Лёгкая замена передних и задних тормозных колодок на ВАЗ 2109 и 21099 своими руками

Ремонт / От Владимир

  • Признаки необходимости замены
  • Необходимые инструменты
  • Замена задних тормозных колодок ВАЗ 2109

    Советы по работе на видео

  • Как поменять передние своими руками
      Как это делают опытные автовладельцы (видео)
  • Дополнительные рекомендации
  • Тормозная система — это ваша безопасность на дороге. Если сломается двигатель, то вы просто дальше не поедете, а при поломке тормозов, наоборот, вы не сможете остановиться и последствия могут быть разными (вряд ли хорошими). Стоимость накладок невысока и заменить их под силу каждому, поэтому не стоит экономить на жизненно важных «органах» автомобиля, проводя замену колодок на ВАЗ 2109 и других аналогичных моделях авто.

    Когда и зачем менять

    Зачем, конечно, риторический вопрос. Ни один автомобилист не захочет остаться без тормозов. Возможные осложнения приведут только к удорожанию ремонта:

    • на ходу заклинит одно из колёс;
    • из-за предельного износа произойдет утечка тормозной жидкости;
    • сломается суппорт.


    Тормозной механизм заднего колеса: 1 — щит тормозного механизма, 2 — колёсный цилиндр, 3 — верхняя стяжная пружина колодок, 4 — тормозная колодка, 5 — накладка колодки, 6 — тормозной барабан, 7 — установочный штифт, 8 — направляющая пружина, 9 — нижняя стяжная пружина
    На вопрос «когда» прямо влияет стиль езды и качество колодок. Существуют усреднённые показатели: для передней оси — 15–20 тыс. км, для задней (барабан) – до 100 тыс. км. Но это не освобождает от регулярной проверки.


    Тормозной механизм переднего колеса: 1 — тормозной диск, 2 — направляющая колодок, 3 — суппорт, 4 — тормозные колодки, 5 — цилиндр, 6 — поршень, 7 — сигнализатор износа колодок (смотровое окно), 8 — уплотнительное кольцо, 9 — защитный чехол направляющего пальца, 10 — направляющий палец, 11 — защитный кожух

    Особенности замены задних тормозных колодок на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099


    Срок службы задних тормозных колодок на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях — 60-70 тысяч км пробега.

    В зависимости от манеры езды, исправности тормозной системы и условий эксплуатации этот срок может меняться в большую, либо меньшую сторону. Поэтому периодичность проверки состояния тормозных колодок 60.000 км пробега. Минимально допустимая толщина накладок тормозных колодок 1,5 мм. В этом случае тормозные колодки подлежат замене. Заменять их необходимо парой (на правом и левом задних колесах одновременно).

    Необходимые инструменты, приспособления и запчасти

    — Комплект задних тормозных колодок для автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций

    — Среднеразмерная шлицевая отвертка

    — Плоскогубцы с тонкими губками

    Подготовительные работы

    — Снимаем заднее колесо

    — Снимаем тормозной барабан

    — Очищаем задний тормозной механизм от грязи

    Порядок замены тормозных колодок на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

    Снимаем вначале переднюю тормозную колодку, затем заднюю. Перед снятием максимально возможно сводим колодки, утопив поршни тормозного цилиндра вовнутрь. Это можно сделать при помощи двух монтажных лопаток если их концы завести за буртик опорного тормозного щита и сжать ими колодки.

    — Отсоединяем верхнюю стяжную пружину тормозных колодок

    Опираемся шлицевой отверткой отверткой на тормозной цилиндр и используя ее как рычаг поддеваем её лезвием край верхней стяжной пружины и выводим его из зацепления с передней колодкой. Вынимаем пружину.


    Отсоединяем верхнюю стяжную пружину

    — Отсоединяем направляющую пружину передней колодки

    Отверткой или плоскогубцами поддеваем ее край и выводим из зацепления с колодкой.


    Снимаем направляющую пружину передней тормозной колодки

    — Снимаем переднюю тормозную колодку

    Опускаем ее вниз вместе с нижней стяжной пружиной. Пружину отсоединяем и снимаем руками.


    Снимаем переднюю тормозную колодку

    — Снимаем разжимную планку

    Она ни чем не закреплена и просто вынимается.


    Снимаем разжимную планку

    — Отсоединяем направляющую пружину от задней тормозной колодки

    Поддеваем ее отверткой или плоскогубцами.

    — Снимаем заднюю тормозную колодку

    При этом необходимо вывести из зацепления с рычагом ручного привода наконечник троса стояночного тормоза (рычаг закреплен на задней колодке).


    Снятие задней тормозной колодки

    — Отделяем рычаг ручного привода от задней колодки

    Для этого необходимо расшплинтовать ось рычага при помощи плоскогубцев и снять с нее рычаг.

    Все, тормозные колодки сняты.

    Особенности установки новых тормозных колодок в тормозные механизмы задних колес

    — Устанавливаем вначале заднюю тормозную колодку, потом переднюю в порядке обратном снятию

    — Присоединяем к задней тормозной колодке рычаг ручного привода

    При этом надеваем рычаг на ось, устанавливаем дистанционную шайбу, устанавливаем рычаг, зашплинтовываем.

    — Стяжные пружины натягиваем при помощи плоскогубцев или отвертки

    — После установки тормозных колодок и барабана несколько раз нажимаем на педаль тормоза для самоустановки зазора между колодками барабаном

    Проделываем аналогичную процедуру снятия старых тормозных колодок и установки новых, для другого заднего колеса.

    Примечания и дополнения

    — При замене задних тормозных колодок необходимо оценить состояние тормозных барабанов, так как эффективность работы задних тормозных механизмов тормозной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 строится на взаимодействии: колодки — барабан. И если изношен барабан, а колодки новые, нормального торможения добиться не удастся.

    — Так же если необходимо заменяем направляющие пружины обеих колодок.

    — Следует обратить внимание на тормозные цилиндры задних тормозных механизмов. Подтекание тормозной жидкости через их уплотнения недопустимо. Так же недопустима работа цилиндров с поврежденными пыльниками.

    Twokarburators VK — Еще информация по теме в нашей группе ВКонтакте, на Фейсбук Twokarburators FS и в Одноклассниках — Twokarburators OK

    Еще статьи по тормозной системе автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

    — Вибрация и биение при торможении

    — Проверка тормозной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

    — «Прокачка» тормозов на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

    — Тормозной механизм переднего колеса (суппорт) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

    — Замена передних тормозных колодок в тормозных механизмах (суппортах) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

    Необходимые инструменты

    Для передней и задней оси вам понадобятся кардинально разные наборы инструментов. Начнём с простого. Для замены передних колодок дисковых тормозов вам понадобятся:

    • плоская отвёртка;
    • рожковые ключи на 13 и 17;
    • щётка по металлу.


    При отсутствии WD-40 можете воспользоваться керосином. Распыляйте его из одноразового пульверизатора
    Следующий перечень для замены задних накладок ВАЗ 2109 (21099) может понадобиться не весь, но нужно быть готовым к сложностям. Полный рекомендуемый список:

    • молоток (желательно побольше);
    • плоскогубцы;
    • плоская отвёртка и щётка по металлу;
    • смазка WD-40;
    • деревянный брусок или доска;
    • два рожковых ключа на 13;
    • головка на 13 с удлинителями.

    Надеваем перчатки и приступаем к работе.

    Какие задние колодки устанавливают на ВАЗ 2109

    Наиболее распространенные задние колодки, которые ставят автовладельцы — оригинальные тормозные колодки “ВАЗИНТЕРСЕРВИС” (ВИС-Авто). Артикул — 21080-3502090-55. Цена в среднем составляет 730 р. Такие колодки хороши тем, что идеально подходят модели по размерам, составу и срокам эксплуатации.

    Среди аналогов наиболее надежными производителями являются:

    • ATE — Германия (03013702312);
    • TRW — США (GS8210);
    • FERODO — Великобритания (FSB240);
    • STS — Россия (11524-STS);
    • ЕзАТИ — Россия (2108-3502090).

    Марки ATE, TRW и FERODO предлагают надежный состав материалов, который не повреждает внутреннюю поверхность барабана. Стоимость таких колодок в пределах 800-1500 руб. за комплект. Отечественные производители STS и ЕзАТИ изготавливают устойчивые к перегреву колодки. Они хуже по составу, но цена более доступна — около 600 р. за комплект.

    Как поменять передние своими руками

    По сравнению с предыдущей процедурой, замена передних колодок покажется очень лёгкой. Колесо, конечно, тоже придётся снять. После чего можно убедиться в необходимости ремонта через специальное «окошко». Толщина фрикционного материала не должна быть менее 2 мм, иначе рискуете в любой момент остаться без тормозов.


    Замерьте толщину линейкой, на глаз такие расчёты лучше не делать

    1. В верхней части суппорта есть единственный болт, зафиксированный стопорной шайбой. Необходимо разогнуть её с помощью плоской отвёртки.


      Используйте длинную тонкую отвёртку с плоским жалом Если «сопротивляется», воспользуйтесь молотком. Откручивать болт следует, придерживая направляющую другим ключом.


      Фиксируйте механизм вторым ключом от проворота

    2. Тормозной шланг нужно освободить из его крепления.


      Уберите тормозной шланг Теперь вы сможете «раскрыть» суппорт, отодвинув его в сторону. Извлеките старые колодки.


      Демонтируйте изношенные колодки

    3. Чтобы новые накладки четко стали на место, лучше хорошенько почистить все точки соприкосновения.


      Здесь пригодится щётка по металлу

    4. Естественно, что новые фрикционы толще старых и не получится поставить суппорт назад. Поэтому необходимо вжать тормозной цилиндр. Для этого понадобится большая отвёртка. Закройте тормозной механизм без колодок и упритесь отвёрткой, как рычагом, в цилиндр. Понадобятся определённые усилия, поэтому соблюдайте осторожность, чтобы отвёртка не соскочила. После чего установите новые накладки, закройте суппорт и наживите болт крепления.


      Шаг 3


      Шаг 2


      Шаг 1

    5. Обратная сборка будет быстрой. Зажмите болт, придерживая вторым ключом направляющую, и загните на место стопор шайбы. Не забудьте зафиксировать тормозной шланг, и можно прикручивать колесо на место.


      Завершите установку защёлкиванием стопора шайбы и фиксацией тормозного шланга

    Как это делают опытные автовладельцы (видео)

    Дополнительные рекомендации

    1. Если не получается выжать тормозные цилиндры, то откройте крышку бачка с тормозной жидкостью, чтобы снизить давление.
    2. При неравномерном износе колодок обратите внимание на суппорт. Скорее всего, понадобится ремонт.
    3. При замене задних накладок поменяйте и все пружины. Стоят они недорого, зато уберегут от возможных отказов до следующей замены.
    4. Направляющие переднего суппорта можно смазать графитовой смазкой для более плавной работы.

    Замена колодок на передней оси не вызовет проблем даже у «чайников» автомобильного ремонта. А вот с задней не всё так просто. Заранее оцените свои силы и возможности: сможете ли вы добраться до тросика ручника и справится с прикипевшим тормозным барабаном? Если да, то всё обязательно получится.


    Замена крана отопителя ВАЗ 2114 своими руками


    Ремонт и замена крышки бензобака своими руками

    Глобально о видах, применимо к тормозным колодкам

    Начнем с того, что все автомобильные запчасти разделяют на несколько видов, от чего в основном и зависит стоимость запчасти. Рынок запчастей для обслуживания ВАЗовских автомобилей достаточно обширен. Здесь важно понимать, что разница в цене на тормозные колодки для одного и того же автомобиля может серьезно варьироваться за счет того, к какой категории относятся запчасти. Среди товарных предложений встречаются тормозные колодки следующих видов:

    • Запчасти поставляемые на конвейер (ОЕ). Как правило, это самые дорогие запчасти, поскольку изготовлены в строгом соответствии с требованиями производителя авто. К примеру, 90% продукции компании АТЕ, лидера данного сегмента, поставляется для комплектации автомобилей на заводе-изготовителе, а оставшиеся 10% поступают в свободную продажу.
    • Запчасти, предназначенные для рынка автомобильных запчастей (AfterMarket). Данная категория представлена наиболее широким ассортиментом. Разброс цен тоже велик. Цена одних и тех тормозных колодок для ВАЗ девятого семейства варьируется: 30%-70% от цены оригинальной запчасти. Это объясняется незначительными отклонениями от номинального состава фрикционной смеси, страной происхождения детали. Лидерами в данном сегменте выступают производители колодок Textar, Bosch, TRW и многие другие производители.
    • Запчасти, поставляемые на рынки развивающихся стран. Стоимость таких запчастей составляет 20-30% от цены детали идущей на конвейер (OE). При производстве запчастей используются стандарты, действующие в странах-импортерах такой продукции. Естественно, говорить о высоком качестве такой продукции не приходится. Производители, при маркировке продукции данной категории, добавляют к каталожному номеру специальный буквенный шифр, служащий ориентиром при покупке.

    Тормозные колодки с применением в тормозном слое керамических вкраплений. Так называемые керамические тормоза

    – отдельная категория продукции, которую можно установить на переднеприводные ВАЗы. В состав фрикционной смеси включено определенное количество керамических компонентов, которые служат для повышения тормозных свойств колодки. Использование таких тормозных колодок на девятом семействе автомобилей ВАЗ допустимо только при специальной подготовке машины к спортивным соревнованиям, поскольку для эффективного торможения, керамике необходим хороший прогрев, который недостижим в условиях города, а уж тем более трассы.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]