От отечественных автомобилей мало кто был в восторге в конце 1990-х и начале 2000-х годов. И именно в это время АвтоВАЗ выпускал легендарную Десятку – ВАЗ 2110 и ее модификации в виде универсала и хэтчбека. Десятка завоевала народное доверие, благодаря своей очень доступной цене, сравнительно высокой надежности и простоте конструкции. Но двигатели в этой машине явно нельзя назвать лучшими.
ВАЗ 2110 выпускали с карбюраторными моторами пару лет после начала производства, затем появились двигатели с инжекторами. Наибольшую популярность завоевал знаменитый «шестнарь» — 1.6 16V, который и стал самым популярным в последние годы выпуска данного автомобиля. Шестнадцать клапанов немного оживили мотор, но говорить о спортивном характере машины не приходится.
Сегодня мы поговорим о некоторых возможностях модификации Десятки:
- как тюнинговать родные моторы для максимальной мощности;
- какие моторы с иномарок подходят на ВАЗ 2110;
- как провести замену мотора легально и ездить на машине по дорогам;
- сколько стоит заменить мотор на Десятке на двигатель с иномарки.
Итак, поехали!
Как улучшить мощность штатного мотора ВАЗ 2110
Об улучшении мощности более или менее бюджетными способами можно говорить только в контексте инжекторных моторов ВАЗ. Впрочем, карбюраторных десяток на дорогах осталось не так и много. Обычно владельцы ВАЗ 2110, которым мало мощности от стокового мотора, хотят просто сделать чип-тюнинг ЭБУ и получить серьезный прирост мощности, но здесь не все так просто.
Нужно учитывать, что конструкторы ВАЗ сильно экономили, разрабатывая и собирая данные двигатели. Это значит, что впуск и выпуск будут условно не лучшими в своем классе, система подачи топлива будет иметь свои ограничения, а некоторые датчики даже после тюнинга ЭБУ не будут выполнять поручения компьютера в полной мере.
Для нормального тюнинга вам потребуется выполнить такой комплекс действий:
- Система фильтрации воздуха. Стоит установить фильтр нулевого сопротивления и позволить двигателю более просто дышать.
- Дроссельная заслонка. Каким-либо образом ее модифицировать не имеет смысла. Можно поискать на рынке новую заслонку с увеличенным диаметром отверстия. Это позволит сразу же получить небольшой прирост мощности.
- Впускной ресивер. Стоит его заменить на более эффективный, но здесь нельзя экономить. Так что, если вы хотите бюджетно увеличить мощность машины, пропустите этот пункт.
- Тюнинг распределительных валов также не будет дешевым, но его стоит предпринять для хорошего результата. В стоковом варианте валы не слишком эффективно справляются с задачами, и их замена на тюнинговые детали явно придаст мощности и момента мотору.
- Выпускной коллектор. Если впуск воздуха уже пошел легче, выдыхать двигателю также нужно проще. Выпускные коллекторы спортивного типа на двигатель ВАЗ 2110 сильно поменяют ваше впечатление от эксплуатации российской машины.
- Компьютер. И вот только на этой стадии можно дотронуться до настроек ЭБУ в Десятке и подстроить все параметры под новые детали. Важно именно вручную настроить все нужные параметры после установки указанных выше элементов.
Кстати, прирост мощности может быть довольно серьезным. Вплоть до 30-40% от стоковых значений. Но, конечно, стоит учитывать, что у тюнинга есть много нюансов. Ресурс мотора снизится, придется чаще заглядывать в поршневую группу, менять колечки, лечить головку блока цилиндров. Также явно вырастет расход, чудес не бывает. Но машинка начнет приносить много удовольствия за сравнительно небольшие деньги. Если есть желание, можно продолжить работать с мотором более глубоко и получить еще больше интересных изменений. Но помните, что тюнинг двигателей с пробегом от 200 000 км смертельно опасен для таких моторов.
Модификация ВАЗ 21114
Этот тип устройства почти идентичен 2111 с точки зрения дизайна, но имеет увеличенный объем до 1600 см³ и мощность 81 л.с. Двигатели очень хороши внизу, с хорошей тягой, но реакция педали газа не такая резкая, как 1,5-литровая версия. Это связано с «раздробленными» нормами евро.
Этот тип двигателя внутреннего сгорания не сгибает клапан, поэтому вам не нужно беспокоиться о разрыве ремня, хотя вам не нужно его снова признавать. Следует также отметить, что этот тип оснащен поэтапной инъекцией, соответственно, с установленными фазовыми датчиками в головке блока цилиндров
.
Какие моторы можно установить на ВАЗ 2110?
Практически без проблем устанавливаются на десятку моторы более свежих поколений ВАЗ. Они более мощные, часто надежнее. К примеру, после 2022 года на большинстве новых двигателей Lada установлены так называемые безвтыковые поршни. При обрыве ремня ГРМ клапана и поршни не встречаются, серьезного ремонта удается избежать.
Но все это мало греет душу, поскольку сильного изменения в поведенческих характеристиках автомобиля достичь будет сложно. Разве что самые новые моторы 1.8 литра спасут ситуацию, но они дорогие, а сложностей с их установкой будет немало.
Мы исследовали рынок и пришли к выводу, что на ВАЗ 2110 можно поставить такие моторы:
- Opel C20XE. Хороший вариант на 150 сил. В открытых источниках есть довольно много примеров, как люди устанавливали данный двигатель на Десятки и Двенашки и без проблем эксплуатировали машины с совершенно другими эмоциями, чем на родном моторе.
- Opel C20NE. Здесь уже вас ждет всего 115 сил, но и цена такого двигателя (контрактного) будет значительно приятнее, чем у предыдущего. Конечно, двигатель придется покупать с коробкой передач и мозгами, а также со всем навесным, ничего от Десятки на него не подойдет.
- Мотор от Subaru WRX STI. Здесь доработок будет невероятно много, но результат того стоит. Наверное, такая доработка окажется самой дорогой из всех наших идей, и заниматься ей будут только настоящие энтузиасты, для которых деньги не будут главным вопросом.
- Lancer 1.6. Если вы нашли хороший мотор от Mitsubishi Lancer IX, его вполне можно «приколхозить» на Десятку при большом желании. Мотор отлично служит до 500 000 км пробега, не сильно достает маленькими проблемами.
- Renault 1.6. Если говорить в теории, то можно заменить двигатель в ВАЗ 2110 на мотор, который ставили на Logan. Но в этом нет особого смысла. Кроме как надежностью, этот двигатель больше ничем вас не удивит.
Впрочем, в подкапотное пространство автомобиля ВАЗ 2110 войдут очень многие моторы схожего объема. Но вам придется переделывать крепления, подушки, электрику, навесное оборудование… В общем, вложить в автомобиль придется немало денег и времени. Но и это еще не самое страшное. Самое интересное начнется, когда вы захотите выехать на вашем обновленном автомобиле на дороги общего пользования.
Процесс демонтажа двигателя
Безусловно, лучшим вариантом будет замена двигателя в полностью оборудованной мастерской, но если такой возможности нет (а заняться тюнингом ну очень хочется), то следует иметь следующий минимальный набор оснащения:
- лебедка, тельфер либо гидравлический подъемник;
- башмаки;
- домкраты;
- тележка;
- вороток с набором головок;
- накидные ключи;
- отвертки.
Двигатель Ниссан на ваз
Выполняется демонтаж в следующем порядке:
- Машина стопорится при помощи ручного тормоза и башмаков, которые следует подложить под задние колеса.
- Передние колеса вывесить на домкратах.
- При открытом капоте отсоединить «массовую» клемму и все подходящие к двигателю небольшие шланги и трубки.
- Закупорить входы трубок в двигатель, чтобы предохранить их от засорения.
- Отсоединить трос «газа» от дроссельного патрубка и кронштейна.
- Отсоединить шланг воздухозабора вместе с его кронштейном.
- Демонтировать воздушный фильтр — для этого следует острым лезвием срезать три прорезиненные опоры, за счет которых он крепится к корпусу движка.
- Убрать шланги, подходящие к рессиверу.
- Отключить шланг, предназначенный для продувки адсорбера от патрубка.
- Демонтировать провода, подходящие к патрубку, модулю зажигания, а также все другие, подключаемые к ДВС.
- Демонтировать брызговик двигателя, открутив крепежные болты.
- Слить всю охлаждающую жидкость, вывернув пробки на блоке цилиндров и радиаторе (при этом открыть крышку бачка).
- Слить масло, выкрутив крышку-пробку на КПП.
- Отсоединить трос сцепления.
- Зафиксировать крюки подъемного устройства за рым-болты, расположенные на КПП и на блоке цилиндров, после чего демонтировать двигатель.
Установка нового мотора производится точно в таком же порядке, но в обратной последовательности. Также, важно не забыть подключить провода всех датчиков в нужные разъемы и залить заново все технические жидкости, которые были слиты в ходе демонтажа (охлаждающая жидкость и масло).
Несмотря на то, что некоторые автолюбители советуют сначала снять коробку передач, а затем уже вынимать мотор, настоятельно рекомендуется выполнять демонтаж двигателя вместе с КПП.
Как оформить замену двигателя на ВАЗ 2110?
Для оформления замены мотора на машине в России стандартная процедура предусматривает такие действия:
- Получить документ, который подтверждает, что установка нужного двигателя возможна на ваш автомобиль.
- Провести переоборудование.
- Пройти диагностику на официальной станции обслуживания, получить диагностическую карту.
- Приехать в ГИБДД и поставить автомобиль на учет.
Звучит просто, но на деле все это довольно длительная и хлопотная процедура. В случае с ВАЗ, вам проще написать письмо в концерн Lada с просьбой пояснить, подходит ли выбранная вами модель двигателя для установки на конкретную модификацию ВАЗ 2110. В официальном письме вам ответят, и это станет поводом для начала работ.
Затем нужно приобрести двигатель с чеком (или договором купли-продажи), иначе его не оформят в будущем.
Также стоит убедиться, что все номера на двигателе совпадают с документами, а сам мотор не находится в розыске.
Затем нужно провести переоборудование. Если что-то в итоге не будет соответствовать здравому смыслу, вы не пройдете ТО. То есть, все узлы и агрегаты должны работать в штатном режиме, должны быть закреплены должным образом и без малейших рисков.
Как правило, получить одобрение на установку какого-либо серьезного и нового агрегата на ВАЗ 2110 не получится. Стоит остановиться на моторах Opel 1990-х годов, поскольку ВАЗ с ними хорошо был знаком и даже использовал технически для разработки своих двигателей. Также на Десятку в мелкой серии ставили 2-литровый мотор от Opel Vectra B. На этот двигатель вам точно выдадут разрешение.
Что поставить?
Вправду, самым основным вопросом посреди хозяев ВАЗ 2109 является ассортимент моторов, которые возможно окажутся под капотом их автомобиля.
Давайте разглядим несколько фаворитных решений, которые в большинстве случаев встречаются посреди тех, кто решил поменять мотор на собственном ВАЗ 2109.
Газ это более доступная кандидатура бензину, которая дозволит хорошо сберечь в дальнейшем на заправках. Такую подмену именуют более легкой. Но следует принимать во внимание тот факт, что окупится такая подмена только при нередкой эксплуатации автомобиля, а у вас в багажнике будет размещаться баллон с газом. Делать такую работу можно только у профессионалов с соответственной квалификацией и разрешениями
Читайте
ВАЗовский инжектор 1,5 литра
Хорошая кандидатура, которая дозволит извлечь больше мощности из вашего улучшенного автомобиля. Инжектор сильнее, он просит меньше горючего, обеспечивает наилучшую динамику. Но на практике поменять движки с ВАЗовского на ВАЗовский не самое наилучшее решение, так как есть масса вариантов посреди более надежных, массивных привезенных из других стран машин
Движки от Приоры и ВАЗ 2112
Хорошие российские варианты, которые просто влезут в место для мотора вашей девятки. Отменная отдача, хорошая возможность перекинуть не только лишь движок, да и саму коробку переключения передач
1,5 литровый мотор от Honda Цивик
Здесь мы говорим про 1,5-литровые двигатели мощностью 92 лошадиных сил эталона 1991-1995 годов. Инжекторные движки того поколения отлично подходят по габариты подкапотного места ВАЗ 2109, отличаются хорошими техническими чертами. Собственного рода усовершенствованная вариация предшествующего варианта
Движки от Опель
Хорошо зарекомендовали себя моторы от Вектра объемом 1,4, 1,6 и 1,8 литра. Движки хоть и старенькие, но зато быстрые, довольно массивные, сравнимо экономные. Их основное достоинство доступная цена при неплохом качестве сборки. Если найти достойный германский мотор хоть какого из представленных объемов, ваш ВАЗ 2109 будет работать значительно лучше по сопоставлению с заводским движком
Моторы от Митсубиши Ланцер
1,5-литровые инжекторные двигатели мощностью до 100 лошадиных сил многим приходятся по вкусу. Отменная динамика, доброкачественная сборка, приятная экономичность. Найти таковой мотор не совсем не сложно, да и огромных заморочек появиться также не должно
Симпатичный вариант для подмены, позволяющий получить быстрый, увлекательный, надежный корейский двигатель
. Единственный важный нюанс коробка от девятки не соответствует особенностям движка от корейца, потому придется менять все вместе
Тюнинг ВАЗ 2112, OPEL 2.0, ЭБУ Январь 7.2, панель Приора.
Читайте
Моя партнерка Через пару дней выложу как она едет! Канал моего друга Вовы поддержите парни.
ВАЗ 2110 С МОТОРОМ SUBARU WRX-STI это движок объемом 1,6 литра с 16 клапанами и мощностью 90 лошадиных сил. Такие движки вы найдете на модели Doblo. Их достаточно много на авторазборках, потому с поисками проблем возникнуть не должно
Приемистый, достаточно мощный, динамичный мотор с хорошим запасом прочности. Добротное решение для наших дорог. Японское качество мало чем уступает представленным аналогам из Германии. В свое время двигатели на 626 модель получили множество положительных отзывов, потому их установка на ВАЗ 2109 рекомендуется многими специалистами
Замена мотора это сложная операция, которая требует обязательного участия опытного специалиста. Самостоятельно в гаражных условиях менять двигатель настоятельно не рекомендуется.
Мотор 2112 от девятке
Подводные камни
Есть несколько важных, интересных и просто полезных факторов, которые обязательно нужно учитывать, принимая решение относительно замены мотора на ВАЗ 2109.
- Если подходить к вопросу с практической точки зрения и принимать во внимание идеальную совместимость деталей, то тогда вашим лучшим решением станет установка альтернативного двигателя. Но зачастую замену проводят с целью повысить производительность, увеличить мощность мотора. В этом случае приходится искать альтернативы среди модельного ряда ВАЗ, Lada или импортных машин.
- Меняя движок от девятки на более новый мотор от той же модели, вы не сможете поставить кондиционер. Нет, установку выполнить вполне возможно, только тогда заметно упадет мощность и без того не самого резвого стандартного двигателя. Помимо потери мощности, вам придется поменять генератор на более мощный, поскольку заводской генератор тянуть еще и климатическое оборудование не сможет.
- Двигатель
ВАЗ 2112 хорош тем, что идеально сочетается со стандартной коробкой передач от ВАЗ 2109. То же самое можно сказать про Приору. - Повышая мощность двигателя, вам потребуется доработать тормозную систему. Иначе тормозной путь значительно увеличится, вы не сможете своевременно остановить машину. Так что обязательное мероприятие замена стандартных дисков и колодок на более прочные. При возможности, поменяйте барабанные задние тормоза на дисковые механизмы.
- Придется внести изменения в систему охлаждения. Радиатор обязательно меняется на тот, который соответствует характеристикам нового силового агрегата. Если его мощность выше двигателя от девятки, параметров стандартного радиатора наверняка окажется недостаточно.
- Документы. Не так давно в стране издали закон, который отменил необходимость в номере двигателя при регистрации. То есть отныне мотор это просто запчасть, которую приравнивают к тому же генератору, воздушному фильтру или колесу, к примеру. За счет этого существенно повысился спрос на замену двигателей. Но документы на мотор вы должны иметь. Покупая двигатель
с рук, убедитесь, что у владельца есть бумаги, подтверждающие право собственности. - Происхождение. Отсутствие бумаг делает мотор достаточно потенциально опасным для вас, поскольку его происхождение неизвестно. Не редко можно найти движки, которые были сняты с угнанных автомобилей.
- Контрактные моторы. Самый оптимальный с точки зрения вашей безопасности вариант покупки нового двигателя. Контрактные движки предоставляются специализированными фирмами, где помимо самого агрегата, вам предоставляют гарантию и все необходимые документы.
- Перерегистрация. Будете ли вы регистрировать переделанный автомобиль в ГИБДД, решайте сами. Специалисты советуют обратиться в соответствующую инстанцию, чтобы вам оформили новый мотор. Так вы сможете избежать множества проблем и недопонимания на дорогах, когда вас остановит инспектор.
Замена мотора
ndash; задача не простая
Тюнинг — это не просто изменение внешнего вида автомобиля, как многие думают. На самом деле часто доработка касается технической составляющей. Кто-то вносит изменения в выхлопную систему, меняет элементы заводского двигателя.
Но есть более кардинальный, дорогой и интересный вариант — поменять мотор. С новым двигателем вы получаете иные технические характеристики, увеличенную мощность, повышенную максимальную скорость, лучший разгон.
Замена мотора — достаточно серьезный шаг, который требует продумать каждый этап, начиная от выбора нового мотора, заканчивая последствиями, которыми подобные работы могут обернуться.
Сколько обойдется замена двигателя на Десятке?
Теперь к вопросу стоимости. Вы могли видеть множество объявлений с приятными ценами на контрактные двигатели. Можно, к примеру, купить настоящий японский силовой агрегат с пробегом 50 000 км от Honda Civic всего за 20-30 тысяч рублей. Но пусть эта цифра не обманывает вас, затрат будет намного больше. Как правило, контрактные моторы продают отдельно без всего навесного и без коробок передач. Вам придется найти стартер, генератор, коробку, проводку, мозги, бензонасос, блок предохранителей, свечи, провода, катушки и так далее. Все это выльется еще дороже, чем сам двигатель.
Да и пробеги у контрактных двигателей проверить вы никак не можете. Так что продавцы указывают их так, чтобы двигатели не слишком долго задерживались на их складах. Как правило, моторы на машинах в Европе и Японии проходят не менее 15 000 км в год, а зачастую до 30 000 км в год. Так что мотор из 1990-х годов имеет минимальные шансы обладать пробегом в 50 000 км или даже 150 000 км.
Итак, подсчитаем стоимость для стандартной замены на мотор Opel C20XE:
- Контрактный двигатель – от 30 000 рублей, в среднем считаем 40 000 рублей с каким-то навесным оборудованием.
- Мозги и проводка – найти будет сложно, опять же, придется обращаться на разборки, стоит закладывать еще 5 000 рублей.
- Коробка передач – от 15 000 рублей в нормальном состоянии, в хорошем состоянии будет стоить дороже.
- Различные мелочи, такие как бензонасос, предохранители, щуп – еще порядка 5 000 рублей на разборке.
- Работа по замене – от 10 000 рублей в гаражном сервисе. На хорошей станции эта сумма взлетит в разы.
Также вам могут потребоваться дополнительные работы по мелкому ремонту мотора, настройке блока управления двигателем и так далее. Но даже без учета этих вложений, замена мотора на ВАЗ 2110 обойдется вам в 75 000 рублей, плюс еще расходы на постановку на учет. Можно смело считать 80 000 рублей – и это минимум.
К сожалению, такое вложение в старенькую Десятку уже сложно назвать разумным. Скорее всего, стоимость вашего авто на вторичном рынке примерно схожа с теми средствами, которые вы потратите на замену мотора.
Модификация ВАЗ 21114
Данный тип агрегата практически ничем не отличается от 2111 по конструкции, но имеет увеличенный объем до 1600 см³, и мощностью 81 л.с. Двигатели очень хороши на низах, с хорошей тягой, но отклик педали газа не такой острый, как на 1,5-литровой версии. Это связано с «задавленными» нормами Евро.
Данный тип ДВС не гнет клапана, так что беспокоиться по поводу обрыва ремня не стоит, хотя и допускать этого лишний раз не нужно. Еще стоит отметить, что данный тип оснащен фазированным впрыском, соответственно с устанавливаемым датчиков фаз в ГБЦ.
Подводим итоги
Если двигатель на вашем ВАЗ 2110 приболел, его можно недорого капитально отремонтировать. Стоимость капитального ремонта своими руками с покупкой простеньких запчастей не превышает 4-5 тысяч рублей. На сервисе с вас возьмут еще около 10 000 рублей за работу. Но в целом это сильно выгоднее, чем выполнять свап на более мощный мотор с иномарки. Это имеет смысл только в том случае, если донорский мотор у вас уже есть, а также у вас есть на руках разрешение от АвтоВАЗ для установки данного двигателя.
В остальных случаях можно оправдать такие колоссальные вложения в старую Десятку только вашим энтузиазмом и желанием построить настоящий гоночный автомобиль. Впрочем, в этом случае нужно добавить также к сумме цену улучшения подвески и рулевого управления, тормозной системы и других деталей вашего авто. Иначе машина окажется просто мощной, но разогнаться до своей максимальной скорости она банально не сможет.
21124-мотор
Это наиболее любимый тип силового агрегата многих владельцев ВАЗ 2110-2112, так как он обладает рядом преимуществ перед остальными, такими как:
- повышенная мощность до 92 л.с.
- низкий расход топлива
- отсутствие проблем с «загнутыми клапанами», так как с завода на поршнях предусмотрены выемки, которые не допускают «злополучной» встречи поршней и клапанов
Именно из-за всех этих достоинств, многие предпочитают покупать машины с такими моторами. Но если смотреть на сложность обслуживания, то естественно — 8-клапанный в этом плане будет более простым.
Если вы хотите более простую и надежную конструкцию, то это 8-клапанные машины. Если же вам важна мощность и динамика — выбор в пользу 16-клапанного варианта. Но опять же, имейте ввиду модификацию, чтобы не было проблем в случае обрыва ремня.
Какой движок можно поставить на ВАЗ 2109?
Тюнинг это не просто изменение внешнего облика автомобиля, как многие задумываются. По сути нередко доработка касается технической составляющей. Кто-то заносит конфигурации в выхлопную систему , меняет элементы промышленного мотора.
Но есть более кардинальный, дорогой и увлекательный вариант поменять мотор. С новым движком вы получаете другие технические свойства, увеличенную мощность, завышенную наивысшую скорость, наилучший разгон.
А что у вас под капотом
Замена мотора достаточно серьезный шаг, который требует продумать каждый этап, начиная от выбора нового мотора, заканчивая последствиями, которыми подобные работы могут обернуться.
4A-GE black top или SR20DE в классику (ваз 2101)
#1 Gandalf
- Пользователи
- 4 сообщений
- Город: Иркутск
- Авто: ВАЗ 2101
Сообщение отредактировал Gandalf: 23 Март 2013 — 14:07
- Наверх
#2 BenZin
- Город: Москва СЗАО
- Авто: Сливовый Овощной Таз 21103
Сообщение отредактировал BenZin: 23 Март 2013 — 14:08
- Наверх
#3 Gandalf
- Город: Иркутск
- Авто: ВАЗ 2101
зачем? турбомотор 16ве от ПП лучше, проще установить и дешевле
- Наверх
#4 2bad4u
- Город: Москва
- Интересы: Стремление к совершенству
- Авто: отсутствует.
Я ценники узнавал рублей 100 нужно чтоб нормальный 2112 турбодвиг собрать + под него коробку нужно будет усиливать, да и по обслуживанию турбо замутнее. Тут японский атмо, по надежнее будет.
Men’s Motors узкоспециализированный профессиональный сервис по ремонту и обслуживанию автомобильных двигателей
- Наверх
#5 Gandalf
- Город: Иркутск
- Авто: ВАЗ 2101
Ну а каков ценик на это ЯПО-чудо?Имею в виду полностью. Восстановленный(нуладно, пусь даже котово в мешковый контрактник) С проводкой, мозгами, навесным + Кпп рабочая +стартер рабочий + сварочно-агрегатно-кронштейные работы?
- Наверх
#6 Gandalf
- Город: Иркутск
- Авто: ВАЗ 2101
- Наверх
#7 chost0
- Город: Нижний Тагил
- Авто: ВАЗ2103
Я ставил, весь проект мне обошелся где то в 120-130 тыщ, из них 10 тыщ сама ваз 2105 (на ходу) и 25 тыщ мотор (SR20DE), всё остальное детали иносранные, резинки недостающие, кпп, сцепа, кардан, токарные работы и т.д. кстати продаю за 150, смотри на буками в разделе дрифт корчи
- Наверх
Атмосферный двигатель или турбомотор
Начнем с того, что атмосферный двигатель «затягивает» воздух в цилиндры естественны образом (за счет разрежения, которое создается в результате движения поршней). Турбонаддув представляет собой решение, которое позволяет принудительно нагнетать воздух в цилиндры двигателя под давлением.
Сразу отметим, практически все современные дизельные двигатели являются турбированными, так как именно наличие турбокомпрессора на дизеле позволяет добиться необходимой мощности, экономичности и ряда других важнейших характеристик от моторов данного типа. Другими словами, простой атмосферный дизель на легковом авто сегодня найти достаточно сложно.
Однако если речь идет о бензиновых моторах, ситуация меняется. Большинство таких ДВС являются атмосферными. Дело в том, что хотя турбина обеспечивает значительный прирост мощности и крутящего момента без увеличения объема двигателя, решение одновременно усложняет конструкцию и делает силовой агрегат более дорогим в ремонте и обслуживании.
- Турбодвигатель нуждается в более качественном топливе и сокращении интервалов замены масла. Еще стоит отметить сниженный ресурс в результате более высоких нагрузок на бензиновый турбомотор.
Становится понятно, что хотя мощность турбированного мотора больше, чем у атмосферного аналога с таким же объемом, такой двигатель можно считать более «проблемным». Прежде всего, небольшой ресурс дорогостоящей турбины (около 80-100 тыс. км.) и самого двигателя (в среднем, около 200 тыс. км. для бензиновых версий и 350-400 для дизелей).
Что касается расхода топлива, на турбомоторах в спокойном режиме езды он может быть ниже, чем у атмосферных аналогов в одинаковых условиях. Однако на практике значительной экономии не получается, так как турбированный двигатель обычно располагает водителя к активному драйву.
Простой и надежный выход
Не обязательно ходить далеко и заново изобретать велосипед – можно воспользоваться тем, что предлагает родной завод-изготовитель.
Любой мотор с классики — ВАЗ 21011, 2103, 2106
и даже с 2113 – без проблем станет на «копейку». Крепежи на всех идентичные, переделки потребуются минимальные. Основное достоинство решения: движок можно поставить почти новый, в то время, как с иномарок достанутся уже прилично поношенные. (см. статью «Замена двигателя на контрактный»).
Под более современные модели (ВАЗ 2108-2170) пилить кузов и продумывать крепления придется обязательно, хотя и здесь хлопот будет не так уж много.
Хорошую мощность даст «Нива» 1,7. Только тут надо быть внимательным и домонтировать новый движок родным маслонасосом и поддоном: в «Ниве» они висят более низко, при установке на «копейку» велика вероятность зацепов.
Мотор ВАЗ-21126
от Lada Priora – тоже удачное решение. При объеме в 1,6 л. и мощности в 98 лошадей ВАЗ 2101 бегать будет как молодой.
Особенно приятно, что коробку менять не придется – все КПП без труда соединяются с новым двигателем.
Технические характеристики стандартного мотора семерки
Обычный объем для движка ВАЗ – один и четыре кубических сантиметра. Однако этот объем на протяжении выпуска силовых агрегатов колебался от полтора до 1,8 литров. Мощность же стандартного двигателя начиналась от 71 лошадки.
Более подробные технические характеристики даны в таблице ниже.
Параметр | Значение |
Питание | Инжекторное или карбюраторное |
Вид | Ряд |
Поршни (штук) | 4 |
БЦ | Чугунный |
ГБЦ | Сплав алюминия |
Ход поршня | 80 мм |
Диаметр цилиндра | 76 мм |
Крутящий момент | 104 Нм |
Степень сжатия | 8,5 |
Количество масла | 3,7 л |
Объем в куб.см. | 1452 |
Этот движок для ВАЗ 2107 выпускался с 1972 года. И уже в наше время его производят на российских заводах.
При выборе иного двигателя для установки на ВАЗ 2107 нужно подходит внимательно к размерам силового агрегата. Размеры должны соответствовать старому движку, чтобы не пришлось чего-нибудь удалять или подрезать металл. Это лишние проблемы и финансовые затраты, если, конечно, вы не экспериментатор.
Бензиновый двигатель: карбюраторный или инжекторный
Итак, если выбор двигателя автомобиля сводится к покупке бензинового авто, тогда идем далее. Подавляющее большинство моторов на территории СНГ являются именно бензиновыми. Параллельно с этим на отечественных дорогах можно встретить как большое количество машин с инжекторным, так и с карбюраторным двигателем.
Если коротко, инжектор является современным решением в области топливного впрыска. Такой впрыск полностью электронный, система сама учитывает, сколько горючего подавать в двигатель с учетом режима работы и целого ряда особенностей.
Все процессы топливоподачи и управления работой ДВС происходят полностью автоматизировано. В результате инжекторный двигатель экономичный, мощный, способен стабильно работать в разных условиях.
- Что касается карбюратора, на сегодняшний день это сильно устаревшее механическое устройство. При этом механика не способна гибко и динамично «подстраиваться» под изменения условий в процессе эксплуатации. Двигатель с такой системой расходует больше горючего, менее стабильно ведет себя в жару, в холод и т.д.
Также карбюратор нужно намного чаще обслуживать, постоянно регулировать, настраивать и чистить от загрязнений. Вполне очевидно, что сегодня покупать машину с карбюратором не следует, отдавая предпочтение более современному и экономичному инжекторному мотору.
Какой объем двигателя лучше выбрать
Хорошо известно, что чем большим оказывается объем двигателя, тем он мощнее. Другими словами, автомобиль с большим мотором лучше разгоняется и зачастую имеет высокую максимальную скорость. Исключением можно считать разве что некоторые внедорожники, в которых все «силы» ДВС брошены на повышенную проходимость, а не на динамику разгона и высокие скорости.
При этом важно понимать, что чем больше мощности отдает двигатель, тем больше топлива он потребляет. Если годовые пробеги не большие, тогда с расходом не менее 15-20 литров можно и согласиться, однако в случаях, когда за год машина проезжает 30-40 тыс. км. расходы на горючее могут заметно ударить по бюджету.
К этому стоит добавить, что дополнительно нужно учитывать и налог на мощность двигателя, стоимость полиса ГО и т.д. Если же говорить о ресурсе двигателей, то большеобъемные агрегаты зачастую выгодно отличаются в этом плане от «малолитражек». Если просто, в рамках повседневной эксплуатации мощный мотор не нужно сильно «крутить» для поддержания необходимого темпа езды, во время интенсивных ускорений с места, обгонов и т.д.
Это значит, что такой двигатель не часто работает на высоких и максимальных оборотах при ежедневном использовании, при этом именно высокие обороты означают пиковые нагрузки и заметно сокращают срок службы любого двигателя.
На практике, например, 4-х литровый двигатель вполне может пробежать 500-600 тыс. км. и более без капремонта, тогда как 1.4-литровый агрегат может нуждаться в переборке или капитальном ремонте уже к 200-250 тыс. км. Но есть и минусы — двигатель большого объема требует больше моторного масла при замене, его дороже ремонтировать в плане стоимости работ и запчастей и т.д.
Кстати, вопросу мощности мотора нужно уделять внимание и с учетом того, какая коробка передач будет стоять на автомобиле. Если машина оснащена «механикой» или «роботом» (РКПП), тогда особых проблем не возникнет. Однако в случае, когда ТС оснащается классическим «автоматом» с гидротрансформатором или вариатором, тогда следует быть готовым к дополнительному отбору мощности у двигателя такими типами трансмиссий.
- Еще нужно добавить, что ГУР (гидроусилитель руля) и кондиционер в комплектации того или иного авто также будут дополнительно отбирать мощность ДВС. В результате динамика малолитражной машины с АКПП при включении кондиционера может оказаться неудовлетворительной.
С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что оптимально подбирать мотор по объему и мощности так, чтобы затраты на содержание авто укладывались в прогнозируемы и ожидаемые рамки, при этом мощности все же было достаточно с поправкой на стиль езды, личные предпочтения водителя и т.д.
Если подбирается авто б/у, тогда лучше приобрести конкретную модель с более мощным двигателем в линейке не только по причине лучшей динамики, но также из расчета на больший остаточный ресурс мотора до капремонта.
Несколько важных замечаний
На самом деле вариантов подобного тюнинга довольно много. Однако прежде, чем остановить свой выбор на чем-то определенном, стоит уяснить ряд основополагающих правил.
Подкапотное пространство на ВАЗ 2101 достаточно мало. Впихнуть в него можно, конечно, почти любой движок (разве что от самосвала однозначно не влезет), но под многие моторы придется резать кузов – а это совсем другой объем работ и затрат, здесь уже далеко не каждый справится без привлечения посторонних специалистов с особым инструментарием.
Мощность нового двигателя не должна сильно превышать возможности заводского. Это если вы не хотите помимо его установки заниматься усилением его кузова и заменой половины других узлов. Честно говоря, в таком случае стоимость переоборудования окажется выше, чем остаточная цена вашей «копейки».
Желательно брать движки с заднеприводных моделей, чтобы не заниматься заменой или адаптацией трансмиссии, тормозов и подвески.
В большинстве случаев все равно приходится по ходу событий менять отдельные детали и дорабатывать сочленения старого с новым. Но ваша задача – свести подобные вариации к минимуму, если только возня с автомобилем – не ваше хобби.