Тосол представляет собой наиболее известный отечественный антифриз для систем охлаждения автомобиля. При выборе этого вещества необходимо оценивать ряд его параметров. В первую очередь это качество продукта, представленного в продаже. От этого будет зависеть правильность работы систем автомобиля, их долговечность.
Плотность тосола является одной из самых главных характеристик, которая позволяет оценить покупателю эксплуатационные качества. Ведь соответствие антифриза современным требованиям является гарантией правильной работы всех механизмов.
Общая характеристика и состав
Чтобы понять, как измерить плотность тосола и антифриза, необходимо разобраться в их характеристиках и определении. Представленное вещество нужно для охлаждения мотора в летний период и защиты зимой от механического разрушения.
В основе названия антифриза лежит аббревиатура. ТОС – технология органического синтеза. Последние две буквы названия обозначают принадлежность вещества к группе спиртов, которые, как известно, заканчиваются на «ол».
Основой тосола является гликолевый эфир. В состав входят около 10 различных присадок. Благодаря этому антифриз не поддается воздействию мороза или жары, не кипит и не пенится. Специальные присадки устраняют воздействие на материалы механизмов, благодаря чему они становятся не подверженными коррозии. Тосол возможно длительно хранить и эксплуатировать также благодаря особому составу.
Что характеризует плотность?
Плотность тосола может многое рассказать о состоянии этого вещества при эксплуатации. Поэтому требуется регулярно проводить ее проверку. На этот показатель влияет несколько основных факторов. В первую очередь это состав и рецептура производства антифриза. Каждый производитель применяет определенную технологию при изготовлении своего хладагента.
Вторым немаловажным фактором является количество и набор присадок. Эти компоненты улучшают эксплуатационные качества антифриза и дополнительно защищают системы и механизмы от преждевременного износа. В процессе производства технологи применяют определенный набор этих дополнительных компонентов. Они четко сбалансированы. Некоторые из них несовместимы и зависят от условий эксплуатации оборудования.
Последним важным фактором, который влияет на плотность тосола, является количество в нем моноэтиленгликоля. Все эти особенности влияют на теплоемкость и теплопроводность. Если плотность антифриза меняется, это может привести к печальным последствиям.
Основные показатели охлаждающей жидкости
В числе обязательной информации, указываемой на упаковке антифриза, его основные показатели. К ним относятся:
- внешний вид (прозрачная жидкость определенного цвета);
- температура кристаллизации;
- температура закипания;
- вспениваемость;
- щелочность;
- коррозионные потери металлов;
- вязкость кинематическая;
- состав;
- плотность.
А также некоторые другие. О последнем в списке показателе и пойдет речь.
Как самостоятельно измерить плотность?
Рассматривая, как проверить плотность тосола, следует обратить внимание на самые простые способы. Специальное оборудование помогает произвести замеры для любой жидкости. Этот прибор называется ареометром. Он прост в применении. При этом производится всего несколько несложных действий.
Первоначально следует открыть крышку капота. Далее следует найти расширительный бак, в котором и находится антифриз. Открывается его крышка. Ареометром берется необходимое количество тосола. Для этого пипетку опускают в хладагент и набирают вещество в колбу. Поплавок при этом должен свободно балансировать.
На шкале ареометра необходимо замерять показатель концентрации антифриза. Далее полученный результат сравнивают с номинальным значением, указанным производителем. В некоторых случаях плотность может быть ниже или выше заявленной. На это также может влиять количество воды в растворе.
О работе системы охлаждения
Часто во время движения, особенно когда на улице стоит жара, закипает антифриз в расширительном бачке. Почему это происходит и как это устранить, интересует автовладельца в первую очередь. Чтобы ликвидировать неисправность, необходимо понимать, по какому принципу работает система охлаждения. В противном случае будет довольно проблематично выявить причину неполадки и на месте провести её устранение.
При запуске двигателя он находится в непрогретом состоянии. Поэтому тосол циркулирует только по малому кругу охлаждения. Он включает:
- водяную рубашку двигателя;
- печку;
- термостат.
В этот момент в бачке уровень жидкости находится в пределах нормальных значений. По мере того как происходит прогревание силового агрегата, начинает открываться большой контур циркуляции, проходящий через основной радиатор. Это приводит к тому, что объем технической жидкости в системе расширяется. Её излишки оказываются в бачке. При возрастании давления оно частично стравливается при помощи перепускного клапана. Он присутствует на крышке рабочей емкости.
Когда тосол достигает температурных показателей в 95 градусов Цельсия, он увеличивается в объеме до максимальных значений. Его излишки сбрасываются через верхний патрубок радиатора. По этой причине у многих автомобилистов и возникает впечатление, что закипает тосол в расширительном бачке. Почему это происходит, может объяснить любой опытный автолюбитель.
В зависимости от того, какую конструкцию имеет система в конкретном автомобиле, крышка с клапаном может устанавливаться или на горловину радиатора, или размещаться непосредственно на бачке. Во втором случае сброс происходит только после того, как давление поднялось. Этот рабочий сосуд сообщается с атмосферой посредством отверстия, присутствующего в пробке.
Результат замера
Теперь вы знаете, как проверить плотность тосола ареометром, теперь необходимо понять полученный результат.
На показатель плотности влияет вода, которой разводится антифриз в заводских или домашних условиях. При росте ее содержания в растворе температура замерзания вещества становится выше, а охладительные характеристики в летний период ухудшаются.
Если плотность вещества при измерении занижена, это значит, что в состав антифриза входит большое количество воды. Диапазон рабочих температур при этом у тосола сужается. Это негативная тенденция.
Повышенная концентрация говорит о снижении свойств охлаждения и смазывания механизмов. Из-за этого они быстро изнашиваются. Поэтому необходимо сравнивать заявленную на упаковке номинальную величину плотности с показаниями ареометра. В случае необходимости ее корректируют.
Низкий уровень антифриза
Что лучше тосол или антифриз
Одной из причин кипения антифриза может стать его недостаток в системе. Это случается при недостаточном уровне заправки охладительной системы. На корпусе бачка стрелка заполнения должна быть между о и «max».
Низкий уровень охладителя может наблюдаться при его утечке. А учитывая, что температура кипения тосола при давлении выше, чем в разгерметизированной системе, совмещение этих факторов становится причиной аварийной ситуации.
Течь бывает где угодно. Ее необходимо найти и устранить. Любые повреждения составных частей охладительных конструкций должны ликвидироваться незамедлительно.
Нормативное значение
Одним из самых популярных видов представленного вещества является тосол марки А-40 или А-40М. Этот хладагент применяют в относительно теплом климате, где температура зимой не опускается ниже -38°С. Среди автолюбителей нашей страны распространено мнение, что плотность тосола А-40 равняется 1,075 г/см³. При этом в смеси присутствует около 44% воды и 56% этиленгликоля (или выше).
Показатель плотности зависит от температуры, при которой производился замер. Стандарты устанавливают допустимую норму этой величины на уровне 1,065-1,085 г/см³. При этом температура окружающей среды должна быть на уровне +20°С.
Если полученное в ходе замеров число не соответствует этому показателю, его можно выровнять. Для этого сливается немного старого антифриза и добавляется в общую смесь либо вода, либо концентрат тосола.
Вода
Начнем, конечно же с простой воды.
Плюсов тут не мало. Во-первых, вода практически бесплатна (а если у вас пробурена своя скважина – бесплатна вообще). Во-вторых, ее практически всегда можно достать (она доступна 24 часа в сутки из под крана, не нужно ехать в магазины и покупать ее), так что вы всегда сможете добавить в свою систему отопления без проблем. В–третьих, вода не токсична, если прольете не нужно утилизировать, просто протерли тряпкой и все. В-четвертых, хорошо нагревается и хорошо переносит тепло, поэтому и применяется в системах отопления. В-пятых, обладает хорошей текучестью, не вязкая, а поэтому подходит даже для тонких труб отопления.
НО минусы также есть и они не менее существенные. Во-первых, вода очень хорошо окисляет металлы, появляется ржавчина, а затем и отложения которые забивают ваши радиаторы (КПД отопления значительно падает). Во-вторых, если нагреть воду более 80 градусов, то на стенках труб и батарей может откладываться накипь, что также забивает трубы и способствует снижению КПД отопления. В-третьих, вода замерзает уже при «0» градусов, а значит, систему нельзя оставлять не включенной зимой, вода попросту замерзнет и разрушит трубы и котел. В-четвертых, по исследованиям чтобы нагреть воду, нужно больше энергии (газ или электричество), примерно на 10 %, а это значит, что вы расходуете больше денег на отопление. Также вода быстрее остывает, чем антифриз, воду нужно чаще подогревать, а значит, расход газа или электричества увеличивается (платите больше денег). И последнее систему желательно каждый год промывать, иначе она попросту может забиться ржавчиной и отложениями.
Срок эксплуатации
Зная, какая плотность тосола в данный момент влияет на системы автомобиля, а также каково нормативное значение этого показателя, можно избежать преждевременного ремонта или поломок машины. Со временем антифриз стареет. Его срок службы зависит от качества самого тосола и пробега автомобиля.
Если плотность смеси низкая, в растворе присутствует большое количество воды. Она ухудшает действие присадок и провоцирует образование коррозии. Это ведет к быстрому разрушению поверхностей механизмов. При этом жидкость приобретает ржавый оттенок. Независимо от срока службы такого вещества, его немедленно следует заменить новым антифризом.
Немного физики
Говорить о температуре закипания антифриза в конкретике тосола некорректно, поскольку, во-первых, тосол имеет определённый химический состав, и его теплофизические характеристики определяются не только температурой, но и давлением. Во-вторых, тосол, создававшийся в своё время исключительно под двигатели отечественного производства, содержит присадки, которые обеспечивают не только эксплуатацию автомобиля при пониженных температурах, но и его защиту от ряда неблагоприятных факторов:
- коррозии;
- износа;
- кавитации.
Смазывающего действия тосол, в отличие от антифризов, не оказывает, а снижение износа достигается вследствие уменьшения температуры подвижных элементов привода, при росте которой выбираются зазоры, и коэффициент трения естественным образом увеличивается.
Если с допустимой температурой всё более-менее ясно (не более 90ºС), то с давлением в двигателе дело обстоит сложнее. Для обеспечения защиты двигателя от перегрева тосол прокачивается при повышенных давлениях, что сказывается и на температуре жидкости. Для большинства марок фактическое давление в блоке цилиндров не менее 1,2…1,3 ат: именно тогда, согласно закону Клаузиуса, температурный максимум, необходимый для кипения жидких сред, возрастает. Таким образом, теоретически допустимая температура кипения охлаждающих жидкостей может составлять 110…112ºС.
Как поменять тосол
Если вы измерили плотность тосола, оценили его визуальные характеристики и установили необходимость замены этого вещества, необходимо провести специальную процедуру. Двигатель прогревают в течение 5 минут. Кран отопителя в салоне должен быть открытым. После остановки мотора старый тосол сливается, и вместо него наливается чистая вода. Можно при этом применять специальное средство для смывки. Его используют в соответствии с инструкцией производителя.
Через сливную пробку, которая находится в радиаторе, воду убирают из системы. Промывание делают до тех пор, пока жидкость не станет чистой. После этого можно залить новый тосол.
Изучив, что такое плотность тосола, можно понять важность ее замера. Этот показатель позволит оценить правильность работы всей системы и предотвратить ее поломку.
Проверка на подлинность
К сожалению, идентифицировать поддельный антифриз при покупке практически невозможно. Для этого можно разве что сдать образцы на анализ, потратить кучу времени и денег.
Но есть куда более простой вариант проверки.
Поддельный и низкокачественный антифриз быстро теряет свои характеристики.
Это связано с тем, что с целью удешевления производства мошенники заменяют этиленгликоль сахаром, солью, кислотой и пр. То есть при проверке ареометром параметры плотности будут в норме. Но на практике такая жидкость замёрзнет даже при небольшом морозе.
Чтобы проверить качество жидкости охлаждения, нужно сделать первичный контрольный замер. Если он нормальный, состав заливается в систему охлаждения. В течение недели можно ездить на авто. Затем через неделю делается забор ОЖ из машины, и проверяется плотность ещё раз:
Если продолжить эксплуатацию авто с низкокачественной жидкостью, это негативно скажется на состоянии двигателя. Антифриз способен вывести ДВС из строя, спровоцировать целый ряд неприятных и дорогих неисправностей.
Источник