Устройство ТС ВАЗ 2109
Говоря о ТС ВАЗ-2109, следует признать, что более правильным будет применение термина «тормозная система ВАЗ-2108». Именно на «восьмерке» и оказалась реализована схема указанной ТС.
Узлы, детали и агрегаты «девятки» были доработаны и оптимизированы, но ТС принципиально не отличалась от системы торможения российских заднеприводных автомобилей. Ее главной конструктивной особенностью является диагональное разделение тормозных контуров, значительно повышающее уровень безопасной эксплуатации. За функционирование переднего правого и заднего левого тормозного механизма отвечает контур гидропривода, за работу заднего правого и переднего левого — тормозной.
Своеобразное разделение «зон ответственности» позволило обеспечить достаточно эффективное торможение транспортного средства в случае нарушения работоспособности одного из контуров. Посредством перераспределения функций между контурами компенсируется риск возникновения негативных последствий при отказе одного из элементов ТС.
Основополагающим принципом схемы функционирования тормозов является действие фрикционных (использующих принцип трения) механизмов. Подавляющее большинство «девяток» оснащалось тормозными механизмами двух типов: дисковыми (впереди) и барабанными (сзади).
Главные элементы системы
ТС автомобиля включает множество вспомогательных деталей, но главным элементом конструкции является ТЦ, который создает давление в трубах. Этот элемент сделан из поршня, двигающегося по идеально плоской поверхности. Резиновые кольца используются для того, чтобы уплотнить соединения между компонентами.
Структура ТС включает еще два основных элемента: механизм, выполняющий непосредственное торможение вращения колеса, и привод, передающий преобразованное усилие на торможение от водителя к тормозному механизму. Гидравлический привод ТС «девятки» мало отличается от элемента, установленного в большинстве классических моделей Волжского автозавода.
Главные элементы системы:
- ГТЦ — главный тормозной цилиндр;
- вакуумный усилитель;
- педали;
- расширительный бак, оснащенный датчиком уровня рабочей жидкости;
- передние и задние механизмы;
- регулятор давления с рычагом и упругим рычагом привода;
- трубопроводы двух раздельных контуров;
- система гибких шлангов переднего и заднего колес;
- тормозная жидкость.
Стояночный тормоз (ручник), установленный на «девятке», имеет тросовый привод и основан на затормаживании задних колесных барабанов колодками посредством их раздвижения.
Схема тормозной системы
Схема системы тормозов ВАЗ 2109 не имеет сложных деталей, что упрощает ремонт и делает эту машину идеальной для начинающих автомобилистов.
Составные компоненты рабочей ТС автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.
- Механизм переднего левого колеса (суппорт).
- Шланг.
- Трубка.
- ГТЦ
- Механизм переднего правого колеса (суппорт).
- Шланг.
- Трубка.
- Бачок ГТЦ.
- Вакуумный усилитель (ВУ).
- Педаль.
- Трубка.
- Шланг.
- Механизм заднего правого колеса.
- Регулятор давления (РД) жидкости в механизмах задних колес.
- Рычаг РД.
- Механизм заднего левого колеса.
- Шланг.
- Трубка.
КАК ЗАМЕНИТЬ РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ ТОРМОЗОВ
Распределение нагрузки, другими словами по тормозным цилиндрам тормозной жидкости, при поворотах производит регулятор давления тормозов ВАЗ 2109. Появление заносов кузова при торможении может говорить о неисправности регулятора, при рабочем состоянии остальных узлов:
- Упругий рычаг необходимо отсоединить от балки задней подвески. Для чего снимается стопорное кольцо, затем извлекаются палец и серьга.
- Все тормозные трубки специальным ключом отсоединяются от регулятора. После отсоединения все трубки нужно промаркировать. Это облегчит работу при сборке узла. Для того чтобы не было утечки масла глушатся все отверстия.
- Снимается кронштейн со шпилек на кузове вместе с регулятором.
- Отсоединяется регулятор от кронштейна и на его место ставится новый.
- Сборка выполняется в обратном порядке.
Периодическое обслуживание и своевременный ремонт всех узлов тормозной системы обеспечит надежность и безопасность автомобиля ВАЗ 2109. Как правильно выполнять ремонтные работы можно посмотреть на видео.
Источники
- masteravaza.ru/tormoza/remont-tormozov-tormoza/vaz-2109-remont-tormozov-392
- znanieavto.ru/stop/tormoznaya-sistema-vaz-2109.html
- drive2.ru/l/4899916394579103916/
- twokarburators.ru/shema-rabochey-tormoznoy-sistemy-2108-2109/
- ladaautos.ru/vaz-2109/sxema-prokachka-i-remont-tormoznoj-sistemy-vaz-2109.html
Частые поломки
В «девятке» каждая из неисправностей ТС может привести к непоправимым последствиям, угрожающим жизни человека.
Основные неполадки:
- Не работает педаль тормоза. При нажатии на нее нагрузка получается слегка повышенной. Даже если водитель не сильно нажал на педаль, торможение становится слишком ощутимым. При этом автомобиль движется «скачкообразно»: сначала идет быстро вперед, а затем возвращается обратно.
- Машину заносит в сторону. Иногда во время торможения автомобиль ведет себя не так, как обычно. Его то заносит на сторону, то он быстро подается вперед. Решение этой проблемы есть. Требуется провести полную диагностику автомобиля в автосалоне.
- Длинный путь торможения. В этом случае при нажатии на педаль торможения может и не происходить.
- Колеса тормозят не одновременно. Этот случай достаточно редкий. Тормозной путь увеличивается в несколько раз, и автомобиль начинает вилять.
- Вышел из строя вакуумный усилитель. Основным признаком, который подсказывает водителю о выходе из строя этого элемента, является затруднительный ход педали. Это чревато плохим торможением, что может в экстренном случае привести к аварии. На «девятке» замена вакуумного усилителя должна обязательно проводиться. Это можно сделать либо на СТО, либо в личном гараже собственноручно.
Ремонт поломок в ТС
Во избежание внештатных ситуаций на дороге необходимо следить за ТС и проводить диагностику в положенные сроки. При обнаружении поломок проводить ремонт.
Неисправности в ТС и способы их устранения на автомобилях ВАЗ 2108, 2109 и 21099.
Увеличенный рабочий ход педали тормоза | |
Утечка жидкости из цилиндров | Заменить вышедшие из строя детали цилиндров, промыть и просушить колодки, диски и барабаны, а также сделать профилактику системы гидропривода |
Воздух в ТС | Удалить воздух из системы |
Повреждены резиновые уплотнительные кольца в ГТЦ | Заменить кольца и произвести прокачку системы |
Повреждены резиновые шланги гидропривода | Заменить элементы и прокачать систему |
Повышенное биение тормозного диска (более 0,15 мм) | Отшлифовать диск. Если его толщина менее 10,8 мм, потребуется замена |
Утечка жидкости через уплотнительные кольца толкателя РД | Заменить уплотнительные кольца |
Недостаточная эффективность торможения | |
Замасливание накладок на колодках механизмов | Зачистить накладки металлической щеткой, применяя теплую воду с моющими средствами. Устранить причину попадания жидкости или смазки на колодки |
Заклинивание поршней в цилиндрах | Убрать причины заклинивания, поврежденные детали заменить и прокачать систему |
Полный износ накладок и колодок | Заменить колодки |
Перегрев механизмов | Немедленно остановиться и дать остынуть механизмам |
Применение колодок с несоответствующими накладками | Применять колодки, только рекомендуемые заводом-изготовителем |
Неправильная регулировка РД | Отрегулировать привод РД |
Потеря герметичности одного из контуров (сопровождается частичным провалом педали) | Заменить поврежденные детали, прокачать систему |
Неполное растормаживание всех колес | |
Отсутствует свободный ход педали | Отрегулировать свободный ход педали |
Нарушено выступание регулировочного болта штока вакуумного усилителя относительно плоскости крепления главного цилиндра | Отрегулировать выступание (1,25-0,2 мм) регулировочного болта |
Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п. | Тщательно промыть всю систему тормозной жидкостью, заменить резиновые детали |
Заклинивание поршня главного цилиндра | Проверить и при необходимости заменить главный цилиндр |
Притормаживание одного колеса при отпущенной педали тормоза | |
Поломалась или ослабла стяжная пружина колодок заднего тормоза | Заменить пружину |
Заедание поршня в цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса цилиндра | Разобрать цилиндр, очистить и промыть детали, поврежденные заменить |
Разбухание уплотнительных колец цилиндра из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т. п. | Заменить кольца, промыть тормозной жидкостью систему гидропривода |
Нарушение положения суппорта относительно диска при ослаблении болтов крепления направляющей колодок к поворотному кулаку | Затянуть болты крепления, при необходимости заменить поврежденные детали |
Неправильная регулировка стояночной ТС | Отрегулировать стояночную тормозную систему |
Занос или увод автомобиля в сторону при торможении | |
Заклинивание поршня цилиндра | Проверить и устранить заедание поршня в цилиндре, при необходимости заменить поврежденные детали, прокачать систему |
Закупоривание какой-либо стальной трубки вследствие вмятины или засорения | Заменить трубку или прочистить ее и прокачать систему |
Загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок | Очистить детали механизмов |
Неправильная регулировка привода РД | Отрегулировать привод |
Неисправен РД | Отремонтировать или заменить регулятор |
Нарушены углы установки колес | Отрегулировать углы установки колес |
Разное давление в шинах | Установить нормальное давление |
Не работает один из контуров ТС (сопровождается ухудшением эффективности торможения и увеличенным ходом педали) | Заменить поврежденные детали |
Необходимые материалы
Если вы все же решились на самостоятельную установку ЗДТ, то вам понадобятся следующие материалы:
- Непосредственно дисковые тормоза, проточенные под ступицу на 0,6 см. Диаметр диска должен быть равен 24 см. Обратите внимание, что протачивать сам диск необязательно. Если вы хотите оставить его без изменений, то необходимо осуществить проточку ступицы.
- Передние суппорта и шланги.
- Планшайбы, необходимые для крепления суппортов. С этой деталью придется повозиться, так как она довольно необычна и требует отдельного изготовления по точным размерам.
- Качественные колодки, которые подойдут по размеру.
- 12 болтов М10 × 1,25 с гроверами.
- 8 дистанционных шайб. Можно использовать шайбы ролика натяжителя ремня ГРМ для ВАЗ-2108.
Когда вы обзавелись всеми необходимыми материалами, впору приступать непосредственно к замене. Процедура выполняется в несколько этапов.
Правила эксплуатации ТС в девятке
При эксплуатации «девятки» необходимо строго соблюдать регламентные сроки обслуживания не только двигателя, но и ТС, а также проводить ремонт главного тормозного цилиндра (ГТЦ) ВАЗ 2109 . Это касается фрикционных накладок передних дисковых и задних барабанных тормозов. Полный износ фрикционных накладок угрожает неожиданным отказом ТС в экстремальной ситуации.
Периодически необходимо проверять состояние накладок, контролировать уровень их износа и заменять при необходимости. Тщательно надо следить за тормозами ВАЗ 2109 с точки зрения утечки жидкости сквозь изношенные прокладки и сальники.
Сверхнормативный износ герметизирующих элементов сопровождается:
- риском недостаточного усилия в ТЦ;
- провалом педали при движении авто;
- увеличением тормозного пути.
Все перечисленное создает очень серьезные риски. ТС — одна из критически важных систем обеспечения безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.
Требования к тормозной системе при техосмотре
Для того, чтобы точнее определить реальное техническое состояние автомобиля перед инструментальным контролем, лучше всего пройти диагностику на специальной станции. Это позволит установить техническое состояние автомобиля и необходимость ремонта того или иного узла.
При техосмотре особенно тщательно контролируют работу всех колес на замедление (удельная сила торможения не ниже 64%) и неравномерность их срабатывания (разброс между колесами одной оси не более 9%). Контроль осуществляется на беговых барабанах, поэтому ТС должна быть тщательно отрегулирована перед техосмотром. Стояночный тормоз должен удерживать автомобиль на уклоне не менее 23% без учета неравномерности действия по колесам задней оси.
Опытные специалисты утверждают, что не нужно сразу ремонтировать на станции обслуживания ТС, так как колодки должны приработаться (за 250-300 км пробега). Если усилие остается неравномерным, нужно попробовать немного притереть диск шкуркой, чтобы убрать с него большие задиры. Регулятор надо настроить так, чтобы он правильно перераспределять тормозное усилие между передней и задней осями автомобиля в зависимости от нагрузки.
Следует учитывать, что на неравномерность торможения влияет разность давления в шинах. Колесные элементы не должны быть перекачаны, так как это тоже снижает эффективность тормозов. ГОСТ сохраняет также возможность визуальной проверки ТС инспектором. В ходе процедуры автомобиль должен затормозить до полной остановки со стопроцентной блокировкой всех колес без потери прямолинейной траектории движения.
Отличия ТС других моделей ВАЗ
Автомобили ВАЗ «Классика» (модели с 2101 по 2107) оборудовались традиционной ТС с гидравлическим приводом. В данной системе усилие, необходимое для срабатывания установленных на колеса механизмов, создается с помощью ГТЦ при нажатии водителем на педаль. Повышенное давление от главного цилиндра по магистралям передается к колесным цилиндрам, которые сдвигают (в дисковых тормозах) или раздвигают (в барабанных) колодки.
Колеса автомобилей ВАЗ-2101 – 2107 оснащаются двумя типами тормозных механизмов:
- современные дисковые — на передних колесах;
- классические барабанные — на задних колесах.
Оба этих механизма относятся к фрикционным, основанным на силе трения между подвижными и неподвижными деталями. Отличие дисковых и барабанных механизмов заключается в положении и форме взаимодействия этих деталей.
У ВАЗ 2114 и 2115 применена рабочая ТС семейства ВАЗ 2110 с диагональным разделением контуров, что обеспечивает высокую активную безопасность автомобиля. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего механизмов, другой — левого переднего и правого заднего.
При отказе одного из контуров рабочей ТС используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобилей ваз 2110, 2111, 2112 с достаточной эффективностью. В гидравлический привод включены ВУ (указан на рисунке под цифрой 6) и двухконтурный регулятор (цифра 9) давления задних тормозов. Стояночная ТС имеет привод на тормозные механизмы задних колес.
- Механизм переднего колеса.
- Трубопровод контура «левый передний-правый задний».
- Главный цилиндр.
- Трубопровод контура «правый передний-левый задний».
- Бачок главного цилиндра.
- ВУ- вакуумный усилитель.
- Механизм заднего колеса.
- Упругий рычаг привода регулятора давления.
- РД — регулятор давления.
- Рычаг привода регулятора давления.
- Педаль.
- А — гибкий шланг переднего тормоза.
- В — гибкий шланг заднего тормоза.
Этап 1. Снятие ЗБТ
В первую очередь необходимо снять колесо. После этого необходимо ослабить трос ручника и свести колодки. Направляющие шпильки откручиваются с помощью ключа на 12.
Если машина старая или тормоза давно не менялись, то рекомендуется обработать посадочные места с помощью металлической щетки, а также смазать все ходовые поверхности WD40. Это поможет снять тормозной барабан без значительных усилий.
Обратите внимание, что, даже если барабан сидит туго, снимать его нужно постепенно, аккуратно постукивая молотком по всей окружности. Если вы не хотите повредить деталь, то используйте молоток с резиновым наконечником или резиновую прокладку.
Далее следует снять стягивающую пружину и направляющие, поддев их отверткой. После этого тормозную колодку нужно поднять вверх, убрать распорную планку и вывести колодку и пружину стягивания.
Для снятия второй колодки необходимо вывести рычаг ручника из троса. Болты, с помощью которых ступица крепится к балке, следует обработать WD 40 и открутить разрезным или обычным ключом на 17.
На последнем этапе производится демонтаж тормозной трубки ступицы. После этого можно приступать к монтажу ЗДТ.