К сожалению, с разрядкой аккумуляторной батареи сталкивался, практически, каждый автолюбитель. Это очень неприятное событие, ещё более неприятно тем, что, как правило, оно происходит по утрам. Вы подходите к своему автомобилю, у вас есть некие планы на день, например, нужно срочно попасть в то или иное место.
Садитесь за руль, проворачиваете ключ в замке зажигания и, ничего не происходит. В итоге приходится на месте менять свои планы и как-то выходить из положения, ведь машина с разряженным аккумулятором абсолютно безжизненна.
Что делать и почему это происходит, мы и рассмотрим в данной статье.
Основные причины разряда аккумулятора
Причин, но которым штатная АКБ оказывается разряженной, немного, но любая из них создает множество проблем, особенно если это произошло в дороге. Рассмотрим основные из них:
- Батарея почти выработала свой ресурс. В этом случае даже после относительно непродолжительной (ночь, сутки) стоянки емкость АКБ может упасть до такой степени, что энергии не хватит для пуска двигателя даже в летнее время. Кроме того, даже полностью заряженной, но изношенной батареи может хватить всего на пару попыток пуска.
- Двигатель плохо запускается. В этом случае мы сами разряжаем аккумулятор многократными попытками пуска. Дело может усугубляться морозом или «упертостью» водителя, который «крутит, пока крутится».
- Дополнительные энергоемкие приборы. Многие автомобилисты оснащают свой автомобиль дополнительным оборудованием (мощный дополнительный свет, аудиосистема мощностью пару гигаватт и т. п.), абсолютно не задумываясь, хватит ли штатному генератору обслужить все это и одновременно зарядить АКБ.
- Неисправен генератор или регулятор напряжения. Если напряжение в бортовой сети слишком низкое, то батарея во время езды не заряжается или, что еще хуже, разряжается, пытаясь вытянуть потребители. Пару таких поездок – и двигатель уже не запустить.
- Забывчивость. До недавнего времени эта причина была весьма распространена – многие автолюбители после парковки хронически забывают выключать фары (к примеру, ДХО, габариты, свет в салоне). После такой невнимательности утром, скорее всего, двигатель запустить не получится. Сегодня большинство машин стали «умными» и начали “предупреждать” человека, если он забыл отключить потребители. Но, во-первых, из последних далеко не все, а только те, что нужны при включенном зажигании. А, во-вторых, будучи установленными нештатно и по неправильной схеме, те же ДХО автомобилем не контролируются – их нужно отключать вручную.
- Использование АКБ на стоянке. Мы бурно отдыхали, слушая музыку и освещая стоянку фарами, и не интересовались количеством оставшейся в аккумуляторе энергии. Результат: палатки свернуты, вещи уложены, а двигатель запустить не получается.
Организуя такой отдых, не стоит забывать о постоянном контроле состояния аккумуляторной батареи
Что делать, если мы попали в одну из вышеперечисленных ситуаций? Искать выход и пытаться завести автомобиль с разряженным аккумулятором.
Что происходит при разряде в зависимости от времени и при глубоком разряде вообще
Разряд и заряд АКБ можно охарактеризовать напряжением аккумулятора. Все привыкли считать, что на максимальном заряде этот параметр равен 12В, но это не так. Нормальным считается 12.7В. Показатель приобретает это значение при полном заряде.
Сильный разряд — это снижение напряжения до 10.5-11В. При таких показателях автомобиль, скорее всего, не получится завести.
Разряд в ноль характеризуется полным отсутствием напряжения.
Глубокая разрядка аккумулятора негативно сказывается на состоянии батареи. Во время разряда происходит поглощение серной кислоты из электролита. Во время этого процесса она оседает в виде соли на пластинах. Соответственно, чем ниже становится напряжение в АКБ, тем сильнее откладывается соль. Плотность электролита сильно падает.
Глубокий разряд АКБ — это минимальный порог батареи. Дальше просто некуда разряжать. Чтобы минимизировать негативные последствия, требуется скорее зарядить батарею. Это поможет снять соли с пластин.
При заряде плотность повысится до нормального значения. Будет уже поглощаться дистиллят, а содержание кислоты возрастет.
Важно! Как правило, после глубокого разряда соли не растворяются полностью при заряде. Получается, что пластины практически не контактируют с электролитом, что мешает АКБ выполнять свои функции.
Лучше внимательно следить за разрядом аккумулятора и стараться не опускать напряжение до 11 Вольт. Это минимум. При значениях ниже начинается отложение солевого слоя.
Возможные причины и последствия
Причинами сильного разряда могут служить:
- утечки тока;
- некорректно работающий генератор;
- длительная стоянка;
- не выключенные приборы.
Да, не выключенные приборы также сильно разряжают АКБ. Например, зачастую автомобилисты забывают выключить фары. За ночь батарея полностью разрядится.
Последствиями таких разрядов становятся отложение солей на пластинах, падение плотности электролита. Это, в свою очередь, приведет к выведению из строя устройства. Так что, глубокий разряд очень негативно сказывается на свинцово кислотных батареях. Каждый цикл глубокого разряда необратимо снижает емкость батареи.
Можно ли восстановить после глубокого разряда
После глубокого разряда можно восстановить автомобильный аккумулятор, если убрать налет соли с положительных пластин. Это можно сделать двумя способами:
- Если кристаллизация прошла по максимуму, очистить можно вручную. Это делается путем вытаскивания пластин и удаления соли с них. После нужно использовать новый электролит и произвести зарядку батареи. Этот способ очень сложный и требует максимальной аккуратности. Существует риск еще больше разрушить пластины.
- Можно использовать специальный десульфатор для пластин. Как правило, такая химическая жидкость моментально убирает слой соли на свинцовых пластинах, и аккумулятор начинает держать заряд.
Важно! При работах с аккумулятором стоит использовать защитные перчатки и очки. Электролит содержит серную кислоту, которая может нанести химические ожоги при неосторожном обращении.
Основные способы запуска
Существует несколько методов запуска двигателя с севшим аккумулятором. Все они более-менее работают, но выбирать, конечно, придется исходя из ситуации и возможностей.
Как правильно прикуривать от другого авто?
Это популярный метод, но для его реализации необходим еще один автомобиль с исправным аккумулятором – донор. При помощи двух проводов большого сечения (16 мм² или более) АКБ исправного автомобиля подключается параллельно севшей АКБ автомобиля-реципиента.
Это позволяет запустить автомобиль от чужого аккумулятора. Но, пользуясь таким методом, необходимо соблюдать несколько простых правил. В противном случае у нас окажутся два неисправных автомобиля.
Для того чтобы не вывести из строя электрооборудование автомобиля-донора, при «прикуривании» необходимо соблюдать следующие правила:
- Штатное напряжение бортовой сети донора и реципиента должно быть одинаковым.
- Емкость АКБ донора должна быть не меньше емкости батареи реципиента.
- В момент «прикуривания» двигатель донора должен быть заглушен, зажигание выключено, потребители отключены.
Важно! Бытует мнение, если реципиент дизель, то в качестве донора нельзя использовать автомобиль с бензиновым двигателем. Это абсолютно неверно. Если емкость АКБ донора не ниже емкости АКБ реципиента, то неважно, какой тип двигателей установлен в автомобилях. Нам важен только ток, который способен отдать донор.
Алгоритм пуска двигателя должен выглядеть следующим образом:
- Выключаем на обоих автомобилях зажигание, отключаем все потребители.
- Подключаем кабель к плюсовой клемме АКБ донора.
- Второй конец этого же кабеля подключаем к плюсовой клемме АКБ реципиента.
- Подключаем второй кабель к минусовой клемме АКБ донора.
- Второй конец кабеля подключаем к «массе» (зачищенное место кузова) или минусовой клемме АКБ реципиента.
- Запускаем двигатель реципиента. Если все сделано правильно, а батарея донора в хорошем состоянии, пуск пройдет без проблем.
- Даем двигателю поработать 5-10 минут на оборотах около 1500 в минуту.
- Не глуша двигатель реципиента, отключаем кабели в обратной последовательности.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Важно! Далеко не все модели и марки автомобилей можно завести подобным методом. Некоторые машины настолько «умные», что сразу же заметят подмену, и бортовой компьютер не даст произвести пуск от чужой АКБ. Но таких немного, так что это вполне реальный и осуществимый метод в подавляющем большинстве случаев.
Читайте подробнее о том, как правильно прикуривать автомобиль.
Что делать, если нет проводов для прикуривания?
Если в нашем распоряжении нет специальных проводов для «прикуривания», то, конечно, воспользоваться таким методом не удастся. Но выйти из положения можно и в этом случае. Снимаем батарею с донора и переставляем на реципиента, предварительно сняв с него разряженный аккумулятор. Запускаем двигатель, выставляем обороты порядка 1500 в минуту, снимаем чужую АКБ, подключаем свою. При заведенном моторе питание бортовой сети обеспечивает генератор, так что в момент переключения двигатель не заглохнет.
Важно! Если у нас нет проводов, специально предназначенных для «прикуривания», то пользуемся только таким методом. Абсолютно недопустимо использование самоделок, изготовленных прямо на месте из подручных средств, а тем более всевозможных ломов, монтировок и прочего железа. Это очень опасно как для здоровья водителя, так и для состояния обоих автомобилей.
Метод быстрой зарядки
Если у вас имеется под рукой ходовое зарядное устройство, на котором можно отрегулировать показатель тока, можно быстро подзарядить аккумулятор с его помощью. Для этого следует заряжать аккумулятор как обычно, только держать его по времени не больше 15-20 минут, выставив показатель тока не больше 10 процентов от номинальной емкости батареи.
Способ работает всегда, но для аккумулятора его полезным не назовешь: батарея может потерять значительное количество емкости. Поэтому его рекомендуется применять только в экстренных случаях.
Запуск «с толкача»
Еще один верный способ запустить двигатель, если аккумулятор в машине разрядился, а подходящего донора или пускового устройства нет. Для его осуществления нужно растолкать машину и завести двигатель, используя вращение колес. Можно растолкать вручную в буквальном смысле, а можно при помощи любого другого транспортного средства, которое возьмет неисправный автомобиль на буксир.
Как запустить двигатель с посаженной аккумуляторной батареей таким методом? В этом нет ничего сложного. Ставим ручку КПП в нейтраль, включаем зажигание. Открываем дверцу, выходим из автомобиля, дверца остается открытой, упираемся в стойку двери и расталкиваем своего верного, но приболевшего “коня” так сильно, как можем. При этом рулим одной рукой, дабы не укатиться в кювет. Очень неплохо, если удастся найти пару помощников, а если машина стоит на уклоне, то это вообще здорово.
Растолкали, на ходу прыгаем на водительское сидение, выжимаем сцепление, включаем вторую или третью передачу, отпускаем сцепление. Вращающиеся колеса провернут двигатель, а энергии даже сильно разряженного аккумулятора вполне хватит для системы зажигания. Как только двигатель запустится, в работу включится генератор. Останавливаемся и минут 5 гоняем двигатель на повышенных оборотах. Трогаемся и едем по делам.
Вы будете смеяться, но “самоходку” завели
Если нас сможет кто-то «дернуть», то вообще хорошо. Цепляемся тросом за «тягач», включаем зажигание, выжимаем сцепление, включаем первую передачу и даем отмашку водителю “тягача”. Как только слегка разогнались, отпускаем сцепление, заводимся, выжимаем сцепление, выключаем передачу. Останавливаемся, пока отцепляем трос, наша батарея уже немного подзарядится. Остальную энергию она получит в процессе езды.
Естественно, после такого пуска ехать нужно крайне аккуратно, не перегружая двигатель. Если он заглохнет, придется снова толкать, поскольку батарея не наберет необходимый для самостоятельного запуска мотора заряд за 10-15 минут езды. Придется снова толкать.
Важно. Этот метод работает только на автомобилях с механической КПП. Запустить двигатель на машине с автоматом «с толкача» не удастся.
Предварительный нагрев
Работа литий-ионного аккумулятора основана на внутреннем перемещении ионов лития. Когда стопроцентно заряженный акум оказывается в горячей среде (на жаре), то она получает дополнительный заряд. Возникает явление перезаряда. Это вызвано тем, что ионы лития внутри батареи получают дополнительную энергию от тепла (аналогично молекулам закипающей воды).
И наоборот, при помещении батареи на мороз — часть её энергии теряется за счёт уменьшения энергетической подвижности ионов. Учитывая эти явления, появляется довольно остроумный, но основанный на вполне разумной почве, способ выведения батареи из глубокого разряда в домашних условиях. Суть его состоит в том, что «уснувшую» батарею нужно нагреть. Тогда её ионы, получив дополнительную внутреннюю энергетику, выведут показания с клемм на более высокий уровень.
Однако при этом нужно учитывать:
- Степень нагрева должна соответствовать начальной степени оставшегося заряда АКБ (то есть чем более глубокий разряд — тем больший нагрев);
- Нагрев не должен быть интенсивным;
- Не используйте открытый огонь или жар, а также кипяток;
- Батарея должна нагреваться вся одновременно, а не частями (боками).
Хороший способ равномерного и плавного нагрева – использование фена.
Для любителей «ретро» — запуск двигателя с помощью «кривого стартера»
Еще лет 20 назад такой метод пуска двигателя, который в народе прозвали «с кривого стартера», для автомобиля с севшим аккумулятором был нормальным. Сегодня ни одна современная машина не оборудуется механизмом, позволяющим аварийно запустить двигатель при помощи пусковой (заводной) рукоятки. Прогресс, что скажешь. А если у нас автоматическая КПП, то и «с толкача» машину не заведешь. Не пристало боярам ручки крутить и авто толкать. Тем не менее в старых автомобилях такая рукоятка здорово выручала и продолжает выручать.
Интересно! Немецкая бронетехника времен Второй мировой войны имела маховик-накопитель, предназначенный для запуска двигателя с разряженным аккумулятором. Для этого в задней броне имелось отверстие, куда следовало вставить пусковую рукоятку и крутить, постепенно увеличивая частоту вращения. Когда маховик раскручивался, надо было быстро вытащить рукоятку, а затем при помощи специального рычага включить сцепление инерционного маховика с коленчатым валом двигателя.
Запуск танка при помощи «кривого стартера» (реконструкция)
Если в нашем автомобиле предусмотрен запуск двигателя подобным образом, то мы просто ставим рукоятку КПП в нейтраль и включаем зажигание. Устанавливаем рукоятку «кривого стартера» на место. Ставим на «3 часа», тихонько проворачиваем примерно до «6 часов», ориентируясь по максимальному сопротивлению. Потом коротким рывком проворачиваем рукоятку вперед примерно до «12 часов». Если не получилось запустить двигатель с первого раза, повторяем операцию.
Используя такой метод, соблюдаем одно простое правило – не охватываем пусковую рукоятку кистью с противопоставленным большим пальцем. Все пальцы должны располагаться по одну сторону рукоятки. То есть, не захватываем рукоятку «в кулак», а захватываем ее «крючком» из пальцев. В этом случае если двигатель сдетонирует, мы не лишимся большого пальца.
При ручном пуске захватываем рукоятку только так
Можно ли похожим методом завести автомобиль, если пусковая рукоятка в нем не предусмотрена? Умельцы нашли выход и из этого положения. Для этого понадобится домкрат и крепкая веревка или ремень. Алгоритм действий:
- Устанавливаем под все колеса автомобиля башмаки.
- Подставляем домкрат под машину так, чтобы одно ведущее колесо оказалось в воздухе: для заднеприводных заднее, для переднеприводных переднее.
- Наматываем по окружности колеса 2-3 витка веревки.
- Включаем зажигание и первую передачу.
- Резким рывком за веревку заставляем колесо крутиться по ходу автомобиля.
- Если завести автомобиль с первого раза не удалось, повторяем операцию.
В принципе, операция несложная, но имеет некоторые нюансы:
- метод требует немалой мускульной силы, а потому под силу не каждому;
- завести таким образом можно только машину с механической коробкой переключения передач.
Важно! Помимо сложности, такой метод еще и опасен. Дергая за веревку, очень легко уронить автомобиль с домкрата. Кроме того, в момент рывка веревку может захлестнуть и начать наматывать на колесо, прихватив заодно и руки запускающего. Выполняя подобную операцию, лучше иметь напарника, который сразу после пуска двигателя выключит сцепление и нажмет на педаль тормоза.
Медленный возврат к жизни
При подключении зарядного устройства телефон сначала оживает, а после этого мгновенно отключается и нет видимости процесса зарядки. — Это ещё не говорит о том, что сам процесс не идёт. Просто сам прибор ещё не набрал необходимую мощность для отображения (индикации) процесса на мониторе. Сама зарядка на начальном этапе (при глубоком разряде) может идти очень-очень медленно — от нескольких часов до нескольких дней. Скорость заряда наращивается постепенно — чем выше становится ёмкость на батарее, тем более ускоряется процесс.
С помощью стационарного пуско-зарядного устройства (ПЗУ)
Если неприятность случилась в электрифицированном гараже, то запуск двигателя можно произвести с помощью так называемого пуско-зарядного устройства (ПЗУ). Такой прибор представляет собой «два в одном» – зарядное устройство, при необходимости способное кратковременно отдать в нагрузку большой ток, помогая севшему аккумулятору провернуть двигатель.
Работать с ним несложно. Включаем устройство в розетку. Выводим зарядный ток на минимум, подключаем клеммы ПЗУ к аккумулятору, соблюдая полярность, ставим ручку прибора в положение «Запуск». Включаем зажигание и пытаемся завестись.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Важно! Большинство таких приборов лишь помогает разряженному аккумулятору, добавляя свои «амперы». Если батарея глубоко разряжена, то без предварительной подзарядки (этим же устройством) запустить двигатель не удастся.
Как правильно заряжать полностью разряженный АКБ
Если аккумулятор сел в ноль, можно попробовать его зарядить – возможно, он еще послужит. Первое, что надо сделать – проверить уровень электролита. Пластины должны быть полностью им покрыты. Далее надо подобрать зарядное устройство. Автоматическое вряд ли подойдет – работа многих подобных ЗУ начинается с проверки напряжения АКБ. Если оно ниже нормы, заряд не начнется. Поэтому нужен зарядник с ручным режимом. Возможно, оптимальным будет простой самодельный, но обязательно с контролем тока.
Самодельное зарядное устройство.
Начальный ток должен быть в 3..10 раз ниже обычного. Так, для аккумулятора в 60 А*часов оптимальный зарядный ток будет 0,1 от емкости – 6 ампер. Для глубоко разряженного он не должен превышать 2 ампер, а еще лучше – 0,5..0,6 ампера (но зарядка при этом затянется на несколько 2..4 суток). В таком режиме батарею надо заряжать до достижения порога 10,6..11 вольт, а дальше выполнить зарядку в обычном режиме. По окончании процедуры полезно провести контроль состояния электролита (уровня и плотности), при необходимости довести параметры до нормальных, долив дистиллированную воду или электролит, по ситуации. Также неплохо сразу же провести контрольно-тренировочный цикл с замером реальной емкости. По его итогам принимается решение о дальнейшей пригодности АКБ к эксплуатации.
Для наглядности рекомендуем видеоролик.
№4 Теплая вода
Если автомобиль простоял несколько часов при низких окружающих температурах окружающего воздуха, аккумулятор может замерзнуть. Это не означает затвердевание электролита, но замедление химических реакций вполне может случиться. Прогревать батарею лучше включением на 1-2 минуты дальнего света. Но минус этого способа – на прогрев тратится часть энергии, которой может не хватить, чтобы провернуть вал двигателя с загустевшим маслом.
Прогрев АКБ в тазике с горячей водой.
Поэтому некоторые автовладельцы прогревают батарею другими способами. Например, теплой водой. Это не очень эффективно, ведь кожух аккумулятора служит отличной теплоизоляцией, и нагреваться (и охлаждаться) внутренняя часть батареи будет медленно. Но если уж такой метод выбран, следует знать, что заливать корпус до клемм нельзя. Слой воды должен быть ниже верхней панели АКБ. Другой вариант – отогревание с помощью воды, налитой в пластиковые бутыли.
Минус этого пути – дополнительное тепловое сопротивление стенок емкостей из пластмассы еще больше снизит теплопередачу. Лучше всего заранее снять аккумулятор и отнести на ночь в теплое помещение.
№9 Вызов эвакуатора
Если ни один из способов запуска без аккумулятора в сложившейся ситуации оказался неприменим, остается только эвакуация автомобиля с помощью специальной техники. Плюс метода в универсальности – он не зависит от характера поломки и конструкции авто. Минус – в дороговизне услуги, да и не в любой местности можно вызвать эвакуатор.
Эвакуация неисправного автомобиля с помощью спецтехники.
Запуск двигателя в условиях аккумулятора, исчерпавшего запас энергии, дело хлопотное и не всегда успешное. Гораздо эффективнее следить за состоянием АКБ и стараться избегать попадания в такие ситуации.