Коленчатый вал изготавливается либо из чугуна, либо из легированной стали, оба материала довольно прочные, но дефекты все же со временем возникают, и как раз для их устранения нужны ремонтные размеры коленвалов. Это своеобразные допуски, до которых можно уменьшить толщину шеек без сильного ущерба для прочности детали. И, поскольку шейки обычно взаимодействуют с подшипниками, для последних предусмотрены вкладыши с ремонтным уменьшением.
Для чего предусмотрены ремонтные размеры коленвалов – AutoDoza – Автомобильный портал
Коленчатый вал изготавливается либо из чугуна, либо из легированной стали, оба материала довольно прочные, но дефекты все же со временем возникают, и как раз для их устранения нужны ремонтные размеры коленвалов. Это своеобразные допуски, до которых можно уменьшить толщину шеек без сильного ущерба для прочности детали. И, поскольку шейки обычно взаимодействуют с подшипниками, для последних предусмотрены вкладыши с ремонтным уменьшением.
Прежде всего, давайте рассмотрим различные виды возникающих дефектов, а также причины их появления. Если нарушена геометрия посадочных мест под опорные подшипники блока, следует ожидать быстрого износа шеек. Иными словами, если наблюдается данный процесс, причина, скорее всего, именно та, что указана выше, либо в некачественном материале самого вала. Из-за некачественного масла или нерегулярной его замены на шейках могут появиться задиры, также источником данной неприятности может стать засорившийся масляный фильтр, либо, что совсем уже плохо – слабое давление в системе.
Шейки у коленчатого вала бывают двух типов – опорные и шатунные. Последние, как ясно из названия, предназначены для того, чтобы на колена передавались поступательные движения шатуна, преображаясь, таким образом, в крутящий момент. По сути, получается принцип колодезного ворота, точнее, его изогнутой ручки, по отношению к которой человеческое предплечье может считаться шатуном. В стандартном двигателе размеры шеек коленвалов соответствуют 47.8 миллиметрам. Логично, что и подшипники, и кольца шатунов также подогнаны под этот размер. Однако спортивный тип коленвалов является исключением, у него шейки имеют диаметр всего 43 миллиметра, а значит, он требует специальных вкладышей для подшипников и установку соответствующих шатунов.
Собравшись отшлифовать шейки вала, позаботьтесь заранее о вкладках, при первом ремонте их можно использовать с уменьшением на 0.25 миллиметров. При необходимости последующие ремонтные размеры шеек коленчатого вала могут быть изменены на 0.5, 0.75 и 1 миллиметр, соответствующие должны быть приобретены и вкладыши. Последующие шлифовки связаны с прямым риском разрушения вала прямо в процессе работы, по этой причине размеры вкладышей 1.25 и 1.5 найти крайне сложно.
Распределительный вал и его привод
Распределительный вал двигателя 21213 отличается от 2121 другим угловым расположением кулачков, т. к. на двигателе 21213 иные фазы газораспределения.
В приводе распределительного вала имеются особенности в ремонте натяжителя цепи. У него плунжер удерживается от выпадания из корпуса не стопорным кольцом (как на двигателях 2121), а с помощью кернения корпуса в трех точках. Для разборки натяжителя следует опиливать края корпуса в местах кернения. После установки в корпус натяжителя плунжера необходимо раскернить корпус в трех точках. При этом выступы от кернения не должны касаться поверхности при движении плунжера.
Коленвал КаМАЗ 740, Характеристики коленчатого вала КаМАЗ 740 и ремонтные размеры.
Peugeot 405 1.6 XU5JP Бортжурнал Новые поршневые кольца и ремонт упорных полуколец коленвала
Коленчатый вал КаМАЗ 740 изготавливается из высокоуглеродистой стали методом горячей штамповки а также упрочняется с помощью азотирования или же закалкой токами высокой частоты (ТВЧ). Закалке подвергаются шатунные и коренные шейки. Коленвал КаМАЗ 740 имеет четыре шатунных шейки и пять коренных опор, которые связывают щоки. Шатунные шейки вала изготовлены так, что имеют внутри полости, которые закрываются заглушками. Полости рассчитаны на дополнительную очистку масла посредством центробежных сил.
Для уравновешивания центробежных сил на так называемом носке (переднем конце коленвала) и хвостовике (заднем конце коленвала) установлены противовесы которые на щеках они выполнены вцелую с валом, а на носик напрессовываются в момент сборки и зафиксированы с помощью сегментной шпонки.
На переднем конце коленчатого вала закреплена шестерня привода насоса масляного, она является ведущей, а на хвостовике (заднем конце) — шестерня с маслоотражателем распределительная. В передней части (носика) коленчатого вала выполнены отверстия используемые для установки полумуфты. В передней части хвостовика — два отверстия предназначенные для запрессовки штифтов фиксирующих маховик, осевое отверстие для опорного подшипника первичного вала коробки передач и резьбовые отверстия для болтов крепления маховика.
Возможность осевых смещений исключается фиксацией вала с помощью четырех упорных сталеалюминиевых полуколец, которые устанавливаются в выточки блока-картера двигателя и крышки коренной опоре. На задней части (на хвостовике), коленчатый вал уплотнен сальником запрессованным в картер маховика.
Роль шатунных и коренных подшипников выполняют вкладыш которые устанавливаются в так называемые – постели. Вкладыши как коренные так и шатунные изготавливаются из стальной ленты, которая покрыта слоем свинцовистой бронзы. В коренных вкладышах верхние и нижние части не являются взаимозаменяемыми, так как на верхних расположены отверстия подводящие масло и канавки его распределяющие. А вот половинки шатунных вкладышей взаимозаменяемы.
В процессе работы двигателя происходит изнашивание шеек коленчатого вала КаМАЗ, и его разрешается шлифовать четыре раза, а вкладыши существуют выпускаются в семи ремонтных размерах.
Но еще одной особенностью коленвала КаМАЗ есть то, что блок и шатуны тоже можно растачивать в размер.
Ремонтные размеры шеек коленчатого вала и постелей под вкладыши
Шатунный подшипник | Коренной подшипник | ||||
диаметр, мм | маркировка вкладыша | диаметр, мм | маркировка вкладыша верхнего (нижнего) | ||
шейки коленчатого вала | постели шатуна | шейки коленчатого вала | постели блока | ||
79,50-0,013 | 85,0+0,01 | 740.1004058 Р1 79,50—85,0 | 94,5-0,015 | 100,0+0,021 | 740.1005170 (740.1005171) Р1 94,50—100,0 |
79.00-0,013 | 85,0-0,01 | 740.1004058 Р2 79,00 | 94,0-0,015 | 100,0 -0,21 | 740.1005170 (740.1005171) Р2 94,00—100,0 |
80,00-0,013 | 85,5+0,01 | 740.1004058 РЗ 80,00—85,00 | 95,O-0,015 | 100,5+0,021 | 740.1005170 (740.1005171) РЗ 95,00—100,5 |
79,50-0,013 | 85,5+0,01 | 740.1004058 Р4 79,50—85,5 | 94,50-0,015 | 100,5+0,021 | 740.1005170 (740.1005171) Р4 94,50—100,5 |
79,00-0,013 | 85,5+0,01 | 740.1004058 Р5 79,00—85,0 | 94,0-0,015 | 100,5+0,021 | 740.1005170 (740.1005171) Р5 94,00—100,5 |
78,5О-0,013 | 85,0+0,01 | 740.1004058 Р6 78,50—85,00 | 93,50-0,015 | 100,0+0,021 | 740.1005170 (740.1005171) Р6 93,50—100,0 |
78,00-0,013 | 85,0+0,01 | 740.1004058 Р7 78,00—85,0 | 93,O-0,015 | 100,0+0,021 | 740.1005170 (740.1005171) Р7 93,00—100,0 |
Клейма ремонтного размера и диаметров шеек коленчатого вала и постелей в блоке или шатуне наносятся на тыльную сторону вкладыша недалеко от плоскости разъема.
Маховик (рис.2 ) необходим для накопления кинетическойэнергии в течение рабочего хода и вращения коленчатого вала во время вспомогательных тактов, а также для вывода поршня из мертвых точек и уменьшения неравномерности вращения вала.
Маховик отлит из специального серого чугуна. Он закреплен на заднем торце коленчатого вала восемью болтами 3 из легированной стали. Точная фиксация маховика на коленчатом валу достигается с помощью двух установочных штифтов, запрессованных в торец коленчатого вала. На обработанную цилиндрическую поверхность маховика напрессован зубчатый венец 1, предназначенный для соединения с шестерней вала стартера при пуске двигателя. На заднем торце маховика устанавливается сцепление. Для регулирования двигателя на маховике имеются паз под фиксатор 2 маховика и 12 отверстий для проворачивания коленчатого вала ломиком.
Коленвал зажимает вал на вкладышах
Я растачиваю коленвалы у проверенных расточников, и проблем при сборе двигателя не испытываю. Но если Вы расточили коленвал и расточник допустил ошибку, и коленвал зажимает вкладышами, или наоборот очень сильно прослаблен, то возникает проблема установки коленвала на двигатель.
Подскажу, как устранить, если коленвал зажимается вкладышами, как на коренных шейках, так и на шатунных.
Но сначала надо установить правильно вкладыши в постели блока двигателя, так как если неправильно установить вкладыши двигатель заклинит, на фото показано, как правильно должны стоять вкладыши на двигателе ВАЗ. Но и на других двигателях устанавливаются вкладыши также.
Фото. Показано как правильно устанавливать вкладыши в блок двигателя.
После того как установлены вкладыши в блок двигателя надо правильно установить и подобрать упорные полукольца или кольца (зависит от двигателя), коротко, желательно установить или подогнать упорные полукольца так, чтобы продольного перемещения коленвала не было.
Суть проблемы с размерами колец на Алиэкспресс
размер капота ваз 2109
Учитывая что Алиэкспресс — это площадка международного уровня и продает свои товары и в РФ, и в США, и в Европу, то и размерные сетки товаров должны соответствовать региональным стандартам. Возникает вопрос – а какой размер кольца указан в лоте, в каком международном стандарте? И как этот размер перевести в привычный нам, покупателям из России?
Дополнительная сложность связана с традиционным свободным отношением китайцев к характеристикам своих товаров. Особенно если товар не дорогой, такой как кольца не из драгоценных металлов. Как узнать точный размер кольца, а не плюс-минус сантиметр?
Какие бывают размеры колец вообще ( и в чем разница )
В России указываемый размер кольца — это его внутренний диаметр в миллиметрах.
В Европе есть несколько внутренних стандартов, но сейчас в большинстве магазинов вы сможете узнать размер в виде длины внутренней окружности в тех же миллиметрах. Соответственно европейский размер легко узнаваем в лоте на Алиэкспресс. Европейский размер начинается с цифр в районе 40 мм, а российские размеры колец это цифры от 14 до 22. И его легко пересчитать, длина окружности кольца ( европейский размер ) = 3.14*диаметр кольца ( российский размер ).
Хуже обстоит дело с английскими размерами колец, американскими и японскими. Англичане так вообще обозначения размера колец используют буквы своего алфавита. В итоге для перевода этих размеров недостаточно математики. Для определения соответствия используют таблицы размеров колец. Их не сложно найти в сети и не будем забивать вам этим голову здесь. А приведем только одну короткую таблицу.
Если поставить новый коленвал надо менять шатуны?
Если шатуны не стучали и в них не проворачивались вкладыши, смело оставляйте старые шатуны. Шатун надо менять в том случае, если в нем провернулся вкладыш, если шатун застучал, но вкладыш не провернулся, можно смело ставить обратно этот шатун. Когда проворачивается вкладыш в шатуне, то он выгрызает часть метала, тогда шатун надо выкидывать и менять на новый. А если в шатуне вкладыш не провернулся его размер остается нормальным, и его можно ставить смело обратно. Это мой личный опыт за более 20лет практики, в ремонте двигателей.
Как правильно определить размеры колец на Алиэкспресс.
Можно ли по вину узнать комплектацию автомобиля. Как узнать комплектацию автомобиля
Размеры колец на Алиэкспресс у всех без исключения продавцов выражены в американской системе измерения.
Для того, чтобы правильно подобрать себе размер кольца необходимо заглянуть в таблицу соответствия размеров колец, предлагаемой продавцом в карточке товара. Если вы знаете свой стандартный российский размер кольца, то простая и понятная таблица размеров подскажет его соответствие американскому размеру. Для этого достаточно только выбрать российский размер, который равен окружности пальца в мм.
В противном случае покупателю придется измерить окружность пальца самостоятельно, как показано на картинках. Изображения у различных продавцов могут отличаться друг от друга, но сама процедура остается одной и той же. Необходимо взять кусочек нитки или узкую полоску бумаги и обвернуть ее вокруг пальца. Далее следует отметить маркером окружность пальца и проложить нитку или бумагу с отметкой к линейке. Полученное в мм число подставить в таблицу и определить правильный размер кольца.
На что надо акцентировать внимание при самостоятельном измерении окружности пальца? На форму собственных пальцев и вполне логичную разницу в методах измерения размера кольца в различных магазинах Алиэкспресс. Один китайский магазин может предложить измерить окружность сустава пальца, другой — окружность фаланги под пальцем
А лучше произвести замеры и того, и другого, а затем выбрать наибольший результат. Иначе купленное кольцо или не налезет на палец, или его будет очень трудно снимать.
Кстати, таблица размерных сеток колец у разных продавцов немного не совпадает. Ничего не поделаешь, Китай есть Китай. Поэтому для того, чтобы определить свой размер кольца, можно или выбрать усредненное значение показателей размера колец, или использовать сетку, предложенную конкретным продавцом.
Покупка различных типов колец требует к себе индивидуального подхода. Хорошо, если ваш выбор остановится на кольце с изменяемым размером. Тогда не придется морочить себе голову определением правильного размера, а просто немного разогнуть ободок кольца.
А при покупке китайской копии очень оригинального тройного обручального кольца Cartier Trinity придется выбрать на один размер больше своего. Этого требуют конструктивные особенности кольца — три тонких ободка желтого, белого и розового цветов соединены друг с другом особенным образом. Каждое кольцо по отдельности может быть вам идеально впору, но входящие друг в друга кольца из-за этого соединения будут вам малы. Чтобы, не чувствуя дискомфорта, свободно надевать и снимать такое кольцо, требуется дополнительный размер.
Перед тем, как окончательно определиться с размером и выбрать кольцо, надо еще почитать отзывы покупателей и на всякий случай проконсультироваться с продавцом о соответствии размерной сетки реальным размерам изделия.
https://youtube.com/watch?v=PYg0aKo4k8k
Коленвал прослабленный
Расточник коленвалов может допустить ошибку и прослабить коленвал, тогда в двигателе не будет хорошего давления масла, также из-за этого двигатель может быстро застучать.
Фото. Так ключом можно проворачивать коленвал на двигателе ВАЗ.
Проверить на прослабленность коленвал можно так. Затяните подушку и прокрутите коленвал, если он очень легко прокрутился, то не мешает проверить прослаблен коленвал или нет.
Обычно коленвал после хорошей расточки не зажимается и прокручивается легко. Снимите подушку вытащите вкладыш и подложите под вкладыш фольгу от шоколадки, закрутите вкладыш, если коленвал зажмется или начнет заметно трудней крутиться, значит, эта шейка коленвала расточена отлично, вытаскивайте фольгу из под вкладыша и проверяйте следующею подушку.
Фото. Показано как подложить фольгу под вкладыш, и обязательно кончиком ножа срежьте лишнюю фольгу, здесь показано что с одной стороны фольга срезана а с другой нет.
Если после подложенной фольги под вкладыш коленвал не стал крутиться трудней, значит, эта шейка коленвала прослаблена, подкладывайте под эту подушку между вкладышем еще фольгу, пока коленвал не начнет крутиться трудней. После того как все подушки проверены и найдены прослабленные, и если под вкладыш пришлось подложить больше чем одну фольгу, то придется полностью снять коленвал и под те шейки что пришлось подложить больше чем одну фольгу надо будет разделить полоски фольги на два и подложить половину фольги под вкладыш в блоке. Ставьте коленвал затягивайте, все, Вы идеально подогнали вкладыши, и коленвал будет отлично работать в двигателе.
Обязательно в подложенной фольге под вкладышем, через отверстия во вкладыше сделайте отверстие гвоздиком для прохода масла.
Сборка коленчатого вала с подшипниками после ремонта
Сборка узла шейка вала-подшипник осуществляется по принципу полной взаимозаменяемости.
Для обеспечения полной взаимозаменяемости деталей сборочной единицы необходимо при изготовлении или восстановлении обрабатывать и шейку коленчатого вала и подшипник с определенными квалитетами точности, определяющими поля допусков деталей.
Если при обработке партии деталей инструментом, настроенным на размер отклонения размера от формируются под влиянием большого количества независимых или слабо зависимых случайных факторов, то кривая их распределения соответствует нормальному закону или кривой Гаусса. Для нормального закона распределения из условий полной взаимозаменяемости допуск принимают равным ±3σ
, т.е. 6
σ
(
σ
– среднее квадратическое отклонение).
Таблица 5.1
Исходные данные для расчета сборки
коленчатого вала с подшипниками
Марка дизеля | Ремонтный диаметр вала dр, мм | Предельные отклонения размера шейки вала, мм | Предельные отклонения погрешности К | Значение монтажного зазора, мм | Предельные отклонения диаметра подшипника, мм | ||
Smax | Smin | ES(Dp) | EI(Dp) | ||||
Верхнее es(dp) | Нижнее ei(dp) | ||||||
6ЧСП18/22 | Коренная 134,536 | -0,025 | ±2,5 | 0,16 | 0,12 | +0,2 | +0,1 |
Определим число шеек коленчатого вала в партии 200 штук, отклонения которых находятся в пределах ±2,5σ
:
По таблице 6.1 находим, что Ф
(2,5)=0,09275, а так как кривая Гаусса симметрична относительно среднего арифметического размера, то 2
Ф
(2,5)=0,1855. Отсюда следует, что 86,64% шеек имеют заданные пределы отклонений.
Число их будет равно:
Допуск на обработку шеек:
Поскольку кривая симметрична, средний арифметический размер:
Значения отклонений диаметра деталей в пределах ±1,5σ
:
Таким образом, у 37 деталей из партии 200 штук размеры будут в пределах
с допуском 0,02 мм.
Предельные отклонения диаметра подшипника, обеспечивающие сборку узла по принципу полной взаимозаменяемости:
EI
и
ei
– нижние предельные отклонения подшипника и шейки вала, мм;
ES
и
es
– верхние предельные отклонения подшипника и шейки вала, мм;
Smax(M)
и
Smin(M)
– максимальное и минимальное значения монтажного зазора, мм;
Средний арифметический диаметр:
Среднее квадратическое отклонение:
Коэффициент распределения:
Значение интеграла:
По таблице 6.1 находим, что Ф(К1)
=0,2257, и
Ф(К2)
=0,4641.
Вычитание дает относительное число деталей в партии с отклонениями от К1до К2.
Число подшипников, обеспечивающих требуемые условия сборки с шейками вала:
.
Характеристика коленчатых валов
Характеристика коленчатых валов фото, Инструкции по доработке двигателя, тюнинг двигателя
Конечно, сложно выделить какую либо самую главную деталь в машине, но коленчатый вал можно отнести к одним из самых важных, ведь именно он преобразует усилия с поршней и шатунов в крутящий момент, который и движет машину.
В этой статье рассмотрим некоторые параметры коленчатых валов на “классику” и особенности их замены и установки.
Итак, у “классических” коленвалов есть несколько параметров, которые могут отличаться.
1.Ход коленвала – расстояние между осями шатунной шейки в нижней мертвой точке(НМТ) и верхней мертвой точки(ВМТ)
На классические двигатели на заводе ставили коленчатые валы с ходом 66 мм 80 мм и 84 мм. Кроме них есть спортивные коленвалы с ходом поршня 86 мм 88 мм и даже 90 мм. Однако не стоит думать, что поставив в блок коленчатый вал с ходом 90 мм мотор сразу станет намного мощнее. Большое влияние на поведение мотора оказывает соотношение длинны шатуна и хода коленвала – так называемое R/S. Многие считают, что “золотая середина” блока цилиндров является величина R/S, равная 1,75.
Если R/S большое, то поршень дольше находиться в ВМТ, поэтому происходит более полное сгорание топливной смеси, следовательно большее давление на поршень после прохождения ВМТ. В результате хороший момент на средних и высоких оборотах. Так же длинный шатун уменьшает трение свое трение об коленвал. Однакоесть и минусы – при длинном шатуне и малом ходе из-за снижения скорости воздушного потока (опять же из-за меньшей скорости движения поршня после ВМТ) не обеспечивается хорошее наполнение цилиндров на низких и средних частотах вращения коленвала. А так же существует большая вероятность появления детонации из-за высокой температуры в камере сгорания и длительного времени нахождения поршня в ВМТ.
Если R/S маленькое, то обеспечивается очень хорошая скорость наполнения цилиндров на низких и средних частотах вращения коленвала, а так же из-за малого времени нахождения в ВМТ(а следовательно и большей скоростью поршня в начале такта) смесь становится более однородной что способствует лучшему сгоранию. Но и тут есть минусы – малая величина R/S означает, больший угол наклона шатуна. Поэтому большая сила будет толкать поршень в горизонтальной плоскости. Поэтому возрастает нагрузка на шатун, на стенки блока цилиндров, поршни кольца, увеличивается рабочая температура из-за повышенного трения и ухудшается смазка. Ну и из-за увеличенной скорости поршня так же снижается ресурс двигателя.
Еще одной частой проблемой, при установке коленвала с большим ходом, является задевание шатуном стенки блока. В этом случае при помощи шлифовальной машинки или болгарки нужно доработать стенку.
2. Размер шатунной шейки
Шейка коленвала- опора, при помощи которой вал связывается с шатунами.
Стандартный диаметр шатунной шейки в “классическом” двигателе 47.8 мм. Под этот размер сделаны и подшипники качения и шатуны, однако на “спортивных” коленвалах с ходом 86 мм, 88 мм и 90 мм диаметр шатунной шейки может быть 43 мм. Под него нужны специальные вкладыши, а так же шатуны, не забывайте про это!
3. Количество противовесов
Противовесы обеспечивают разгрузку коренных подшипников от центробежных сил инерции неуравновешенных масс кривошипа и нижней части шатуна. На стандартных коленчатых валах 2101 2103 противовесов всего 4, по сути с одной стороны на щеке (связывают коренные и шатунные шейки) от коренной опоры. На остальных коленвалах 21213 и с ходом 86 мм, 88 мм, 90 мм их уже 8, что обеспечивает более сбалансированую разгрузку коренных подшипников от инерционных сил.
Коленчатый вал 2103 с четырьмя противовесами
Коленчатый вал 21213 с восьмью противовесами
Спортивные распределительные валы Спортивные распределительные валы |
Многодроссельный впуск Многодроссельная система питания |
Прямоточная системы выпуска Прямоточная системы выпуска |
Паук 4-2-1 или 4-1 Выбор паука 4-2-1 или 4-1 |
Характеристики распределительных валов Характеристики распределительных валов |
Характеристика коленчатых валов Характеристика коленчатых валов |
Способы доработки блока цилиндров Доработка блока цилиндров двигателя |
Облегченный коленвал Облегченный коленвал |
Кованые поршни Преимущества кованных поршней |
Разрезная шестерня распределительного вала Разрезная шестерня распределительного вала |
Спортивный ресивер Спортивный ресивер |
Сравнение бензонасосов Какой выбрать бензонасос |
Воздушные фильтры нулевого сопротивления Воздушные фильтры нулевого сопротивления |