Что такое клиренс автомобиля
ГОСТ трактует клиренс, или дорожный просвет, как расстояние от поверхности дороги до самой нижней точки автомобиля. На первый взгляд, всё ясно. Но только на первый. Самой нижней точкой может быть точка на днище картера двигателя. Или защиты картера, если она есть. Или картера сцепления. Или выхлопной системы. Или нижних кронштейнов стоек амортизатора. Сколько автомобилей, столько нижних точек и, соответственно, расстояний до дорожного полотна.
А ещё надо учесть нагрузку на автомобиль при измерении дорожного просвета. Российский стандарт предписывает проводить измерения при полной нагрузке, то есть при максимальном числе пассажиров, загруженном багажнике и залитом топливном баке. В документации многих иномарок технические характеристики указываются при одном только водителе в салоне и без багажа.
А ещё документация производителя нередко предусматривает использование нескольких вариантов шин, размеры которых отличаются друг от друга. При этом дорожные просветы тоже отличаются. По этим причинам документация производителя ВАЗ 2114 содержит два значения дорожного просвета:
- по нижней точке поддона двигателя — 170 мм;
- по нижней точке картера сцепления — 160 мм.
ВАЗ 2114, как и большинство отечественных моделей, имеет вполне достаточный по меркам своего класса дорожный просвет.
Замена пружин как этап тюнинга
При замене амортизаторов также рекомендуется обратить внимание на пружины. Этот элемент подвески также препятствует раскачке, повышает устойчивость автомобиля. Изготавливают пружины из специальной стали. Отечественные варианты исполнения служат меньше, имеют малую жесткость, плохо справляются с неровностями на дороге. Это приводит к раскачке транспортного средства.
Существует довольно много пружин, которые могут быть приобретены и установлены на автомобиль ВАЗ 2114. Среди всех возможных вариантов большей популярностью пользуется спортивный вариант исполнения. Он обладает большей жесткостью. Также следует обратить внимание на возможность приподнять или опустить автомобиль путем выбора пружины определенной длины.
При выборе пружины следует обращать внимание на то, что она должна соответствовать выбранному ранее амортизатору. В противном случае амортизатор будет достаточно быстро выходить из строя.
Зачем изменять дорожный просвет ВАЗ 2114
Популярная в своё время Audi 80 имеет очень скромный клиренс в 119 мм, Ford Escort — всего 140 мм, Chevrolet Lacetti — чуть больше: 145 мм. Похожий дорожный просвет имеют многие популярные «одноклассники» ВАЗ 2114: Kia Rio и Hyundai Solaris подняты над землёй на 160 мм, Nissan Note — на 165 мм, а Volkswagen Polo — на 170 миллиметров.
Такая величина клиренса позволяет в любую погоду вполне уверенно гонять не только по дорогам с твёрдым покрытием, но и по просёлкам. Разумеется на «четырнадцатой» не сунешься в осеннюю распутицу пробираться по полям, но без полного привода, без межколёсной и межосевой блокировки, без внедорожной резины даже с увеличенным на полметра клиренсом по ноябрьской пашне особенно не поездишь. Так что пытаться за счёт увеличения клиренса придать четырнадцатой Ладе настоящие внедорожные свойства не имеет смысла. Для езды по российскому бездорожью нужен настоящий внедорожник.
Отечественные автолюбители нередко идут на увеличение дорожного просвета или занижение своих легковушек для того, чтобы придать своему автомобилю брутальный вид, козырнуть перед друзьями и подругами.
Меры предосторожности при тюнинге «четырнадцатой»
Увеличивая клиренс ВАЗ 2114, следует соблюдать меру. Увеличить просвет на 5 сантиметров ещё можно, а вот на 10 уже не стоит. Дело в том, что, проводя такой тюнинг, вы вносите заметные изменения в конструкцию машины. Это связано с поднятием центра тяжести (ЦТ) автомобиля.
Штатная высота ЦТ автомобиля без тюнинга над поверхностью дороги составляет 56 см. Масса автомобиля — около 50 кг. Расчёты показывают, что поднятие автомобиля на 5 см аналогично размещению на крыше вашей «четырнадцатой» груза величиной примерно 40 килограммов. Вот и представьте себе, что вы на скорости 90 км/час входите в поворот с парой тяжеленных мешков картошки на верхнем багажнике. Вы близко смоделируете поведение машины с увеличенным клиренсом в скоростном повороте.
Прежде чем приступать к тюнингу, оцените ещё раз, так ли часто вам приходится забираться на бордюры высотой в точности 19 сантиметров и ездить по лесосекам между пеньками высотой именно от 18 до 22 сантиметров. Может быть, не стоит и огород городить… Будьте осторожны, берегите себя.
Меньшую опасность представляет занижение машины за счёт применения более коротких амортизирующих элементов, но и в этом случае необходимо заботиться о совместимости элементов тюнинга с базовой конструкцией. Заниженные пружины могут представлять опасность при наезде на препятствие.
Видео – Как увеличить клиренс ВАЗ
В заключении стоит сказать, что учитывая все достоинства и недостатки разных методов, водитель сам решает как увеличить клиренс автомобиля. Кроме того, допускается комбинирование разных методов, что существенно увеличивает эффект, но не рекомендуется при данном «тюнинге» ходовой части выходить за рамки технических характеристик автомобиля, так как это может увеличить износ остальных частей подвески.
Многие автомобилисты задумываются над тем, как поднять ваз 2114. Вызвано это тем, что машина с увеличенным клиренсом обладает лучшей проходимостью и большей грузоподъемностью. О том, как выполнить эту несложную операцию, мы и поговорим в сегодняшней статье.
Технические варианты увеличения клиренса
Если вы по зрелому размышлению всё же пришли к выводу о необходимости увеличения клиренса вашей машины, у вас есть выбор из трёх вариантов.
- Радикальная модернизация автомобиля с установкой амортизаторов и пружин стороннего производителя.
- Переделка подвески с установкой проставок в места крепления амортизаторов к кузову.
- Использование шин увеличенной размерности с заменой колёсных дисков.
Рассмотрим, как и что можно сделать.
Вариант | Как выполняется и что даёт |
Радикальная модернизация предоставляет почти неограниченные возможности для тюнинга ВАЗ 2114. | Можно обеспечить занижение машины вплоть до касания с дорогой. А можно установить дутики-болотоходы, подняв Ладу на метр над землёй. Но это будет уже совсем другой автомобиль, на котором не особенно покатаешься по дорогам общего пользования. Зато по болотам — сколько угодно. Для такой модернизации нужен серьёзный опыт и профессиональное оборудование, её не сделаешь на коленке. |
Установка проставок ограниченной высоты — консервативная альтернатива экстремальным планам. | Наборы проставок из алюминиевых сплавов продаются в автомагазинах. При наличии известного опыта и технической инфраструктуры, установку можно даже попытаться выполнить своими руками. |
Предпочтительный с точки зрения безопасности вариант — это установка новых колёс на дисках увеличенного диаметра. | Вместо штатной резины 165/70R13 можно установить колёса 185/65R14. Если применить литые или кованые диски, то в дополнение к физическому увеличению дорожного просвета вы добьётесь заметного визуального эффекта увеличения колеса и клиренса. |
Для чего необходимы проставки
Как было сказано выше, проставки позволяют самостоятельно и без больших усилий изменить величину клиренса автомобиля. Понадобиться подобная операция может в том случае, если авто часто используется в загруженном виде, например, для перевозки 4 пассажиров и груза в багажнике. В таком случае машина сильно проседает и задевает подкрылками о задние колеса.
Кроме этого, увеличение дорожного просвета пойдет на пользу и в том случае, если часто приходиться ездить по проселочным дорогам, находящимся в не самом лучшем состоянии. Более высокий клиренс в данном случае пусть и незначительно, но увеличит проходимость автомобиля.
Единственное, о чем не стоит забывать, так это о том, что установка проставок приведет к изменению поведения авто на дороге. Именно поэтому, сразу после увеличения клиренса следует посетить автосервис с целью проверки развала/схождения.
Достоинства и недостатки
Если рассматривать положительные стороны использования проставок для увеличения клиренса, то, в общем, их и не так уж много:
- Увеличение проходимости машины;
- Повышение жесткости пружин;
- Повышение грузоподъемности авто (машина при загрузке не так сильно проседает);
- Вероятность повреждения днища авто снижается.
Негативных же сторон в таком тюнинге подвески значительно больше, поэтому следует хорошо обдумать, стоит ли их устанавливать.
Проставки в подвеске авто – это:
- Уменьшение устойчивости машины на дороге из-за изменения центра тяжести;
- Повышенный износ составных частей ходовой части;
- Увеличенная нагрузка на шарниры привода (в переднеприводных авто);
- Изменение работы подвести в целом (она становиться жестче);
- Ухудшение управляемости.
Но здесь стоит отметить, что при правильном подходе к вопросу установки проставок, негативные воздействия будут минимальными и практически незаметными.
Типы проставок
Для того, чтобы увеличить дорожный просвет автомобиля, понадобятся проставки на ваз 2114. Они могут различаться как по материалу, из которого они сделаны, так и по месту их монтажа.
- проставки из алюминия. Они наиболее надежны, чаще всего применяются для установки под задние амортизаторы;
- проставки из полиуретана. Удобны и универсальны — могут использоваться как под передними, так и под задними стойками;
- проставки из пластика. Доступны по цене и также универсальны, как и полиуретановые.
По типу монтажа все проставки можно разделить на:
- межвитковые. Как нетрудно догадаться, устанавливаются они между витков пружин. Отличаются простотой монтажа и низкой стоимостью;
- подпружинные. Монтируются между кузовом и пружиной. Благодаря способу установки и большой площади контакта отличаются высокой надежностью;
- регулируемые. Аналогичны подпружинным с той лишь разницей, что позволяют в любой момент выполнить уменьшение либо увеличение клиренса ваз 2114 без каких-либо сложных манипуляций.
Говоря о проставках, стоит отметить, что межвитковый способ крепления хоть и проще, но менее надежен. Он не обеспечивает равномерного распределения нагрузки и массы, а потому следует отдать предпочтение подпружинному типу проставок.
Усовершенствуем ВАЗ 2110
Чтобы поднять заднюю подвеску на ВАЗ 2110 необходимо:
- Поставить автомобиль на ручной тормоз.
- С помощью домкрата поднять заднюю часть машины так, чтобы колеса были в воздухе и свободно прокручивались.
- Демонтировать колесо.
- Открутить болт крепления амортизатора. Для этого потребуется ключ «на 19».
- Достать болт. Проделать похожую операцию с противоположным амортизатором.
- Взять проставку и определить, с какой стороны расстояние от основания до первого отверстия больше. Та сторона, где оно больше, должна быть направлена вовнутрь. Одну и ту же проставку можно установить как на правый, так и на левый амортизатор, так как эти приспособления зеркально симметричны.
- Установить проставку так, чтобы от центра ее нижнего отверстия была проведена линия к верхнему отверстию, которая попадала в вертикаль стойки. Установить проставку можно так, чтобы она не регулировалась по высоте, закрутив амортизатор в одиночное отверстие.
- Развернув проставку, можно отрегулировать высоту подвески, закрутив стойку в верхнее или нижнее отверстие, но приспособление тогда нужно будет ставить на противоположный задний амортизатор.
- Устанавливая проставку на проушину, важно установить распорку болта, чтобы во время эксплуатации механизм не сломался. Не нужно слишком сильно затягивать болт, достаточно того, чтобы он плотно сидел и не шатался.
- Установить болт крепления стойки в отверстия проставки и амортизатора. Высоту можно отрегулировать, выбрав верхнее или нижнее отверстия.
- На противоположный амортизатор также установить проставку.
- Отрегулировать регулятор давления задних тормозов, открутив болт его крепления. Далее нужно отодвинуть кронштейн чем-либо до такой степени, пока расстояние между рычагом и пружиной не станет 2 миллиметра.
- Проверить работоспособность тормозной системы. При резком торможении на малой скорости задняя ось должна блокироваться немного позже, чем передняя. Если задние колеса тормозят намного позже, то нужно уменьшить расстояние от рычага до пружины крепления, а при слишком ранней – увеличить.
Установка задних проставок
Монтаж проставок под задние амортизаторы выполняется по следующей схеме:
- Выкрутить крепеж нижней части амортизатора.
- Установить подпружинную проставку.
- Прикрутить нижнюю часть проставки при помощи болтов к балке.
- Закрепить амортизатор в центральном отверстии (нижнем либо верхнем — в зависимости от желаемой величины подъема) проставки. Закручивать крепежный болт при этом следует с усилием не менее 70 и не более 85 нм.
- Выполнить аналогичную процедуру со второй пружиной.
Проведя подобную несложную операцию, можно буквально за пару часов значительно увеличить клиренс автомашины по сравнению с заводским вариантом.
Перед тем, как поставить проставки на ваз 2114, стоит вспомнить о том, что увеличение клиренса приведет к изменению сразу трех важных параметров: направления пучков света фар; положения регулятора тормозного давления; угла наклона оси передних колес. Учитывая то, что последний параметр влияет на устойчивость и управляемость автомашины на дороге, после изменения величины просвета рекомендуется посетить автосервис для его настройки.
Также следует учесть, что после выполненных изменений на автомашине должны быть следующие углы схождения/развала (при нагрузке в виде 4 взрослых человек в салоне и 40 кг полезного груза в багажнике):
- развал — 0°±30’;
- схождение — 0°00’±10’ (0±1 мм);
- кастор (угол оси поворота) — 1°30’±30’.
Без нагрузки эти же величины должны находиться в следующих пределах:
- развал — 0°30’±30’;
- схождение — 0°15’±10’ (1,5±1 мм);
- кастор — 0°20’±30’.
Если указанные параметры выходят за приведенные выше допустимые границы, то эксплуатировать авто нельзя — следует самостоятельно либо на станции обслуживания выполнить их коррекцию.
Усовершенствуем ВАЗ 2110
Чтобы поднять заднюю подвеску на ВАЗ 2110 необходимо:
- Поставить автомобиль на ручной тормоз.
- С помощью домкрата поднять заднюю часть машины так, чтобы колеса были в воздухе и свободно прокручивались.
- Демонтировать колесо.
- Открутить болт крепления амортизатора. Для этого потребуется ключ «на 19».
- Достать болт. Проделать похожую операцию с противоположным амортизатором.
- Взять проставку и определить, с какой стороны расстояние от основания до первого отверстия больше. Та сторона, где оно больше, должна быть направлена вовнутрь. Одну и ту же проставку можно установить как на правый, так и на левый амортизатор, так как эти приспособления зеркально симметричны.
- Установить проставку так, чтобы от центра ее нижнего отверстия была проведена линия к верхнему отверстию, которая попадала в вертикаль стойки. Установить проставку можно так, чтобы она не регулировалась по высоте, закрутив амортизатор в одиночное отверстие.
- Развернув проставку, можно отрегулировать высоту подвески, закрутив стойку в верхнее или нижнее отверстие, но приспособление тогда нужно будет ставить на противоположный задний амортизатор.
- Устанавливая проставку на проушину, важно установить распорку болта, чтобы во время эксплуатации механизм не сломался. Не нужно слишком сильно затягивать болт, достаточно того, чтобы он плотно сидел и не шатался.
- Установить болт крепления стойки в отверстия проставки и амортизатора. Высоту можно отрегулировать, выбрав верхнее или нижнее отверстия.
- На противоположный амортизатор также установить проставку.
- Отрегулировать регулятор давления задних тормозов, открутив болт его крепления. Далее нужно отодвинуть кронштейн чем-либо до такой степени, пока расстояние между рычагом и пружиной не станет 2 миллиметра.
- Проверить работоспособность тормозной системы. При резком торможении на малой скорости задняя ось должна блокироваться немного позже, чем передняя. Если задние колеса тормозят намного позже, то нужно уменьшить расстояние от рычага до пружины крепления, а при слишком ранней – увеличить.