Лёгкая замена передних и задних тормозных колодок на ВАЗ 2109 и 21099 своими руками

Ремонт / От Владимир

  • Признаки необходимости замены
  • Необходимые инструменты
  • Замена задних тормозных колодок ВАЗ 2109

    Советы по работе на видео

  • Как поменять передние своими руками
      Как это делают опытные автовладельцы (видео)
  • Дополнительные рекомендации
  • Тормозная система — это ваша безопасность на дороге. Если сломается двигатель, то вы просто дальше не поедете, а при поломке тормозов, наоборот, вы не сможете остановиться и последствия могут быть разными (вряд ли хорошими). Стоимость накладок невысока и заменить их под силу каждому, поэтому не стоит экономить на жизненно важных «органах» автомобиля, проводя замену колодок на ВАЗ 2109 и других аналогичных моделях авто.

    Когда и зачем менять

    Зачем, конечно, риторический вопрос. Ни один автомобилист не захочет остаться без тормозов. Возможные осложнения приведут только к удорожанию ремонта:

    • на ходу заклинит одно из колёс;
    • из-за предельного износа произойдет утечка тормозной жидкости;
    • сломается суппорт.


    Тормозной механизм заднего колеса: 1 — щит тормозного механизма, 2 — колёсный цилиндр, 3 — верхняя стяжная пружина колодок, 4 — тормозная колодка, 5 — накладка колодки, 6 — тормозной барабан, 7 — установочный штифт, 8 — направляющая пружина, 9 — нижняя стяжная пружина
    На вопрос «когда» прямо влияет стиль езды и качество колодок. Существуют усреднённые показатели: для передней оси — 15–20 тыс. км, для задней (барабан) – до 100 тыс. км. Но это не освобождает от регулярной проверки.


    Тормозной механизм переднего колеса: 1 — тормозной диск, 2 — направляющая колодок, 3 — суппорт, 4 — тормозные колодки, 5 — цилиндр, 6 — поршень, 7 — сигнализатор износа колодок (смотровое окно), 8 — уплотнительное кольцо, 9 — защитный чехол направляющего пальца, 10 — направляющий палец, 11 — защитный кожух

    Замена передних тормозных колодок ВАЗ-2109

    Чтоб открутить суппорт необходимо развальцевать стопорную шайбу, которая фиксирует болт. Обыкновенной плоской отвёрткой отгибаем её в подходящую сторону, можно молоточком пристучать.

    Потом откручиваем верхний болт. Нам необходимо вполне открутить только его, потому что мы на сто процентов не будем снимать суппорт, а только откинем его.

    А нижний болт просто ослабим на пару оборотов и всё, суппорт раскроется. Не пользуйтесь рожковыми ключами.

    Сейчас, чтоб отбросить суппорт, нужно высвободить тормозной шланг, высунув его из места посадки.

    Всё, сейчас суппорт свободно откинется и у нас появится открытый доступ к колодкам. Можно внимательнее всё разглядеть.

    READ Замена тормозных дисков без замены колодок

    Вынимаем колодки. На фото видно, что они ещё ничего, практически без выработки, но шумели безбожно, пришлось заменить, вероятнее всего, какая-то подделка попалась.

    Перед установкой новых колодок, прочистите направляющую, по которой будет ходить колодка, можно пользоваться щёткой по металлу, наждачной бумагой, или обыкновенной отвёрткой пообдирать грязюка и окиси. Позже можно смазать солидолом, чтоб не окислилось, а можно и не смазывать.

    Сейчас ставим новые колодки. Лучше взять что-то обычное, оригинал либо испытанного производителя типа Феродо. Китайские поделки обычно скрипят и не так эффективны.

    Сейчас нужно вжать цилиндр суппорта, по другому суппорт не наденется на колодки, потому что толщина новых колодок больше, чем старенькых.

    Когда вожмётся, то всё нормально одевается.

    Сейчас прикручиваем всё взад, стопорим болты и закрепляем тормозной шланг на своём месте.

    Замена тормозных колодок ВАЗ-2109 видео аннотация

    Необходимые инструменты

    Для передней и задней оси вам понадобятся кардинально разные наборы инструментов. Начнём с простого. Для замены передних колодок дисковых тормозов вам понадобятся:

    • плоская отвёртка;
    • рожковые ключи на 13 и 17;
    • щётка по металлу.


    При отсутствии WD-40 можете воспользоваться керосином. Распыляйте его из одноразового пульверизатора
    Следующий перечень для замены задних накладок ВАЗ 2109 (21099) может понадобиться не весь, но нужно быть готовым к сложностям. Полный рекомендуемый список:

    • молоток (желательно побольше);
    • плоскогубцы;
    • плоская отвёртка и щётка по металлу;
    • смазка WD-40;
    • деревянный брусок или доска;
    • два рожковых ключа на 13;
    • головка на 13 с удлинителями.

    Надеваем перчатки и приступаем к работе.

    Как это делают опытные автовладельцы (видео)

    Когда требуется замена

    Следует сразу сказать, что завод, изготавливающий вышеназванное транспортное средство, не указал периодичность замены тормозных колодок. Все дело в том, что срок их эксплуатации зависит от ряда объективных факторов, среди которых называют:

    • манеру управления машиной;
    • условия использования;
    • качество фрикционных накладок и материал, из которого они были сделаны.

    Сильнее всего об изнашивании колодок свидетельствует занос автомобиля во время резкого торможения. Впрочем, данный симптом отмечается не только в случае неравномерного их истирания, но и при некорректной работе всей системы.

    Подготовка к замене

    Транспортное средство, прежде всего, устанавливают на ровное место. Его передние колеса необходимо зафиксировать колодками, поскольку заднюю часть понадобится поднять домкратом.

    Дополнительную опасность для владельца представляет то обстоятельство, что все работы производятся при отпущенном ручнике.

    Не забудьте также обязательно выставить первую передачу перед тем, как приступить к замене.

    Для того чтобы не тратить время на поиски инструмента, подготовьте его заранее. Вам понадобятся:

    • пассатижи;
    • набор обычных накидных ключей;
    • деревянная болванка;
    • балонный ключ;
    • 6-гранные головки вместе с удлинителем.

    Поскольку для замены колодок тормозных требуется снять колеса, перед поднятием авто домкратом болты на них ослабляют. Срывать их с места в подвешенном состоянии нельзя ни в коем случае.

    Непосредственно из ступиц удаляются направляющие штифты (их по два на каждой). Для этого используют ключ торцовый на 12 мм.

    Как правило, демонтаж тормозного барабана не вызывает затруднений, но иногда он не поддается. В этой ситуации используют болванку. Дерево не может в принципе повредить указанную выше деталь, а вот металлический молоток сделает это легко. От удара барабан, в частности, может треснуть или, к примеру, деформироваться.

    Если снять его никак не удается, то необходимо вкрутить ранее снятые штифты в снабженные резьбой дырки. Они тогда упрутся в ступицу и выпрессуют барабан. Важно затягивать их максимально равномерно, иначе из-за перекоса снимаемую запчасть намертво заклинит.

    Необходимые инструменты

    Для передней и задней оси вам понадобятся кардинально разные наборы инструментов. Начнём с простого. Для замены передних колодок дисковых тормозов вам понадобятся:

    • плоская отвёртка;
    • рожковые ключи на 13 и 17;
    • щётка по металлу.

    Следующий перечень для замены задних накладок ВАЗ 2109 (21099) может понадобиться не весь, но нужно быть готовым к сложностям. Полный рекомендуемый список:

    • молоток (желательно побольше);
    • плоскогубцы;
    • плоская отвёртка и щётка по металлу;
    • смазка WD-40;
    • деревянный брусок или доска;
    • два рожковых ключа на 13;
    • головка на 13 с удлинителями.

    Надеваем перчатки и приступаем к работе.

    Снятие колодок

    После всех вышеописанных операций удается получить непосредственный доступ к колодкам. Перед тем как их снять:

    • ослабляют приводные тросы ручника;
    • демонтируют резонатор, чтобы добраться до компенсатора;
    • разбирают глушитель или используют удлинитель с головкой на 13 мм (вороток берите храповой – при недостатке места работать им легче);
    • отвинтив контргайку, ослабляют, насколько можно, у ручного тормоза натяжной трос.

    Теперь наступает время полностью снять привод ручника. Для этого вытаскиваем плоскогубцами шплинт из удерживающего его пальца и утапливаем последний, после чего вышеназванный элемент отсоединяется.

    Средняя пружинная стяжка отцепляется пассатижами, а за ней снимается с передней колодки и нижняя ограничительная спираль.

    Потом:

    • демонтируем распорную планку и вытаскиваем приводящий в движение тормозное приспособление рычаг, освободив его от тросика;
    • отсоединяем заднюю колодку избавив ее от ограничителя, не дающего двигаться в поперечном направлении.
    1. Если хотя бы один раз вам подтягивали тросик ручного тормоза, то перед заменой придётся ослабить натяжение. Сделать это не так просто, как хотелось бы. Нужна смотровая яма или подъёмник, поскольку нам нужно получить доступ к центру днища машины. Находится эта «хитрая» конструкция за глушителем (работайте с холодной машиной, чтобы не получить ожог). В крайнем случае придётся его демонтировать, но обычно достаточно ключей с удлинителем.

      Используйте пару ключей для работы

      Когда доберетесь до механизма, полностью открутите контровую гайку и максимально отпустите основную.

      Удлинённые головки более удобны для работы

    2. Снимите колесо и положите его под днище автомобиля (для спокойствия). Вначале нас ждёт самая сложная часть — снять тормозной барабан. При торможении он постоянно нагревается и остывает (иногда резко, если горячим въехать в лужу), поэтому барабан очень крепко «прикипает». Стандартными средствами демонтаж предусмотрен с помощью двух болтов М8. Сразу необходимо выкрутить две направляющие (фото ниже) и на их место вкрутить болты.

      Вынимайте направляющие и заменяйте их болтами

      Потом медленно и по очереди вкручивайте их дальше (не допускайте перекоса), пока барабан не сойдет с «насиженного» места.

      Продолжайте демонтировать барабан

    3. Если резьба в отверстиях сорвана и диск не поддаётся, то переходим к другому варианту. Брызгаем WD-40 на все места соприкосновения (особенно в районе ступицы) и начинаем сильно, но осторожно простукивать барабан молотком. Обязательно используйте деревянный брусок или доску как проставку, чтобы не повредить диск.
    4. После победы переходим к непосредственной замене задних колодок. С помощью плоской отвёртки или плоскогубцев снимите крепёжные пружины. Начинайте с верхней, потом нижняя и средняя.
    5. Теперь без особых усилий можно извлечь одну колодку и распорную пластинку.
      Акуратно извлекаем части

      Вынимаем детали одну за одной

    6. Чтобы освободить вторую колодку, отсоедините пружину посредине и фиксатор троса ручника.
      Используйте для подстраховки плоскогубцы

      Выньте фиксатор тросика ручника

    7. Производители колодок редко комплектуют их приводным рычажком, поэтому приходится использовать старый. Для этого вытяните стопорный шплинт, снимите шайбу и переставьте рычаг на новую колодку.

    Как поменять передние своими руками

    По сравнению с предыдущей процедурой, замена передних колодок покажется очень лёгкой. Колесо, конечно, тоже придётся снять. После чего можно убедиться в необходимости ремонта через специальное «окошко». Толщина фрикционного материала не должна быть менее 2 мм, иначе рискуете в любой момент остаться без тормозов.


    Замерьте толщину линейкой, на глаз такие расчёты лучше не делать

    1. В верхней части суппорта есть единственный болт, зафиксированный стопорной шайбой. Необходимо разогнуть её с помощью плоской отвёртки.


      Используйте длинную тонкую отвёртку с плоским жалом Если «сопротивляется», воспользуйтесь молотком. Откручивать болт следует, придерживая направляющую другим ключом.


      Фиксируйте механизм вторым ключом от проворота

    2. Тормозной шланг нужно освободить из его крепления.


      Уберите тормозной шланг Теперь вы сможете «раскрыть» суппорт, отодвинув его в сторону. Извлеките старые колодки.


      Демонтируйте изношенные колодки

    3. Чтобы новые накладки четко стали на место, лучше хорошенько почистить все точки соприкосновения.


      Здесь пригодится щётка по металлу

    4. Естественно, что новые фрикционы толще старых и не получится поставить суппорт назад. Поэтому необходимо вжать тормозной цилиндр. Для этого понадобится большая отвёртка. Закройте тормозной механизм без колодок и упритесь отвёрткой, как рычагом, в цилиндр. Понадобятся определённые усилия, поэтому соблюдайте осторожность, чтобы отвёртка не соскочила. После чего установите новые накладки, закройте суппорт и наживите болт крепления.


      Шаг 3


      Шаг 2


      Шаг 1

    5. Обратная сборка будет быстрой. Зажмите болт, придерживая вторым ключом направляющую, и загните на место стопор шайбы. Не забудьте зафиксировать тормозной шланг, и можно прикручивать колесо на место.


      Завершите установку защёлкиванием стопора шайбы и фиксацией тормозного шланга

    Как это делают опытные автовладельцы (видео)

    Замена передних тормозных колодок на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

    Примечание! Для того чтоб заменить фронтальные колодки в автомобиле, запаситесь: 2-мя гаечными ключами и отвёрткой, а так же советуем для вас взять с собой какую ни будь ветошь, так как тормозной механизм бывает очень загрязнён и его необходимо очищать от грязищи!

    Короткое :

    Где находятся фронтальные тормозные колодки? Колодки просто можно рассмотреть только если снять колесо с автомобиля, но если вы возжелаете их узреть в полном объёме тогда для вас необходимо будет выкрутить верхний болт скобы тормозного суппорта, после чего отбросить скобы и вы можете бес заморочек вытащить и посмотреть на колодки (Вынимать колодки мы вас научим чуток ниже), но для чего их вынимать если на их (А конкретно на их толщину) можно посмотреть только только сняв колесо с автомобиля, для этого соответственно сначала снимите необходимое для вас колесо с автомобиля и после чего через длинноватое прямоугольное отверстие в скобе (Обозначено красноватой стрелкой) вы можете рассмотреть колодки (Указаны голубыми стрелками) и толщину которая на фрикционных накладках осталась.

    Примечание! Фрикционные накладки – это одна из частей самой колодки, видь колодка состоит из 2-ух частей а конкретно из корпуса который выполнен из металла (Корпус указан 2-мя красноватыми стрелками) и из фрикционной накладки которая указана голубыми стрелками, данной накладкой так же и осуществляется торможение автомобиля, кой что ещё, вы же понимаете то что тормозную колодку необходимо инспектировать на её толщину и если толщина будет меньше 1.5 мм, такую колодку необходимо будет немедленно поменять, итак вот застыл должен делается только только по фрикционной накладки и корпус самой колодки тут не в счёт, потому учтите это!

    READ Замена задних тормозных колодок на Chevrolet Niva

    Когда необходимо поменять тормозные колодки? Колодки подлежат замене как уже было сказано чуток ранее, если толщина фрикционной накладки стала наименее 1.5 мм, а так же в случае если накладка деформировалась (Например на ней появились трещинкы, глубочайшие сколы), отошла от корпуса самой колодки либо же если на накладки появились следы масла, то такую колодку тоже необходимо поменять и не в коем случае не нужно канителить, вить тормоза это самое главное в автомобиле!

    Дополнительные рекомендации

    1. Если не получается выжать тормозные цилиндры, то откройте крышку бачка с тормозной жидкостью, чтобы снизить давление.
    2. При неравномерном износе колодок обратите внимание на суппорт. Скорее всего, понадобится ремонт.
    3. При замене задних накладок поменяйте и все пружины. Стоят они недорого, зато уберегут от возможных отказов до следующей замены.
    4. Направляющие переднего суппорта можно смазать графитовой смазкой для более плавной работы.

    Замена колодок на передней оси не вызовет проблем даже у «чайников» автомобильного ремонта. А вот с задней не всё так просто. Заранее оцените свои силы и возможности: сможете ли вы добраться до тросика ручника и справится с прикипевшим тормозным барабаном? Если да, то всё обязательно получится.


    Замена крана отопителя ВАЗ 2114 своими руками


    Ремонт и замена крышки бензобака своими руками

    Как заменить тормозные колодки на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?

    Примечание! Запомните раз и навечно, если вы желаете поменять колодки в тормозном механизме например фронтальных колёс, то непременно меняйте на обоих колёсах (То же самое и с задними колёса), так как если вы поменяете колодки лишь на одной стороне а на другой стороне у вас останутся стоять старенькые колодки, то при резком торможении автомобиль будет уводить в сторону 100%, тем вы будете подвергать риску себя и других людей, потому если решили подменять колодки то делайте непременно это на обоих сторонах машины!

    ВАЗ 2109, 2115, 2108, 2114: подробное видео по замене задних колодок

    Снятие: 1) Сначала операции вывесите необходимо для вас колесо и снимите его после чего, вывешивать необходимо только то колесо на котором и будет делается замена тормозных колодок. (О том как снять колесо, см. в статье под заглавием: «Правильная замена колёс на автомобиле»)

    2) Потом откройте капот у автомобиля и поглядите сколько у вас находится тормозной жидкости в бачке (Бачок указан стрелкой), в случае если жидкости будет сильно много и она будет достигать отметки MAX, тогда для вас нужно будет откачать её из этого бачка с помощью мед шприца либо же резиновой груши, но только откачивайте совершенно малость практически немножко и откачивайте исключительно в случае если жидкости будет вначале много.

    Примечание! Делается это для того, чтоб когда вы запрессовывали поршень в тормозной цилиндр из данного бачка не начала изливаться тормозная жидкость, потому что когда поршень вы будете вдавливать то соответственно и жидкость будет ворачиваться тем объём жидкости в бачке малость возрастет!

    3) Дальше мы для вас не будем разъяснять как снять и установить колодки конкретно в этой статье, так как если взять всё семейство автомобилей ВАЗ, то фактически в их всех идёт схожая тормозная система, потому предстоящее снятие тормозных колодок и их установку смотрите в статье под заглавием: «Замена передних колодок на Priora», пункт 3-6 а так же в той статье на которую дана ссылка, ознакомьтесь так же с рубрикой «Установка».

    Установка: Установка как уже было отмечено ранее, делается по статье ссылка на которую дана чуток выше.

    Примечание! Когда установите новые колодки, некое время для вас будет казаться то что тормозить у вас автомобиль будет будто бы колодки были куплены бракованные либо просто очень плохие, потому что останавливаться машина будет плохо и потому необходимо 1-ое время ездить максимально аккуратненько, а происходит это всё из-за того что новым колодкам необходимо время чтоб притереться и только после того как они притрутся (Приблизительно через 50-100 км они уже притрутся, а если будете повсевременно тормозить то притрутся еще резвее) машина станет нормально тормозить!

    Дополнительный видео-ролик: Для большего ознакомление с тем как заменить колодки на автомобилях семейства Самара, поглядите видео-ролик в каком объяснён и показан наглядно процесс их замены.

    Когда требуется замена

    Следует сразу сказать, что завод, изготавливающий вышеназванное транспортное средство, не указал периодичность замены тормозных колодок. Все дело в том, что срок их эксплуатации зависит от ряда объективных факторов, среди которых называют:

    • манеру управления машиной;
    • условия использования;
    • качество фрикционных накладок и материал, из которого они были сделаны.

    Сильнее всего об изнашивании колодок свидетельствует занос автомобиля во время резкого торможения. Впрочем, данный симптом отмечается не только в случае неравномерного их истирания, но и при некорректной работе всей системы.

    Правила эксплуатации ТС в девятке

    При эксплуатации «девятки» необходимо строго соблюдать регламентные сроки обслуживания не только двигателя, но и ТС, а также проводить ремонт главного тормозного цилиндра (ГТЦ) ВАЗ 2109 . Это касается фрикционных накладок передних дисковых и задних барабанных тормозов. Полный износ фрикционных накладок угрожает неожиданным отказом ТС в экстремальной ситуации.

    Периодически необходимо проверять состояние накладок, контролировать уровень их износа и заменять при необходимости. Тщательно надо следить за тормозами ВАЗ 2109 с точки зрения утечки жидкости сквозь изношенные прокладки и сальники.

    Сверхнормативный износ герметизирующих элементов сопровождается:

    • риском недостаточного усилия в ТЦ;
    • провалом педали при движении авто;
    • увеличением тормозного пути.

    Все перечисленное создает очень серьезные риски. ТС — одна из критически важных систем обеспечения безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.

    Замена задних тормозных колодок ВАЗ-2109

    Сзади на девятках установлены барабанные тормоза, а это ещё тот геморрой. Во-1-х, никогда не узнаешь, какая выработка у колодок, не сняв барабан, а во-2-х, снять барабан- это наибольшая неувязка на всех тачках. Откручиваем болты, которыми крепится барабан и далее начинается самое увлекательное.

    Просто так барабан не слезет, колодки в нём делают углубления, за которые он позже цепляется, когда его стягиваешь. Это на всех машинах так, не только лишь на ВАЗ. Чтоб его снять, его сбивают, берут молоточек потяжелее и стучат по барабану с оборотной стороны через проставку, чтоб кромка барабана не откололась. Да, это неувязка всех барабанов, чем подольше не меняешь колодки, тем больше кусков кромки отсутствует.

    Если подфартило, и барабан слез, то вашему взору раскроются колодки, стянутые какими-то пружинками. Пружинки снимаем, и колодки без заморочек выйдут.

    Меж колодок в высшей части установлена расширительная пластинка, которая может выпасть, если в один момент снять колодки.

    А к одной из колодок крепится трос ручника, но колодку просто можно вынуть из паза и она просто выйдет.

    Сейчас ставим новые колодки таким же образом. Пружинки идеальнее всего натягивать отвёрткой, они по ней отлично скользят и просто становятся в посадочные отверстия.

    Особенности, связанные с заменой тормозного барабана

    О некоторых из них (касающихся ежегодной профилактики и использования правильной смазки) — было уже сказано. Еще одним важным моментом является и то, что в случае износа одного из барабанов и его замены обязательно следует заменить и второй барабан (даже в случае, если он имеет меньший износ). Это правило строго обязательно и не имеет никаких исключений.

    Установка тормозного барабана

    Кроме этого, почти при всех повреждениях — трещинах, сколах, бороздах, а также других — барабан следует заменять, отремонтировать его не удастся. Единственный случай, когда ситуацию можно исправить — это наличие небольших скосов (в данном случае можно проточить деталь на токарном станке до получения ровной круглой формы). Правда, после этой операции следует проверить ее диаметр — если после проточки он превысил 201,5 мм, то использовать такой барабан все равно уже нельзя.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]