О чем говорит цвет нагара на свечах зажигания
В старых автомобилях была нормальной практика прокалки свечей зажигания. Что она означала? Пользователь выкручивал их и прокаливал на огне горелкой для выжигания образовавшегося налета из углеводородов. Достаточно было подержать несколько минут, а затем дать остыть и очистить механическим путем, не нарушая зазора и целостности деталей. Это было нормально, но разве такие признаки могут быть нормальными для современного автомобиля? Цвет свечей зажигания на самом деле имеет большое значение и опытному водителю со стажем скажет о наличии дефектов. Черный нагар разных оттенков опытному мастеру может указывать на следующие признаки:
- плохое качество горюче-смазочных материалов;
- плохое прилегание колец к стенкам цилиндра;
- низкое качество или износ самих свечей зажигания.
Новичок вред ли поймет и сможет отличить разницу, но то, что она мокрая или сухая, увидит каждый. Что же это означает, это отдельный вопрос, потому что причин может быть несколько. Белый нагар также не несет ничего хорошего и имеет свои причины.
Разновидности нагара
Да, действительно, черный нагар на свечах зажигания значит многое. Особенно это касается отечественных автомобилей ВАЗ 2109, 2114 и прочих марок. Чтобы разобраться с последствиями, необходимо изучить все состояния свечей зажигания, в котором они пребывают в двигателе. Итак, свеча бывает со следующими признаками:
- Полностью сухая и нет следов нагара – такое состояние говорит об отсутствии каких-либо проблем с ДВС или они были совсем недавно вкручены и не выработали срок для определения состояния.
- Мокрая – неполадки с карбюратором, который льет в цилиндр чрезмерное количество топлива.
- Сухой рыхлый – длительная работа на обогащенной топливом смеси, неполное выведение из цилиндров отработанных газов.
- Масляный черный – цвету нагара соответствует своя проблема. Но важно учитывать не только цвет, но и структуру. Масло вообще никак не должно проникать в цилиндры.
Каждое состояние свечи говорит о многом. Это касается абсолютно всех автомобилей, просто в старых выражено яркой по причине срока службы. Старые свечи необходимо своевременно заменять.
Какой цвет не опасен
Работоспособность бензинового двигателя напрямую зависит от состояния свечных электродов. Их поверхность должна быть окрашена в грязно-коричневый оттенок, без масляных следов и элементов сажи.
Если поверхность свечи зажигания изменена, то рекомендовано осуществить внеплановую техническую диагностику, позволяющую обнаружить причину таких неполадок. Провоцировать подобные изменения могут различные отделы бензинового двигателя.
Различают несколько вариантов окраски, которые покрывают искровые электроды. К ним относят:
- Серый;
- Белый;
- Терракотовый;
- Красный;
- Чёрный.
Верхняя часть свечи может быть покрыта различными отложениями. Чаще всего она подвергается масляным отложениям или толстому слою сажи. Подобные изменения указывают на серьезные неполадки в работе двигателя.
Черный нагар на свечах зажигания причины
На вашем автомобиле одна черная свеча зажигания или их закидывает копотью и маслом все? Не медлите, потому что в двигателе автомобиля нарастает проблема, которая может стать причиной более серьезной поломки. Цветовое состояние этой запчасти говорит о многом, поэтому рекомендуется обратиться к опытным профессионалам в сервис. К сожаленью, есть немало причин, из-за который возникает нагар на свечах. Рассмотрим их поподробнее с указанием более точных признаков дефекта.
Идеальным состоянием двигателя является сухая свеча, если, конечно, деталь была установлена уже давно и машина на ней изрядно поработала. Сухость должна быть на всех цилиндрах, что также может стать одним из способов диагностирования. Иногда перед самой продаже машины бывшие владельцы устанавливают новые свечи, чтобы прикрыть проблемы. Но даже за короткий срок на них обязательно появятся какие-то следы.
Если свеча чернеет быстро, буквально за несколько поездок, то стоит бить тревогу. В двигателе развивается проблема, которая может стать критичной. Нагар может появляться как по причине поломки в силовом агрегате, в частности, износ поршневой пары, неправильная настройка угла зажигания, некорректная работа топливной системы и многое другое. Важно не перепутать, потому что чернеть свеча может совершенно по разным причинам и неверное направление при ремонте может стать причиной дополнительных проблем. Лечить черный нагар нужно грамотно. Рассматривая исключительно поломки в двигателе, то причины могут быть следующими:
- прогар клапана;
- несоответствие по калильному числу;
- неправильный угол зажигания;
- сильно обогащенная топливная смесь;
- засоренный воздушный фильтр;
- повышенное давление в топливной рампе;
- низкая компрессия;
- недостаточная самоочистка;
- несоответствие качества топлива;
- дефекты в самой свече.
Черные свечи зажигания. Причина — прогар клапана
Каждый цилиндр двигателя оборудован впускными и выпускными клапанами. В процессе работы внутри создается огромная температура, соизмеримая с температурой плавления металла. Это приводит к возникновению сопутствующих проблем. Например, возникает прогар клапана. Свечи зажигания покрываются черным налетом из-за прогара клапанов, но почему он возникает, собственно говоря? Чтобы устранить проблему, необходимо капнуть глубже и узнать, почему свеча на инжекторе почернела, и почему произошел прогар клапана? В такой ситуации проводится диагностика, и опытный мастер определяет одну из следующих первопричин:
- клапаны пережаты;
- имеет место износ направляющей втулки;
- поврежден стержень клапанов.
Также закопченные свечи зажигания могут быть по причине работы на сильно обедненной смеси. В особенности такой дефект проявляется на машинах, на которых смонтировано газобаллонное оборудование. Конкретная причина выясняется при детальной разборке и диагностике.
Свечи зажигания — черный нагар из-за несоответствия по калильному числу
Свеча не является идеальным изделием, которое имело бы одинаковые характеристики. Производители изготавливают их разными, и одной из характеристик является калильное число. Оно отражает промежуток времени, за который свеча полностью переходит на калильное зажигание, то есть для поджига топлива искра уже практически не нужна. Оно воспламеняется за счет нагретых до раскаленного состояния свечей. Соответственно, чем больше этот временной интервал, тем дольше нужно на нее воздействовать, чтобы прокалить докрасна. Если на вашем автомобиле установлены свечи с малым калильным числом, то они прогреются быстро и нарушится режим работы ДВС. Когда водитель заметит эту проблему? Не сразу, потому что на малой мощности мотор работает нормально. При увеличении скорости и росте температуры мощность падает, а топливо расходуется впустую.
Почему чернеют свечи зажигания при позднем зажигании
Чтобы определить позднее зажигание, как основную причину почернения свече, необходимо наблюдать за ними. На них постепенно будет образовываться, и усиливаться черный налет. Позднее зажигание будет способствовать нарушению работы ДВС. Это будет не только видно на свечах, но также будет ощущаться на слух. Мотор начинает слегка вибрировать, так как газы внутри цилиндра не успевают выходить наружу и ударяются в выпускной клапан. Зажигание должно быть настроено так, чтобы топливо успевало поджигаться, сгорать с высвобождением нужной энергии и выталкиваться наружу через клапан. Для этого используется датчик холла и установлен сложный блок управления. Работа системы впрыска и поджига синхронизируется для обеспечения наибольшей эффективности.
Богатая топливовоздушная смесь
Двигатель современного автомобиля имеет очень тонкие настройки. В нем должны быть идеально настроены все процессы, чтобы на валу обеспечивалась максимальная мощность на протяжении всего рабочего цикла. Это касается и степени обогащения топлива кислородом. Оптимальным соотношением кислорода и топлива является 15:1, то есть, используется 15 объемов воздуха и только 1 – бензина. Если эта концентрация изменяется, количество топлива увеличивается, то смесь становится богатой. При ее сгорании в цилиндре образуется больше нагара и копоти, поэтому свечи черные. Увеличенное количество продуктов сгорания не успевают покидать объем и не догорают полностью, оседая на стенках деталей.
Забитый воздушный фильтр
Для нормальной работы двигателя внутреннего сгорания требуется много кислорода. Как было сказано ранее, нужно только 1/15 часть объема топлива для получения оптимального соотношения. Нарушить этот баланс можно двумя способами: дать больше положенного топлива или впустить в мотор меньше воздуха. Вторая более вероятна, так как воздушный фильтр как раз и становится единственной преградой на пути воздушного потока. Черный нагар образуется в результате нарушения цикла сгорания топлива, и формируется из недогоревших продуктов в виде сажи.
Проблемы с системой зажигания
ДВС следует рассматривать как швейцарские часы. Все процессы должны быть идеально настроены, чтобы на нем можно было получить максимальную мощность и выносливость под нагрузками. Базовая или первичная настройка времени поджига топливной смеси в цилиндрах выполняется заводом производителем авто. При работе это происходит автоматически, за счет системы датчиков и отлаженных специалистами алгоритмов. Например, слишком позднее зажигание вполне может стать причиной образования черного налета, так как все топливо не успевает сгореть, а в живом виде вылетает в выпускной коллектор.
Избыточное давление в топливной рампе
Топливная рампа является регулятором давления потока горючей жидкости, которая затем направляется к форсункам для впрыскивания. От него напрямую зависит эффективность работы ДВС и состояние его деталей. РДП дозировано подает топливо к распылителям, но настройки устройства могут изменяться. Делается это для обеспечения максимальной мощности силового агрегата. Предел регулирования небольшой, так как малейшие изменения уже приводят к существенному изменению рабочего цикла. Одновременно с образованием нагара на свечах, также проявляется неустойчивая работа двигателя, увеличивает расход топлива, медленная реакция на педаль газа, отсутствие разгона.
На свечах черный нагар вследствие плохой самоочистки
Чтобы мотор работал долго и ровно, производитель придумал специальный режим – самоочистку. Это процедура, при которой в цилиндрах температура повышается до высоких значений. Свечи при этом нагреваются до 400 градусов. Все образовавшиеся на них углеводородные отложения самопроизвольно сгорают. По различным причинам этот режим работы может нарушиться, что и приводит к недостаточной очистке свечей. Перевести в этот режим можно практически любой автомобиль. Для этого достаточно разогнаться до максимальной скорости, но безопаснее дать газку на пониженной передаче, чтобы число оборотов держалось не менее 5 тыс.
Почему свеча черная при потере компрессии
Еще одной причиной образования черного налета на свечах зажигания является низкая или недостаточная компрессия. Этот дефект проявляется сразу несколькими признаками:
- Снижение мощности, потому что цилиндр не герметичен и давление стравливается в полость, а не идет на вращение поршня.
- На свечах образуется масляный налет и черная копоть, потому что при сгорании масла выделяется много продуктов, которые и оседают на стенках.
- Ухудшение качества выхлопа и машина начинает «коптить» в прямом смысле слова.
Почему свеча зажигания черная из-за неподходящего бензина
Бензин бензину рознь. Этот вид топлива бывает разный в зависимости от исходного качества нефти. Но в результате возгонки он должен полностью соответствовать стандартам. Поэтому существует две основные причины снижения его качества: нарушение технологии производства и разбавление уже после возгонки. Чем больше октановое число, тем лучше и при более высокой температуре сгорает бензин. При его разбавлении эффективность снижается, но возрастает количество продуктов сгорания, которые остаются на стенках в виде сажи.
Почему на мотоблоке черная свеча
Существует техника, на которой свечи зажигания черные и это считается нормальным состоянием. Конечно, не совсем правильно, но зато решается масса других задач. Жертвуя сроком службы поршневой и свечей, производители упростили конструкцию. Как известно, в малом двигателе нет системы охлаждения и смазки. Она подается в цилиндр вместе с топливом, что и делает агрегаты более мобильными и компактным. Чтобы мотоблоки работали нормально, нужно периодически очищать свечи от налета.
Дефекты свечей
Не следует рассматривать в качестве причин почернения свечей зажигания только проблемы в ДВС. Это явление может возникать также из-за наличия дефекта в самих свечах. Она представляет собой устройство, состоящее из нескольких элементов. При несоблюдении технологии производства или использовании изношенных могут проявляться различные дефекты.
Светлые электроды
Белые или светло-серые свечи зажигания во всех цилиндрах – признак обеднения топливовоздушной смеси, которую подает инжектор либо карбюратор. Причем юбка, площадка возле электродов и резьбовая часть абсолютно сухая, без следов масла.
Почему подается бедная горючая смесь:
- лямбда – зонд неправильно информирует блок управления о количестве кислорода в выхлопных газах, причина– износ датчика;
- неисправные либо засоренные форсунки;
- некорректные настройки карбюратора или забитые топливные жиклеры;
- недостаточное давление в топливной рампе инжектора;
- проблемы с регулятором холостого хода;
- подсос воздуха под коллектором либо в другом месте;
- неудачный чип-тюнинг контроллера, сделанный хозяином автомобиля.
Обедненная смесь не представляет особой опасности для работающего двигателя, зато приносит дискомфорт водителю. Машина медленно разгоняется, плохо «тянет» и дергается – налицо недостаток горючего. Как ни странно, явление вызывает повышенный расход бензина – автолюбитель, желающий добиться лучших показателей динамики, сильнее и чаще нажимает педаль акселератора.
Примечание. Зачастую светлый оттенок рабочих электродов объясняется видом применяемого топлива. Если автомобиль эксплуатируется на метане либо сжиженном газе (пропан-бутановой смеси), такой окрас считается нормальным.
Что делать если появился черный налет
Наличие черного налета на свечах зажигания не является нормальным состоянием детали. Он обязательно связан с какой-либо проблемой в ДВС, топливной системе или зажигании. Необходимо оперативно реагировать, чтобы проблема не стала более серьезной. Первым делом нужно выяснить, почему чернеют свечи, и устранить первопричину. Если запчасть еще нормальная, то произвести ее чистку от нагара. Можно использовать специальные средства или применить дедовский проверенный метод – прокалку горелкой.
Выводы
Анализ данной проблемы и опыт автомобилистов говорят о том, что визуальная диагностика покрытых копотью свечей зажигания – прекрасный метод не пропустить начало проблем с топливной системой машины. Нужно не лениться и время от времени осматривать эти детали. Кроме того, не стоит забывать, что СЗ имеют свой срок службы, и при появлении налёта в первую очередь стоит проверить именно данный момент. При необходимости свечи нужно заменить и только тогда приступать к первичной диагностике двигателя.
Лучшие цены и условия на покупку новых авто
Двигатель является сердцем любого автомобиля, и свечи, конечно же, один из основных показателей его исправной работы. Именно из-за их неисправности двигатель может вовсе не заводиться. Самой частой проблематикой свечей, является чёрный нагар. В случае его появления, главной задачей водителя станет выявление и устранения причины, поскольку это обуславливает работоспособность транспорта.
Как удалить черный нагар с элементов зажигания
Если образовался черный налет на свечах и в цилиндре, то удалить его не так-то и легко. Все-таки существует несколько способов: химический и механический. Оба обладают своими плюсами и минусами. Рассмотрим поподробнее каждый.
Механический способ очистки
Этот метод заключается в промывке в бензине от масла, если оно имеется. Затем свеча просушивается и при помощи наждачной бумаги вычищается весь нагар. Важно следить за величиной зазора между электродами, чтобы его не нарушить. От этого будет зависеть эффективность поджига топливной смеси. Следует быть аккуратным, так как можно отломать центральный электрод.
Химический метод очистки
Этот метод удаления черного налета со свечей зажигания заключается в использовании химических препаратов. Добавлять присадки в ДВС или топливо крайне не рекомендуется, даже если продавцы советуют. Проблем от них потом будет больше. Нужно выкрутить свечи и промыть их в бензине. Затем взять раствор ацетат аммония и нагреть его до 90 градусов вместе со свечами. Чтобы реакция прореагировала, рекомендуется выдержать их в растворе не менее 30 минут. По окончании процедуры нужно просушить и вытереть насухо свечи. Весь нагар как рукой снимет.
Рекомендации по ремонту
Касательно ремонта, рассмотрим индивидуально каждый из случаев, поскольку отдельно взятые неисправности и виды нагара свидетельствуют о необходимости разного типа ремонтных работ.
Масляный чёрный нагар
Появление масляного нагара свидетельствует о проникновении масла в камеру сгорания. Соответственно необходимо досконально изучить состояние всех комплектующих, которые могли бы допускать такой дефект, и при надобности их заменить. Этими компонентами являются:
Износ направляющей втулки
Износ маслосъёмных колпачков
Проблематика относится строго к износу комплектующих цилиндро-поршневой системы. Соответственно они подлежат замене.
Сухой чёрный нагар
Касательно второго типа, причин несколько больше, чем в случае с масляным нагаром. И чётко понять какая именно обуславливает нагар не проверив каждую, невозможно.
- Первой, самой легко проверяемой является неисправность свечи, или недостаток энергии в ней, решение проблемы: заменить свечу.
Меняем свечу зажигания
Измеряем компрессию в каждом цилиндре
Регулируем давление топлива
Чистим воздушный фильтр
Проверяем наличие ошибок
Подсос воздуха
Бедная смесь может образовываться и по причине подсоса постороннего воздуха. Если не удается найти причину белых свечей зажигания, а все проверки показали исправность узлов и элементов, тогда рекомендуется внимательно осмотреть каждый шланг и патрубок, идущий от воздушного фильтра на впускной коллектор.
Кроме того, подсос воздуха может быть там, где устанавливается датчик холостого хода. Специалисты рекомендуют тщательно проверять резиновые уплотнители, с помощью которых соединение герметизируется.
Источник
Порядок регулировки
Правильная работа двигателя зависит от соблюдения правил эксплуатации и точного выполнения требований техосмотра. Перед тем, как приступить к настройке карбюратора на мопеде Альфа, нужно предварительно провести ряд работ:
- Очистить корпус карбюратора.
- Заменить свечу зажигания.
- Заменить воздухофильтр.
- Убедиться в герметичности соединений.
Теперь необходимо точно выставить уровень бензина в поплавковой камере методом подгибания поплавкового язычка. Подсоединив прозрачный шланг к дренажному штуцеру, есть возможность определить абсолютный уровень горючего. Для этого шланг приподнимается вверх. Обычно высота приходится на стык крышек карбюратора.
Следующим пунктом идет юстировка системы холостого хода винтами количества и качества. Весь процесс происходит на прогретом моторе. Винт качества вкручивается до упора и затем откручивается на два оборота. Двигатель запустить и, вращая этот винт в обе стороны, добиться максимальных оборотов. После чего винтом количества сбавить обороты до минимально устойчивых. Не исключена необходимость повтора процедуры несколько раз до получения желаемого результата.
Корректировка среднего диапазона оборотов происходит методом повышения или понижения иглы. Для этого нужно открутить гайку дросселя, вынуть иглу и переставить штопор в одну из проточек: выше среднего деления для обеднения смеси и ниже – для обогащения.