Подшипники — очень распространенные и всем известные узлы, используемые в различном оборудовании, технике, автомобилях. Естественно, в процессе эксплуатации на них воздействуют различные нагрузки, скорости, перепады температур, поэтому без хорошего обслуживания детали быстро выходят из строя и встает вопрос их замены.
Используя смазку, вы ощутимо продлите срок эксплуатации деталей, а значит, снизите финансовые расходы и сэкономите семейный бюджет. Кажется, как просто: взял, заложил смазку и все — однако нельзя взять любую смазку и использовать ее, прежде необходимо определиться с типом рекомендованного материала и учесть норму закладки. Далее мы разберемся с видами и маркировкой смазки, назовем лучшие из них и расскажем, как выбрать необходимый материал.
Требования к смазкам для подшипников ступицы
Качественная смазка для ступичных подшипников должна отвечать ряду требований:
- Не растекаться при высоких температурах: летом в дневное время асфальт прогревается до +70 °C, а при увеличении нагрузок на подшипниковый узел температура может достигать +140 °C и более
- Не загустевать и не застывать при отрицательных температурах: в противном случае усилие на сдвиг увеличится, шарики или ролики в подшипниках перейдут в режим трения скольжения, что повлечет за собой усиление износа и образование задиров
В идеале смазка должна сохранять свои рабочие характеристики при температурах от -40 °C (можно ниже) до +140 °С.
- Не смываться водой, которая попадает в узел с дорожного полотна: вымывание смазки грозит распространением коррозии
- Иметь оптимальную вязкость, чтобы под действием высоких скоростей, температур и нагрузок сохранять свою структуру, обеспечивать эффективное смазывание и отвод тепла.
- Быть устойчивой к различным химическим веществам (реагентам, топливу, маслу), нейтральной к резинам и пластмассам – чтобы не разрушать сальники и пыльники
В настоящее время для ступичных подшипников чаще всего используют литиевые и молибденовые смазки. Рассмотрим эти группы подробнее.
Литиевые смазки
Наиболее распространенные и широко применяемые не только для обслуживания ступичных подшипников, но и других узлов автомобиля. Материалы на основе минеральных, синтетических и полусинтетических базовых масел, загущенных литиевым мылом или литиевым комплексом.
Литиевые смазки обладают высоким ресурсом и достаточно доступной ценой. Они работают при нагрузках до 2800 Н, защищают узлы от коррозии, не вымываются водой, имеют достаточно высокие противоизносные и противозадирные свойства.
Другие свойства этих смазок зависят от особенностей базового масла. Например, силиконовые литиевые смазки имеют низкий коэффициент трения и высокие диэлектрические свойства, устойчивы к агрессивным химикатам. Материалы на основе эфирных синтетических масел выдерживают очень высокие скорости (свыше 1300000 мм*об/мин), а также обладают шумоподавляющими способностями.
Смазки на базе полиальфаолефиновых (ПАО) масел имеют очень низкие температуры застывания, характеризуются малой коксуемостью, высокой термостабильностью, устойчивостью к окислению.
В комплексных литиевых смазках базовое масло загущено мылами литиевых солей уксусной, адипиновой, азелаиновой и других кислот. Они отличаются более широким диапазоном рабочих температур, большей устойчивостью к воздействию воды, высокой механической стабильностью и уменьшенным маслоотделением.
Молибденовые смазки
Смазки с дисульфидом молибдена (MoS2) в качестве антифрикционной добавки. Так же, как и литиевые, они могут быть минеральными, синтетическими и полусинтетическими.
Частицы дисульфида молибдена образуют на поверхностях деталей дополнительный смазочный слой, который защищает их от абразивного износа, задиров и коррозии.
В случае испарения базового масла смазывающую функцию берет на себя MоS2, и смазка начинает работать в качестве аварийной.
Молибденовые смазки обладают высокой несущей способностью и могут работать при очень больших нагрузках. Как правило, они закладываются на весь срок службы ступичного подшипника.
Минус молибденовых материалов в том, что при длительном воздействии воды в них образуются абразивные частицы, которые негативно влияют на состояние подшипников. Поэтому в случае нарушения их герметичности смазка нуждается в замене.
Топ качественных медных смазок
Сегодня неплохо зарекомендовали себя и смазки на медной основе, которые имеют свои достоинства и недочеты. Разобраться в этих нюансах позволит этот рейтинг лучших медных масел, составленный на основе все тех же пользовательских отзывов.
ASTROhim
Цена – 149 руб. за 140 мл
Если нет лишней необходимости покупать большой объем, то этот вариант является оптимальным, поскольку во флаконе содержится всего лишь 140 мл оранжевой смазки. При этом благодаря своему медному составу образец запросто выдерживает нагрев до 1100 градусов при минимальных температурных показателях в -30 С.
универсальность, позволяющая найти смазке множество сфер применения, включая демонтаж заржавевших крепежных элементов и приведение в рабочее состояние механизмов после их коррозийного закисания;
маленький расход, несмотря на малый объем;
высокая степень адгезии и хорошие влагозащитные свойства;
доступный ценник.
отсутствие длинного тонкого носика для обработки труднодоступных зон;
после вскрытия флакона и после длительного перерыва в эксплуатации насадка может забиваться, требуя прочистки.
MANNOL
Цена – 215 руб. за 50 мл
Далеко не самый доступный по цене вариант, зато с отличными техническими характеристиками. Так, смазка не скатывается, не расслаивается, не смешивается с водой, служа надежной водоотталкивающей защитой, и не боится критических температур с резкими перепадами, запросто выдерживая внушительный диапазон от -30 до 1100 С.
высококачественная термостойкая паста на медной основе;
удобство в эксплуатации – смазка легко наносится на обрабатываемую поверхность, удерживаясь на ней на протяжение всего срока службы.
упаковка в виде тубы, которая всегда уступает флакону, да еще и не имеет эргономичной насадки в виде вытянутого носика, из-за чего приходится искать вспомогательные средства для промежуточного выдавливания;
явно завышенный ценник.
Bizol Copper+ L54
Цена – 487 руб. за 400 мл
Если маленького объема будет явно недостаточно, то стоит присмотреться к этому варианту, тем более, что он не ударит по карману, прекрасно справляясь с основными задачами. Эта универсальная смазка прекрасно подходит для обработки тормозных колодок, различных крепежных элементов и выхлопной системы в целом.
качественное сцепление и работа на максимальных температурах;
возможность регулирования направления смазочной струи;
защита от влаги, ржавчины и закусывания;
устойчивость к метеорологическим условиям;
совместимость с различными синтетическими составами.
часто меняется ценник, хотя изначально стоимость смазки трудно назвать высокой и уж тем более заоблачной.
G-Power
Цена – 260 руб. за 650 мл
А этот флакон и вовсе содержит больше полкило отменного смазочного материала, которому хоть -40, хоть 60 С ни по чем, и этого обычно оказывается более чем достаточно, если, конечно, не приходится жить в каком-нибудь условном Якутске или чукотском Билибино. Изначально красная смазка позиционируется исключительно как товар для автомобилистов, однако при большом желании вполне реально найти ей применение и во многих бытовых вопросах.
К прочим безусловным плюсам медного состава стоит отнести его высокую степень безопасности, ведь смазка не является легковоспламеняющимся веществом. Ну а вишенкой на торте стала цена продукта, ведь где еще можно найти 650 мл качественной смазки за такую сумму?
хорошие свойства и качественный состав продукта;
удобный флакон, пусть и без длинного носика;
защита рабочих узлов от износа.
красную смазку проще всего найти в интернет-магазине, поскольку в свободной продаже ее почти не бывает;
далеко не самый внушительный температурный диапазон.
Чем не рекомендуется смазывать ступичные подшипники?
Для обслуживания ступичных подшипников подходят далеко не все смазки. К примеру, солидол при резком повышении температуры перестает защищать детали от износа. Графитовые смазки содержат абразивные компоненты, которые могут повреждать металлические поверхности. Натриевые и кальциевые смазки отлично снижают трение, но не защищают узлы от коррозии. Силиконовые смазки в достаточно тяжелых условиях эксплуатации ступичных подшипников быстро теряют свои свойства.
ШРУС-4 технически подходит для применения в ступичных подшипниках, однако специалисты рекомендуют использовать ее в более «грубых механизмах. Смазки с цинком и железом, хоть и разработаны для подшипников качения, больше подходят для узлов промышленного оборудования, чем для ступиц.
Консервационные смазки в целом удовлетворяют условиям эксплуатации ступичного узла, но плохо работают при высоких нагрузках.
Также не рекомендуется смешивать в подшипнике несколько видов смазок – неизвестно, к каким результатам это может привести.
Многие автопроизводители регламентируют ресурс смазки для подшипников ступицы 35-45 тысячами км пробега. Однако с учетом условий и интенсивности эксплуатации автомобиля этот срок может быть скорректирован в меньшую сторону.
При выборе смазки следует ориентироваться на тип подшипника, марку стали, из которой он изготовлен, рабочую нагрузку узла, скорость его вращения, частоту эксплуатации автомобиля и другие факторы.
Практика показывает, что для ступичных подшипников лучше всего подходят термостойкие смазки, которые наносятся в узлы в оптимальном количестве. Недостаток смазочного материала может привести к заклиниванию подшипника, а избыток – к выдавливанию смазки из узла.
Сравнение смазок
Предлагаем вам сравнительную таблицу характеристик смазок подшипников.
Смазка | Цвет | Загуститель | Особенности | Форма выпуска, кг |
LIQUI MOLY LM 50 Litho HT | синий | литиевый | ступичные подшипники | баллон, 0.4 банка, 1 ведро, 5 и 25 |
Castrol LMX Li-Komplexfett 2 | зеленый | литиевый | антифрикционная, 100% защита от коррозии | тюбик 0.3 и 0.4 , ведро 25 |
Литол 24 | от светло-желтого до коричневого | литиевый | многоцелевая, материал горюч | тюбик, контейнер, ведро 0.1-25 |
Mobil Mobilgrease Special | темно-серый | гидроксистеарат лития | для строительной техники | ПЭТ 0.39 |
Fuchs Titan Renolit Duraplex EP2 | охровый | Li-X-мыло | для воздуховодов и электромоторов станков | туба 0.4и 0.5, ведро 18 и 25 |
МС-1000 | от темно-серого до черного | литиевый | многоцелевая, восстанавливающая | тюбик от 0.2, контейнер, ведро от 3 |
StepUp HI-Temperature Universal Lithium Grease w/SMT2 | желтая | литиевый | высокотемпературная | упаковка от 0.05 и выше |
Как смазать подшипник ступицы?
Смазывание ступичного подшипника – не самая сложная операция, которая при наличии определенного набора инструментов вполне доступна для каждого автовладельца.
Предварительно подготовьте смазку, ветошь, сальники, ступичные гайки, молоток, набор гаечных ключей, съемник (можно плоская отвертка), промывочную жидкость (бензин, ацетон) или специальный очиститель.
- Перед тем, как приступать к разборке узла, установите автомобиль на ровной поверхности, включите ручной тормоз и снимите нужное колесо.
- При помощи торцевой головки и удлиненного воротка ослабьте ступичную гайку, снимите тормозной суппорт и диск.
- Саму ступицу отсоедините от поворотного кулака. После этого полностью выкрутите гайку, которая фиксирует ступицу.
- При помощи молотка выбейте деталь из полуоси. Подшипник запрессован в обойму при помощи съемника или плоской отвертки. Если кольцо в обойме «закисло» и прикипело к посадочному месту, демонтируйте его с помощью специального средства типа EFELE UNI-M.
- После снятия подшипника удалите старую смазку, очистить обойму и посадочное место. Для этого потребуется бензин, дизельное топливо или специальный очиститель.
- Чистой ветошью вытрите поверхности насухо, а затем смажьте подшипник, обойму и посадочное место.
- Соберите узел, осуществляя вышеперечисленные действия в обратной последовательности.
Обслуживание автомобиля с тормозами барабанного типа выполняется без снятия ступицы, порядок действий при этом остается таким же.
Какую выбрать молибденовую смазку
Перечисляя лучшие смазочные материалы для авто, большой ошибкой было бы обойти стороной молибденовые образцы. Они хороши тем, что увеличивают защитные свойства смазки, что только продлевает жизнь подшипникам и другим обрабатываемым элементам. К сожалению, не обходится и без существенных недочетов, ведь такие составы гораздо хуже противостоят влаге, быстро загрязняются и сильно теряют в качестве за счет абразивных элементов в составе.
Mobil Mobilgrease Special
Цена – от 420 руб. за 460 мл
И опять универсальная смазка от Mobil, правда, на этот раз молибденовая, а значит, густая, пластичная и пригодная для самых жестких условий эксплуатации. Помимо отличных износостойких качеств, эта смазка обладает высокими противозадирными свойствами, в отличие от других представителей сегмента, не смешивается с водой.
отличная консистенция, в значительной мере упрощающая нанесение состава на рабочую поверхность;
не свойственная молибденовым составам водостойкость.
некоторые покупатели жалуются на специфический запах;
не самый надежный флакон, который открывается с обеих сторон, хотя крышка только одна;
отсутствие тонкого носика;
повышенная липкость.
Molykote Powder Spray
Цена – 2812 руб. за 400 мл
Не спешите удивляться цене, ведь это средство позиционируется производителем, как суперуниверсальная черная смазка порошкового типа, пригодная для обработки рабочих узлов не только грузовых и легковых авто, но и для пассажирских автобусов, а также для строительной, садовой и спецтехники. Вот уж действительно, и в пир, и в мир.
смазочные качества;
универсальность.
отсутствие эффектов, свойственных современным смазкам – средство не защищает от воды и коррозийных изменений, не выдерживает критических температурных перепадов;
высокая стоимость за малый объем.
Разновидности автомобильных подшипников
Подавляющее большинство подшипников, используемых в легковых авто, – это подшипники качения. В тяжёлой технике типа экскаваторов или погрузчиков могут использоваться подшипники скольжения. В автомобилях их аналогом являются втулки – они обычно используются там, где необходимо обеспечить низкий уровень шума.
Самыми распространённым типом подшипников качения являются шариковые изделия, вторыми по встречаемости считаются конические роликоподшипники. Игольчатые роликоподшипники тоже встречаются, но реже и совсем редко применяются цилиндрические роликоподшипники, не переносящие высоких нагрузок.
Что касается стандартизации, то в автомобилестроении её придерживаются не всегда, особенно если речь идёт о таких узлах, как элементы рулевого механизма или натяжные ролики цепи ГРМ или ремня генератора.
В ступицах, генераторе, мостах, системе кондиционирования применяются преимущественно стандартные подшипники.
Рассмотрим, в каких узлах современного автомобиля применяются подшипники:
- ступичные подшипники. В старых автомобилях встречаются преимущественно конические подшипники качения, в настоящее время предпочтение отдаётся двухрядным радиально-упорным шарикоподшипникам;
- в рулевом механизме используются как стандартные шариковые подшипники серии 60…63, так и специальные игольчатые подшипники;
- в системе привода тип используемых подшипников во многом определяется конкретной конструкцией привода, стандартизированных решений здесь нет;
- вращение коленвала обеспечивают специальные подшипники вместе с втулками/вкладышами и подшипниками скольжения;
- в натяжителях цепи/ремня ГРМ и генератора используются игольчатые роликоподшипники, реже – радиальные шарикоподшипники;
- в таком узле, как трансмиссия, вращение вала сцепления обеспечивают шарикоподшипники, реже – конические. В сцеплении применяют выжимной подшипник, в коробке – игольчатые роликоподшипники;
- в вентиляторе системы охлаждения, помпе, кондиционере и генераторе используются преимущественно шарикоподшипники.
С содержанием молибдена
Такое соединение весьма эффективно для работы в заданных условиях. Так обеспечивается оптимальный баланс между качеством смазочных свойств и борьбой с коррозией. Ресурс этой смазки эквивалентен 100 тысячам километров пробега. Это сопоставимо с ресурсом самого ступичного подшипника.
Однако такая смазка имеет свои недостатки. Во-первых, она плохо взаимодействует с влагой, поэтому подшипники с таким наполнением должны быть закрытыми. Смазка не должна контактировать с воздухом, а в случае разгерметизации подлежит полной замене и проверке всех трущихся частей. Также состав подвержен загрязнению. Абразивные частицы ускоряют износ самой смазки и подшипника. Самая распространенная марка отечественных продуктов – «ФИОЛ» и «ШРУС-4».
Частые вопросы по смазке и её замене
Сколько требуется закладывать смазки
Объем закладываемой смазки регламентируется стандартами. Но упрощенно прикинуть, то ввысокооборотистые элементы качения закладывают на 40-50% или менее от внутреннего свободного объема. Если шарикоподшипник тихоходный (меньше 1000 оборотов в минуту), то заполнять можно количеством почти 100% от объема.
Смазывать ли новый ступичный подшипник
Когда приобретается новая деталь при непосредственной замене переднего подшипника ступицы или заднего, новые детали закрытого типа не смазывается 30-40 тысяч километров, так как поставляется от производителя с заводским смазочным материалом. При установке открытого роликоподшипника, рекомендуется смазывать согласно инструкциям.
Смазка должна быть синего цвета?
Синий цвет не несет в себе информации о качестве и составе. В известной «158» автосмазке синий цвет придавался за счёт антиокислительной присадки на основе медных включений.
«158ая» была долговечной, применялась в шарнирах и в карданных соединениях. Сейчас недобросовестные производители добавляют синий краситель, тем самым продвигают ее как «лучшая».
Почему не используют Литол24?
Данный вид редко применяют, но всё же у Литола-24 есть и плюсы: это надежный загуститель на литиевом мыле, с отличной водостойкостью. Густота Литола помогает хорошо смазать все поверхности, плюсом так же является низкая цена.
Однако для таких ответственных узлов как СП, рекомендуется применять только импортные смазки, имеющие обозначение в соответствии с классификацией NLGI:
- NLGI LA и NLGI LB.
- NLGI GA, NLGI GB и NLGI GC.
Смазка для ступичных подшипников и ступиц грузовиков
Из представленных образцов рекомендует купить SKF LGWA 2 или Motul Tech Grease.
Чем смазывать ступичный подшипник Ваз, Газель, Нива?
К легковым автомобилям требования к смазке зависит от конструктивной особенности (роликовый или шариковый). Для ВАЗ купите любую автосмазку из представленных в обзоре, для Нивы, Газели подойдет Motul Tech Grease.
Можно ли смешивать смазки для ступичных подшипников
Не рекомендуется смешивать составы. Решение объясняется тем, что разные типы автосмазки используются в разных условиях. Смешивая вещества, вы рискуете снизить их первоначальные качества и свойства.
Выбирайте продукт, опираясь на эксплуатационные условия транспортного средства и следуя советам, представленным в статье. Исключением может быть та ситуация, когда не возможно удалить всю смазку при добавлении её в закрытый шарикоподшипник.
Как смазать ступичный подшипник, не снимая его
Снимать или нет деталь, это зависит от конструкции узла. В случае с закрытым исполнением, шарикоподшипник рекомендуется снимать минимум ступицу (без выпрессовки). У открытых узлов, получится нанести состав только внешний роликоподшипник, так как до внутреннего будет не добраться — он закрыт сальником.
Необходимость смазывать вращающиеся точки
Принципиально устройство направлено на уменьшение сопротивления движения двух поверхностей. В конструкциях без металлических шариков избавиться от соприкосновения можно введя в пространство смазывающий слой. Он может быть самым разным, от твердого до газообразного. Логичным шагом в конструировании стало создание механизмов, где функцию прослойки стали выполнять ролики. Но полностью исключить трение невозможно. Поэтому эти изделия также требуют использование специальных веществ.
Отсутствие или загрязнение покрытия приводит к быстрому износу: перегреву, деформации за счет стирания валов, и в конечном итоге, выходу из строя всего узла. У инженеров существует термин «заклинивание», при неправильной эксплуатации, после изменения геометрии, он перестает вращаться, и как следствие, наступает аварийная ситуация. Одним из ярких примеров является трагедия, произошедшая на Саяно Шушенской ГЭС, где из-за поломки опорного устройства пострадали несколько сотен человек.
Списки лучших
Выделим лучшие средства в категориях:
- Универсальная.
- Морозостойкая.
- Высокотемпературная.
Рассмотрим ассортимент подробнее.
Muc-Off Bio Grease — универсальная
Производитель предназначает ее в первую очередь для велосипедов, но вы с успехом сможете применять Bio Grease и в любом другом малонагруженном узле.
Умеренно густой состав прекрасно проникает в пары трения и стоек к воздействию воды, чем не могут похвастаться многие смазки на основе дисульфида молибдена. Расфасовка в пластиковом тюбике наиболее удобна для применения, остаток в опустошенной таре минимален. После работы смазка легко смывается с рук чистящим средством.
Цена: от 800 до 1 025 рублей.
Смазка Muc-Off Bio Grease
EFELE SG-311 — морозостойкая
Изготовлена из синтетических высококачественных компонентов на основе полиальфаолефина и литиевого мыла с пакетом специальных присадок. Благодаря такому составу смазка работает при температурах до -60 °C даже в маломощных механизмах как при низких, так и при высоких скоростях движения.
Цена: от 453 до 896 рублей.
Смазка EFELE SG-311