Обычно, когда все системы автомобиля находятся в исправном состоянии, выхлопные газы на прогретом двигателе не имеют цвета. Поэтому появление чёрного дыма из выхлопной трубы может насторожить внимательного автомобилиста. Однако беда не приходит одна и часто вместе с появлением дыма затрудняется запуск двигателя, увеличивается расход топлива, двигатель начинает работать с перебоями и пропадает тяга. Такие симптомы не оставят равнодушным даже самого невнимательного и ленивого водителя.
Появление чёрного дыма сигнализирует о двух признаках:
1. Переобогащение топливовоздушной смеси.
Как известно, идеальным сочетанием для двигателя является соотношение бензина и воздуха 1:14,7. Когда воздуха поступает меньше или происходит перелив бензина, смесь становится «Обогащённой».
2. Недостаточное сгорание топлива.
Если смесь не сгорает в камере сгорания или сгорает, но не до конца, она поступает в выхлопную систему и уже там от высокой температуры происходит её частичное догорание. От этого неполноценного сожжения смеси и появляется чёрная сажа, которая выходит в атмосферу.
Причины появления чёрного дыма из глушителя на бензиновом двигателе
На автомобилях с бензиновым двигателем причиной переобогащения смеси могут стать перебои в топливной системе, системе зажигания и сбои в электронике. Необходимо проверить следующие элементы:
Топливо. Появление чёрного дыма после заправки автомобиля, может говорить о некачественном топливе. Тут поможет только слив топлива, либо его полный расход и заправка на другой АЗС.
Кислородный датчик (Лямбда зонд)
. Этот датчик устанавливается на выпускном коллекторе и необходим для оценки количества кислорода, который остался после сгорания и, исходя из этих данных, компьютер корректирует подачу топлива в цилиндры. Когда он выходит из строя, сигнал от него не поступает и соотношение кислорода и бензина никак не регулируется, вследствие чего и происходит обогащение смеси.
Форсунки.
Исправные форсунки на инжекторных двигателях подают топливо путём его впрыскивания под большим давлением. Со временем форсунки засоряются и вместо впрыскивания, начинают лить топливо, из-за чего смесь становится неоднородной и плохо сгорает. Также, форсунки могут «зависнуть» в открытом положении и постоянно подавать бензин в камеру сгорания в независимости от цикла, протекающего в цилиндре.
Датчики.
Вышедший из строя датчик способен посылать компьютеру неверные сигналы, из-за чего момент впрыска и объём топлива могут быть неверными. При проверке датчиков на автомобилях АвтоВАЗ может пригодиться распиновка ЭБУ BOSCH M7.9.7 и Январь 7.2
Тепловые зазоры клапанов.
Если зазоры клапанов увеличены, впускной клапан находится в открытом положении недостаточно долго, из-за чего в цилиндр поступает малое количество воздуха.
Воздушный фильтр.
Со временем воздушный фильтр забивается, поступление воздуха к системе впуска ограничивается и в цилиндры поступает недостаточно воздуха и смесь становится «богатой».
Неполное сгорание топливовоздушной смеси происходит, когда в камере сгорания не создаются необходимые для этого условия. Это может происходить по следующим причинам:
Свечи зажигания.
Отслужившие свечи попросту не воспламеняют смесь и она, не сгорая, выходит на выпуск. И догорает она уже в выпускной системе.
Компрессия. Когда компрессия отсутствует в цилиндре, такт сжатия происходит не как следует, смесь сгорает неравномерно, и остатки выходят через выпускной клапан.
Инжектор
Перейдем к инжекторной системе питания, примером будет ВАЗ-2109. Здесь карбюратора нет, однако, увеличенную подачу топлива может обеспечить нарушение в функционировании форсунок.
А также сбои в работе могут давать и датчики топливной системы.
Остальные причины появления черного дыма из трубы идентичны ВАЗ-2106.
Для всех типов двигателей причиной может стать пробой прокладки головки блока цилиндров.
Но дым черного цвета является результатом пробоя, при котором появился зазор между цилиндром и каналом подачи масла в головку блока цилиндров, поэтому такая неисправность будет сопровождаться жором масла.
Чёрный дым на карбюраторном двигателе
Отдельно хочется упомянуть карбюраторные двигатели. На таких двигателях причиной чёрного дыма скорей всего будет являться сам карбюратор.
Возможно, неправильно настроено качество топливовоздушной смеси. Для его регулировки на карбюраторе имеется «винт качества смеси». Он изменяет количество воздуха, которое будет поступать в камеру сгорания.
Из-за некачественного топлива и попадания мелкой грязи может «залипнуть» игольчатый клапан, который является самой важной деталью в карбюраторе. Он начинает пропускать топливо, вследствие чего вырастает расход топлива и появляется чёрный дым.
В карбюраторе также имеется жиклёр, предназначенный для дозирования топлива. В случае, когда он забивается или закоксовывается пропадает точность дозировки и опять происходит переобагощение смеси.
В этом случае может помочь полный разбор и тщательная чистка всех элементов карбюратора. Или замена игольчатого клапана и жиклёра. Но не стоит самостоятельно разбирать карбюратор, если отсутствует опыт в ремонте автомобилей.
Старый добрый карбюратор
Что значит темный выхлоп, исходящий от машины? С карбюраторными двигателями все просто и понятно. Большинство владельцев автомобилей с таким двигателем сталкивались с одной неприятностью, когда его заливало, и он начинал не только чихать, но и троить. Все это сопровождалось клубами дыма из глушителя черного цвета.
Ответственность обычно лежит на одном из следующих виновников:
- игольчатый клапан карбюратора;
- зажигание;
- поршневые кольца, клапаны.
Иной раз игольчатый клапан начинает западать или же пропускает много топлива, что собственно и приводит к обогащению смеси. Результат — его неполное сгорание. А если в бак заливать бензин низкого качества, то это грозит забиванием жиклеров.
Еще одна причина кроется в свечах либо неправильном угле опережения зажигания. Итог идентичный — топливо сгорает не полностью, а из трубы начинает валить черная дымка.
И наконец, проблема вызывается износом поршневых колец, а также выработкой клапанов. Только для ее устранения не стоит проявлять самодеятельность, надеясь на свои силы — необходима помощь квалифицированных мастеров.
Чёрный дым на дизельных двигателях
Для непрогретых двигателей, работающих на дизельном топливе, чёрный дым из выхлопной трубы является нормой. Дело в том, что в них сжигание смеси осуществляется за счёт сжатия воздуха и принудительного впрыска топлива в него. Когда камера сгорания холодная топливовоздушная смесь не сгорает полностью, но по мере прогревания двигателя всё нормализуется и дым пропадает.
Появление чёрного дыма при движении под нагрузкой также считается нормальным, поэтому паниковать не стоит.
Тут, как и на бензиновом двигателе, дым появляется из-за некачественного топлива, его перелива или неполного сгорания, и проблемы в принципе похожи, но есть отдельные нюансы.
Воздушный фильтр.
Тут без каких-либо нюансов, всё так же как и на бензиновом двигателе: фильтр засоряется, воздух не поступает, смесь становится богатой.
Зазоры клапанов.
Тут всё также: клапана открываются кратковременно, воздуха поступает мало, а топлива много. Метки зажигания. Неправильно выставленное зажигание влияет на момент подачи топлива в цилиндры. Как известно для дизельных двигателей это очень важно. Поэтому к выставлению зажигания по меткам необходимо подходить с ответственностью.
Компрессия.
Как уже было сказано выше, топливовоздушная смесь в дизельных двигателях сгорает за счёт сжатия. Недостаточная компрессия в цилиндре не даст сжать воздух как следует и при впрыске топлива детонация не произойдёт, а дальше всё по знакомому сценарию: несгоревшее топливо выходит в выпускной коллектор, где скапливается и догорает за счёт высокой температуры.
ТНВД (топливный насос высокого давления).
ТНВД как раз предназначен для подачи топлива в необходимый момент и в необходимом количестве. Возможно, нужна его настройка или ремонт. В этом случае лучше обратиться к специалистам.
Сажевый фильтр. Экологические нормы, введённые в Европе, заставили производителей автомобилей с дизельным двигателем устанавливать сажевый фильтр. Он устанавливается на выхлопной трубе и живёт он не вечно. Рано или поздно он забивается и выходит из строя. Правда дыма в случае такой поломки будет немного.
Ставим диагноз по цветам выхлопа
Дизельные моторы, как, впрочем, и бензиновые, могут иметь выхлопы различных цветов. Чаще это белый, сизый, серый и черный дым.
Начнем с белого. Зачастую белым зовут дым синеватого оттенка. Это случается, когда разрушается турбина, а смазка попадает прямиком во впускной тракт. Вот в такой ситуации из трубы валит дым сизого цвета. Но неопытный автолюбитель вполне примет его за белый дым. А если его еще и понюхать, тогда сразу ясно и понятно, в чем причина его появления.
Многие на кухне хотя бы один раз, но сжигали растительное или сливочное масло на сковороде. Запах при этом примерно такой же. Еще такой дым могут путать с паром, который чаще наблюдается в зимние месяцы из выхлопной не только дизельных автомобилей. Всему виной вода, которая появляется в результате сгорания.
Уже позже, после прогрева мотора, пар не будет заметен, хотя никуда не денется. Это можно легко проверить. Нужно лишь подставить ладони к выхлопной. Ладонь будет слегка влажной. Этот пар доставляет существенные неудобства при настройке двигателя, а особенно зимой. Для качественной настройки приходится долго греть агрегат. А в мороз настройка вообще может не удастся.
Последствия чёрного дыма
С первого взгляда может показаться, что ничего плачевного из этого не выйдет. Однако, это только в начале. Если проблему запустить, то может произойти следующее:
Прогорание выхлопной трубы.
Это самое незначительное, что может произойти. Топливо будет сгорать на стенках трубы и тем самым потихоньку разрушать её, особенно быстро это произойдёт на старых машинах. Тут спасёт сварка или замена трубы.
Выход из строя катализатора. Каталитический нейтрализатор нужен для удержания вредных веществ и получения на выходе менее вредных газов. Если он забьётся, двигатель вначале теряет мощность, а потом и вовсе не может поднять обороты выше двух-трёх тысяч.
Лямбда-зонд. Кислородный датчик, стоящий до каталитического нейтрализатора также подвергается ещё более высоким температурам за счёт сгорания топлива и на сроке его службы это скажется не очень хорошо. Стоимость такого датчика не маленькая.
Гидроудар. Хоть топливо и выходит в выпускной коллектор, часть всё равно остаётся в камере сгорания и это может привести к гидроудару. Особенно страшно это для дизельных двигателей, ведь там давление намного больше, чем у бензиновых моторов.
Выявление и устранение неисправности
Дизель.
Особенности работы топливной аппаратуры дизеля не позволяют полностью самостоятельно выявить причину черного дыма. Все, что можно сделать – это проверить и заменить топливный и воздушный фильтры, а также замерить компрессию.
Если это не помогло и показатели компрессии в норме, то остается только обратиться к хорошему специалисту по топливной аппаратуре, чтобы он проверил на стенде работоспособность топливного насоса и форсунок.
У карбюраторных авто все значительно проще.
Никаких стендов не требуется. Выявление причины следует начинать с воздушного фильтра и свечей зажигания.
Фильтр нужно заменить, а свечи желательно визуально оценить — большой зазор между контактами может стать дополнительным фактором появления черного дыма.
После оценки состояния свечей стоит проверить систему зажигания как на наличие контактов всех соединений, так и на правильность установки.
Затем проверяется зазоры клапанов, а после и сам карбюратор.
Не стоит забывать, что износ двигателя тоже может стать причиной черного дыма, поэтому не помешает и замеры компрессии в цилиндрах.
Инжектор.
Что касается инжектора ВАЗ-2109, то самостоятельно можно проверить только систему зажигания и компрессию в цилиндрах.
Поскольку в данном авторегулировка ГРМ производится шайбами, то в гараже выполнить проверку зазора в клапанах и установку правильного зазора будет невозможно.
По поводу инжектора, то проблему, связанную с датчиками можно выявить только при помощи специального сканера и устранить путем замены поврежденных датчиков, а нарушение работы форсунок – на специальном стенде с последующей их промывкой и регулировкой.