Летом в городах и за их пределами часто можно увидеть «закипевшие» автомобили. Нередко оказывается, что двигатель начал стучать из-за забитого радиатора или вышедшей из строя помпы. В этом случае можно только посочувствовать человеку, которому предстоит выложить приличную сумму за ремонт мотора только потому, что он забыл, что необходимо вовремя менять антифриз в машине. В этой статье мы расскажем о том, когда стоит это делать и какие «тревожные звоночки» могут предупредить вас о риске.
Характерные проблемы
Некоторые начинающие автомобилисты считают, что страшилки, связанные с несвоевременной заменой антифриза в машине, – это маркетинговый ход производителей. Да, если заливать хладагент с небольшой задержкой, риски «словить клина» будут минимальны. Но есть и другие вполне реальные проблемы, о которых многие не догадываются. Мы выделили характерные негативные факторы, которые проявляются при несвоевременной замене антифриза.
1. Перегрев, мешающий нормальной работе ДВС
Нормальная температура работы двигателя колеблется в пределах 85–90 °С. Именно на этот диапазон рассчитаны зазоры и материалы силового агрегата. Перегрев приводит к падению мощности при одновременном увеличении расхода топлива. Недостаточное охлаждение деформирует кольца и цилиндры. Увеличение зазоров приводит к попаданию отработанных газов в масло или смазки в выхлопной коллектор. Если ДВС регулярно работает с превышением нормативного температурного режима, то его ресурс сокращается примерно в 2–3 раза.
2. Коррозионное воздействие
В составе охлаждающей жидкости присутствует небольшое количество воды (до 5 %). Но сам антифриз отличается высокой гигроскопичностью. Это значит, что даже через контакт с воздухом он способен впитывать влагу. Следовательно, со временем хладагент (а именно вода в его составе) начинает провоцировать окислительные процессы. Коррозия не только разрушает поверхности магистрали и радиатора. Она снижает пропускную способность каналов и увеличивает сопротивление. Коррозионный слой имеет более низкий показатель теплопроводности, что ухудшает эффективность работы системы охлаждения. Все это создает лишнюю нагрузку на двигатель и теплоотводящее оборудование.
3. Выпадение осадка
Эта проблема характерна для антифризов на силикатной основе. Со временем некоторые вещества из их состава выпадают в осадок в виде мельчайших кремниевых частиц. При циркуляции жидкости движение твердых компонентов создает значительный абразивный эффект.
4. Кавитационная эрозия
Под кавитацией понимают естественный процесс образования пузырьков с газами в нагретой жидкости. При схлопывании этих полостей высвобождается значительная энергия, создающая избыточное давление в системе охлаждения автомобиля. Кроме того, лопающиеся пузырьки разрушают металлические поверхности, что приводит к протечкам. В новом антифризе присутствуют специальные присадки, которые минимизируют кавитационные процессы. Но со временем свойства добавок теряются.
5. Заморозка системы
Высокая гигроскопичность антифриза приводит к постоянному увеличению концентрации воды в составе. Это постепенно снижает порог замерзания охлаждающей жидкости. Если вода в системе кристаллизуется, то от расширения страдает бачок, элементы магистрали, радиатор и патрубки.
Теперь точно должны отпасть сомнения в том, что контролировать качество и состояние охлаждающей жидкости надо регулярно.
Вам будет интересно: Как часто нужно доливать антифриз
Полезные рекомендации
Подытожим информацию о замене тосола:
- доливайте ту жидкость, которая уже заправлена в систему — идеальное решение, это рекомендованный производителем состав;
- не ориентируйтесь только на цвет тосола — сам по себе оттенок не может дать полную гарантию того, что антифриз относится к тому или иному типу;
- не перемешивайте составы с разными техническими свойствами — это спровоцирует кавитационные процессы, начнется коррозия металла, что неизбежно приведет к перегреву двигателя.
И обязательно заливайте новую жидкость в бачок как можно медленнее, используя воронку — если струя будет сильной, то в систему попадет воздух.
Заменить антифриз на своем автомобиле сможет каждый водитель, независимо от опыта. С другой стороны, он должен знать, как часто это делать, действовать строго по инструкции, тщательно промывать систему и заправляться рекомендованными составами. В последнее время многие доверяют эту операцию сервисным центрам, так как не имеют достаточного времени для самостоятельных работ.
Как часто менять антифриз в машине
Группа | Срок замены | Пробег |
G11, Тосол | 2 года | 90 тыс. км |
G12, G12+, G12++ | 5 лет | 150 тыс. км |
Multifreeze | до 10 лет | 250 тыс. км |
Этот вопрос задают себе многие автомобилисты. Но универсального правильного ответа для всех случаев не существует. Опытные специалисты даже не советуют полностью полагаться на рекомендации производителя автомобиля. В регламенте указываются усредненные рекомендации, которые не учитывают условия эксплуатации и качество сервисного обслуживания. К примеру, случаются года, когда летом температура воздуха днем продолжительное время держится выше отметки 40 °С. Если в такие периоды автомобиль активно эксплуатируется, то антифриз быстро теряет свои качества. Также имеет значение состояние магистралей системы охлаждения на момент заливки хладагента.
Как часто менять антифриз в машине.
Это зависит от марки автомобиля, так как на этот счет у разных автопроизводителей есть свои рекомендации.
Марка машины | Частота замены антифриза | Особенности |
BMW | через каждые 4 года | |
Ford | раз в 10 лет | |
GM | вообще не требуется менять | |
Hyundai | через 10 лет после покупки или если пробег достиг 240 000 км | после 10 лет меняется через каждые 2 года |
Kia | через каждые 8 лет | |
Mazda | вообще не требуется менять | не требуется во время всего срока эксплуатации машины |
Mercedes | через каждые 5 лет | |
Mitsubishi | через каждые 4 года | |
Nissan | через 5 лет | после 5 лет меняется через каждые 3 года |
Renault | через 6 лет | актуально только для Reno Logan, Duster и Sandero, во многих моделях замена вообще не требуется |
Skoda | через 6 лет эксплуатации | |
Toyota | через 8 лет эксплуатации | после 8 лет меняется каждые 4 года |
Volkswagen | вообще не требуется менять | рекомендуется менять жидкость каждые 5 лет, хотя производитель говорит, что это необязательно |
АвтоВАЗ | через каждые 5 лет | каждые 5 лет для новых моделей, а для старых каждые два года |
Нужна ли замена охлаждающей жидкости и как часто менять антифриз зависит не только от марки автомобиля, но также от его пробега и типа используемого состава. Примерные рамки, через сколько километров требуется заливать новую охлаждающую жидкость
Тосол и продукты категории G11.
Это традиционные антифризы с неорганическим составом. Они обычно содержат большое количество присадок и подходят для старых моделей автомобилей или двигателей из алюминия, чугуна и алюминиевых сплавов. На каком пробеге их менять? Примерно через каждые 50–60 000 км. Для новых моделей АвтоВАЗ эта цифра может составлять до 75 000 км.
Антифризы класса G12.
Это карбоксилатные составы с органическими присадками. Их основой является этиленгликоль, но в добавках содержится карбоновая кислота. Такие вещества стоит заменять через каждые 120 000 км.
Гибридные составы.
К ним могут относиться антифризы категории G12 с разным количеством плюсов. В них смешиваются органические и неорганические вещества, поэтому такая продукция и является гибридом. Они более эффективны по сравнению с традиционными или карбоксилатными составами, так как сочетают в себе их лучшие качества. Срок их замены может составлять от 90 до 120 000 км пробега.
Лобридные составы.
Чаще всего их маркируют как антифризы класса G13, так как они имеют кардинальное различие с остальными в составе. Основой таких охлаждающих жидкостей является пропиленгилколь. Они более безопасны для системы автомобиля, поэтому по-другому называются низкогибридными. Некоторые из антифризов категории G12++ также относятся к лобридным. Их можно менять не очень часто: каждые 250 000 км.
Дополнительные условия.
Есть и другие факторы, которые влияют на срок замены охлаждающей жидкости.
- Уровень износа системы охлаждения: чем она старше, и чем больше на патрубках коррозии или налета, тем чаще стоит менять антифриз. Если в самом хладагенте после слива вы видите частички ржавчины, стоит заливать новую чаще на 30 %.
- Условия использования автомобиля: при повышенных нагрузках или высоких температурах качество антифриза в системе падает. Поэтому после жаркого сезона или эксплуатации машины в условиях большого напряжения стоит проверить охлаждающую жидкость.
- Внеплановый долив: если вы хотите использовать состав другого класса или типа, независимо от пробега стоит слить старый.
Нестандартные стандарты
В отличие от многих других автомобильных технических жидкостей, практически нет общемировых стандартов на ОЖ. Есть отечественный устаревший ГОСТ, национальные стандарты США, Японии, Франции и других стран.
Причём они не определяют состав жидкости (это – коммерческий секрет!), а перечисляют лишь требуемые характеристики – плотность, температуру появления кристаллов, взаимодействие с металлами, резиной и т.д. Собственные спецификации есть и у крупных автопроизводителей. Так, стандарты Фольксваген стали почти общепринятыми (G11, G12, G13).
Список стандартов антифриза:
- G11 — охлаждающие жидкости, созданные по традиционной (силикатной) технологии, в качестве присадок используют неорганические вещества силикаты совместно с различными комбинациями солей неорганических кислот;
- G12 — в них отсутствуют неорганические соединения, характерные для силикатных антифризов;
- G12+ — гибридная технология производства, сочетающая в себе силикаты и органические кислоты;
- G12++ — эти антифризы занимают промежуточное положение между гибридными и карбоксилатными;
- G13 — ядовитая этиленгликолевая основа, заменена на безвредную и «экологически чистую» глицериновую или пропиленгликолевую;
- G48 — силикатный тип, аналог антифриза G11;
- G30, G33 и G34 — карбоксилатный тип, полный аналог G12;
- G05 — аналог европейского G12+;
- G40 — аналог европейского G12++.
Рекомендуем почитать статью про 8 лучших антифризов класса G12.
В самом конце статьи вас ждет видео!
Когда же менять антифриз
В этом вопросе в любом случае приходится ориентироваться на пробег и дату последнего обновления охлаждающей жидкости.
это важно! В нормальных условиях и при условии использования качественного антифриза необходимость замены наступает каждые 90–150 000 км пробега. Но некоторые автомобилисты такое количество километров проезжают за несколько лет. В такой ситуации интервал замены антифриза будет меняться. При небольших пробегах нужно ориентироваться на сроки, указанные производителем охлаждающей жидкости, так как именно он определяет, какой срок состав будет сохранять свои качества. В зависимости от технологии производства автомобильный хладагент может использоваться в течение 2–5 лет.
Как правильно заменить антифриз
Для начала нужно ознакомиться с технической документацией автомобиля. В ней всегда указываются предпочтительные сроки замены технологических жидкостей, а также важные нюансы самого процесса. В большинстве случаев сервисная процедура проходит по следующему алгоритму.
Подбор и покупка подходящей охлаждающей жидкости. Если был выбран концентрат, то нужно найти тару для разбавления состава водой, а также мерные емкости.
Автомобиль устанавливается на ровной площадке. Все последующие манипуляции можно будет начинать после полного остывания двигателя. Для этого потребуется не менее 30 минут после остановки мотора. В это время вынуть ключи из замка зажигания.
Под радиатор устанавливается поддон или другая подходящая емкость для сбора отработанного хладагента. Далее откручивается сливная крышка. Теперь нужно вылить остатки охлаждающей жидкости из расширительного бака. Для этого может понадобиться гибкий шланг.
Если жидкость давно не менялась, то лучше промыть систему охлаждения с помощью специальных составов, которые продаются в любом автомобильном магазине.
После этого производится налив нового антифриза. Сколько лить? Лучше ориентироваться на отметку в расширительном бачке. После замены антифриза нужно некоторое время обращать внимание на индикатор датчика температуры. Если все прошло хорошо, то он не будет выходить за зеленую зону.
Замена охлаждающей жидкости на ВАЗ 2114
Чтобы поменять охлаждайку, нужно удалить защиту картера. Затем, открутив крышку бачка, открываем краник печки. Перед началом слива придется обезопасить от влаги или снять генератор. Удаляем жидкость, демонтируем модуль зажигания. Зачем это нужно? Чтобы получить доступ к пробке и слить содержимое из блока цилиндров.
Рекомендуемые марки для заливки в ВАЗ 2114 CoolStream Standart-40 или Felix TC-40.