Согласно регламенту технического обслуживания на автомобилях Lada Granta, Kalina и Priora осмотр и проверка рулевого управления должна выполняться каждые 15 000 км. пробега. В статье рассказывается про возможные неисправности рулевого управления, их причины и способы устранения.
Компоненты рулевого управления Лада Гранта, Калина
Рулевое управление автомобилей Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 с электроусилителем и регулируемой по углу наклона рулевой колонкой.
Рулевое колесо установлено на шлицах рулевого вала и зафиксировано самоконтрящейся гайкой. На автомобилях, оборудованных полушкой безопасности водителя вместо накладки в рулевое колесо установлен модуль подушки безопасности.
Рулевой вал составной. Он состоит из верхнего и промежуточного валов. Верхний вал вращается в двух подшипниках, запрессованных в трубу рулевой колонки.
На верхней части трубы колонки установлен замок зажигания с противоугонным устройством. Промежуточный вал — разборный, имеет на концах два карданных шарнира.
Рулевая колонка Лада Гранта/Калина выполнена в сборе с мотор-редуктором и блоком управления электроусилителя рулевого управления. Эффективность работы электроусилителя зависит от скорости движения автомобиля.
Электроусилитель работает только при включенном двигателе. Кронштейны рулевой колонки прикреплены к кузову на четырех шпильках самоконтрящимися гайками. Кронштейны соединены с трубой рулевой колонки шарнирно.
Верхний кронштейн оборудован механизмом фиксации рулевой колонки. Переместив рычаг фиксации в нижнее положение, можно менять угол наклона рулевой колонки. При поднятом рычаге колонка фиксируется в выбранном положении.
Рулевой механизм Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 реечного типа, состоит из картера, приводной шестерни и рейки, находящихся в зубчатом зацеплении. Механизм закреплен на перегородке моторного отсека двумя скобами на резиновых опорах.
При поворачивании рулевого колеса, вращение передается через верхний и промежуточный валы рулевой колонки на приводную шестерню, которая, поворачиваясь, перемешает рейку.
К рулевой рейке Лада Гранта/Калина болтами прикреплены рулевые тяги, которые состоят из собственно тяг, наконечников и регулировочных втулок. На внутренних концах рулевых тяг выполнены проушины с запрессованными в них резинометаллическими втулками.
В наружных наконечниках тяг установлены шаровые пальцы, которыми рулевые тяги соединены с поворотными рычагами стоек передней подвески. При перемещении рейки тяги поворачивают стойки передней подвески.
Длину рулевых тяг можно изменять, вращая регулировочные втулки и изменяя тем самым схождение передних колес. От самопроизвольного вращения втулки фиксируются стяжными болтами, завернутыми во фланцы наконечников рулевых тяг.
Рис.32. Рулевое управление Лада Гранта/Калина
1 — наконечник рулевой тяги; 2 — регулировочная втулка; 3, 6 — скобы крепления рулевого механизма; 4, 5 рулевые тяги; 7 правый защитный колпак; 8 — правая опора рулевого механизма; 9 — защитный чехол рулевого механизма; 10 — рулевой механизм; 11 — уплотнитель; 12 — промежуточный вал с нижним карданным шарниром; 13 — верхний карданный шарнир; 14 — рулевая колонка с электроусилителем рулевого управления; 15 — рулевое колесо; 16 — контактное кольцо; 17 — гайка крепления рулевого колеса; 18 — накладка рулевого колеса (подушка безопасности водителя); 19 подшипники рулевого вала; 20 левый защитный колпак; 21 левая опора рулевого механизма
Проверка рулевого управления Лада Гранта/Калина
Визуально проверяем состояние защитных чехлов наконечников рулевых тяг и рулевого механизма. Поврежденные чехлы (порванные, с трещинами) необходимо заменить.
Убеждаемся, что рычаг фиксации рулевой колонки поднят до упора. Пытаясь перемещать рулевое колесо в вертикальной плоскости, проверяем надежность крепления рулевой колонки механизмом фиксации.
Если рулевая колонка Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 перемещается, снимаем накладки рулевой колонки и ключом на 13 мм подтягиваем гайку оси рычага фиксации рулевой колонки.
Пробуя перемещать рулевое колесо вдоль оси рулевого вала, убеждаемся в отсутствии люфта рулевого колеса на шлицах вала и вала в рулевой колонке.
Для проверки люфта в рулевом управлении поворачиваем рулевое колесо в положение, соответствующее движению прямо. На панель приборов укладываем шлицевую отвертку таким образом, чтобы ее лезвие располагалось рядом с ободом рулевого колеса (для надежности ее можно закрепить малярным скотчем).
Поворачивая рулевое колесо направо до начала поворота колес (выбирая люфт), а затем налево и ориентируясь по лезвию отвертки, мелом, отрезками проводов или иным способом отмечаем эти положения на ободе. Люфт не должен быть более 5″ (или 18 мм) при измерении по наружной части обода.
Увеличенный люфт свидетельствует о необходимости поиска и устранения неисправности. Как правило, в первую очередь в рулевом управлении Лада Гранта/Калина выходят из строя наконечники рулевых тяг.
Для проверки отсутствия люфта в наконечниках рулевых тяг, помощник слегка покачивает рулевое колесо из стороны в сторону. Кладем руку на место соединения рулевой тяги с поворотным рычагом стойки подвески так, чтобы ладонь касалась их одновременно.
При появлении люфта в наконечнике рулевой тяги, будет ощущаться смещение поворотного рычага относительно тяги. Проверяем затяжку гаек болтов карданного шарнира рулевой колонки. Повторяем проверку с другой стороны автомобиля. Неисправные шарниры заменяем.
При покачивании рулевого колеса из стороны в сторону прислушиваемся к работе рулевого механизма. Стук со стороны правого края рулевого механизма свидетельствует об износе опорной втулки. Неисправный рулевой механизм снимаем и ремонтируем либо заменяем.
Включаем зажигание — на щитке приборов должна загореться контрольная лампа неисправности электроусилителя рулевого управления. Запускаем двигатель.
Контрольная лампа должна погаснуть, рулевое колесо должно легко вращаться одной рукой. Загорание лампы во время работы двигателя свидетельствует о неисправности электроусилителя и необходимости его ремонта.
Замена рулевой колонки Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190
В зависимости от цели работы рулевую колонку можно снять в сборе с рулевым колесом и подрулевыми переключателями. Операция описана с частичной разборкой рулевой колонки.
— Поворачиваем рулевое колесо в положение, соответствующее движению по прямой. Снимаем рулевое колесо
— Снимаем декоративные накладки рулевой колонки.
— Крестовой отверткой отворачиваем три самореза и снимаем нижнюю накладку панели приборов.
— Отсоединяем колодки жгутов проводов от подрулевых переключателей и контактного кольца.
— Ослабляем стяжной болт и снимаем соединитель в сборе с подрулевыми переключателями и с контактным кольцом.
— Разъединяем колодки жгута проводов замка зажигания.
— Освобождая фиксаторы, отсоединяем две колодки жгутов проводов от электроусилителя рулевого управления Лада Гранта/Калина.
— Снять рулевую колонку можно в сборе с промежуточным валом. Однако снимать и устанавливать рулевую колонку удобнее, если разъединить промежуточный вал.
— Соединение фланцев карданных шарниров промежуточного вала возможно только в одном положении, поэтому можно не помечать их взаимное положение.
— Отворачиваем гайку стяжного болта, соединяющего карданные шарниры промежуточного вала. Извлекаем болт.
— Ослабляем затяжку двух гаек нижнего крепления рулевой колонки Лада Гранта/Калина.
— Тем же ключом отворачиваем две гайки верхнего крепления рулевой колонки.
— Снимаем рулевую колонку в сборе.
— Отворачиваем гайку стяжного болта фланца нижнего карданного шарнира промежуточного вала. Извлекаем болт.
— Шлицевой отверткой разжимаем фланец и снимаем карданный шарнир со шлицев вала механизма рулевой рейки Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190.
Granta 3 новый размер
При этом в моменты начала поворота колес мелом или проволокой отмечаем границы свободного хода рулевого колеса на его ободе.
Измерив расстояние между метками, определяем свободный ход рулевого колеса, который не должен превышать 5° (соответствует расстоянию между метками 15 мм) при условии исправности рулевого механизма, рулевых тяг, подшипников ступиц передних колес и телескопических стоек.
При резком повороте рулевого колеса из стороны в сторону на небольшой угол убеждаемся в отсутствии стука в карданных шарнирах рулевой колонки и рулевом механизме. В противном случае подтягиваем ослабленные крепления элементов рулевого управления или заменяем неисправные детали и узлы.
Для оценки состояния шаровых шарниров наружных наконечников рулевых тяг требуется помощник. Вывешиваем передние колеса и надежно фиксируем автомобиль на опорных стойках заводского изготовления.
Рулевое управление Лады Гранта
Оно предназначено для того, чтобы управлять автомобилем во время движения. Конструктивно состоит из таких основных элементов:
Работа механической части заключается в том, что водитель воздействует на руль, импульс через рулевой механизм и рейку передаёт усилие на передние колёса через рычаги, автомобиль поворачивает в нужную сторону. Характерная особенность руля легкового автомобиля – в его меньшем диаметре (по сравнению с грузовиком). Различается и конструкция механизма. Рулевое управление Лады Гранты дополняется электроусилителем. Руль может регулироваться по высоте. По вылету, к сожалению, настройки нет.
Рулевой механизм Лады Гранты реечного типа, самый простой и недорогой вариант.
Привод механический, конструктивно состоит из рычагов, тяг и шарниров. Для более эффективного и удобного управления Лада Гранта оснащается электрическим усилителем. Это сложный механизм, обеспечивающий усилие благодаря использованию электроэнергии. Электроусилитель, или просто ЭУР, применяется для улучшения динамических характеристик, управляемости. И, по некоторым данным, позволяет сэкономить топливо за счёт повышения маневренности автомобиля.
Неисправности рулевого механизма и их устранение
Рулевой механизм Лады Гранты достаточно надёжен и проблемы владельцу доставляет нечасто. Однако это не значит, что неполадки вовсе не встречаются. Проблемы есть. И нужно знать, как их устранять.
Причина неполадок |
Устранение
Как и тормозную систему, работу двигателя и другие важные узлы и агрегаты, рулевое управление необходимо периодически осматривать на предмет неисправностей. Если признаков нет, осмотру подлежат защитные пыльники и другие, более мелкие детали конструкции. Рулевая рейка Лады Гранты является ключевым механизмом управления. Именно благодаря этому осуществляется управление автомобилем за счёт поворотов колеса.
От исправности рулевого механизма зависит не только комфорт управления, но и безопасность водителя и его пассажиров. Неполадки узла нужно уметь вовремя диагностировать и устранить.
Основные неисправности рулевой рейки
Главный признак поломки – это стук при поворотах. Сначала он практически незаметен и проявляется при наезде на ямы. Если игнорировать первые симптомы, шум никуда не исчезнет и будет постоянно усиливаться. Дальше стук будет передаваться на руль. Если и этот симптом игнорировать, рейку попросту заклинит, а это чревато попаданием в ДТП из-за потери управления. Стучит рейка из-за износа шарниров, зубьев или резинометаллических втулок (демпфера).
Регулировка рулевой рейки
Узел стучит по разным причинам. На самом деле это настоящая болезнь механизма управления, доставшаяся по наследству от Лады Калины, т. к. узлы идентичны на этих автомобилях. Отрегулировать рейку можно своими руками.
Для этого понадобится минимум инструмента:
- ключ для калибровки рулевой рейки;
- торцевые головки на 10 и 13;
- фигурная отвёртка.
Для подтяжки рейки можно воспользоваться двумя способами. Первый подразумевает использование специального ключа, который можно просунуть в зазор арки с левой стороны. Второй способ более трудоемкий и подходит в том случае, если нет возможности просовывать руку в зазор. Для этого понадобится демонтировать АКБ и его площадку, только так можно добраться до гайки для подтягивания редуктора. С первым способом всё просто, поэтому лучше рассмотреть второй вариант.
Для этого нужно отсоединить клеммы аккумулятора и снять его, после чего демонтировать площадку под ним. Теперь можно добраться до гайки, расположенной на внутренней стороне корпуса редуктора. Ключ для подтяжки можно купить комбинированный, с одной стороны – для подтяжки рейки, с другой – для натяжения ремня ГРМ.
Для подтягивания гайку нужно поворачивать по часовой стрелке.
Инструкция по замене рулевой колонки
К рулевой системе автомобиля необходимо относиться очень ответственно, так как она в первую очередь отвечает за безопасность автомобиля при движении. Если возникают проблемы с управлением, то их необходимо сразу же устранять. Одной из поломок в этой системе является выход из строя рулевой колонки. Процедура ее замены довольно проблематична, но при наличии нужного инструмента можно обойтись малыми жертвами. Итак, нам понадобится:
- Головка на 17 и на 30
- Длинный и мощный вороток
- Монтировка
- Молоток
- Трещоточная рукоятка
- Обычный рожковый ключ на 17
Итак, механизм рулевого управления (колонка) находится в левой части пространства под капотом ВАЗ 2106, получается в самом левом нижнем углу
Стоит обратить внимание, что прежде, чем приступать к ее замене, первым делом необходимо снять рулевой вал.. Когда все готово, можно приступать к ремонту. Первым делом необходимо открутить нижнюю гайку крепления колонки к рулевым тягам
Для этого понадобится довольно длинный рычаг, можно сделать из двух мощных воротков:
Первым делом необходимо открутить нижнюю гайку крепления колонки к рулевым тягам. Для этого понадобится довольно длинный рычаг, можно сделать из двух мощных воротков:
Когда все готово, можно приступать к ремонту. Первым делом необходимо открутить нижнюю гайку крепления колонки к рулевым тягам. Для этого понадобится довольно длинный рычаг, можно сделать из двух мощных воротков:
Чтобы ее открутить, понадобится очень сильное усилие, я упирался снизу ногами, чтобы сорвать соединение:
Вообще, желательно не откручивать эту гайку, так как потом придется сбивать колонку со шлицов, что не очень приятное занятие. Удобнее просто отсоединить колонку вместе с рулевыми наконечниками. Но так как я разбирал автомобиль полностью, для меня это не было принципиально.
После того, как гайка откручена или наконечники отсоединены, можно приступать к отворачиванию болтов крепления рулевой колонке к лонжерону. Она крепится на трех болтах. Чтобы до них добраться, лучше снять переднее левое колесо, так удобнее будет.
Берем головку с воротком на 17 и с обратной стороны придерживая рожковым ключом поочередно откручиваем болты:
Придерживать с внутренней стороны не очень удобно, так как пространства там очень мало, приходится наставлять ключ с торца, особенно это касается нижней гайки с одной стороны:
После того, как болты стронулись с места, можно пользоваться трещоткой, так как с помощью нее можно выполнить все намного быстрее.
После того, как болты откручены, можно смело отводить колонку в сторону:
Если наконечники отсоединены, то колонка может быть свободно снята без особых проблем. Если же вы откручивали самую большую гайку, то придется сбивать ее со шлицов, что приносит довольно много неприятностей. Цена новой рулевой колонки на ВАЗ 2106 и другие модели классики. В случае необходимости замены, покупаем новый механизм и производим установка у обратной последовательности.
Источники
- https://spike.su/index.php/Рулевая-рейка-ВАЗ-2101-2106-2107.html
- https://remontysvoimirukami.ru/remont-kolonok-svoimi-rukami/remont-rulevoj-kolonki-vaz-2101-svoimi-rukami.html
Тюнинг руля на Ладе Гранта
Вариантов модернизации рулевого колеса на Ладе Гранта немного. Самый популярный из них – это установка спортивного варианта. Такой руль не только сделает интерьер более привлекательным, но и повысит комфорт управления, особенно если будет подобран грамотно. Мультируль установить можно, но только если комплектация максимальная, в остальных случаях с его помощью нечем будет управлять.
Спортивный вариант должен быть травмобезопасным, т. е. при ДТП он должен деформироваться без нанесения повреждений водителю. Из недостатков можно отметить, что при наличии подушки безопасности в стандартном руле, спортивный ее не имеет. Также можно доработать руль, установив оплетку. Более продвинутые устанавливают под нее нить подогрева.
Для установки спортивного рулевого колеса понадобится провести следующие операции.
- Выровнять прямо передние колёса (можно проехать немного вперёд и обратно, чтобы траектория движения была прямолинейная).
- Отсоединить клеммы аккумулятора обесточив бортовую сеть автомобиля.
- Модуль управления подушкой безопасности нужно отключить (если комплектация Гранты оснащена ей). Если не произвести отключение во время демонтажа заводского руля, она может выстрелить.
- Демонтировать руль и установить на адаптер звуковой сигнал. Проводка должна быть сохранена в адаптере, для этого следует внимательно осмотреть все контакты.
- Подсоединить адаптер к валу, но не фиксировать его гайкой.
- На адаптер устанавливается спортивный руль и закрепляется специальными винтами.
Выбрасывать или продавать заводское изделие нельзя, спортивный вариант вызовет вопросы при прохождении техосмотра.
ГУР и ЭУР: установка своими руками
Электроусилитель впервые появился на Калине, затем на Гранте и на новой Приоре. Управлять автомобилем без ЭУР можно. Но если автолюбитель ранее владел автомобилем, оснащенным гидравлическим или электрическим усилителем, то, как минимум, будет испытывать большие неудобства. На Ладе Гранта в минимальной комплектации производитель не устанавливает электроусилитель рулевого управления, поэтому многие владельцы таких автомобилей решают самостоятельно установить ЭУР. Подобная процедура не самая простая, к тому же агрегат стоит недёшево. Зато его наличие – это комфортная езда, маневренность и безопасность.
Для монтажа не требуется обладать какими-то особыми знаниями и навыками, достаточно минимального опыта и набора инструментов. Если всё же встал вопрос об установке электроусилителя руля на Ладу Гранта, то при покупке ЭУР следует обратить внимание на его номер.
В наборе цифр есть определение места производства, это две последние цифры:
- 00 – изготовлен в Махачкале (не самый качественный, имеет много негативных отзывов);
- 04 – корейский усилитель, купить можно в магазине, на авторазборках редкий экземпляр;
- 02 – изготовлен в Калуге, средний неплохой вариант.
Для установки усилителя понадобится набор гаечных ключей, отвёрток и УШМ (болгарка). Перед тем как приступить к установке, следует демонтировать рулевое колесо, все подрулевые переключатели, замок зажигания, рулевую колонку с карданом. Дальнейший алгоритм действий следующий.
- Выбить болты из снятого кронштейна в виде пластины и отрезать болгаркой около 3 см с верхней части.
- Просверлить в пластине отверстия для крепления электроусилителя.
- Кардан зафиксировать на ЭУР.
- Под кронштейн (где крепится электроусилитель) подкладывают шайбы, с их помощью можно регулировать руль.
- Прикрепить электроусилитель, после чего установить кардан в рейку.
Приступаем к работе
Для начала понадобится разобрать кожух руля и снять стопорный болт с обратной резьбой. Регулировка по высоте выполняется при помощи специального кронштейна. В заводской комплектации ширина отверстия для кронштейна небольшая, чем и объясняется маленький ход регулировки руля.
При отсутствии данного ограничения для кронштейна, можно опустить руль вплоть до самого сиденья.
Для того чтобы максимально опустить руль, не вмешиваясь в механику и не используя болгарку, вам понадобятся несколько шайб, подходящих по размеру под болт крепления кронштейна.
Подкладываем шайбы под основной кронштейн, в зависимости от того, насколько вам нужно опустить руль. Для этого придётся сначала открутить две передние гайки. Особое внимание следует обратить на то, что откручиваются именно передние гайки, если открутить задние, то кронштейн может отвалиться от руля, и придётся потратить дополнительное время на то чтобы установить его обратно. Если нужно опустить руль совсем низко, то можно подложить несколько шайб и под второй кронштейн.
После того как желаемый уровень руля достигнут, собираем всё в обратном порядке и устанавливаем на место кожух руля.
Недостатком такого способа будет то, что опущенный руль будет частично закрывать панель приборов, что снизит обзор, однако полученный комфорт во время вождения сполна перекроет этот недостаток. Кроме того можно отрегулировать сиденье, возможно это поможет решить проблему.
При желании более кардинальных изменений можно либо самостоятельно увеличить прорези для кронштейна руля, но для этого понадобится болгарка и некоторые навыки, так как действовать нужно очень осторожно. Либо можно просто обратиться в автосервис, где этим займутся специалисты.
Некоторые автовладельцы предлагают просто покупать рулевую колонку полностью, с изначально качественным механизмом регулирования, но для этого понадобится очень хорошее знание всех параметров механизма либо придётся привлекать к работе дорогостоящих профессионалов. Можно также заменять обычный руль на спортивный также со всем механизмом полностью, и уже изначально его устанавливать индивидуально под себя.
Реечный рулевой механизм
Если говорить в целом о рулевом механизме Лады Гранта, то следует отметить такие его основные характеристики и особенности.
- Рулевая колонка предусматривает возможность регулировки наклона руля. А сам руль имеет возможность блокироваться за счет установки антиповоротного устройства, связанного с замком зажигания.
- Рулевой механизм установлен реечного типа, где имеется возможность изменения передаточного отношения в разных режимах работы.
- Механизм преимущественно оборудуется электроусилителем руля.
- Электроусилитель оснащен блоком, который позволяет проводить самостоятельную диагностику технического состояния устройства, а в случае необходимости исключить усилитель из работы.
Принципиальная схема устройства рулевого управления Лады Гранта достаточно проста. Механизм типа шестерня-рейка закреплен в моторном отделе на специальном щите через резиновые опоры. Надежность крепления обеспечивают приваренные к кузову болты. Рулевой привод обеспечивается через две отдельные рулевые тяги, которые взаимодействуют с поворотными рычагами стоек передних колес.
Надежность зацепления зубчатой пары с одной стороны обеспечивает специальный зазор, выставляемый в заводских условиях. С другой стороны точность зацепления поддерживает пружинный упор, который прижимает саму рейку к зубьям шестерни.
Вышеуказанный зазор в нормальных условиях составляет 0,1 мм, однако в процессе эксплуатации может нарушаться вследствие износа отдельных деталей. Таким образом, одной из основных причин, почему появился посторонний стук в рулевом механизме, является нарушение установленного зазора зубчатого зацепления. Следует отметить и другие неисправности, которые могут привести к тому, что в автомобиле появится неприятный стук:
- ослабление крепления самой рулевой рейки на крепежных болтах;
- ослабление крепления в шаровом шарнире рулевых тяг;
- износ или разрушение зубьев механической передачи.
Снятие рулевого механизма
Если стук все-таки появился, то владельцу авто предстоит произвести демонтаж механизма. Эту работу удобнее и быстрее проводить при нахождении средства передвижения на подъемнике. Для проведения работ потребуется необходимый инструмент, к которому в этом случае относят:
- торцевой ключ или головку с воротком на 13;
- плоскую отвертку;
- прочный нож;
- специальный ключ на 24 для рулевой рейки;
- шестигранник на 6 с воротком.
Перед началом проведения работ аккумуляторную батарею отсоединяют, тем самым принимая необходимые меры безопасности. На первоначальном этапе нужно предварительно ослабить болты крепления передних колес. Сами колеса следует оставить в положении «прямо» перед поднятием автомобиля на подъемник. Дальше разъединяют карданный вал рулевого колеса от вала приводной шестерни реечного механизма.
Эту работу проводят из салона. Поэтому автомобиль не поднимают высоко. Теперь можно высвободить поворотные тяги, открутив их от поворотных рычагов. И как только эта работа будет проведена, можно приступать к демонтажу рулевого механизма. Ключом на 13 откручивают гайки его крепления и снимают крепежные хомуты.
Рулевой механизм снимают вместе с отсоединенными рулевыми тягами. Следующим этапом проведения ремонтных работ является разборка снятого устройства. Здесь следует освободить рулевую рейку от всех защитных чехлов, которые надеты на механизм. С этой целью срезают все фиксирующие хомуты, которые впоследствии нужно будет заменить на новые.
Замена рулевой колонки
Необходимость в замене рулевой колонки возникает в случае истирания шлицов в соединительной паре, а реставрации данное соединение не подлежит. Для этого требуется демонтировать данный механизм. Для этой цели необходимо провести разборку рулевой колонки «шохи», которая под силу даже начинающим автомобилистам. Процедура снятия рулевой колонки технологически не представляет особой сложности, однако превентивные мероприятия занимают большой объем времени.
Информация для автолюбителей: при проведении замены рулевой колонки «шестерки» допускается небольшая модернизация этого узла. Возможна установка колонки руля от ВАЗ 2107, конструкция которой усложнена двумя небольшими карданными валами, увеличивающими степень безопасности механизма. Кроме того, дополнительное оснащение системы подшипниками игольчатого типа позволит прикладывать к вращению рулевого колеса значительно меньших усилий.
Требуемая замена рулевой колонки производится в такой последовательности:
- Обесточиваем АКБ и аккуратно снимаем ее с автомобиля и откладываем в сторону, чтобы не мешала работе.
- Демонтируем рулевое колесо и защитное покрытие вала рулевой колонки.
- Отключаем комплекс управления подрулевого назначения и выключатель зажигания.
- Демонтируем крепеж кронштейна, причем возможен такой вариант, что отдельные компоненты крепежа придется снимать с помощью дрели.
- Отвинчиваем болт-стяжку соединения шлицов с механизмом руля.
- Демонтируем уплотнительное крепление вала рулевой колонки, и он вытаскивается в салонное помещение.
Дополнительная информация: окончив ремонт рулевой колонки, необходимо для восстановления требуемых кондиций ходовой части произвести корректировку схода-развала колесной пары. Произвести установку колесной пары под оптимальным углом самостоятельно практически невозможно без специальной регулировочной техники и стендов.
Важно: длительная эксплуатация «шестерки» со шлицевыми соединениями, подвергшиеся повышенному износу, в итоге может создать аварийную ситуацию, опасную для здоровья и жизни водителя и пассажиров. Возможно полное бесконтрольное проворачивание рулевого колеса, и произойти это может на большой скорости. Это очень опасно для жизни!
Это очень опасно для жизни!
Эксплуатация автомобиля в экстремальной среде или на не попадающих под приемлемые нормы покрытиях способствует быстрому расшатыванию рулевой рейки. Особенно это касается моделей ВАЗ серий 2108-2109. Потому деталь приходится периодически поправлять – подтягивать. Когда это уже не помогает нужно выполнить ремонт или полностью заменить рейку. Далее мы расскажем вам в подробностях, как происходит замена рулевой рейки ВАЗ-2109.
Для проведения ремонтных работ вам понадобятся:
- молоток;
- монтировка;
- удлинитель;
- торцевые головки на 10, 13, 22;
- трещоточные рукоятки;
- воротки.
Подготовив все необходимое, запаситесь дополнительно свободным временем и желанием сделать все как нужно, а не спустя рукава, чтобы потом пришлось переделывать или отправлять машину в СТО.
Диагностика, ремонт и обратная сборка
Прежде чем определить, почему возник стук в рулевом управлении, следует разобрать рейку полностью и провести диагностику на предмет износа, разрушения составных деталей и соединений. Разборку проводят в такой очередности. Закрепляют рулевую рейку в тиски, предварительно позаботившись об установке прокладок из мягкого металла или другого материала. Отворачивают гайку крепления трубы картера механизма. Проводят снятие трубки картера. Вынимают фиксаторы крепления втулок трубы и извлекают их.
Выкручивают регулировочную гайку. Здесь нужно использовать специальный ключ на 24, который имеет внешние грани для откручивания. Последовательно извлекают пружину упора рейки, уплотнительное кольцо и упор рейки. Демонтируют крышку картера. После снятия сепаратора подшипника и уплотнительного кольца извлекают рейку. Демонтируют второй элемент пары рулевого механизма — вал-шестерню.
Теперь можно провести диагностику состояния подшипников, уплотнительных колец. После тщательной очистки оценивают износ зубчатых секторов, состояние поверхности рейки, вала. Ведь именно здесь лежит причина, которая и обуславливает появившийся стук. В случае необходимости подбирают нужные детали и проводят их замену.
Перед обратной сборкой все ответственные соединения смазывают специальным составом. Очень часто именно недостаточное количество заложенной смазки приводит к быстрому износу нагруженных деталей, что нарушает ранее установленный зазор. Поэтому даже недавно установленная рейка стучит вновь.
Сборка рулевого механизма проводится в обратной последовательности. Для правильной и легкой установки демонтированных подшипников следует подобрать нужного диаметра обрезки труб, которые помогут правильно установить подшипники на место. Собранный рулевой механизм подлежит обязательной регулировке, поскольку величина зазора тоже может определить, появится ли стук после обратной установки.
Немного теории: конструкция передней подвески
Перед тем, как пытаться устранить любую проблему, возникает стремление заглянуть в чертежи или в руководство по ремонту. Известно, что каталог деталей ВАЗ-2192 содержит следующий объект:
Так выглядит рулевая рейка на чертеже
Останется ли стук в рулевой рейке Калины-2, зависит от следующего: насколько точно будет отрегулирован элемент «14». Регулировочная гайка, обозначенная цифрой «14», здесь выглядит почти незаметно. Но первое впечатление обманчиво. В каталоге, кстати, элемент назван «Гайкой упора».
Теперь перейдём к практике и посмотрим, как выглядит рассматриваемый узел в действительности:
Если рейку демонтировать, она выглядит так
Гайка имеет нестандартную насечку, и вращают её только специнструментом. Кстати, выемка будет закрыта колпачком. В каталоге он обозначен цифрой «15», а теперь, посмотрим на вешний вид спец-ключа:
Ключ для регулировки рейки
Упорную гайку поворачивают на небольшие углы. Речь идёт о значениях 10-15 градусов. Что будет, если с затяжкой рейки переусердствовать? Исчезнет стук, но руль станет вращаться с трудом. Поэтому, если потребуется, гайку можно отвести назад.
Регулировка рейки
Перед тем как устанавливать рейку с тягами обратно, необходимо выполнить выставление зазоров зубчатого соединения. Учитывайте, что упорную гайку лучше сразу заменить на новую. Выставляют рейку в среднее положение, так, как если бы колеса стояли прямо. Для регулировки используют специальный индикаторный механизм часового типа. Начинаем вращение шестерни-вала и замеряем показания индикатора.
Если значение 0,05 мм, то следует завернуть регулировочную гайку на такую же величину. После того как регулировка рулевой рейки будет завершена, проверяют легкость и равномерность перемещения по всей длине хода рейки. При условии, что все сделано точно, следует зафиксировать положение регулировочной гайки, проведя специальное кернение пробойником. Когда выполнены все работы, можно приступать к обратной установке рулевого механизма на Лада Гранта. После того как механизм был установлен обратно на машину, следует еще до начала движения на стоящем автомобиле прокрутить рулевое колесо, проверяя равномерность вращения. Проверку, которая выявит, что отсутствует стук, можно будет произвести только в движении по неровной дороге.
Неисправности рулевого управления, как правило, возникают из-за недостаточно частого профилактического осмотра. Если владелец прозевал появление незначительных подтеков в рулевом механизме, потери целостности защитных чехлов, то вероятность того, что в скором времени в нем появится стук, достаточно велика. Поэтому важно проводить ежегодную диагностику.
Большой люфт рулевого колеса | |
Крепёжные гайки на тягах шаровых ослабли. | Возможно, утерян шплинт. Подтянуть крепление и при необходимости установить шплинт. |
Зазор в тягах шаровых опор слишком большой. | Замена рулевых наконечников Лада Гранта. |
Сайлентблоки шарниров изношены. | Заменить тяги. |
Между рейкой и гайкой слишком большой зазор. | Изношенные элементы подлежат замене, после замены нужно отрегулировать механизм. |
При поворотах руля доносится стук | |
Гайки рулевых тяг ослабли. | Подтянуть крепёжные гайки. |
Между рейкой и гайкой большой зазор. | Заменить изношенные элементы, после замены механизм следует отрегулировать. |
Крепёж рулевого управления ослаб. | Затянуть крепёжные гайки, удерживающие механизм. |
Рулевое колесо вращается слишком туго | |
Неисправен опорный подшипник амортизационной стойки. | Опорный подшипник заменить. |
Опорная втулка изношена, износ упора рейки. | Изношенные элементы надо менять. |
Давление в колёсах слишком низкое. | Подкачать шины до оптимального давления. |
Детали шаровых опор изношены или повреждены. | Заменить элементы. |
Амортизационные стойки или их элементы отработали свой срок. | Ремонт амортизационной стойки или ее замена. |
Подшипники вала износились. | Подшипники вала нужно заменить. |
Электроусилитель управления неисправен. | Замена ЭУР вместе с валом. |
Отзывы
№ | Положительные |
1. | Васильевич, 44года (drive2.ru): диапазона регулировки рулевой колонки по вертикали, по глубине достаточно для комфортного управления, мониторинга показаний приборной панели. |
2. | Владислав, 45 лет (prom.ua): для моего маленького роста (169 см) угла наклона недостаточно. Обратился к официальному дилеру, решили поднять переднее кресло на несколько сантиметров. |
3. | Михалыч, 40 лет (autotoday.com): в отличие от Лада Гранта, Приора, регулировка руля по вылету и обзорность приборной панели на Лада Веста реализована лучше. |
4. | Кирилл Алексеевич, 45 лет (rozetka.ua): один из факторов, по которым выбрал Весту вместо Гранта — это функционал и многогранные настройки. |
5. | Николай, 44 года, (avtoflit.com): мой положительный отзыв об автомобиле. Хорошая модель, множественные настойки, отечественное авто «на высоте». |
6. | Васильевич, 39 лет, (autotoday.com): до Весты была Приора, есть с чем сравнивать. Доработали модель, намного шире функционал. |
7. | Дмитриевич, 44 года, (drive2.ru): сам купил модель Лады и другим советую. Это уже не те сырые модели, что были несколько лет назад, инженеры учли множественные замечания владельцев. |
Отрицательные | |
8. | Сергей, 30 лет (prom.ua): мне штатных настроек недостаточно, приходится использовать прослойку из поролона. Товарищи посоветовали приподнять переднее кресло на пару сантиметров. |
9. | Семенович, 35 лет, (avtoflit.com): уже не рад, что приобрел модель, после года активной эксплуатации начала сыпаться. Нужно было брать Гранту, товарищи рекомендовали. |
10. | Санек, 33 года, (drive2.ru): штатной подсветки недостаточно для считывания показаний приборов на солнце. В добавок еще ограниченный ход рулевой колонки. |
11. | Сергей Васильевич, 42 года, (autotoday.com): у меня рост свыше 200 см. Диапазона регулировок недостаточно. Обратился в СТО, мастера сказали, что ничем помочь не могут. |
Читать дальше: Как снять тормозной барабан на рено сандеро