Стартер или же пусковое устройство (ПУ), как его иногда называют среди автомобилистов, предназначен для запуска двигателя автомобиля. После проворота ключа в замке зажигания, ток передается от аккумуляторной батареи к ПУ. Последняя активируется, приводя в движение мотор.
Нарушение правил использования механизма приводит к его скорому износу, повреждению. Например, удержание в активном состоянии свыше 15 секунд изнашивает зубья бендикса, повышает рабочую температуру на трущихся поверхностях.
Конструкция пускового устройства достаточно сложная, несмотря на интуитивно понятный принцип работы. Без опыта в обслуживании техники проводить ремонты, не рекомендуем.
Проблемы со стартером, способы их решения на Лада Ларгус
Принято делить поломки на электрические и механические по природе их происхождения.
Электрические
Наиболее распространенный тип поломки. Осмотру подлежит участок электрической проводки от рулевой колонки к стартеру.
Признаки:
- Медленное проворачивание ротора;
- ПУ не реагирует при подаче тока;
- Стартер щелкает, но не крутит. Вероятнее всего межвитковое замыкание, обрыв проводки, неисправно втягивающее реле;
- Износ якоря, щеток.
Чтобы диагностика была максимально продуктивной, исключите следующие поломки. Для этого необходимо проверить:
- наличие заряда в аккумуляторной батарее;
- плотность фиксации клемм АКБ;
- целостность проводки. В первую очередь осматриваем участок от рулевой колонки к ПУ, а уж после оставшиеся;
- исправность замка зажигания. Недопустим люфт, плохой контакт, задержки с поворотом.
Механические
Неподвижный коленвал при рабочем стартере — признак неисправности обгонной муфты, прижимной пружины, износа стопорного кольца, маховика. Металлический скрежет при вращении — это свидетельствует об износе зубьев маховика, возможных обрывах. Если не заводится стартер, то причина в неисправной электрической части.
После запуска мотора ПУ продолжает вращение:
- заклинивание пружины, приводного вала;
- залипание контактной платы;
- износ втягивающего реле;
- повреждена обойма подшипника.
Ремонт стартера своими руками
Стартер представляет собой обычный электродвигатель, который нуждается в периодической чистке и смазке. Начать следует со втягивающего реле, стоимость которого не высока, а потому его нужно просто заменить.
Для ремонта самого стартера необходимо его разобрать и в обязательном порядке заменить щетки, которые являются расходным материалом.
Коллектор на якоре достаточно просто почистить при помощи мягкого материала, например, канцелярского ластика, который не повредить рабочей поверхности, но избавит от загрязнений.
При неисправностях, связанных с обмотками, якорь меняется целиком.
На стартерах, применяемых с моторами Lada следует особое внимание уделить втулкам, на которых держится ось якоря. Изношенные втулки дают оси свободный ход, что приводит к подклиниваниям электродвигателя.
Бендикс тоже лучше заменить новым.
Последний этап – это чистка и смазка механизма. После этого стартер можно собирать и устанавливать обратно на автомобиль.
Практически все детали стартера есть в свободной продаже и при самостоятельном ремонте восстановление электрической части машины выйдет гораздо дешевле, нежели ее замена.
Оригиналы, аналоги, артикулы и цены
Название / артикул / ОЕМ | Цена (Руб.) |
LADA Largus 8 кл Румыния Оригинал 8200815083 | От 9650 |
LADA Largus 16 клапанов 8200266777 | От 6750 |
LADA Largus двиг .16 клапанов K4M Valleo 233009141R | От 9100 |
*цену уточняйте у официального представителя на момент покупки.
Распространенные признаки нестабильной работы
- ПУ запускается со второй, третьей попытки: подгорание контактной платы тягового реле;
- Стартер вращается с большим усилием: износ щеток, прижимной пружины;
- Приводной вал выходит из зацепления в неким опозданием: износ бендикса, зубьев маховика.
Где установлен стартер в автомобиле Лада Ларгус
Как и во многих моделях семейства Лада, ПУ расположен в моторном отсеке, ближе к маховику, с торца стенки блока цилиндров.
Lada XRAY и Vesta
Снять брызговик двигателя (инструкция для Лада Веста, XRAY).
Для комплектаций с МКПП: Вывернуть 2 болта (№1) и снять цилиндр гидропривода сцепления (№2), не отсоединяя от трубки гидропривода (№3). Подвесить цилиндр на технологический крючок (головка «на 13»).
Для всех комплектаций: Вывернуть гайку (№1) и отсоединить от тягового (втягивающего) реле стартера (№4) клемму (№2) и колодку с проводами (№3) (головка «на 13»).
Вывернуть 3 болта (№1), снять кронштейн крепления цилиндра гидропривода сцепления (№2) (для автомобилей с МКПП) и стартер (№3) (Torx E10).
Замена и установка стартера Лада Ларгус
После проведения комплексной диагностики, идентификации поломки подготавливаем расходные материалы, инструменты для проведения ремонта. Используем дополнительное освещение, если естественного освещения недостаточно.
- Машину устанавливаем на смотровую яму, лучше подъемный механизм, предварительно выжав ручник стояночного тормоза;
- Выключаем зажигание, поднимаем капот, отключаем клеммы от аккумуляторной батареи (ключ на «10»);
- Снимаем кожух электронного блока управления ЭСУД, предварительно отжав пластиковые фиксаторы по бокам. Для удобства используем отвертку с плоским наконечником;
- Отвинчиваем крепление расширительного бачка, отводим его в сторону, патрубки не отсоединяем;
- Отсоединяем тросы привода КПП JR5, JH3, снимаем чехол, тяги, дистанционную втулку;
- Выкручиваем две гайки – фиксаторы, извлекаем ПУ со штатного места.
Конструкция Лада Ларгус позволяет изымать ПУ из-под днища машины, вовсе не обязательно выводить через верх.
На этом демонтаж окончен. Далее мастер устанавливаем новый стартер, предварительно удостоверившись в отсутствии дефектов, трещин, сколов. Однако не все автолюбители могут позволить приобретение нового ПУ. Предпочитают отреставрировать уже имеющийся.
Стоимость нового пускового устройства от 6500 рублей, в зависимости от марки. В то время как ремонт обойдется 2 – 4 тыс. рублей. Разница очевидна.
Алгоритм полного разбора стартера
Чаще всего подлежит замене: щеткодержатель, реле, привод.
Разбираем механизм на составные части, протираем насухо, продуваем, удаляем продукты отхода. При необходимости используем наждачную бумагу мелкой фракции.
- Проверяем обмотку якоря на отсутствие обугливания;
- Поверхность шейки вала на отсутствие царапин;
- Замеряем сопротивление сердечника обмотки оммометром;
- Проверяем пайку обмотки на ламелях.
Завершаем сборку, устанавливаем на штатное место, запускаем двигатель для тестирования.
Что можно предпринять, прежде чем снимать стартер
Если при попытке запустить двигатель Лады Ларгус время от времени проявляются щелчки втягивающего, то есть вариант, который поможет стартеру прослужить еще 20-30 тысяч километров.
Для этого нужно сделать следующее:
- Выверните колеса влево до упора.
- Снимите минусовую клемму аккумулятора.
- Возьмите трещотку с хорошим удлинителем и длинную головку на 10 и на 8.
- Протяните обе плюсовых клеммы на стартере. Для этого их нужно вначале отпустить, а затем затянуть.
В случае со слабым контактом, это помогает, но если «пятаки» стартера подгорели изрядно, то такая протяжка уже не поможет, стартер нуждается в соответствующем ремонте.
Рекомендации по обслуживанию стартера
Придерживайтесь установленных изготовителем сроков проведения технического осмотра — каждые 15000 км. Покупайте оригинальные детали, комплектующие в официальных точках продажи.
Пользуйтесь услугами сертифицированных мастерских для диагностики, ремонтов. Помните, что непрофессиональное вмешательство в работу автомобиля скорее навредит, нежели окажет помощь.
Не экономьте на расходных материалах. Сверяйте каталожные артикулы с фактическими данными, указанными в руководстве по эксплуатации.
Удерживайте ПУ активным в процессе запуска мотора не дольше 15 секунд, после чего 30 сек. перерыв. После запуска двигателя как можно скорее отпускайте ключ в сердцевине замка зажигания. Излишнее удержание съедает зубья на приводном валу, маховику.
Как выбрать стартер для Lada Largus
В первую очередь, нужно определиться с двигателем. Для разных моторов этого автомобиля применяются разные виды пусковых устройств. Не лишним будет изучить артикулы.
Таблица каталожных номеров:
Двигатель | Артикул стартера |
Renault | 233009141R |
Lada | 21901-3708010-00 |
В случае с двигателем Lada покупать стоит оригинальный стартер. Цена его вполне приемлема и доступна для рядового автовладельца.
Проблемы с выбором могут появиться у владельцев автомобилей с двигателем Рено. Стартер для такой модели стоит довольно дорого, поэтому в этом случае стоит обратить внимание на аналоги от следующих производителей:
- Valeo;
- Вольт;
- Tesla Technics;
- Magneti Marelli.
Valeo – лучшая альтернатива. Этот производитель позиционируется, как поставщик запчастей и электроники на конвейеры Рено, а потому о качестве можно не переживать.
Покупать слишком дорогой стартер нет никакой необходимости. В среднем, их срок службы одинаковый, но откровенно китайские изделия «ходят» совсем недолго.
Частые неисправности
Стартеру Lada Largus присущи определённые неисправности.
- Окисление или ослабление нижнего болта втягивающего реле. Это мгновенно сказывается на запуске двигателя — сначала завести удаётся только с 2-3 попытки, затем вообще не получается. Естественно, такое крепление не надёжно — это плохой контакт на клемме стартера. Ремонтировать можно из-под машины. В этом случае приходится снимать правое колесо и использовать удлинитель с головкой на 12. Будет очень тяжело, но это единственный метод восстановить контакт, не демонтируя большое количество деталей как при снятии стартера. Легче работать вдвоём — помощник будет направлять инструмент сверху, из подкапотного пространства.
Lada Granta, Kalina, Priora
Снять защитный колпачок (№3), вывернуть гайку крепления провода к втягивающему реле стартера (№4) и отсоединить провод от реле (головка «на 13»). Отсоединить колодку c проводами (№2) от втягивающего реле стартера.
Для автомобилей с МКПП с тяговым приводом: вывернуть 3 гайки крепления стартера (№5) и снять его (головка «на 13»).
Для автомобилей с АКПП и МКПП с тросовым приводом: вывернуть три болта (№5) и снять стартер (№3) (головка «на 13» или Torx E14).
Не запускается ДВС при исправном стартере
Если в положении ключа замка зажигания «Запуск двигателя» стартер крутит, а мотор не запускается, необходимо выяснить работоспособность ряда элементов.
Диагностика | Неисправность | Порядок устранения |
Вращение ДВС происходит медленнее обычного, присутствуют посторонние звуки в подкапотном пространстве. | При низкой температуре возможно застывание моторного масла. Подклинивание навесных элементов двигателя — водяной помпы, генератора. Разрушение элементов шатунно-поршневой группы — задиры на вкладышах или цилиндрах. | Поставить автомобиль на теплую стоянку, чтобы масло нагрелось. Некачественное масло — заменить. |
Заменить генератор/водяной насос или устранить их подклинивание. | ||
Провести ремонт ДВС. | ||
Стрелка топливного бака в положении «пусто» | Закончилось топливо | Заправить автомобиль |
При переводе ключа в положение «зажигание» не слышно срабатывания топливного насоса. | Отсутствует напряжение питания насоса. | Снять топливный насос, подать напряжение на клеммы, если насос работает — проверить цепь электропитания (предохранитель, реле, проводку), а также охранную сигнализацию. |
Насос вышел из строя. | Неработающий насос заменить на новый. | |
Двигатель можно завести при нажатой педали газа, после отпускания мотор глохнет. | Неисправен датчик регулировки холостого хода. | Установить новый датчик |
Двигатель пытается завестись рывками, слышны хлопки в выхлопной системе, высокая вибрация | Отсутствует искра, искрообразование происходит не вовремя. | Проверить наличие искры. Проверить правильность подсоединения высоковольтных проводов или катушек зажигания согласно электросхемы. |
Проверить датчик положения коленчатого вала, при необходимости заменить. | ||
Недостаточное давление в топливной рейке. | Износ бензонасоса. | Насос заменить. |
Забитый топливный фильтр. | Фильтр заменить. | |
Поврежденный топливопровод. | Осмотреть топливопровод на наличие заломов и иных повреждений. | |
В холодное время года возможно замерзание воды в топливной системе. | Замерзшую магистраль нагреть до плюсовой температуры. | |
Топливные форсунки не подают бензин | Неисправная форсунка, проблемы в электроцепи. | Замерить сопротивление форсунки, оно должно быть 12 Ом. Неисправную форсунку заменить. |
Проверить электропроводку. | ||
Не работает блок управления двигателем | Отсутствует питание 12В на блоке ЭБУ. | Проверить подачу питания на блок управления. |
Выход из строя ЭБУ | Заменить блок. | |
Подсос воздуха во впускном коллекторе. | Повреждение впускного коллектора. | Заменить или отремонтировать коллектор. |
Повреждение вакуумных шлангов. | Заменить шланги или подтянуть хомуты. | |
Нарушение герметичности впускного тракта | Поменять прокладки впускного коллектора. |
После этого проверить совпадение всех меток на ремне, роликах и шкивах. Обрыв ремня ГРМ можно проверить более простым и быстрым способом. Открутить крышку маслозаливного отверстия на двигателе, удостовериться в том, что при попытке запустить ДВС, распредвал вращается, часть его видно под крышкой.
Lada 4×4
Снимаем задний опорный кронштейн впускной трубы, выворачивая два болта ключом «на 13».
Снимаем защитный щиток стартера, выворачивая его гайки крепления ключом «на 13».
Снизу автомобиля откручиваем два болта крепления стартера. Со стороны моторного отсека сдвигаем стартер вперед и отсоединяем колодку с проводами.
Выворачиваем гайку, и отсоединяем наконечник провода от контактного болта тягового реле. Вынимаем стартер из моторного отсека.
Видео инструкция:
[media=https://www.youtube.com/watch?v=n_PmQADIfNg]
Кстати, а вы знаете, что систему зажигания автомобилей LADA можно доработать, например, отказаться от ключа зажигания в пользу кнопки старт/стоп.
Ключевые слова: стартер lada xray | стартер лада веста | стартер лада ларгус | стартер лада гранта | стартер лада калина | стартер лада приора | стартер 4х4 | стартер нива | универсальная статья
0 0 0 0 0 0
Поделиться в социальных сетях:
Советы для упрощения диагностики и ремонта
Для диагностики неисправности автомобиля Лада Ларгус могут понадобиться специальные инструменты и приспособления. При наличии проблем с подачей топлива, необходимо измерить давление в топливной рейке, для этого понадобиться специальный манометр с переходником. При его отсутствии, можно открутить шланг подачи бензина от рейки, опустить его в пустую емкость, включить зажигание и замерить сколько литров топлива насос накачает за одну минуту. Исправный насос Лады Ларгус за одну минуту накачивает примерно полтора литра топлива.
Работоспособность датчика положения коленчатого вала можно проверить при помощи омметра — прибора, показывающего электрическое сопротивление. Рабочий датчик имеет сопротивление около 250 Ом, а при приближении к датчику куска металла, это значение должно меняться.
Наличие искры легко проверить сняв высоковольтный провод или катушку зажигания со свечи и приблизив контакт на расстояние 2-3 мм к железному элементу двигателя. Во время запуска ДВС, между проводом/катушкой и элементом мотора будет проскакивать электрический заряд — искра. Во время процедуры необходимо использовать специальные изолирующие перчатки или инструменты.
Плавающие обороты холостого хода
Если у вас плавают обороты во время движения или холостого хода, причин может быть несколько:
- деформированы клапаны;
- прогорела прокладка гбц;
- неисправность датчика холостого хода или датчика положения дроссельной заслонки.
По дополнительным признакам вы можете выяснить локализацию неисправности – непосредственно в двигателе или в датчиках. От этого зависит и метод устранения проблемы. Как поменять датчики, вы можете посмотреть в руководстве по ремонту Лады Ларгус.
Кроме того. что ресурс отечественных двигателей небольшой, автолюбители отмечают их слабую тяговитость и большой расход топлива. Еще одна распространенная проблема – при обрыве ремня ГРМ сразу деформируются клапаны. Чтобы этого не произошло, нужно вовремя проводить техническое обслуживание и ремонт Лады Ларгус.