ВАЗ-2109, КПП: устройство, причины поломок и особенности ремонта


5-ступенчатая МКПП ВАЗ 2109 производилась на предприятии в Тольятти с 1987 по 2005 годы и ставилась на все многочисленные переднеприводные модели АвтоВАЗа на платформе 2108-09. Данная трансмиссия рассчитана на крутящий момент силовых агрегатов до 1.6 литра и 120 Нм. В девятое семейство также входят 5-мкпп: 2113, 2114 и 2115. Главное, что нужно – это постоянно следить за ее состоянием, контролировать рабочие процессы и не подвергать сильному напряжению. КПП ВАЗ 2109 – это надежность, а также низкая стоимость обслуживания, так как российские детали гораздо доступнее зарубежных.

ВАЗ 2108 – КПП: устройство составляющих, его ремонт и усовершенствование

Отечественная машина – это авто с передним приводом, а двигатель размещается поперечно, используется для продвижения по трассам. Кузов из металла сделан в соответствии с типом хэтчбек, у которого 3 двери. Задняя дверь предназначена для загрузки и выгрузки багажа. Во время перевозки длинного и негабаритного багажа, задний ряд складывается – этот момент увеличивает багажный отсек.

4-х цилиндровые карбюраторные моторы с объемом 1.1, 1.3 либо 1.5 л. На данный момент в некоторые машины устанавливают системы впрыска горючего. Переднеприводное авто гарантирует улучшенную управляемость машины при вхождении в повороты, даже во время мокрой дороги. Во время долгого использования автомобиля случается изнашивание многих элементов, ослабляются крепежи узлов агрегатов и нарушаются регулируемые величины.

КПП – это самый надежный элемент в машине. Поломка данного механизма случается достаточно редко, по сравнению с другими частями. И при всем, полный либо частичный выход ее из строя делает совершенно непригодным к дальнейшему применению авто. Эксплуатировать автомобиль по прямому назначению будет просто нельзя. Кроме всего, и для доставки машины на ремонт коробки передач потребуется эвакуатор.

Технические характеристики КПП ВАЗ 2109

Типмеханика
Количество передач5
Для приводапередний
Объем двигателядо 1.6 литра
Крутящий моментдо 120 Нм
Какое масло литьТНК Транс КП 80W-85
Объем смазки3.4 литра
Замена маслараз в 75 000 км
Замена фильтракаждые 75 000 км
Примерный ресурс150 000 км

Преобладающие виды поломок

Одними из видов поломок КПП на ВАЗ 2108 считается износ подшипников либо нехватка масла в агрегате переключения передач. И при всем, данное повреждение очень просто исправить, путем смены масла либо смены подшипников. Совсем другое, если речь идет о более серьезных поломках, связанных с осевой перестановкой валов, искривлением рукоятки КПП, заеданием, беспричинным включением, отключением передач, износом крепежей, различных гаек, а также пружин путем ухудшения гибкости шариков – в подобных ситуациях без полноценного ремонта не обойтись.

Трудно или с хрустом включается передача

Проблема является следствием выхода из строя синхронизаторов. Зачастую изнашиваются синхронизаторы первой и второй передачи. Сперва водитель замечает трудности при включении нужной скорости. Затем все это начинает сопровождаться хрустом, как на 53-м ГАЗоне. Насильно давить на рычаг не стоит – так вы повредите блок шестерен. Если наблюдается проблема с синхронизаторами, используйте двойной выжим с перегазовкой. Только так вы сохраните элементы КПП, двигаясь до места ремонта.

Если коробка при движении начинает стучать, скорее всего, сломался зуб шестерни вала или главной пары. Элемент ремонту не подлежит и меняется целиком.

Устройство конструкции и дальнейший ремонт коробки передач

Ремонт КПП ВАЗ 2108 – это весьма сложный и трудоемкий процесс, к тому же, если у машины достаточный пробег. Несмотря на множественные СТО, сделать ремонт смогут не все специалисты. Причин этого может быть очень много. К примеру, мало опыта, а также неимение запчастей в наличие. КПП – считается сложным элементом автомобиля. Она способна изменить тяговую силу ведущих колес авто благодаря зацеплению шестеренок с разным количеством зубьев.

Кроме всего, она предоставляет задний ход и длительное разъединение мотора (совместно со сцеплением) с иными элементами трансмиссии, в то время как машина стоит либо продвигается по инерции. Зацепление шестеренок с разным числом зубьев реализовывается их передвижением. Ведущий вал соединяется с влекомым диском сцепления, в то время как влекомый вал с иными элементами трансмиссии.

Влекомый вал по отношению к основному способен вращаться с разным количеством оборотов. Переходный вал с закрепленным комплектом шестеренок через их находится в неизменном зацеплении с основным валом.

Шум

Каждая коробка имеет свой предел шумности, который не является симптомом неисправности. В трансмиссии есть шестеренки, что постоянно трутся между собой. И какой бы технологичной ни была конструкция, полностью исключить звук невозможно. Что касается 5 КПП ВАЗ-2109, ее регламент шума составляет 78 Дб. Все, что выше – приравнивается к неисправности. А шуметь коробка может из-за недостаточного уровня масла в коробке. Как известно, трансмиссионное масло имеет большую вязкость, нежели моторное. И оно не разбрызгивается насосом. Это масло находится в картере КПП. Шестерня при вращении сама макается в смазку. Если уровень жидкости ниже допустимого, элемент будут работать «на сухую». Это влечет за собой повышенный износ шестерен, их выработку. В результате даже при возобновлении уровня масла проблема не исчезнет.

Также шумливость возникает из-за повышенных нагрузок на саму коробку. Это происходит после тюнинга мотора (например, установки «злых» распредвалов), который так любят владельцы «девяток». В результате двигатель никогда не опускается до оборотов ниже трех тысяч. Терпят износ и мотор, и коробка.

Шум может пропадать на ходу и появляться лишь при нажатии педали сцепления. В таком случае сама коробка ни при чем – виновато сцепление. Изношен не сам диск, а выжимной подшипник. Его ресурс составляет около 60 тысяч километров. Элемент издает характерные гул и свист, которые со временем усиливаются.

Разборка КПП

В некоторых случаях бывает такое – коробка ломается, а видимая причина сразу не устанавливается. Чтобы ее выявить, КПП следует демонтировать. Не все и не всегда могут сразу добраться до СТО, а снятие коробки приходится сделать самому. Для безопасности ее разборку нужно делать вдвоем, так как некоторые части со значительной массой в случае падения могут поранить человека.

Сначала следует снять с аккумулятора клемму «+», а с коробки слить жидкость. После этой процедуры снять защиту поддона. На картере есть провод, который называется «масса», прикрепленный болтом. Данный провод следует снять и немного отодвинуть в сторону, чтобы он не порвался, при последующей разборке на ВАЗе 2108 КПП. Сначала вынимаем трос сцепления. После отделяем колодку с реле стартера. Открутить 3 болта и разъединить стартер. Потом переходим под машину. Следует ослабить хомут и отцепить шарнир от тяги переключателя передач. Открутить трос привода спидометра и проводок включения лампочки задней скорости.

После нужно открутить гайки, размещенные на рычаге подвески. Открутить целиком гайку, которая соединяет кронштейн и растяжку. Далее — повернуть растяжки в стороны, чтобы не мешали для продолжения разборки. Шплинт самой гайки, который отвечает за крепление шарнира шаровой тяги к рукоятке поворота, следует открутить и вытянуть. Гайки узла рулевой тяги тоже следует открутить.

Следующее — выбиваем палец шаровой из стойки рукоятки поворота. Потом откручиваем 2 болта и отсоединяем шаровую с кулаком поворота. С 1-го из шрусов ведущих колес следует выбить хвостовик. Здесь понадобиться монтировка. Один шрус освободили, следует освобождать и второй.

Потом снять кожух картера. Затяжку, расположенную между ним и блоком цилиндров, которая крепится на 3-х болтах, следует ослабить. Поэтому, после того, как сняли КПП ВАЗ 2108 5 ступ. мотор останется без нижней опоры, а потом нужно его закрепить. Сделать это нужно вот так:

  • Взять мощный деревянный брус, длина которого примерно 1.5 м.
  • Закрепить опоры передних стоек таким образом, чтобы он размещался над мотором.
  • Закрепить мотор к брусу, применяя цепь либо прочнейшие веревки.

После того, как мотор закреплен, можно без опаски отсоединять заднюю, а также левую опору от рамы машины. Потом, двигать коробку в обратную сторону от мотора, пока первичный вал не освободится от сцепления. Следует быть осторожным, чтобы не поломать лепестки, размещенные на пружине диафрагмы сцепления.

В принципе, вся процедура завершена, теперь КПП с двигателя ВАЗ 2108 можно разбирать дальше для смены изношенных элементов.

Виды неисправностей и их причины

Для того чтобы правильно определить неисправность и ее причину, необходимо не только знать принцип работы механизма, заметить все симптомы неладного.
«Вылетающая» передача – износился блок шестерен относящийся к этой самой передаче. Еще подобным проявляют себя состарившиеся замки на муфте и шестерне.

Происходит быстрый износ некоторых элементов из-за нарушений в эксплуатации транспортного средства, которые четко прописаны инструкции производителя авто. Переключение передач при неправильном скоростном режиме губительно сказывается на многих системах машины, в том числе и на КПП. Специалисты рекомендуют делать это в районе 3000-3500 оборотов. Мгновенные смены скоростей без соблюдения необходимого временного интервала в 2 с, особенно при сломанном или неправильно настроенном сцеплении тоже вызывают очень быстрый износ элементов коробки передач. Получается чрезмерная нагрузка на синхронизаторы, которая сказывается на блоке шестерен и приводит к их поломке.

Во время ремонта некомпетентным специалистом или нерадивым хозяином часто допускается одна и та же ошибка – не выполняется замена муфты включения.

Достаточно легко определить сменили ли вам муфту в КПП после ремонта в салоне или нет. Незамененный элемент начинает выдавать довольно отчетливый «хруст» во время переключения не работающей до ремонта передачи. Если же состояния механизма очень запущено, то минимальная переборка уже не спасет ситуацию.

Допустимый предел шумности есть у каждой КПП. Если издаваемые механизмом звуки превышают привычный предел, значит, что-то не так. Основываясь на этом, можно с уверенностью сказать, что абсолютно бесшумно не работает ни одна коробка переключения передач в автомобиле.

ГОСТ уровня внешнего шума стандартной КПП – максимум 96 дБ, а внутреннего – 78 дБ.

Нестабильные обороты двигателя тоже могут вызывать шум в коробке передач. Потому если вы сомневаетесь в исправности устройства, лучше отправить авто на диагностику.

Жесткие включения, холостое переключение, вылетающая передача – все это лечится переборкой КПП. Причина, как и сама неисправность, может быть разной, зависящей от множества фактор, потому что автомобиль – это сложнейший механизм с массой взаимосвязанных узлов и систем.

Усовершенствование коробки передач при помощи подбора передаточных чисел

Множество методик, применяемых в тюнинге трансмиссии, прошли проверку в автомобильном спорте. Для любой машины, тем более спортивной, КПП является важным элементом в осуществлении динамических качеств двигателя. Правильно выбранные передаточные числа КПП ВАЗ 2108 сделают быстрым автомобиль с достаточно слабым силовым агрегатом.

Авто, которые относятся к серьезной подготовке, применяют кулачковые коробки передач. Они определяются многими достоинствами – могут выдерживать достаточно большие нагрузки (при помощи формы зуба и тем, как зацепляется шестеренка-кулачковая муфта). Им нужно меньше времени на переключение скоростей (благодаря неполному выжиму сцепления либо, в целом не выжимая), тем более не разрушают синхронизаторы (которых просто нет).

Но все же, кулачковые коробки передач практически непригодны для обычного трассового продвижения, так как выдают очень много шума (благодаря применению прямозубых зубчатых пар), они с «жестким переключением передач» и имеют достаточно малый ресурс. Кроме того, они намного дороже, по сравнению с синхронизированными, и должны постоянно профессионально обслуживаться.

От обычных коробок передач синхронизированные отличаются только передаточными числами. Отдельные ситуации (ВАЗ восьмой модели) допускают расширение до шестой передачи. Хорошая работа КПП осуществляется действенным подбором передаточных пропорций главной пары редуктора, первичного вала и ведомых шестерней вторичного вала. Выбор передаточных чисел происходит благодаря мощностным, а также моментальным возможностям мотора, диаметра колес, и главное от желаний автомобилиста.

Под передаточным числом КПП ВАЗ 2108 подразумевают соотношение числа зубьев на ведомой шестеренке к количеству зубьев на ведущей. Если оно увеличено, передача станет «мощнее», также «короче», по-другому, двигатель будет накручивать нужное количество оборотов. Скорость авто набирается тоже быстро, нужно только часто переключать передачи. Данный момент будет только отражаться на определенном снижении наибольшей скорости применяемой передачи.

На примере — берем езду на ВАЗ восьмой модели с мотором 1.3 л. с главной парой 4.5. Ощущается, как-будто в подкапотное пространство поместили что-то очень мощное, точно не ВАЗовское. Хотя водителю нужно часто переключать ручку КПП ВАЗа 2108, зато при всяком действии, даже на светофоре, машина – первая. В спортивных машинах шестерни применяются наиболее «экстремальные» — 4.7, а на кроссовых – совсем 5.1.

Вылетает передача

Если во время движения у вас вылетает скорость, скорее всего, изношен блок шестерен. Также выходят из строя замки на шестерне и муфте. Данные элементы меняются целиком на новые.

Стоит отметить, что передача на «девятке» может вылетать и по причине слишком быстрого переключения. Завод-производитель рекомендует выдерживать двухсекундную паузу при переходе на повышенную скорость. Если игнорировать эту проблему и далее, можно столкнуться с выходом из строя синхронизаторов.

Как заменить КПП на автомобиле ВАЗ 2108

Не во всех случаях бывает разумен ремонт КПП ВАЗ 2108, обмен в большинстве ситуаций разумнее и проще. Купить КПП можно новую либо бывшую в употреблении. Выбор узла определяется преимуществами, денежными возможностями автолюбителя. Бывшую в употреблении коробку выгодно покупать на разборе. В продажах бывают исправные запасные части с выработкой возможностей меньше, чем наполовину. Достоинства бывших в употреблении узлов явны.

КПП с разбора точно без заводского брака (прошедшая испытания трассой), прошла диагностику профессионалами сервисного центра перед продажей, она исправна и работоспособна, и при всем стоимость ее меньше по сравнению с новой. Реально для КПП ВАЗ 2108 стоимость определяется узловым типом (4-х либо 5-ти диапазонная), уровнем износа. Установив данную КПП, можно сэкономить финансы, а также время на ремонт.

Можно совершить замену КПП ВАЗ 2108 с 4-х ступенчатой на 5-ти ступенчатую. Тогда возможности автомобиля станут в несколько раз больше, это также будет зависеть от типа двигателя. Ведь бывает так, что с 4-х диапазонной КПП машине как-будто не хватает еще одной скорости.

Пропадает масло

В отличие от моторного, уровень трансмиссионного масла редко кто проверяет. А зря, ведь иногда можно достать попросту сухой щуп. Если не предпринять вовремя меры, появится повышенный шум (поскольку шестерни работают на сухую). По каким причинам течет масло из коробки? Есть несколько факторов:

  • Неплотное прилегание крышки картера.
  • Изношенные сальники валов.
  • Неплотно закрученная крышка для слива масла.
  • Трещины в поддоне трансмиссии (решается заменой элемента).

Стоит отметить, что при отсутствии или недостаточном уровне масла коробка работает не в своем температурном режиме. Поскольку помимо смазывающих свойств данная жидкость принимает на себя часть температурных нагрузок. При утечках масла коробка может попросту перегреться.

В случае поломки вторичного вала КПП, следует провести его исправление

  • Нужно зажать вторичный вал КПП ВАЗ 2108 в тиски с металлическими мягкими накладками на губах.
  • Посредством 2-х монтировок нужно спрессовать шарикоподшипник, стоящий сзади вторичного вала.
  • Снять упорное кольцо.
  • Снять ведомую шестеренку 4-й скорости.
  • После снять игольчатый подшипник ведомой шестеренки 4-й скорости, и обязательно промаркировать.
  • Потом снять с вторичного вала дистанционную шайбу.
  • Посредством 2-х монтировок сквозь шестеренку третьей скорости сдвинуть синхронизатор 3-й и 4-й скорости со шлицев вторичного вала.
  • Снять втулку игольчатого подшипника 4-й скорости.
  • Потом снять синхронизатор 3-й и 4-й скоростей с блокирующей шайбой 4-й скорости. Промаркировать блокирующую шайбу синхронизатора касательно муфты синхронизатора.
  • После снять с вторичного вала блокир. шайбу синхронизатора шестеренки 3-й скорости, после промаркировать касательно муфты синхронизатора.
  • Снять с вторичного вала шестеренку 3-й скорости.
  • Снять с вторичного вала игольчатый подшипник шестеренки 3-й скорости, затем промаркировать игольчатый подшипник.
  • Снять упорную шайбу упирающихся колец.
  • Снять с вторичного вала 2 упорных полукольца.
  • Вынуть шарик, который фиксирует из отверстия на вторичном валу.
  • Снять с вторичного вала шестеренку 2-й скорости.
  • Снять игольчатый подшипник шестеренки 2-й передачи, затем промаркировать его.
  • Снять с вторичного вала стопорную шайбу (пружинную).
  • Расположить вторичный вал шестеренки 1-й скорости на губы тисков, потом ударяя деревянной киянкой в торец вторичного вала спрессовать синхронизатор 1-й и 2-й скорости со шлицев вторичного вала.
  • Снять с вторичного вала синхронизатор 1-й и 2-й скорости с блокир. шайбой синхронизатора 2-й скорости.
  • Далее снять с вторичного вала кольцо, которое блокирует 1-ю скорость, после промаркировать блокирующую шайбу синхронизатора касательно муфты синхронизатора.
  • Снять шестеренку первой скорости.
  • Снять стопорное колечко.
  • Немного разжать замок игольчатого подшипника 1-й скорости и снять его, подвинув последний по длине вторичного вала. После промаркировать игольчатый подшипник.
  • Перевернуть вторичный вал, посредством 2-х больших отверток спрессовать внутреннюю шайбу подшипника спереди вторичного вала. После снять упорную шайбу.
  • Хорошо прочистить, промыть и высушить элементы вторичного вала. Хорошо их осмотреть.
  • Проверить, в каком состоянии валы. Если подшипники изношены, их нужно заменить. Шлицы валов обязаны быть без вмятин и всяческих дефектов.
  • Проверить положение шестерни КПП ВАЗ 2108. В случае сколов зубьев, каких-либо иных повреждений, шестеренки нужно поменять.
  • Проверить, в какой ситуации подшипники, и в случае повреждений сменить их.
  • Радиальный зазор имеющихся шароподшипников не должен быть больше 0.05 миллиметров. Данный метод проверить индикатором.
  • Далее проверить положение блокир. колец синхронизатора. Если имеются забоины и всяческие сколы, следует сменить их.
  • Далее проверяем зазор между шестеренками и блокирующими кольцами. Наименьший зазор должен быть 0.6 миллиметров. В случае меньшего зазора, блокир. кольцо следует сменить.
  • Если имеются задиры и обмятия на упорных шайбах, а также стопорных кольцах, обязательно сменить их.
  • Собрать вторичный вал таким же способом, как и снимали. Блокирующие кольца поставить с размеченными раньше метками. Новейшие кольца поставить таким способом, чтобы они совмещались с пазами ступицы.
  • Шарикоподшипник сзади на вторичном вале запрессовать посредством нужной оправки, делая сверхусилие, к кольцу внутри подшипника
  • После того, как собрали, следует проверить действие синхронизаторов. Перемещая их муфты ручным способом в позицию включения надлежащих скоростей.
  • В общем, таким образом снимаются подшипники КПП у автомобиля ВАЗ.

Ремонтные работы

Чаще происходит, когда владелец ремонтирует свой автомобиль сам, а потом, в лучшем случае, везет его (или в худшем – буксирует) в сервисный центр к техникам.

Ремонт КПП машины ВАЗ-2109 можно выполнить своими руками, но только если вы уверены в своих силах.

Эта проведения работы:

  1. Первым делом демонтируйте из машины устройство подлежащее переборке.
  2. Избавьте от загрязнений простыми соляркой и ветошью.
  3. Удалите щуп указывающий уровень масла.
  4. Картер сцепления установите в вертикальном положении, открутив две гайки третьего крепления кронштейна на тросе сцепления.
  5. Снимите кронштейн второго троса.
  6. Открутите остальные крепежные элементы с задней крышки и снимите ее.
  7. Избавьтесь от болта вилки пятой передачи.
  8. Зафиксируйте валы, чтобы они не поворачивались.
  9. Открутите крепление первичного и вторичного вала.
  10. Удалите шестерню 5-й передачи и не забудьте о синхронизаторе с вилкой со вторичного вала, которые тоже необходимо снять.
  11. С синхронизатора снимите пластину опоры и удалите вилку из паза муфты.
  12. Потом удалите шестерню с одним кольцом.
  13. Снимите с вторичного вала втулку.
  14. С первичного вала удалите шестерню.
  15. Открутите отверткой винты и снимите упорную шайбу с вторичного вала.
  16. С подшипников валов снимите кольца стопоры.
  17. Удалите фиксирующие элементы и бережно извлеките их шарики.
  18. Открутите пробку заднего входа и снимите кольцо уплотнения.
  19. Извлеките пружину, а затем – шарик, слегка наклонив изделие.
  20. Демонтируйте гайки и болты крепления картера.
  21. Разделите картеры между собой с помощью плоской отвертки.
  22. В правильной последовательности, как показано на фото, открутите болты вилок переключения передач.
  23. Поднимите шток первых передач, чтобы он вышел из опоры. Поворачивайте его по направлению часовой стрелки, чтобы вышла головка из сцепления блокировочной скобы.
  24. Снимите шток с вилкой после поворота штока 3-4-й передач.
  25. Поверните шток 5-й и выньте его.
  26. Извлеките ось шестерни заднего хода.
  27. Переместите до упора шестерню заднего хода, поверните на 30-40о и снимите промежуточный элемент.
  28. Удалите первичный и вторичный вал.
  29. Извлеките дифференциал из картера.
  30. Отверните болты и снимите механизм передач.
  31. Выньте магнит.
  32. Избавьтесь от гайки крепления и снимите с шестерней привода корпус.
  33. Демонтируйте выключатель обратного хода.
  34. Уберите подшипник вторичного вала.
  35. Удалите сборник масла.
  36. Подшипник первичного вала нужно выпрессовать, чтобы получилось извлечь.
  37. Установите новые передние подшипники в картер сцепления.
  38. На защитном чехле штока сдвиньте кромку.
  39. Демонтируйте рычаг передач и извлеките шток.
  40. Замените непригодный чехол защиты шарнира.
  41. Чтобы заменить сцепления выпрессуйте сальники.
  42. Избавьтесь от мелких повреждений шлиф шкуркой на обоих картерах или по необходимости замените их.
  43. Проверьте посадочные места подшипников в картерах, изношены ли они, и замените если нужно. Проделайте то же с остальными элементами.
  44. Очистите магнит от частиц износа, если он не пригоден к использованию – замените.
  45. Очистите от герметика плоскости картеров и соберите коробку передач в обратном порядке.

Все трущиеся элементы обильно смажьте маслом и не забывайте про установку магнита.

После переборки и замены всех изношенных элементов коробка передач по применению не сравнится со своим предыдущим состоянием. Вы мгновенно ощутите все возникшие улучшения в работе механизма.

Существующие ряды КПП

Ряды КПП ВАЗ 2108: 1 – 3.42, 2 – 2.11, 3 – 1.35, 4 – 0.96, 5 – 0.78, 6 – 0.69

Еще их называют «коммерческими», потому что на протяжении долгих лет считались достаточно знаменитыми, а также сбываемыми рядами. В общем, это действительно и на данный момент. Удлиненная первая скорость, вторая и четвертая – сокращены. Любые изменения минимализированны (по пять процентов), и этого достаточно для исправления изъянов штатного ряда. В большинстве случаев ставится с ГП 4.1. Радует то, что он стоит в пределах нормы. Дает усовершенствованный разгон.

Что же выбрать

Устройство коробки передач ВАЗ 2109 несовершенно, но это не является весомым поводом менять ее полностью. Сама конструкция надежна, лишь требует некоторых доработок. Оптимальным вариантом является замена проблемной детали, которая становится причиной частых поломок узла, либо установка новых компонентов.

  1. Если надо изменить передаточные числа своей родной трансмиссии, подойдет замена пары шестерен с 17-зубовых на детали с 15 зубьями. Такая модернизация увеличивает эффективность разгона, время перехода от передачи к передаче сокращается, но уменьшается максимальная скорость авто. Отлично подойдет для поездок в городских условиях.
  2. Установка спортивных шестеренок делает передачи «длиннее», то есть переключаться от одной передачи к другой требуется реже, при этом динамика разгона и максимальная скорость практически не теряется. Такой тюнинг КПП подойдет тем, кто хочет увеличить скоростные характеристики своей девятки. В основном применяется после замены двигателя на более мощный аналог.
  3. Можно попробовать заменить родной вторичный вал девятки. Проблема этой детали в том, что внутри она полая. Из-за динамичных нагрузок на узел часто случалось так, что именно этот вал разлетался на куски, что приводило к окончательной поломке всей КПП из-за застрявших осколков в зубьях. Замена производится на полнотелый аналог вала для пары шестерен с передаточным числом 4,13.
  4. Хотите сделать свою машину более расторопной на трассе? Докупите спортивные подшипники ступицы для тюнинга. Они слегка повысят рабочие характеристики ходовой, но главное, что они являются более надежными, нежели заводские детали.
  5. Займитесь регулировкой дифференциала, но делайте это только в автомастерских и СТО с репутацией. Неправильная регулировка детали приведет к частым поломкам либо потере управляемости автомобилем.

Есть много советов и довольно детальных инструкций того, как самостоятельно заменить деталь узла или весь узел целиком, но делать этого не нужно, если вы не знаете архитектуру автомобиля. При проведении многих работ требуется практика и четкое знание дела, поэтому лучше доверьте работу мастерам в СТО.

Если требуется улучшить механизм переключения передач ВАЗ 2109, то перед его доработкой надо докупить некоторые детали и заменить ими заводские. Такой вариант решения проблем является наиболее дешевым и простым. Установка АКПП на ваз 2109 не всегда является оправданной. Такая доработка упростит управление автомобилем, слегка увеличит рабочий ресурс узла и позволит плавно переходит от одного скоростного режима к другому. С другой стороны, ремонт, обслуживание и установку автоматики потянет не каждый владелец девятки, поэтому с учетом расходов это решение не является эффективным.

КП переднеприводных ВАЗов

Первые ВАЗы восьмой модели, сошедшие с конвейера еще в 1984 году прошлого века. Они оснащались 2-х вальными коробками передач, которые были объединены в 1 корпусе с дифференциалом. С тех далеких пор коробки передач всячески обновлялись. Но так как произошли некоторые изменения элементов, они целиком не взаимозаменяемы. В первые ВАЗы восьмой модели устанавливались 4 КПП ВАЗ 2108, а также 5-ти диапазонные КПП без щупа.

На данный момент таких практически не осталось. В 4-х диапазонных ставились главные пары 4.1, также 3.9. В пятидиапазонных 3.9, также 3.7. Большим выбором в концерне решили не баловать и применяли главную пару лишь одну – 3.7. Что касается передаточных чисел КПП, они как были, так и имеются до сих пор лишь одни для всех авто.

Своевременная диагностика трансмиссии

Надежность работы коробки напрямую связана с своевременной диагностикой устройства и заменой изношенных деталей. Текущий ремонт проводится либо в автосервисе, либо самостоятельно, если имеется необходимый опыт. Для этого гараж должен быть оснащен смотровой ямой или подъемником. Обычно ремонт коробки делается в таких случаях:

  • устройство сильно нагревается;
  • на большой скорости появляется гудение;
  • передачи не включаются с первого раза;
  • какая-то передача выбивается во время движения.

Прежде чем начать ремонт, нужно снять провода с аккумулятора. Затем отсоединяются картер, датчик положения коленвала, тросик спидометра. Также необходимо освободить вилку включения сцепления. После этого двигатель ВАЗ 2108 вынимается со своего места и подвешивается на таль.

Схема разборки следующая. Откручивается нижняя крышка, закрывающая картер сцепления и сливается все масло. От штока выбора передач отсоединяется тяга. После этого коробка и двигатель разъединяются. Ремонт коробки ВАЗ 2108 следует начинать с её промывки. Когда устройство хорошо просохнет, снимается задняя крышка, убирается уплотнительная прокладка. С обоих валов удаляются стопорные кольца, снимаются подшипники. Теперь будет несложно добраться до той шестерни, которую необходимо заменить из-за большой выработки зубьев.

Вместо обычной трансмиссии на автомобиле ВАЗ 2108 иногда устанавливается секвентальная КПП. Её рычаг перемещается либо вперед, либо назад. Управление вилками включения скоростей осуществляет вал с волнообразными бороздками. При движении рычага происходит поворот вала на определенный угол. Связанное с этим моментом движение вилки включает ту или иную передачу.

Секвентальная коробка имеет пневматический либо электрический привод. Принцип действия такого устройства несколько отличается от работы обычной трансмиссии. Вместо косозубых шестеренок используются прямозубые детали. Вместо привычной педали управление трансмиссией осуществляется с помощью электронного блока. Благодаря использованию такого вида трансмиссии время переключения скоростей значительно сокращается.

Советы по замене коробки скоростей

Многие водители за то, чтобы сменить на ВАЗ 2108 4-х диапазонную КПП на КПП 5-ти диапазонную. Таким образом, скоростные вероятности автомобиля увеличиваются, разгонная динамика усовершенствуется. Тем не менее 4-х диапазонная коробка передач – это уже прошлый век. И для модернизации своей машины как раз и подойдет 5-ти, а в некоторых случаях ставят даже 6-ти ступенчатую коробку передач, для которых подходят те же подшипники КПП ВАЗ 2108.

Машина дергается при старте, невозможно включить передачу

Не всегда причиной неисправности является сама КПП ВАЗ-2109. Ремонт ее может не спасти, если неисправен узел сцепления. А ведь именно эта система взаимодействует с КПП и двигателем. Именно через диск сцепления передается крутящий момент от маховика на вал трансмиссии. Обычно данный узел служит не менее 120 тысяч километров. Но на многих «девятках» установлены одометры старого образца, которые обнуляются на 100 тысячах.

Водителю трудно контролировать, когда была заменена та или иная деталь в сцеплении. Если машина дергается при старте, а коробка включается с трудом, скорее всего, был изношен диск. На нем стираются пластины и вылетают демпферные пружины. Также загибаются лепестки на корзине сцепления. Про подшипники мы уже сказали, что они шумят. Все это в совокупности влияет на поведение авто на дороге.

Схема привода переключения передач:

1 – рычаг штока выбора передач;10 – втулка шарнира;
2 – рычаг выбора передач;11 – наконечник шарнира;
3 – картер коробки передач;12 – хомут;
4 – картер сцепления;13 – защитный чехол тяги;
5 – шток выбора передач;14 – тяга привода управления коробки передач;
6 – втулка штока;15 – рычаг переключения передач;
7 – сальник штока;16 – обойма шаровой опоры;
8 – защитный чехол;17 – шаровая опора рычага переключения передач;
9 – корпус шарнира;18 – реактивная тяга.

Привод управления КП состоит из рычага (15) переключения передач, шаровой опоры (17), тяги (14), штока (5) выбора передач и механизмов выбора и переключения передач (скорченно «П»).

Чтобы исключить самопроизвольное выключение П вследствие осевого перемещения силового агрегата на своих опорах при движении автомобиля, в привод управления КП введена реактивная тяга (18), один конец которой связан с силовым агрегатом, а к другому концу прикреплена обойма (16) шаровой опоры рычага (15) переключения П.

На внутреннем конце штока (5) закреплён рычаг (1), что действует на трёхлетий рычаг (2) механизма выбора П. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к плоскости картера сцепления.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]