Гидрокомпенсаторы: что это и где они находятся
Данные элементы являются важной частью газораспределительного механизма. Найти эти гидрокомпенсаторы можно непосредственно над клапаном. Если быть точнее, то под кулачком распределительного вала.
Выглядит эта деталь в виде цилиндра. Внутри него находится специальный обратный клапан, плунжерная пара, а также пружина. В стенках гидрокомпенсатора сделаны специальные каналы. Они служат для циркуляции масла.
Причины стука гидрокомпенсаторов
Специалисты выделяют три популярные причины стуков, характерные для деталей газораспределительного механизма:
- проблемы с работой смазочной системы двигателя;
- износ либо механическая поломка гидрокомпенсаторов;
- применение несоответствующего смазочного материала либо потеря смазкой своих свойств.
Для простоты восприятия такие детали принято рассматривать как обычные плунжерные пары, вступающие во взаимодействие с моторным маслом. После длительной и интенсивной эксплуатации поверхность может оказаться деформированной из-за выработки.
Дополнительный негатив может провоцировать зависание клапанов для подачи масла, что в результате приводит к потере работоспособности узла. В отдельных случаях происходит заклинивание клапана, обеспечивающего подачу масла.
Водители должны знать, к чему приводит завоздушивание системы смазки по причине нехватки рабочей жидкости. Последствия проявляются в виде стука работающих гидрокомпенсаторов, ведь в отличие от несжимаемого масла воздух легко подвергается сжатию.
Также опасен перелив масла в системе. Избыток жидкости может быть вспенен при работе масляного насоса, который начнет функционировать с перебоями.
Существенное загрязнение смазочной системы может стать причиной возникновения шума от ГРМ. Все загрязняющие частички и отложения проникают внутрь ГК. Это случается, когда забит масляный фильтр и в нем остается открытым перепускной клапан, через который идет загрязненный поток.
Возникать постукивание может в автомобиле, заправленном смазкой, не соответствующей текущему сезону, неподходящей конкретной модели двигателя по степени вязкости или являющейся недоброкачественным продуктом. Звуки в таких случаях будут слышны как на горячем моторе, так и на холодном.
Функция гидрокомпенсаторов в двигателе
В процессе работы двигателя автомобиля каждая его деталь нагревается до высоких температур. Клапаны также подвергаются нагреву. Если вспомнить курс физики, то в момент нагревания тело расширяется. А значит, зазоры между клапанами и коромыслами в клапанном механизме будут неизбежно уменьшаться.
На старых моделях автомобилей с двигателями простой конструкции зазоры клапанов регулировали вручную. Это несложная работа, однако для ее выполнения требуются определенные навыки, знания и комплект инструментов. Если зазоры отрегулировать неправильно или не вовремя, появятся определенные проблемы. Одна из них – это стук, который знаком каждому владельцу такого автомобиля. Шум этот говорит о том, что зазоры слишком большие.
Маленькие зазоры тоже приводили к определенным проблемам. Из-за этого клапан закрывался неплотно. Регулировать механизмы приходилось достаточно часто, так как в процессе работы мотора настройки постоянно сбивались.
За счет внедрения гидрокомпенсаторов, автовладельцу больше не нужно настраивать зазоры клапанов. Теперь это делается автоматически. Другими словами, наличие в конструкции мотора гидрокомпенсаторов значительно упрощает процесс обслуживания двигателя, увеличивает ресурс клапанного механизма, обеспечивает мотору более эластичную и устойчивую работу.
Разновидности детали
Гидрокомпенсаторы широко используются в системах ГРМ, но их аналоги применяются и в натяжных цепях. В настоящее время известно четыре основные конструкции детали:
- гидротолкатель. Он чаще всего устанавливается на современные модели автомобилей. Устройство помогает регулировать размер отверстия между клапаном и распределительным валом;
- гидроопора;
- гидроопора для рычага и коромысла. Чаще всего такие детали использовались на старых механизмах ГРМ;
- гидроотолкатель на роликах.
Все эти четыре модели могут быть установлены на разные, отличающиеся друг от друга конструкции. Гидроопоры же больше подходят для двигателей старых машин. В настоящее время всё больше производителей начинают использовать в своих конструкциях гидроотолкатели. Важно понимать особенности их работы.
Неправильный выбор масла
Шумы на холодном моторе могут случаться по банальным причинам – в двигатель залито масло большей вязкости. Иногда оно не соответствует требованиям производителя или выработало свой ресурс.
Покупая авто «с рук», масло рекомендуется менять сразу же на новое. Также перед заменой нужно промыть двигатель изнутри. Это делается просто своими руками в гаражных условиях. Специалисты рекомендуют заливать полусинтетические жидкости. Если масло менялось, но стук гидрокомпенсатора на холодную все еще слышен, стоит рассмотреть и другие причины.
Достоинства и недостатки
У такого устройства много положительных характеристик. К ним относят:
- механизм работает на автомате, его совсем не нужно обслуживать;
- увеличенный ресурс ГРМ;
- максимальный показатель прижима, что ведёт к более полноценной тяге;
- минимальное количество расходуемой энергии;
- двигатель в этом случае совершает тихую работу.
Но несмотря на современные технологии, у механизма есть и свои недостатки. К ним можно отнести:
- вся работа устройства построена на проходе масла от одной точки к другой. Именно по этой причине в прибор важно заливать только хорошие смазки. Лучше всего для этого выбирать синтетику;
- нужно как можно чаще проводить смену масла;
- требует дорогого ремонта.
Как проверять работоспособность гидрокомпенсаторов
А как проверить на ВАЗе гидрокомпенсаторы? Демонтировав клапанную крышку, можно получить доступ к этим элементам. Далее на каждый из них надавливают пальцем. Если деталь вышла из строя, она будет утапливаться без усилия.
В данной ситуации восстановить элемент уже не получится. Поможет только замена. Сколько стоит замена гидрокомпенсаторов, зависит от модели автомобиля и двигателя. Так, для большинства моделей ВАЗ эта операция обойдется в пять тысяч рублей. Если выбраны импортные запчасти, тогда цена составит 7-10 тысяч. Естественно, это не точная стоимость – конкретные цифры зависят от региона и марки автомобиля. Если же механизм утапливается только от серьезного усилия, то восстановить работоспособность и убрать стук поможет промывка гидрокомпенсаторов.
Назначение гидрокомпенсаторов и возможные последствия их неисправности
Чаще всего основной причиной такого стука является увеличение теплового зазора между элементами газораспределительного механизма мотора. Допустимая величина такого зазора определяется особенностями силового агрегата и обычно находится в интервале от 0.1 до 0.4 мм. Если раньше регулировку приходилось выполнять вручную, каждые 10-15 тыс. километров пробега автомашины, то сейчас подавляющее большинство автомобилей укомплектованы гидрокомпенсаторами с возможностью автоматической регулировки.
Соответствие величины теплового зазора необходимым нормам служит важным элементом правильной эксплуатации двигателя. При этом если величина превышает требуемую норму, в моторе автомобиля возникают следующие крайне нежелательные процессы:
- увеличенный износ и возможное разрушение впускных и выпускных клапанов;
- появление сколов на других элементах ГРМ;
- возможная деформация ГБЦ;
- загрязнение моторного масла продуктами износа и как следствие увеличение трения в двигателе с потерей мощности и перерасходом топлива.
При уменьшении зазора падает компрессия в цилиндрах мотора и автоматически снижается его мощность.
Учитывая такие последствия, очень важно следить за состоянием гидрокомпенсаторов и своевременно реагировать на появление стука. https://www.youtube.com/embed/s_xUugmLISo
Подготовка к промывке
Итак, если стук есть, но ГК вполне исправны, тогда следует промыть их. Для этого снимают воздушный фильтр и крышку блока цилиндров. Также демонтируют оси коромысел, где и находятся гидрокомпенсаторы. Их аккуратно извлекают из посадочных мест. Прежде чем промывать, готовят три емкости, которые все вместе имеют объем около пяти литров.
Прежде чем проводить промывку, следует дать машине постоять в гараже сутки. За это время масло стечет с ГК в поддон. Промывка гидрокомпенсаторов будет успешной и эффективной, если выполнять ее в закрытом помещении, где нет пыли и ветра. В качестве промывочной жидкости можно использовать керосин или бензины А-92. Но можно использовать и специализированные продукты.
Замена гидрокомпенсаторов на двигателе 21126 Приора 16 клапанов
В первую очередь вам необходимо купить новые гидрокомпенсаторы для двигателя Приоры. Важно учесть, что если вышел из строя один ГК, то менять следует все. Для проведения работ вам понадобится следующий инструментарий.
Инструмент
- Набор ключей с накидными головками;
- Отвертки;
- Новый комплект компенсаторов;
- Новая прокладка крышки головки блока цилиндров;
- Сальники распредвалов;
- Герметик;
- Магнит (необязательно).
Инструкция, порядок действий
После демонтажа компенсаторов их очищают снаружи щетками с ненатуральной щетиной. Затем детали промывают в первой емкости, куда предварительно залита жидкость для промывки гидрокомпенсаторов. Каждый элемент опускают в емкость и несколько раз проволокой нажимают на обратный шариковый клапан. Затем надавливают на плунжер.
Если ход плунжера стал легким, то компенсатор промывают во второй емкости. Однако перед этим сливают из компенсатора всю жидкость. Для этого достаточно отжать шарик. Каналы для циркуляции масла промывают с использованием шприца.
Важный момент выполнения этой операции – проверка механизмов. Так, опустив компенсатор в третью емкость с очистительным средством, набирают в деталь жидкость.
Затем опускают деталь и вытягивают так, чтобы плунжер смотрел вверх. Если надавить на него пальцем, он не будет двигаться. Когда все именно так, детали возвращают на место и собирают двигатель.
С помощью такой несложной процедуры можно вернуть гидрокомпенсаторам работоспособность. Даже дорогая присадка-промывка гидрокомпенсаторов Liqui Moly выйдет не дороже, чем замена этих элементов на новые.
Как проходит процесс промывки
Эта процедура, хоть и займет время, но не вызовет особых затруднений, если следовать четкому порядку действий. Проводить ее нужно в помещении (можно в гараже) без сквозняков и пыли в воздухе. Сразу стоит заметить, что почистить гидрокомпенсаторы, не разбирая двигатель совсем, не получится. Однако и раскручивать силовой агрегат до последнего винтика тоже нет никакой необходимости.
Перед началом работ необходимо приготовить три емкости, глубина которых позволит погрузить компенсаторы в промывочную жидкость полностью. В качестве таковой можно использовать качественный 92-й бензин или керосин. Кроме того, рекомендуется перед процедурой оставить машину в гараже на 24 часа, чтобы как можно больше масла стекло в поддон.
Итак, порядок действий будет таким:
- Нужно обесточить машину, отключив аккумуляторную батарею. Это техника безопасности и пренебрегать ею не стоит.
- Отсоединить воздушный фильтр.
- Снять крышку ГБЦ. Для этого нужно открутить болты соответствующим ключом.
- Снять оси коромысел и извлечь гидрокомпенасторы из гнезд.
- Очистить детали снаружи при помощи щетки с синтетической щетиной.
По окончании очистки следует промыть гидрокомпенсаторы в первой емкости. На этом этапе каждый из них нужно погрузить в промывочную жидкость и несколько раз при помощи проволоки через отверстие в плунжере надавить на шариковый клапан. Нажимать следует аккуратно, чтобы не сломать пружину. После этого нужно нажимать на плунжер.
Когда ход его станет легким, эту же процедуру нужно повторить во второй емкости с бензином или керосином. Но перед этим следует хорошо слить жидкость из компенсатора, отжав шарик клапана. Дополнительно промыть каналы в корпусе компенсатора можно при помощи шприца.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему стучат гидрокомпенсаторы на холодную. Из этой статьи вы узнаете об соновных причинах и способах диагностирования неисправности.
Еще одним важным шагом является проверка. Для этого, окунув деталь в третью емкость, следует набрать в ГК жидкости, затем отпустить клапан и вынуть деталь из емкости плунжером вверх. При надавливании на плунжер пальцем он должен оставаться недвижимым. Если все в порядке, тогда можно вернуть компенсаторы на свое место, установить коромысла, крышку головки блока цилиндров (зажимать болты следует от середины к краям) и так далее.
После сборки остается запустить двигатель и дать ему поработать несколько минут на холостых оборотах. Гидрокомпенсаторы после промывки не должны стучать на холостых оборотах, также после их очистки не должны проявляться стуки после нагрева ДВС и выхода агрегата на рабочие температуры.
Как промыть гидрокомпенсаторы, не снимая их
Тем, кому лень снимать ГК, можно выполнить промывку без демонтажа. Так, для этого демонтируют впускной коллектор. Затем берут любую жидкость для раскоксовки и наливают ее в каждый из цилиндров. Далее мотор крутят стартером. Затем крышку снимают и обливают компенсаторы средством для очистки карбюраторов. Лучше выбирать жидкость хорошую и дорогую. Затем оставляют автомобиль нетронутым на пару часов.
Далее все собирается в обратном порядке. В момент запуска двигателя рекомендуется нажать газ в пол. Из выхлопной трубы пойдет дым и будет вылетать различный мусор. Набирают высокие обороты и держат до того момента, пока дым из выхлопной трубы не перестанет выходить. Рекомендуется поездить на высоких оборотах некоторое время. Такая промывка гидрокомпенсаторов без разборки очень широко применяется автовладельцами. Однако она не настолько эффективная, как со снятием.
Mitsubishi Galant 1998, 150 л. с. — своими руками
Машины в продаже
Mitsubishi Galant, 1999
Mitsubishi Galant, 1997
Mitsubishi Galant, 2001
Mitsubishi Galant, 2002
Присадки и жидкости для промывки ГК
По мнению большинства опытных автолюбителей, в качестве лучшего средства для промывки стоит использовать только бензин А92. Также подойдет керосин. Наряду с этими народными средствами, именитые производители автохимии предлагают брендовые жидкости и присадки. Нужно сказать, что большинство этих продуктов неэффективны. Но многие льют их, потому что хорошо знают, сколько стоит замена гидрокомпенсаторов. Много информации имеется о продукте от Liqui Moly для уменьшения стука гидрокомпенсаторов.
Производитель обещает, что с помощью данной присадки можно очистить не только сами компенсаторы на любом автомобиле, но и клапанные отверстия. Также присадка повышает смазочные качества моторных масел. При необходимости жидкость можно использовать и как очистку для всей смазочной системы.
Если, к примеру, гидрокомпенсатор «Нивы-Шевроле» стучит по причине загрязнения, то с этой проблемой данный продукт справляется хорошо. Отзывы автомобилистов отмечают, что даже не нужно сливать масло. Достаточно залить в заливную горловину один флакон этого продукта. В остальных случаях присадки не помогут – это не лекарство от всех болезней. Но производитель все-таки рекомендует заливать присадку при каждой замене масла.
После промывки тот же гидрокомпенсатор «Нивы-Шевроле» перестает стучать через 50 километров пробега автомобиля. Если учесть, сколько стоит новый элемент, то цена промывки в 400 рублей – это значительная экономия. Но в отзывах отмечается, что не всегда это эффективно. В запущенных случаях приходится менять гидравлические компенсаторы целиком.
Почему шумят (стучат) гидрокомпенсаторы
Гидравлические компенсаторы могут застучать по следующим причинам:
- Проблемы с моторным маслом.
- Гидрокомпенсаторы механически износились или повреждены.
«Масляная» проблема
Правильная работа гидрокомпенсаторов очень сильно зависит от таких факторов масла как:
- качество, свежесть, и соответствие рекомендациям производителя двигателя.
- уровень.
- давление.
Когда уровень масла в двигателе превышает норму, оно вспенивается в картере и теряет свою однородностьНедостаточное давление масла может быть из-за неисправности насоса
Износ и механические повреждения
- В процессе тяжелой эксплуатации двигателя на корпусе и плунжере гидрокомпенсатора может произойти образование задиров и вмятин. При этом характерный стук будет прослушиваться при любой скорости вращения распредвала ГРМ.
- Если неисправен обратный клапан, то гидрокомпенсатор будет стучать на холодном двигателе, сразу после его запуска. Но стук прекратится с повышением оборотов. Также стук может исчезать и на прогретом двигателе, также с повышением оборотов.
- Если изношена плунжерная пара, то стук будет появляться на прогретом двигателе, но его не будет, если немного остывший двигатель запустить повторно.
Communities › Лада Приора (Lada Priora Club) › Blog › Гидрики стучат
Всем привет. Застучали гидрики и не пропадают. Раньше прогревалась до 30 и они исчезали. Сейчас 90 и больше температура они стучат. Масло лью шёл хеликс 10.40 каждые 7 т. Поменял км 200 назад и они стучат не переставая. Замерли давление масла все отлично. Распредвалы как новые. В сервисе говорят заменить гидрики и работа 8к. Другие говорят масло поменяй на 5.40. Другие дали совет 100грам бензина налить в движок и поездить и все пропадёт. Приора 09 год 126 движок.
Comments 55
Тоже была такая же проблема, замена масел, фильтров, промывка — всё тупо потраченные деньги. Начиналась так: сперва на холодную, потом до прогрева двигателя 30С, потом 60С, и в о концовке даже на горячую по брякивали в общем отсрочил замену на 1 год. Не стал больше бесполезные эксперименты делать заехал в «Навигатор» купил комплект за 3600 и герметик в тюбике за 170 рублей. И в гараже за 4 часа с братом заменили их. Вскрытие показало 5 гидриков были просто мертвые, на обратной стороне гидрика и клапане по пятну контакта все ясно, какой работал, а какой не работал. Фото клапанов и гидриков пока не делал и запись в БЖ не обновлял, времени нету.
Попробую с дешевого ремонта. Солью масло шел хеликс. Возьму промывку промою. Поменяю масло на ликвм моли 10.40. Если не пройдёт то буду движок вскрывать
не пробовал присадки ?
попробуй, рабочая тема
Причин много.Сколько пробег?Давление какое? Масло не масло-сильно густо. Кто и как определял, что валы с постелями живые?Постель снималась?
Скорее всего гидрики от старости устали, там же внутри пружинка, выход, замена гидриков, и то не факт что новые гидрики не будут стучать. Когда газелевский мотор делал, из 16 новых, 3 все равно стучали.
Такая же беда! Масло шел 10w40! Начали стучать сразу после замены масла. Пробег 50 тыс
Че делать будем?)
Купил новый фильтр и масло Rheinol 10w40. Скоро заменю, отпишусь.
Че делать будем?)
Друг купил приору. Залит был ликви молли 5w30. Поменял на шел 10w40 ( вместе, в один день меняли) и у него гидрики застучали. Отъездил 3тыщ км и залил Rheinol 10w40. Проблема не решилась…
до этого лил ликви моли 5w40 очень нравилось масло…
Попробуй 5на40 лить…и уровень глянь…у меня масло поджирает и стучат, а так лью дешёвый лукойл 10на40 не стучат.
А точно гидрики стучат? Не поршни, а то многие путают
А канистра новая?
Я Москву катался сразу после замены масла. Вообще лью 92 бенз, но ввиду возникновения подозрительных звуков, заправил бак 95 и серьёзно прокочегарил на трассе. Тьфу-тьфу штрафы не пришли. И часть звуков исчезли. Сколько проехал после замены?
200км лью только 95 бенз
Давно лил? Масло в новой канистре было? Движок промывал? Тоже самое произошло, плюс ещё подергиваться стала на холостых, правда сейчас отлегло, но звоночек неприятный, думаю надо помыть форсунки мне. Отлегло через 2000 км где-то, всё стало как раньше. Один знакомый сказал, не надо было промывать, если не чешется, не мой. Но если масло было тоже в новой канистре, есть повод задуматься, может присадки поменялись ♂️ А вообще второй таз 10-40 Шэлл лью, то есть уже лет 8-9, никаких нареканий не было. На четырнадцатой вообще менял раз в 30-40 тысяч, раз в год короче, перед зимой (не кидайте камнями )и в движок не лазил до
140 тысяч км, потом прогорели клапана, и то, я думаю ввиду манеры вождения на тот момент на высоких оборотах. Это была первая крупная поломка с момента покупки, кстати, до этого только прокладки менял всяческие по правилам ТО и советам мастера.
Нет не мыл уже 3 года на шёл хеликс 10.40 ездию и они замолкали при температуре от 30 градусов. А щас на 100 градусах даже стучат
Замерли давление масла все отлично. Распредвалы как новые. То есть голова все таки вскрывалась? Если гидрики стучат во всем диапазоне температур, то извините какое нахер масло пожиже, погуще, перепробуй все марки масел и фильтров.Здесь очевидная проблема или давление или забита система или гидрики на выброс, другого не дано!
Попробуй Ravenol VSI 5w40
А масло по уровню? Гидрики не любят низкого уровня масла.