Устройство жиклеров карбюратора ДААЗ 21073 1107010


Карбюратор имеет сбалансированную поплавковую камеру, систему отсоса картерных газов за дроссельную заслонку, блокировку второй камеры. В карбюраторе имеются две главные дозирующие системы первой и второй камер, система холостого хода первой камеры с переходной системой, переходная система второй камеры, экономайзер принудительного холостого хода, экономайзер мощностных режимов, диафрагменный ускорительный насос с механическим приводом и диафрагменное пусковое устройство.

Карбюратор состоит из двух корпусных деталей: корпуса 33 и крышки 13 карбюратора. Во входной горловине первой камеры установлена воздушная заслонка 16 пускового устройства. На оси воздушной заслонки жестко установлен рычаг 27 с двумя штифтами, на один из которых надета возвратная пружина. Второй штифт входит в фигурный паз рычага 26 управления воздушной заслонкой. На наружную кромку рычага 26 опираются регулировочный винт 25 приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры и штифт рычага 40 блокировки второй камеры.

В крышке 13 карбюратора установлены игольчатый запорный клапан 32 подачи топлива, поплавок 38, топливный фильтр 31, патрубок 14 подачи топлива в поплавковую камеру. К приливу крышки 13 крепится крышка пускового устройства с диафрагмой 18 в сборе со штоком. В крышку завернут электромагнитный запорный клапан 10 с топливным жиклером холостого хода. В корпусе 33 карбюратора отлиты большие диффузоры и установлены малые легкосъемные диффузоры, отлитые заодно с распылителями главных дозирующих систем. В корпусе 33 установлены распылители 17 ускорительного насоса с шариковым клапаном, главные воздушные жиклеры 15 и 28 с эмульсионными трубками 29 в эмульсионных колодцах, заборная трубка переходной системы с топливным жиклером. В эмульсионные колодцы завернуты главные топливные жиклеры 36. В приливы корпуса карбюратора устанавливаются регулировочный винт полноты закрытия дроссельной заслонки 34 второй камеры, а также регулировочный винт 20 количества смеси холостого хода с электроприводом конечного выключателя экономайзера принудительного холостого хода. В корпус завернут регулировочный винт 24 качества смеси холостого хода.

К приливу корпуса 33, образующему рабочую полость ускорительного насоса, четырьмя винтами крепится крышка ускорительного насоса с рычагом 4 привода в сборе с диафрагмой 6 насоса. К корпусу крепится также винтами крышка экономайзера мощностных режимов с рабочей диафрагмой 9. На диафрагму воздействует пружина. В корпус карбюратора под диафрагмой 9 установлены топливный жиклер 7 и клапан экономайзера мощностных режимов.

В нижней части корпуса 33 установлены на осях дроссельные заслонки 2 и 34. На оси дроссельной заслонки первой камеры установлены: рычаг 39 привода дроссельных заслонок с регулировочным винтом 25 приоткрывания заслонки и с рычагом 40 блокировки второй камеры; рычаг 37 привода дроссельной заслонки второй камеры; возвратная пружина и кулачок 5 ускорительного насоса. На оси дроссельной заслонки второй камеры установлен рычаг 35 дроссельной заслонки.

Блокировка второй камеры не допускает открывания дроссельной заслонки второй камеры на любом режиме работы двигателя, если полностью не открыта воздушная заслонка. Блокировка исключает работу второй смесительной камеры при непрогретом двигателе.

Подбор видов жиклеров на карбюратор Солекс 21073. Все, что нужно знать

Хорошо, если есть знакомый карбюраторщик. А если нет? Можно попробовать произвести наладку своими руками, но для этой процедуры нужно знать, как минимум, побольше информации о самом карбюраторе.

Подбор видов жиклеров на карбюратор Cолекс 21073

– одна из составных частей его настройки для наиболее разумной дальнейшей эксплуатации. А прежде чем сменять одно на другое, надо в корне понять: зачем, и что это за деталь такая?

Поэтому, можно сказать, что все начинается с топливного жиклера – его подборки и настройки. После, уже во вторую голову, к нему нужно подобрать воздушный. Начинать – строго с первой камеры, пока не настроили, второй заниматься не рекомендуется ни в коем случае.

Правило:

жиклеры подбираем по объему движка. А лучше всего перед началом настройки найти заводской Солекс, соответствующий объему агрегата на вашей машине, и от него переставить (или поставить такие же) жиклеры.

Далее надо определиться

, что вы хотите получить: экономную неторопливость или затратную приемистость. В зависимости от решения, подбираем и ТЖ: для корректировки обогащения или обеднения смеси воздуха и топлива (обедненная приведет к экономии бензина, но будет сказываться на динамике разгона авто).

Движок 1,5 Д

. карб – Солекс 21073. В первой – ТЖ 115-й, ВЖ – 155 ZD. Во второй – ТЖ 115, ВЖ 135 ZC. ХХ – 41-й. Бензин АИ 80. Расход – трасса 10, город 12.

А вообще-то, кроме подборки жиклеров, есть еще масса полезных и интересных нюансов настройки Солекса, для того, чтобы он правильно работал и совмещался с двигателем вашего карбюраторного автомобиля.

Начинать всегда следует с выставления уровней в камерах. Вручную они устанавливаются по положениям самих поплавков в зависимости от крышки агрегата (все делается по специальным шаблонам). И зря вы думаете, как многие доверчивые пользователи Солексов, что там с завода, мол, все уже выставлено. Чтобы не привело к переливам и нагрузке на иглу – производим соответствующие настройки, подгибая язычки поплавков.

После установки уровней, можно заняться и холостым ходом. Он зависит от положения винтов качества и количества смеси (кручение производить при убранном подсосе).

Итоги

Само собой разумеется, что совершенствованию нет предела. Иногда они также могут обернуться излишествами: проколоть, например, дроссельную заслонку, отполировать МД, приварить выхлопные патрубки к карбюратору. Но, как говорится, безмерно нездорово. Но такая, по-своему увлекательная процедура, как выбор типов жиклеров для карбюратора Solex 21073, например, вещь вполне необходимая для правильной настройки агрегата и его полной совместимости с моторным отсеком. В результате вы получаете бюджетный автомобиль, который хорошо реагирует на газ.

Устройство, ремонт и эксплуатация

За 30 лет производства «классических» заднеприводных ВАЗов их дизайн, в отличие от внешнего вида, практически не изменился. Поэтому автовладельцы постоянно пытаются их модернизировать, вводя новые комплектующие и группы более современных иномарок или автомобилей ВАЗ. Многие, например, недовольны работой карбюратора Ozone или Weber, который не обеспечивает хорошей динамики разгона, плавного разгона, низкого расхода топлива и низкого уровня токсичности. В то же время все это во власти их «младшего брата» «Солекса». Именно поэтому многие заменяют родной карбюратор на разрешенный «француз».

Димитровградский автоагрегатный завод (ДААЗ) по лицензии французской компании Solex выпускает около десятка модификаций карбюраторов Solex для двигателей с различным рабочим объемом. Данная модель карбюратора изначально создавалась для переднеприводных моделей ВАЗ, поскольку «Вебер» и «Озон» устанавливались на двигателе, расположенном поперечно в подкапотном пространстве, на определенных режимах движения (при сильном разгоне, в свою очередь, на крутых подъемах) завышена топливно-воздушная смесь… Это происходит из-за нежелательных перемещений поплавка в поплавковой камере. «Солексы» лишены этого недостатка, так как их камера плавучести двухсекционная, то есть с парными поплавками, которые движутся в плоскости, перпендикулярной продольной оси автомобиля (а не параллельно, как в «Озоне» и «Вебере»).). Помимо «восьмерки» и «девятки», в середине 80-х «Солексы» стали устанавливать и на другие новые переднеприводные модели: «Москвичи» АЗЛК-21412 (с привычным для них продольно расположенным двигателем УЗАМ-331.10) и «Таврия» ЗАЗ-1102.

Димитровградский автоагрегатный завод (ДААЗ) по лицензии французской компании Solex выпускает около десятка модификаций карбюраторов Solex для двигателей с различным рабочим объемом. Данная модель карбюратора изначально создавалась для переднеприводных моделей ВАЗ, поскольку «Вебер» и «Озон» устанавливались на двигателе, расположенном поперечно в подкапотном пространстве, на определенных режимах движения (при сильном разгоне, в свою очередь, на крутых подъемах) завышена топливно-воздушная смесь… Это происходит из-за нежелательных перемещений поплавка в поплавковой камере. «Солексы» лишены этого недостатка, так как их камера плавучести двухсекционная, то есть с парными поплавками, которые движутся в плоскости, перпендикулярной продольной оси автомобиля (а не параллельно, как в «Озоне» и «Вебере»).). Помимо «восьмерки» и «девятки», в середине 80-х «Солексы» стали устанавливать и на другие новые переднеприводные модели: «Москвичи» АЗЛК-21412 (с привычным для них продольно расположенным двигателем УЗАМ-331.10) и «Таврия» ЗАЗ-1102.

Какой «Солекс» выбрать?

Димитровградские карбюраторы семейства Солекс отличаются друг от друга в основном геометрическими параметрами жиклеров, диффузоров, эмульсионных трубок, а также профилем рычага управления пусковой системой. Несмотря на эти отличия, любой карбюратор можно без негативных последствий установить на все модели, для которых они предназначались на этапе создания: переднеприводные ВАЗ-2108 и -2109, АЗЛК-21412, ЗАЗ-1102. Есть модификации под «классику» — ВАЗ-2104, -2105, -2107. Отсюда следует, что «Солекс» без переделки крепежа (геометрии станины и положения шпилек) легко устанавливается на любой заднеприводный двигатель «Жигулей». Хотя замечу, что результат модернизации — характеристики двигателя — будет зависеть от первоначального выбора. В любом случае двигатель получит более высокий крутящий момент, и автомобиль будет разгоняться более плавно. Для экономичной езды следует выбрать модификацию для «Таврия» — ДААЗ-2181 (для двигателя объемом 1,1 л). На ДААЗ-21073 (у него диффузоры большего диаметра), рассчитанном на двигатель рабочим объемом 1,7 л, можно добиться высокой динамики разгона и большой «максимальной скорости», но это значительно увеличит расход топлива. «Солекс» 2108 (1,3 л), 21083 (1,5 л), 21051-30 (1,3 л) — это «золотая середина» — они обеспечивают достойную динамику разгона и меньший расход топлива по сравнению с озоном.

возможна установка как нового (220 — 260 грн), так и «бывшего в употреблении» (80 — 120 грн) карбюратора. В последнем случае следует произвести доработку блока: промыть, почистить, продуть каналы, отполировать динамики (проводом и пастой ГОИ). Также рекомендуется установка новых отливок, прокладок и диафрагм производства Димитровградского авто ремкомплекты часто включают отливки с недостаточными калибровочными размерами). Для эффективной работы диффузора рекомендуется удалить все заусенцы и выступы (дефекты литья) с его деталей алмазным напильником с помощью алмазного напильника, которые создают дополнительную турбулентность воздуха, ухудшающую заполнение цилиндров новым зарядом

Важные нюансы:

Все карбюраторы Solex, за исключением модификации 21073, имеют очень тонкие отверстия, которые очень чувствительны к любым механическим загрязнениям в топливе. По этой причине фильтры тонкой очистки следует менять своевременно, а для большей надежности лучше установить фильтр от инжекторных топливных систем. Это дороже, но интервалы между техобслуживанием карбюратора значительно увеличатся (в 2-3 раза).

Если вы решили установить карбюратор Solex, то помимо его стоимости в смету необходимо включить затраты (40-50 грн) на покупку дополнительных комплектующих (см. Фото). Технология установки Солекса на ВАЗ-Классик представлена ​​на схеме. Представляем простейший способ модернизации — без подключения ЭПНХ — принудительно неактивный экономайзер (об этом мы поговорим в одной из следующих публикаций). По мнению специалистов, система EPHH снижает расход топлива на 5-10%, но часто дает сбой, поэтому в целом снижает надежность карбюратора. Чтобы электромагнитный клапан не отключал подачу топлива при отсутствии блока EPPC, его пластиковую иглу можно вырезать или вытащить из корпуса. Однако более целесообразно подключить вентиль к электрической цепи, чтобы он открывал канал холостого хода только при включении зажигания. Таким образом, вы сможете избежать продолжения работы двигателя после выключения зажигания, если вы используете некачественный бензин или бензин с низким содержанием свинца, являющийся источником детонации, перегрева и калильного зажигания.

При установке карбюратора от переднеприводных модификаций ВАЗ, имеющих магистраль возврата топлива, штуцер возврата топлива можно соединить заглушкой или подключить через обратный клапан к контуру подачи топлива к фильтру тонкой очистки. Следуя советам специалистов, мы выбрали второй способ модернизации, исключающий перегрузку клапанного механизма карбюратора и перебои в его работе.

Чтобы получить максимальную отдачу от замены этого основного элемента топливной системы, имеет смысл модернизировать систему зажигания, установив бесконтактную. Карбюраторы Solex изначально настроены на создание обедненной смеси. Для его эффективного зажигания на свече зажигания необходимо создать более мощный искровой разряд. Обеспечить это может только бесконтактная система зажигания, катушка которой вырабатывает напряжение до 25000 В, а зазор между электродами на свечах зажигания составляет 0,7-0,8 мм. Напомню, что в контактно-транзисторной системе зажигания указанные характеристики составляют 17000В и 0,5-0,6мм соответственно. Люфт в контактной системе может быть увеличен, но это приведет к ускоренному выходу из строя подшипника подвижной пластины переключателя, его контактов и конденсатора.

После установки карбюратора и успешного запуска двигателя обязательно обратитесь к специалистам для окончательной регулировки агрегата на токсичность выхлопных газов. Без этой операции, помимо увеличения токсичности выхлопных газов, может ухудшиться расход и динамика.

Подготовка

Ну а теперь все в порядке, первым делом нужно получить то, что изображено на первом фото. Прежде всего, добавлю для себя, что вы покупаете эти вещи осторожно, учитывая следующее:

тонкие паронитовые прокладки должны быть именно для карбюратора Solex (отверстия для диффузоров не совпадают с прокладками для Weber и Ozone), и на мой взгляд вместо двух одинаковых прокладок лучше купить прокладку с двумя отверстиями (между карбюратором и прокладкой getinax) и овальной формы (между прокладкой getinax и коллектором);

«обратный» топливопровод должен быть длиной не менее 80 см (иначе он просто не дойдет до топливопровода перед топливным насосом);

заслонку карбюратора Solex (в народе называют «вертолетом»), возможно, придется разрезать примерно по центру между отверстиями, так как он не будет расплющиваться на карбюраторе (в моем случае пилить не пришлось, но на фото точно видно распиленный этап) кроме того, чтобы не распиливать кулисы, попробуйте поставить карбюратор на шпильки, предварительно поставив его на место;

ну и последнее: не экономьте на зажимах, с некоторых пор использую только зажимы NORMA, которые цепляются за говно и не скользят, даже если стоят вдвое дороже обычных.

Ну а теперь собственно ход установки этого замечательного устройства ;)…

Монтажный комплект:

1. Чтобы грязь не попала во впускной коллектор и установленный карбюратор, сначала промойте моторный отсек.

2. Отсоедините стандартные приводные стержни и тросы озонового карбюратора, а также шланги обогревателя и топливопроводы.

3. Чтобы снять крышку троса привода воздушной заслонки с задней стороны «всасывающей» панели, вытащите пружинный зажим.

4. Тщательно очистите опорную поверхность коллектора, избегая попадания грязи в двигатель.

5. Нанесите герметик для предотвращения утечки воздуха (если на месте посадки есть небольшие снаряды).

6. Установите колодки по схеме «сэндвич»: тонкий-толстый-тонкий. Толстая набивка обеспечивает теплоизоляцию.

7. Для удобства монтажа карбюратор устанавливаем без верхней крышки так, чтобы привод дроссельной заслонки находился перед автомобилем.

8. Установите соединение дроссельной заслонки со стороны крышки головки блока.

9. Чтобы демпфер не застрял со штатной пружиной, лучше всего установить на стержни старые пластиковые наконечники с развитыми гнездами для сидений.

10. Вытягиваем трос привода воздушной заслонки на крышке ГБЦ, регулируем по длине, разрезаем кожух и подсоединяем к карбюратору.

11. Установите верхнюю крышку карбюратора, используя новую прокладку.

12. Подсоедините шланги системы обогрева (от системы охлаждения) и вакуумного регулятора распределителя зажигания к тройнику карбюратора.

13. Вырезаем тройник в топливопроводе до фильтра тонкой очистки и подключаем возвратный топливопровод карбюратора.

14. Врубаем обратный клапан в обратном патрубке и подключаем к карбюратору.

15. Штатной возвратной пружиной цепляем за ось старого крыла на крышке головки блока.

16. На период обкатки для приведения в действие новых шаровых головок штоков привода дроссельной заслонки установите дополнительную пружину.

17. Подключите электромагнитный клапан EPHX к положительному контакту реле освещения.

18. Установите корпус воздушного фильтра, фильтрующий элемент и крышку, подсоединив к ним сливные трубки картера.

Из впечатлений: педаль акселератора стала намного чувствительнее «Вебера», сбоев практически нет ни в каком режиме работы карбюратора. В принципе вывод такой: если с открытием второй камеры ездить редко, то экономия топлива составит около 1 литра. Если обратиться в полицию, то экономии не будет, но динамика машины станет заметно выше.

Рекомендации по настройке и доводке «Солекса»

Стандартный карбюратор полностью исправен и настроен, а динамика автомобиля оставляет желать лучшего. Самый простой способ решить эту проблему — установить карбюратор ДААЗ 21073. Возможна установка без доработки, но первая камера стандартно готовит обедненную смесь. По этой причине, когда первая камера работает (когда дроссельная заслонка второй камеры закрыта), двигатель не обеспечивает достаточной тяги для интенсивного разгона. Автомобиль будет медленно разгоняться по первой камере и резко увеличивать скорость разгона при открытии второй камеры. Последнее может создавать определенные трудности в управлении тяговым усилием на поверхностях с низким коэффициентом сцепления. Дело в том, что при открытии второй камеры машина буквально прыгает вперед. Правда, у медали есть и обратная сторона — топливная экономичность. Это главная особенность карбюратора 21073.

В полной мере реализовать преимущества увеличения диаметра главного диффузора первой камеры поможет увеличение расхода основного топливного сопла (далее ГТЦ) первой камеры. Первый вариант — это компромисс между экономичностью и тяговым усилием, замена ГТЖ со 107,5 на 110. Интенсивность разгона по первой камере увеличится, но незначительно. Наиболее оптимальным для первой камеры является ГТЖ 115. Возможна установка ГТЖ 117,5, но расход топлива немного увеличится. Следует отметить, что установка ГТЖ с КПД более 117,5 приводит к чрезмерному обогащению смеси и, как следствие, к увеличению расхода топлива и (в большинстве случаев) к ухудшению динамики разгона.

Компенсационные жиклеры (далее QL) также являются воздушными жиклерами, они влияют на состав смеси при увеличении разрежения в основных диффузорах карбюратора, которое происходит при увеличении оборотов двигателя. До средней скорости (

2500 об / мин) оказывают незначительное влияние на состав смеси, но с увеличением оборотов их влияние на состав смеси усиливается. Арифметика проста, чем меньше расход QL, тем больше обогащается смесь при увеличении оборотов двигателя. Поэтому при использовании ГТЖ с выходом 107,5 и 110 целесообразно немного обогатить смесь с помощью КЛ с низким выходом: 145, 150, 155. При использовании ГТЖ 115 можно использовать как 155, так и 165 CL. 117.5 лучше поставить КЖ 165.

Все вышесказанное относилось к жиклерам первой камеры карбюратора ДААЗ 21073. Со второй камерой все немного проще. Можно оставить все как есть (ГТЖ 115, КЖ 135) или поставить ГТЖ 120. Последний немного повлияет на расход топлива, но улучшит динамику разгона автомобиля. Также следует отметить, что нежелательно ставить максимальные ГТЦ в обе камеры. Наилучшего эффекта можно достичь при максимально допустимом обогащении одной камеры карбюратора. Например, при умеренном ГТЦ в первой камере (107,5 или 110) имеет смысл обогатить вторую камеру установкой ГТЖ 120. При таком соотношении первая камера будет умеренно экономичной с приемлемой динамикой разгона, а вторая камера компенсирует обедненную смесь, когда оба дросселя полностью открыты.

Карбюратор ДААЗ 21073 на двигателях классических ВАЗов

Ранее обсуждались проблемы установки карбюратора ДААЗ 21073 на двигатели семейства 2108. При установке этого карбюратора на двигатели заднеприводных моделей ВАЗ следует учитывать следующие особенности. КЖ первой камеры изменять не нужно, так как эмульсионная трубка ЗД, выполненная в комбинации с КЖ 150, разработана специально для работы карбюратора на продольно расположенном двигателе. Оптимальные ГТЖ для первой камеры — 107,5 и 110. При установке ГТЖ 115 в первую камеру существенно возрастет расход топлива и ухудшится динамика разгона из-за чрезмерного обогащения смеси.

Некоторые особенности эксплуатации ДААЗ 21073

Есть ряд других характеристик, связанных с работой карбюраторов Солекс. Ниже мы постараемся описать некоторые из них.

Классификации карбюраторов

  • Ока — для моделей ВАЗ заднеприводного типа: 2101, 21011, 21063 с объёмами от 1.2 до 1.3 литра;
  • Озон — для классического варианта модификации ВАЗов 2107, 21043, 21053, 21074. Объёмы силовых агрегатов от 1.5 до 1.6 литра. В конструкции уже присутствует экономайзер холостого хода;
  • Солекс — универсальный вариант карбюратора для ВАЗов без микропереключателя и экономайзера. Устанавливается на моторы с объёмами 1.5 и 1.6 литра. В большей части ими оснащены современные модели ВАЗ переднего и полного типа привода.

Принято также различать механизмы по принципу подачи топливной смеси в камеры цилиндров:

Последние два типа встречаются всё реже и реже, ввиду устарелости конструкции и неэффективности.

Его величество диффузор

Как видим, диффузор занимает в этой иерархии не последнее место, и вот почему. Основная проблема Солекса ДААЗ 21083 в том, что штатная смесь получается слишком бедной. Инженеры умышленно пошли на такой ход, чтобы придушить двигатель в пользу экономичности, лишив его динамического потенциала. Но даже не прибегая к сложным и тонким расчетам, понятно, что в первую очередь нужно устранить аэродинамические ошибки, которых полно в любом карбюраторе ДААЗ.

После того как диффузоры приведены в человеческий вид, наполнение цилиндра рабочей смесью существенно улучшается, а как следствие, отдача от двигателя даже после такой незначительной на первый взгляд переделки, видна даже на глаз. Теперь есть смысл подумать об увеличении наполняемости камеры сгорания. Штатные диффузоры на 21083 имеют диаметры 21х23 мм первичной и вторичной камеры соответственно. Обычно размеры доводят до 24 мм, таким образом, моторчик не будет зажат хотя бы по воздуху.

Теперь можно увеличить диаметры топливных жиклеров. «Можно» не значит нужно, и если экономия топлива важнее, тогда жиклеры лучше оставить в покое. Даже после замены их на жиклеры увеличенного диаметра, машина не превратится в Мазератти, но расход топлива возрастет однозначно. Если это не пугает, тогда штатные жиклеры меняют на 107,5 и 115, а воздушные на 155 и 135 в первичной и вторичной камерах соответственно. Если результат не устроит — всегда можно установить штатные жиклеры на место.

Устройство карбюратора

Независимо от модели и марки производителя, принцип работы каждого механизма следующий. Создание горючей смеси из дозированных порций кислорода и бензина, равномерное распределение по камерам сгорания в каждом цилиндре двигателя.

Основные составные части:

  • верхняя крышка с переходными каналами для топлива и воздуха, сетчатым фильтром, соединительными штуцерами;
  • нижняя основа, состоящая из дроссельных заслонок, поплавковой камеры, эконостата, переходных каналов, отвода картерных газов, блока управления холостым ходом.

Справочно:

  • дроссельные заслонки управляются с помощью механического привода от педали акселератора;
  • верхняя крышка оснащена специальным запорным устройством с целью предотвращения переполнения камер топливной смесью. В основном отсеке камеры расположена воздушная заслонка, служащая вспомогательным элементом при запуске «холодного» мотора и до момента его прогрева к минимальной температуре в 40℃;
  • главная топливная дозирующая система: конструкционно сложный механизм, состоящий из четырёх жиклёров, каналов переходных систем. Причём каждая камера состоит из одного воздушного и топливного жиклёра. Маркировочный индекс первого равен 150, второго 112. Важно соблюдать указанные размеры, так как от этого напрямую зависит величина потребления топлива и динамические показатели разгона автомобиля;
  • система холостого хода: обеспечивает работу силового агрегата на холостом ходу. Основные компоненты: жиклеры, регулировочные винты, экономайзер, клапан, механизм мембраны;
  • переходная система: обеспечивает плавность работы и увеличения оборотов при открытии дроссельной заслонки во вторичной камере. Состоит из двух видов жиклёров: топливного и воздушного;
  • насос — ускоритель: отвечает за плавность хода, предотвращение провалов при ускорении, в том числе и резком нажатии на педаль акселератора. Составные части: клапанный механизм, мембрана, распылитель горючего.

Принцип действия

Система вентиляции поплавковой камеры карбюратора солекс

Работает «Солекс 21073» следующим образом. Бензин попадет в поплавковую камеру при помощи впускного штуцера – топливо также проходит через фильтр-сетку, где очищается, и идет через игольчатый клапан. Камера с поплавком двухсекционная, а секции между собой соединены. В них будет одинаковое количество бензина. Такая конструкция позволяет значительно снизить влияние наклонов кузова на уровень топлива в данной камере.

Тем самым обеспечивается более стабильная работа двигателя. По мере того как камера наполнится, поплавок, прижимая часть игольчатого клапана, перекрывает доступ горючего в камеру. Так поддерживается постоянный уровень бензина в механизме. Далее из поплавковой камеры бензин сквозь жиклеры попадает в смесительные колодцы. В эти же колодцы через специальные отверстия в эмульсионных трубках или воздушных жиклерах попадает воздух. Далее в них бензин и воздух смешивается. В результате образуется топливная смесь. Она попадет в малые, а также в большие диффузоры устройства. Это главная дозирующая камера. В зависимости от режима работы двигателя, в карбюраторе могут запускаться те или иные механизмы и системы. Когда владелец пытается запустить двигатель «на холодную», чтобы обогатить топливную смесь, в дело вступает пусковое устройство. Его водитель запускает из салона – это подсос.

Когда ручка вытянута максимально, воздушная заслонка первой камеры полностью закрыта. Вместе с этим дроссельная заслонка в первой камере открывается на расстояние пускового зазора. Он настраивается при помощи регулировочного винта на карбюраторе «Солекс». Регулировка зазора позволит настроить обороты в режиме холостого хода.

Основные признаки неисправности карбюратора

  • пассивная динамика разгона технического средства, ощущение некого балласта, препятствующего свободному ходу;
  • пуск силового агрегата утруднён, независимо от фактической окружающей температуры и степени прогревания самого мотора;
  • при запуске происходит длительное чихание;
  • педаль акселератора неинформативная, при нажатии часты провалы, рывки;
  • потребление топлива необоснованно возросло;
  • плавают обороты во время работы на холостом ходу;
  • на корпусной части видны отчётливые потеки бензина;
  • в фильтре тонкой очистки топлива имеются сторонние частицы, ржа, отходы, ворса. Конечно, при условии, что у владельца вмонтирован очиститель в систему подачи горючего.

Расположение и демонтаж оборудования

Штатный смеситель топлива установлен на платформу выпускного коллектора посредством четырёх шпилек в моторном отсеке. Проведение профилактики рекомендовано осуществлять в снятом состоянии. Конструкция содержит много мелких частей и механизмов, требующих очистки и диагностики. Конечно, если поломка очевидна и незначительна, то демонтировать оборудование вовсе нет надобности. Окончательное решение принимает мастер, осуществляющий ремонт. Ведь это прямо пропорционально влияет на итоговую стоимость работ.

Чтобы снять карбюратор со штатного посадочного места необходимо:

  • открутить крышку воздушного фильтра в правой части мотора, снять сам очиститель, его корпусную часть. Предварительно отвинтив четыре гайки на «8». Некоторые автомобилисты самостоятельно переделывают механизм под длинные болты на «10» для удобства фиксации;
  • отсоединить патрубки отвода картерных газов, вакуумный шланг, трубопровод подачи топлива, обратный канал. Так как в патрубках имеются остатки бензина, необходимо обзавестись ветошью для удаления последствий протекания.

Водителю на заметку: категорически запрещено проводить ремонтные работы на «горячий» мотор, так как высока вероятность воспламенения. Игнорирование указанных рекомендаций приводит к нежелательным последствиям. Горе — мастера часто получают ожоги.

  • когда корпусная часть «смесителя» полностью освобождена от сторонних механизмов, необходимо с помощью отвёртки с крестообразным наконечником отдать крепёжные болты верхней крышки. Всего пять;

На этом демонтаж верхней половины крышки окончен. Для проведения полноценной диагностики/ремонта необходимо отвинтить вторую — нижнюю часть. Посадочная платформа крепится на четырёх шпильках с гайками.

Во время снятия карбюратора со штатного места нужно быть крайне внимательным. Выпускное отверстие коллектора открыто и внутрь может попасть сторонний предмет, нахождение которого там не должно быть. Это может привести к неработоспособности целого агрегата.

Замена во всех подробностях

Регулировочные винты карбюратора солекс 2108
Подобрав по номерам жиклеры карбюратора Солекс, можно приступить и к их замене, в отличие от расточки эту операцию вполне реально провести и самостоятельно дома. Кстати говоря, не всегда поводом служит неправильно подобранный элемент, очень часто в процессе эксплуатации эти детали изнашиваются, засоряются, что приводит к изменению диаметра и состава смеси со всеми вытекающими последствиями. Кроме того, автовладельцы таким способом повышают мощность своего «железного коня» или, наоборот, уменьшают расход бензина. В общем, замена жиклеров вполне годится в категорию тюнинга транспортного средства.

Чтобы извлечь жиклеры от Солекс, придется демонтировать двигатель и, конечно, разобрать его. Перед тем как вытащить силовой агрегат обязательно отсоедините минусовой провод от АКБ, а затем снимите корпус воздушного фильтра. Заранее приготовьте чистую ветошь и растворитель, например, уайт-спирит, чтобы очистить поверхность мотора от загрязнений. Теперь необходимо найти место крепления приводного троса к воздушной заслонке и немного ослабить фиксирующий эти части винт. Проделайте то же самое и с болтом, крепящим оболочку троса. Для этой цели прекрасно подойдет рожковый ключ. Отсоединив от карбюратора трос, снимите и шланг подвода картерных газов с патрубка.

Извлечение жиклеров от Солекс

Чтобы отсоединить топливный шланг от штуцера, кроме гаечного ключа понадобится еще и крестовая отвертка. Сначала ослабляем затяжку крепежного хомута, затем демонтируем шланг и болтом М8 глушим отверстие в последнем. Необходимо снять шланг вакуумного регулятора. Также отсоединяется от вывода электромагнитного клапана и клемму провода. Берем плоскую отвертку и отжимаем с ее помощью наконечника тяги дроссельной заслонки, после чего извлекаем его. Теперь появилась возможность вытащить и возвратную пружину.

Чтобы снять карбюратор нужно приготовить накидной и рожковый ключ на «13». Первым откручиваются 3 гайки, посредством которых деталь крепится к впускному трубопроводу, а вторым – крепежная. Пользуясь случаем, осмотрите прокладку карбюратора, возможно, и ей не помешает замена. Если узел будет снят длительное время, то обязательно заглушите впускной трубопровод ветошью. Чтобы осуществить замену жиклеров в карбюраторе, осталось снять с него крышку. Берем плоскую отвертку и откручиваем эти детали. Сначала убираем топливные жиклеры, потом воздушные. В кольцах последних деталей найдете эмульсионные трубки, чтобы вытащить, их следует поддеть надфилем.

Замена прокладки карбюратора

Главный топливный элемент вторичной камеры обозначается буквой «А», а первичной – «Б». Затем приступаем и к снятию воздушных жиклеров, маркирующихся «В» и «Г» для вторичной и первичной камеры соответственно.

Замена не должна делаться вслепую. Визуально оцените состояние жиклеров. Наличие рисок, царапин и неровностей на их внутренней поверхности недопустимо, так как эти дефекты снижают пропускную способность. Негативное влияние имеет и загрязнение деталей смолами. Перед установкой новых жиклеров желательно проверить их на специальном стенде, так вы сможете увидеть, насколько соответствует указанная пропускная способность элементов реальным показателям.

Установка новых деталей Солекс

Если уж начали разбирать карбюратор, то неплохо было бы изучить и состояние остальных его частей, может быть, замена жиклеров не единственная потребность этого узла. Откручиваем винт ускорительного насоса и демонтируем последний вместе с клапаном и уплотнительными кольцами. Затем извлекаем из штатного места кольца и диффузоры обеих камер. Чтобы вытащить из ускорительного насоса канал, необходимо открутить крепежный винт.

Далее извлекаем вместе с корпусом топливный жиклер и достаем его. Демонтировать диафрагму можно после того, как откроете ее крышку и достанете пружину. Раскрутив болтовые соединения, разъединяем корпус карбюратора и дроссельной заслонки. Теперь появился доступ к теплоизоляционному элементу и картонным прокладкам. Снимаем крышку вместе с регулировочным винтом, затем извлекаем последний с уплотнительным кольцом. Все детали с дефектами ждет замена, остальные части хорошенько промываем в специальном средстве. Жиклеры и прочие отверстия продуваем сжатым воздухом. Собираем в обратном порядке.

Диагностика и полный разбор

Главная цель визуальной диагностики — выявление видимых, явных дефектов с целью их фиксации и последующего устранения. Перед началом полного демонтажа необходимо подготовить: пустую ёмкость для складывания мелких деталей, болтов, гаек, иных элементов, ремкомплект прокладок из асбеста. Если степень износа детали превышает допустимый порог, то она подлежит немедленной замене новой.

Этапы полного разбора:

  • в нижней части карбюратора с топливной камеры поочерёдно отвинчиваются топливные и воздушные жиклеры;
  • эмульсионные трубки внутри каждой камеры изымаются с помощью самореза, так удобно и практично. Некоторые мастера практикуют бокорезы или пинцет. Каждый подбирает «под себя»;
  • в боковой части корпуса отвинчиваем переходной жиклёр второй камеры;
  • аналогичная процедура с винтом холостого хода;
  • самая нижняя платформа — механизм дроссельной заслонки карбюратора, она также отвинчивается отвёрткой с плоским наконечником. Для удобства зажима, предотвращения просачивания кислорода штатные болты меняют шпильками с гайками на «8»;
  • в боковой части снимается мембрана ускорительного насоса вместе с рычагом и корпусными элементами;
  • отвинчивается винт переходной системы первой камеры;
  • с верхней крышки снимается экономайзер дроссельного узла.

Полный разбор окончен.

Главная дозирующая камера – принцип работы

В процессе работы мотора, цилиндры создают разряжение, которое втягивает воздух из воздушного фильтра и подает в диффузоры – это главные дозирующие системы. После этого, весь кислород уходит через сечение заслонки первой камеры и жиклеры карбюратора солекс 21073. Благодаря жиклерам дроссельной заслонки второй камеры и уменьшенному диаметру диффузора первой камеры, скорость потока воздуха увеличивается, а в зоне распыления достигает предельных значений.

В последствие, после прохождения через воздушный жиклер дроссельно заслонки первой камеры, воздух смешивается с горючим и всасывается в каналы впускного коллектора, который распределяет массу топливной смеси по цилиндрам двигателя. Чтобы увеличить КПД, распределение происходит в те цилиндры, где впускной клапан открыт и имеется нужное разряжение. Такой принцип работы обеспечивает снижение расхода топлива и исключение загрязнения ГРМ.

Завершение диагностики. Чистка. Мойка. Продув

Окончательный просмотр всех деталей и компонентов. Выявление дефектов, повреждений, замена новыми из числа ремкомплекта.

Наступает этап мойки и чистки. Для удобства можно использовать специальные химические средства и аэрозольные баллончики. Если нет возможности приобрести, налейте в ёмкость немного бензина или керосина, этого будет вполне достаточно. Хорошенько промываются все компоненты, очищаются полости от стороннего мусора, нагара, оксидов металла. Чистка переходит в этап сушки и начала сборки.

В обязательном порядке продуть следующие элементы:

  • жиклёр холостого хода;
  • каналы топливных жиклёров первой и второй камер;
  • каналы переходной системы;
  • отбор картерных газов;
  • посадочное место под эмульсионную трубу;
  • механизм открытия вторичной камеры;
  • канал пускового устройства;
  • механизм ускорительного насоса.

В ходе проведения сборки проверяем зазоры поплавковой камеры. Закрытие поплавка должно осуществляться на отметке 6,3 мм. Увеличение или уменьшение данного показателя свидетельствует о нарушениях уровня. Это когда речь идёт именно об этом типе карбюраторного устройства. Перед посадкой на штатное место, в обязательном порядке заменить асбестовую прокладку выпускного коллектора новой. Старую устанавливать обратно не рекомендовано, так как место выработки уже фактически присутствует, а значит, плотность и герметичность посадки не гарантированы.

Народный метод регулировки уровня топлива в камерах:

Конструкция карбюратора предусматривает наличие выступа внутрь под углом 45 градусов. Идеальный вариант — половина вышеуказанного выступа должна быть покрыта бензином. Желаемый уровень достигается путём поджатия язычка на конце поплавка.

Это интересно: Экстренная замена тормозной жидкости

Крепёжные гайки затягиваются с усилием не более 2.5 кг, превышение данного порога приводит к так званому «слизыванию» резьбы. Несмотря на то, что она имеет мелкий шаг, специально для сильного усилия, она всё же подвержена деформации.

Поплавковый механизм

Карбюратор «Солекс» 21073, на «Ниву» устанавливаемый, имеет поплавковую камеру из двух секций. Они находятся по обе стороны от основных камер устройства. Система представляет собой два поплавка из эбонита, которые закреплены на рычаге.

Последний качается на оси, запрессованной в приливах крышки прибора. На кронштейне имеется язычок. Элемент через специальный шарик нажимает на иглу игольчатого клапана. Поплавковый механизм служит для регулировки уровня топлива, необходимого для нормальной работы карбюратора. Игольчатый клапан – неразборного типа. Он не ремонтируется. Корпус клапана устанавливается на резьбе в карбюраторной крышке. Шарик сохраняет иглу от ударов при движении машины. Если камера окажется пустой (например, если водитель использует ГБО), тогда поплавки будут стучать.

Регулировка оборудования

Перед тем, как проводить настройку карбюратора необходимо выставить зажигание, убедиться в полной исправности системы. Нередко случается так, что именно некорректность работы узла становиться причиной многих поломок.

Итак, окончательная доработка карбюратора возможна, когда зажигание в норме, мотор прогрет до минимально — допустимой температуры в 40 градусов, высоковольтные провода и оплётки целы и исправны.

  • винт качества смеси прокручиваем против часовой стрелки до того момента, пока силовой агрегат не наберёт максимальные обороты;
  • винт количества смеси также добавляем до достижения максимальной отметки оборотов мотором;
  • теперь проводим тонкую настройку качества смеси, но при этом удерживаем показатель оборотов на уровне не более 800 — 850 об/мин.

На этом регулировка холостого хода окончена. Опытные мастера могут «на слух» определять обороты.

Следующий этап: регулировка заслонок, их привода.

Система холостого хода

Этот узел необходим для того, чтобы снабжать камеры сгорания горючей смесью на самых минимальных оборотах. Благодаря данной системе силовой агрегат не заглохнет, когда нагрузки нет. Горючее в систему попадет по основному жиклеру в первую камеру. Через жиклер ХХ, где затем смешается с кислородом, топливо попадает в систему через воздушный клапан. Данный механизм позволяет обеспечить устойчивую работу двигателя на холостых оборотах без нагрузки.

Далее горючая смесь попадет в первую камеру через специальный канал, расположенный под дроссельной заслонкой. Топливный механизм, ведущий к выпускному отверстию ХХ, закрыт винтом качества. Это регулировочный винт, которым можно регулировать и изменять характеристики карбюратора. Работу мотора в режиме холостого хода на механизме «Солекс 21073» настраивают также этим элементом. За счет него определяется величина зазора дроссельной заслонки первой камеры в режиме ХХ.

Воздушная заслонка

Неисправность данного участка системы приведёт к систематической потере оборотов, мотор будет беспричинно глохнуть. Для настройки понадобится отвёртка с плоским наконечником и рожковой ключ на «8». Шток подсоса топим до упора. Болт зажима тяги отвинчиваем на максимально, вставляем пружину, зажимаем винт. Тестируем оборудование на работоспособность.

Привод воздушной заслонки необходимо регулировать с напарником. Для удобства понадобится рожковой ключ на «8», осветительный прибор, штангенциркуль. До упора топим подсос, педаль акселератора также топится в пол. При этом, дроссельная заслонка полностью должна быть открыта. Когда педаль акселератора полностью отпущена, заслонка полностью перекрывает первичную камеру. Никаких зазоров не должно быть вообще. Длина тяги не превышает 80 мм.

Некоторые советы и рекомендации

При проведении различного рода профилактических работ с карбюратором, следует всегда соблюдать маркировку топливных и воздушных жиклёров. Для первых она равна 112, для вторых 150. Если позиции не будут совпадать, то владелец сразу ощутит снижение динамики разгона, повышение потребления топлива, которые ничем не обоснованны. Сужение пропускного канала приводит к обеднению смеси, она равно как и обогащение, также негативно сказываются на работоспособности машины в целом.

На этом рассмотрение темы окончено. Несмотря на сложность конструкции механизма, его можно починить своими силами. Если у вас остались сомнения, прочтите рекомендации снова и успешно закончите ремонт. Теперь вы точно знаете, что делать, если автомобиль глохнет на холостых.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]