Как заменить масло в автоматической коробке передач


Автоматическая коробка переключения передач самый важный и дорогой после двигателя узел в современном автомобиле. Для обеспечения правильного движения транспортного средства и стабильной работы устройства необходимо своевременно проводить замену масла в АКПП. Несвоевременное обслуживание может вывести из строя этот узел, что чревато дорогим ремонтом. В этом обзоре расскажем: как, зачем и почему нужно менять эту техническую жидкость в коробке.

Как работает масло в АКПП?

Для начала вспомним принцип работы «автомата» в машине. Это устройство соединяет двигатель и колеса автомобиля, преобразовывая крутящий момент силового агрегата в энергию, необходимую для движения. В АКПП коленвал мотора соединен с гидротрансформатором (ГДТ), выходной вал которого работает с механизмами трансмиссии. Последние приводят в движение колеса машины.

Масло в коробке передач, ATF (Automatic Transmission Fluid), необходимо по следующим причинам:

  1. Обеспечивает нормальную работу узла. Оно равномерно передает усилие крутящего момента на трансмиссию. Благодаря ему машина перемещается без рывков, плавно. ATF выполняет роль своеобразной педали сцепления в АКПП. Своим телом масло приводит в действие детали гидротрансформатора.
  2. Исполнительный механизм. Получив команду от ЭБУ (электронного блока управления), АТФ осуществляет давление на определенные каналы в устройстве (гидроплите), тем самым производя переключение передач.
  3. Отводит тепло. В результате работы механизмов металл нагревается. Трансмиссионная жидкость (масло) выводит тепло в картер, тем самым стабилизируя работу устройства.
  4. Функция смазки. Металлические детали КПП находятся в постоянном движении, взаимодействии с другими компонентами узла. Им необходима постоянная смазка. Это увеличивает срок их эксплуатации, сокращает износ, улучшает адгезивные свойства. ATF выполняет роль смазывающей жидкости.
  5. Отвод продукта отработки. При работе механизма неизбежно образуется металлический сор: пыль, заусенцы, стружка и т. д. Масло при помощи добавленных в него присадок помогает устройству избавиться от ненужного накопления, облегчая работу механизмов.

Назначение трансмиссионной жидкости может меняться в зависимости от вида установленной КПП. В роботизированной коробке, например, Getrag 6DCT250, оно необходимо для охлаждения и смазки редуктора. Остальные компоненты устройства охлаждаются воздухом.

Как слить масло с АКПП

Основная сложность при смене ATF‐жидкости в АКПП — это слив отработки. В отличие от МКПП, здесь действует сложный гидравлический блок с гидротрансформатором, содержащий внутри множество узких каналов для циркуляции масла.

При большинстве способов слить отработку получится лишь частично, и только полная замена аппаратным путем удалит старую трансмиссионную жидкость без остатка.

Но, независимо от выбранного способа, потребуется слить отработку из поддона. Рассмотрим порядок действий и существующие варианты.

Популярные марки:

Hyundai Santa Fe , Mitsubishi Pajero , Skoda Octavia

Слив масла через пробку

Самый простой способ. Если в машине на корпусе АКПП предусмотрена сливная пробка, то:

  1. Проедьте на авто 5 км, чтобы разогреть двигатель и коробку.
  2. Установите автомобиль на яме, эстакаде или подъемнике.
  3. Подготовьте ведро или обрезанную канистру с емкостью не менее 5 л.
  4. Отверните ключом (чаще всего четырехгранник) сливную пробку. Выкручивайте ее дальше руками, держась сбоку, а не снизу.
  5. Резко уберите руку с пробкой, подставив тару.
  6. Когда отработка закончит капать, старое масло считается почти слитым — понадобится еще демонтировать поддон и фильтр.


Слив отработанного масла через сливное отверстие

Откачка масла через щуп

Есть автомобили, где сливная пробка конструкций не предусмотрена. Смена масла в коробке автомат возможна здесь путем откачивания старой АТФ через канал с щупом. Для этого используют прозрачную трубку от капельницы, приобретаемую в аптеке. Удалите щуп и вставьте на его место трубку. Опустите ее до самого дна поддона. Свободный конец снаружи присоедините к шприцу. Чем больше емкость последнего, тем лучше.


Откачка масла шприцем

Путем выдвижения штока создается вакуум и ATF откачивается из поддона. Действовать нужно размеренно, поскольку отработка густая и движется медленно. Для откачивания 4 л процесс потребуется повторить около 30 раз. Для облегчения процедуры сторонние производители разработали вакуумный насос. Он подключается к клеммам аккумулятора и перекачивает старую АТФ из поддона через отверстие щупа в подставленную емкость. Все происходит быстро и просто, но придется потратиться на оборудование.


Откачивание отработанного масла насосом

Снятие поддона коробки

Еще один способ поменять масло в АКПП — удалить старое, демонтировав сразу поддон с фильтром. Это грязная работа, но она экономит время. Прогретая машина устанавливается на яме и выкручиваются болты, удерживающие поддон АКПП. На дно ямы понадобится установить большой таз. Сперва создается щель с одной стороны корпуса и из нее сливается отработка. Когда она не капает, выкручиваются болты полностью и поддон с остатками жижи отставляется в сторону. В нем предусмотрен фильтр и магнит, накапливающий частички стружки. Магнит моется, а фильтр меняется на новый. Менять масло в АКПП таким способом проще, поскольку не понадобится возиться со шприцем и трубкой или покупать вакуумный насос, но не испачкаться невозможно.


Снятие поддона и фильтра

Нужно ли проводить замену масла в АКПП?

Несколько лет назад некоторые производители известных брендов, например, знаменитого немецкого триумвирата: Audi, BMW, Mercedes, желая привлечь внимание к своей продукции, объявили: масло менять не нужно. Такая рекомендация была записана в сервисной книжке по обслуживанию автомобиля.

Автолюбители были обрадованы подобным нововведением: лишние расходы никому нет нужны. Однако практика последующих лет показала, что полную замену масла в коробке передач следует проводить обязательно. Иначе даже самый совершенный механизм быстрее приходит в негодность, изнашивается.

В этом убедились сами производители: количество отказов в работе АКПП по достижении солидного пробега значительно возросло.

Сейчас промышленность предлагает более качественные технические жидкости, чем раньше. Они способны выдерживать критические температуры, работу в экстремальных условиях. Однако это не является поводом экономии на покупке масла.

Существенно возросла интенсивность движения, нагрузки на механизмы, в том числе и на КПП. ATF со временем теряет свои рабочие качества, необходимые для смазки, охлаждения, привода в действие деталей коробки.

Если вовремя не заменить жидкость, то она со временем наполняется мусором, появившимся от трения металлических компонентов: отслоившихся частей фрикционов, накладок, продуктов разложения, износа. Подобная абразивная смесь негативно влияет на детали КПП, приводя их негодное состояние.

Какой способ предпочтительней в различных условиях

Выбор оптимального способа замены масла в АКПП зависит от состояния агрегата. Если жидкость чистая и коробка работает правильно, но по регламенту подошло время менять смазку (30–60 тысяч км), то достаточно частичной замены. При пробеге в 70–120 тысяч километров делайте двойную частичную смену жидкости, а когда пробег составит 150–200 тысяч, выполняйте аппаратную замену. Затем повторяйте весь цикл, выполняя каждое действие с интервалом 20–40 тысяч км пробега, пока агрегат не начнет пинаться или как-то иначе работать неправильно. При пробеге свыше двухсот тысяч такие симптомы говорят о необходимости ремонта вне зависимости от цвета или запаха трансмиссионной жидкости.


Какой способ замены масла в АКПП выбрать

Если агрегат запинается или как-то иначе работает неправильно, то частичная замена бесполезна, ведь в трансмиссионной жидкости скопилось много грязи, поэтому делайте как минимум двойную частичную, а лучше аппаратную замену. Это увеличит ваши расходы на несколько тысяч рублей, зато позволит оценить состояние АКПП и выяснить, может ли она работать дальше или ей уже необходим ремонт.

Также поступайте и в том случае, если при небольшом пробеге (120 или менее тысяч км) масло в трансмиссии черное или с эмульсией, но сильного запаха гари нет. Если же при небольшом пробеге оно сильно пахнет гарью, то вне зависимости от способа его замены агрегат быстро потребует ремонта. Ведь его фрикционы, а может быть и не только они, сильно изношены, поэтому уже не могут эффективно выполнять свою работу.

Когда нужно менять масло в коробке-автомат?

Все производители регламентируют срок замены ATF. Он не одинаков для автомобилей разных брендов. Диапазон службы, исходя из пройденного пробега, составляет от 50 до 120 тыс. км. Тот же BMW AG, который недавно ратовал за вечность своей технической жидкости, рекомендует проводить заливку нового масла после 50 тыс. км пробега или 3 лет эксплуатации авто.

Замена масла у автомобиля с нормальной эксплуатацией производится при достижении 60 тыс. км пробега или двух лет использования машины.

Подобная операция должна производиться не только в соответствии с рекомендациями производителей, а даже раньше, по мере окончания рабочих качеств АТФ.

В районах с повышенной влажностью, экстремальными температурами такое обслуживание АКПП нужно проводить через 30 тыс. км или раз в год. Также раньше срока необходимо делать замену трансмиссионной жидкости для автомобилей, которые используют ежедневно с большой нагрузкой.

Следует учитывать условия эксплуатации машины:

  • климат;
  • интенсивность;
  • манера вождения.

Хочется особо остановиться на последнем пункте. Некоторые владельцы транспортных средств сами виноваты в том, что трансмиссионная жидкость вырабатывается раньше срока. Этому способствует агрессивный или спортивный стиль вождения:

  • постоянное чередование скоростных ускорений с резким торможением;
  • прием кик-даун (при начале движения педаль газа до упора на светофоре);
  • прохождение крутых поворотов на высокой скорости.

Перечисленные действия заставляют работать механизмы с запредельной нагрузкой. Соответственно повышается температурный режим в узле, детали нагреваются. В таких условиях масло быстрее теряет свой ресурс, вязкость и его нужно менять.

Этапы выполнения работ.

1. Первым шагом – проверяем уровень смеси в системе используя специальный щуп.

2. Устанавливаем вниз картера предварительно подготовленную ёмкость для слива отработанный жидкости, и откручиваем сливной клапан.

3. Производим очистку внутренней поверхности поддона. Также тщательно промываем и выслушиваем магниты.

4. Производим замену фильтрующего элемента.

5. Монтируем новую прокладку, устанавливаем исправный фильтр и очищенный поддон в исходное положение.

6. Заливаем новое масло до ранее определённого уровня.

При такой технологии замены, часть отработанной жидкости осталась в системе. После того как мы запустим двигатель машины произойдёт смешивание отработанной и свежей трансмиссионной жидкости. Поэтому после прохождения пробега в 400 км процедуру необходимо воспроизвести заново.

Такая методика замены имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К преимуществам можно отнести: экономичность, оперативность, небольшой объем масла при одиночной смене и возможность диагностики системы по магнитам. Недостатком является использование большого объема масла для полной замены, поскольку необходимо в несколько этапов сливать отработанное масло и заливать свежее.

При полной замене трансмиссионного состава, производится полное удаление отработанной жидкости из радиатора и проводников. Для выполнения операции потребуется специальное оборудование. В качестве рабочего инструмента лучше всего использовать специализированный насос для замены масла, который можно встретить среди ассортимента автомобильных магазинов.

Как определить, когда необходимо менять масло?

Необходимо регулярно проводить осмотр технической жидкости и прислушиваться к работе механизмов автомобиля.

Масло в рабочем состоянии имеет красноватый цвет без различных примесей и следов загрязнения. Для этого необходимо вытащить щуп из устройства, расположенного в коробке передач.

При обнаружении следующих симптомов нужно незамедлительно залить новое ATF:

  1. Масло изменило цвет на темно-коричневый.
  2. Присутствует при просмотре щупа запах горелого.
  3. Появление постоянного воя во время движения авто, доносящегося из АКПП. При переключении режима звук также меняется.
  4. Масло разжижается, начинаются утечки, что приводит к снижению уровня.
  5. Машина при движении дергается.
  6. Нестабильная работа (возможна пробуксовка) коробки передач.
  7. «Пропадают» некоторые режимы: Drive, Reverse.

Также на большинстве марок зарубежного производства на информационном табло появляется ошибка, говорящая об неисправности АКПП.

Как узнать, какое масло было залито в АКПП?

Вроде бы простой вопрос, но не всегда на него можно сразу дать ответ. Сервисная книжка, где указывает вид продукта, может потеряться, определить цвет жидкости на щупе – проблематично. В таких случаях можно воспользоваться такими вариантами:

  • в некоторых случаях информация указывается производителем под капотом на шильдике;
  • позвонить официальному представителю, дилеру;
  • узнать информацию на сайте интернета.

В качестве подсказки отметим маркировку ATF, которые используют известные бренды:

  • Volkswagen Group – G-052-055, ZF, в крайнем случае – ESSO;
  • Toyota – ATF Toyota Tyre-T;
  • BMW – ZF;
  • Nissan – Nissan Matic;
  • Mercedes – ATF Mercedes.

Оригинальные масла отличаются высоким качеством, но стоят дорого. В целях экономии можно посоветовать использование аналогичного продукта других производителей. Для этого нужно узнать технические параметры: допуска, вязкость оригинала.

Способы замены масла в коробке-автомат

Если у владельца автомобиля с автоматической коробкой передач нет навыков в подобных делах или желания заниматься таким делом, то следует воспользоваться услугами профессионалов автосервиса.

Обслуживание проводится с использованием специального оборудования, которое под давлением вводит новое масло в систему, вытесняя отработанное. Достоинствами подобного метода считаются:

  • качество замены;
  • ATF меняется в полном объеме;
  • скорость обслуживания;
  • значительное улучшение работы АКПП;
  • снижение расхода топлива.

Впрочем, есть и отрицательные моменты проведения такой операции:

  • затраты на услугу;
  • приобретение нового масла в повышенном объеме;
  • не рекомендуется проводить подобную услугу на старых авто.

Последнее объясняется тем, что с отходами вымывается «рабочая среда» старой коробки. Не факт, что со свежим маслом изношенные механизмы смогут нормально функционировать.

На своем опыте

Чтобы наглядно продемонстрировать, насколько быстро деградирует трансмиссионное масло в условиях обычной эксплуатации, мы отправили на экспертизу пробы, взятые из автоматических коробок редакционных автомобилей Nissan Almera и Datsun mi-DO.

На Ниссане установлен французский 4-ступенчатый автомат DP2, ­а на Датсуне — японская 4-ступенчатая коробка Jatco JF414E. В обеих машинах было залито заводское масло, которое ни разу не менялось.

Технология выполнения работ при самостоятельной замене масла в АКПП

Для желающих сэкономить, есть вариант провести замену трансмиссионной жидкости самостоятельно. Если соблюдать технологию проведения, то работа не доставит больших проблем.

Нужно учитывать следующий нюанс. На разных марках заливные горловины и сливные отверстия располагаются в различных местах. Для тех, кто в первый раз собирается провести подобную операцию, можно зайти в интернет и набрать в поиске: как заменить масло в АКПП. Ответов по любому бренду будет достаточное количество.

Щадящая частичная замена масла со сливом и заливом масла через отверстие щупа

Преимущество данного способа замены масла в АКПП заключается в отсутствии необходимости в смотровой яме, эстакаде или подъемнике. Данный способ также подходит для автомобилей у которых сливная пробка на поддоне АКПП не предусмотрена конструкцией.

  • Для откачивании старого масла из АКПП в отверстие для щупа до самого дна поддона вставляют прозрачную трубку от капельницы. Другой конец щупа присоединяют к шприцу, чем большего объема будет шприц, тем лучше. С помощью шприца в мерную емкость откачивают определенное количество масла. Процесс займет достаточно большое количество времени, откачиваемое масло густое и течет медленно.
  • Новое масло в АКПП заливают через то же отверстие щупа с помощью маленькой воронки. Количество заливаемого масла должно соответствовать количеству слитого.
  • После окончания процесса долива нового масла, проверяют его уровень с помощью щупа и при необходимости доливают или сливают лишнее с помощью шприца.

В некоторых моделях автомобилей конструкцией не предусмотрен щуп контроля уровня масла в АКПП. Уровень масла устанавливается через контрольное отверстие на боковой стороне АКПП, которое заглушено болтом. У таких автомобилей откачка и залив нового масла может быть выполнена через это контрольное отверстие, замену масла в этом случае можно произвести только снизу смотровой ямы или эстакады.

Частичная замена

Менять масло можно двумя способами: частично или полностью. В первом случае жидкость в коробке обновляется, добавляя в общую смесь лучшие рабочие характеристики.

Порядок проведения:

  • открутить сливную крышку картера;
  • слить масло;
  • залить через горловину примерный объем слитой жидкости.

Таким способом происходит смена примерно 35% от общего объема. Это дает экономию средств при одноразовой замене. Мастера автосервисов советуют повторить процедуру несколько раз после 400-600 км пробега.

Специалисты советуют проводить полную замену АТФ, All automotive fuse box diagrams in one place что обеспечит лучшую работу коробки передач.

Содержание

  • 1 Локальная замена масла в АКПП своими руками. 1.1 Этапы выполнения работ.
  • 2 Масштабная замена жидкости в коробке автомат.
      2.1 Порядок замены.
  • Автоматическая коробка передач делает управление транспортным средством более удобным и комфортным. Современные автомобили все чаще оснащаются автоматической коробки передач в связи с практичностью данного вида КПП. Конечно, автоматическая коробка передач имеет ряд достойных преимуществ, но как известно, АКПП является более сложным и дорогостоящим, устройством чем механический аналог. В связи с этим коробка автомат требует пристального внимания и регулярного обслуживания.

    Одним из важнейших этапов обслуживания является – замена масла в АКПП. От состояния рабочей жидкости, во многом зависит продуктивность работы всей системы транспортного средства. Опытный автолюбитель знает, как важно следить за уровнем и состоянием смазывающей смеси в автоматической коробке передач. При использовании отработанной жидкости, система трансмиссии подвергается преждевременному износу и может потребовать больших затрат на дальнейшее обслуживания. Во избежание сложных неисправностей и снижения продуктивности работы АКПП, необходимо регулярно диагностировать систему и своевременно производить смену масла. В ходе обслуживания автомобиля, каждый автолюбитель сталкивается с двумя наиболее распространёнными вопросами касательно АКПП — как часто необходимо производить смену жидкости в системе трансмиссии и какой состав лучше использовать в ходе обслуживания?

    Для получения ответа на первый вопрос, необходимо обратиться к инструкции производителя. Каждая автоматическая коробка передач несмотря на общее устройство имеет свои характерные отличия и особенности. Поэтому перед тем как приступить к обслуживанию необходимо внимательно ознакомиться с особенностями вашей системы трансмиссии указанными в комплектующей инструкции производителя. Современные транспортные средства, вовсе не требуют замены масла в автоматической коробке передач. В новых моделях машин, масло рассчитано на полный срок эксплуатации автоматической коробки. Такие системы трансмиссии имеют свои характерные отличия и не требуют регулярного обслуживания. Убедиться в том что коробка не требует регулярного обслуживания и замены рабочей жидкости можно по отсутствию специального щупа для проверки уровня смеси, но тщательно ознакомиться с инструкцией производителя всё же стоит.

    В случае если транспортное средство комплектуется автоматической коробкой передач старого образца, то регулярная замена рабочей жидкости является обязательным этапом обслуживания. При такой конструкции КПП, нарушение частоты замены масла может привести к серьезным последствиям. Известны случаи, когда замена масла после прохождения максимально допустимого пробега приводила к неисправности автоматической коробки передач. Дело в том, что в ходе эксплуатации транспортного средства в проводниках системы трансмиссии создается определённый климат, который нарушается при замене рабочей жидкости. В случае использования отработанной жидкости на проводниках системы появляется неблагоприятный налёт, который вымывается и попадает в важнейшие компонент системы при замене смеси.Поэтому, если трансмиссия не обслуживалась в указанные производителям сроки, необходимо с особым вниманием подходить замене масла в АКПП.

    Большинство производителей рекомендуют менять трансмиссионную жидкость после прохождения пробега в 50.000 км. Для сохранения срока эксплуатации трансмиссии, замена масла в обязательном порядке должна сопровождаться сменой фильтрующего элемента. Во время эксплуатации транспортного средства трансмиссионная жидкость подвергается износу и может терять свои полезные свойства. Поэтому помимо регулярной замены необходимо своевременно проверять состояние трансмиссионного масла и следить за его уровнем.

    Для продуктивной работы коробки передач, рекомендуется производить неполную замену масла после прохождения пробега в 20.000 км.

    На вопрос используемого при замене масла также ответит производитель. Для правильной и долгосрочной работы системы трансмиссии необходимо использовать качественный состав, рекомендованный заводом изготовителем ТС. В ходе обслуживания также рекомендуется произвести очистку поддона КПП. Таким образом, помимо непосредственной замены рабочей жидкости данный этап обслуживания КПП включает в себя два важнейших пункта: обязательная замена фильтрующего элемента и чистка поддона коробки.

    Главная сложность замены рабочей жидкости заключается в том, что даже при снятии поддона некоторая часть масла остается в радиаторе и проводниках системы. Поэтому, производить смену необходимо следуя специальной технологии.

    Данная методика замены масла является одной из наиболее простых, но при регулярном обслуживании будет весьма эффективна. Для проведения работ необходимо загнать в транспортное средство на смотровую яму или эстакаду.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]