Цвет выхлопных газов во время запуска двигателя и в процессе его дальнейшей работы является своеобразным индикатором состояния силового агрегата и систем. Различные неполадки могут приводить к тому, что двигатель дымит белым, черным, синим или сизым выхлопом. Как правило, на исправном моторе водители кратковременно наблюдают только белый дым при запуске дизельного двигателя или бензинового ДВС.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что может стучать, свистеть или скрежетать в двигателе и подкапотном пространстве во время запуска мотора. Из этой статьи вы узнаете об основных возможных причинах появления посторонних шумов и звуков под капотом.
Отметим, что данное явление в ряде случаев не является неисправностью, особенно когда указанное дымообразование после прогрева ДВС становится менее интенсивным или полностью исчезает. Если же при запуске двигателя идет синий дым или водитель замечает черный дым при запуске холодного двигателя, тогда это является поводом для проверки силового агрегата.
В этой статье мы поговорим о том, по каким причинам может появляться черный дым при запуске двигателя в мороз, на что указывает сизый дым при запуске холодного двигателя, а также почему при запуске двигателя идет белый дым.
Что значит черный дым из выхлопной трубы бензинового двигателя
Автомобильные выбросы из глушителя отравляют окружающую среду – это проблема мирового масштаба. Производители, заботясь об экологии, добиваются очистки выхлопов до соединения азота с углекислым газом и водяным паром.
Идеальный вариант возможен только при исправности силового агрегата, систем зажигания, топливоподачи или охлаждения. Черный дым из выхлопной трубы бензинового двигателя сигнализирует о поломках мотора или вспомогательных модулей. А потому появление симптома требует проверки и ремонта узлов ходовой части авто.
Копоть из трубы в карбюраторном авто
Перейдем к авто с карбюраторной системой питания, примером будет модель ВАЗ-2106.
При запуске двигателя у этого авто черного дыма наблюдаться не должно, а вот дым белого цвета – явление нормальное, но в некоторых ситуациях тоже небезопасное.
Если же из трубы выходят выхлопные газы черного цвета – это первый признак того, что нарушены регулировки карбюратора, в частности, сбито положение винтов количества и качества.
Из-за этого карбюратор дозирует больше топлива, чем надо.
Опять же причиной может стать засоренный воздушный фильтр, однако, на карбюраторных системах это будет скорее дополнительной проблемой.
Износ цилиндропоршневой группы – одна из самых частых причин выхлопных газов черного цвета. При износе масло попадает в цилиндры – отсюда и дым.
Нарушение фаз газораспределения в куче с поздним зажиганием тоже может стать источником проблемы.
Почему идет черный дым из выхлопной трубы
В правильно настроенных цилиндрах ДВС топливовоздушная смесь выгорает полностью. Когда из выхлопной трубы бензинового двигателя идет черный дым, это означает, что в выбросах появилась сажа – плотные частички несгоревших углеводородов. Копоть хорошо заметна на свежевыпавшем снегу и стенках выпускного тракта.
На высоких оборотах
Появление угольно-темного задымления на прогретом моторе связано с переобогащенной топливной смесью в камерах сгорания. Первым под подозрение попадает воздушный фильтр (ВФ), теряющий свою пропускную способность из-за скопившейся грязи.
Черный дым из выхлопной трубы на бензине на высоких оборотах появляется также по причине неисправной топливной помпы. Нелишним будет проверить систему зажигания и датчик кислорода – лямбда-зонд.
Интенсивный черный дым
При запуске автомобиля
На прогреве двигателя, особенно в мороз, небольшие облачка из выпускного тракта не должны настораживать: в рабочей смеси для цилиндров еще не восстановилась пропорция воздуха с бензином. И топливо не успевает сгорать, оседая хлопьями сажи.
Но если кратковременное явление не исчезло в движении, обратите внимание на следующие элементы и системы:
- маслосъемные колпачки;
- датчики двигателя;
- качество горючего;
- масляный фильтр.
Возможно, частично западают детали поршневой группы.
При разгазовке
При энергичном нажатии на педаль акселератора происходит резкий впрыск в рабочие камеры топливной смеси – невыгоревшей, и потому выбрасываемой на улицу.
Регулировки требуют:
- Вышедший из строя датчик кислорода.
- Создающий излишнее давление топливный насос.
- Забитый отложениями ВФ.
На новых моторах сразу после перегазовки черноватый след исчезает.
Чтобы сохранить ресурс работы двигателя…
Как бы то ни было, следует четко знать, что черный выхлоп опасен не тем, что портит экологию (из глушителя вылетает сажа, воняет бензином), но и нарушает нормальную работу двигателя, ведет к повышенному расходу топлива и понижает коэффициент полезного действия его работы. Всегда следует помнить, что частички скоксовавшегося топлива не только вылетают из глушителя, но и попадают в поршневую группу, становясь абразивом и в ускоренном темпе изнашивая отполированную (в идеале — как зеркало) рабочую поверхность гильз, поршней и уплотнительных колец.
Это может привести к ощутимому падению ресурса работы двигателя, и вместо положенных, скажем, по паспортным данным, 500 тысяч километров пробега (современные автомобили рассчитаны приблизительно на такой ресурс) до ремонта, двигатель проработает на порядок меньше. Вот чем опасен черный выхлоп из глушителя двигателя в первую очередь.
Что еще стоит почитать
Подогрев масла в картере
Выхлопная система
Чем промыть сажевый фильтр
Датчик температуры сажевого фильтра
Причины черного дыма в зависимости от типа двигателя
Моторы автомобилей работают на бензине (карбюраторные и инжекторные конструкции) и дизеле. Агрегаты различаются способом впрыска топлива в камеры сгорания, поэтому и причины черного дыма из глушителя иные.
Карбюратор
Старый добрый (и полузабытый) карбюратор встречается на мопедах, мотоциклах, мотоблоках, скутерах, «Газелях» ранних годов выпуска. Важное условие работы простой и надежной конструкции с моновпрыском – правильный стехиометрический состав. Это соотношение топлива и воздуха, в норме составляющее 1 к 15.
Но баланс может быть нарушен по ряду обстоятельств:
- в воздушные жиклеры попал мусор;
- в поплавковой камере появился избыток топлива;
- с дроссельными заслонками возникли проблемы механического характера;
- выпали эмульсионные трубки;
- нарушилась работа элементов, дозирующих бензин.
Обедненная, равно как и богатая смесь дает ядовитый черный дым из выхлопной трубы карбюраторного бензинового двигателя. В этом случае агрегат нужно разобрать, промыть, отремонтировать. Для восстановления работоспособности достаточно простого слесарного набора инструментов.
Черный дым на холостых оборотах
Инжектор
В машинах с точечной подачей горючего в цилиндры (к примеру, «Мерседесах», «Фордах») проблема присутствует в полном объеме. Причин черного дыма из выхлопной трубы инжекторного бензинового двигателя много. А диагностика затруднена сложностью механизма.
Проблемы с форсунками
Электромеханические устройства располагаются перед впускным клапаном. Один из элементов топливной форсунки – распылитель. Когда он изнашивается, происходит «перелив» топлива, в результате чего из глушителя валит густой черный дым.
Неисправные датчики
Инжектор изобилует датчиками. Сенсоры контролируют:
- расход воздуха;
- температуру двигателя;
- положение коленвала и дроссельной заслонки;
- детонацию и фазы.
Работа контроллеров по разным причинам сбивается, тогда элементы передают в ЭБУ искаженную информацию. Блок формирует неправильные команды исполнительным механизмам: мотор начинает коптить.
Топливный насос
Бензонасос (БН) в инжекторной системе питания – едва ли не важнейший компонент. Однако помпа может создавать излишнее давление, хотя ее регулятор считают достаточно надежным. Результатом нарушения будут сажевые выбросы из глушителя.
Дизель
Когда тяжело груженный «КамАЗ» дымит, поднимаясь в гору, картина никого не удивляет. Но на дизтопливе работают и также стреляют токсичными продуктами сгорания и легковушки: «Фольксваген Пассат», «Хендай Соната», «Киа Рио», «Нива Шевроле». Выбросы могут многое рассказать о состоянии агрегатов авто.
Сажевые фильтры
Ячеистая структура дизельных сажевых фильтров улавливает твердые частицы продуктов сгорания размером от 10 нм до 1 мкм. Фильтрующие элементы в паре располагают за катализаторами. Либо встраивают непосредственно в металлический корпус устройства нейтрализации выхлопных газов.
Сажевые фильтры
На сажевых фильтрах находятся сенсоры дифференциального давления и температуры, следящие за степенью загрязненности элементов и передающие сведения в ЭБУ двигателем.
Чистые фильтроэлементы пропускают в атмосферу всего 0,1% вредных соединений. Сажевые фильтры неремонтопригодные, поэтому при критическом загрязнении расходники подлежат замене.
Насос высокого давления
В топливном насосе высокого давления (ТНВД) может выйти из строя датчик оборотов либо будет наблюдаться утечка дизтоплива. Давление в помпе должно составлять 300 кг/см2, в чем можно убедиться с помощью тестера RB-4802 или другого аналогичного прибора. В плунжерные пары устройства часто попадает вода, тогда при запуске мотора насос заклинит.
Неисправность ТНВД сопровождается не только черным хвостом сзади автомобиля, но и повышенным расходом горючего, перегревом двигателя, посторонним шумом силовой установки.
Угол опережения зажигания
Топливовоздушная смесь в дизелях воспламеняется от контакта с нагретым в результате сжатия воздухом в рабочих камерах. Солярка подается в цилиндры в точно рассчитанный момент в конце такта сжатия.
Если угол зажигания выставлен некорректно, впрыск горючего произойдет несвоевременно. Об неэффективном сгорании солярки предупредит темная завеса, которой автомобиль окутает участников дорожного движения.
Турбированные двигатели
Агрегатный наддув воздуха, повышающий мощность двигателя при неизменных объемах цилиндров, вносит свою лепту в возникновение задымления угольного цвета. Процесс, кроме того, сопровождается и характерным свистом.
Ищите и устраняйте засоры в воздуховодах, исследуйте впускной тракт и выпускной коллектор: возможно, здесь будет обнаружена протечка.
Выпускной тракт
Рев, металлический стук, дребезжание из-под днища машины кричат о поломках выпускного тракта дизельного ДВС.
Дефекты коллектора делят на три группы:
- Механические, полученные в моменты наезда на препятствия, встречи с бордюрами. На деформированных трубах появляются трещины, места изломов прогорают.
- Коррозийные, появляющиеся от влаги, реагентов, конденсата. Металлические части выхлопного тракта ржавеют и разрушаются.
- Эксплуатационные, вызванные естественными процессами старения.
Когда коллектор отслужил свое, дымить будет при пуске, разгоне и замедлении автомобиля: твердые частички углерода не встретят препятствий в своем продвижении на улицу.
Как избавиться от черного выхлопа
Карбюраторные неисправности…
Как же с ним справиться? Как устранить неисправность в системе подачи топлива и наладить процесс создания обогащенной горючей смеси, в которой воздух и распыленное топливо содержались бы в нужных для нормальной работы мотора пропорциях? На самом деле нужно поискать истинную причину неисправности. Как уже было сказано, это может быть (если речь идет о карбюраторном двигателе) забитый воздушный фильтр, который не пропускает в систему достаточного количества воздуха. Черный выхлоп из глушителя может быть последствием забитого отверстия в жиклере, через который не поступает воздух, или же причина может крыться в чрезмерной подаче бензина (если неправильно отрегулирована поплавковая камера, и уровень топлива в карбюраторе зашкаливает).
…инжекторные и дизельные…
В случае если имеем дело с инжекторным впрыском, черный выхлоп из глушителя может свидетельствовать также и о неисправности датчиков расхода топлива (эти узлы сами по себе призваны регулировать количество поступающего воздуха в соответствии с заданной нормой). Или же о том, что негерметичны форсунки, что, кстати, может быть весьма актуальным и в том случае, когда черный выхлоп из глушителя наблюдается при работе дизеля.
Хотя с дизелем, конечно, существуют определенные нюансы. При холодном пуске черный выхлоп будет наблюдаться в любом случае. Более того, холодный пуск для дизеля — нешуточное испытание. Недаром в современных автомобилях, оснащенных дизельным двигателем, всегда предусмотрена система предварительного подогрева. Но даже и она не спасает от выхлопа на начальных стадиях работы запущенного в холодном состоянии мотора.
Что делать и как устранить черный дым из выхлопной трубы
Начинающему водителю, заметившему черный дым из выхлопной трубы карбюраторного или инжекторного бензинового двигателя, стоит обратиться в автомастерскую.
Самостоятельно можно предпринять следующее:
- заправьтесь на другой АЗС, если сомневаетесь в качестве горючего;
- замените топливный и воздушный фильтры;
- очистите электронику инжектора бензином со специальными моющими добавками;
- проверьте работу форсунок и карбюратора;
- понаблюдайте за давлением в камерах сгорания, сравните полученные данные с номинальным значением;
- не забывайте о сажевых фильтрах дизельных моторов: меняйте элементы каждые 15-30 тыс. км на спидометре.
Следите за собственной манерой вождения: экстремальный стиль с резкими стартами и частыми торможениями на высоких оборотах не дает топливу эффективно выгорать.
Дизельный двигатель
Итак, при работе дизельного мотора из трубы идет дым черного цвета. Если двигатель только запушен – все нормально. Силовая установка не прогрета, воздух поступает в цилиндры холодный, из-за чего его смешивание с топливом неполное и часть топлива попросту обугливается.
Как только в цилиндрах повысится температура – сгорание должно стать полным и данное явление исчезнет.
При значительной нагрузке в цилиндры дизеля полается большое количество топлива, которое не всегда успевает сгореть, поэтому двигатель «коптит». Но при средних нагрузках черный выхлоп должен отсутствовать.
Если же дизель выпускает такие выхлопные газы постоянно, то следует искать источник неисправности.
Часто причиной является недостаточная подача воздуха в цилиндры. Из-за этого получается переобогащенная топливом горючая смесь, которая и дает результат в виде черного дыма.
А виной этому является сильно загрязненный воздушный фильтр.
Неправильное функционирование узлов и механизмов газораспределения тоже может стать источником появления черных выхлопных газов. Нарушенные фазы газораспределения в первую очередь не дают возможности в полной мере подать нужное количество воздуха, отсюда и сильно обогащение смеси.
Качественное сгорание топливной смеси возможно только при хорошей компрессии, ведь в этом двигателе смесь воспламеняется от сжатия.
Сильный износ цилиндропоршневой группы (ЦПГ) запросто может привести к постоянному дымлению двигателя.
К тому же из-за износа ЦПГ часть масла будет попадать в камеры сгорания, что только добавит «копоти».
В дизеле также такой эффект может вызвать и неправильный момент впрыска дизтоплива относительно положения поршня так называемый угол подачи топлива.
Турбокомпрессор и причины появления сизого дыма
Если автомобиль оснащен турбокомпрессором, то выход густого сизого дыма может быть обусловлен его неудовлетворительным состоянием. В результате неисправности этого агрегата происходит утечка моторного масла, предназначенного для смазки подшипников турбины. Смазочное веществопроникает в пусковую систему мотора.
В процессе сгорания масла турбокомпрессора образуется густой сизый дым, наносящий непоправимый вред атмосфере.
Для диагностики турбины необходимо произвести следующие действия:
- Отсоединить турбину от двигателя.
- Проверить наличие накоплений масла внутри воздуховода.
Скопление большого количества масла в воздуховоде и турбине является серьезным дефектом. При обнаружении подобной ситуации необходимо незамедлительно обратиться за квалифицированной помощью в сервисный центр.