Как определить, что в автомобиле сгорел предохранитель?


С ситуацией, когда в машине сгорел предохранитель и не работает часть электрического оборудования, сталкивался каждый владелец машины. Усложнение конструкции машины привело к внедрению дополнительных электронных элементов, связанных между собой. Плавкие вставки, расположенные в моторном отсеке и салоне, обесточивают цепи при коротких замыканиях, предотвращая пожар или повреждение дорогостоящих компонентов.

Основные причины выхода предохранителей из строя

Распространенные причины срабатывания плавких вставок:

  • нарушение контакта при движении по неровным дорогам вызывает скачки тока в цепи, что приводит к сгоранию перемычки;
  • использование низкокачественных предохранителей, которые выпадают из посадочных гнезд и отключают часть потребителей от бортовой сети;
  • подключение оборудования с чрезмерной мощностью;
  • короткие замыкания, возникшие из-за неисправностей потребителей или проводки;
  • установка плавкой вставки с пониженным номиналом, не рассчитанным на номинальную нагрузку.

На ряде автомобилей предусмотрена защита электрических цепей блоками управления. При повышении силы тока в память контроллера заносится ошибка, включить прибор невозможно, но плавкий предохранитель будет исправен. Например, на машинах концерна VAG предусмотрена двойная защита насоса подачи омывающей жидкости. При коротком замыкании сгорит плавкая вставка, но при попытке включить помпу с замерзшей водой в бачке в память контроллера запишется ошибка. Восстановить работоспособность оборудования можно путем отключения аккумулятора на 10-15 минут.

Автомобильные предохранители и их классификация

На автомобиле предохранители, в большинстве своем, располагаются в блоках. Чаще всего на машине два или больше блока предохранителей. Один из них находится под капотом или в районе багажного отделения. Он называется основным и включает в себя наибольшее количество предохранителей. Другой блок располагается под передней панелью в салоне, но у всех автомобилей в разных местах. Также предохранители могут отдельно располагаться по всей машине – по 1, 2 или 3 штуки.

Автомобильные предохранители классифицируются по двум параметрам – размер и номинальный ток срабатывания.

Выбирая автомобильный предохранитель, следует обратить внимание на размер:

Помимо размера, при покупке предохранителя следует знать его номинальный ток. Чаще всего в автомобилях устанавливаются элементы, которые обладают номинальным током от 5 до 30 А. Проще всего определить ток предохранителя по его цвету, и ниже представлена таблица, в которой указано, как между собой связан цвет и номинальный ток предохранителя.

Визуальный осмотр предохранителя

Стандартный ножевой предохранитель имеет корпус из прозрачного пластика, позволяющего видеть состояние перемычки. Для проверки необходимо заглушить двигатель, открыть крышку коробки и специальными щипцами вынуть элемент из монтажного гнезда. Если металлическая перемычка имеет разрыв, то потребуется установить новую вставку. Для дополнительного контроля на торце вставки имеется прямоугольное окно, через которое видна проволока. При выходе предохранителя из строя на перемычке будет виден зазор.

На элементах цилиндрического типа пластина между контактами вынесена на боковую часть. При коротком замыкании материал плавится, и точка разрыва хорошо видна на вынутом элементе.

Не допускается оплавление корпуса, поскольку уменьшение длины приводит к нарушению контакта и разрыву цепи (перемычка при этом будет целой).

Самостоятельная замена предохранителей

Заменить перегоревшее устройство своими руками – дело нескольких минут. Естественно, чтобы избежать последующей замены блока предохранителей целиком, отнестись к этой простой манипуляции следует со всей ответственностью. После точного определения источника проблемы, замена плавкого защитника должна начинаться с подбора нового, который в точности соответствует поврежденному. Для удобства «идентификации» все устройства имеют разный цвет – в соответствии со своей мощностью.

Приобретать предохранители лучше всего заранее, не дожидаясь пока один из них выйдет из строя. При этом, следует основываться не на собственных предпочтениях и стоимости, а на рекомендациях завода-изготовителя. В случае отсутствии таковых в продаже, имеет смысл сделать заказ и немного подождать, нежели подвергать свое авто и себя риску. В крайнем случае допускается временное использование предохранителей, подходящих по размеру и характеристикам. Подробный алгоритм действий для правильной замены неисправного предохранителя можно увидеть на видео:

Как проверить предохранитель мультиметром?

Если осмотр производится в условиях плохой видимости, то определить сгоревший предохранитель сложно. Проблема возникает и при проверке элементов с корпусами из матового пластика. Кроме того, перемычка может сгореть около ножки, при осмотре обнаружить дефект сложно. В этом случае необходимо использовать тестовый прибор (мультиметр), позволяющий проверить деталь по напряжению или по сопротивлению.

При отсутствии тестового прибора для проверки используют батарейку с припаянными проводами и патроном с лампочкой. Оголенные концы кабелей подключают к контактам предохранителя, если перемычка цела, то лампа будет гореть. При изготовлении самодельного устройства учитывают соответствие напряжения элемента питания и характеристик лампочки.

Проверка по напряжению

Алгоритм проверки:

  1. Переключить тестовый прибор в режим замера напряжения.
  2. Запустить двигатель либо активировать зажигание, а затем включить питание приборов, подключенных к цепи с вышедшим из строя предохранителем.
  3. Подсоединить отрицательный щуп прибора к минусовой клемме батареи или любой металлической детали без окраски, имеющей контакт с кузовом.
  4. Поочередно приложить положительный щуп ко входу и выходу предохранителя. Если питание отсутствует, то следует установить новый элемент, а затем проверить работу потребителей. Если восстановить работоспособность не удалось, то понадобится проконтролировать целостность жгутов проводки на участках до и после предохранителя. Проблема может возникать при обрыве кабеля или разрушении жилы в результате силового воздействия или коррозии.

Иногда сгоревший предохранитель выглядит как целый, в этом случае можно проверить целостность перемычки «прозвонкой». Для выполнения работы следует переключить тестовый прибор в соответствующий режим и приложить щупы к металлическим контактам плавкой вставки. Если цепь замкнута, то мультиметр подаст звуковой сигнал, при обрыве сигнала не будет. На верхней части ножевого предохранителя имеются 2 окна для быстрой проверки состояния перемычки тестовым прибором, достаточно подключить щупы и мультиметр покажет состояние плавкой вставки.

Проверка по сопротивлению

Проверка по сопротивлению является аналогом «прозвонки», но тестовый прибор переводят в режим омметра. Затем прикладывают щупы к металлическим выводам защитного элемента и смотрят на индикацию.

Если сопротивление цепи равно нулю, то ток не проходит через перемычку из-за обрыва. При коммутации исправного предохранителя на экране отобразится номинальное сопротивление элемента.

Виды электрических плавких предохранителей

В большинстве автомобилей предохранительные компоненты размещены в специальных блоках. Как правило, речь идет о двух блоках: один находится в подкапотном пространстве рядом с лобовым стеклом или в багажном отделении; второй — в салоне под панелью. Дополнительно несколько защитных компонентов могут располагаться в других частях машины.

Предохранительные элементы различают по размеру: большие, средние и малые. Также защитные элементы различаются по номиналу ампер — от 2 до 30 А.

Проверка с помощью схемы

Расположение конкретного предохранителя, можно найти в руководстве по эксплуатации любой машины. Также подробную схему можно увидеть на внутренней стороне крышки блока. Исходя из неисправности авто, необходимо проверить конкретный защитный элемент и заменить если это требуется. Если в наличии нет запасных деталей, можно поменять местами предохранители с аналогичным номиналом ампер и посмотреть привело ли это к изменениям.

Проверка визуальным осмотром

Данный способ заключается в последовательной диагностике всех защищающих элементов автомобиля. Понять исправность можно с помощью извлечения и осмотра, при замыкании проволока внутри будет разорвана или слегка оплавлена. Способ малоэффективен из-за наличия большого числа защитных элементов и такая диагностика займет много времени. По этой причине опытные автолюбители проводят проверку с помощью мультиметра.

Проверка с помощью мультиметра

Преимущество способа — возможность диагностики без извлечения. Если предохранительный элемент извлечен, необходимо переключить мультиметр в режим звуковой проверки и разместить щупы на контакты. В случае если прибор издаст звуковой сигнал — предохранитель исправен, если же сигнала нет его следует заменить.

Если нет возможности ознакомиться со схемой или отсутствует уверенность в неисправности определенного предохранителя, процесс извлечения и прозвона всех защитных элементов займет значительное время. С помощью мультиметра можно осуществлять проверку без извлечения: щупы необходимо установить на открытые точки контактов внешней части предохранителя. В случае исправности защитного элемента прибор издаст звуковой сигнал.

Проверка с помощью тестера

Проверку можно осуществить тестером с лампочкой. Один конец необходимо подключить к массе(раме или кузову машины), а второй последовательно к открытым точкам контактов внешней части предохранителя. Защитный элемент исправен в случае если лампочка загорается на обоих контактах.

Тестер можно изготовить самостоятельно с помощью провода, батарейки и лампочки. Батарейку и лампочку необходимо использовать одинакового вольтажа. Один провод необходимо соединить «+» батарейки и лампочкой, второй провод станет прерываемой цепью для диагностики(часть провода крепится к лампочке, другая часть к батарейке).

Рекомендации по замене

Основные советы по установке нового предохранителя:

  1. Работы по замене следует проводить на автомобиле с отключенным зажиганием.
  2. Перед проведением обслуживания и ремонта электрической системы автомобиля необходимо убедиться в наличии запасных предохранителей. Элементы могут находиться в специальных гнездах на крышках распределительной коробки или устанавливаться в резервные гнезда в блоках. При подборе запасных частей следует выбирать изделия с указанным местом производства. Номинал вставки определяется по цвету пластика, дополнительная информация о допустимой силе тока наносится краской на верхней части ножевого элемента.
  3. Для извлечения цилиндрических вставок не требуется инструмент, элемент вытягивается пальцами из пружинных контактов. Для снятия ножевого предохранителя следует использовать штатные пластиковые щипцы, уложенные в распределительной коробке или закрепленные на крышке. Запрещается резко дергать элемент или вытягивать под углом, при разрушении корпуса вынуть остатки ножек сложно. Водителю понадобятся щипцы с тонкими губками, которые могут отсутствовать в наборе инструмента.
  4. Перед установкой нового элемента следует осмотреть посадочное гнездо, на металлических контактах не должны просматриваться следы окисления или нагара. В противном случае необходимо зачистить поверхности мелкой наждачной бумагой, при наличии глубоких повреждений понадобится установить новые контактные пластины в условиях сервиса.
  5. Следует устанавливать предохранитель с номиналом, указанным производителем автомобиля. Информация имеется в инструкции по эксплуатации и на крышке монтажного блока. Не следует использовать вставки, рассчитанные на повышенную мощность, поскольку проводка не выдержит нагрузку и оплавится. Разрушенная изоляция приведет к короткому замыканию и пожару. Запрещено применять самодельные элементы (например, свернутые из проволоки или алюминиевой фольги), не обеспечивающие защиту электрических цепей.
  6. Перед установкой нового предохранителя следует точно определить гнездо для элемента. На монтажной плате коробки нанесены цифры, расшифровка назначения плавких вставок имеется на крышке. Следует учитывать, что часть гнезд являются резервными, контакты не подключены к бортовой сети автомобиля.
  7. Если вставка сгорела на загородной трассе и в наличии отсутствует предохранитель с требуемым номиналом, то необходимо установить элемент, рассчитанный на сниженную мощность. Не следует включать все потребители, после приезда до места назначения понадобится приобрести и смонтировать вставку, соответствующую требованиям изготовителя автомобиля.
  8. Если новый защитный элемент сгорает сразу после установки или подключения нагрузки, то следует проверить цепь и найти причину неисправности. Пытаться экспериментальным путем подобрать вставку с повышенным номиналом запрещено.
  9. Если в монтажной коробке имеются следы воздействия повышенной температуры (деформации, запах гари), то следует выяснить причину перегрева. Дальнейшая эксплуатация приведет к возгоранию или повреждению электрических приборов.
  10. После установки нового предохранителя следует убрать щипцы в штатное гнездо и плотно закрыть крышку распределительного блока. Если были использованы элементы из аварийного резерва, то следует пополнить запас. Рекомендуется возить комплект предохранителей в перчаточном ящике, детали не занимают места, но могут потребоваться для ремонта машины.

Процедура замены не требует специальных знаний и навыков. Владельцу автомобиля необходимо знать места установки монтажных коробок и назначение предохранителей. Если водитель не уверен в собственных силах, то рекомендуется добраться до ближайшего сервиса и произвести замену силами наемного мастера.

Определение сгоревшего предохранителя в машине

Для того, чтобы обеспечить полностью безопасную работу электрооборудования, в автомобиле используются предохранители, защищающие электронику от перегрузок или короткого замыкания. Это самые простые по конструкции и недорогие элементы защиты, дающие возможность предотвратить повреждение остальных блоков, которые стоят намного дороже. Это намного уменьшает затраты владельца на ремонт машины. Как же определить, какой предохранитель перегорел в автомобиле? Принцип работы. Суть действия предохранителей достаточно проста: при возникновении перегрузки либо замыкания, в сети может расплавиться оплетка проводов, что приведет к выходу из строя приборов и блоков, а иногда и к возгоранию автомобиля. Как раз для того, чтобы предупредить такого рода неприятности, используются предохранители, принимающие на себя весь удар. При возникновении перегрузки или короткого замыкания такая система просто перегорает, предотвращая повреждение более ценных приборов.

При проблемах в цепи электропитания, не происходит повреждение разного рода электрических блоков и модулей, а всего лишь перегорает предохранитель, который не сложно заменить. Современные типы машин могут иметь достаточно большое количество предохранителей, каждый из которых отвечает за безопасность своей группы приборов. Иногда отыскать получившее повреждение реле может быть достаточно сложно, так как нужно отыскать сам электронный модуль, который вышел из строя, и определить, какой предохранитель отвечает за его работу.

Методы выполнения проверки. Отыскать всю требуемую информацию по расположению предохранителей можно, просмотрев инструкцию к автомобилю. Для того, чтобы упростить поиск, многие из автопроизводителей наносят схему расположения на внутреннюю сторону крышки, закрывающей электронный блок. При наличии настолько качественно выполненной схемы, поиск требуемого предохранителя, отвечающего за работу нужного реле или электронного прибора, не займёт много времени.

Еще одной особенностью, служащей для упрощения поиска проблемных предохранителей, становится наличие прозрачной крышки. Это дает возможность определения перегоревшей внутренней жилы, которая требует замены. Согласно рекомендациям специалистов, выполнять замену проблемного предохранителя стоит при возникновении малейших сомнений, что даст возможность обеспечения правильной работы электроники. Но иногда, получившие повреждение предохранители, могут иметь и целую жилу, поэтому одним визуальным осмотром дело не ограничится.

Максимальную точность при определении неисправного предохранителя позволяет обеспечить мультиметр, которым можно «прозвонить» всю цепь. У таких приборов имеется особый звуковой режим, а все, что требуется сделать — замкнуть его контакты на двух выводах предохранителя, результатом чего должен стать характерный писк. Отсутствие звука означает, что ток не может пройти через предохранитель, а значит, он нуждается в замене.

Выполнение замены предохранителя. Каждый предохранитель, используемый для защиты электроники, имеет собственные параметры мощности. Поэтому выбирать следует правильные параметры, которые полностью соответствуют заменяемым. Купить их можно практически во всех автомобильных магазинах и магазинах радиодеталей, стоят они недорого. Каждому водителю лучше иметь в багажнике своей машины несколько защитных реле, отличающихся по параметрам мощности.

Итог. Для того, чтобы обеспечить безопасность электронных устройств автомобиля, машины оборудованы специальным блоком защиты, который и принимает на себя весь удар, при возникновении перегрузок и коротких замыканий. В такой ситуации нить мгновенно разрывается, и обесточивает те системы и модули в автомобиле, за которые отвечает предохранитель.

Экстраситуация: предохранитель сгорел случайно, а ехать нужно

Случайно опустили посторонний предмет в гнездо прикуривателя? Запитали от прикуривающей розетки неисправный прибор? Наконец, нарочно сомкнули отверткой плюс и минус? Ничего критичного, предохранитель тут же обесточит цепь. Ставим исправный предохранительный элемент того же номинала и успешно эксплуатируем автомобиль дальше. Но что делать, если это произошло в дороге, обесточенный контур жизненно важен, а запасного предохранителя нет?

Если нагрузочный номинал не совпадает, ничего страшного. Например, ветка прикуривателя защищена элементом на 15А. В качестве временной замены можно использовать номинал, в два раза меньший от требуемого. В случае с прикуривающим гнездом 7,5 А вполне хватит для обычных гаджетов в виде навигатора или видеорегистратора.

На крайний случай из положения можно выйти варварским способом. Отламываем кусочек жилы многожильного провода и соединяем ножки неисправного предохранителя. Ставим конструкцию обратно, а при первой же возможности заменяем ее на исправный и качественный «пред».

Важно различать причины выхода из строя предохранителя. Если это случайная оплошность ремонтного характера, то ставить в цепь новый предохранительный элемент можно без раздумий. Ежели это не человеческий фактор, то следует уделить внимание поиску причин. Перегруз электрической цепи – не игрушка, так и до возгорания недалеко.

Советы по выбору качественного предохранителя для автомобиля

Рекомендуется выбирать предохранители для автомобиля с учетом следующих рекомендаций:

  • покупать продукцию знакомых брендов, в качестве которых уверены;
  • такой же подход соблюдайте при выборе места покупки, чтобы продавец всегда предлагал оригинальную продукцию, а не внешне похожие детали неизвестного происхождения;
  • обращайте внимание на толщину или ширину легкоплавкой вставки, одинаковые для всех номиналов – подделка;
  • если, несмотря на все признаки, появились сомнения в качестве предохранителей, испытайте один из них коротким замыканием, подключив к аккумулятору (он должен в кратчайший срок сгореть).

Предохранитель не должен обладать большим сопротивлением, вызывать чрезмерную потерю мощности и создавать помехи работе оборудования. В то же время для надежного выполнения защитных функций вставка не должна быть массивной, чтобы успеть отключить нагрузку от источника питания за короткий интервал времени.

Перечисленные параметры противоречат друг другу, и приемлемое соотношение достигнуто в продукции брендов, давно присутствующих на рынке. Постоянно держите в автомобиле запас предохранителей различных номиналов.

Предохранители ВАЗ 2106

В оснащении любого автомобиля присутствуют различные электроприборы. Цепь питания каждого из них защищается при помощи специального элемента — предохранителя. Конструктивно деталь выполнена из корпуса и плавкого элемента. Если проходящий через плавкую вставку ток превышает расчётный номинал, то она разрушается. Таким образом разрывается электрическая цепь и предотвращается перегрев электропроводки и самовозгорание автомобиля.


С завода в блоке предохранителей ВАЗ 2106 установлены цилиндрические плавкие вставки

Чем можно вытащить предохранитель?

Для этого используется специальный пластиковый пинцет, который, как правило, размещается в отдельном гнезде монтажного блока. Этим пинцетом берут предохранитель за пластиковый корпус-флажок и вытаскивают из гнезда.

Интересные материалы:

Можно ли работать на госслужбе с татуировками? Можно ли работать на Крещение? Можно ли работать на ноутбуке если он стоит на зарядке? Можно ли работать на основной работе на полставки? Можно ли работать на ПК без видеокарты? Можно ли работать официально на пенсии? Можно ли работать официально при банкротстве? Можно ли работать по ID карте в Германии? Можно ли работать санитаркой без образования? Можно ли работать со второй группой инвалидности?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]