Рабочая температура масла в двигателе: на что она влияет, и что влияет на нее

Если вы ни разу не сталкивались с закипанием масла в ДВС, то я могу сделать один из двух выводов – либо вы отличный хозяин и хорошо заботитесь о своем автомобиле, либо вам просто до сих пор везло. На самом деле, проблема весьма распространенная. Как наступает весеннее-летний период, так клиентов у нас в СТО прибавляется. Люди обращаются именно с этим вопросом.

Стоит сказать, что закипеть смазка может даже у очень рачительного и щепетильного автомобилиста. Причин для этого масса, начиная от покупки некачественной смазки и заканчивая проблемами с движком. Поскольку закипание масляного состава может привести к серьезным последствиям, необходимо четко ориентироваться в вопросе и знать, какая температура кипения установлена для конкретного масла. Итак, давайте об этом поговорим в представленной статье.

Понятие о рабочей температуре масла

В процессе работы автомотора происходит повышенное давление и значительное повышение тепла, которые негативно воздействуют на поверхность деталей. И только благодаря оптимальному температурному показателю смазочного материала происходит локализация этих негативных факторов. Согласно данных справочной литературы рабочая температура масла в автомоторе должна составлять +92 — +105 градусов Цельсия.

Даже незначительное отклонение от этого параметра может вызвать серьезные поломки в агрегате. Показатель кипения смазки зависит от использования определенных марок присадок. Так одни присадки обеспечивают кипение на уровне +180 градусов, а другие могут повышать данный показатель до +195 градусов.

Динамическая вязкость моторного масла CCS и MRV

Этот показатель определяет низкотемпературные характеристики масла и тоже относится к стандарту SAE J300, в нем обозначается первой цифрой и буквой W. Большинство водителей определяет применяемость масла в зимний период в своем климате только по этим двум символам в маркировке SAE, но по своему опыту могу сказать, что не стоит. Некоторые масла с маркировкой 10W могут иметь более выдающиеся низкотемпературные характеристики, чем масла 5W, если рассматривать показатели динамической вязкости. Этот показатель напрямую зависит от состава масла, то есть его основы. К примеру, большое влияние на низкотемпературные качества оказывает ПАО, синтетика лучше сохраняет текучесть в мороз, чем минеральные или полусинтетические масла. Так что при выборе смотрите на показатель динамической вязкости CCS или MRV – чем он дальше от верхнего порога, тем лучше.

CCS и MRV – что это и как определяется

И кратко определимся, что это за показатели. CCS (Cold Crank Simular) – имитация холодного пуска, определяет максимальную вязкость при заданной отрицательной температуре, которая позволит запустить двигатель штатными системами запуска. Вязкость CCS определяется при температурах от -10 до -35 градусов Цельсия, установленная температура зависит от класса масла по SAE, показатели для каждого класса можете посмотреть в таблице ниже.

MRV (Mini Rotary Viscometer) – тест на прокачиваемость. В данном случае определяется максимальная динамическая вязкость масла, при которой оно прокачается по каналам во все пары трения в момент пуска мотора. То есть первый тест определяет, при каких температурах пуск будет возможен, а второй тест – при каких он будет безопасен, без длительного масляного голодания деталей. Этот показатель определяется при температуре от -15 до -40 градусов Цельсия, тоже зависит от класса вязкости по SAE.

Класс вязкостиИмитация холодного пуска CCSПрокачиваемость MRV
0W6200 при -3560000 при -40
5W6500 при -3060000 при -35
10W7000 при -2560000 при -30
15W7000 при -2060000 при -25
20W9500 при -1560000 при -20
25W13000 при -1060000 при -15

Учитывайте, что в тестах до указанной температуры остужается именно масло. В реальных условиях температура двигателя редко опускается до того же значение, что и температура окружающего воздуха. К примеру, если зимой у вас за окном -35 градусов, двигатель должен простоять без работы двое суток, чтобы масло в нем остыло до такой же температуры.

Чем опасно закипание смазки?

Температура кипения моторного масла 5w40 составляет +200 градусов и сам процесс кипения смазочного материала сопровождается образованием множества пузырьков в жидкости и формированием значительного количества отложений, способных плотно закупорить зазоры между деталями. Кроме зазоров такие отложения могут забить каналы, по которым циркулирует смазка. Процесс кипения может достаточно быстро переходить в воспламенение ГСМ. Для того чтобы масло воспламенилось нужна температура + 230 — +240 градусов. Уровень кипения зависит также от марки масла.

Но многие специалисты утверждают, что воспламенение может произойти уже при + 150 градусах. Ведь в процессе горения масла выделяются пары, которые и являются причиной преждевременного воспламенения жидкости.

Кроме этого в силовом агрегате могут происходить следующие негативные процессы:

  • разрушение защитного масляного слоя расположенного на поверхности деталей;
  • возрастание силы трения и разрушения поверхности деталей или полном выходе ее из строя;
  • сокращение зазора между трущимися деталями с последующим их заклиниванием;
  • на поверхности деталей образуется слой нагара и скапливаются твердые вещества;
  • выход из строя поршней и цилиндров;
  • происходит троение двигателя и возникновение калильного зажигания;
  • детонация взрыва внутри силового агрегата.

Полезно знать: Рейтинг моторных масел 2022 синтетика 5w40?

Влияние низких температур на стабильность запуска двигателя

При покупке смазочного вещества надо ознакомиться с зимними параметрами жидкости, поскольку именно они определяют качество запуска ДВС в холодное время года. Если вы используете смазку класса 5W-40, то от цифры 5 надо отнять 35 (это постоянное число для всех типов масел). Получаем -30 — это минимальная температура, при которой смазка сможет без проблем запустить мотор.

Низкотемпературные параметры

Необходимо учитывать не только температуру окружающей среды, но и силового агрегата, поскольку работа мотора определяется пробегом транспортного средства и нагрузками.

Есть низкотемпературные свойства рабочей жидкости, к которым относятся:

  1. Прокачиваемость. Этот параметр означает состояние, при котором вещество без проблем прокачивается по каналам смазочной системы.
  2. Проворачиваемость продукта. Эта величина указывает на динамические характеристики вязкости смазочных материалов, а также на температуру, при которой смазка становится наиболее жидкой. В таком состоянии запуск двигателя будет облегчен. Температура проворачиваемости всегда на 5 градусов больше прокачиваемости.

Пользователь Влас Прудов снял ролик, в котором рассказал о выборе качественной жидкости для машинного мотора.

Застывание

Величина температуры застывания определяется потерей свойств подвижности и текучести жидкости. Когда параметры вязкости резко увеличиваются, это приводит к началу процесса кристаллизации парафина. Масло, работающее в условиях пониженных температур, будет менее подвижным. Смазка твердеет, что приводит к увеличению пластичности в результате выделения углеводородных веществ. Температура застывания моторной жидкости соответствует минимальному параметру циркуляции. Если масло начнет застывать, запуск двигателя возможен, но он будет очень трудным.

Температура затвердевания

Температура затвердевания ниже застывания на 3-5 градусов. При сильном похолодании основа жидкости становится более твердой, в результате чего ее прохождение по каналам смазочной системы будет невозможным. Соответственно, у водителя не получится и запустить силовой агрегат. Такая проблема более актуальная для жителей северных регионов, которые заливают в свои авто масла, не соответствующие классу вязкости для использования в таких условиях.

Загрузка …

Основные симптомы закипания

Изменение данных термостата. Каждый автомобиль в своей комплектации имеет такой специальный индикатор на приборной панели, который показывает температуру и состояние смазочного материала. При нормально прогретом агрегате датчик индикатора должен находиться в среднем положении. И как только автовладелец заметил даже незначительное отклонение в сторону красной линии, то это является серьезным знаком повышения температуры масла.

  1. Характерный звук. При закипании смазки автомобилист может услышать характерный звук кипения, который опытный автомобилист ни с чем не спутает.
  2. Появление дыма. Если из подкапотного пространства появился дым, то это может быть признаком закипания смазки.
  3. Наличие черных выхлопов. При начальной стадии кипения смазки можно увидеть характерные сине-черные выхлопы из выхлопной трубы.

Таблицы с температурой дымления масел и жиров

Далее вы можете ознакомиться с двумя таблицами: в одной указаны точки дымления растительных масел, в другой — животных жиров (включая сливочное масло). Отсортированы они в алфавитном порядке.

Знаком «*» возле температуры отмечены те масла / жиры, по которым англоязычная Википедия пока не знает достоверных источников. Тем не менее, и на эти значения в принципе можно ориентироваться — я думаю, данная информация всё равно надежнее той, которую можно найти в русскоязычном интернете.

Если вы просматриваете сайт на смартфоне, и таблица не влезает на экран, причем не помогает даже поворот экрана, ну или просто если вам так удобнее, то вот таблица в виде картинки.

Температура дымления растительных масел

Авокадо270°C
Арахисовоенерафинированное160°C*
рафинированное232°C
Виноградной косточки216°C*
Горчичное254°C*
Грецкого ореханерафинированное160°C*
полурафинированное204°C*
Камелии252°C*
Касторовоерафинированное200°C
Кокосовоеvirgin177°C
рафинированное204°C
Конопляное165°C*
Кукурузноенерафинированное178°C
рафинированное232°C
Кунжутноенерафинированное177°C
полурафинированное232°C
Льняноенерафинированное107°C
Макадамии210°C*
Маргарин182°C*
Миндальное216°C*
Оливковоеextra virgin160°C
extra virgin, с низкой кислотностью207°C
virgin210°C
рафинированное или безвкусное199°-243°C
pomace (полученное из жмыха)238°C
Пальмовоедифракционированное235°C
Подсолнечноенерафинированное107°C*
полурафинированное232°C*
рафинированное227°C
высокоолеиновое, нераф.160°C*
Рапсовое (каноловое)нерафинированное107°C
рафинированное204°C
отжатое на экспеллере190°-232°C
высокоолеиновое246°C*
Рисовое254°C*
Сафлоровоенерафинированное107°C*
полурафинированное160°C*
рафинированное266°C
Соевоенерафинированное160°C*
полурафинированное177°C*
рафинированное238°C
Фундучное221°C*
Хлопковое216°C

Температура дымления животных жиров

Сливочное масло150°C
Топленое сливочное масло, в том числе гхи252°C*
Говяжий жир215°C*
Свиное сало190°C

Большинство видов вышеперечисленных масел (а также не упомянутые), зачастую к тому же имеющие органический сертификат, вы можете купить в интернет-магазине iHerb (с быстрой и бесплатной доставкой в Россию, Казахстан, Украину и другие страны от 40$). В том числе там представлены и очень редкие масла типа авокадо, макадамии, фисташкового и другие, также настоящее органическое гхи от коров свободного выпаса. И все товары гарантированно качественные, никаких подделок. В общем, рекомендую — сам там покупаю кокосовое масло, черного тмина, гхи, ну и МСТ еще. Оливковое, льняное, кунжутное беру у нас, поскольку есть не хуже по качеству и дешевле. Инструкцию по покупкам на iHerb вы найдете здесь→.

Что делать если смазка закипела?

Температура кипения моторного масла 5w30 составляет +207 градусов Цельсия. И если при этом были замечены симптомы закипания смазки, то нужно незамедлительно заглушить мотор. Главное не паниковать. А вот если данная проблема была обнаружена в процессе интенсивного движения, и сразу остановиться не получится, то нужно выполнить следующие действия:

  1. уменьшить нагрузку на автомотор, снизив до минимума количество оборотов;
  2. включить автопечь на максимально возможный режим работы, выведя тем самым с рабочей зоны некоторую часть перегретого воздуха и тем самым снизив концентрацию внутри двигателя;
  3. по возможно прокатиться на холостом ходу по автотрассе до полной остановки автомобиля.
  4. Как только удастся полностью остановить автомобиль нужно немедленно заглушить двигатель.

Как греть

Казалось бы кратенькая такая рекомендация – на автомобилях с двигателями AMG не рекомендуется выходить на мощностные режимы до достижения температурой масла величины 20 °C. Речь идет именно о прогреве в режиме движения. На автомобилях AMG это сделать достаточно просто – температура масла отражается в стандартном меню бортового компьютера. На обычных моделях такой индикации нет. Ну да ладно – смысл не в этом. Из рекомендаций завода мы знаем, что в двигатели AMG допускается заправлять только масла с показателями 0W-40 или 5W-40. Вязкость масла при 20 °C нигде не оговаривается, но она составляет примерно 200…300 сСт для масел 0W-40 или 5W-40. Т.е. мы знаем, что при вязкости 200…300 сСт мы имеем полное право грузить мотор по полной, не боясь его повреждения или разрушения. Другое дело, что такая вязкость достигается для других масел при совсем иных температурах. Поскольку кривые изменения вязкости по температуре сильно разнятся от масла к маслу, примем для себя следующее допущение :

  • масла ХW-30 позволяют переходить в режим движения с высокими нагрузками при температуре масла 10…15 °C;
  • масла XW-50 придется греть градусов до 30, а «шестидесятки» – до 40 °C.

Владельцам AMG хорошо – можно достаточно точно поймать этот момент. Что делать простым обывателям на «гражданских» Мерседесах? Ведь температура масла не равна температуре ОЖ! Выход – греть двигатель с «запасом» – градусов до 40 (температура охлаждайки). Обычно это начало шкалы указателя температуры. Т.е. стрелка или столбик стали выше отметки 40 – можно и «притопнуть».

Итак, мы знаем три реперные точки нашего графика режимов прогрева моторного масла:

Точка минимальной температуры моторного масла, при которой возможен безопасный запуск; Точка, при которой двигатель можно выводить на мощностные режимы, не боясь его повреждений. Понятно, что речь идет о второй фазе прогрева – прогрева в движении. Суть в том, что фаза эта разбита также на две части – в первой части мы «тошним», не поднимая обороты выше 2000-2500, пока температура масла не достигнет 20 °C. Во второй части прогрева в движении мы можем себе позволить прибавить газу и даже обогнать трамвай ; Ну и более-менее всем понятная точка – нормальный рабочий температурный режим, когда температура масла равна или незначительно выше прогретого до рабочей температуры двигателя; Осталось найти четвертую точку. Это температура, до которой необходимо довести масло, прежде чем можно будет начать прогрев масла в движении. Теоретически это значение можно найти, рассчитать, логически предположить

Но для этого потребуется составить сложную методику расчета, которая будет принимать во внимание температуру масла при запуске, тип двигателя – дизельный или бензиновый, если бензиновый – то с наддувом или без, со впрыском во впускной коллектор или непосредственным впрыском, характеристику термостата, материал блока цилиндров, истинные вязкостные характеристики масла ну и много еще чего. Хорошо, ну пусть даже мы выведем гипотетическую температурную зону, до которой прогрев должен проходить на неподвижном авто, а после которой – в движении. Но за исключением AMG-моделей ни на одном Мерседесе нет указателя температуры моторного масла

А сопоставлять ее с температурой охлаждающей жидкости – значит вносить дополнительную погрешность

Но за исключением AMG-моделей ни на одном Мерседесе нет указателя температуры моторного масла. А сопоставлять ее с температурой охлаждающей жидкости – значит вносить дополнительную погрешность.

Вот тут и появляются две полярные точки зрения: первая – греть нельзя, пусковые обороты упали – и поехали; вторая – прогревать на холостом ходу как минимум до отрыва стрелки указателя ОЖ от упора, некоторые греют до рабочей температуры.

Основные причинные возникновения проблемы

  1. Использование автомобилистом низкокачественного смазочного вещества. Ведь именно не качественная смазка не сможет справиться с сильными температурными перепадами, так как в таких условиях смазка теряет свою вязкость и начинает гореть и испаряться.
  2. Не своевременная замена смазочного вещества. Устаревшее масло не способно нормально выполнять свои функции.
  3. Наличие неисправностей в системе охлаждения. Если в данной системе существуют проблемы с работой вентилятора, неисправностью гидромуфты или загрязнения радиатора, то эти неисправности могут вызвать кипение.

Причины и следствия сбоя в охлаждении

Есть несколько причин тому, что антифриз кипит. Наиболее частые:

  • Поломка термостата.
  • Неисправность помпы, радиатора либо вентилятора.
  • Низкий уровень жидкости в баке.

Иногда причиной сбоя в работе охлаждения может стать образовавшаяся воздушная пробка. Если есть видимые повреждения радиатора, помпы, термостата или вентилятора, то, скорее всего, они вызвали нарушение работы в системе охлаждения. Эту поломку определить и устранить проще всего. В этом случае критическое повышение температуры антифриза будет не больше, чем на десять минут. За такой промежуток времени системам автомобиля не будет причинён ущерб.

Низкий уровень антифриза

Иногда жидкость может закипеть из-за малого количества её в бачке. Такое может произойти от того, что заправка системы охлаждения была произведена не по уровню. Всегда нужно смотреть на стрелку корпуса бачка: она должна быть строго между отметками минимального и максимального объёма.

Другой причиной малого количества жидкости может стать банальная утечка

При этом стоит взять во внимание, что точка кипения антифриза под давлением выше, а значит, потеря давления уменьшит показатель

Сложности после замены жидкости

По прошествии времени тосол может поменять химический состав и, как следствие, свойства. Конечно, это может стать причиной закипания охлаждающей жидкости. В этом случае может потребоваться замена антифриза.

Даже если уровень новой жидкости в норме, могут возникнуть проблемы. Воздушная пробка в двигателе — одна из самых распространённых. От неё нужно избавиться, иначе тосол будет кипеть при более низкой температуре.

Другой проблемой после замены антифриза может стать низкое качество новой жидкости. Чаще всего недобросовестные производители разбавляют тосол водой. Конечно, такая жидкость дешевле, однако, она весьма неэффективна.

Другие причины

Нередко другими причинами неисправностей становятся проблемы с несовместимым водным насосом, большим количеством скопившейся грязи в радиаторе либо нарушенной циркуляцией воздуха. Для нормального обдува, на водяном насосе должен быть вентилятор с особым кожухом. В противном случае прогретый воздух будет поступать на насос. Также необходимо при замене подбирать лопасти нужной модели. Меньшие размеры могут не справиться, что в конечном счёте приведёт к снижению давления в системе.

Возможные проблемы после закипания

Механические поломки систем вентилятора или термостата позволяют быстро определить и устранить закипание жидкости. Аварийное повышение температуры тосола будет длиться в этом случае всего около десяти минут, не нанеся большого вреда системам автомобиля.

Если двигатель работает на горячем тосоле больше пятнадцати минут, могут возникнуть проблемы. За этот промежуток времени:

  • В основном радиаторе охлаждения повышается риск возникновения утечки.
  • Велик шанс повреждения патрубков охладительной системы. Это приводит к утечке тосола.
  • Кольца на поршне будут работать на износ. В этом случае они быстро подвергнутся усадке, что приведёт к повышению расхода жидкости в моторе во много раз.
  • Уплотнители и сальники перестанут выполнять свою функцию. Смазочное вещество начнёт быстро вытекать.

Длительная работа двигателя автомобиля (больше тридцати минут) при высокой температуре очень опасна. При этом может возникнуть:

  1. Взрыв двигателя. Это может произойти только при долгой работе на максимальной температуре.
  2. Оплавка поршней в моторном отсеке. Из-за высокой температуры элементы двигателя легко прогорают. В этом случае не избежать капитального ремонта.
  3. Повреждение и изменение формы головки блока цилиндров. Потребуется серьёзный ремонт.
  4. Разрушение перегородок между кольцами в двигателе. Части при этом сварятся между собой.
  5. Выход клапанов двигателя из строя. Придётся заменить части.
  6. Повреждение прокладки головки блока цилиндров. Будет необходимо производить замену уплотнителя и менять болты на головке.
  7. Разрушение гнёзд клапанов.

Подведение итогов

Температура кипения моторного масла достаточно сильно влияет на работу автомобильного мотора. Как видно из представленного выше материала чрезмерное повышение температуры смазочного вещества является достаточно опасным недугом, с которым может столкнуться каждый автомобилист. Снизить вероятность возникновения данной проблемы можно, выполняя своевременную диагностики автомобиля и используя только качественный смазочный материал.

Полезно знать: Температура закипания антифриза

Каждый автомобилист должен знать, что каждая марка масла имеет свой уровень кипения. Так температура кипения моторного масла 5w40 составляет +200, а температура кипения моторного масла 5w30 может доходить до + 207 градусов Цельсия.

Видео «Тестирование моторных масел?»

Срок годности моторного масла
Пользователь Denis МЕХАНИК в своем ролике протестировал разные марки жидкостей и рассказал о результатах испытаний.

Если вы ни разу не сталкивались с закипанием масла в ДВС, то я могу сделать один из двух выводов – либо вы отличный хозяин и хорошо заботитесь о своем автомобиле, либо вам просто до сих пор везло. На самом деле, проблема весьма распространенная. Как наступает весеннее-летний период, так клиентов у нас в СТО прибавляется. Люди обращаются именно с этим вопросом.

Стоит сказать, что закипеть смазка может даже у очень рачительного и щепетильного автомобилиста. Причин для этого масса, начиная от покупки некачественной смазки и заканчивая проблемами с движком. Поскольку закипание масляного состава может привести к серьезным последствиям, необходимо четко ориентироваться в вопросе и знать, какая температура кипения установлена для конкретного масла. Итак, давайте об этом поговорим в представленной статье.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]