Техника безопасности
Для новичка, впервые снимающего АКБ с машины, неясно, какая клемма снимается первой с аккумулятора. Для него важно выстроить пошагово всю цепочку действий: что сделать в первую очередь, а что потом. В этой процедуре нет ничего сложного, если строго соблюдать технику безопасности и последовательность действий.
Чтобы снять аккумулятор, нужно воспользоваться гаечным ключом и тряпкой. АКБ нельзя толкать и переворачивать, так как частицы, осевшие на дно батареи, могут попасть на поверхность пластин, что приведёт к замыканию и выходу из строя устройства.
Электролит, который содержится в батарее, ни в коем случае не должен попадать на кожу. Но если это произошло, нужно смочить руку в щелочном деактиваторе.
Саморазряд и токи утечки
Когда перезаряжаемая литиевая аккумуляторная батарея используется в качестве компонента накопителя для сбора энергии в помещении, ток утечки батареи нельзя игнорировать, особенно в приложениях со сверхнизким энергопотреблением. Обычно считается, что ток утечки в литиевой батарее находится в диапазоне малых мкА.
Предложен экспериментальный метод его измерения путем подачи заряда в мкА на стабилизированную батарею с постзарядкой для наблюдения за изменением напряжения на клеммах. Когда приложенный зарядный ток больше тока утечки, может наблюдаться положительный знак (увеличение напряжения на клеммах). В противном случае – отрицательный. При постепенном изменении тока заряда, использовании алгоритма поиска в последовательном приближении ток утечки наконец сойдется с приложенным зарядным током.
Схождение происходит после смены знака в двух последовательных процедурах поиска, демонстрируя, что зарядные токи приближаются к току утечки в обоих направлениях. Точность аппроксимации может быть улучшена путем настройки количества смен знака в алгоритме поиска последовательного приближения. Предложенный способ позволяет использовать полную емкость перезаряжаемой литиевой батарейки в сверхнизком энергопотреблении.
Порядок снятия батареи
Важно запомнить, как правильно снимать клеммы с аккумулятора. Существует определённый порядок действий, который нужно выполнять. При этом не стоит забывать о технике безопасности. Последовательность действий выглядит следующим образом:
- Сначала необходимо заглушить машину.
- Отключить все электронные приборы.
- Закрыть окна и двери: в случае, если у машины есть стеклоподъёмники, после снятия АКБ окна невозможно будет поднять. Двери придётся закрывать вручную ключом.
- Снять крышку, защищающую клеммы аккумулятора от пыли и грязи.
- Если крышки нет, необходимо заизолировать плюсовую клемму изолентой.
- Снять заземление, если оно имеется.
- Ослабить гайки ключом.
- Скинуть минусовую клемму, затем — плюсовую.
- Не допускать соприкосновения плюсовой клеммы с металлическими предметами.
Важный технический момент: отключать первым нужно именно минус, чтобы не произошло короткого замыкания.
Кузов машины, его ещё называют массой, соединён с минусовой клеммой. При её снятии цепь разрывается и короткое замыкание не может произойти, так как батарея отключается от кузова.
Рекомендуем: Начало эксплуатации нового аккумулятора для авто
Таким образом, снять клемму с аккумулятора несложно. Нужно только строго соблюдать последовательность действий.
Далее следует произвести необходимые действия: подзарядить АКБ или поменять его на новый.
Избегаем замыкания
Однако есть мнение, что всегда нужно сначала отсоединять положительный вывод батареи, чтобы не допустить утечки электричества из батареи. Рассмотрим случай из жизни. Это история о том, что случилось с профессиональным стоматологом, который иногда любит сам чинить свой спорткар. Он решил снять аккумулятор с автомобиля, используя торцевой гаечный ключ, чтобы ослабить его зажимы. Ключ соприкасался с обручальным кольцом мужчины, а кольцо в свою очередь задело прижим аккумулятора. Массивное короткое замыкание приварило кольцо к прижиму и гаечному ключу, который в свою очередь был приварен к положительной клемме.
Автомобильные аккумуляторы накапливают огромное количество энергии, они оптимизированы для ее доставки в очень короткий период времени. Закоротивший аккумулятор может легко выдать несколько сотен ампер — больше, чем аппарат для дуговой сварки. В течение секунды обручальное кольцо стало почти раскаленным, и только быстрая реакция его другой руки на разрыв соединения нажатием на гаечный ключ не позволила кольцу начать плавиться прямо на пальце. Украшение срезали с пальца в отделении неотложной помощи, и прошло больше месяца, прежде чем незадачливый автолюбитель удостоверился, что он не потеряет палец.
Итог:
- При работе с инструментами снимите все украшения.
- Всегда отсоединяйте заземляющий зажим аккумулятора, прежде чем ослаблять положительный. Если вы удалите отрицательный и непреднамеренно завершите замыкание на землю, ток не будет течь, потому что зажим уже заземлен. Последующее закорачивание положительного контакта к земле не приведет к протеканию тока, поскольку ток не имеет обратного пути к отрицательному полюсу.
- Подключайте землю последней.
Подключение аккумулятора к машине
Непосредственно перед установкой АКБ необходимо провести зачистку клемм щёткой. Если на поверхности батареи образовалась грязь, её нужно убрать с помощью дистиллированной воды. Обычную воду использовать нельзя, так как от неё может образовываться налёт.
Подключать АКБ следует в строго обратной последовательности:
- Поставить батарею на прежнее место.
- Закрутить крепление.
- Надеть клемму «плюс».
- Затянуть гайки ключом, чтобы конструкция плотно прилегала к АКБ.
- Только после этого подсоединить «минус».
- Какую клемму снимать первой — «минус». При подключении АКБ обратно первым присоединять «плюс».
К чему приведет ошибка в последовательности
Если выполнять установку в другой последовательности с соблюдением мер предосторожности, теоретически опасности нет. Однако, в том случае, если сначала установить отрицательную, и закрепить ее, далее во время установки закоротить ключом или другим металлическим предметом положительную клемму на кузов автомобиля, произойдет короткое замыкание страшной силы. Будет протекать огромный ток. Это может привести:
- к разрушению целостности аккумуляторной батареи;
- к выходу АКБ из строя, разрушению пластин;
- к термическим и химическим ожогам кожных покровов;
- к поражениям органов зрения;
- к неисправности электрооборудования автомобиля.
Цена ошибки при несоблюдении последовательности подключения АКБ высока. Необходимо строго придерживаться установленных правил.
Настройка электроники
После того как АКБ подключён, нужно отрегулировать бортовую электронику, так как после снятия батареи все настройки сбились. Для большинства автомобилей последовательность действий следующая:
- Завести двигатель и прогреть его.
- Заглушить машину.
- Снять минусовую клемму, подождать две минуты.
- Поставить её обратно.
- Сделать то же самое с плюсовой клеммой.
- Снова завести машину, пусть поработает вхолостую 15 минут.
- Выключить зажигание, при этом все данные сохранятся.
- Повторно завести машину, протестировать все электронные системы.
- Выключить зажигание и подождать, пока система запишет все параметры.
В итоге все бортовые настройки восстановятся. Эта последовательность действий подходит для всех машин, независимо от марки.
Таким образом, в процессе установки и снятия аккумулятора главное — не перепутать последовательность действий, тогда короткого замыкания не произойдёт. Если научиться восстанавливать бортовые настройки авто, то будет освоено полное управление современным автомобилем.
Можно ли отключить одну клемму при хранении аккумулятора
При длительной стоянке автомобиля, не предполагающей полного съема аккумуляторной батареи, рекомендуется отключать обе клеммы АКБ. Если оставить их в электроцепи, то произойдет разрядка батареи из-за работающих потребителей энергии (сигнализации, отдельных датчиков, радаров и т. д.). Снимать только одну клемму не рекомендуется из-за следующих причин.
- Если оставить подключенной минусовую клемму, то в электросети останутся токи утечки, а разрядка АКБ будет происходить быстрее.
- Если оставить присоединенной плюсовую клемму, то может произойти замыкание цепи, что может грозить порчей проводки и приборов и даже возгоранием автомобиля.
Какую клемму одевать первой
Правила техники безопасности требуют соблюдать строго определённую последовательность не только при снятии клемм, но и при их установке. Если руководствоваться логикой, то становится понятным, что действовать следует в обратном порядке. Следовательно, если отключение батареи необходимо начинать с минуса, то её подключение логично начинать с плюса. Таким образом, какую же клемму мы первой должны одевать на аккумулятор? Конечно же, положительную, то есть плюсовой контакт подсоединяется в первую очередь.
Снять клемму, чтобы скинуть ошибку
При съёме клеммы может возникнуть другая ошибка, которая создаст ещё больше проблем. Есть более безопасные способы сбросить настройки без дополнительных неприятностей. Можно снять одну клему (плюс), чтобы вызвать замыкание. Если аккумулятор новый, скорее всего, ничего не произойдёт. Но этот способ всё равно не рекомендуется, так как в случае поломки сбрасывать уже будет нечего.
Если есть возможность разрядить аккумулятор в ноль, лучше сделать так, а потом уже разобраться в центре техобслуживания.
Особые ситуации
Если в транспортном средстве есть бортовой компьютер, то после изъятия аккумулятора все сохраненные данные будут удалены. В связи с этим нужно перепроверить, тот ли это случай, когда без демонтажа не обойтись.
Также многие водители устанавливают сторонние охранные системы (сигнализации), и интересуются, не навредит ли снятие АКБ их работе. Неполадки возникают крайне редко и обычно это отказ части функций системы.
Аналогично обстоят дела с магнитолами. Многие модели при запуске запрашивают PIN-код. Если такой есть – его надо узнать заранее, или предварительно отключить запрос кода. Что до FM-радио, придется по новой настраивать частоты.
Снять аккумулятор с машины не так сложно, как кажется, и особых навыков для этого не требуется. Важно только подготовить все инструменты и знать последовательность процесса. Работы следует проводить аккуратно. Меньшая из бед, которая произойдет при халатном обращении – сброс настроек аудиосистемы. Если опыта нет, и кажется, что не справитесь, лучше доверить дело специалисту, особенно когда речь идет о дорогой машине, напичканной электроникой.
Возможные проблемы при снятии АКБ
Владелец при снятии аккумулятора рискует столкнуться с некоторыми проблемами. Их специфика зависит от комплектации машины. К примеру, есть нюансы для автомобилей с магнитолой, сигнализацией и бортовым компьютером.
Сигнализация
У некоторых моделей автосигнализации отключение питания ассоциируется с угоном, поэтому может включиться тревожный сигнал. К тому же, такие сигнализации могут в любой момент заблокировать двери. Поэтому перед снятием АКБ автономное питание у «сигналки» нужно отключить. Это делается специальными ключами, которые идут в комплекте с сигнализацией.
Предварительно стоит убедиться, что ключи от машины лежат в кармане, а не вставлены в замок зажигания. Одну из дверей лучше оставить открытой, так как при снятии АКБ информация с брелка сигнализации может стереться.
Важно! После возвращения АКБ на привычное место нужно проверить сигнализацию. Ведь в процессе снятия могли сбиться настройки, которые отвечают за автоматическое включение или чувствительность сигнализации.
Радио/магнитола
У большинства магнитол нет своего источника питания, и при отключении АКБ настройки чаще всего сбиваются. Поэтому после возвращения аккумулятора на место придётся заново настроить радиостанции.
Важно! Современные магнитолы после включения требуют PIN-код (функция, позволяющая защитить устройство от кражи). Поэтому перед снятием АКБ владельцу стоит убедиться, что он знает PIN-код от своей магнитолы.