялись, их структура начинает разрушаться с образованием осадка, который оседая на магистралях охлаждения, препятствует нормальной работе системы. Также этим осадком забивается радиатор, трубки и патрубки отопителя, из-за чего он перестаёт нормально функционировать и отдавать тепло. Поэтому необходимо освободить систему от старой жидкости охлаждения полностью слив её, а потом промыть, используя специальный промывочный состав. Такая жидкость заливается в систему охлаждения, после чего запускается силовой агрегат. Производитель на упаковке указывает, сколько времени требуется использовать промывочный состав в системе при работающем двигателе до его слива. После того как промывка слита (она, как правило, вытекает из системы довольно грязная), следует залить новую охлаждающую жидкость в соответствии с регламентом производителя, и проверить работоспособность отопителя. Если после этого всё равно не греет печка, значит, забит её радиатор. Если же после его чистки и промывки работоспособность так и не восстановлена, придётся покупать новый радиатор.

Одним из наиболее уязвимых элементов системы охлаждения является краник печки, управление которым осуществляется из салона автомобиля посредством специального рычажка на панели отопителя. Рычажок и краник имеют тяговое соединение. Необходимо проверить работоспособность краника. Делается это так: передвигаем рычажок, при этом контролируя открытие и закрытие краника. Если же краник остаётся неподвижным либо открывается/закрывается не полностью, значит, нужна регулировка тяги. Плохо греет либо и вовсе не работает печка ВАЗ-21099 по причине падения уровня тосола в системе охлаждения. Из-за этого внутри радиатора отопителя скапливается воздух, и он практически не функционирует (слабо отдаёт тепло). Для устранения этого потребуется лишь восполнить уровень «охлаждайки» в системе и постоянно его контролировать. Завоздушенность охлаждающей системы силового агрегата также является распространённой причиной. Карбюратор имеет патрубок подогрева, который необходимо отсоединить, поскольку он является верхней точкой системы, соответственно, воздушная пробка образовывается именно там. Следующим шагом нужно освободить систему от воздуха, для этого следует снять крышку расширительного бачка и продуть его. Со шланга, который ранее был снят с карбюратора, начнёт выходить воздух, но как только вместо него польётся охлаждающая жидкость, шланг нужно одеть на место. Завоздушенность системы устранена. Причиной неисправности отопителя ВАЗ-21099 может быть вышедший из строя термостат, из-за него силовой агрегат не набирает необходимую температуру (90 градусов). Выход из строя помпы лишает систему охлаждения циркуляции жидкости. При этом мотор закипает, а из воздуховодов дует холодный воздух. В этом случае рекомендована замена помпы.

Как видно, причин плохой работы печки в автомобиле ВАЗ-21099 несколько, при этом каждая из них является следствием других неисправностей.

Автовладельцы «девяток» знают особенности работы отопительной системы своего автомобиля. Когда летом все в порядке, то зимой наблюдается обратная ситуация, и в салон поступает холодный воздух. А это уже неприятно, к тому же вредно для здоровья. Дополнительно к этому запотевают боковые и лобовое стекло. Проблемы с печкой ВАЗ-2109 нужно устранять заранее, чтобы быть во всеоружии к зиме.

На стабильную работу отопительной системы в автомобиле может влиять огромное количество факторов. Поэтому перед тем, как начать поиск неисправностей, необходимо в целом понимать принцип работы системы.

Особенности эксплуатации печки и ее доработка

Ваз 2109 обогрев салона

Владельцы автомобиля Ваз 2109 часто бывают обеспокоены тем, что со временем печка начинает плохо греть. Не стоит говорить о том, что ехать в таком автомобиле уже будет некомфортно. В таких случаях только модернизация печки способна решить проблему.

Способы доработки

Способов модернизации печки множество. Ниже приведены несколько из них.

Рычаг управления заслонкой

  • Можно просто подтянуть тросик управления заслонкой печки, чтобы проблему решить. Делается 1-2 витка троса, находящегося на рычаге управления заслонкой (сам рычаг размещен на корпусе печки, возле педали газа).

Примечание. Стыки воздуховодов и края заслонки отопителя оклеены бывают поролоном, который до конца не сжимается. В этой связи и образуется зазор в несколько миллиметров, а заслонка до конца не закрывается. Вышеописанный способ поможет настроить рычаг должным образом.

  • Добраться до рычага управления можно и иным способом. Со стороны водителя есть место и нужно попробовать дотянуться рукой и подтянуть рычаг, обязательно при включенном вентиляторе отопителя. В процессе регулировки левое ухо будет находиться в районе сопла воздуховода и таким образом, можно будет услышать, как меняется звук выходящего воздуха.

Краник отопителя

Причиной неэффективной работы системы отопления может стать и неполное открытие краника печки. Такая проблема, к слову сказать, встречается практически у всех переднеприводных автомобилей семейства Ваз.

  • Решением проблемы может стать натяжка тросика управления клапаном и последующая доводка рычага управления до максимально открытого положения.

Примечание. В этом случае возможно, что клапан теперь будет не до конца закрываться. Но проблема не в этом, а в том, что после регулировки рычага, заслонка может потерять герметичность и начать подтекать (видно на фото). В таком случае можно посоветовать обмотку места протечки тканью, которая была пропитана в герметике и фиксирование всего этого холодной сваркой.

Место течи краника отопителя

Воздуховоды

Причиной некачественного функционирования системы отопления может стать негерметичность воздуховодов. Тот воздух, который нагнетается вентилятором отопителя, частично уходит в щели, а поток воздуха, тем самым ослабевает и остывает.

  • Решением может стать полная герметизация и проклейка соединений, которые расположены в местах следования воздуха от печки до выхода.

Воздушные пробки

Ваз 2109 система обогрева салона

Кроме того, причиной плохой работы печки могут стать воздушные пробки, образуемые в радиаторе отопителя.

  • Решением станет остановка автомобиля передней частью на какой-либо возвышенности. Затем следует открыть полностью краник отопителя и несколько раз нажать на педаль акселератора.

Выше были приведены некоторые способы устранения проблем с системой отопления и вентиляции Ваз 2109. Инструкция и советы, данные экспертами – это шанс своими руками «вылечить» свой автомобиль, тем самым неплохо экономя на ремонте. Как известно, цена техпроцедур в СТО не низкая и если регулярно их проводить, семейный бюджет заметно оскудеет. Рекомендуется в процессе самостоятельных работ пользоваться фото и видео – материалами.

Почему печка дует холодным воздухом?

Если перестал греть радиатор печки на ВАЗ-21099, скорее всего, нарушилась циркуляция охлаждающей жидкости в нём. Эта неполадка также вызвана рядом причин, рассмотрим их:

  • Вполне возможно, что устарела охлаждающая жидкость, и в результате этого потеряла свои свойства. Заметим, что период её эксплуатации составляет примерно пять лет. Если в течение этого времени тосол или антифриз ни разу не менялись, их структура начинает разрушаться с образованием осадка, который оседая на магистралях охлаждения, препятствует нормальной работе системы. Также этим осадком забивается радиатор, трубки и патрубки отопителя, из-за чего он перестаёт нормально функционировать и отдавать тепло. Поэтому необходимо освободить систему от старой жидкости охлаждения полностью слив её, а потом промыть, используя специальный промывочный состав. Такая жидкость заливается в систему охлаждения, после чего запускается силовой агрегат. Производитель на упаковке указывает, сколько времени требуется использовать промывочный состав в системе при работающем двигателе до его слива. После того как промывка слита (она, как правило, вытекает из системы довольно грязная), следует залить новую охлаждающую жидкость в соответствии с регламентом производителя, и проверить работоспособность отопителя. Если после этого всё равно не греет печка, значит, забит её радиатор. Если же после его чистки и промывки работоспособность так и не восстановлена, придётся покупать новый радиатор.
  • Одним из наиболее уязвимых элементов системы охлаждения является краник печки, управление которым осуществляется из салона автомобиля посредством специального рычажка на панели отопителя. Рычажок и краник имеют тяговое соединение. Необходимо проверить работоспособность краника. Делается это так: передвигаем рычажок, при этом контролируя открытие и закрытие краника. Если же краник остаётся неподвижным либо открывается/закрывается не полностью, значит, нужна регулировка тяги.
  • Плохо греет либо и вовсе не работает печка ВАЗ-21099 по причине падения уровня тосола в системе охлаждения. Из-за этого внутри радиатора отопителя скапливается воздух, и он практически не функционирует (слабо отдаёт тепло). Для устранения этого потребуется лишь восполнить уровень «охлаждайки» в системе и постоянно его контролировать.
  • Завоздушенность охлаждающей системы силового агрегата также является распространённой причиной. Карбюратор имеет патрубок подогрева, который необходимо отсоединить, поскольку он является верхней точкой системы, соответственно, воздушная пробка образовывается именно там. Следующим шагом нужно освободить систему от воздуха, для этого следует снять крышку расширительного бачка и продуть его. Со шланга, который ранее был снят с карбюратора, начнёт выходить воздух, но как только вместо него польётся охлаждающая жидкость, шланг нужно одеть на место. Завоздушенность системы устранена.
  • Причиной неисправности отопителя ВАЗ-21099 может быть вышедший из строя термостат, из-за него силовой агрегат не набирает необходимую температуру (90 градусов).
  • Выход из строя помпы лишает систему охлаждения циркуляции жидкости. При этом мотор закипает, а из воздуховодов дует холодный воздух. В этом случае рекомендована замена помпы.

Как видно, причин плохой работы печки в автомобиле ВАЗ-21099 несколько, при этом каждая из них является следствием других неисправностей.

Устройство печки ВАЗ-21099

Ни о какой комфортабельности во время поездок на автомобиле ВАЗ-21099 не было бы и речи, если бы салон этого седана не комплектовался системой отопления. Причем обеспечение комфортной температуры в салоне можно считать второстепенной задачей, а основной – обогрев стекол (лобового и боковых передних дверей) для обеспечения обзорности в условиях сниженных температур.

На ВАЗ-21099 используется классическая для всех авто система отопления, в которой нагрев воздуха осуществляется при помощи дополнительного радиатора системы охлаждения, устанавливаемого в салоне под приборной панелью. Благодаря такому месту расположения удается обеспечить обогрев нескольких зон – обдув на лобовые и боковые стекла, под ноги и непосредственно в сам салон. Для обеспечения эффективности работы печки необходимо, чтобы движение потока было не самовольным (за счет перепада температуры), а принудительным. И для этого система обогрева дополнительно комплектуется вентилятором с электроприводом.

Как заставить автомобильную печку огненно жарить зимой

Полезные лайфхаки

Ну и, напоследок, несколько полезных лайфхаков для улучшения работы печки в условиях русской зимы.

Закрываем радиатор

На некоторых моделях автомобилей, продающихся на российском рынке, штатно устанавливаются электрические створки радиатора охлаждения или прикладываются пластиковые экраны, установив которые, можно частично перекрыть поступление набегающего воздуха к радиатору охлаждения. Это простой и эффективный способ ускорить прогрев салона и улучшить работу печки в сильные холода. При отсутствии таких устройств вы можете изготовить их самостоятельно

Однако важно соблюсти все меры предосторожности, дабы не допустить самовоспламенения экранов — они не должны соприкасаться с горячими элементами подкапотного пространства

Уменьшаем поток воздуха через печку

В сильные холода некоторые автолюбители повышают прокачку воздуха через радиатор отопителя до максимума, и удивляются, что печка всё равно плохо прогревает салон. Секрет прост: проходя через печку на большой скорости, внушительные объёмы холодного воздуха попросту не успевают прогреться. Уменьшив скорость работы моторчика, вы усилите нагрев салона.

Приоткрываем окно

В отдельных случаях хорошему прогреву салона мешает сама конструкция автомобиля, точнее, непродуманная система вентиляции. При неработающих клапанах вентиляции кузова и хорошей герметизации дверей в салоне создаётся повышенное давление, а воздух почти не выходит наружу. Моторчику отопителя с каждой минутой становится всё сложнее нагнетать кислород в автомобиль. Слегка опустив одно из стёкол, вы усилите прокачку воздуха через печку и, возможно, улучшите климат в своей машине.

Экспериментируйте, и вы, несомненно, найдёте наилучший способ повышения эффективности работы печки конкретно для вашего автомобиля!

Конструкция отопителя ВАЗ-21099

А далее все просто: создаваемый поток проходит через соты радиатора, где происходит теплообмен, в результате тепло отдается воздуху, который затем дует в требуемые зоны по воздуховодам.

Конструкция печки ВАЗ-21099 включает в себя несколько основных составных элементов:

  • корпус печки из пластика;
  • радиатор системы обогрева (подключенный к системе охлаждения);
  • вентилятор с электроприводом;
  • воздуховоды;
  • механизм управления отопителем.

На этом авто применялись отопители двух модификаций (старого и нового образца), которые несколько отличались по устройству, но составные части у них полностью идентичны.

Корпус, радиатор, заслонки

Благодаря корпусу обеспечивается требуемое перенаправление обогрева, поскольку создаваемое моторчиком вентилятора движение сразу же подается в него, а не рассеивается. Сам корпус печки ВАЗ 2109 состоит из двух половин, соединяемых между собой специальными скобами. Для уменьшения потерь потока между его половинами укладывается уплотнитель. Внутри обеих половин сделаны перегородки, которые и обеспечивают правильное направление.

Также внутри этого корпуса сделана ниша, в которую устанавливается радиатор. Изначально радиатор изготавливался из латуни, сейчас же он практически всегда делается из алюминия. Устройство радиатора печки 2109 идентично основному (состоит из двух бачков, трубок, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, и пластин, формирующих соты), но значительно меньше в размерах.

Видео: Плохо ГРЕЕТ Печка в ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115

Обдув воздуха осуществляется за счет заслонок печки, также устанавливаемых внутри корпуса. Эти элементы – подвижные, и благодаря им удается перекрывать одни и открывать другие воздуховоды. Всего их три – основная (управление отопителем), воздуховода, осуществляющего перенаправление между зоной ног и подачей в салон, и заслонка подачи потока на лобовое стекло.

Дополнительные заслонки установлены на боковых и центральных дефлекторах. Получается, что по умолчанию воздух из корпуса постоянно дует на дефлекторы и сделано это для того, чтобы поток всегда имел выход. Благодаря имеющимся заслонкам можно обеспечить одновременную подачу горячего воздуха сразу в несколько зон (салон и лобовое стекло или же лобовое стекло и зона ног).

Описание

РАДИАТОР ОТОПИТЕЛЯ 2108 (ПАЯНЫЙ COMFORT)

КОД LUZAR LRh 0108b

OEM НОМЕР: 2108-8101060 2108-8101060-51П

КОНСТРУКЦИЯ: COMFORT, алюминиевый несборный (паяный) трубчато-ленточный

Радиаторы печки

Фирменное наименование – LRh – Luzar Radiator heater

Радиаторы отопления (они же радиаторы отопителя, они же радиаторы печки) – это теплообменники, которые используют выработанное двигателем тепло для обогрева салона автомобиля. Они позволяют поддерживать комфортную температуру и исключают запотевание стёкол в автомобиле.

Для справки: разные наименования данного узла имеют равнозначное право на использование. Например, «радиатор отопления» и «печка» происходит от функции данного теплообменника, «радиатор отопителя» и «радиатор печки» – от места установки.

LUZAR изготавливает сотни радиаторов печек для широкого модельного ряда автомобилей, представленных на российском рынке. Их можно купить в партнёрских магазинах по всей России или в Интернете.

Многие модели радиаторов отопителя поставляются на автозаводы в России и Украине – как для легковых автомобилей, так и для грузовиков и автобусов.

Производственная номенклатура выпускаемых печек постоянно увеличивается; осваиваются новые виды для самых популярных в России автомобилей.

Мощный НИОКР позволяет проводить исследования в области совершенствования теплообменников, и создавать новые конструкции, обеспечивающие повышенные эксплуатационные свойства радиаторов отопителей. Основные направления исследований:

  • использование различных видов трубок
  • изменение расположения трубок
  • изменение «заполняемости» сердцевины
  • применение турбулизаторов-завихрителей
  • применение различных алюминиевых сплавов
  • апробация припоев с разными характеристиками
  • улучшение коррозионных свойств металла
  • … и множество других направлений НИОКР.

Конструкция радиаторов отопления от LUZAR

Радиаторы отопления LUZAR выпускаются трёх типов:

  1. Трубчато-пластинчатый, сборный, алюминиевый. Состоит из алюминиевых пластин, сквозь которые проходят алюминиевые трубки, внутри которых бежит охлаждающая жидкость. Бачки на таких радиаторах изготавливаются из пластика. Радиаторы отопителя такого типа используются для отопления салонов небольшого размера – в связи с ограниченной теплоотдачей; имеют наилучшую жёсткость и малый вес, а также наименьшую цену.
  2. Трубчато-ленточный, несборный (паяный), алюминиевый. Гофрированная алюминиевая лента в таком радиаторе находится между алюминиевыми плоскоовальными трубками. Бачки радиаторов данного типа могут изготавливаться как из пластика, так и из металла. Конструкция несборных (паяных) алюминиевых приборов является наиболее универсальной, позволяя создавать теплообменники с любыми заданными характеристиками. Алюминиевые радиаторы печки имеют малый вес и относительно высокую жёсткость, а также оптимальные цены.
  3. Трубчато-ленточный, несборный (паяный), медно-латунный. По конструкции очень близок к типу 2 – между медными плоскоовальными трубками расположены медные ленты, сложенные в виде «гармошки». При этом бачки на таких радиаторах отопления используются латунные – в целях повышения общей жёсткости конструкции. Медные радиаторы отопления – благодаря высокой удельной теплоёмкости меди – обладают отличными показателями теплоотдачи. Однако – в связи с высокой мягкостью меди – радиаторы отопления из этого металла вынуждено имеют узкую трубку и большой интервал (шаг) между трубками, что накладывает серьёзные ограничения в максимальной эффективности. Также медные радиаторы печки имеют наиболее высокую стоимость и наименьшую жёсткость на кручение, излом и внутреннее давление. В этой связи медные радиаторы отопителя являются «устаревшими» и постепенно выбывают из применения.

LUZAR: ПРОВЕРЕНО ВРЕМЕНЕМ И ДОРОГАМИ

Радиаторы LUZAR несколько раз удостаивались премии «Радиатор года»

Отопители старого и нового образца

Напоследок отметим, что на ВАЗ-21099 разных годов выпуска применялись отопители с определенными конструктивными особенностями, которые касались угла положения радиатора и места расположения основной заслонки.

В печках, так называемого старого образца (на авто до 1998 года), радиатор устанавливался почти вертикально, а основная заслонка располагалась под теплообменником. Между задней стенкой корпуса и радиатором имелась перегородка, которая формировала канал, обеспечивающий подачу воздуха вниз корпуса.

При открытой заслонке воздушный поток двигался через радиатор, где он нагревался и подавался к воздуховодам. В режиме вентиляции основная заслонка закрывала теплообменник, формируя собой вместе с передней стенкой корпуса еще один канал, по которому поток поступал сразу на воздуховоды.

В печках нового образца (на авто с 1998 года производства) угол положения радиатора был значительно меньше, чем на старых отопителях, что, как считается, обеспечивает большую площадь контакта потока воздуха для теплообмена.

Также изменилось положение основной заслонки и ее форма (она стала дугообразной). Она стала располагаться над радиатором. В закрытом положении (режим вентиляции) заслонка обеспечивает движение воздуха по кратчайшему пути к воздуховодам. В режиме обогрева она перекрывала канал подачи холодного воздуха на воздуховоды и направляла поток вниз корпуса, откуда он поступал на теплообменник.

. ЗИМА ХОЛОДА — ИНСТРУКЦИЯ по РЕМОНТУ ПЕчкИ 2109

. ЗИМА ХОЛОДА — ИНСТРУКЦИЯ по РЕМОНТУ ПЕчкИ 2109

Настали холода, и большинство владельцев ВАЗ 2109 в очередной раз столкнулись с проблемой: из сопел патрубков печки при рабочей температуре охлаждающей жидкости (около 90 градусов) в салон дует еле теплый, а зачастую и вообще холодный воздух, короче говоря, плохо греет печка. При таком положении дел в сильный мороз даже заиндевевшие боковые стекла в салоне «не отходят».

Простейшее решение данной проблемы выглядит следующим образом. Необходимо подтянуть тросик управления заслонкой печки. Для этого можно сделать один-два витка этого тросика на рычаге управления заслонкой. Этот рычаг находится на корпусе печки ВАЗ 2109, рядом с педалью газа (см. фото).

Все стыки воздуховодов и края заслонки печки оклеены поролоном, который этим рычагом управления заслонкой сжать до конца тяжело. В результате остается зазор в несколько миллиметров. При этом заслонка, направляющая поток воздуха либо с улицы напрямую, либо через радиатор отопителя закрывается не до конца. Закрывается она «наверх», при этом в передние сопла воздух идет через радиатор отопителя, а в верхние и боковые — с улицы, через те самые миллиметры. Когда вентилятор печки работает, да еще и машина движется, этих миллиметров вполне достаточно.

Можно даже добраться до этого рычага заслонки со стороны водителя и попробовать рукой подтянуть этот рычаг при включенном вентиляторе печки. При этом левое ухо будет находится в районе сопла воздуховода, и можно услышать, как меняется звук и температура выходящего из сопла воздуха. Также причиной неэффективной работы системы отопления салона Самары могут быть рассмотренные ниже причины:

Неполное открытие крана отопителя

Эта проблема встречается у большинства переднеприводных автомобилей ВАЗ. Проверить это можно, сравнив температуру приводящего и отводящего патрубков радиатора печки, если она различная, скорее всего клапан не до конца открыт. Решением будет натяжка тросика управления этим клапаном и доводка рычага управления клапаном до максимально открытого положения. При этом возможно, что теперь клапан будет не до конца закрываться, но как говорится, жар костей не ломит. Но здесь кроется другая проблема. Известно что данный клапан у «Самар» — слабое место, и после определенного количества операций «открыть — закрыть» клапан в месте прохождения оси, соединяющей рычажок управления и саму заслонку внутри клапана теряет герметичность и начинает подтекать. Некоторые владельцы просто устанавливают рычаг «тепло-холод» в определенное положение и не трогают его от греха подальше. В этом случае попытка сдвинуть клапан крана печки скорее всего приведет к его протечке. Если это случилось, можно обмотать место протечки полоской ткани, пропитанной в герметике и зафиксировать все это «холодной сваркой», это можно сделать и в полевых условиях при наличии необходимых материалов.

Кардинальным решением проблемы с подтеканием крана отопителя ВАЗ 2109 будет полное его удаление из системы, либо врезка водопроводного шарового крана. Правда, в первом случае теряется возможность регулировки объема охлаждающей жидкости, поступающей в радиатор печки, а во втором случае данную регулировку можно произвести только заглянув под капот. Зато, избавившись от заведомо ненадежного узла, избавляемся от возможных проблем в будущем, а оставшейся регулировки температуры поступающего в салон воздуха заслонкой хватает за глаза. Кстати, в «десятках» этот злополучный клапан производитель убрал.

Негерметичность воздуховодов

Воздух, нагнетаемый вентилятором печки, частично уходит в щели в путях следования воздуха, при этом поток воздуха ослабевает и остывает. Решением будет герметизация и проклейка всех соединений на пути следования воздуха от печки до выходных сопел. Правда эта операция весьма трудоемка, так как придется разбирать всю переднюю панель, но результатом будет ощутимое усиление потока воздуха из дефлекторов системы отопления.

Воздушные пробки в радиаторе отопителя

Отопитель салона 2108

Приветствую всех подписчиков и тех кто просто зашел на страницу моей машины. В этой записи пойдет речь об отопителе салона ваз 2108,2109. О том какие факторы влияют на эффективность работы печки. И как повысить эффективность ее работы.

В далекие времена советского союза, когда выпустились наши машины, многих владельцев автомобилей Самара радовала ее система отопления салона. Каждый владелец скажет что машина с низкой панелью очень теплая и грела так что аж уши горят. Но постепенно по мере старения автомобиля и после вмешательства в заводскую конструкцию рук человека, эта эффективность снижалась.

Рассмотрим основные факторы которые ухудшали ее работу:

  1. Старение и износ поролоновых уплотнений заслонок печки и не корректная работа заслонок(может наблюдаться после замены радиатора, когда поролон повреждается, заслонки и их привода могут нарушиться впоследствии какого то ремонта требующего снятие торпеды.
  2. Когда торпеда установлена немного со смещением и ее воздуховоды не попали на свои места.(После снятия/установки.
  3. Некорректная работа термостата(подклинивает на открытие). На это уже влияет качество запчастей. И это наблюдается почти у каждой машины. У двигателя должен обеспечиваться быстрый прогрев до рабочей температуры 90 градусов. И стабильное ее поддержание во всем диапазоне работы. Если температура будет к примеру не 90 а 84 градуса. Это отразится на тепле в салоне, особенно в сильный мороз.
  4. Старение радиатора отопителя, а также если установлен китайский аналог типа ПРАМО КРОНЕР ЛУЗАР ПЕКАР и пр.(Полноценное отопление обеспечивают алюминиевый ДААЗ или же медный радиатор) Воздушную пробку и водяной насос с видоизмененной крыльчаткой более менее влияющей на производительность я не рассматриваю. Воздух из системы легко выгоняется. А помпы…Тут тоже на тоже выходит.

Если помпа более производительная то она дает нам большую теплоту, тем самым забирая у двигателя 2-3 градуса из-за лучшей циркуляции, снижает основную температуру. Если помпа менее производительная то циркуляция ОЖ ниже а температура мотора выше. И выходит в итоге +- тоже самое. Нужно средний вариант подбирать.

Так. В причинах разобрались. Теперь практика. Снимаем отопитель с машины и аккуратно отрываем старый поролон. По нему мы будем вырезать новый, более толстый.

снятая с машины печка

После этого отмываем нашу печку. Я мыл дома в ванной, с фэри. Так как на улице было темно уже и холодно. Затем просушиваем, и запоминаем или фотографируем как крепятся тросы к блоку управления заслонками и как располагаются тросы на самом корпусе.

Разбираем корпус, аккуратно отщелкивая все зажимы.

рабочее место

Теперь наблюдаем следующую картину.

О каком же уплотнении и тепле в салоне может идти речь.

Теперь наша задача поменять старый поролон на новый.

Для этого нам потребуется БИТОПЛАСТ 5ММ, КЛЕЙ МОМЕНТ, НОЖНИЦЫ, ОБЕЗЖИРИВАТЕЛЬ. Очищаем заслонку и обезжириваем, мажем клеем и наклеиваем БИТОПЛАСТ

Хорошо мажем клеем, ждем минуты 3 и наклеиваем.

Затем вставляем ее в корпус и проверяем плотность прилегания и четкость работы. Лишний битопласт подрезаем.

Заслонка управления рециркуляцией готова. Теперь подобное проделываем с заслонкой «лицо/ноги».

заслонка лицо/ноги

И проверяем четкость работы установив в корпус. Лишний битопласт подрезаем если надо.

лицо-закрыто/ноги открыто

лицо-открыто/ноги-закрыто

Отлично. теперь переходим к заслонке «на стекло».Свою я сломал. пришлось покупать новую.

Многие скажут что моментом мазать не обязательно т.к битопласт уже имеет клеевой слой. На этом клее держаться не будет ничего, после сборке все это отвалится от перепада температур внутри корпуса, так что мажем и проверяем четкость работы.

Заслонки готовы. после столкнулся я с проблемой. Отломился кусочек штырька на который одевается трос. И долго не мог найти такую кулису нигде. Поехал в Воронеж на авторынок и там нашел. Все запчасти есть они не дорогие.

слева новая справа старая

С заслонками закончили, теперь собираем. кулисы все смазываем смазкой. Собираем корпус аккуратно. Я лично помучался. Долго я его стыковал. у меня постоянно смещались и сбивались заслонки. Но вскоре я приноровился и победил. Проверил работу всех заслонок дергая руками за тросы. Тросы также мажем маслицем .

заслонка

заслонка

Теперь нужно нам по старому поролону вырезать новый. на те места где прилегают воздуховоды торпеды. Нашел я у себя на чердаке поролон обвел маркером по старым и вырезал. Поролон более широкий. Прилегать будет плотно и потерь будет меньше.

Вырезал две пары. про запас оставил.

Стык корпуса печки, можно ничем не заклеивать, но я заклеил двухсторонним китайским скотчем, для успокоения души так сказать.

Теперь подключаем рычажный Блок управления заслонками. Тросы к нему прижимаются спец. зажимами. Блок я купил новый, так как в старом все было поломано. Для этого фотографируем или запоминаем в начале как все крепится. Ставим так чтобы открытие закрытие заслонок было четким и полным. чтобы не было нигде недохода. Так то там легко все становится на свои места. Я с первого раза попал.

Готовая обновленная печка

Нижний рычаг который управляет одновременно и краном и заслонкой рециркуляции. после установки печки подключаем трос к крану. двигаем оболочку вперед либо назад и зажимаем зажимом. Добиваемся полного открытия крана и полного закрытия заслонки. Кропотливая работа. ниче не поделать. Радиатор по торцам должен быть обернут битопластом.

Вроде бы и все. Что еще сказать. Данной операцией мы добились состояния печки как в старые далекие времена. Основная проблема при работе с этими всеми пластмассками в том, что пластмасса эта от температур пересыхает и становится оооочень хрупкой и ломается от нажимов руками. Вот блок мой был весь поломан. Поэтому купил новый, и верхнюю заслонку, а также некоторые мелочи. на авторынке это все есть. ну и главное терпение в работе и спокойствие. По эффекту сейчас не буду говорить ничего. Это в последующих записях. Ведь еще немаловажное зависит и от торпеды, с воздуховодами и от правильности подгонки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]