Тормозная жидкость в «Тойоте»: где находится бачок и как заменить


Начнем с того, что поменять тормозную жидкость в автомобиле не сложно. Главное чтобы было желание и определенные знания, ведь своевременная замена тормозной жидкости, без преувеличения, может сохранить Вашу жизнь.

Поменять тормозную может каждый, а вот когда ее менять, и почему установлены такие сроки, знает не каждый водитель, а желательно это знать.

Если у Вас отечественный автомобиль, то менять тормозную жидкость обязательно необходимо через 40 – 60 тыс. км пробега, в зависимости от марки авто, или через два года эксплуатации автомобиля.

Если иномарка, то эти показатели, как правило, уменьшаются, тут нужно смотреть в руководстве по эксплуатации отдельной модели.

Такие сроки замены тормозной жидкости обусловлены тем, что тормозная жидкость в ходе эксплуатации тормозной системы автомобиля испытывает на себе очень большие нагрузки, в результате которых ее температура может подниматься до 150 градусов, а иногда и до 200 градусов.

Безусловно, в зависимости от марки, любая современная тормозная жидкость, когда она еще свежая, способна выдержать такие нагрузки и не закипает. Но со временем ее температура кипения уменьшается, что ухудшает работу тормозной системы, а иногда приводит к ее отказу.

Это происходит потому, что тормозная жидкость гигроскопична и постоянно поглощает влагу, а вода, как известно, имеет меньшую температуру закипания, в результате чего при торможении образуются паровые пробки в системе, педаль проваливается, эффективность торможения снижается.

Поэтому менять тормозную жидкость нужно регулярно и обязательно.

Итак, переходим к главному вопросу, как же поменять тормозную жидкость.

В первую очередь выясните, какая у вашего автомобиля схема контуров, параллельная или диагональная.

Если параллельная, то порядок замены ТЖ будет такой:

  1. Правое заднее колеса;
  2. Левое заднее колесо;;
  3. Левое переднее колеса;
  4. Правое переднее колесо.

Если диагональная схема, то последовательность немного другая. Об этом дальше.

  • Узнайте, какой марки жидкость залита в вашу систему. Хотя и допустимо смешивание ряда марок, все же лучше, если замена тормозной жидкости будет производиться той же марки, что и залита.
  • Покупает ТЖ не менее 1 литра.
  • Подготавливаем прозрачный шланг, нужного диаметра, чтобы он с трудом одевался на штуцер прокачки воздуха.
  • Подготавливаем ключ на 8 или на 10, тут уж разобраться не сложно.
  • Подготавливаем емкость, куда будет сливаться старая ТЖ.
  • Соответственно, ветошь, перчатки.
  • Желательно загнать автомобиль на смотровую яму или поднять подъемником.
  • Не забудьте про напарника. Работы нужно выполнять вдвоем. Кстати, можно тормоза прокачать без помощника.

Можно конечно и одному менять тормозную жидкость, но это крайне неудобно, и занимает много времени.

Описание тормозной жидкости

Тормозная жидкость – один из важных элементов в тормозной системе автомобиля. Именно она передает силу нажатия на педаль тормоза через главный тормозной цилиндр к суппортам, которые оказывают давление на колодки и останавливают авто.

Большинство жидкостей могут сжиматься, поэтому невозможно передать давление от педали на колеса с помощью обычной воды. Химический состав «тормозухи» позволяет проводить давление примерно так, как проводится электроэнергия по проводам.

Тормозная система всегда должна работать в полном объеме и не имеет права на отказ. Поэтому жидкость должна отвечать следующим параметрам:

  • Не замерзать при сильном охлаждении.
  • Сохранять химические свойства состава на долгое время.
  • Не оказывать влияние на тормозные шланги, манжеты и другие резиновые детали.
  • Иметь очищающие и смазывающие свойства, которые необходимы для работы подвижных элементов системы.
  • Иметь высокую точку кипения.

Главным недостатком всех тормозных жидкостей является высокая гигроскопичность. Лабораторные результаты показывают, что состав за пару лет впитывает из воздуха примерно 3 % воды. Это пагубно влияет на точку кипения и существенно снижает стойкость к охлаждению.

Точка кипения – важный параметр. Дело в том, что при работе все компоненты сильно нагреваются, в том числе и жидкость. При нагреве выделяются мелкие пузырьки, которые препятствуют передаче давления от педали тормоза до колес. В случае образования пузырьков тормоза могут полностью отказать, а педаль просто зажмется до упора. Температура работы хорошей жидкости варьируется от -50 до +350 градусов по Цельсию.

Прокачка тормозов

Для этого вам понадобится помощник. Порядок прокачки тормозов такой же, как при сливе или заливке тормозной жидкости. Попросите помощника 4 раза плавно и до упора нажать и отпустить педаль газа, затем нажать еще раз и не отпускать без вашей команды. После того как помощник нажал педаль в пятый раз, откручивайте клапан прокачки и наблюдайте, выходит жидкость с пузырьками или нет.

Для этого удобно опустить шланг на 1-2 см в тормозную жидкость, налитую в прозрачную емкость. Если после 5-7 раз пузырьки воздуха не появились, приступайте к следующему колесу. Не забывайте после прокачки каждого колеса доливать тормозную жидкость. Если в процессе замены жидкости или прокачки тормозов жидкость попала на тормозные колодки, выкатите автомобиль с ямы, эстакады или подъемника и промойте колодки струей воды.

Как определить, нужно ли менять жидкость?

В случае если педаль тормоза сильно проваливается при движении по горным серпантинам или после затяжных торможений, то это признак большого количества влаги в системе.

Также ярким показателем может служить тугая педаль тормоза при торможении в зимнее время. Например, если при движении по трассе в -15 градусов педаль стала туже, чем обычно, то стоит запланировать замену жидкости.

Тормозная жидкость «Тойота» обладает отличными смазывающими и отмывающими свойствами, поэтому со временем можно наблюдать помутнение состава в бачке под капотом. В случае покупки автомобиля с пробегом и обнаружения мутной субстанции в бачке состав лучше немедленно заменить.

Также существуют специальные приборы для замера содержания воды. Стоят такие приборы недорого и по внешнему виду напоминают шариковую ручку, только со встроенными светодиодами или даже дисплеем. Для проверки нужно окунуть носик прибора в бачок, дождаться сигнала и посмотреть количество воды в системе. Если процент содержания влаги больше 3-4, то жидкость требуется немедленно заменить. Тормозная жидкость «Тойота» набирает большое количество воды всего за пару лет.

Зачем нужна замена

Тормазуха представляет собой гидравлический раствор, которая с течением времени могут потерять свои изначальные свойства. Плюс не редко возникают проблемы с самой системой торможения.


Разновидности

Утрата изначального качества, исходных характеристик тормозной жидкости вызывается длительной эксплуатацией при повышенных нагрузках на тормозную систему.

Происходит это следующим образом — при торможении раствор сжимается, теряется вязкость, его консистенция становится более жидкой. Кроме того, ТЖ гигроскопична, то есть в течение эксплуатационного периода насыщается влагой, водой. Как результат, температура кипения раствора снижается, жидкость теряет свои свойства.

Не забываем про механические повреждения и неисправности, которые возникают в тормозной системе. Они также предполагают обязательную замену гидравлического раствора. Дефекты приводят к протечкам, поступлению воздуха внутрь системы. Воздушные пробки недопустимы, поскольку из-за них тормоза теряют свою эффективность.

Периодичность замены

Многие автовладельцы уверены в том, что необходимость замены тормозной жидкости – это рекламный ход автосервисов с целью наживы. Ведь система работает в замкнутом контуре и не сообщается с воздухом или влагой. Это неверная позиция и очень опасное заблуждение.

Замена тормозной жидкости на «Тойоте» требуется раз в два года или через каждые 20 000 километров пробега, смотря, что наступит раньше. В климате с большой влажностью лучше вообще сократить сроки замены вдвое.

Своевременная замена рабочего состава обеспечит полноценную работу тормозной системы и исключит появление ржавчины и загрязнений внутри контура.

Что нужно знать:

  1. Тормозную жидкость нужно использовать только ту, на которую указывает авто производственная фирма.
  2. При доливке нужно использовать только новую жидкость и только ту, которая соответствует прежней. Ни в коем случае не заливайте жидкость, которая ранее уже использовалась, так как в ней будут иметься разного рода загрязнения, примеси и окиси.
  3. При работе с данной жидкостью нужно вести себя очень внимательно и осторожно, так как она очень токсичная. Никогда не пытайтесь отсасывать тормозную жидкость ртом. Храните её только в ёмкости, исключая всеобщий доступ к ней. При работе с ней, надо всегда иметь под рукой чистые тряпки, так как при попадании на кузов машины или другие пластиковые детали, может произойти их повреждение. Если, все же, химическая жидкость попала на вышеупомянутые детали, то в таком случае нужно их промыть водой и очистить тряпкой.
  4. Нельзя допускать контакта тормозной жидкости с минеральными маслами. Даже мизерные отпечатки минерального масла могут сделать тормозную жидкость неэффективной и привести к выходу из строя всей тормозной системы. Прокладки и манжетки системы могут быть повреждены, если они взаимодействуют со средствами, которые содержат минеральные масла.
  5. Тряпки, напитанные минеральными маслами, не применяются для очистки элементов системы. Жидкость имеет свойство впитывать влажность из окружающей среды и поэтому всегда должна быть в закрытом состоянии.
  6. Периодичность замены тормозной жидкости – раз в 2-3 года, в независимости от пройдённого километража. Или если автомобиль проехал примерно 50-60 тысяч километров, то также следует её поменять. Замену тормозной жидкости советуют проводить после холодной поры года. Жидкость является продовольствием, которое нельзя выливать или выкидывать вместе с повседневными отходами.

Какую выбрать для «Тойоты»?

В настоящее время производители выпускают несколько типов тормозной жидкости:

  • DOT3;
  • DOT4;
  • DOT5;
  • DOT5.1.

Составы под номерами 3, 4, и 5.1 смешиваются между собой в случае, если необходима доливка. Их химический состав дополнен полигликолями, на упаковке должно быть указано – Hydratic.

Растворы с содержанием силикона (DOT5) имеют обозначение Silicone base и категорически не смешиваются с другими жидкостями. Также стоит понимать, что содержание силикона может нанести урон резиновым изделиям, если они предназначены для DOT4, DOT5.1 или DOT3. Отличие у составов заключается в текучести, вязкости, температуре замерзания и кипения.

Так какую тормозную жидкость заливать в «Тойоту»? На самом деле все просто. В инструкции по эксплуатации или на бачке под капотом всегда указан требуемый состав. Чаще всего – DOT4. Это относится к выбору изделий от сторонних производителей, в случае покупки оригинального состава от Toyota внутри баночки будет необходимая жидкость.

Тест на соответствие заявленной температуре кипения

Я уже говорил, что от этой температуры зависит эффективность тормозов, а точнее, чем температура кипения выше, тем лучше.

В проведении такого эксперимента поможет наша знаменитая плитка. К сожалению, у меня только два термостойких стаканчика, поэтому будут своеобразные соревнования.

Felix DOT-4 и Лукойл DOT- 4

Для теста возьмём жидкости примерно в одной ценовой политике: Felix DOT-4 и Лукойл DOT- 4.

Для того чтобы процесс шел веселее, давайте под стаканчики добавим термопасту.

Обратите внимание, первое образование пузырьков началось уже на 190 градусах. Но на температуре 200 градусов закипели и Felix и Лукойл практически одновременно.

Хотя у Felix заявлено 250, а у Лукойла — 230.

Lux и SINTEC

Следующие — Lux и SINTEC. Посмотрим, как они покажут себя. Активные кипения тормозной жидкости Lux начинаются ещё до 200 градусов. Он у нас выходит из эксперимента.

Остаётся SINTEC. SINTEC начал кипеть на температуре 220 градусов. Очень даже неплохо, но всё равно это меньше, чем заявлено на этикетке.

Как после этого верить производителю?

Castrol и AWM

Следующее испытуемое масло у нас Castrol и AWM. Температура уже больше 200 градусов, а жидкости ещё и не думают кипеть. Это очень радует.

Я переставил термометр, и AWM начал закипать на 220 градусах. В принципе, это неплохо, хотя для его цены не очень.

Castrol закипел на температуре 240 градусов.

Нева DOT-3 и Motul DOT 5.1

И финальный тест — Нева DOT-3 и Motul DOT 5.1. Посмотрим, кто кого. По идее, DOT-3 должен закипать на 180 градусах, а Dot 5.1 — где-то на 270.

Нева начала закипать, но не очень активно на температуре 230 градусов. Как это вообще возможно? Даже Motul уже начал слегка кипеть.

В этом эксперименте однозначно будет лидером Нева.

Сейчас переставим термометр на Motul и посмотрим, какая температура у него. Motul тоже закипел, но на 240 градусах, то есть это у нас почти лидер где-то наравне с Castrol, только Motul 5.1, а Castrol DOT-4. Посмотрим, как он покажет себя в следующих тестах.

Сейчас мы смешаем все наши тормозные жидкости, то есть нальем в одну пробирку в небольших количествах, включая DOT 5.1, DOT-4 и DOT-3.

Этот эксперимент нам наглядно покажет, можно ли доливать какую-то тормозную жидкость либо менять ее методом замещения, если мы не знаем, что у нас было залито.

В жидкости появились какие-то искажения. Это говорит о том, что они налиты не из одной бочки. Попробуем их еще немного нагреть и посмотрим, что будет.

Как видите, никакой реакции, эмульсии и осадка нет. Это говорит о том, что данные классификации тормозной жидкости легко смешиваются.

Где купить жидкость?

Приобрести оригинальный состав от Toyota можно у официального дилера. Заменители стоит искать у официального представителя марки тормозной жидкости в населенном пункте или же обратиться в известные интернет-магазины. Покупка в небольших ларьках или гаражах может привести к замене элементов тормозной системы в результате заливки поддельной продукции.

При выборе состава от стороннего производителя лучше отдать предпочтение:

  • Bosch;
  • TRW;
  • Motul;
  • Castrol;
  • Ate;
  • Liqui Moly.

Все вышеописанные производители отвечают за качество продукции и хорошо зарекомендовали себя на рынке. Также на каждой упаковке имеется защита, по которой можно определить подделку.

Выполнение процедуры в одиночку

При необходимости можно поменять тормозную жидкость, не привлекая к работе помощника. Чтобы создавать в системе небольшое избыточное давление, найдите малый автомобильный компрессор для подкачки шин, подключаемый к прикуривателю.

Выходной шланг компрессора нужно герметично соединить с расширительным бачком следующим способом:

  1. Купите в автомагазине идентичную пластиковую крышку тормозной емкости и воздушный вентиль с золотником, устанавливаемый в колесный диск.
  2. Просверлите отверстие по центру новой (или старой) крышки, вмонтируйте туда воздушный вентиль.
  3. Шприцем вытяните из расширительного резервуара старую жидкость и долейте новую.
  4. Модернизированную пробку накрутите на бачок вместо штатной и подключите к соску воздушный шланг от компрессора.
  5. Включите агрегат буквально на 1 секунду, чтобы он накачал давление не выше 1 Бар. Убедившись, что крышка и вентиль не пропускает воздух, переходите к замене расходного материала.


В данном случае роль помощника станет исполнять компрессор. Ваша задача – открывать/закрывать штуцеры рабочих цилиндров, вовремя подкачивать воздух и доливать тормозную жидкость. В остальном технология замены не отличается от методики подкачки педалью. Главное, не превышайте давление 1 Бар, чтобы пластмассовая емкость не треснула.

По окончании работы сделайте контрольный заезд и убедитесь, что автомобиль четко реагирует на нажатие педали тормоза. Если возникнут провалы, значит, в системе осталась воздушная пробка. Удаление воздуха производится по той же методике: помощник создает в контурах давление способом прокачки, а вы удаляете через вентиль жидкость, пока не перестанут появляться пузырьки (хорошо заметны в прозрачной трубке).

Жидкость, удаленную вместе с пузырьками воздуха, повторно заливать в тормозную систему авто недопустимо. Такой материал быстро напитается влагой и станет непригодным к дальнейшей эксплуатации, вдобавок может спровоцировать образование новой воздушной пробки.

Замена тормозной жидкости – процесс не простой, с множеством нюансов и тонкостей. Овладев ими в полной мере, можно без особого труда производить ремонт своего автомобиля за небольшой промежуток времени.

Где находится бачок?

Тормозная жидкость «Тойота» обладает отличными отмывающими свойствами и начинает темнеть по мере износа. Визуально увидеть состояние состава можно в расширительном бачке под капотом, который находится на щитке между салоном и двигателем со стороны расположения рулевого колеса.

У бачка, как правило, ярко-желтая крышка, находится он на главном тормозном цилиндре, который представляет собой черную округлую деталь, прикрученную к щитку между мотором и салоном.

Проверка и контроль

Чтобы долить или оценить состояние DOT4 на эффективность, нужно открутить крышку бачка. Крышка бывает белого или желтого цвета, в зависимости от марки и модели автомобиля. Стоит обратить внимание на то, что зачастую на крышке бачка находится инструкция. Когда заливается DOT4, желательно следовать указанным инструкциям.

  1. Важно знать и помнить, что для доливки тормозной жидкости надо применять ту же субстанцию, которая уже используется в бачке и во всей тормозной системе. Информация о типе жидкости может быть указана как в справочнике автомобиля, так и на самой крышке бачка, как правило, это DOT4.
  2. Состояние DOT4 определяется двумя способами. Электронным тестером, с помощью которого измеряется температура кипения жидкости. Показатели в пределах 165-175˚С считаются допустимыми для дальнейшей эксплуатации. В этом случае, при пониженном уровне, можно долить недостающее количество состава. А если температура кипения меньше 165˚С – основа пришла в негодность и имеет смысл полная замена содержимого.
  3. В отсутствии тестера судить о структуре тормозной жидкости можно по ее цвету. Свежая качественная жидкость имеет светлый желтоватый цвет.

При долгом использовании DOT4 начинает темнеть, а чем он темнее, тем хуже его, так сказать, добротность.

  1. Прежде чем открывать крышку бачка, ее надо протереть безворсовой чистой тряпкой, таким образом, чтобы в бачок не попала грязь и ворсинки от тряпки. Также нужно проследить, чтоб педаль тормоза не была нажата в момент отрывания крышки, так как DOT4, может выпрыснуть из бачка и попасть на кожу. А это очень опасно, так как эта субстанция очень токсичная и едкая. Она быстро растворяет краску, патрубки, проводы и пагубно действует на кожу. Но если субстанция все-таки пролилась, ее нужно как можно скорее стереть, а кожу тщательно помыть с мылом.

Открыв крышку, можно начинать доливку. Чтобы «тормозуха» не расплескалась во время доливки, можно воспользоваться чистой лейкой.

  1. Доливая DOT4, нужно одновременно следить за метками максимального и минимального уровня. Если метки отсутствуют, то наполнять бачок следует на 2/3 объема.

Как самостоятельно заменить?

Самостоятельная замена не требует особых навыков и специального инструмента. В месте, где находится бачок тормозной жидкости «Тойота», нужно положить ветошь, чтобы случайно не пролить новую жидкость на шланги от двигателя или пластмассовые элементы. Также необходимо заранее купить большой шприц и комплект для системы в аптеке. Силиконовый шланг нужно разрезать на несколько частей. Первую нужно надеть на носик шприца, а вторую — закрепить на откручиваемый штуцер суппорта при прокачке тормозов.

Для прокачки тормозов нужно снять колесо, чтобы добраться до штуцера, который находится сверху на суппорте. Очередность можно посмотреть в мануале или просто двигаться от дальнего колеса от главного тормозного цилиндра к ближнему. Например, при левостороннем расположении руля порядок прокачки такой:

  1. Правый задний суппорт.
  2. Левый задний суппорт.
  3. Правый передний суппорт.
  4. Левый передний суппорт.

При правостороннем расположении рулевого колеса:

  1. Задний левый.
  2. Задний правый.
  3. Передний левый.
  4. Передний правый.

Для замены тормозной жидкости нужно выполнить операции:

  1. Открыть заливную крышку и аккуратно извлечь ситечко из бачка.
  2. Откачать старую жидкость с помощью шприца и силиконового шланга из аптеки.
  3. Налить новый состав до горлышка.
  4. Снять колесо, надеть шланг на штуцер суппорта и опустить его в прозрачную тару.
  5. Помощник, сидящий в автомобиле, несколько раз качает педаль тормоза и останавливается в зажатом положении.
  6. Во время нажатой педали нужно аккуратно открутить штуцер, жидкость начнет вытекать по шлангу в тару, а педаль тормоза резко упадет до пола.
  7. Немедленно закрутить штуцер (помощник должен удерживать педаль тормоза до тех пор, пока не будет закручен штуцер).
  8. Повторять 5-й, 6-й, 7-й пункты до тех пор, пока из суппорта не потечет чистая жидкость.
  9. Завершить прокачку остальных суппортов.

Во время работы следует обращать внимание на наличие новой жидкости в бачке под капотом. В противном случае в систему попадет воздух, и всю процедуру нужно будет начинать заново.

После окончания работ нужно убедиться, что педаль тормоза жесткая, отсутствуют подтеки жидкости на суппортах, а в бачке выставлен уровень MAX.

Подготовка к замене тормозной жидкости своими руками

В некоторых современных автомобилях со сложными «навороченными» системами ABS, ESP и SBC заменить тормозную жидкость проще на специализированном автосервисе. Это займет немного времени (около 30 мин), система не будет завоздушена, да и цена в пределах 1000 руб. не так страшна.

Для тех, кто любит экономить, а также при отсутствии доверия к сотрудникам СТО, придется заняться заменой тормозной жидкости своими руками. Для работы понадобится несколько инструментов, приспособлений и материалов:

  • мягкая прозрачная трубочка, внутренний диаметр которой соответствует внешнему диаметру спускного штуцера на колесном цилиндре;
  • рожковый или накидной ключ для откручивания «спускника»;
  • емкость для сбора отработанной «тормозухи»;
  • новая жидкость;
  • надежный помощник.

Работу лучше выполнять на смотровой яме или на эстакаде. Если подобраться к спускным штуцерам снизу возможно с ключом и трубкой, то колеса снимать не обязательно. В противном случае понадобится домкрат и баллонный ключ, а также придется потратить лишнее время на демонтаж и монтаж колес.

Один человек опускается под автомобиль с ключом, шлангом и емкостью. Второй – удобно усаживается за руль машины. Между напарниками должна быть постоянная голосовая связь.

Последовательность работы зависит от типа тормозной системы автомобиля.

  • При диагональной схеме контуров прокачивается сначала заднее правое колесо, затем переднее левое, заднее левое и, наконец, переднее правое.
  • Для прокачки параллельной системы начинать нужно с правого заднего колеса, перемещаясь последовательно к заднему левому, правому переднему и левому переднему колесам.

Сколько стоит заменить в мастерской?

Как заменить тормозную жидкость «Тойота», знают немногие автовладельцы. А при виде инструкции и вовсе отказываются самостоятельно проводить работы.

На самом деле процедура замены очень простая и занимает всего около часа времени. Стоимость одного литра тормозной жидкости начинается от 400 рублей. Тормозная жидкость «Тойота» обойдется от 1500 рублей.

В случае замены на станции придется дополнительно оплатить работу. У официального дилера такая процедура может стоить от 4000 рублей + материалы, а в автосервисе попросят от 1500 рублей + материалы. В случае самостоятельной замены потребуется только канистра с новой жидкостью, шприц и шланги от системы из аптеки.

Требуемые для снятия бачка инструменты

Для того чтобы снять бачок на автомобиле, требуются инструменты из таблицы ниже.

Таблица — Инструменты для снятия бачка тормозной жидкости

НазваниеПримечание
ШприцМожно заменить резиновой грушей
ШлангочкаДлиной 20-50 см
ТараДля слива тормозухи
ОтверткаС плоским и крестовым лезвием
Гаечный ключМожет потребоваться в редких случаях. Его размер зависит от крепления бачка на конкретной модели автомобиля.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]