Подшипниковые узлы передних и задних колес функционируют в тяжелых условиях, испытывая нагрузки от трения, веса автомобиля и удары из-за неровностей дорожного покрытия. Вдобавок они подогреваются со стороны тормозов, поскольку металл хорошо проводит тепло. Уменьшить воздействие этих факторов поможет нанесение на рабочие поверхности качественного состава, снижающего силу трения. Чтобы продлить срок службы деталей и не навредить, надо решить вопрос, какой смазкой смазывать подшипники ступицы и как это правильно делать.
Какие ступичные подшипники смазываются и когда
Как говорилось выше, закрытые двухрядные задние или передние ступичные подшипники колес смазываются только в процессе эксплуатации, в среднем после 50-60 тысяч км. Но ступичный узел рекомендуются проверять на протечку смазки и на нарушения целостности уплотнителя, вне зависимости шариковый или роликовый тип изделия установлен.
Роликовые ступичные более устойчивы к нагрузке, но срок службы зачастую меньше, чем у шариковых и у них меньше максимальную скорость вращения, а следовательно и температуры там ниже. Для них требуется больше смазочного материала, чтобы внутренние детали качения не перегревались и не деформировались.
Если говорить об однорядных конических роликоподшипниках (только такой тип однорядных используется в ступичных узлах), то они более требовательны к спецсмазке, так как не имеют уплотнителей и зачастую смазочный материал вытекает. У таких узлов следует внимательно относится к защитным сальникам, которые устанавливаются в узлы такого типа.
У многих авто используется сборный тип конструкции ступичного узла, когда подшипник совмещен со ступицей. Смазать деталь в таком исполнении возможно, если имеется специальное отверстие, или если имеется открытая сторона с мягким уплотнение – что очень редко. У таких подшипниковых узлов срок службы повышен, поэтому и количества заводской спецсмазки хватает на весь срок службы, но бывают исключения.
Дополнительно:
Подробнее о видах ступичных узлов читайте в статьях:
- Задние ступицы и подшипники и их замена
- Передние ступицы и подшипники и их замена
Когда нужно смазывать подшипник
Замена смазки для подшипников ступицы требуется для увеличения срока службы детали и правильной её работы. Мастера советуют заменять смазывающие составы через 20-30 километров пробега в узлах с однорядными типоразмерами, и через 40-60 у закрытых двухрядных.
Но кроме естественного износа, иногда возникают ситуации, когда требуется добавить спецсмазку, например, в летнее время она может уменьшаться быстрее, или если имеются небольшие протечки сальника или уплотнения.
Максимальная надёжность ходовой части
Чтобы решить, какая смазка будет оптимальным вариантом для защиты ступичных подшипников, обязательно уделите внимание чтению инструкции по эксплуатации автомобиля. Как правило, производитель указывает разновидность состава, который разрешён к применению или даже конкретное наименование продукции. Если же таких указаний не имеется, можно использовать литиевую смазку, которая обеспечивает превосходную защиту от ускоренного износа и коррозии. Отечественный состав Литол-24 и зарубежные аналоги имеют практически одинаковую эффективность применения, поэтому на торговую марку при покупке можно не обращать внимания. Кроме того, альтернативным вариантом является смазка на основе дисульфида молибдена, хотя она не столь устойчива к воздействию влаги и имеет некоторые другие особенности.
Какая смазка используется в ступичных подшипниках
Выделяют следующе виды смазки:
- Составы, содержащие литий. Один из распространенных. Доступный в продаже, но есть минус – практическое отсутствие защиты поверхности от влажности. Представитель – «Литол 24».
- Лубрикаторы, устойчивые к температуре. Приобретает теплостойкие характеристики из-за порошка меди и никеля. Добавляются так же и другие металлы. Характерная продукция – Castrol LMX.
- С полимочевиной. Популярный раствор в автомобилестроении. В составе смазки: кальций-сульфанат для стабилизации. Устойчив к температуре до 220 градусов Цельсия. Пример – AIMOL Greasetech Polyurea EP 2.
- С молибденом. Обладает термической стойкостью. Минус – при соединении с водой выделяет конденсат, что сокращающее срок службы деталей.
- Перфторполиэфирные. Применяется в гоночных моделях и автомобилях премиального класса. Высокая стоимость не оправдывает практического использования.
Маркировка
Смазочный материал обозначается в маркировке п/ш. Согласно ГОСТ 3189-89, производитель должен предусмотреть в своих изделиях с смазывающий компонент определенной марки и в определенном количестве согласно стандарта.
Марка смазки | Знак |
ЦИАТИМ-201 | — |
ОКБ-122-7 | С1 |
ЦИАТИМ-221 | С2 |
ВНИИНП-210 | С3 |
ЦИАТИМ-221С | С4 |
ЦИАТИМ-202 | С5 |
ПФМС-4С | С6 |
ВНИИНП-271 | С7 |
ВНИИНП-235 | С8 |
ЛЗ-31 | С9 |
N 158 | С10 |
СИОЛ | С11 |
ВНИИНП-260 | С12 |
ВНИИНП-281 | С13 |
ФИОЛ-2У | С14 |
ВНИИНП-207 | С15 |
ВНИИНП-246 | С16 |
ЛИТОЛ-24 | С17 |
ВНИИНП-233 | С18 |
ВНИИНП-274 | С20 |
ЭРА | С21 |
СВЭМ | С22 |
ШРУС-4 | С23 |
СЭДА | С24 |
ИНДА | С25 |
ЛДС-3 | С26 |
ФИНОЛ | С27 |
Например, 6-256907EK12С20. С20 – это тип смазывающего состава.
У зарубежных производителей существуют собственные внутренние стандарты. Как правило, обозначения смазок указаны в каталогах производителей. Например, у SKF и у NSK существуют собственные коды, обозначающие типы смазок и количество закладываемого объема в закрытый подшипник.
Рекомендуемые смазочные составы
Что же можно использовать, чтобы защитить подшипник не только от высокой температуры, но и от коррозии, обеспечить минимальный коэффициент трения? Есть целый ряд хорошо себя зарекомендовавших составов.
Дисульфитмолибденовые средства
Считаются одними из самых лучших. В составе смазки – соль молибдена, уменьшающая коэффициент трения. Помимо этого, материал способен формировать плотную защитную пленку, «спасающую» узел от коррозии. Есть и еще одно важное достоинство: эксплуатационный ресурс смазки совпадает со сроком службы самого подшипника, т. е. беспроблемная эксплуатация ступицы на протяжении 100 тыс. км пробега гарантируются. Есть и минус – относительно быстрое загрязнение. Но если не допускать разгерметизации ступицы, все будет в порядке. Имеется еще один момент: стоит регулярно проверять состояние смазки, если вы постоянно передвигаетесь с высокой скоростью. Сигналом к замене будет являться синеватый оттенок средства. Из производителей состава наиболее известны такие компании, как Mobil, Castrol (British Petroleum),ESSO, Liqui Moly. Из российских брендов стоит выделить «Фиол» и более дорогой «ШРУС-4».
Литиевые смазки
Характеризуются высокой сопротивляемостью трению, что гарантирует продление эксплуатационного срока. Также литиевые средства отличаются длительным сроком службы: продукт не теряет своих качеств и при пробеге автомобилем 110 тыс. км. Из отрицательных сторон стоит отметить среднюю устойчивость к коррозийным процессам, если сравнивать со смазками на иной основе. Еще один минус – способность вещества растворять некоторые полимеры, это связано с тем, что в составе имеется органическая кислота. Поэтому прежде чем воспользоваться литиевой смазкой, прочитайте рекомендации автопроизводителя о допустимости применения подобного продукта.
Литиевую смазку производит несколько зарубежных фирм, наиболее известные из которых – Renolit, British Petroleum, Very Lube. Но можно воспользоваться и российским аналогом, известным на рынке под брендом «Литол 24». Это состав, успешно справляющийся с повышенной температурой, трением и активно борющийся с коррозией. Еще один серьезный плюс – доступная стоимость.
Рейтинг смазки для ступичных подшипников. Какая лучше
Какую же смазку лучше использовать в ступичных узлах если на выбор лучшей автосмазки влияют несколько показателей:
- Характеристики деталей / узлов
- Температурный режим
- Уровень влаги
- Климатические условия
- Отзывы
- Производитель
- Предпочтения владельца и стоимость товара
На основании вышеперечисленных показателей, был составлен список-рейтинг предпочтительных марок.
Наименование | Краткое описание | Цена на 2022 год, руб |
LIQUI MOLY LM 50 | Лубрикатор характеризуется устойчивостью к разным температурным режимам. База – литиевое вещество. | 865 ₽ – 400 грамм |
SKF LGWA 2 | Состоит из минералов и лития. Используется при высоких эксплуатационных температурах. Эффективен в условиях влаги. | 889 ₽ — 200 грамм |
Step Up HIGH TEMPERATURE WHEEL BEARING LITHIUM GREASE | Подходит для всех типов запчастей. В составе – металлы, обладающие антикоррозийными свойствами. | 730 ₽ – 450 грамм |
Castrol LMX Li-Komplexfett 2 | Состоит из загустителя. Входят минералы, литий. Нет дополнительного присадок. | 790 ₽ – 400 грамм |
Motul Tech Grease 300 | Пластичная. Применяется при высоких нагрузках. Выдерживает температуру до 200 градусов. | 340 ₽ – 200 грамм |
Mobil XHP 222 | Основной элемент – литий. Разработан специально для условий повышенной нагрузки. Обеспечивает хорошую защиту от коррозии, воды. Устойчив к температуре. | 410 ₽ – 700 грамм |
LIQUI MOLY LM 50
Спецсмазка для ступичного подшипника синего цвета. Относится к литиевому типу, а точнее к консистентным смазкам второго класса NLGI.
- Проявляет устойчивость к тяжелым эксплуатационным условиям, не поддается коррозии, окислению, воздействию воды.
- Соответствует немецкому индустриальному стандарту DIN 51502 KР 2 Р-30.
- Температурный диапазон применения: от -30°C — +160°C кратковременно +200°C
Видео – тест LIQUI MOLY LM 50 на трение
SKF LGWA 2
Пластичный состав, который состоит из лития и минералов. Применяют в условиях экстремальных температур и нагрузки. По влагостойкости — одна из лучших в своем классе. Разработчик «SKF»: ведущий в списке производителей подшипников, но это и минус, так как сложно найти на полках магазинов.
- температура работы – до 220 градусов,
- активное смазывание при нагрузках и низких частотах,
- антикоррозийные свойства.
Рекомендуется к использованию в грузовых автомобилях, трейлерах, обычных машинах.
Step Up HIGH
Базовое вещество – литий. Содержит металлические включения, обладающие антикоррозийными свойствами. Сохраняет полезные характеристики при воздействии инородных растворов, грязи, влаги. Среди других характеристик:
- способен выдержать температуру до 250 градусов;
- нагрузка – 1166 Н;
- скорость до 10000 оборотов за минуту.
Характерная черта – высокие температурные показатели. Используется на сильном морозе или при жаре в южных областях страны. Устанавливается на спортивных машинах, которые подвергаются высоким нагрузкам.
Castrol LMX Li-Komplexfett 2
Используется литиевый загуститель для пластичности, основа — минерального масла и с пакетом присадок. Стойкость к затвердевани, пониженное выделение масла, а так же адгезия к металлическим поверхностям. Применяется для высоких температур ступиц.
- зеленый цвет;
- сохраняет свойства при -35° С;
- легко смывается водой;
- не терпит попадания прямых солнечных лучей;
- температура – до 260 градусов.
Важно знать:
При температурах выше 70°С происходит окисление смазывающего состава. При каждом повышении температуры выше этого порога на 10 °С скорость окисления увеличивается в 2 раза. Поэтому составы с высоким температурным пределом по определению всегда лучше сопротивляются окислению при высоких температурах.
Motul Tech Grease 300
Смазывающий комплекс разработан на минеральных и синтетических растворах с добавлением литиевого элемента. Класс — NLGI 2. Имеет зеленый цвет. Присадки в составе: противозадирные, противоизносные, антиокислительные и антикоррозионные.
- противозадирные свойства;
- температура – от -30° С до +150° С при продолжительной работе, до 200 – при нагрузках;
- стойкость к коррозии;
- сохраняет свойства при -30° С;
- не смывается, удерживается на поверхности;
- сохраняет стойкость при высоких нагрузках.
Mobil XHP 222
Относится к пластичному типу. Изготавливается на литиевой основе. Разработка по специальной технологии обеспечения повышенной защиты. Смазки Mobilgrease XHP выпускаются классом 00, 0, 1, 2 и 3 по NLGI с вязкостью базового масла ISO VG 220. Темно-синий цвет.
- устойчивость к воздействию воды;
- обеспечение сцепления с металлической поверхностью;
- защита от формирования коррозии;
- стойкость к разрушению в условиях высокой температуры.
Инструкции по смазыванию
Критерии оценки продукции
Качественный товар должен обладать следующими характеристиками:
- Водостойкость. Эксплуатационные качества смазочного материала не должны портиться при контакте с влагой, он обязан надёжно защищать металлические элементы ступичного подшипника от коррозии. Желательно, чтобы продукция была водоотталкивающей, образовывала на поверхности сплошную пленку.
- Защита от повышенной температуры. Термосмазка не должна разрушаться при нагреве: колесные подшипниковые узлы, работая в условиях сильного и постоянного трения, выдерживают до +120 градусов по Цельсию, соответственно, расходный материал обязан сохранять свои качества при столь же сильном нагреве.
- Устойчивость к замерзанию. Необходимо, чтобы продукция не замерзала при температуре до –35… –40 градусов, в противном случае зимой подшипники начнет заклинивать.
- Безопасный для металлических элементов химический состав.
- Сохранение смазывающих качеств при резких термальных колебаниях.
Разные производители автомобилей рекомендуют различные по составу смазочные вещества, поэтому желательно подбирать продукцию, соответствующую требованиям концерна, выпускающего машины конкретной марки и модели. Это особенно важно для иномарок, которые более чувствительны к качеству расходных материалов.
Как смазать открытый ступичный подшипник конического типа
Как правило, в ступичный узел устанавливаются два открытых ступичных подшипника конического типа. Если вы устанавливаете новые детали, при замене старых, то необходимо тщательно промазать внутренние обоймы вместе с роликами, затем внешние обоймы с внутренней стороны и только потом устанавливать роликоподшипники.
Если вы смазываете уже установленные детали, то рассмотрим процедуру пошагово:
- Установите транспорт на ровную поверхность.
- Ослабьте колесные болты и гайку ступицы.
- Поднимите колесо домкратом.
- Демонтируйте колесо, что снять гайку ступицы.
- Далее в зависимости от колеса (переднее или заднее), демонтируем поворотный кулак (если переднее) или тормозной барабан (если заднее).
- Снимите ступицу, извлеките уплотнительную защитную шайбу (сальник).
- Далее извлеките внутренние обоймы.
- Удалите старый смазывающий состав, промойте обоймы в масле (его можно слегка нагреть). Протрите насухо детали.
- На чистые обоймы нанесите новую смазку, так чтобы она попала внутрь (в сепаратор и на ролики).
- Протрите ступицу изнутри, вместе с внешними обоймами.
- Вставьте внутренние обоймы, соберите узел.
- Сделайте монтаж деталей в обратной последовательности.
Фотоотчёт:
Посмотреть процесс на видео:
Видео процесса со снятием и разборкой:
Как смазывать закрытый подшипник ступицы без разборки
Закрытые передние или задние ступичные шарикоподшипники имеют, как правило, металлические защитные шайбы, которые невозможно демонтировать без их повреждения. Из-за данной особенности, смазывать закрытые типы подшипников проблематично, но есть несколько лайф-хаков.
Совет:
Отметим, что в любом из способов нельзя полностью извлечь старую смазку. Рекомендуется не доставить старый смазывающей материал, а просто добавить новый.
- Смазывание разогретым литолом через шприц с иглой.
- Нагреваем смазку в ванночке до жидкого состояния, но тут не допускается превышать максимальную температуру.
- Заливаем жидкость в медицинский шприц, и вводим состав внутрь через небольшой зазор между кольцом и защитной шайбой или между внутренними кольцами, как на фото ниже.
Примечание:
Если внутренние обоймы немного раздвинуть, то образуется зазор, в который под сильным давлением закачиваем новую смазку.
- Делайте «уколы» равномерно по всему диаметру.
- Отметим, что не все типоразмеры подшипников подойдут для данного метода.
- Вдавливание смазывающего состава шприцом от тюбика. Процесс наглядно показан на видео. Сложность заключается в том, что сложно найти большой шприц подходящего диаметра.
Видео: «Смазывание закрытого пoдшипниka»
Видео: «Как смазать закрытый шарикоподшипник»
- Используем промышленный пылесос и с помощью всасывания смазываем полость шарикоподшипника. Интересный способ, смотрите на видео.
Видео: «Смазка закрытого пoдшипниka через пылесос»
- Демонтаж защитной шайбы. Производится острой маленькой отвёрткой или шилом.
- Аккуратно поддеваем кромку шайбы по всему диаметру.
- Старайтесь минимально деформировать уплотнение и не повредите резиновую кромку.
- Чтобы установить элемент обратно его необходимо выпрямить, затем ровно поставить шайбу на прежнее место.
- Подберите трубу или проставку, с таким внешним диаметром, чтобы кромка располагалась ровно по внешнему диаметру шайбы, как показано на фото.
- Далее потребуется пресс, чтобы вставить шайбу на место, или используйте тиски.
- При необходимости аккуратно отвёрткой запрессуйте кромку шайбы в паз.
Фотоотчёт:
Видео: «Как смазать закрытый ступичный пoдшипниk»
Примечание:
Из вышеперечисленных способов рекомендуется применять №4.
Как смазать неразборную конструкцию
Когда подшипник и фланец соединены, возникают проблемы с процедурой. В этом случае придётся разбирать деталь, снимая обойму, шарики, сепаратор. У некоторых видов конструкций такая операция невозможна или наоборот, производители конструктивно предусматривает отверстие для смазывания. Приведём самый распространённый пример, когда отверстие отсутствует и требуется разобрать ступицу.
- Начинаем разборку с внутренней части СП.
- Нажимаем отверткой между двумя внутренними обоймами, и вынимаю внутреннюю обойму с металлическим пыльником.
- Сняв обойму, видим сальник, а так же тела качения и пластиковый сепаратор.
- Поддеваем и вынимаем сальник.
- Далее аккуратно извлекаем внутреннее кольцо.
- Очистить сепараторы от старого состава. Все детали протереть ветошью.
- Сепараторы значительно отличаются по конфигурации и размеру.
- Наносим новый смазывающий состав на дорожку тел качения.
- Устанавливаем несколько тел качения на смазку.
- Вставляем сепаратор, а в него оставшиеся тела качения. Добавляем смазывающего компонента.
- Закрываем шарики внутренней обоймой, переворачиваем ступицу и продолжаем процесс сборки.
- Наносим спецсмазку на рабочую поверхность (дорожку).
- Вставляем сепаратор с телами качения в полость СП. Добавляем смазывающий компонент.
- Устанавливаем сальник металлической стороной внутрь ступицы.
- Деталь готова к установке.
Фотоотчёт:
Видео: Процесс смазывания через отверстие
Истории автовладельцев
«Задумался, нужно ли смазывать ступичный подшипник перед установкой, ведь он и так должен быть подготовлен к использованию. Решил, что производитель сам озадачился данной проблемой, но, как показала практика – нет, на следующий день пришлось снова все разбирать и смазывать.»
Владелец ваз 2114:
«Начал наблюдать, что возникает определенный визг, исходящий от заднего колеса. Проявлялся подобный звук только, когда развивал скорость около 90 км, ни ниже, ни выше такого не было. Добравшись и сняв заднюю ступицу, стало очевидно крайне маленькое содержание смазки, добавил и все стало в порядке.»
«Когда-то смазывал подшипник и все стало работать, как часики, но спустя время проблема вернулась, причем скоро. Снова пришлось разбирать колесо и, когда добрался до фиксажного кольца ступицы, все стало очевидно, оно было плохо закреплено и из-за этого смазка ушла, причем подшипники набились мусором. Почистил, смазал и ласточка стала снова летать.»
Частые вопросы по смазке и её замене
Сколько требуется закладывать смазки
Объем закладываемой смазки регламентируется стандартами. Но упрощенно прикинуть, то ввысокооборотистые элементы качения закладывают на 40-50% или менее от внутреннего свободного объема. Если шарикоподшипник тихоходный (меньше 1000 оборотов в минуту), то заполнять можно количеством почти 100% от объема.
Смазывать ли новый ступичный подшипник
Когда приобретается новая деталь при непосредственной замене переднего подшипника ступицы или заднего, новые детали закрытого типа не смазывается 30-40 тысяч километров, так как поставляется от производителя с заводским смазочным материалом. При установке открытого роликоподшипника, рекомендуется смазывать согласно инструкциям.
Смазка должна быть синего цвета?
Синий цвет не несет в себе информации о качестве и составе. В известной «158» автосмазке синий цвет придавался за счёт антиокислительной присадки на основе медных включений.
«158ая» была долговечной, применялась в шарнирах и в карданных соединениях. Сейчас недобросовестные производители добавляют синий краситель, тем самым продвигают ее как «лучшая».
Почему не используют Литол24?
Данный вид редко применяют, но всё же у Литола-24 есть и плюсы: это надежный загуститель на литиевом мыле, с отличной водостойкостью. Густота Литола помогает хорошо смазать все поверхности, плюсом так же является низкая цена.
Однако для таких ответственных узлов как СП, рекомендуется применять только импортные смазки, имеющие обозначение в соответствии с классификацией NLGI:
- NLGI LA и NLGI LB.
- NLGI GA, NLGI GB и NLGI GC.
Смазка для ступичных подшипников и ступиц грузовиков
Из представленных образцов рекомендует купить SKF LGWA 2 или Motul Tech Grease.
Чем смазывать ступичный подшипник Ваз, Газель, Нива?
К легковым автомобилям требования к смазке зависит от конструктивной особенности (роликовый или шариковый). Для ВАЗ купите любую автосмазку из представленных в обзоре, для Нивы, Газели подойдет Motul Tech Grease.
Можно ли смешивать смазки для ступичных подшипников
Не рекомендуется смешивать составы. Решение объясняется тем, что разные типы автосмазки используются в разных условиях. Смешивая вещества, вы рискуете снизить их первоначальные качества и свойства.
Выбирайте продукт, опираясь на эксплуатационные условия транспортного средства и следуя советам, представленным в статье. Исключением может быть та ситуация, когда не возможно удалить всю смазку при добавлении её в закрытый шарикоподшипник.
Как смазать ступичный подшипник, не снимая его
Снимать или нет деталь, это зависит от конструкции узла. В случае с закрытым исполнением, шарикоподшипник рекомендуется снимать минимум ступицу (без выпрессовки). У открытых узлов, получится нанести состав только внешний роликоподшипник, так как до внутреннего будет не добраться — он закрыт сальником.
Дополнительные советы
Срок эксплуатации смазки обычно составляет от 35 до 45 тыс. пройденных километров. Но очень важно брать во внимание условия и интенсивность использования транспортного средства. Перед покупкой не лишним будет ознакомиться с рекомендациями производителя автомобиля.
Во время выбора смазки для ступичных подшипников, надо брать во внимание следующие факторы:
- Тип стали. Огромное значение имеет железо, из которого изготовлен элемент.
- Интенсивность эксплуатации авто. Если автомобиль используется постоянно, смазка должна выдерживать стабильные нагрузки.
- Уровень нагрузки. Если речь идет об узлах и механизмах, которые подвержены максимальной нагрузке, необходимо выбирать соответствующие смазывающие вещества.
- Тип подшипника, скорость и частота его вращения.
- Уровень защиты механизма от попадания грязи и влаги.
Опыт свидетельствует о том, что оптимальным решением для многих станет покупка высокотемпературной смазки. В противном случае вещество быстро вытечет, и подшипник будет работать на сухо. Перед использованием нового продукта обязательно удалите из узла остатки старого вещества. Смазывать подшипник надо с умом – экономия рано или поздно приведет к клину, а при избытке вещества оно начнет выдавливаться наружу.