Как поднять плотность электролита в аккумуляторе — все способы повышения

Многие водители, оставляя машину на некоторое время, после обнаруживают, что она не хочет заводиться. Стартер в это время и вовсе может не подавать признаков жизни. Вероятнее всего, причина – аккумулятор, который за несколько дней разрядился. Зарядка в такой ситуации не всегда помогает. Корень проблемы – снижение плотности электролита. Вернуть его в нормальное состояние помогут в автосервисе, но многие предпочитают действовать самостоятельно. Как своими руками поднять плотность электролита в аккумуляторе, и почему его уровень меняется – в статье. Вообще, это обычное явление, да и АКБ, служащая 3 – 5 лет, приравнивается к расходному материалу.


Выравнивание плотности электролита поможет продлить срок службы аккумулятора.

Что такое плотность электролита в аккумуляторе

В свинцовом аккумуляторе есть емкости, называемые «банками». В них – серная кислота, куда погружены пластины из свинца. Если электролит выкипит, поменяется его химический состав или случится сульфатация (порча пластин) – АКБ может выйти из строя. При некритичной ситуации доступны способы восстановить источник питания в домашних условиях.

Сам электролит – жидкость, служащая катализатором электрохимического процесса. Без нее батарея – не более чем пластик, набитый свинцом. Состоит электролит примерно на 65% из дистиллированной воды и 35% серной кислоты. Один из показателей этой «химии» – плотность, которая может как упасть, так и подняться, что зависит от заряженности батареи.

Как откорректировать плотность раствора?

Оптимальное значение должно находиться в пределах 1,25–1,29 г/см3, при нормальных климатических условиях, температуре окружающей среды +25 градусов.

Если обнаруживается более низкий результат, значит, нужно повысить показатель. Иногда оказывается, что результат только одной из ячеек значительно ниже, чем норма. Это указывает на дефект – короткое замыкание, возникшее между пластинами. Превышение нормы подсказывает, что электролит кипел.

Желая повысить плотность аккумулятора автомобиля в домашних условиях, нужно соблюдать осторожность. Процесс простой – потребуется емкость, куда можно слить старую жидкость из накопителя, спринцовка, мерный стакан. Для восстановления лучше использовать готовый электролит. Желая сделать раствор самостоятельно, учитывают правило – кислота добавляется в воду, в противном случае состав закипит.

Основные этапы:

  1. Проводится снятие АКБ, защиты, откручивание крышечек банок.
  2. Далее, используя спринцовку, нужно поочередно из всех баночек изъять как можно больше жидкости. В этот момент важно измерить количество раствора.
  3. Чтобы восстановить должный уровень, добавляют корректирующий состав в соответствующем объеме. Накопитель немного покачивают, так, жидкость немного размешивается.
  4. Далее, аккумулятор отправляют на подзарядку. Это позволит составу полностью перемешаться. Ведь устройство нельзя сильно трясти, полностью переворачивать – это приводит к осыпанию пластин.
  5. Через 30 минут батарею отключают, контроль проводят по истечении 2 часов, чтобы не было погрешностей.
  6. Если требуемый уровень не восстановлен, процедура повторяется вновь.


Важно:

Погрешность между полученными результатами допускается не более 0,01 г/см3.

Поддержание оптимальной плотности электролита крайне важно для характеристик накопителя, от этого зависит и емкость аккумулятора автомобиля. Рост плотности приводит к увеличению емкости плюсовых электродов, при этом емкость минусовых снижается, особенно когда температура падает.

Также снижение температуры электролита может становиться причиной сокращения разрядной емкости из-за роста вязкости.

Какие факторы влияют на плотность

Прежде чем разбираться как поднять плотность в аккумуляторе, необходимо выявить, почему она может падать. Причины следующие:

  • разряд. Меньше заряд – ниже плотность серной кислоты. В ходе подзарядки параметр постепенно повышается. Когда аккумулятор давно в эксплуатации, часть его энергоемкости утрачивается, что сопровождается падением концентрации электролита;
  • срок службы АКБ подходит к концу, или были нарушены правила хранения (если оставить машину на зиму в условиях холода – это навредит батарее);
  • часть электролита выкипела из-за перезаряда. Когда зарядное устройство дает повышенное напряжение, жидкость переходит в состояние газа, и удаляется через вентиляционные отверстия на корпусе аккумулятора;
  • владелец машины часто добавляет воду, чтобы поддерживать уровень электролита. Делая так, надо обзавестись прибором для замера плотности, так как вместе с водой выкипает и кислота. Как итог – маленькая концентрация.

От значения плотности зависит, как эффективно источник питания будет держать заряд. По этой причине рекомендуется периодически замерять параметр, что поможет вовремя выявить проблему. Если ее игнорировать, свинцовые пластины испортятся раньше срока.

Когда показатель плотности низкий, машина просто не заведется. В таких случаях надо его увеличить, вернув тем самым работоспособность АКБ.


Значение плотности электролита для АКБ.

Почему снижается плотность

Плотность электролита изменяется во время использования аккумулятора. Когда батарея теряет заряд, показатель понижается, и наоборот. Очень низкая плотность электролита связана со следующими причинами:

  • Влияние низких температур в течение длительного времени;
  • Перезаряд АКБ, вследствие чего происходит выкипание электролита;
  • Регулярное добавление воды.

Воду в электролит доливать можно, но перед этим нужно проверять его плотность и не проводить процедуру без необходимости. Делайте замеры в каждой банке. Нормальные значения – от 1,25 до 1, 29. Чем холоднее регион, тем выше должна быть плотность.

Чем опасная низкая и высокая концентрация электролита

Из-за повышенной концентрации аккумулятор быстрее выйдет из строя. Кислота разрушительна для пластин из металла – «химия» способна испортить даже сталь.

Низкая же концентрация приводит к:


Сульфатация пластины АКБ.

  • сульфатации. Так называется процесс, когда на свинцовых пластинах появляется белесый налет – отложения сульфата свинца. С ними батарея хуже принимает заряд, а то и вовсе отказывается заряжаться;
  • повышению порога замерзания. Когда плотность на отметке 1.28 г/см3, жидкость мерзнет только при температуре в -58°. Если ниже, замерзнет и в -5°. Из-за льда повреждаются пластины, повышается риск короткого замыкания, после которого уже нельзя «реанимировать» аккумулятор;
  • проблемам с запуском двигателя, в особенности зимой.

Подготовка к восстановлению батареи

На этапе подготовки выполняют такие действия:

  • Замеряется этот основной показатель автомобильной батареи при температуре около 22 градусов. Сделать этом можно при помощи специального прибора – ареометра. При этом работать можно только в перчатках и защитных очках, чтобы избежать возможных ожогов.
  • При приготовлении нового электролита кислота добавляется в воду. Если же сделать наоборот, жидкость начнет кипеть, что может привести к кислотным ожогам.
  • Переворачивать аккумулятор при работе с ним категорически запрещено, поскольку при этом могут посыпаться его пластины, что приведет к выходу прибора из строя.
  • Наперед следует подготовить емкости, в которые будет сливаться старая жидкость и готовиться новая.
  • Потребуются точные расчеты необходимого объема кислоты, поскольку в процессе зарядки плотность жидкости в АКБ возрастет.

Как проверить плотность электролита

Процедура несложная, можно справиться самому. Проводить ее рекомендуется в условиях комнатной температуры. Прежде чем приступать, подготавливают следующее:

  • средства индивидуальной защиты (перчатки, очки). Электролит, если попадет на открытую кожу, способен вызвать ожог. Пары «химии» тоже опасны, поэтому работы проводят в хорошо проветриваемом помещении;
  • денсиметр. Это название прибора для замера плотности. Выглядит как стеклянная трубка с грушей, имеющая встроенный ареометр.

Как правильно замерять плотность:

  1. Извлекают источник питания из-под капота, снимают защитный кожух, если такой есть, выкручивают пробки.
  2. Сперва оценивают уровень электролита. В случае со свинцово-кислотными батареями, он должен на 1.5 см накрывать пластины.
  3. Полностью заряжают АКБ. После зарядки дают ей «отдохнуть» 5 – 6 часов, и после замеряют плотность. Если уровень в норме, погружают прибор в банки и выкачивают немного жидкости. Ареометр должен плавать свободно, не соприкасаясь со стенками.
  4. Смотрят на показатели и сравнивают с нормальными значениями (норма зависит от региона, так как везде разные климатические условия).

Таким способом получится проверить только обслуживаемую батарею. Если аккумулятор необслуживаемый, там есть индикатор, цвет которого указывает на уровень плотности электролита.


Индикатор плотности электролита.

Подготовка батареи

Когда автолюбителю известно, почему упала плотность электролита в аккумуляторе, то сразу поднимать ее не стоит. Необходимо провести некоторые подготовительные мероприятия. Для этого следует убедиться в выполнении нескольких условий:

  • Батарея заряжена.
  • Температура раствора в элементах питания составляет от 20 до 25 градусов.
  • Уровень электролита в каждой банке соответствует норме.
  • Аккумулятор не имеет механических повреждений.

Рекомендуем: Состав электролита для кислотных автомобильных аккумуляторов
Если АКБ оказалась разряжена, сначала следует восстановить ее емкость. Затем в обязательном порядке проводится измерение плотности раствора, так как концентрация кислоты может быть ниже нормы. Возможна ситуация, в которой этот параметр раствора после перезарядки в элементах питания отличается. Следует помнить, что допустимая разница этого показателя составляет максимум 0,01 кг/см3. Для выравнивания значений плотности в банках необходимо провести корректирующую подзарядку. Делается это следующим образом:

  • Сила тока уменьшается в 2−3 раза в сравнении с номинальным показателем.
  • Батарея заряжается в течение 1−2 часов.

Если этот метод не помог решить проблему, придется предпринимать более серьезную меру, долив корректирующего электролитного раствора. Здесь необходимо заметить, что использовать его можно только в крайнем случае.

Корректирующим называется электролит, плотность которого составляет 1,4 кг/см3.

Сначала автолюбитель должен проверить АКБ и узнать, почему пропадает концентрация раствора. Если это произошло из-за кипения воды, то корректирующий электролит доливать нельзя. Используется он лишь в двух случаях:

  • Обнаружена утечка жидкости из элементов питания.
  • В банки было залито много дистиллированной воды, что и стало причиной снижения плотности раствора.

Методы повышения

Чтобы двигатель нормально запускался, источник питания должен быть заряженным, и опытные водители следят за этим. Но ситуации бывают разные. Есть несколько способов нагнать плотность, которые разнятся сложностью.

Корректирующий электролит

Повышение плотности этим способом выполняется поэтапно, и чтобы достичь нужного результата, требуется соблюдение последовательности.

Перед началом работ следует подготовить: ареометр, стеклянные емкости, грушу, средства защиты, воду и корректирующий электролит. Батарея должна быть прогрета – достаточно оставить ее на несколько часов в теплом помещении.

Порядок действий:

  1. Полностью заряжают источник питания, что занимает не меньше 8 часов.
  2. Замеряют показатели «химии». Должно быть от 1.25 до 1.27 г/см3.
  3. Если ниже – из банок частично сливают электролит.
  4. Далее в них же надо добавить корректирующий электролит (в два раза меньше, чем было выкачано).
  5. Доливают воду, чтобы накрыть свинцовые пластины.
  6. Батарею ставят на подзарядку, на 30 – 60 минут, а затем пару часов ждут, пока смешается жидкость.
  7. Замеряют показатели по новой.

Если плотность не поднимается, повторяют действия.

Многие не покупают, а делают корректирующий электролит сами. В этом случае сначала надо добавлять воду, а уже затем раствор кислоты.


Приготовление электролита из воды и кислоты.

Выравнивание

Этот способ подойдет, если пластины без дефектов или с небольшим налетом. Прежде чем приступать к действиям, заряжают батарею малым током. Через 12 часов заряжают опять, выставив напряжение 14.6 – 14.8 В.

Способ часто применяется зимой, когда падает концентрация электролита. Восстанавливают слабыми токами, но на зарядку может уйти до трех суток.

Как это работает: раствор кислоты начинает «кипеть», что сопровождается пузырьками на поверхности, и когда лишняя жидкость испарится, повысится концентрация электролита. Так как его по итогу станет меньше, придется добавлять новый раствор, а уже затем мерить плотность и смотреть на показатели ареометра.

Метод хоть и долгий, но эффективный, особенно когда нет возможности восстановить батарею иначе.

Замена

Если плотность раствора кислоты упадет ниже 1 г/см3 – поднимать нет смысла. Выход – полная замена «химии».

Инструкция:


Что нужно для замены электролита в АКБ?

  1. Для начала из «банок» полностью выкачивают электролит при помощи груши.
  2. Аккуратно переворачивают батарею, ставят на бок, и просверливают отверстия в каждой «банке». С них сливают остатки.
  3. Все «банки» промывают дистиллятом, а отверстия запаивают устойчивым к кислоте пластиком.
  4. Заливают новый электролит нужной плотности.
  5. Заряжают АКБ и проверяют, как она работает.

Работая с батареей, надо быть аккуратным, особенно при переворачивании. Дело в том, что на дне «банок» остается свинцовый осадок, и если перевернуть резко, он застрянет между пластинами и закоротит их. Такую батарею «реанимировать» уже не выйдет.

Это крайние меры, и прибегают к ним разве что энтузиасты, так как при ошибке можно навредить не только источнику питания, но и автомобилю.

Аккумуляторная батарея хоть и считается расходным материалом, может прослужить дольше, если ей обеспечить грамотный уход. Проверка и корректировка плотности и уровня электролита – один из моментов. Со всеми работами можно справиться самостоятельно, но если опыта или времени не достает, СТО никто не отменял.

Как повысить при помощи зарядного устройства

Еще одним способом восстановления работоспособности АКБ, подзарядка ее на слабом токе. Этот способ требует много времени, но, довольно эффективен, если не поднимается плотность электролита до нормального уровня. Суть способа такова, что аккумуляторную батарею можно самостоятельно, через подзарядное устройство, зарядить до полного. Когда заряд будет максимальным, жидкость начнет кипеть. Признаком полной подзарядки будет появление мелких пузырьков (происходит испарение дистиллированной воды в батарее). Избыток воды испарится, а кислота останется. Одновременно понизится и общий уровень электролита. Теперь можно долить новый необходимой плотности. После этого, следует замерить показания ареометром и если они недостаточны, то повторить всю процедуру, пока не будет достигнута норма не ниже 1,25 г/см3.

Если станет вопрос о покупке нового или восстановления имеющегося аккумулятора, то конечно дешевле выбрать второе, тем более, что работа не является сложной и прочитав внимательно статью, даже человек, который плохо разбирается в технике, без труда сможет выполнить работу по повышению плотности электролита и восстановления работоспособности АКБ, как минимум на пару сезонов. Это серьезная экономия бюджета, тем более, что качественный аккумулятор стоит немалых средств.

Выбор аккумулятора

Срок службы АКБ обычно составляет от 3 до 5 лет. При выборе стоит учитывать такие особенности автомобилей и батарей:

  • Следует покупать батарею емкости, соответствующей типу используемого авто. Обычно это указано в техническом описании к автомобилю. Чаще всего это значение находится в диапазоне 45−65 ампер-часов.
  • Существует два типа батарей: обслуживаемые и необслуживаемые. Обслуживаемые проще зарядить и электролит в них можно восстановить путем долива.
  • Для езды по бездорожью и плохим дорогам лучше взять аккумулятор с защитой от вибраций и ударов. Для коротких поездок лучше купить необслуживаемый аккумулятор, он быстрее подзаряжается от генератора.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]