- ➡️ Проверка во время движения
- ➡️ Пружины
- ➡️ Фирмы-изготовители ОП
Важным элементом подвески автомобиля являются стойки и опорный подшипник (ОП). Он устанавливается в передней или задней стойке, а точнее в верхней опоре. Подшипник обеспечивает подвижность и одновременно жесткость соединения амортизатора с кузовом авто.
Передний «опорник»
Стойка эффективно гасит колебания, возникающие при движении автомобиля по неровной дороге. Это позволяет снижать нагрузку на рулевое управление, ходовую часть, подвеску, трансмиссию.
Соединение амортизатора с кузовом автомобиля должно оставаться подвижным при повороте колеса. Для этого между амортизатором и стаканом кузова необходимо установить промежуточный элемент качения, который подвергается высоким нагрузкам и через определенный период времени выходит из строя.
Задний «опорник»
Название «опорный» указывает на основное функциональное предназначение детали. Именно эта делать, находящаяся внутри опоры, опирается о кузов автомобиля.
Узел обеспечивает плавность хода, соответствующую управляемость машиной. Кроме того, задние колеса получают большую устойчивость по дороге. Конструкция и устройство опорного подшипника позволяет выдерживать достаточно высокие осевые, радиальные нагрузки.
Важно знать:
На задней опоре амортизатора отсутствует ОП, как элемент качения, так как нет необходимости вращения стойки.
Немного о конструкции подвески автомобиля
Поговорим о конструкции подвески
— почти на всех массовых автомобилях сейчас используется так называемая подвеска Макферсона, названая так по фамилии её изобретателя. Важным элементом подвески являются амортизационные стойки.
Стойку Макферсона еще называют «качающейся свечой»
из-за её конструктивных особенностей. Устройство — в ней на одной оси расположены пружина, демпфер и амортизатор, который и поглощает энергию вертикальных колебаний автомобиля, обеспечивая плавность хода.
Верхняя часть стойки крепится к корпусу
автомобиля с помощью специальной резиновой втулки – верхней опоры. Эти узлы ходовой части передают на корпус переменную вертикальную нагрузку от колес во время эксплуатации.
В передних опорах
, кроме того, необходим элемент качения, подшипник стойки, который обеспечивает возможность вращения стойки. По конструкции, опора в передней части автомобиля отличается от задней тем, что там установлен подшипник стойки.
Замена подшипника отдельным элементом
Если сама опора в порядке, а неисправность касается только подшипника — его можно заменить отдельно. Для этого снимаем стойку с опорой (процесс описан выше) и разбираемся с ней отдельно.
Разобрав опору (конструкция у всех разная, но принцип примерно одинаков), делаем ревизию подшипника. Как правило, шарики изношены неровно, имеются задиры на обойме, разрушены сальники.
Возможно, что проблему дастся решить малой кровью
Несмотря на то что опорные подшипники, как правило, разбираются и можно получить доступ к отдельным компонентам, ремонтировать их не имеет смысла.
Вряд ли выгодно копаться с составными деталями опорного подшипника, пытаясь их отремонтировать
Во-первых — сам подшипник отдельно от опоры не так дорого стоит.
Во-вторых — это ответственный узел, поэтому замена шариков или сальников кустарным способом ни к чему хорошему не приведёт. Поэтому — однозначная замена.
Наиболее безопасно менять подшипник целиком
Парно менять подшипники или нет — не существует единого мнения. Обычно парная замена производится больше из-за перестраховки. Опытные работники СТО определяют эту необходимость, исходя из общего состояния подвески автомобиля. Бывает и так, что менять второй подшипник нецелесообразно — зачем выкидывать хорошо работающую деталь?
Как нужно проводить работы на Опель Астра (видео)
Опорный подшипник
Опорный подшипник стойки (ОП)
установлен внутри, между узлом крепления штока переднего амортизатора и верхней чашкой пружины. Как правило, конструктивно это радиально-упорный подшипник качения, но встречаются и пары скольжения из металлических втулок.
Опора стойки, куда упирается шток заднего амортизатора
— состоит из резиновых втулок и металлического распора, но может быть и цельной резинометаллической деталью стакана.
Такая «двойная роль» передней опоры – вращение и упор – и высокие нагрузки приводят к определённому естественному износу. Через какое-то (достаточно долгое) время верхней опоре потребуется замена.
Как заменить опорный подшипник передней стойки
При изнашивании или разрушении опорного подшипника проводят его полную замену, поскольку ремонту он уже не подлежит. Замена опорных подшипников (опоры стоек) двумя основными способами:
- демонтаж всей стойки вместе с рычагами и остальными элементами, прикрепленными к ней (после замены подшипника нет необходимости делать развал-схождение);
- с помощью специальных приспособлений (съемника гаек стойки, стяжки для пружин) отсоединяется сначала от рулевого кулачка стойка, а потом остальные необходимых элементы (более распространенный способ). При этом после снятия и обратной установки может потребоваться сделать сход-развал.
Признаки неисправности опорного подшипника
«Хороший стук даст о себе знать»
— говорят шоферы и автомеханики. Это как раз про опорный подшипник – он дает знать о своей неисправности характерным металлическим стуком, которые возникают в районе передних колес. Стук может усиливаться при движении по неровной дороге, при поворотах, резкие ускорения, большой загрузке машины и на большой скорости.
Другой сигнал
, который говорит нам об износе подшипника стойки – стук и хруст при вращении руля на ходу. Опытный водитель заметит изменение в поведении автомобиля на дороге, появление задержки в реакции на вращение руля, нарушения устойчивости машины на курсе. Может подклинивать руль.
К «признакам» выхода из строя можно отнести и пробег машины.
Большинство производителей подшипников определяют ресурс изделия примерно в 100 тысяч км, достаточно высокие цифры. Но на наших дорогах эту величину можно смело разделить надвое. Так что через 50 тысяч км можно уже ждать поломки подшипника. Хотя никто не застрахован от того, что это случится уже через 10 тысяч.
Конечно, стук и хруст могут вызывать и неисправность других элементов подвески. Поэтому желательно провести полную проверку ходовой части. Но сначала все же нужно проверить опорный подшипник.
Кроме износа возможны и другие проблемы
переднего опорного узла. Глухие удары при езде по неровным участкам дороги может быть признаком износа резинового корпуса, отслоение резины от металла. Она даже может быть пробита амортизатором насквозь.
Похоже выглядят и признаки износа задней опоры:
скрипы и стуки («пробои» подвески) в районе задней подвески. Причем звуков нет, когда машина проезжает округлое препятствие, и они есть, когда заднее колесо попадает в яму. «Болтанка» автомобиля может быть вызвана повышенным люфтом в деталях опорного узла.
Опорные подшипники под замену. Сколько можно ездить?
Господа! Нужен совет! Появился шум при вращении руля (на месте, либо при маневрах на медленной скорости). Сервисмены установили — передние опорные подшипники под замену. В наличии их нет, будут чз 2 недели. Но я планирую в это время несколько дальних поездок. Не чревато ли это? По словам сервисников — ничего страшного, можно ездить, кроме звука никаких проблем. Действительно ли это так? Машина астра хэтчбек 2007г. 47000км
у меня накрылся слева на 30 тыс-заводской брак, поменяли по гарантии. едить можно, но некомфортно.
Планирую за эти 2 недели проехать порядка 3000 км. Интересует не будет ли отрицательных последствий для подвески из-за такого пробега при «шумящих» подшипниках, или ездить не стоит?
по слова спецов из Дженсера проблем никаких. Сам порядка 3-х тыс проехал с таким дефектом, пока новая деталь со склада шла.так что все ок!
Причины неисправности задней и передней опор
- Естественный износ
— При эксплуатации машины будьте готовы к тому, что подшипники будут подвергаться большему износу, чем об этом заявляет их производитель. - Попадание внутрь песка и грязи
— Дело в том, что опорный подшипник представляет собой разновидность подшипника качения, и в нем конструктивно не предусмотрена защита от упомянутых вредных факторов. - Резкий стиль вождения
— Проезд по плохим дорогам на большой скорости приводит к чрезмерному износу не только опорного подшипника, но и других элементов подвески машины. - Низкое качество детали
— Особенно это касается подшипников отечественного производства, в частности, для автомобилей ВАЗ.
Основная причина поломок
– большая нагрузка, приходящаяся на опоры и вызванный этим износ. Как уже говорилось, езда по разбитым дорогам увеличивает выработку вдвое. Ускоряет её и попадание в нее воды, грязи и пыли. Особенно негативно сказывается вода и грязь на состоянии ОП, приводя к износу составных частей подшипника стойки.
Бороться с этим можно
промыванием и обильной смазкой подшипника, при любом удобном случае. Опорный подшипник благодаря этому будет лучше защищен от грязи. Смазки много не бывает!
Возможной причиной поломок является
и низкое качество деталей, особенно изготовленных в Китае.
Китайские подшипники плохо зарекомендовали себя.
«Купил китайские подшипники, послужили недолго, поэтому впредь буду брать только оригинал» — вот характерный отзыв из интернета.
Для заднего опорного узла опасны пробои подвески,
когда колёса попадают в яму, движение автомашины с перегрузом.
Передний опорный узел не любит агрессивное вождение автомобиля.
Что характерно для передней опоры – неисправность одной детали приводит к ускоренному износу и преждевременной поломке других деталей узла.
Как определить, что опорный подшипник изношен и чем это грозит
Немаловажную роль в устойчивости подвески играет состояние опорных подшипников. Поэтому необходимо следить за их состоянием и вовремя устранять любые дефекты.
Они устанавливаются на передние стойки автомобиля. Помимо этого, они представляют собой элементы, соединяющие кузов и стойки. Как правило, они защищаются специальным колпачком, который призван уберечь от скопления грязи.
Самой главной функцией этого элемента является обеспечение подвижного соединения кузова со стойками. Благодаря ему передняя подвеска получается более мягкой, а также повышается управляемость автомобиля.
И при этом на подшипники всегда ложится довольно большая нагрузка. Одной из основных причин этого является качество дорог нашей необъятной родины, которое зачастую оставляет желать лучшего. Ямы и колдобины очень плохо сказываются не только на состоянии этого элемента. Но и на функционировании всех систем автомобиля.
Сами же опорные подшипники, хоть и выполняют, по сути, одну и ту же функцию, бывают разных типов: — подшипник одиночно-разделенный; — подшипник, внутреннее или внешнее кольцо которого встроено; — подшипник, внешнее кольцо которого отсоединяется; — подшипник, внутреннее кольцо которого отсоединяется.
Все они сделаны из очень прочных сплавов, именно поэтому, как правило, срок службы у этой детали довольно внушительный. Но на рынке также есть и множество подделок. Поэтому всегда нужно стараться приобрести подшипник у проверенного производителя.
Можно попытаться выявить факт неисправности этого элемента на слух. Но это довольно сложно. Стук очень похож на тот, что раздается и при неполадках в других системах автомобиля.
При слабом износе подшипника можно даже не заметить каких-либо нарушений, вроде ухудшения управляемости и маневренности. А вот когда он будет уже достаточно потрепан, вы это поймете сразу, особенно во время езды по трассе.
Также одним из последствий износа подшипника может стать нарушение развала-схождения автомобиля. В этом случае, если вы на своем пути встретите яму и попадете в нее, то есть риск повредить деталь настолько, что она просто-напросто развалится. Также очень часто из-за этого стойка пробивает кузов.
Для того, чтобы самому поставить диагноз подшипникам нужно поделать несколько простых манипуляций. Первым делом нужно заглушить мотор и установить машину на ручник. После чего необходимо будет снять с подшипника защищающий его колпачок. Затем надавите на запчасть. Тут вам понадобиться помощник, который в это время должен будет немного покачать авто.
Если при этом вы услышите стук, а стойка начнет «гулять», значит подшипник уже довольно сильно износился. Чтобы избежать возникновения более серьезных проблем, стоит наведаться в автосервис и заменить деталь.
Фото с интернет-ресурсов
Способы проверки заднего опорного узла
Рекомендуем прочитать 2-а способа диагностики заднего опорного узла стойки. Хорошо, если вам будет кто-то помогать.
Первый способ (на ходу), как и для проверки передних опорников
- найти дорогу дороге с неровностями и препятствиями;
- покатайтесь по неровностям, меняя скорость движения;
- разгоняйтесь, тормозите, поворачивайте на препятствиях – нагружайте задние опоры.
Удары и хруст сзади говорит о том, что задний опорник пора менять.
Плохой признак – сбои в работе задних амортизаторов, «пробои» при этих ударах.
Второй способ (на площадке), как и для проверки передних опорников
- необходимо установить автомашину горизонтально;
- поставить транспортное средство на ручник;
- раскрепить колёса деревянными клиньями;
- найти в багажном отделении задние опорники стойки;
- снять облицовку и защиту, если надо. Добраться до гайки крепления штока заднего амортизатора;
- прижать гайку (верхний элемент опоры стойки) пальцами;
- попросите вашего товарища раскачивать задок автомобиля. Стук и хруст, такой же, как вы слышали при движении, или если шток будет смещаться относительно опоры (вы сможете ощутить это рукой), состояние системы неудовлетворительное. Исправить положение можно только установкой новой.
Re: Опорные подшипники под замену. Сколько можно ездить?
Мне вообще просто смазали и все, сказали езди спокойно, ХЗ
Две недели отъездишь, ничего страшного не случится. Я и побольше ездил. Громче музыку включай, что бы стуки не напрягали
Всем спасибо! Тысячу уже проехал. По итогам отпишусь
Гы! А мне дилер сказал что можно кататься скока хош! «Пох что стучит- мы смотрели, причины для замены не нашли»- как-то так.
Чем чреват окончательный отказ этого подшипника?
Если совсем окончательным, то клином колесо
Ну вот и поменял. Итого : сейчас 53150 км. Слегка застучали на 43000. Громко на 47000. Т.е до 10000 проехать можно без особых последствий. Но лучше все-таки поменять пораньше
я около 2500 км проездил со стуком. Вроде ничего страшного не случилось. У меня застучал правый на 10 тыс. км.
Правый опорный подшипник умирал 4 месяца и 10т.км пробега. и можно было ездить еще, но звук меня задолбал.
Опорный подшипник сделан так, что его не может заклинить. Даже если он развалится и сотрется в пыль, то руль просто будет крутится как на тазике без ГУР и с аццким скрежетом. Но крутится будет!
угу. пока подшипник не заклинит на скорости километров эдак 100 в час! я бы поменял. подшипники не так дороги в замене пока не случилось клина. вот тогда уже придется вливать бабла не меренно! (если жив будешь)
Как продлить срок службы
Даже если вы при вождении не замечаете никаких неполадок со стороны подвески, рекомендуется проводить регулярную (через 20 тысяч км) проверку этих узлов. Раз в год резиновую часть опорного узла покрывают консистентной силиконовой смазкой. Аккуратное вождение и избегание плохих дорог тоже поможет уберечь элементы подвески.
Чтобы увеличить ресурс ОП, мастера при возможности промывают его и заменяют смазку. Если эта деталь начала разрушаться, потребуется его замена, ремонт опорного подшипника невозможен.
Как определить неисправность опорника амортизатора: основные способы
Для ремонта, во многих случаях, не обойтись без снятия амортизаторной стойки. Такая процедура занимает немало времени, при этом могут быть нарушены углы развала и схождения передних колес. Чтобы не ошибиться и не разобрать полностью исправный узел, рекомендуется заранее убедиться в том, что поломка подвески заключается в выходе из строя опорной детали.
На ровной площадке
Этот метод самый простой, но выполнять такую работу необходимо вдвоем. Узнать о неисправности можно следующим образом:
- Поставить автомобиль на ровной площадке.
- Надежно зафиксировать его стояночным тормозом.
- Открыть капот.
- Снять защиту стакана.
- Нажать на опорное устройство рукой.
- Помощник должен раскачать машину.
Если в опорном подшипнике ощущается люфт, то его потребуется заменить.
Во время езды
Во время движения автомобиля также можно неплохо протестировать подшипник опоры передней или задней стойки. Для этого достаточно проехать через лежачий полицейский, прислушиваясь к шуму подвески. Если будут зафиксирован определенный скрип или стук, то эту деталь, скорее всего, пора менять.
Внимание! Резкие повороты руля при движении автомобиля также позволят на слух определить неисправность этой детали.
Вращение руля
Этот метод проверки напоминает первый вариант диагностики с той лишь разницей, что напарник должен не раскачивать автомобиль, а осуществлять энергичное вращение рулевого колеса из стороны в сторону. Если в результате такого «исследования» будет также ощущаться значительный зазор в сопрягаемых элементах, сопровождающийся металлическими щелчками, то деталь потребуется заменить.
Почему не стоит тянуть с ремонтом
Когда ОП полностью рассыпался, можно продолжать движение. Но езда с повреждённым подшипником резко ускоряет износ других деталей подвески. Кроме того, обычно при этой поломке нарушается геометрия – сход и развал. Это не только вызывает ускоренный износ шин, но способно существенно снизить управляемости машины. Это повышает риск аварии. Поэтому не рекомендуется долго ездить с поврежденными подшипниками.
Это необходимо знать каждому владельцу автомобиля.
Сами опоры не требуют обслуживания и служат долго. Но менять отслужившую своё деталь необходимо вовремя. Исправный автомобиль – залог безопасности на дороге!
Рекомендации по установке ступичного подшипника
Итак, Вы диагностировали неисправность – ступичный подшипник.
- Прежде всего, повторюсь, новый ступичный подшипник следует покупать только проверенной фирмы, лучше всего почитать отзывы о выбранной детали. Подойдите к этому вопросу серьезно, ведь именно от данного этапа зависит сколько он Вам прослужит. Как выбрать и купить запчасти на автомобиль я уже рассказывал.
- Большинство ступичных подшипников идет с несъемными пыльниками, под которыми находиться смазка, в таком случае Вам не удастся проверить её количество. Но если Вам достался открытый подшипник, то обязательно убедитесь, в количестве смазки, которую положил производитель.
- Перед установкой ступичного подшипника убедитесь в том, что контактные поверхности ступицы не повреждены, нет никаких задиров, ямочек, заусенцев и следов эксплуатации. Они могли образоваться во время работы или выпрессовки старого подшипника.
- На некоторых автомобилях ступичный подшипник идет вместе с кольцом АБС (как на Peugeot 307), поэтому будьте внимательны при установке, некоторые горе-мастера устанавливают подшипник другой стороной.
- Прежде чем запрессовывать подшипник, смажьте контактные поверхности мыльным раствором, это облегчит запрессовку подшипника.
- При установке стопорного кольца ни в коем случае не повредите защитный пыльник подшипника.
- Для установки ступичного подшипника в большинстве случаев необходим специальный прибор – пресс. Без него крайне сложно правильно и равномерно посадить подшипник в ступицу. Если в Вашем случае при замене подшипника требуется пресс, то лучше доверить эту работу проверенному автосервису.
Запресовка ступичного подшипника с помощью пресса
Подписывайтесь на наш ЯндексДзен
37 918