Тюнинг трансмиссии. Как подобрать передаточные числа для КПП?
Большинство технологий, применяемых в тюнинге трансмиссии, проверены в автоспорте. Трансмиссия любого, особенно спортивного автомобиля – важнейший механизм реализации динамических характеристик двигателя. Даже с относительно слабым мотором машина может быть быстрой из-за правильно подобранных передаточных чисел.
В автоспорте применяются синхронизированные (как на ‘дорожных’ автомобилях) и несинхронизированные (кулачковые) коробки передач. По принципу переключения они делятся на обычные (Н-схема) и секвентальные (с последовательным выбором передач, как на мотоциклах).
В автомобилях достаточно серьезного уровня подготовки применяются кулачковые КП. Они имеют ряд преимуществ – выдерживают более высокие нагрузки (за счет формы зуба и зацепления шестерня – кулачковая муфта), позволяют опытным пилотам тратить меньше времени на переключение передач за счет неполного выжима сцепления или вообще без выжима сцепления, в них не разрушаются синхронизаторы (которых попросту нет).
Для обычного дорожного движения кулачковые КП практически непригодны, так как являются достаточно шумными (за счет работы прямозубых зубчатых пар), ‘жесткими’ при включении передачи, имеют относительно небольшой ресурс. Кроме того, они несоизмеримо дороже, чем синхронизированные, и требуют регулярного квалифицированного обслуживания.
Синхронизированные КП отличаются от стандартных лишь передаточными числами. В отдельных случаях (ВАЗ-2108 и -2110) возможно добавление 6-й передачи. Правильный подбор передаточных чисел главной пары редуктора, первичного вала и ведомых шестерен вторичного вала – залог согласованной работы трансмиссии. Передаточные числа подбираются в зависимости от мощностных и моментных характеристик двигателя, размера колес и самое главное – от пожеланий владельца автомобиля.
Передаточное число коробки передач – это отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубцов ведущей шестерни. Чем оно выше, тем передача ‘короче’ и ‘мощнее’, то есть мотор очень быстро выкручивает положенное количество оборотов, набор скорости происходит так же стремительно, но возникает необходимость в частом переключении передач. Как следствие – некоторое снижение максимальной скорости на данной передаче.
Таблица рядов КПП 2108
Номер набора | Номер передач | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Серийная КПП | 40/11 3.64 | 39/20 1.95 | 38/28 1.36 | 32/34 0.94 | 29/37 0.78 | 27/39 0.69 |
08 ряд- коммерческий | 41/12 3.42 | 39/19 2.05 | серийная | 32.33 0.97 | — | — |
05 РЯД | 38/13 2.92 | 38/21 1/81 | 37/29 1.28 | 33/34 0.97 | — | — |
011 ряд | серийная | 40/18 2.22 | 40/26 1.54 | 35/30 1.17 | 31/35 0.89 | — |
012 ряд | 38/12 3.17 | серийная | серийная | 33/32 1.03 | — | — |
018 ряд | 38/12 3.17 | 40/19 2.11 | 40/27 1.48 | 35/31 1.13 | 31/35 0.89 | — |
06 ряд | 38/13 2.92 | 38/21 1.81 | 37/29 1/28 | 34/32 1.06 | 32/34 0.94 | 29/37 0.78 |
07 ряд | 38/13 2.92 | 39/19 2.05 | 28/18 1.56 | 38/29 1.31 | 35/31 1.13 | 32/34 0.94 |
026 ряд | 41/12 3.42 | 38/15 2.53 | 35/17 2.06 | 33/19 1.74 | 34/23 1.48 | 33/26 1.27 |
074 ряд | 38/12 2.667 | 29/15 1.933 | 27/17 1.588 | 26/19 1.368 | — | — |
Кол-во зубьев | 63/17 | 62/15 | 65/15 | 63/14 | 66/14 | 64/13 | 69/13 |
Передача | 3.7 | 4.13 | 4.33 | 4.5 | 4.71 | 5.08 | 5.31 |
Скорость автомобиля при 5000 оборотов в минуту.
Колеса: ширина 185 , профиль 60, R диска 14.
Серийная КПП | 1 перед 3,64 40/11 | 2 перед 1,95 39/20 | 3 перед 1,35 38/28 | 4 перед 0,94 32/34 | 5 перед 0,78 29/37 | 6 перед 0,69 27/39 |
3,7 | 40 | 74 | 106 | 154 | 184 | 209 |
3,9 | 38 | 70 | 101 | 145 | 174 | 198 |
4,1 | 36 | 67 | 96 | 139 | 166 | 188 |
4,3 | 34 | 64 | 92 | 132 | 159 | 180 |
05ряд | 2,92 38/13 | 1,81 38/21 | 1,2737/29 | 0,96 32/33 | 0,78 29/37 | 0,69 27/39 |
3,7 | 50 | 80 | 114 | 149 | 184 | 209 |
3,9 | 47 | 76 | 108 | 141 | 174 | 198 |
4,1 | 45 | 72 | 102 | 134 | 166 | 188 |
4,3 | 43 | 69 | 98 | 128 | 159 | 180 |
06ряд | 2,92 38/13 | 1,81 38/21 | 1,2737/29 | 1,06 34/32 | 0,94 32/34 | 0,78 29/37 |
3,7 | 50 | 80 | 114 | 136 | 154 | 184 |
3,9 | 47 | 76 | 108 | 129 | 145 | 174 |
4,1 | 45 | 72 | 102 | 122 | 139 | 166 |
4,3 | 43 | 69 | 98 | 117 | 132 | 159 |
07ряд | 2,92 38/13 | 2,05 39/19 | 1,56 28/18 | 1,31 28/29 | 1,13 35/31 | 0,94 32/34 |
3,7 | 50 | 70 | 93 | 110 | 128 | 154 |
3,9 | 47 | 67 | 88 | 105 | 121 | 145 |
4,1 | 45 | 63 | 84 | 100 | 116 | 139 |
4,3 | 43 | 61 | 80 | 95 | 110 | 132 |
08ряд | 3,42 41/12 | 2,11 40/19 | 1,35 38/28 | 0,96 32/33 | 0,78 29/37 | 0,69 27/39 |
3,7 | 42 | 69 | 106 | 149 | 184 | 209 |
3,9 | 40 | 65 | 101 | 141 | 174 | 198 |
4,1 | 38 | 62 | 96 | 134 | 166 | 188 |
4,3 | 36 | 59 | 92 | 128 | 159 | 180 |
011ряд | 3,64 40/11 | 2,22 40/18 | 1,54 40/26 | 1,17 35/30 | 0,87 31/35 | 0,78 29/37 |
3,7 | 40 | 65 | 94 | 124 | 163 | 184 |
3,9 | 38 | 62 | 89 | 117 | 155 | 174 |
4,1 | 36 | 59 | 85 | 112 | 147 | 166 |
4,3 | 34 | 56 | 81 | 107 | 140 | 159 |
012ряд | 3,17 38/12 | 1,95 39/20 | 1,35 38/28 | 1,03 33/32 | 0,78 29/37 | 0,69 27/39 |
3,7 | 46 | 74 | 106 | 140 | 184 | 209 |
3,9 | 43 | 70 | 101 | 133 | 174 | 198 |
4,1 | 41 | 67 | 96 | 126 | 166 | 188 |
4,3 | 39 | 64 | 92 | 119 | 159 | 180 |
018ряд | 3,17 38/12 | 2,11 40/19 | 1,48 40/27 | 1,13 35/31 | 0,87 31/35 | 0,78 29/37 |
3,7 | 46 | 69 | 98 | 128 | 163 | 184 |
3,9 | 43 | 65 | 92 | 121 | 155 | 174 |
4,1 | 41 | 62 | 88 | 116 | 147 | 166 |
4,3 | 39 | 59 | 84 | 110 | 140 | 159 |
200ряд | 2,92 38/13 | 2,22 40/18 | 1,76 37/21 | 1,39 39/28 | 1,17 35/30 | 0,94 32/34 |
3,7 | 50 | 65 | 82 | 104 | 124 | 154 |
3,9 | 47 | 62 | 78 | 99 | 117 | 145 |
4,1 | 45 | 59 | 73 | 93 | 112 | 139 |
4,3 | 43 | 56 | 71 | 89 | 107 | 132 |
1 перед | 2 перед | 3 перед | 4 перед | 5 перед | 6 перед | |
1 перед | 2 перед | 3 перед | 4 перед | 5 перед | 6 перед | |
102ряд | 3,17 38/12 | 1,95 39/20 | 1,35 38/28 | 0,94 32/34 | 0,73 | |
3,7 | 46 | 74 | 106 | 154 | 196 | |
3,9 | 43 | 70 | 101 | 145 | 188 | |
4,1 | 41 | 67 | 96 | 139 | 178 | |
4,3 | 39 | 64 | 92 | 132 | 170 | |
103ряд | 2,92 38/13 | 1,95 39/20 | 1,35 38/28 | 0,94 32/34 | 0,69 27/39 | |
3,7 | 50 | 74 | 106 | 154 | 209 | |
3,9 | 47 | 70 | 101 | 145 | 198 | |
4,1 | 45 | 67 | 96 | 139 | 188 | |
4,3 | 43 | 64 | 92 | 132 | 180 | |
104ряд | 2,92 38/13 | 1,95 39/20 | 1,35 38/28 | 1,03 33/32 | 0,73 | |
3,7 | 50 | 74 | 106 | 140 | 196 | |
3,9 | 47 | 70 | 101 | 133 | 188 | |
4,1 | 45 | 67 | 96 | 126 | 178 | |
4,3 | 43 | 64 | 92 | 119 | 170 | |
111 ряд | 3,17 38/12 | 2,22 40/18 | 1,54 40/26 | 1,17 35/30 | 0,81 30/37 | |
3,7 | 46 | 65 | 94 | 124 | 184 | |
3,9 | 43 | 62 | 89 | 117 | 175 | |
4,1 | 41 | 59 | 85 | 112 | 166 | |
4,3 | 39 | 56 | 81 | 107 | 158 | |
26 кулачок | 3,417 | 2,533 | 2,059 | 1,737 | 1,478 | 1,269 |
777 кулачок | 2,909 32/11 | 2,000 30/15 | 1,588 27/17 | 1,316 25/19 | 1,143 24/21 | 0,9 18/20 |
719 кулачок | 2,667 32/12 | 1,933 29/15 | 1,538 20/13 | 1,316 25/19 | 1,143 24/21 | 0,9 18/20 |
26 ряд прямозубый.
Шестая передача девяти видов:
1) 0,78 / 0,69 стандарт | 2) 0,87 / 0,78 к 18 ряду | 7) 1.13 / 0,78 к 7 тюн |
3) 0,87 / 0,73 к 18 ряду Тюн | 4) 1,13 / 0,94 к 7 ряду | 1.17/0,78 к 200 тюн |
5) 0,94 / 0,78 к 6 ряду | 6) 1,17 / 0,94 к 200 ряду | 9) 0,87/ 0,69 к 18 тюн |
ПРИ установке:
Главная пара 4.1 — разгружается двигатель, мотору легче крутить колеса , повышается динамика машины ,передачи укорачиваются, максим-я скор-ть падает ~на 20км. в час ( при 160 кмч. обороты тахометра 5 тыс.), расход топлива + 1л. ( за счет изменения езды).
Главная пара 4.3 -тоже, что и 4.1 + 5кмч. на всех передачах.
Гл. пара 4.1 или 4.3 + спортивный ряд (06, 07 или 08-й): динамика (быстрый разгон за счет гл. пары) + длинные передачи, в основном 1-я и 2-ая раскруч-я по максимуму.
Гл. пары 4.5 и 4.7: передачи еще короче, чем 4.1 и 4.3 ( максимальная скорость при 5 тыс. оборотов тахометра 140кмч. ), рекомендуемое использование: при буксировки и перевозке тяж-х прицепов.
Гл. пары 4.9, 5.1, 5.3 и 5.07: используются только на крутых склонах-подъемах ( максим-я скорость 110-120 кмч.)
Ряды: 011, 012, 018- устан-я со стандартной гл. парой 3.9 под форсированные двигателя 1.7, 1.8 и 2.0л.
26-ой кулачковый ряд (полуавтомат)- перекл-е передач производится без использования сцепления, выжим сцепления необходим только при троганьие и остановки.
6-ая передача сохраняет максим-ю скорость при использ-и гл. пары и спорт. ряда.
Блокиратор (блокирующий дифференциал):
Червячный ( винтовой)- повышается проходимость автомобиля по бездорожью , при пробуксовке одного колеса , автоматически включается второе колесо ( так же он вкл. при поворотах).
Дисковый (фрикционный) — обеспечивает постоянное вращение 2-х колес.( рекомендуется использовать, только по бездорожью)
Недопустимо:
- Включать передачи с хрустом.
- Быстро переключаться с передачи на передачу.
- Грубо включать передачи (если передача не включается, с силой её не втыкать, а ещё раз отпустить и нажать сцепление, и повторить её включение).
Если нарушать выше перечисленные указания, то срок службы передач, а соответственно и КПП резко уменьшается!!!
Также,крайне не желательно, троганьие с пробуксовкой. Такая систематическая езда приводит к развалу дифференциала, который разбивает КПП (страдает большой кожух), и машина остаётся не на ходу. ОБЯЗАТЕЛЬНО следите за исправностью сцепления! Проверяется сцепление так:
- Правильная регулировка педали сцепления (педаль на уровне педали тормоза)
- Выжим, пауза 2сек., задняя передача должна включаться без хруста. Если задняя передача включается с хрустом или вообще не включается, то это говорит о том, что сцепление «ведёт» и его немедленно надо менять! С такой неисправностью идёт большая нагрузка на синхронизаторы передних передач, что приводит их к быстрому износу и выходу из строя.
Дата: Суббота, 19 Июля 2014
Источник статьи: Чтобы узнать больше, зайдите сюда
Технические характеристики кпп ВАЗ 2110
Тип | механика |
Количество передач | 5 |
Для привода | передний |
Объем двигателя | до 1.6 литра |
Крутящий момент | до 140 Нм |
Какое масло лить | Лукойл ТМ-4 75W-90 GL-4 |
Объем смазки | 3.5 литра |
Замена масла | раз в 65 000 км |
Замена фильтра | каждые 65 000 км |
Примерный ресурс | 150 000 км |
Обслуживание, устранение проблем
Ниже приведены ссылки на статьи, с помощью которых вы можете ознакомиться с нужно информацией.
- Какое масло лить в КПП? Виды масел, вязкость, срок службы масла.
- Как снять/заменить КПП? Пошаговая инструкция снятия КПП.
- Дребезжит рычаг КПП, что делать? Избавляемся от дребезга ручки КПП на 2,5-4 тыс. оборотах.
- Как заменить масло в КПП? Пошаговая инструкция по замене масла в коробке.
- Как проверить уровень масла? О том, где находится щуп, как проверить уровень.
- Как заменить датчик заднего хода (дзх)? Не горят фонари заднего хода — вероятнее всего, вышел из строя датчик. Подробная инструкция замены датчика.
- Не включается задняя передача. Что делать? Причины возникновения данной проблемы, и что с этим можно поделать.
- Хрустит вторая передача. Причины возникновения данной проблемы, и что с этим можно поделать.
Надеемся, вы нашли ответы на свои вопросы.
Недостатки, поломки и проблемы коробки Лада 2110
Эта мкпп славится низкой надежностью, нечеткими переключениями и воем в работе
Больше всего жалоб на шум и треск при переключении из-за износа синхронизаторов
На втором месте бесконечные течи масла из разных сальников, прокладок или сапуна
Далее идет износ пластиковых втулок в мкпп и невключение или выбивание передачи
Ближе к 100 000 км пробега уже вырабатывают свой ресурс шестерни и подшипники
Связаться с администратором сайта Вы можете по электронной почте: [email protected]
Все тексты написаны мной, имеют авторство Google, занесены в оригинальные тексты Yandex и заверены нотариально. При любом заимствовании мы сразу же пишем официальное письмо на фирменном бланке в поддержку поисковых сетей, вашего хостинга и доменного регистратора.
Далее подаем в суд. Не испытывайте удачу, у нас более тридцати успешных интернет проектов и уже дюжина выигранных судебных разбирательств.
Если у вас слики маркированные в дюймах (например 26/10-15), вводите:
R колеса – 26 Ширина колеса – 0 Профиль – 0
В данной маркировке первая цифра – наружный диаметр в дюймах, остальные параметры вводить не нужно.
R колеса |
Ширина колеса |
Профиль |
Обороты двигателя |
Главная пара |
1-я передача |
2-я передача |
3-я передача |
4-я передача |
5-я передача |
6-я передача |
Результаты: |
Механические КПП в переднеприводных модификациях Audi 80 B3 и Audi 90
Передача
Код КПП | |||||||
AKL | AMR | AKM | AKN | ALP | ALR | AKS | |
ГП | 4.111 | 4.111 | 4.111 | 4.111 | 3.700 | 3.700 | 4.111 |
1 | 3.545 | 3.545 | 3.545 | 3.545 | 3.545 | 3.545 | 3.545 |
2 | 2.105 | 2.105 | 1.857 | 1.857 | 2.105 | 2.105 | 1.857 |
3 | 1.300 | 1.300 | 1.156 | 1.156 | 1.300 | 1.300 | 1.156 |
4 | 0.943 | 0.943 | 0.838 | 0.838 | 1.029 | 1.029 | 0.838 |
5 | 0.789 | 0.789 | 0.683 | 0.683 | 0.838 | 0.838 | — |
Автоматические КПП в переднеприводных модификациях Audi 80 B4
Передача | Код КПП | ||||||
AEH | ARC | CBT | CBW | CEB | CBV | AZZ | |
ГП | 4.222 | 3.909 | 4.222 | 3.909 | 4.222 | 3.445 | 3.700 |
1 | 2.714 | 2.714 | 2.714 | 2.714 | 2.714 | 2.714 | 2.714 |
2 | 1.551 | 1.551 | 1.551 | 1.551 | 1.551 | 1.551 | 1.551 |
3 | 1.000 | 1.000 | 1.000 | 1.000 | 1.000 | 1.000 | 1.000 |
4 | 0.679 | 0.679 | 0.679 | 0.679 | 0.679 | 0.679 | 0.679 |
R | 2.111 | 2.111 | 2.111 | 2.111 | 2.111 | 2.111 | 2.111 |
Дополнительная информация | |||||||
Год выпуска | 7/91- | 7/91-9/91 | 9/91- | 7/91-9/91 | 9/91- | 7/91- | 7/91- |
Шла вместе с двигателями | ABT | ABK | ABK | NG | NG | AAH | AAH |
Код гидротрансформатора | LBCA | LBCA | LACA | LBCA | LBCA | LCCA | LCCA |
Код блока клапанов | LAC | LAC | LAC | LAC | LAC | LAC | LAC |
Выводы
«Классический» алгоритм подбора передач предполагает определение (строгое) передаточного отношения на высшей передаче и (не строгое) на низшей передаче. После между этими значениями распределяются промежуточные передачи.
Начать подбор промежуточных передач можно с равномерного распределения с одинаковым показателем q для всех передач. После анализа динамической характеристики, построенной для этого распределения, можно переходить к коррекции — небольшим изменениям передаточных в сторону сближения их на высших передачах.
Овердрайв (передача выше той, на которой достигается максимальная скорость, обычно пятая) в классическом алгоритме назначается после определения передаточного отношения на четвертой передаче. Для этого можно задаться типовым показателем q для передач 4-5, проанализировать динамическую характеристику и при необходимости внести изменения.
Выбор передаточного отношения высшей передачи
Высшая передача должна обеспечивать разгон до максимальной скорости. Максимальную скорость мотоцикла можно расчитать по мощности двигателя, пользуясь формулой:
Здесь: – наибольшая скорость движения мотоцикла, м/с; – наибольшая эффективная мощность двигателя, Вт; – коэффициент полезного действия моторной установки, характеризует потери в двигателе, в среднем =0,89; – сила дорожного сопротивления, Н; – сила сопротивления воздуха при расчетной скорости, Н. Передаточное отношение трансмиссии на высшей передаче n для обеспечения максимальной скорости составит:
Здесь: – частота вращения двигателя при наивысшей мощности, берется из характеристики двигателя.
Это формулы, по которым проектировалась (или проверялась) трансмиссия М-72. Давайте проверим:
Принимаем =18,78, при главной передаче «восьмерке» с передаточным отношением 4,62 передаточное первой передачи КПП получается
Передаточное отношение 1 передачи М72 =3,6
Передаточное высшей (четвертой) передачи:
Передаточное отношение 4 передачи М72 =1,3
Параметры мотоцикла М-72 для расчетов взяты из книги «Советские мотоциклы» и рекомендаций, изложенных в статье выше. Передаточные отношения для 1 и 4 передач требуется уточнить по числам зубьев шестерен, подобрав ближайшее возможное значение.
5-ступенчатые МКПП в полноприводных модификациях quattro® Audi 80 B4
Передача | Код КПП | ||||||
AXN | CCH | AXM | CDV | CBR | |||
ГП | 4.556 | 4.556 | 4.111 | 4.111 | 4.556 | ||
1 | 3.545 | 3.545 | 3.545 | 3.545 | 3.545 | ||
2 | 2.105 | 2.105 | 2.105 | 1.857 | 2.105 | ||
3 | 1.300 | 1.300 | 1.429 | 1.300 | 1.300 | ||
4 | 0.943 | 0.943 | 1.029 | 1.029 | 0.943 | ||
5 | 0.769 | 0.769 | 0.838 | 0.838 | 0.769 | ||
R | 3.500 | 3.500 | 3.500 | 3.500 | 3.500 | ||
Дополнительная информация | |||||||
Год выпуска | 10/91- | 10/91-7/92 | 10/91- | 7/92- | 10/92- | ||
Шла вместе с двигателями | ABK | ABK | NG | ABC | AAH | ||
Код заднего дифференциала | AZF | AZF | AZD/AZC | AZC | CAV | ||
Диаметр дисков сцепления | 228мм | 228мм | 228мм | 240мм | 240мм |
5-ступенчатые МКПП в полноприводных модификациях quattro® Audi 80 B3 и Audi 90
Передача | Код КПП | |||||
AKU | AXL | AKT | AMX | AKX | ||
ГП | 4.111 | 4.111 | 4.556 | 4.111 | 4.556 | |
1 | 3.545 | 3.545 | 3.545 | 3.545 | 3.545 | |
2 | 2.105 | 2.105 | 2.105 | 2.105 | 2.105 | |
3 | 1.300 | 1.300 | 1.300 | 1.300 | 1.300 | |
4 | 0.943 | 0.943 | 0.889 | 0.889 | 0.889 | |
5 | 0.769 | 0.769 | 0.725 | 0.725 | 0.725 |