Двигатель ОКА 11113: Технические характеристики

Вес снаряженного и заправленного автомобиля «Ока» составляет 645 кг, а его полная масса – 975 кг.

«Ока» (ВАЗ – 1111) является малогабаритным и малолитражным автомобилем, впервые разработанным и выпущенным на Волжском автомобильном заводе в 80-х годах. Цель разработчиков – создание доступного, востребованного и экономичного средства передвижения. Сколько весит «Ока»? Полная масса автомобиля определяется снаряженной массой и массой полезного груза. Итак, сегодня мы узнаем об особенностях, и основных характеристиках автомобиля «Ока».

История двигателей ВАЗ 1111/11113

Перед разрабатывавшими автомобиль «Ока» инженерами стояла достаточно непростая задача – сделать компактное и доступное транспортное средство, выполненное из распространенных комплектующих и обладающее хорошей ремонтопригодностью. Аналогичные требования выдвигались и к двигателю – он должен был стать простым, надежным и легко чинящимся в случае поломки вне специализированных СТО с квалифицированным персоналом.

ВАЗ «Ока»:

В первых вариантах «Оки» разработчики применяли двухцилиндровый силовой агрегат от Daihatsu Quore на 30 лошадиных сил. С этим двигателем изготовили несколько прототипов. Но, хотя двигатель обладал отлаженной и надежной конструкцией, от его копирования отказались, поскольку иностранный силовой агрегат требовал высокого качества деталей мотора и культуры сборки. Кроме того, копирование требовало сборки двигателей «с нуля» и освоения соответствующего техпроцесса, а это сделало бы машину неприемлемо дорогой и серьезно сдвинуло время выпуска серийных образцов.

Тогда инженеры обратились к существующим в отечественном автопроме решениям моторов.

Интересно: на выбор двигателя повлиял запуск на конвейере Тольяттинского завода ВАЗ-2108.

Мотор «восьмерки» был уже полностью отработан, поэтому для оснащения нового компактного молодежного авто было принято решение создать двухцилиндровый двигатель на базе «восьмерочного», который на тот момент был основным в производстве ВАЗа. Путем ряда технических манипуляций получился мотор 1111, которым и стали оснащать «Оку».

Описание


Представленная модель относится к типу четырехтактных моторов на карбюраторной основе.

Его отличительная черта состоит в том, что распределительный вал находится в верхней части двигателя от Оки. Не все современные и прошедшие свою жизнь силовые агрегаты оснащены такой изюминкой.

Стоит отметить, что все цилиндры имеют рядное расположение, что позволяет получать очень хороший технический потенциал. Конструкторы автомобиля Ока взяли одну половину от всеми известного ВАЗ 21083 и сделали ее основой. Из этого следует, что некоторые детали и механизмы не отличаются от своего старшего собрата.

Что касается системы охлаждения, то тут стоит жидкостная циркуляция закрытого типа. Поэтому двигатель от Оки сможет работать в любых погодных условиях, что очень хорошо. Он не боится лютых морозов и жары. Благодаря комбинированной системе смазки все детали и механизмы будут работать практически без сбоев.

Мотор ВАЗ 1111 – особенности и устройство

650-кубовый мотор 1111 представляет собой «половину» двигателя 2108. Для его создания просто взяли половину двигателя и блока цилиндров, поскольку разработать оснастку под такое решение было проще и дешевле, чем под новый агрегат. Таким образом, 1111-й – двухцилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель рядной компоновки, с 2 клапанами на каждый цилиндр и верхней конфигурацией распределительного вала мотора.

1111 в смонтированном виде:

Основные характеристики двигателя «Ока»:

  • мощность – 30 сил;
  • объем – 649 куб. см.;
  • крутящий момент – максимум 44 Нм на 3400 оборотах;
  • рекомендуемое топливо – бензин с октановым числом 92;
  • цилиндров: 2;
  • тип питания – карбюраторное;
  • клапанов – 4;
  • расход горючего – около 4.7 литра на 100 км;
  • охлаждение двигателя – жидкостное;
  • экологический стандарт мотора: Евро-0.

Вес и габариты двигателя «Ока»:

  • вес – 66.5 кг без КПП и сцепления;
  • габаритные размеры – 550*640*670 мм.

Весь рабочий процесс происходит за два оборота коленвала, благодаря чему мотор испытывает серьезные вибрационные нагрузки. Чтобы их компенсировать, предусмотрены два уравновешивающих вала, снижающих вибрацию мотора.

Интересно: в моторе ВАЗ 1111 бензонасос – не электрический, а с механическим приводом от двигателя.

Подачей топливной смеси управляет карбюратор. Смазочная система, как и в 2108, создана с установкой шестеренчатого насоса. Моторное масло забирается из картера, поступая к парам трения распред- и коленвала. Цилиндры орошаются образующимся в ходе работы коленвала масляным туманом, а газораспределительный механизм мотора и клапанные штоки смазываются самотеком.

ВАЗ-1111 (Ока) отзывы владельцев

Мотор 0,7 л

  • Константин, Екатеринославль. У меня ВАЗ-1111 2005 года выпуска, это моя первая машина. Я был очень рад, как только сел за руль Оки. Быстро освоился за рулем. Органы управления просты и понятны с первого взгляда. Автомобиль для неспешной езды, очень шумный на трассе и в городе, на холостых и высоких оборотах. При этом нет смысла крутить мотор до красной зоны. У меня версия с 33-сильным мотором 0,7 литра, с механической КПП. В городе машина потребляет 6-7 литров/100 км, а на трассе получается 5 литров. Скорость 100 км/час держит уверенно. На кочках ведет себя нервно, подпрыгивает, надо подруливать. Текущий пробег 88 тысяч км, обслуживаю тачку самостоятельно.
  • Александр, Белгород. Езжу на Оке 2007 модельного года, машина вполне еще свежая. Пробег всего 80 тысяч, то ли еще будет. Автомобиль с 35-сильным мотором 0,7 литра, с механикой и передним приводом. Потребляет не больше 8 литров по городу, поддерживает 92-й бензин. Неплохая машина в качестве первого авто.
  • Борис, Московская область. На этом хэтчбеке я ездил с 2000 по 2008 год. К счастью, пришлось продать машину в связи с кризисом. Я нисколько не был разочарован, так как машина просто надоела. Она тесная и неудобная, предназначена исключительно для двоих пассажиров. А задние места – чисто символические. Динамика неплохая в городе, а расход топлива был в районе 6-7 литров. Салон прогревался очень быстро – и тут дело не в отопителе, а в короткой колесной базе. Обзорность отличная, как и маневренность. Досаждали постоянные мелкие поломки. Я бы себе оставил Оку, если бы не появилась семья. Понадобился более просторный авто.
  • Олег, Нижний Новгород. Проехал на Оке 100 тысяч км и продал. Автомобиль служил мне верой и правдой. Но такие сити-кары быстро надоедают, их больше предпочитают девушки. Но эта машина моего отца, покупали еще в конце 1980-ых годов. Ремонту я научился у своих предков, и гараж мне достался в придачу. Поэтому проблем с обслуживанием не было. Хэтчбек потреблял 6-7 литров, машина была с 33-сильным мотором.
  • Никита, Иркутск. У меня Ока 2006 года выпуска, езжу до сих пор на ней. Машина для городских поездок, использую ее для развозки пиццы по адресам – работаю курьером. Покупал автомобиль в апреле 2018 года, у первого хозяина. В отличном состоянии, даже перекрашивать не пришлось. Ходовая часть более-менее целая, тем более, мне же для спокойной и неторопливой езды. Задние сиденья у меня как дополнительный багажник. Мотор 0,7 литра очень голосистый, потребляет 7-8 л в городском цикле.

Мотор 0,8 л

  • Валентин, Санкт-Петербург. Ока у меня хранится в гараже, продавать не собираюсь. Она для меня как реликвия. Автомобиль на ходу, выезжаю редко, из-за проблем с глазами. Полностью рабочий экземпляр, иногда внуки приезжают катаются. Но на постоянку им эта тачка не подходит – слишком много с ней хлопот. А я бы с радостью сел за руль, но здоровье не позволяет. Модель 1992 года выпуска, текущий пробег 77 тысяч. Мотор 0,8 литра, мощность 35 лошадей. Хорошая машина, я к ней быстро привык. Парковаться вообще проще простого, и можно запросто проехать между большими внедорожниками. Расход бензина 7-8 л по городу.
  • Алексей, Томск. Добротная и практичная машинка для своего времени. Ока мне пригодилась для езды по городу, и только. Она не предназначена для трассы. В салоне шумы, вибрации и сквозняки. Модель 2008 года, сейчас выезжаю редко – стоит пылится в гараже. Оптимальный вариант как первый авто. В городе расход 6-7 л.
  • Даниил, Брянск. Покупал Оку в 2022 году, стоила она мне 50 тысяч рублей. Машина полностью отреставрированная, я денег не пожалел. Расход бензина 7-8 литров, есть 100% поддержка 92-го горючего. На трассе можно уложиться 5-6 литров. Максимальная скорость 130 км/час, но лучше гнать не выше 100 км/час, иначе автомобиль будет сложно удержать. К тому же, в салоне все скрипит и жужжит, никакого комфорта. Даже при городских 60 км/час салон как будто своей жизнью живет, лишь бы двери на ходу не отвалились. С мотором на 35 л. с. разгон до первой сотни за 25 секунд, согласно паспортным данным.
  • Семен, Минск. Я стал обладателем этого сити-кара в 2022 году. Это мой первый авто, уж очень хотелось побыстрее заиметь собственный автомобиль, поэтому дальше деньги собирать не стал. К тому же, я еще хотел подработать в такси – как-то родителям помочь. Мне тогда 19 лет было. Продолжаю работать в такси, машина устраивает. Расход по городу 7-8 л. Мотор выдает 35 сил.
  • Андрей, Приморский край. Я владелец Оки 2008 года, покупал машину с 33-сильным мотором, механикой и базовым набором опций. Правда, кондиционера не было. Стеклоподъемники – ручного типа. Казалось бы, в этой тачке ломаться нечему, и она простая в обслуживании. Однако надежность автомобиля посредственная из-за деталей низкого качества, ведь у них очень маленький ресурс. Тонкий кузов быстро поржавел, пришлось капиталить, перекрашивать. Расход бензина 7-8 л/100 км.

Мотор 1.0

  • Николай, Омск. Долго думал, что взять – я сдал на права и нужен был дешевый автомобиль, чтобы просто кататься с друзьями. Мы с парнями и подругами скинулись на Оку – нашли машину в хорошем состоянии, за 55 тысяч рублей. Модель 2008 года, с топовым 53-сильным моторчиком. В салоне на удивление комфортно. Машина надежная. Расход бензина 8-9 л/100 км.
  • Виталий, Оренбург. Проехал на Оке 88 тысяч км, и решил написать отзыв. Машина с отличным мотором, который выдает 53 лошади, хотя динамика очень даже приличная. Рабочий объем 1,0 литра, расход бензина 8-9 литров. Автомобиль требует к себе особого внимания – я имею ввиду частые поломки в подвеске, один раз менял коробку передач вместе со сцеплением. Динамика норм, разгон до 100 км/час за 24 секунды. К сожалению, после 100 км/час мотор быстро скисает. К тому же, он очень шумный на высоких оборотах, а также на холостом ходу. Расход бензина по трассе в районе 5 литров.
  • Татьяна, Петрозаводск. Ока мне досталась от деда. Чистая и ухоженная машина, без подводных камней. Я к ней привыкла, и пока не собираюсь продавать. Мощный 53-сильный мотор потребляет 8-9 л, мне динамики хватает. В салоне мне комфортно, как и переднему пассажиру. Задние места – для детей.
  • Никита, Санкт-Петербург. Добротный, компактный и маневренный автомобиль, адаптированный для города, для всей этой городской суеты. Несмотря на тесный салон, эти недостатки компенсируются низким расходом топлива, малым радиусом разворота и удобством езды в городских пробках. Эта тачка проедет там, куда не сунется ни один хэтчбек даже В-класса. В городе Ока потребляет 7-8 литров. У меня версия 2007 года, с литровым 53-сильным мотором.

Мотор ВАЗ 11113

Этот двигатель появился позднее как доработка того же мотора от «восьмерки», когда последний довели до объема в 1.5 литра (ВАЗ-21083). Двигатель снова был «располовинен», и в итоге получился агрегат на 750 кубов. Внешний вид моторов 1111 и 11113 одинаков, изменения коснулись только внутренней части. Автомобиль с этим мотором получил название LADA OKA.

Так, был увеличен до 81 мм. диаметр поршня мотора (с 76). Инженеры установили дополнительную охлаждающую систему для камеры сгорания и сделали толще межцилиндровые перегородки.

Дополнительное охлаждение оказалось необходимым из-за повышенного тепловыделения нового двигателя: без него поршни часто клинили, задирались стенки цилиндров, возникали другие неисправности, типичные для перегрева мотора.

Обновленный мотор сделался мощнее на 3-5 лошадиных сил, хотя и остался по-прежнему карбюраторным. В остальном двигатель ВАЗ 11113 технические характеристики получил почти не отличающиеся от «младшего брата», в частности, экостандарт остался Евро-0, прежним осталось и устройство системы топливоподачи (карбюратор). Основные параметры:

  • рабочий объем – 749 кубов;
  • развиваемая мотором мощность: 33 силы;
  • штатный крутящий момент: 50 Нм на 3200 оборотах;
  • горючее: 92 бензин:
  • расход топлива: до 6.2 л. на «сотню».

Интересно: получала «Ока» 11113 инжекторный двухцилиндровый двигатель, такой проект существовал на заводе, и в 2005 даже было выпущено ограниченное число этих машин. Инжекторный вариант получил маркировку 11113-20. Но новинка не пошла в широкую серию из-за множества проблем и необходимости доработок, хотя сегодня еще можно купить набор для преобразования двигателя в инжекторный.

Так выглядит заводской инжектор-кит для 11113-го мотора:

Существуют и «самодельные» проекты установки инжектора с последующими доработками мотора – компрессором, перепрошивкой ЭБУ инжектора, и т.д. Кроме того, на заводе СеАЗ до прекращения производства «Оки» выпускалась модель с двигателем 11116 – лицензированным трехцилиндровым инжекторным мотором китайского происхождения TJ 376 QE. Этот мотор развивает до 53 сил и соответствует нормам Евро-2.

Основные неисправности

На первых порах существования 1111/11113 владельцы «Оки» часто жаловались на повышенную назойливую вибрацию с шумом из моторного отсека. Особенно сильным был шум во время прогрева мотора, виноваты в нем упомянутые выше балансирные валы. Это явление беспокоит автовладельцев, но неисправностью не считается. Шуметь двигатель может и по причине слишком больших зазоров клапанов. Проблема устраняется регулировкой таковых. Вибрация же – конструктивная особенность, поскольку в моторе всего два поршня. Достаточно распространенная проблема моторов – прогар прокладки ГБЦ. Основные его причины:

  • заводские производственные огрехи, когда прокладку изготовили с неточностями;
  • неправильная затяжка ГБЦ, при которой прокладка обжата не до конца.

Если проводится ремонт мотора, уплотнение заменяют, повторно использовать его нельзя.

Важно: если на новой прокладке есть задиры, ее также не рекомендуется ставить в мотор.

Двигатель «Ока» 11113 может плохо запускаться «на горячую», после кратковременной остановки. Причина этого – компоновка отсека двигателя и проблемы диафрагмы бензонасоса. В горячем двигателе ВАЗ 11113 образуются топливные пары, в том числе и в полостях топливного насоса, а этот узел не предназначается для прокачки газов и может «барахлить» при пуске мотора до остывания. Диафрагму можно поменять.

Важно: если проблема с мотором возникла в дороге, в качестве временной меры можно просто положить на насос влажную тряпку. Это несколько охладит агрегат и позволит доехать до места, где диафрагму смогут заменить.

Другие возможные проблемы:

  • Потеря искры мотора.

Катушки зажигания расположены так, что в них способна попадать вода, например, при пересечении автомобилем луж. Вода приводит к отказу модуля повышения напряжения, как результат – двигатель невозможно запустить. Могут быть и общие проблемы с проводкой, связанные с низким качеством сборки и некачественными проводами, свойственные двигателям ВАЗ в целом.

  • Поломка охлаждающей системы мотора.

Чаще всего выходит из строя помпа, из-за плохой сборки и низкого качества комплектующих. Если отказывает помпа – двигатель перегревается и ломается, поэтому за температурой агрегата нужно следить и своевременно менять помпу, при необходимости. Термостат мотора также не отличается высоким качеством исполнения и может отказывать, с последующей заменой такового.

  • Сбои электронных датчиков.

Техническое обслуживание

Заявленный ресурс двигателей «Оки» в условиях своевременного и правильного обслуживания – 120 тыс. км. То есть эти агрегаты, несмотря на ряд врожденных проблем, можно назвать относительно надежными в своей категории.

Регламентный срок прохождения ТО – каждые 15 тыс. километров пробега. В рамках обслуживания меняют масло (желательно использовать синтетическую смазку, если в двигатель заливали полусинтетику, интервал снижается до 10 тысяч км.). Поэтому выбирая, какое масло залить в двигатель «Ока» и когда, следует уточнить, какая жидкость уже находится в картере. При замене промывается масляная система и меняется масляный фильтр. Степень вязкости масла – 0W 40. 5W 40, 10W 40, в зависимости от сезона.

Объем смазки в моторе 1111/11113 – 2.5 литра, уровень контролируется масляным щупом. Перелив жидкости категорически не допускается!

Регулировку клапанных зазоров полагается делать каждые 30 тысяч, но фактически ее проводят по необходимости и реальному состоянию двигателя. Также на этом пробеге следует прочищать карбюратор и регулировать холостой ход.

Через 60 тысяч пробега следует менять жидкость в охлаждающем контуре. Если не произвести этого вовремя, субстанция деградирует и потеряет антикоррозийные и смазочные свойства, уменьшая ресурс системы в целом. При данном пробеге строго обязательна и замена изношенного ремня ГРМ: если он оборвется, клапана загнет, что приведет к необходимости менять двигатель или делать дорогой ремонт.

Тюнинг двигателя «Оки»

Поскольку мощность силового агрегата невелика, тюнинг как таковой не имеет большого смысла: можно добиться прироста до 10%, особенно с перепрошивкой ЭБУ инжекторного варианта мотора, но на общем фоне он не будет ощутим. Технические характеристики двигателей «Ока» не позволяют снять с них много мощности.

В качестве «кастом-проектов» владельцы этих автомобилей могут устанавливать инжектор от двигателя ВАЗ-21083i с улучшенными характеристиками, но это достаточно трудоемкая и финансово затратная операция. По стоимости она примерно равноценна установке китайского TJ376QE, упомянутого выше. На впрысковый двигатель для продолжения тюнинга и снятия большей мощности могут устанавливать компрессор, производить иные доработки по желанию.

Сколько весит холодильник «Ока-6М»?

В советское время под маркой «Ока» выпускали не только автомобили, но и двухкамерные холодильники. Наиболее популярная модель тех времен – «Ока-6М», отличительной особенностью которой являлся ободок черного цвета, обрамлявший передние дверцы. Полоски такого же цвета разделяли морозильную и холодильную камеры и служили своеобразным «товарным знаком» изделия.

Холодильник общим объемом 300 литров прекрасно вмещал запас домашней провизии. Правда, металлические решетчатые полки были немного неудобны для хранения мелких продуктов, а пролитая жидкость сразу стекала на нижние отделения холодильника. В отличие от современных «рефрижераторов», советская «Ока» была достаточно шумным агрегатом – особенно ощутимо это было в ночное время.

Теперь мы знаем, сколько весит «Ока», а также другие занимательные факты из «жизни» автомобилей и холодильников этой марки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]