Перед наступлением зимы необходимо должным образом подготовить автомобиль, чтобы все узлы и агрегаты исправно функционировали в условиях сниженной температуры. К подготовительным процедурам относятся: замена масла, фильтров топлива, резины, проверка качества антифриза и тосола, зарядка аккумулятора. Последний, как источник питания, требует правильного подхода. Бывает, водитель обнаруживает, что замерз электролит в аккумуляторе. Что это значит, как устранить явление и больше не допустить – в статье.
Замерзание электролита в аккумуляторе возможно при понижении температуры.
Почему замерзает электролит в АКБ
Электролит – токопроводящая среда, находящаяся в так называемых «банках» аккумуляторной батареи. Это жидкая смесь серной кислоты с дистиллированной водой. Параметр плотности «химии» – 1.27 – 1.28 г/см3. При таком значении температура замерзания – около -70°.
Если компания, подготавливающая электролит, придерживалась технологии производства и не допускала ошибок, можно быть уверенным, что замерзать он не будет даже в лютый мороз, свойственный северным регионам. Если параметр плотности иной, даже новый источник питания покроется льдом.
Плотность падает в таких случаях: батарея глубоко разряжена или в нее часто доливалась дистиллированная вода. Обычно глубокий разряд наступает из-за перегрузки потребителями, но и простой машины к этому ведет. Так, эксплуатируемая, то есть не новая АКБ, в состоянии простоя может «сесть» за 1 – 2 недели. Только что купленная батарея теряет примерно 0.1% заряда в сутки. А зима только ускоряет этот процесс.
Что до добавления воды, в этом случае интенсивность падения плотности электролита иная. Если токопроводящая жидкость испарилась, то добавив воды получится вернуть изначальную плотность. Если же причина добавления – повреждение корпуса или разбрызгивание «химии», плотность заметно упадет.
Серый или черный электролит – это плохо!
Допустим, разморозили вы батарею, но при просмотре банок (отсеков аккумулятора), она или две приняли черную или густую серую окраску. Сразу хочу сказать, идите за новой батареей, что нам это говорит, а ничего хорошего:
При замерзании вода повредила свинцовые пластины и просто разрушила их, если хотите — разорвала. После того как электролит разморозился и превратился опять в жидкость, эти отсеки уже имеют не структурированные пластины, а просто кучку свинца, который перемешался в банке из-за чего она и помутнела. Даже если одна банка вышла из строя, то напряжение упадет на 2 Вольта, то есть номинал будет на 12, а 10 Вольт. Такая батарея не сможет запустить ваш авто, да что там запустить, даже «пропитать» системы машины не в состоянии (магнитола, ЭБУ, приборная доска и т.д.). Это «смерть» аккумулятора.
Конечно, многие умудряются восстановить эту банку, путем разрезания верхней части и вытаскивания – восстановления пакета свинцовых пластин. Но для обычного автолюбителя, это очень сложно и практически невыполнимо. Идем за новым АКБ.
Таблица замерзания электролита
В большинстве автомобилей стоят свинцово-кислотные АКБ с жидким электролитом, вода в которых может замерзнуть на морозе и превратиться в лед. Как температура замерзания зависит от плотности смеси – отразит таблица.
Плотность (г/см3) | Температура замерзания (°С) |
1.14 | -14 |
1.15 | -16 |
1.16 | -18 |
1.17 | -20 |
1.18 | -22 |
1.19 | -25 |
1.20 | -28 |
1.21 | -34 |
1.22 | -40 |
1.23 | -42 |
1.24 | -50 |
1.25 | -54 |
1.26 | -58 |
1.27 | -68 |
1.28 | -74 |
1.29 | -68 |
1.30 | -66 |
1.31 | -64 |
1.32 | -57 |
Если с АКБ все в порядке, эксплуатировалась она с соблюдением правил, вовремя и правильно подзаряжалась, последствия в виде замерзшего электролита не застанут. Опытные водители придерживаются такой закономерности – если упала плотность электролита, пора заряжать аккумулятор.
Как заряжать замерзшую АКБ
Если батарея оттаяла, и вы не обнаружили на ней трещин и деформаций, можно ее зарядить. Для этого рекомендуется использовать автоматическое зарядное устройство. Сначала АЗУ применяет импульсный ток, за счет чего снимается осадок с пластин. Затем подается 5% зарядного тока от общей емкости. То есть аккумулятор на 60А будет подзаряжаться током на 3А. Длится такая зарядка в течение 8-10 часов с постепенным снижением силы тока. Не следует давать размороженной АКБ излишний заряд.
Специалисты также рекомендуют проверить прозрачность электролита. Если он мутный, то возможно короткое замыкание. Это свидетельствует о том, что пластины осыпаются, а значит, аккумулятор вышел из строя.
Реанимация аккумулятора
АКБ – довольно капризный прибор. При должном обращении источник питания легко прослужит 3 – 5 лет, не вызывая нареканий. Но случается разное.
Заметив, что на корпусе образовался лед, а электролит замерз, первое, что делают – извлекают аккумулятор из посадочного гнезда, отсоединяя от контактов. После относят в теплое помещение и ставят в подходящую емкость, например, тазик. Для чего это делается: если корпус из-за замерзания повредился и образовалась микротрещина, из нее потечет электролит. АКБ без «химии» эксплуатировать не получится, то есть реанимация не принесет результата.
Процесс реанимации АКБ.
Если ничего не потекло, стоит дождаться, пока батарея и электролит прогреются до комнатной температуры. Сразу заряжать замерзший автомобильный аккумулятор нельзя — надо опять оценить состояние корпуса. Если все же заметны трещины, неровности – такую АКБ только утилизировать. Кто-то скажет, что маленькие трещины легко заделываются той же мастикой, но дело в другом. Источник питания так сильно замерз, что его корпус начал разрушаться. Если дошло до этого, то металлические пластины точно испортились.
В тех «банках», где покоробились пластины, с большой вероятностью произойдет короткое замыкание. Если сепаратор, разделяющий полярности, поврежден, КЗ не миновать. Оно устраняется, но это отнимает много времени и сил.
Если визуальные повреждения не обнаружены, остается дождаться, когда она полностью оттает, и зарядить зарядным устройством. Силу тока устанавливают 10% от реальной энергоемкости. На полную зарядку потребуется порядка 10 часов. По окончании замеряют напряжение на выводах АКБ. Минимум должно показать 12.6 В. Если цифра, например, 10.5 В, значит одна из «банок» испортилась (параметр для одного элемента составляет 2.1 В). Замер плотности каждой банки поможет отыскать «отжившую свое». Для этого нужен прибор ареометр.
Если после восстановления заряда плотность каждого элемента на уровне 1.27 г/см3, а напряжение в пределах 12.6 – 12.9 В, значит «заморозка» не привела к негативным последствиям, и батарея еще поработает. Единственное, зимой рекомендуется слегка повышать плотность, до 1.3 г/см3.
Что делать, если замерз электролит
Если утром вы не можете открыть дверь автомобиля или двигатель не запускается, значит аккумулятор сел. В морозную погоду это происходит из-за замерзания электролита. Признаки замерзшей АКБ: вздутые стенки корпуса и слой инея. Чтобы не допустить промерзания батареи:
- Не оставляйте ее в разряженном состоянии более чем на 24 часа на морозе;
- Проверяйте ее на утечку тока в цепи;
- Не допускайте длительного простоя автомобиля зимой.
При промерзании устройства могут деформироваться пластины и сепаратор, появиться трещины, поэтому такую АКБ нельзя сразу же подключать к зарядке. Чтобы справиться с проблемой, следуйте плану:
- Извлеките аккумулятор;
- Осмотрите его на наличие трещин и других повреждений;
- Поместите устройство в эмалированную посуду и подождите, пока лед растает, а корпус вернется к нормальной форме.
- Если вы не обнаружили деформаций, заряжайте батарею по специальному графику.
Для начала при помощи лакмусовой бумажки проверьте, безвредна ли влага на корпусе. Небольшое количество электролита может просочиться через микротрещины, которые не видны глазу. Если индикаторная полоска не покраснела, значит, все в порядке.
Не помещайте замерзший аккумулятор в горячую воду. Если вам необходимо как можно быстрее разморозить зарядник, опустите его в холодную воду и постепенно повышайте температуру или воспользуйтесь тепловой пушкой.
Профилактика замерзания электролита в аккумуляторе
Рекомендация – своевременное обслуживание:
Чехол для аккумулятора.
- в регионах с суровой зимой можно поднять плотность до 1.3 г/см3;
- батарея всегда должна быть заряженной. Зимой ей туго приходится, от генератора не успевает подзаряжаться, поэтому понадобится зарядное устройство;
- практикуются чехлы для АКБ, и такую защиту можно сделать самому;
- кто-то предпочитает заносить аккумулятор домой на ночь.
Замерзшая аккумуляторная батарея – неприятное для водителя явление. Первое – надо дать ей оттаять, затем замерить уровень плотности электролита. Если в норме – ставят на зарядку и пользуются дальше. Но лучше до этого не доводить, придерживаться правил эксплуатации, проводить регулярное обслуживание.
Как необходимо следить за автомобильной батареей?
Чтобы увеличить срок службы аккумуляторной батареи, необходимо следить за ее состоянием проверяя перед сменой сезонов плотность электролита, его уровень а также зарядку.
Особенно это актуально перед наступлением холодов.
Но, несмотря на периодическое плановое обслуживание аккумуляторных батарей, любой аккумулятор может разрядиться на морозе. Все зависит от влажности воздуха и температуры воздуха. Для того чтобы не оказаться в трудной ситуации связанной с разрядкой аккумулятора каждый владелец должен приобрести электрическое зарядное устройство, с помощью которого любой автолюбитель может самостоятельно зарядить разряженную батарею. Кроме того каждый из нас должен приобрести прибор для замера плотности в батареи.
Советуем вам в зимнее время после запуска мотора как можно дольше не выключать двигатель, для того чтобы генератор машины смог восстановить заряд батареи, который стал ниже после потребление энергии стартером необходимой для запуска двигателя.
Помните, что чем ниже температура окружающего воздуха, тем быстрее батарея теряет накопленную энергию. Это означает, что если на морозе вы несколько дней не заводили машину, то при запуске мотора батарея может полностью разрядиться. Поэтому запустив мотор в зимнее время, дайте поработать ему как минимум 30-40 минут, чтобы заряд батареи полностью восстановился.
Профилактические меры
Один из способов предотвращения замерзания – утепление АКБ. Особенно это полезно для автомобилей с небольшим пробегом и длительными стоянками. Также в холодное время года используйте электролит с большей плотностью. Он замерзает при более низких температурах. Быть уверенным в работоспособности своей батареи помогут проверки утечек в бортовой системе и работоспособности генератора.
А за новым аккумулятором – в Delmex!
Из-за чего аккумулятор замерзает
Новые аккумуляторы могут замерзнуть только при очень сильных морозах – ниже 45 °C, из-за того, что в них содержится электролит. А если учесть изоляцию современных автомобилей, то заморозить новый аккумулятор представляется почти невозможным.
Но после длительной эксплуатации автомобиля такое может начать происходить, потому что разрядка аккумулятора сопровождается определенными химическими реакциями. По истечении времени выделяется вода, углекислый газ и сульфат аммония. Именно вода и является причиной замерзания аккумулятора.