Здравствуйте, дорогие друзья! Предлагаю сегодня вместе со мной обсудить такую тему как стук клапанов на горячем двигателе. Вы наверняка знаете, что такое ГРМ, что значит эта аббревиатура и для каких целей служит газораспределительный механизм.
Одним из ключевых компонентов ГРМ выступает именно клапан. Помимо клапанов, в составе узла присутствуют толкатели, гидрокомпенсаторы, коромысло, шланги и пр. Также не забывает про распределительный вал, или просто распредвал. Именно он отвечает за то, чтобы каждый из элементов ГРМ работал правильно.
Суть работы механизма заключается в том, что вал осуществляет вращения и активно взаимодействует своими кулачками с толкателями. Последний поднимается вместе с так называемой штангой. Верхний край штанги воздействует путем давления на плечо коромысла. Оно, в свою очередь, по мере вращения открывает группы впускных и выпускных клапанов, расположенных в ГБЦ.
При этом в составе автомобиля или мотоцикла автомобилисты могут замечать, как начинают на прогретом и горячем моторе стучать клапана. Нужно знать возможные причины и дальнейшие действия со стороны автовладельца.
Признак основательного износа клапанов
Правда, по мере вырабатывания рабочего ресурса данная картина плавно изменяется в худшую сторону. Чудес не бывает, и основательно износившиеся металлические детали начинают все отчетливей и пугающе грохотать, рокотать и позвякивать.
- Подобные перемены в функционировании двигателя служат признаками нарастающего разрушения клапанов.
- В этом материале речь пойдет о том, по каким причинам раздается стук клапанов в двигателе и что нужно сделать, чтобы покончить с данным тревожным явлением.
Неисправные свечи зажигания
Если автовладелец использует свечи, отличные от рекомендованных производителем, это может вызвать стук. Свеча имеет определенный диапазон нагрева, что означает, что она забирает тепло из камеры сгорания.
Использование неправильной детали может помешать нормальной работе. Двигатель также часто стучит, когда зазор между свечами зажигания установлен неправильно.
Устранить такие проблемы с двигателем обычно довольно просто, и большинство владельцев автомобилей могут сделать это сами. В других случаях может быть разумным обратиться к профессиональному технику.
Характерный звонкий стук ломающихся клапанов
Малоопытным автолюбителям бывает очень не просто по одному лишь характеру звука выявить тот сегмент силовой установки, который начал работать нештатно.
Слишком много в современной машине узлов и агрегатов, и во всех мелочах изучить особенности их функционирования при сильном износе способен лишь водитель, преодолевший не одну сотню тысяч километров.
В то же время стучащие клапаны несколько выделяются на фоне прочих выходящих из строя механизмов. Клапаны издают звенящий звук, напоминающий стук железного прута по рельсе. Исходит такой шум из области ГРМ.
Важно отметить, что падение или нарастание оборотов мотора никоим образом на интенсивность данного звука не влияет.
Типовые причины звона «пальцев» при нормальной работе ДВС
Если стучат «пальцы» при разгоне в «Калине», возможно, вышел из строя ДМРВ. Если он работает неправильно, тогда ЭБУ будет получать неверную информацию и отдавать неправильные команды. Еще одна причина – неверно выставленный угол опережения зажигания. По этой причине точка, в которой топливо будет сгорать максимально, близится в ВМТ. Это ведет к повышенному давлению в камере сгорания. Если стучат «пальцы» при разгоне на «Форде Фокусе», то, возможно, вышел из строя датчик гашения детонации. Обязательно стоит проверить данный элемент. Если он перестал работать, его следует заменить.
Трудность выявления конкретной неполадки клапанов
Если же автолюбитель сумеет безошибочно распознать, что стук раздается точно из области расположения клапанов, то выявить конкретную причину данной неисправности смогут лишь те, кто имеют солидный опыт ремонта двигателей, в том числе капитального.
При всем этом даже начинающий автомобилист может воспользоваться четкой схемой поиска источника проблем, благодаря которой удается практически безошибочно указать на неполадку, вызвавшую стук.
Алгоритм диагностических процедур
Последовательность операций в данном случае выглядит следующим образом:
- Следует поднять капот и открутить колпачок на горлышке, в которое заливается машинное масло;
- Далее нужно вслушаться в работу мотора. Обычно нарастание интенсивности стука при снятой крышке определенно свидетельствует о том, что первопричиной наблюдаемых проблем являются клапаны;
- Внести дополнительную ясность в диагностику подобных неполадок позволит стетоскоп, который необходимо разместить в непосредственной близости от вероятного источника проблем с механикой.
Ижевские прицепы для легковых автомобилей: характеристики, отзывы владельцев
- Рено Логан;
- Шевроле Нива;
- ВАЗ 2114;
- Лада Приора;
- ВАЗ 2106;
- Форд Фокус;
- ВАЗ 2109;
- Опель Астра;
- Дэу Нексия;
- Ниссан Альмера;
- Рено Сандеро;
- Чери Амулет и пр.
Не стоит думать, что решить проблему со стуком очень просто. Допустив ошибку, вы только усилите шум, и спровоцируете ухудшение ситуации. Потому новичкам за подобную работу браться не рекомендуется.
Прежде чем приступать к разборке, обязательно почитайте руководство по эксплуатации конкретно к вашему авто.
Если говорить об общей схеме ремонта, то ее можно описать примерно следующим образом:
Топ-5 причин стука клапанов
Наиболее распространенные причины того, что клапаны начинают досаждать и пугать странными звуками, таковы:
- Меняется размер технологического зазора, который должен отделять толкатели от клапанов. Во время комплектации машины на конвейере данный зазор подвергается точной настройке. В том случае, если в результате долгой эксплуатации двигателя данный зазор выходит за допустимые рамки, неизбежно следует характерный стук с металлическими нотками.
- Стук в области клапанов является следствием покупки дешевого некачественного горючего. Платой за такую экономию становятся проблемы с двигателем. Дабы предотвратить их, следует точно выполнять указания насчет подбора топлива, приведенные в автомобильной документации. При наименее благорприятном развитии событий вполне может произойти так называемая детонация двигателя. Этот разрушительный процесс неизбежно повлияет на работоспособность клапанной системы.
- Нередко происходит так, что клапаны начинают стучать лишь при наборе скорости или при очень быстрой езде. Это является следствием снижения масляного давления в смазочных моторных агрегатах.
- Когда стук дает о себе знать после обновления ремня газораспределительного механизма, то это значит, что шкив был смонтирован с ошибками. В результате он работает нештатно, что приводит к разрегулировке клапанного механизма.
- В число наиболее распространенных причин стука входит банальный износ клапанов после прохождения машиной определенного километража. В данном случае имеет место выработка заводского ресурса, и единственным эффективным способом решения этого вопроса является полное обновление изношенных деталей.
Поломка двигателя после расширения зазора
Практика показывет, что главной причиной стука клапанов становится разрегулировка зазора, который размежевывает кулачки на распредвале и рычажки.
- Выход зазора за нормальные параметры выливается в стук кулачка о рокер.
- Данный звук чем-то напоминает железное бряцанье, издаваемое молотком и зубилом.
Вследствие расширения зазора происходит стремительная амортизация силовой установки, чреватая губительными для мотора явлениями.
У целого ряда моделей данный зазор имеет одинаковые размеры, однако в некоторых случаях инженеры устанавливают уникальный параметр.
Зажатие и неполное закрытие клапана
Важно отметить, что сужение зазора тоже неблагоприятно отражается на функционировании клапанного механизма. При таком развитии событий возникает риск зажатия клапана, а позже неполное закрытие войдет в порядок вещей.
Дальнейшее использование двигателя с недостаточно запирающимися клапанами приведет к падению компрессии и чрезмерному нагреву мотора.
Необходимость периодической регулировки зазора
Если в такой ситуации вовремя не принять меры по обслуживанию и восстановлению клапанной системы, то дальше следует ждать стопроцентного выхода из строя цилиндров.
- Причем вовсе не факт, что перестанут функционировать лишь некоторые из них, поскольку нередко отказ происходит сразу во всем блоке цилиндров.
- Дабы не оказаться в столь плачевном положении, выходом из которого станут дорогостоящий вызов эвакуатора и разорительный капитальный ремонт, нужно регулярно проверять ширину зазоров и при необходимости ее подправлять.
В таком сервисе машина обычно нуждается после каждых пятнадцати тысяч километров пробега.
Как заменить изношенное уплотнение штока
Часто можно заменить изношенные уплотнения штока, не снимая головку цилиндров.
Некоторые СТО заполняют камеру сгорания сжатым воздухом, чтобы удерживать клапан на месте при замене уплотнений. Дома у вас может не быть сжатого воздуха, но вместо этого вы можете использовать гибкий кабель или аналогичный мягкий толстый шнур.
- Установите трансмиссию на парковочную (автоматическая) или нейтральная (ручная), и установите экстренные тормоза (Ручной тормоз).
- Снимите свечу зажигания с цилиндра, с которым вам нужно работать.
- Поверните поршень, над которым вы будете работать, на НМТ (нижняя мертвая точка). Вращайте коленчатый вал, используя гнездо и перемычку на переднем болте коленчатого вала. При необходимости удалите все свечи зажигания, чтобы было легче вращать коленчатый вал.
- Заполните цилиндр примерно 5 футами шнура. Используйте большую отвертку, чтобы протолкнуть шнур через отверстие свечи зажигания. Конец шнура должен висеть в отверстии свечи зажигания после заполнения цилиндра, чтобы потом можно было вытащить его.
- Поднимите поршень до ВМТ (верхней мертвой точки), повернув коленчатый вал вручную. Это позволяет шнуру прижиматься к клапану и удерживать его на месте.
- Теперь вы можете использовать пружинный компрессор для замены уплотнения клапана.
- Установите новое уплотнение.
- Установите на место остальные компоненты.
- Поверните поршень в сторону нижней мертвой точки и снимите трос.
При необходимости обратитесь к руководству по ремонту вашего автомобиля.
Загрязненная свеча зажигания из-за утечек масла может стать причиной пропуска зажигания.
Фото-инструкция по регулировке клапанов в двигателе
Подведем итоги
Появление стука клапанов указывает на необходимость скорейшего решения данной проблемы. Кроме увеличения зазора причинами повышенного шума могут быть:
- изношенные кулачки распредвала;
- сломана клапанная пружина;
- появился дефект направляющей втулки клапана;
- произошло ослабление ремня/цепи ГРМ;
- наблюдается снижение эффективности подачи смазки через каналы распредвала на ножки клапанов;
- возникли проблемы с фиксацией распредвала;
Для качественного ремонта потребуется разобрать двигатель (снять клапанную крышку или ГБЦ), после чего производится дефектовка распределительного вала и других элементов ГРМ. Добавим, что своевременная профессиональная регулировка клапанов позволяет существенно увеличить ресурс газораспределительного механизма и самого ДВС.
Отрегулировал клапана по мануалу, выставил 0,4 мм зазор. Но машину теперь не узнать. Если раньше было легкое постукивание, то теперь конкретный стук. Стучит настолько сильно, что даже как-то страшновато ездить. Короче двигатель работает хрен пойми как. Вот здесь на видео можно посмотреть:
Нужен совет! Что с этим можно сделать? Насколько опасно так ездить?
Что с ними не так
Теперь опишем распространенные причины, объясняющие, почему стучат клапана. У современных двигателей распредвал расположен сверху, его кулачки толкают клапана посредством стержней – простой, наилучший механизм. Стержни называются толкателями.
- Между кончиком толкателя и кулачком всегда есть минимальный зазор, регламентируемый производителем. Увеличение зазора является одной из причин, объясняющей, почему стали стучать клапана. При уменьшении зазора постукивание также появится, а клапан может со временем перестать плотно закрываться.
- Другой возможной предпосылкой монотонной клапанной песни может стать детонирующий двигатель, например, из-за плохого бензина.
- Если стучат клапана только при разгоне, скорее всего, это происходит из-за увеличенных оборотов мотора при недостаточном давлении масла.
- Неисправность может проявляться из-за плохо натянутого ремня ГРМ.
- Наконец, это просто износ деталей, либо кулачков вала.