Вопрос обеспечения безопасного и быстрого запуска двигателя мотора волнует каждого автомобилиста. И ведущую роль в этом вопросе играет именно пусковая система автомобиля, которая по сути является своеобразным стартом при эксплуатации автомобиля. По этой причине чтобы не получилось неприятных ситуаций данная система всегда должна находится в исправном состоянии. И особое внимание при этом нужно уделять такому элементу системы зажигания как трамблер. Такой механизм можно назвать незаменимым в общей конструкции, а по сему, очень важно понимать признаки его неисправностей и хорошо разбираться в том, как в дальнейшем их можно устранить.
Какие признаки неисправностей трамблера?
Прерыватель-распределитель, а на самом деле так и звучит трамблер по-настоящему, является уникальным механизмом, который призван определять момент формирования в системе высоковольтных импульсов. Трамблер применяется для того, чтобы распределять сформированное электрическое зажигание по цилиндрам двигателей инжекторного и карбюраторного вида. Функции у трамблера сводятся к прерыванию первичной цепи зажигания и распределению между свечами цилиндров энергии в определенном количестве. В первом случае также трамблер обеспечивает в первичной обмотке катушки колебания, за счет которых и появляется высокое напряжение. Что касается признаков неисправности с таким элементом, то они могут быть следующими:
- Мотор дергается непривычно и ненормально;
- Силовой агрегат не заводится;
- Появляется стук поршневых колец в процессе набора скорости;
- Медленный набор скорости;
- Увеличение расхода топлива.
Но главное в этом вопросе и то, что даже при наличии любого из этого фактора нельзя быть полностью уверенным в том, что проблема скрывается именно в распределителе зажигания. Но тем не менее, если они возникли обязательно следует что-то предпринять. А лучше всего заранее начать готовится к тому, что вероятнее всего трамблер придется ремонтировать.
Признаки и причины неисправности крышки трамблера
На примере крышки распределителя зажигания (трамблера) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 разберемся по каким признакам можно определить ее неисправность и в чем их причина.
Признаки и причины неисправности крышки трамблера
Признаки неисправности крышки трамблера
— Двигатель автомобиля не запускается. Особенно в сырую погоду.
— Двигатель автомобиля запускается и глохнет.
— Двигатель «троит» на холостых (не работает либо один цилиндр, либо они отключаются по очереди).
— Непрогретый двигатель «троит» на холостых, но по мере прогрева обороты стабилизируются.
— В выхлопной трубе глушителя слышны хлопки.
Провал при нажатии на педаль газа при трогании с места или попытке ускорится в движении.
— Двигатель дергается во время движения.
Причины неисправности крышки трамблера
1. Крышка трамблера «пробита».
«Пробита» — прогорела крышка трамблера от постоянной утечки тока на «массу» по ее поверхности. Через трещину ток высокого напряжения целиком или частично уходит на «массу», а не на свечу. В результате искра между электродами свечей слабеет или пропадает вовсе. А это перебои в работе двигателя на всех режимах работы, нарушение горения топливной смеси и пр. Место «пробоя» иногда можно увидеть визуально, иногда трещину приходится искать путем тщательного осмотра.
Аналогичная ситуация может возникнуть если крышка сырая или грязная, так как сырость и грязь хорошо проводят ток. В таком случае бывает достаточно протереть ее сухой тряпкой чтобы устранить проблему.
2. Неисправен контактный подпружиненный уголек.
Он является частью центрального контакта крышки на который присоединяется бронепровод с катушки зажигания и через него ток высокого напряжения поступает на бегунок распределителя.
Уголек в крышке трамблера может разрушится, зависнуть или стереться от длительного использования. При этом нарушается подача тока высокого напряжения от катушки на распределитель зажигания. Снижается мощность искры на электродах свечей зажигания или она пропадает вовсе.
Уголек в крышке трамблера бесконтактной системы зажигания карбюраторного двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099
См. «Контактный уголек в крышке трамблера, для чего нужен?».
3. Износ или окисление контактов.
В процессе эксплуатации как внешние так и внутренние контакты крышки трамблера разрушаются от постоянного воздействия тока высокого напряжения. Помимо этого возможно их сильное окисление. В результате нарушается подача тока , либо возрастает сопротивление в электрической цепи. Искра на свечах то пропадает, то появляется или слишком слабая. Топливная смесь сгорает неэффективно, либо вообще не сгорает.
Как следствие появляются признаки перечисленные в начале статьи.
Элементы крышки трамблера
Для устранения всех перечисленных неисправностей самое оптимальное купить и установить новую крышку. В качестве временной меры может помочь зачистка контактов и замена уголька. В случае «пробоя» крышку придется менять однозначно.
Так же следует учитывать, что аналогичные признаки неисправности могут иметь место при выходе из строя высоковольтных проводов, катушки и свечей зажигания.
Примечания и дополнения
— Как работает крышка трамблера? Электрический ток высокого напряжения с центрального вывода катушки зажигания по бронепроводу подается на центральный вывод крышки трамблера, далее через подпружиненный контакт (уголек) на распределитель (бегунок). Вращаясь, бегунок передает его на один из боковых контактов в зависимости от порядка работы двигателя. С бокового контакта через высоковольтный провод ток поступает на свечу зажигания.
— Косвенно к неисправностям крышки трамблера можно отнести неправильно присоединенные к ней провода.
Еще информация по теме в нашей группе ВКонтакте —
Twokarburators VK , на Фейсбук Twokarburators FB , а так же в Одноклассниках — Twokarburators OK
Еще статьи по системе зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Почему одна свеча в двигателе черная, а остальные нет?
— Зачем нужны отверстия в крышке трамблера?
— Конденсатор трамблера зачем он нужен?
— Чем различаются свечи зажигания для инжекторного и карбюраторного двигателя?
— Неисправности трамблера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Как отремонтировать трамблер?
Когда были выявлены неполадки в работе трамблера необходимо начинать готовиться к ремонту элемента. И первое, что необходимо в этом случае делать, так это правильно демонтировать трамблер. Чтобы сделать это для начала нужно проверить нет ли искр на работающем силовом агрегате. Если искры есть, то это говори о нарушении изоляции. После выполнения такой проверки нужно снять с клеммы АКБ провод минус. От самого трамблера отсоединить высоковольтные провода и шланг вакуума. Вынуть трос из привода дроссельных заслонок и снять кронштейн. Нанести на крышку трамблера и приводы вспомогательных устройств метки, чтобы сохранить стартовый момент зажигания. Отжать отверткой фиксатор разъема и вытащить провода. Затем вытащить резиновую заглушку и прокрутить коленвал так, чтобы в мертвой точке оказался поршень первого цилиндра. Добиться совпадения риски маховика со средним делением на шкале корпуса. На последнем этапе владелец авто должен открутить гайки вместе с крышкой элемента и вынуть сам элемент. Установку устройства необходимо совершать аналогично. но в обратной последовательности.
Подробнее о замене крышки трамблера в этом видеоролике:
Опубликовано: 15 февраля 2022
Крышка и признаки ее неисправности
Отдельно выступают симптомы, которые явно указывают на проблемы с крышкой. Опытные автомобилисты их сразу различают.
- «Троение» силовой установки во время движения автомашины, особенно в сырую, дождливую погоду.
- Обороты по ходу движения не набираются.
- Увеличение вышеописанных симптомов после езды автомашины по лужам.
Самостоятельный ремонт и наладка автомобильных комплектующих в любом случае намного лучше, чем полная переборка машины или замена дорогостоящих запчастей. Крышку трамблера желательно осмотреть самому под хорошим освещением.
Следы от пробоев, налет, посредственное состояние покрытия, наличие влаги или конденсата внутри распределителя – все это может свидетельствовать о неисправности крышки.
Неисправности крышки
Сами микротрещины могут и не виднеться с первого раза, но их наличие уже достаточно для некорректного функционирования автомобиля.
Устранение дефектов – это ответственный процесс. В случае с крышкой распределителя эпизодически можно покрывать поверхность герметиком на основе силикона или убирать налет с контактов. Но если неисправности более сложного характера, поможет только полная замена крышки.
Замена крышки
Замена ее не является кропотливой операцией, однако стоит проявить рабочую внимательность. Стоит помнить, что порой нюансы решают все для новичка, решившего заняться авторемонтом самостоятельно. Например, если неправильно соединить бронепровода к цилиндрам, последние просто не будут работать.
Последовательность соединения бронепроводов отмечена, по обыкновению, на самом ДВС или ее можно найти в книге по эксплуатации автомобиля. Все равно, как ни крути, проще сделать отметки на самих элементах в процессе их замены. Это рекомендуют делать сами мастера.
Как правило, в документации некоторых моделей авто обозначается местоположение только одного бронепровода, идущего на 1-й цилиндр. Остальные провода устанавливаются самим автовладельцем против вращения ЧС.
Вся операция занимает не больше 30 минут. Цена новой крышки колеблется в пределах 5 тыс. рублей, что совсем недорого. После того, как крышка будет заменена, не лишним станет обработка всех бронепроводов и поверхности крышки особым составом, в разы минимизирующим вероятность попадания внутрь влаги.
В процессе обновления крышки или бегунка снятие трамблера не потребуется. Крышка демонтируется после отсоединения всех бронепроводов.
Особенности эксплуатации крышки распределителя зажигания
«Больное место» крышки и ротора распределителя зажигания это впрессованные в нее электроды. По причине того, что между ними и центральным электродом бегунка нет прямого контакта, и искра проходит при их сближении по воздуху, электроды достаточно быстро обугливаются.
Подержанную крышку распределителя зажигания для Ferrari 458 с двигателем V12 можно приобрести за 608 долларов
Для надежной работы крышки распределителя необходимо содержать ее в чистоте снаружи и внутри. Требуется регулярно проверять состояние электродов. При образовании на них нагара или окисла контакты зачищаются плоским надфилем. Использовать наждачную бумагу нежелательно из-за вероятности попадания в механизм распределителя абразивных частиц. Также стоит следить за общим состоянием и подвижностью контакта («уголька») центрального электрода крышки.
Устройство и принцип работы крышки распределителя зажигания
Крышка распределителя – формованная деталь из не проводящего ток материала, в которую запрессованы металлические контакты – центральный и боковые электроды. Количество боковых электродов соответствует количеству свечей (а не цилиндров — ведь существуют двигатели, в которых на каждый цилиндр приходится больше одной свечи). С внешней стороны крышки к центральному электроду присоединяется высоковольтный провод от катушки зажигания, а к боковым — высоковольтные провода, ведущие к свечам. Внутри крышки центральный контакт снабжен клеммой с подпружиненным контактным элементом («угольком»), передающим напряжение на центральный контакт ротора распределителя зажигания.
При установке крышки распределителя важен не только порядок подключения свечных проводов, но и ориентация крышки относительно «носа» бегунка
Крышка распределителя зажигания крепится к корпусу распределителя при помощи защелок или (и) винтов. Для предотвращения образования конденсата под крышкой в ней имеется вентиляционное отверстие.