Можно ли выполнять зарядку аккумулятора без снятия клемм


Любому аккумулятору свойственно разряжаться, даже если он не используется, то есть автомобиль длительное время простаивает. Особенно остро эта проблема проявляется зимой, а также при эксплуатации автомобиля в городских условиях, когда генератор просто не успевает отдать необходимый заряд.

Поэтому время от времени батарею нужно заряжать, используя штатное ЗУ. Но в некоторых случаях демонтаж АКБ чреват неприятными последствиями, так что вопрос о том, можно ли выполнять эту процедуру, не снимая клемм, интересует многих.

В каких случаях требуется зарядка батареи без снятия клемм

Если автомобиль оборудован энергозависимыми электронными приборами, даже кратковременное отключение питания может стать причиной сброса важных настроек, чего автовладельцы стараются избегать. Другое неприятное последствие отключения электропитания – включение защитной блокировки устройства.

Если снятие защиты посредством введения цифровых кодов много времени не занимает (при условии, что водитель эти коды помнит), то с восстановлением настроек придётся повозиться.

Но самое плохое, что может случиться при снятии АКБ – обнуление данных в памяти ЭБУ. Например, о суточном пробеге и расходе горючего, что повлияет и на другие связанные параметры (срок проведения ТО и т. д.). При использовании дополнительного оборудования восстановление настроек может потребовать обращения на сайт производителя или в сервисный центр, а это большие временные потери. Наконец, неосторожное или неправильное сбрасывание или одевание клемм может привести к скачку напряжения с очень неприятными последствиями для электронной аппаратуры, в особенности для контроллера силового агрегата. Такой сбой потребует перепрошивки или, что ещё хуже, замены дорогостоящего блока.

Почему разряжен аккумулятор

Причин для быстрого, критического разряда аккумуляторной батареи может быть несколько. Вот самые распространенные из них:

  1. батарея уже выработала свой срок (в виду неправильной или долгой эксплуатации), свинцовые пластины сильно разрушены и не вырабатывают необходимое количество тока;
  2. в электрооборудовании автомобиля имеется утечка, и машина во время стоянки, просто-напросто разряжает аккумулятор, напряжение падает;
  3. генератор работает неправильно, с перебоями, и зарядка аккумулятора автомобиля происходит не должным образом.


Первая причина устраняется только заменой АКБ на новый. А вот две другие вполне решаемы, хоть иногда и заставляют, что называется попотеть. Ведь причину утечки напряжения самостоятельно выявить вряд ли получится, придется посетить автоэлектрика. Ремонт и диагностика генератора тоже не входят в область знаний рядового автолюбителя. Во всяком случае у меня, дальше замены «шоколадки» дело никогда не доходило. Кесарю — кесарево, а слесарю — слесарево, что означает что каждый должен заниматься своим делом.

Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая клеммы

Большинство отрицательных рекомендаций сводится к тому, что при подключении к АКБ внешнего ЗУ существует риск скачка напряжения свыше допустимого для бортовой электросети уровня.

Большинство штатных контроллеров электронных устройств ориентированы на максимально допустимое напряжение на уровне 15.7 В – это действительно меньше пиковых значений некоторых зарядных устройств, особенно низкокачественных – они допускают кратковременное повышение напряжения вплоть до 18 В.

Поэтому перед коммутацией двух устройств – зарядного и источника питания – нужно с помощью тестера определить в цепи зарядки максимальный уровень напряжения. Если это аккумулятор кальциевого типа первых поколений, то для его зарядки требуется подавать до 17 В, что потенциально опасно для бортовой электроники. Однако современные батареи Са-Са могут заряжаться безопасным напряжением.

Большинство подзарядок оснащены предохранителями, не допускающими роста параметров тока на выходе устройства, но есть и модели, не имеющие даже такой защиты. Их использование настоятельно не рекомендуется без снятия аккумулятора с машины.

Если карбюратор

Автомобили, оснащённые карбюраторной системой питания, дают отрицательный ответ на вопрос, надо ли снимать клеммы при зарядке аккумулятора. Во всяком случае, это абсолютно точно касается машин российского производства, для которых подключение внешнего ЗУ абсолютно безопасно. С иномарками есть нюансы – некоторые карбюраторные модели оснащались электронным контроллером, в задачи которого входила корректировка топливно-воздушной смеси, а необходимые данные поступали от каталитического нейтрализатора.

Большая часть таких машин выпускалась во второй половине девяностых годов, и это позволяло отечественным автовладельцам выбрасывать электронику, меняя карбюратор на механический отечественный аналог. На тех экземплярах, где электронику не трогали, зарядка производится по алгоритму, характерному для авто с распределённым впрыском.

Если инжектор

На сегодня это превалирующий тип легковых авто, но нужно ли отключать клеммы при зарядке АКБ, здесь зависит от конкретного исполнения. Здесь имеется микропроцессорный блок на самом инжекторе, есть управляющая электроника и на генераторе. Наличие предохранителя надёжной защитой не является, так что при подключении ЗУ скачки напряжения возможны. Поэтому большинство производителей рекомендуют отключать клеммы батареи.

Но есть модели, на которых всё наоборот, то есть отключение АКБ нежелательно, а зарядку следует выполнять в соответствии с инструкциями.

На запущенном двигателе

Как только мотор запущен, питание бортовой сети передаётся генератору, он же отвечает за зарядку аккумулятора. Подключив на работающем силовом агрегате к батарее зарядное устройство, вы рискуете «угробить» реле-регулятор генератора, а заодно и контроллер самого ЗУ.

Так что если возникла необходимость заряжать аккумулятор, не снимая его с машины, то делать это на работающем двигателе категорически не рекомендуется.

Если клеммы грязные или окислённые

Стабильность контактного пятна – характеристика не менее важная, нежели стабильность тока или напряжения на выходе зарядного устройства. Не нужно забывать и о том, что загрязнённая или окислённая клемма существенно ухудшает возможность восстановления номинальной ёмкости АКБ, поэтому перед зарядкой необходимо проверить выводы батареи и при необходимости очистить их от налёта и следов химических реагентов.

Советы по уходу за аккумулятором автомобиля

В заключение, давайте рассмотрим профилактические мероприятия, которые помогут избежать проблем при эксплуатации автомобиля. Большинство этих мер не отнимают много времени и позволяют существенно продлить срок службы АКБ. Основные профилактические мероприятия представлены ниже:

  • Периодически проводить подзарядку аккумулятора с использованием сетевого ЗУ. В идеале нужно проводить контрольно-тренировочный цикл. КТЦ не рекомендуется для кальциевых аккумуляторов, чувствительных к глубокому разряду. В зимнее время частота зарядок должна быть выше. По возможности зимой нужно избегать кратковременных поездок и частых пусков мотора;
  • Содержите в исправном состоянии электрическую проводку, генератор автомобиля и регулятор напряжения авто. Периодически проверяйте напряжение на выводах АКБ при работающем двигателе. Нормальное напряжение 13─14,4 вольта при включённых фарах, музыке и обогреве стёкол;
  • Регулярно проверяйте уровень электролита. Это можно делать стеклянной трубочкой. Уровень должен быть на 10─15 миллиметров выше пластин. При необходимости доливайте дистиллированной воды. Это не касается необслуживаемых автомобильных аккумуляторов;
  • Следите за чистотой корпуса и клемм аккумулятора. Нужно устранять следы окисления, коррозии, вытирать грязь и подтеки электролита. Это снизит саморазряд АКБ. Клеммы можно покрыть специальным составом против окисления;
  • Периодически измеряйте плотность электролита. Нормальное значение на заряженном аккумуляторе 1,27 гр./см3. При необходимости корректируйте плотность. О том, как это сделать, рассказывается в статье под названием «Какая кислота в аккумуляторе автомобиля и для чего нужен электролит»;
  • Если вы оставляете автомобиль на стоянке длительный период, то снимайте с него аккумуляторную батарею, заряжайте её и храните отдельно.

Особенности процедуры зарядки АКБ без его снятия

Если вам предстоит зарядка автомобильного аккумулятора без снятия клемм, стоит учесть следующие особенности этой процедуры:

  1. ЗУ включается в сеть после его соединения с аккумулятором. После окончания процедуры сначала нужно снять провода и только после этого обесточить зарядное устройство. В противном случае сохраняется риск повреждения электроники автомобиля.
  2. Первым надевается положительный кабель, отрицательный – последним. Такой порядок позволяет снизить вероятность закорачивания АКБ.
  3. Перед подключением ЗУ осмотрите провода на предмет нарушения изоляции. Убедитесь, что они не касаются вентилятора системы охлаждения и компонентов выпускного тракта – нельзя исключать вероятности пуска двигателя даже без ключа в замке зажигания.
  4. Перед тем как заряжать аккумулятор, не снимая его с автомобиля, убедитесь, что все бортовые потребители электроэнергии отключены.
  5. Во время зарядки обеспечьте вентиляцию помещения, если машина стоит в гараже.
  6. Если батарея обслуживаемая, убедитесь, что пробки откручены, а уровень электролита соответствует норме.
  7. Зимой в неотапливаемом помещении зарядку лучше не проводить – она может оказаться намного продолжительнее, чем в обычных условиях.

Как правильно зарядить АКБ без снятия с машины

Если вы все же решили подзаряжать батарею непосредственно на машине, без скидывания клемм, следуйте последовательной инструкции.

  1. Подготовка. Открываем капот машины. Берем тестер и снимаем показатели. Если показало меньше 12,7-12,8 В, то батарея нуждается в подзарядке. Например, она заряжена на 70-80%, и нужна дополнительная подпитка с внешнего источника.

  2. Проверка АКБ мультиметром

  3. Соединение. Устанавливаем провода отключенного зарядника. Концы проводов должны иметь прищепки в виде «крокодила». Цепляем сначала «плюс», потом «минус» — хотя, в принципе, если цепь тока 220 разорвана, последовательность подключения полюсов большого значения не имеет.
  4. Подключение в сеть 220 V. Включаем вилку зарядника в розетку. Активируем кнопку «вкл» на устройстве подачи тока. Следим за амперами на заряднике. Одновременно смотрим на шкалу вольтажа.
  5. Режим ожидания. Аккумулятор возьмет нужное количество энергии, и зарядник можно отключать.
  6. Отключение. Жмем кнопку «выкл», вытаскиваем вилку из розетки. Снимаем провода с клемм. Измеряем вольтаж аккумулятора — должно показать 12,7–12,8 В.

Одно из альтернативных решений, дающих возможность снизить риски замыкания бортовой сети при подаче тока с внешнего источника — это подключение зарядника к прикуривателю. В этом случае нагрузку на себя возьмет запасной блок питания, что предотвратит риски короткого замыкания.

Техника безопасности

Даже обычную процедуру восстановления ёмкости автомобильной батареи нельзя назвать простой, а при попытке зарядить АКБ без снятия клемм возникают дополнительные сложности.

Именно поэтому процедура должна выполняться с соблюдением следующих правил безопасности:

  • работать нужно с использованием средств индивидуальной защиты (очков, резиновых перчаток и передника), особенно если аккумулятор обслуживаемый;
  • при подключении ЗУ к батарее следует соблюдать необходимую полярность и очерёдность (описано пунктом выше);
  • чтобы не допустить случайного включения зажигания, вытащите ключ из замка, предварительно выключив все электроприборы;
  • не допускайте контактов проводов с любыми металлическими поверхностями, кроме клемм аккумулятора;
  • обеспечьте приточную вентиляцию, если зарядка происходит в закрытом помещении.

Помните, что зарядка АКБ без снятия его с автомобиля возможна и безопасна только в том случае, если электрические характеристики зарядного устройства соответствуют параметрам бортовой сети транспортного средства.

Меры предосторожности

При работе с электрическим током – безопасность превыше всего. По этой причине запрещается производить эту операцию во влажном помещении. Нарушение этого требования может привести к поражению электричеством, а также к выходу зарядного устройства из строя.

Современные приборы для зарядки аккумулятора хорошо защищены от переполюсовки. При неправильном подключении зажимов перегорит предохранитель, но основная схема должна оставаться незатронутой.

Проверять работоспособность элементов безопасности не рекомендуется, поэтому следует проявлять внимательность при соединении проводов, идущих от ЗУ к аккумулятору.

Все электрические контакты должны быть полностью в исправном состоянии. Наличие искрения в непосредственной близости от легко возгораемых веществ может закончиться пожаром.

Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.

Последствия отключения батареи


Жестко обозначенного круга последствий отключения аккумулятора при необходимости его зарядить нет. Собственно, даже в очень похожих по функционалу моделях автомобилей, снимая клеммы, можно обнаружить абсолютно разные результаты. Наиболее часто случаются:

  • обнуление установок бортуправления климатом в салоне;
  • блокировка штатной магнитолы.

Конечно, больших угроз такие проблемы не несут. Для разблокирования медиа достаточно просто ввести код, а настройки электроадаптации сами восстановятся спустя пару десятков километров пробега. Однако, случаются и менее распространенные, но и не менее неприятные последствия кратковременного отключения аккумулятора из цепи автомобиля:

  • сбой настроек климат-системы;
  • удаление памяти оперативного запоминающего устройства;
  • сбои в системе современных акустических систем, которые могут приводить к необходимости переустановки программного обеспечения.

Очевидно, что после того, как автовладелец столкнется хотя бы с одной из описанных (или неописанных) проблем, у него возникает желание исключить их в дальнейшем. Поэтому вопрос, может ли осуществляться зарядка аккумулятора, подключенного в цепь, становится актуальным и вполне логичным.

Самостоятельное хромирование деталей: инструкция, советы

Карбюраторный тип

Здесь вообще проблем быть не может – НИКАКИХ. Здесь банально нечему гореть, ведь здесь нет ЭБУ! Кроме реле – регулятора, но даже если он выйдет из строя, то скорее всего он просто будет перезаряжать вашу батарею. НО зарядное устройство никак не влияет на это реле! Как устроена система заряда этого варианта. Схема немного утрированная, но она нужна просто для понимания процесса.

После пуска мотора, генератор начинает вырабатывать энергию, он тесно связан с коленчатым валом двигателя через ременную передачу. Энергия скачкообразная, ее снимают специальные «щетки» с ротора. Далее энергия «выпрямляется» через специальное «реле-регулятор выпрямитель». Оно дает постоянно напряжение скажем в 13,8 – 14,2В достаточное для заряда батареи.

Понятное дело, что при работе силового агрегата, генератор питает и все остальное оборудование нужное для зажигания топлива, освещения, и т.д., аккумулятор в таком режиме просто заряжается.

Генератор не может перезарядить аккумулятор, все контролируется специальными «реле» это есть механический принцип заряда.

В карбюраторном авто, вообще нет специализированных блоков управления, здесь многие операции производятся механическим путем.

Собственно если вы не снимая аккумулятор с машины, подсоедините к клеммам концы зарядного устройства, а двигатель не будет в это время работать. Ничего страшного произойти просто не сможет, АКБ будет заряжаться также как от генератора, а «реле» по сути будет обесточено. Лично я сам так делал многие разы, на своих ВАЗ 2101 – 2105.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]