Ремонт / От Игорь Тараненко
- Особенности системы отопления салона Chevrolet Lanos
Устройство и работа печки - Органы управления печкой
- Видео: основные неисправности печки Chevrolet Lanos
- Видео: замена радиатора печки с демонтажем торпедо
Комфортный микроклимат в салоне любого автомобиля поддерживается за счёт системы отопления или печки. Другой функцией этой системы является предотвращение запотевания и замерзания стёкол. Центральным элементом печки является радиатор. Любая его неисправность может привести к весьма неприятным последствиям, особенно в холодное время года.
Из чего состоит печка авто и зачем менять радиатор
В конструкции автомобильной печки радиатор, играющий роль теплообменника, является ключевым элементом, посредством которого и происходит повышение температуры в салоне (нагрев). Отопитель предназначен не только для прогрева салона в холодную пору года, но еще и для предотвращения запотевания стекол, посредством чего ухудшается видимость и обзор.
Конструкция печки автомобиля состоит из следующих элементов:
- Пластиковый корпус, внутри которого располагаются основные составляющие
- Радиатор — он же теплообменник или конвектор
- Вентилятор, работающий от электромотора. Обеспечивает целенаправленный поток воздуха, который проходит через радиатор, и по воздуховодам проходит в салон
- Регулировочный кран — немаловажный элемент, посредством которого происходит открытие и закрытие подачи теплоносителя к радиатору. В качестве теплоносителя выступает антифриз, ОЖ или тосол. На Ланосе, Сенсе и Шансе, роль крана отопителя играет заслонка, посредством которой открывается и закрывается канал для подачи воздуха через теплообменник
- Патрубки и воздуховоды
Кроме того, не стоит забывать и о регуляторах включения и настройки печки (их называют органами управления), которые на автомобиле Ланос вынесены на центральную часть торпеды. Это переключатели, посредством которых происходит включение вентилятора, регулировка скорости его вращения, направление потока — обогрев лобового стекла, боковых стекол или подача теплого воздуха в салон.
Конструктивная схема устройства печки автомобиля представлена на фото выше. Принцип работы устройства простой, и основывается он на том, что нагревающийся тосол, циркулирующий по системе, подается в радиатор печки. Пластины, соты или ламели радиатора нагреваются, и это тепло используется в рациональных целях для обогрева салона. Чтобы тепло от радиатора отопителя поступало в салон, используется вентилятор. Включать печку можно только после того, как температура двигателя достигнет не менее 50 градусов.
Это интересно!
Почему нельзя включать печку на холодном двигателе? Это приведет к тому, что мотор будет прогреваться дольше, что станет причиной увеличения расхода топлива и прочих негативных последствий. Именно поэтому нужно исключить возможность включения печки до момента, пока мотор не прогреется до минимальной температуры в 50-60 градусов.
Система отопления салона Шевроле Ланос Сенс и Шанс
Автомобили Ланос выпускались с двумя типами систем отопления — независимая и с кондиционером. На Ланосах печка находится в нижней части по центру консоли под пластиковым кожухом. Именно в центральной части торпеды и располагается главная составляющая печки — теплообменник. Конструктивная схема отопителя салона автомобиля Шевроле и ДЭУ Ланос представлена на фото ниже.
На схеме представлены следующие узлы:
- Заслонка, посредством которой происходит регулирование распределения поступающего теплового воздуха на стекла и в салон
- Распределительная верхняя заслонка подачи воздуха — обеспечивает переключение между отоплением и охлаждением
- Теплообменник
- Заслонка, посредством которой регулируется температура воздуха — холодный и горячий. Эта заслонка заменяет кран отопителя, который на таких автомобилях, как Славута, ВАЗ-2101 до ВАЗ-2109, применяется для перекрытия подачи теплоносителя к радиатору
- Радиатор кондиционера
- Электромотор вентилятора
- Заслонка, посредством которой регулируется подача воздуха в систему — область всасывания. В режиме А — воздух поступает снаружи, а включение режима В — обеспечивает подачу воздуха из салона (режим рециркуляции)
- Нижняя заслонка — ограничивается подача холодного воздуха в салон
- Главный воздуховод отопителя и кондиционера, обеспечивающий подачу теплого и холодного воздуха в салон
- Патрубки для обдува лобового стекла и боковых стекол
- Обдув боковых стекол
Принцип работы системы отопления салона автомобиля Ланос имеет такой вид:
- Воздух, который направляется к теплообменнику, регулируется посредством заслонки 4
- Нагнетание воздуха обеспечивается посредством электродвигателя вентилятора 6
- Посредством системы воздуховодов обеспечивается поступление прогретого воздуха для обогрева салона (через главный канал), а также для прогрева лобового стекла и боковых окон
Если печка не включается, то причина скрывается в неисправности электромотора вентилятора. Если же печка работает на Ланосе, но при этом дует холодным воздухом, то причины поломки нужно искать непосредственно в теплообменнике.
Это интересно!
Чтобы продлить срок службы радиатора печки и системы охлаждения двигателя, следует использовать высококачественные охлаждающие жидкости. Кроме применения качественных ОЖ, нужно уметь их правильно выбирать.
Какие регуляторы печки установлены на Ланосе 1.5 и 1.6 и их назначение
На центральной панели в салоне автомобиля Ланос имеются регуляторы, посредством которых осуществляется включение печки, а также настройка и регулировка работы. Ниже представлено фото, на котором обозначены органы управления.
- Регулятор, посредством которого в действие приводится заслонка 4 на схеме выше. Обеспечивает открытие и закрытие канала для подачи воздуха через радиатор или в обход него
- Включение вентилятора и скорость вращения лопастей
- Регулятор, посредством которого происходит настройка распределения воздушного потока
- Кнопка включения обогревателя заднего стекла
- Ползунок, посредством которого происходит открытие подачи воздуха наружного или из салона в систему
- Кнопка для включения и отключения кондиционера — присутствует не на всех моделях, а только на ТОПовых версиях Ланосов
Регуляторы соединяются с заслонками посредством стальных тросиков. Каждый регулятор управляется независимо от того, включена печка или нет.
Это интересно!
Радиатор представляет собой теплообменник, в котором происходит протекание по ламелям ОЖ. Главная неисправность устройства в том, что нарушается целостность ламелей, и возникает течь антифриза. В таком случае понадобится заменить устройство на новое.
Особенности системы обогрева
Шевроле Ланос — благодаря удачной неприхотливой компоновке и относительно невысокой стоимости быстро завоевал популярность среди российских автомобилистов. По статистике этот автомобиль вошел в топ-25 (24 место) самых продаваемых в России.
Однако у машины есть один существенный недостаток. Печка не греет так сильно, как хотелось бы в суровую русскую зиму. Причина в том, что он рассчитан на более мягкий климат. Изменить ситуацию тоже проблематично. Дело в том, что радиатор с размерами 220х228 имеет толщину всего 28 мм. Для сравнения приведем аналог Жигулей. При габаритных размерах 225 × 285 он имеет толщину 85 мм.
Первая мысль, которая приходит в голову — поменять радиатор на «более толстый». Но что-то еще установить нереально сложно. Устройство большего размера просто не подходит. Чтобы «протолкнуть» его, необходимо снять короб вентиляции, а это разгерметизация кондиционера. Придется повозиться и переделать внутреннее устройство печных ящиков. Все отопление нужно будет поменять. Чтобы выполнить такую работу, нужно потратить много времени и сил и быть очень опытным механиком.
Намного проще смириться с небольшой недоработкой любимой машины и поддерживать в исправном состоянии ее отопительную систему. Ремонт теперь обойдется в копеечку. Замена одной только заслонки отопителя Ланос стоит около 900 рублей. Чтобы избежать лишних трат, позаботьтесь о любимой машине. И начинать нужно с правильной регулировки амортизаторов.
Как определить неисправность радиатора печки на Шевроле, ЗАЗ и ДЭУ Ланос
С наступлением холодов все чаще приходится пользоваться отопителем салона в автомобиле Ланос, Сенс и Шанс. Однако иногда владельцы этих автомобилей сталкиваются с тем, что в один момент печка не дует теплым воздухом, а наоборот, холодным или вовсе не работает. Если двигатель вентилятора при этом включается, а печка дует холодным воздухом, то первым делом следует прибегнуть к проверке исправности регулятора холодного и горячего воздуха. Причина неисправности может скрываться в том, что заклинивает заслонка или из строя выходит стальной тросик. Убедитесь, что эти механизмы исправны, после чего можно допускать, что из строя вышел радиатор печки Ланоса.
Чтобы убедиться, что на Ланосе, Сенсе и Шансе неисправен радиатор отопителя, требуется обратить внимание на такие факторы:
- Если наLanos неисправен теплообменник отопителя, то первый признак такой неисправности в запотевании стекол.
Как это связано с неисправностью радиатора? Если нарушена целостность теплообменника, то в салон будет поступать ОЖ, которая конденсируется на стеклах - Появления резкого запаха в салоне.
Это запах антифриза, который поступает в салон по причине появления повреждения радиатора - Быстрый расход антифриза — если заметили, что часто приходится подливать ОЖ, то следует убедиться в исправности теплообменника отопителя
Самый простой способ убедиться, что нарушена целостность радиатора — это разобрать и произвести осмотр. При повреждении радиатора печка будет греть, но при этом в салоне будут присутствовать вышеперечисленные факторы. Если же печка не дует теплым воздухом в салоне Ланоса, то причинами этого могут быть такие факторы:
- Неисправность термостата
- Образование внутри системы или радиатора пробки — в этом случае печка не будет дуть теплым воздухом
- Закупоривание каналов ламелей радиатора
- Попадание в соты устройства разного мусора, как например, листья, пух, пыль
Замена радиатора печки отопления выполняется тогда, когда устройство выходит из строя. Часто причиной быстрого выхода из строя радиатора отопителя является его крепление. Оно реализовано за счет применения пластиковых крепежей. Часто эти крепежи отламываются из-за вибраций и перепадов температур, что приводит к выходу из строя всего устройства. Если повредились соты устройства, то оно подлежит замене. Чтобы исключить вероятность отламывания кронштейнов, следует усилить их дополнительно металлическими защелками или скобами. Как усилить крепление радиатора печки на Ланосе, показано на фото.
Есть также другой способ обеспечить эффективное крепление радиатора печки — воспользоваться саморезами.
Чтобы определить, что штатная защелка-фиксатор отломалась, вовсе не обязательно для этого разбирать пол машины, чтобы просто посмотреть. Для этого надо из подкапотного пространства пошатать вступающие штуцера печки. Наличие люфта означает, что защелка отломалась, и чтобы исправить ситуацию, понадобится разборка.
Это интересно!
В случае, если при включении печки в салоне ощущается поступление потока холодного воздуха, то следует прибегнуть к проведению герметизации пластикового корпуса.
Замена с демонтажом панели. Основные этапы работ
Если принято решение полноценно восстановить отопитель – заменить не только радиатор, а и уплотнители, отрегулировать заслонки, то придется уже переднюю панель снимать.
Основные этапы разборки при таком методе:
- подготовка (сливаем ОЖ, обесточиваем бортовую сеть, демонтируем накладки передних стоек и центрального тоннеля, снимаем вещевой бокс и крышки ЭБУ и блока предохранителей, накладку рулевой колонки);
- демонтаж приборной доски (извлекаем корректор фар, разбираем центральную консоль – снимаем накладки, магнитолу, блок управления отопителем и т. д. Отыскиваем крепежи доски, выкручиваем их и извлекаем приборку);
- снятие рулевой колонки (откручиваем крепления колонки к панели и валу рулевого механизма, демонтируем колонку);
- демонтаж панели (отсоединяем рычаг открытия капота, стойки крепления панели к тоннелю, выкручиваем крепежи панели к кузову, после чего извлекаем ее);
- после таких манипуляций появится полный доступ к отопителю, что позволит его либо разобрать, либо демонтировать в сборе с авто и после уже проводить ревизию и восстановление.
Указанные этапы снятия панели включают только основные работы. В действительности же каждый из них подразумевает разъединение большого количества проводки, соединений и правильно собрать все обратно – достаточно затруднительно. Поэтому лучше этот метод не использовать, а менять радиатор печки Ланос способом, который не требует демонтажа панели.
Что понадобится для замены радиатора печки на Ланосе Сенсе и Шансе
Стоит отметить, что уже буквально через 3-5 лет пользования автомобилем Ланос возникают проблемы с системой отопления. Чаще всего это происходит именно из-за неисправности радиатора печки. Если проверка показала, что из строя действительно вышел теплообменник отопителя, то его следует заменить. Причем тянуть с этим делом нельзя, так как вдыхание паров ОЖ очень опасно, и может стать причиной дыхательного отравления водителя и пассажиров.
Как можно заменить радиатор печки на Ланосе? Для этого есть два способа. Первый заключается в посещении СТО, и при этом исключает необходимость самостоятельно копаться в устройстве. Этот способ хорош всем, но кроме стоимости. За такой ремонт мастер запросит не менее 2-3 тысяч рублей. Дополнительно в процессе ремонта могут обнаружиться и другие дефекты, за которые также придется платить отдельно. Второй способ не столько затратный финансово, как физически. Своими руками заменить радиатор печки на Ланосе, Сенсе и Шансе сможет абсолютно каждый владелец этих авто. Причем для этого имеются разные способы — с демонтажем торпедо и без.
Для того, чтобы заменить устройства на автомобиле, понадобятся следующие инструменты:
- Набор ключей и отверток
- Плоскогубцы
- Отвертка с гибким валом
- Герметик
Самое главное — понадобится много времени. Уделите один день, чтобы произвести снятие и замену радиатора отопителя на автомобиле своими руками. Это позволит сэкономить финансы, которые можно потратить на покупку более надежного радиатора обогревателя. Какой лучше поставить радиатор печки на Lanos, описано подробно здесь. Как снять радиатор печки на Шевроле Ланос, знают далеко не многие. Большинство знает, что эта работа кропотливая, и поэтому выбирают вариант замены на автосервисе. После прочтения инструкции, вы сможете самостоятельно менять радиаторы отопителей на Ланосах, Шансах и Сенсах, и при этом экономить свои средства.
Снятие радиатора отопителя
Открутив все саморезы, можно вынимать конструкцию. Передняя часть скользит вниз, а задняя часть прижимается к полу. Таким образом, крышку можно вытащить из-под радиатора. На автомобиле Шевроле Ланос радиатор печки удерживается на месте с помощью защелки и скобы возле труб. Это можно увидеть только в зеркало. Открутив саморез, снимаем фиксатор и складываем скобу. Теперь радиатор можно снять и заменить на новый. Следует отметить, что защелка прикреплена к пластиковому стержню, который легко сломается. Поэтому действовать надо осторожно.