Как самостоятельно произвести ремонт стартера ВАЗ 2106

Как известно, чтобы запустить двигатель в автомобиле, необходимо воспламенить смесь топлива и воздуха в камерах сгорания цилиндров. Для этого должны синхронно сработать несколько условий, одно из которых вращение коленвала. Чтобы его раскрутить хотя бы на минимальных оборотах, используется преобразователь электрической энергии в механическую. Это устройство получило название «стартер».

Устройство стартера ВАЗ 2106 и принцип его работы

На оснащались стартером с индексом 35.3708, а самые первые модели СТ-221 редукторного типа. Экспортные модели оснащались устройствами немецкого производства. Схема этого, по сути, силового электродвигателя показана на фото.

  1. Приводной вал.
  2. Втулка крышки.
  3. Кольцо-ограничитель.
  4. Шестерёнка с кольцом муфты обгона.
  5. Ролик муфты обгона.
  6. Опора с вкладышем.
  7. Ось шестерни.
  8. Прокладка.
  9. Кронштейн приводного рычага.
  10. Рычаг.
  11. Крышка спереди.
  12. Ротор тягового реле.
  13. Статор.
  14. Статор втягивающего.
  15. Реле тяги.
  16. Шток реле.
  17. Сердечник реле.
  18. Пластина контактов.
  19. Крышка.
  20. Болты для контактов.
  21. Вывод щеточного узла.
  22. Скоба.
  23. Держатель щёток.
  24. Плюсовая щётка.
  25. Вал ротора.
  26. Шпилька для стяжки.
  27. Задняя крышка.
  28. Коллектор.
  29. Алюминиевый корпус.
  30. Магнит с постоянным полем.
  31. Сердечник ротора.
  32. Опора вала ротора.
  33. Шестерня планетарного типа.
  34. Ведущая шестерня.
  35. Водило.
  36. Шестерня с зубьями внутри.
  37. Кольцо отвода.
  38. Ступица.

Номинальная мощность составляет 1,3 кВт, сила тока 500 Ампер и 550 А для СТ-221 и 35.3708 соответственно.

Стартер – это алюминиевый корпус, в котором находится статорная медная обмотка, ротор, две крышки (спереди и сзади) и реле электромагнитного типа сверху. Корпус соединяется с крышками с помощью шпилек. Статор имеет три сериесных полюса обмотки (включаются последовательно с обмоткой ротора) и одну обмотку шунтового типа, которая включается параллельно.

Якорь – это сердечник на валу, медная обмотка и площадка для графитовых щеток, называемая коллектором. Муфта предназначена передавать крутящий момент от бендикса к маховику, затем начинает вращаться коленчатый вал и происходит пуск двигателя. После пуска она же служит для разрыва связи маховика и бендикса. Тяговое реле – это две обмотки и сердечник.

VESKO-TRANS.RU

Каждый водитель сталкивается с проблемой, когда его машина ломается и не заводится. Необходимым условием для этого часто является неисправность стартера. Это определенный двигатель, который использует батарею для его питания.

Основные неисправности и их причины

Стартер 6-й модели ВАЗ имеет стандартное оснащение, связанное с остальными моделями этой марки. Отсюда следует, что неисправности этих автомобилей схожи.

Распространенные ошибки стартера:

  • Реле и клапаны не работают.
  • При включении срабатывает только электромагнитное реле, и радиальное вращение клапана очень медленное или отсутствует.
  • При включении коленчатый вал не работает.
  • После запуска двигателя стартер не перестает работать.
  • Чрезмерные шумовые эффекты от двигателя.

Есть много обстоятельств, при которых стандартный стартер ВАЗ 2106 не крутит. Вот некоторые из них:

  • индикатор заряда батареи отсутствует;
  • общая выходная цепь;
  • сила затягивания наконечников ослаблена;
  • клеммы концов проводов или аккумулятора окисляются;
  • крепежные болты ослаблены;
  • щетки изношены или подвешены;
  • сгоревший коллектор;
  • свободное скольжение колес;
  • контакты реле слились друг с другом;
  • неправильно установленный стартер;
  • изношенные кусты или сломанные зубья шестеренок и тому подобное.

Устранение неполадок, после которых стартер ВАЗ 2106 не вращается

При понимании важно обратить внимание на следующие моменты:

  • оценить состояние контактов электронной линии электропередачи
  • проверить целостность определенных обмоток
  • выяснить наличие графитовых щеток и их изготовление
  • узнать, как работает и изнашивается bandix

Все внутренние компоненты двигателя часто загрязнены. Это может быть грязь, пыль, изношенный графит, смазка, изоляция. Этот факт также может быть предпосылкой его неисправности. Это также может быть результатом ожога контакта, износа отдельных деталей, выхода из строя специального реле, залипания щеток.

При разборке стартера необходимо не только устранить неисправность или поломку, но и почистить ее, а также проверить все детали двигателя.

Важно проверить работоспособность амперметра (в норме. не выше 23 А) и вольтметра (не выше 9 В). Если значения превышают норму, в проводке может произойти короткое замыкание. Тестер должен проверить состояние обмоток. Их катушки должны быть осушены и обработаны изоляционным лаком. Если на подвижных деталях есть царапины, удалите их наждачной тканью.

Имейте в виду, что коллекторы с изношенными пластинами не подлежат ремонту. Если изоляция повреждена, лучше заменить ее, а также любые детали, которые более долговечны, чем указанные спецификации. Если нить сломана или повреждена, вы можете вернуть ее с последней нитью. Если обнаружены окисленные контакты, рекомендуется их почистить.

После проведения всех ремонтов оборудование собирают в порядке, указанном в инструкции. Идеально регулярно проверять и чистить детали стартера. В этом случае можно избежать серьезных повреждений в будущем.

Принцип работы стартера

Когда ключ в замке зажигания поворачивается в положение «пуск» на тяговое реле поступает питание, после чего внутрь втягивается сердечник. При втягивании посредством вилки он передвигает шестеренчатый привод до зубьев маховика двигателя, в результате чего происходит зацепление стартера с силовой установкой. Параллельно с этим сердечником замыкаются контакты тягового реле, которые в свою очередь передают силовое напряжение на статорные обмотки.

Автомобильный стартер – это электродвигатель, рассчитанный на непродолжительную работу. При запуске силового агрегата ключ в замке зажигания в положении «пуск» не рекомендуется держать более 15 секунд. Между попытками завести двигатель работа стартера должна прерываться на 30–40 секунд (в зимний период не менее минуты). Работа устройства длительное время приведет перегреву ротора и статора, в результате чего лак обмоток начнёт плавиться и, как следствие, произойдет межвитковое замыкание или обмотки перегорят.

Если двигатель не запускается с трёх и более попыток, то, возможно, есть неисправности систем (зажигания, питания и т. д.), задействованных в пуске мотора. Не стоит повторять раз за разом попытки запуска и работу стартера, так как это сокращает срок его службы. После того, как двигатель запустится, ключ зажигания нужно сразу отпустить, для его возвращения из положения «пуск».

Передвигаться на автомобиле с помощью крутящего момента от стартера недопустимо, устройство быстро придет в негодность.

Какой стартер купить для «шестерки»: подбор комплектующих

В стоковой комплектации ВАЗ 2106 установлен электродвигатель редукторного типа, минимальная мощность которого составляет 1.4 кВт/ч. Конструкция «шестерки» предполагает установку моделей большей мощности вплоть до 1.6 кВт/ч для облегчения запуска мотора в холодное время, однако в данном случае необходимо будет заменить силовую проводку.

ПроизводительАртикулТип деталиМощность устройства, кВт/чПримерная стоимость, руб.
ЗиТ425.3708000Редукторный01.04.20193600
ЗиТ425.3708023Редукторный01.05.20193990
БАТЭ2101-3708000Редукторный01.04.20193700
БАТЭ2101-3708023Редукторный01.06.20194500
ПРАМО-ЭЛЕКТРО21214.3708010-81Редукторный01.04.20194100
ПРАМО-ЭЛЕКТРО21214.3708010-34Редукторный01.05.20194700
БУЛСТАРТ2101-3701010Редукторный01.05.20194600
БУЛСТАРТ2101-3701023Редукторный01.06.20194900

Обратите внимание! Перед установкой стартера рекомендуется проверить деталь на совместимость – идеальным вариантом будет проверка артикула детали, обозначенного на товарной упаковке с ВИН-кодом транспортного средства. Помните, установка электродвигателя повышенной мощности может негативно сказаться на эксплуатационном ресурсе силового агрегата или стать причиной короткого замыкания и выхода электросистем автомобиля.

Неисправности стартера и их возможные причины

Неполадки с функционированием всегда связаны с усложнением или невозможностью запустить мотор. Данное устройство работает только вместе с другими системами пуска и заряда. Поэтому причинами сбоев могут быть электро- и механические поломки, каждые из которых имеют свои особенности.

Электрические неполадки

Зачастую сбои в работе вызваны неисправностями электроцепи, которая начинается с АКБ. Основной признак в медленном вращении коленчатого вала в момент запуска двигателя или его отсутствие. Сначала необходимо проверить следующее:

https://youtu.be/Y87CeE8GfSE

  • заряд аккумулятора;
  • надёжность «массы» и контактов;
  • силовой провод к тяговому реле на предмет повреждений;
  • исправность замка зажигания и его контактов.

Если в положении «пуск» не срабатывает реле и ротор не продает признаков жизни, то, возможно, произошло межвитковое замыкание, короткое замыкание на «массу» или обрыв соединения на «массу». Если маховик медленно раскручивается, это также косвенно указывает на электрические неисправности (исключением является зимний период, когда в сильные морозы стартеру трудно крутить промерзший двигатель с загустевшим маслом). Когда стартер начинает характерно щелкать, это может свидетельствовать о неисправности реле, либо разряжен аккумулятор. Если визуально проблемы не выявлены, то устройство необходимо демонтировать для разборки и выявления причин поломки.

Нередко проблема возникает из-за замкнутых пластин контактов, пригорания коллектора, но чаще всего изнашиваются щётки. Поэтому нужно обращать внимание на щёточный узел, выход из строя втягивающего реле и изношенный коллектор ротора.

Механические неполадки

Неисправности могут возникать и по причинам, связанным с механикой. В большинстве случаев о таком характере поломок можно судить по особым признакам: двигатель не запускается и не вращается коленвал, а стартер работает. Причиной этому может быть поломка обгонной муфты (также ее называют бендикс), венца маховика или износ шестерни привода.

Основные признаки неполадок

Неисправность Причины
Стартер работает, коленвал двигателя не вращается.Муфта пробуксовывает;
рычаг отключения сломан или соскакивает;

буферная пружина сломана;

кольцо муфта сильно изношено.

Скрежет при попытке запустить двигатель и другие посторонние звуки при работе стартера.Повреждения зубьев шестерен;
ослабли крепёжные болты;

изношены подшипники или их посадочные места на роторе;

ослабло крепление внутри стартера в результате чего статор и ротор касаются друг друга;

изношены зубья маховика или шестерни стартера.

Двигатель запустился, стартер продолжает работать.Изношена пружина муфты, из-за чего шестерня привода не возвращается на место;
закисли контакты реле;

вышло из строя реле;

привод заклинил.

Аккумулятор заряжен, но стартер раскручивает двигатель с большим трудом.Изношены щётки или подшипник.
Механизм выходит из зацепления с маховиком не сразу.На бендиксе изношены зубья шестерни.

На последние два пункта следует обратить внимание, если вышеуказанные причины не подходят, а стартер всё равно работает не так, как должен. Все эти признаки помогут быстро выявить и устранить неисправность этого устройства. В большинстве случаев детали подлежат замене, а при серьезных сбоях, таких как межвитковое замыкание или повреждения обмотки, рекомендуется приобрести новый агрегат.

Симптомы неисправности

На подобных автомобилях устанавливаются стартеры 35.3708, на который коллектор торцового типа. Данная модель производиться у нас в Германии или Беларуси. Поэтому это сразу сужает круг поиска нужной запчасти по производителям. И как показали годы практики, самые распространенные болезни у машины, которые говорят о том, что стартер приказал долго жить:

  • Не работает втягивающее реле, но стартер продолжает включаться. Возможные причины: замыкание, уходящее на массу, ослабились наконечники затяжки, якорь реле начал заедать, произошел обрыв одного из проводов или они окислились.
  • Якорь вращается, а коленчатый вал стоит на месте. Возможные причины: пробуксовка муфты, смещение муфты в сторону, также может быть проблема в буферной пружине.
  • Сам стартер плохо крутит либо не крутит вообще, часто не срабатывает якорь. Возможные причины: подгоревшие контакты коллектора, недостаточный заряд батареи, замыкание внутри пластин коллектора.
  • Шум от стартера. Возможные причины: поломанные зубья шестерней, изношенная втулка.
  • Стартер не довершает свою работу до конца. Возможные причины: спаянные контакты реле, осевшая пружина, перекос самого стартера.

Замена стартера на ВАЗ 2106 своими руками

В некоторых случаях ремонт уже нецелесообразен, поэтому его необходимо сменить на новый, а для этого его нужно снять с автомобиля. Сделать это несложно, к тому же понадобится всего один ключ на 13. Болтов крепления всего два.

  1. После откручивания болтов стартер нужно сдвинуть вправо, потянув его в эту сторону. Так он сместится относительно своего положения, после этого его можно сдвинуть в правую сторону ещё больше.
  2. После этого стартер нужно повернуть торцевой частью приподняв за левую сторону и извлечь на себя вверх.
  3. Поднять его нужно так, чтобы силовые провода на контактах вывода обмоток не стали доступны и их можно было бы отсоединить.
  4. Проводов на стартере два, для отсоединения одного нужно открутить гайку.
  5. Второй соединяется с помощью клемм «папа-мама» его можно просто отсоединить, потянув за штекер.

Теперь стартер можно полностью извлечь, чтобы заменить или отремонтировать. Установка осуществляется в обратном порядке.

Ремонт стартера: как устранить неисправности

Для проведения работ понадобится следующий набор инструментов:

  • ключи накидные и торцевые (8, 10 и 13);
  • отвёртки;
  • штангенциркуль;
  • мультиметр;
  • плоскогубцы;
  • молоток;
  • оправка для установки подшипников;
  • смазочные материалы;
  • абразивные материалы (наждачная бумага).

В устройстве стартера множество мелких деталей, при разборке нужно быть внимательным и не потерять их.

Для того чтобы устранить причины поломок механизма, его нужно, конечно же, разобрать. Выглядит процесс следующим образом:

  • сначала нужно снять тяговое реле, отсоединив провода (открутить гайку ключом на 13) от вывода обмоток;
  • снизу откручиваются три крепёжных винта реле;
  • реле вытягивается и можно вытащить ротор, посредством снятия пружины;
  • теперь можно снимать верхнюю защиту стартера, открутив винты крепления кожуха;
  • с помощью отвёрток нужно поддеть стопорное кольцо и снять вместе с прижимной шайбой;
  • ключом на 10 откручиваются два болта, которые крепят крышку;
  • отвёрткой откручиваются крепёжные винты соединительного провода;
  • крышка отсоединяется от корпуса;
  • щётки снимаются вместе с пружинами;
  • с помощью оправки задний подшипник нужно выпрессовать, при этом следует быть осторожным и не сломать корпус;
  • с помощью плоскогубцев извлекается шплинт;
  • снять заглушку и ротор с вилкой;
  • оправкой выпрессовывается подшипник спереди;
  • бендикс можно демонтировать (отодвинуть шайбу и с помощью отвёрток снять стопорное кольцо); в этом деле нужно быть внимательнее, так как кольцо может неожиданно улететь в неизвестном направлении.

На этом разборка стартера закончена. Можно переходить к выявлению повреждений для их устранения. После проводится так называемая дефектовка, или, проще говоря, надо провести осмотр каждого элемента механизма.

Дефектовка – визуальный контроль

Когда все детали находятся перед глазами, можно путем осмотра узнать, какая из них подлежит замене.

  1. Штангенциркулем измеряется высота щёток. Если показатели менее 12 мм, то щётки необходимо заменить.
  2. Обмотки не должны иметь признаков подгорания, следов повреждений изоляции и других повреждений механического характера.
  3. Посадка вала якоря без большого люфта. В противном случае потребуется замена всех изношенных элементов.
  4. Если есть следы пригорания на якоре, их можно удалить мелкозернистой наждачной бумагой.
  5. Возьмитесь за внутреннюю и наружную обойму подшипника. Так проверяется наличие люфта. При его обнаружении подшипник нужно заменить.
  6. Зубья на шестерне бендикса без признаков износа, шестерня не должна вращаться в обе стороны, в противном случае деталь нуждается в замене.
  7. Вилка втягивающего реле без механических повреждений.

При выявлении испорченных деталей ремонту они не подлежат. Потребуется замена на новые комплектующие. Стоят они недорого, а при установке не возникнет трудностей.

Особенности диагностики механизма

Пусковой узел проверяется с помощью тестера. После включения устройства показания вольтметра не должно быть выше 8В, а сила тока — превышать значение 23А.

Проверить обмотки можно с помощью контрольки, если она будет гореть, значит, есть замыкание. Чтобы выполнить визуальный осмотр пускового узла, его нужно снять и очистить от загрязнений (автор видео — Ирина Кузилова)

Разбирая устройство, следует подвергнуть визуальному осмотру каждую деталь. Задиры и царапины можно убрать с помощью наждачки. Сломанные и детали с износом подлежат замене. Также необходима замена втулок стартера ВАЗ 2106, если они сильно изношены.

Неисправный коллектор не ремонтируют, его желательно заменить. На щетках проверяется высота. Оптимальной считается больше 12 мм, иначе щетки необходимо заменить.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]