Принцип работы тормозных колодок
Данный механизм крепится к центральной части колеса, именуемой ступицей, и является чем-то средним между самим колесом и ступицей. Такое расположение позволяет колодкам выполнять свою функцию снижения скорости транспорта. Механизмы дискового типа расположены на передней части вращающейся оси, когда барабанный тип – к задней.
Барабанный механизм воздействует на колодки, поддерживая их в сжатом состоянии, которое достигается благодаря двум специальным пружинам. Верхняя часть колодок входит в пазы тормозного цилиндра, когда нижняя – в ступицу.
- При нажатии на педаль тормоза появляется давление на поршни, которые покидают пределы цилиндра.
- Они-то и толкают колодки, преодолевая сопротивление, оказываемое двумя пружинами.
- Благодаря трению, которое возникает между барабаном и колодками, происходит замедление барабана, что в свою очередь приводит к уменьшению скорости вращения колеса.
- Чем больше давления на педаль тормоза, тем интенсивнее получается трение, и тем быстрее падает скорость.
При работе с механизмами дискового типа наблюдается несколько иной принцип работы.
Диагностика износа тормозных колодок
Как вы уже поняли, тормозные колодки являются основным элементом в системе торможения. И именно они обеспечивают безопасность автомобиля во время движения. Однако, как и любую другую запчасть, их приходится менять время от времени.
Из-за частого взаимодействия с другими деталями, которые слишком близко к ним расположены (барабан, диск), происходит трение между ними и специальными фрикционными накладками. Последние в свою очередь стираются, и возникает потребность в их замене.
Для определения степени износа тормозных колодок обращают внимание на следующие признаки:
- Во время торможения и до полной остановки транспортного средства вы слышите высокий визг. Именно он указывает на то, что поверхности накладок полностью износилась. Следовательно, барабан соприкасается теперь непосредственно с металлом.
- Если вы замечаете, что ваше транспортное средство начало тормозить слишком резком или же наоборот ему требуется много времени, чтобы скорость сошла на нет, это также свидетельствует о наличии пустого места между истертыми накладками и барабаном. Более того, вам требуется прилагать намного больше усилий во время нажатия на педаль газа. Дополнительные усилия при нажатии провоцируют замедление процесса торможения. В случае полного отсутствия фрикционных накладок, торможение выйдет резким, так как трение между колодкой и диском будет усиливаться. Это, в свою очередь, повлечет повреждения уже самого барабана или диска.
- Если вы замечаете биение в педали тормоза, это тоже один из признаков неполадки. Объясняется оно тем, что колодки изношены неравномерно.
Если вы заметили хотя бы один из вышеперечисленных признаков, не затягивайте с ремонтом.
Снятие старых накладок
Если возникла необходимость замены уже отслуживших своё накладок, то сперва предстоит их снять. Для этого нужно сбить клёпки, фиксирующие накладку к тормозной колодке. Для этой цели понадобится молоток и стамеска. Аккуратными и прицельными ударами молотка по стамеске поочерёдно сбиваются старые заклёпки.
После того, как старые накладки были успешно сняты, необходимо очистить поверхность ремонтируемой колодки. За долгий период эксплуатации автомобиля в пространстве между колодкой и набойкой скапливается грязь и ржавчина, от которых необходимо избавиться.
Зачистить деталь можно различными способами:
- Зажать колодку в тисках и обработать поверхность болгаркой – для этих целей существуют лепестковые или тарельчатые круги с наждачной бумагой разнообразной зернистости.
- Воспользоваться шлифовальной машинкой
- Или использовать простую наждачную бумагу. В этом случае процесс зачистки поверхности может незначительно затянуться.
Далее протираем обработанную поверхность сухой и мягкой тряпкой, и наносим антикоррозийную пасту, либо силиконовую смазку.
Что влияет на надежность тормозной системы
Следует отметить, что есть моменты, которые оказывают большое влияние на надежность и срок эксплуатации тормозных колодок.
К ним можно отнести следующие моменты:
- Как и из чего изготовлены колодки.
- Стиль езды водителя: агрессивная, умеренная.
- Качество дорог.
- Климат и время года.
- Срок эксплуатации.
Как уже говорилось раннее, тормозная система автомобиля требует самого ответственного ухода. Не стоит экономить на ней. Выбирайте только качественные запчасти от проверенных производителей.
Более того, если выбранные вами колодки не подходят под размеры вашего автомобиля, ни в коем случае не беритесь за их видоизменение.
Понимайте, что любое воздействие в будущем способно нарушить ход их работы и привести к необратимым последствиям, наименьшей проблемой из которых окажется быстрое выведения из строя самих колодок.
Проверять состояние тормозного механизма необходимо каждые 10 т. км. Факторы, указывающие на необходимость замены деталей таковы:
- Если толщина остаточного фрикционного слоя равна 2 мм и меньше.
- Если на колодках присутствуют повреждения, полученные не естественным путем.
- Если на механизме присутствуют сколы, трещины, борозды и неровности.
Когда требуется замена?
Не упустить момент смены тормозных колодок можно, если следить за километражем. Как правило, эти детали полностью изнашиваются, прослужив своему хозяину 15 тысяч км. Хотя сейчас встречаются такие, которых хватает и на 30 тысяч км. Впрочем, эти цифры – лишь условность. Срок службы колодок зависит от многих факторов.
Решающую роль сыграет стиль езды: чем он агрессивнее, чем больше трудных подъемов и головокружительных спусков преодолеет велосипедист, тем быстрее ему придется задуматься о работе с тормозами.
Неспешные прогулки по парку в спокойном режиме позволят всей системе торможения прослужить дольше, но лишь при условии, что они правильно отрегулированы.
Как заменить передние тормозные колодки
Провести замену передних колодок проще, чем проделать то же самое с задними в силу особенностей их конструкции.
Алгоритм действий таков:
- Поставьте автомобиль на ровную поверхность.
- Поставьте транспортное средство на стояночный тормоз. Убедитесь в том, что оно не откатится назад при смене положения.
- Ослабьте болты, при помощи которых крепятся колеса.
- Используйте домкрат, чтобы поднять нужную часть авто.
- Теперь можно снять колесо со ступицы и оценить состояние тормозной системы.
- При сильном износе, выкрутите болт суппорта и аккуратно снимите сам суппорт с диска.
- Теперь можно снять колодки.
Перед заменой детали не забудьте полностью опустить поршень в цилиндр. Это делается для того, чтобы можно было вновь установить суппорт на его место.
Так как суппорт изготавливается из алюминия, к нему можно прилагать силу – он не повредится.
Теперь можно установить новые колодки, вернуть на место суппорт, колесо, и вернуть автомобиль в прежнее положение.
Подготовка к замене
Перед началом смены колодок необходимо провести подготовку автомобиля.
Подготовка
Необходимо шприцем или грушей откачать часть тормозной жидкости из бачка. Это необходимо для того чтобы излишки жидкости не вытекли через верх, когда тормозной цилиндр будет сжат.
Далее ослабляем трос ручного тормоза, при его чрезмерной натяжке сжатие тормозного цилиндра будет невозможно, что усложнит процесс работы.
Как отрегулировать ручной тормоз читаем тут.
Затем подготавливаем необходимый инструмент
Необходимый инструемент:
- Головка на «7»
- Головка Torx «E8»
- Рожковый ключ на «10»
- Трещотка
- Большая плоская отвертка
- Две монтировки
Как заменить задние тормозные колодки
При наличии механизма барабанного типа замена вышеупомянутых деталей значительно усложняется.
- Необходимо задомкратить машину и снять колесо. Для снятия барабана расстопаривается и выкручивается гайка, которая крепится к нему. После этого деталь аккуратно снимается со ступицы. Обязательно обращайте внимание на подшипник, который при наличии стояночного тормоза, необходимо извлечь.
- Теперь можно приступить к снятию пружин. На выполнение этого действия придется приложить немало усилий, так как они создают значительное давление. После этого с колодок снимаются фиксаторы. Теперь представляется возможным извлечение самих колодок.
- Как и в случае с передней частью авто, здесь тоже следует утопить поршень.
- Устанавливаются новые элементы, фиксируются при помощи фиксаторов и пружин, возвращают на место подшипник.
- Теперь можно вернуть на место барабан и колесо.
После этого нужно учесть такой момент, что нельзя отдельно заменить либо задние, либо передние колодки. Замену необходимо производить сразу и на всех колесах.