Установка омывателя фар своими руками в подробностях.

Качественная работа системы освещения играет важнейшую роль для комфортного движения в ночное время суток и при плохих погодных условиях. Однако даже при полностью исправной технике количество света может существенно снижаться из-за загрязнения головной оптики. Специально для решения этой проблемы и был разработан омыватель фар, который позволяет дистанционно очистить световые приборы не выходя из автомобиля и не прерывая движение. Особенно актуально наличие омывателя становится при использовании ксеноновых фар.

Что такое омыватель фар в автомобиле

Современные автомобили непрерывно совершенствуются и стремятся быть максимально комфортными и безопасными для водителей. Одной из таких разработок для увеличения удобства вождения и безопасности является омыватель, который необходим для очистки рассеивателя фары от грязи, пыли и насекомых.


Штатный омыватель фар BMW

Водитель может активировать функцию во время движения и улучшить качество света благодаря очистке рассеивателя фары.

Выглядит омыватель как уменьшенный очиститель лобового стекла (в случае щеточного). Более современные модели (струйные) выполнены в виде небольших накладок под фарами, которые выдвигаются после получения команды от водителя. Устанавливают омыватель в непосредственной близости от оптики. В зависимости от типа конструкции, устройство может быть скрыто во внутренней части бампера автомобиля и активироваться только после нажатия кнопки включения омывателя фар. Также существует стационарный вариант установки, когда форсунки системы расположены на внешней поверхности переднего бампера.

На каких типах фар он используется

Омыватель в обязательном порядке устанавливается на автомобили с ксеноновыми фарами. Для галогенных он доступен в качестве опции. Дело в том, что галогенные и газоразрядные лампы имеют одинаковый принцип направления свет. Но ксенон обладает более сильным световым потоком. Наличие грязи или намерзшего льда на фаре проводит к рассеиванию светового пучка.

Галогенные лампочки просто теряют яркость и лишают водителя качественного освещения дорожной поверхности, а ксенон может слепить встречные машины, создавая аварийные ситуации. Поэтому для автомобилей со штатным ксеноном обязательно устанавливают омывающую систему.

Правила выбора

При покупке омывателя нужно учитывать расположение оптики, бампера, их формы. В продаже есть комплекты универсального назначения и для определенных моделей авто. Типы форсунок:

  • на бампер;
  • с плоским полуверхом;
  • с полукруглой верхней частью.

Во внедорожных моделях авто бампер устанавливают высоко, идеальным выбором станут удлиненные форсунки. В стандартных наборах бачка омывателя нет – его заказывают отдельно, предварительно определив место установки. Если свободное пространство отсутствует, механизм подключают к штатной очистительной системе лобового стекла.

Выбирайте изделия проверенных марок – Hella, Sho-me, др. В данном случае вы получите надежные и производительные омыватели, которые простые в установке, неприхотливые в обслуживании.

Виды омывателей

В зависимости от конструкции омывателя различают:

  • щеточные;
  • и струйные устройства.

Разница между ними заключается в принципе очистки стекла и элементах, из которых состоит система.

Щеточный омыватель похож на очиститель стекла в уменьшенном размере. Вода на стекло подается под небольшим давлением, а специальная щетка смывает грязь при помощи механической очистки. Устройство устанавливают для стеклянных рассеивателей, поскольку пластик слишком чувствительный к данной процедуре.


Щеточный омыватель фар

Струйный омыватель устанавливает на большинстве современных автомобилей. Принцип работы устройства заключается в подаче моющей жидкости на рассеиватель фары под высоким давлением. Качество очистки зависит от расстояния между форсункой и оптикой, объемом моющего средства и степени распыла.


Струйный омыватель фар Tiguan

Струйный омыватель еще называют выдвижным, поскольку он целиком расположен в корпусе бампера автомобиля. Элементы системы подачи видно только после включения его в работу.

Почему не работает омыватель

Основные причины неработоспособности очистительной системы:

  1. Выключенный ближний свет – при нем омыватель не функционирует.
  2. Отсутствие в бачке жидкости – без нее очистка невозможна.
  3. Зажатый шланг от бачка к фарам по причине поломки форсунки, трубок.
  4. Неполное закрытие сопла – возникает при засорении грязью, пылью. Промойте отверстие водой, верните сопло на место. Действуйте осторожно, поскольку пластик тонкий, значительные нагрузки выдерживает плохо.

Элементы очистки идут в базовой комплектации, но вы можете провести установку самостоятельно. Благодаря накладкам на форсунки сверлить бампер не придется.

Устройство и принцип работы

Конструкция очистительной системы фар напоминает омыватель лобового стекла по количеству и типу используемых элементов. Основные устройства, входящие в его состав:

  1. Бачок с очистительной жидкостью. Обеспечивает до 25 циклов работы. За одно включение система использует до 200 мл моющего средства. Общая емкость бака — 2,5 литра для одной и 4 литра для двух форсунок.
  2. Моторчик. Используется в телескопической системе для перемещения форсунки.
  3. Насос высокого давления. Предназначен для подачи моющего средства на форсунки.
  4. Блок форсунок. Обеспечивает распыл жидкости на рассеиватели фар.
  5. Соединительные шланги.
  6. Блок управления. Управляет процессом очистки оптики.


Компоненты струйного омывателя фар высокого давления
Принцип работы омывателя фар достаточно прост. Его можно разделить на три основных этапа:

  • открытие накладок с форсунками;
  • полив фар моющей жидкостью;
  • возврат в стандартное положение.

Водитель активирует функцию очистки, запуская систему в работу. После этого начинается процесс ополаскивания стекла моющей жидкостью под высоким давлением. Блок управления подает команду моторчику на выдвижение форсунок. Жидкость подается из бака с помощью насоса высокого давления. Соединительные шланги передают моющее средство на форсунки, после чего происходит его распыл на рассеиватель. Когда процесс завершен, моторчики возвращают устройство в исходное положение.

Виды форсунок

В зависимости от способа установки форсунки бывают:

  • стационарные;
  • телескопические.

Стационарные устанавливаются непосредственно на бампер автомобиля. Это простое по конструкции и дизайну устройство, которое отличается надежностью работы. Единственный недостаток — форсунки всегда находятся на виду.


Статические форсунки

Телескопические форсунки устанавливаются внутри бампера, оставляя специальное отверстие для движения наружу. При активации очистительной системы специальный моторчик выдвигает элементы, регулируя дальность и угол распыла. Хотя основной принцип того, как работают оба типа форсунок, очень похож, телескопические устройства пользуются большей популярностью благодаря возможности интеграции в бампер.


Телескопические форсунки

Что собой представляет?

Омыватель оптики мало чем отличается от омывателя лобового стекла. Принцип тот же, жидкость подается электромотором под давлением, через форсунку, которая распыляет омыватель по поверхности. Форсунки, которые могут быть струйные или веерные, располагают непосредственно перед световыми приборами. Активация происходит по команде водителя, это либо отдельная кнопка, либо положение многофункционального переключателя. В некоторых авто опция включается в полуавтоматическом режиме, после каждого пятого включения омывателя лобового стекла.

Как включается омыватель

В зависимости от автомобиля предусмотрено два способа управления системой:

  • автоматическое;
  • ручное.

Работа устройства без участия водителя включается после активации очистителя стекла и включения ближнего света. Подобный вариант считается экономически невыгодным, поскольку расходует большое количество жидкости.

Автомобили премиум-сегмента оснащены интеллектуальной системой управления. Электронный блок анализирует частоту включения очистителя стекла и на основе полученной информации омывает фары.

Наиболее удобный и экономичный вариант — использование кнопки на панели приборов. Во время ручного управления не возникает проблем с тем, как включить или отключить омыватель фар, а моющая жидкость используется только в случае необходимости.

Как сделать включение отдельной кнопкой

Рассмотрим, как включить через кнопку омыватель для очистки фар:

  1. Пару идущих от насоса проводков, соединяют через силовую линию с реле.
  2. Плюсовой провод через предохранитель омывателя на фары подключают к плюсу аккумулятора.
  3. Минусовой провод прикручивают к кузову машины. Следите за тем, чтобы реле было в монтажном блоке предохранителей.
  4. К остальным контактам подключите кнопку отдельного включения.

Выберите для кнопки удобное место. Проверьте, правильно ли работает включенный омыватель фар. Если вы временно не используете устройство, отключите его.

Основные недостатки

Несмотря на простоту и очевидную необходимость использования омывателя фар, владельцы автомобилей отмечают и ряд недостатков:

  1. Плохие очистительные свойства на высоких скоростях.
  2. Повышенный расход моющего средства.
  3. Постоянные проблемы с тем, как включить и активировать омыватель фар в зимнее время. Устройство некорректно работает и может не до конца возвращаться в исходное положение.

Если омывающая жидкость замерзла, рекомендуется не пользоваться очистительной системой. В противном случае водитель рискует сломать устройство из-за повышенной нагрузки на ее элементы.

Применение омывателя для фар позволило упростить процесс очистки оптики и улучшить видимость на дороге без участия водителя. Хотя решение напрямую не влияет на безопасность движения, она увеличивает комфорт эксплуатации автомобиля. Остается надеяться, что в будущем недостатки с работой системы в зимнее время и большим расходом моющей жидкости будут устранены.

Инструкция по установке своими руками

Установку омывателя фар можно выполнить своими силами. Работы не займут много времени и не потребуют специальных инструментов.

Необходимые инструменты и материалы

Рабочий набор включает:

  • насос;
  • шланги;
  • форсунки;
  • проводку;
  • реле;
  • крепеж;
  • кнопки.

Дополнительно готовят малярный скотч, фрезу или сверло, мелкую наждачную бумагу, бачок для жидкости.

Последовательность действий

Порядок проведения работ:

  1. Начинают установку омывателя с монтажа форсунок. Для этого размечают места под отверстия малярным скотчем. Форсунка должна располагаться по центру головной оптики – это гарантирует максимальный охват площади стекла струей воды.
  2. Отверстие создают с применением фрезы или сверла. Сверлить следует с внешней стороны бампера, иначе может вздуться покрытие.
  3. Острые края пластика обрабатывают наждачной бумагой.
  4. В отверстия вставляют форсунки, потом к ним присоединяют трубки. Обе трубки прокладывают в сторону бачка, где они через переходник будут соединены с насосом.

Как установить комплект

Теперь расскажу о том, как же подобные устройства устанавливаются. Если у вас уже есть приобретенный универсальный фароомыватель со всеми составляющими, перечисленными выше, тогда можно ознакомиться с инструкцией по монтажу.

Вообще в комплекте к каждому омывателю идет схема от производителя с подробной инструкцией и рекомендациями. Плюс каждая машина имеет свои особенности. Это не позволяет монтировать именно универсальный комплект на все авто по идентичной схеме. Некоторые отличия будут.

Но общий принцип основан на следующем:

Поскольку схема подключения идет в комплекте и она не является универсальной для всех омывателей и машин, то тут никаких конкретных советов давать не буду.

На практике ничего сложного в установке фароомывателей нет. Нужно изначально взять хороший комплект, продумать место монтажа, и выполнить установку, не спеша и не пытаясь нарушить рекомендации производителя. Особенно в отношении электросхемы и подачи питания

Помните про важность хорошей изоляции. Удачи вам!

Спасибо, что читаете нас! Подписывайтесь, оставляйте комментарии и задавайте вопросы, если они у вас есть!


Watch this video on YouTube

Выбираем комплект фароомывателя

Для начала внимательно осмотрите свой автомобиль, особенно пронаблюдайте за конструкцией стекол ( но стекол — это условное понятие, так как там может быть и пластик, назовем привычно, рассеиватель) фар, а также верхнюю поверхность бампера — это особенно важно, так как нужно понимать с какой конструкцией омывателя придется иметь дело. По конструктивности омыватели имеют отличие в форсунках.

Форсунки могут быть сделаны:

  • под плоский бампер;

  • под сферический бампер;

  • под внедорожники, которые отличаются большими и высокими фарами.

К счастью в наше время существует огромное число интернет магазинов, всё можно купить, находясь у себя дома. Лучше всего взять цифровик и сделать несколько фото авто. На первой фара должны быть в весь кадр фас, а на второй — в профиль, так чтобы было видно бампер.

Такие фотографии могут помочь консультанту выбрать модель омывателя. Помимо форсунок нужно уделять внимание т бачку-омывателю. Дело в том, что комплект, куда входит омыватель фар имеет насос, а самого бачка там нет.

Как правильно включить и проверить конструкцию

Оптимальным местом монтажа модуля управления считается блок зажигания и колонка сигнализации, но могут быть и другие варианты. В этом случае провод белого цвета соединяют с плюсовым контактом габаритного фонаря. Затем красный провод соединяют с источником напряжения через предохранитель. Красный и чёрный провода, которые идут из одного пучка с белым, подключают к «+» и «-» омывателя. Оставшийся синий провод соединяют с плюсовым контактом подсветки прикуривателя либо с контактом, отвечающим за отключение габаритов. После того как конструкция собрана, нужно её протестировать. Для этого наливаем в бачок омывающую жидкость либо чистую воду и оцениваем, работают ли форсунки и как происходит распыление.

Самостоятельная установка

    1. Снимите с автомобиля бампер.
  • Просверлите отверстие в бачке омывателя, установите уплотнительную резинку и насос.
  • Протяните шланги в направлении распылителей, установите тройник.
  • Наметьте примерное место установки. Струйные форсунки крепятся только к бамперу. Телескопические изделия могут крепиться как к бамперу саморезами, так и к металлическому усилителю бампера. Если корпус форсунок в задвинутом положении не упирается в усилитель, то можно выбрать вариант с саморезами либо с изготовлением специального кронштейна для крепления форсунок к ребрам жесткости бампера. На некоторых автомобилях применить такой вариант нет возможности, так как бампер располагается слишком близко к усилителю. В таком случае выдвижные форсунки крепятся к усилителю таким образом, чтобы в опущенном состоянии декоративные крышки полностью прилегали к бамперу, а в рабочем состоянии диапазон регулировки форсунок позволил направить струю жидкости прямо на область ламп.
  • Произведите разметку. Для этого удобней всего наклеить на бампер малярный скотч, обозначить место расположения форсунки, а затем измерить от него расстояние до нескольких точек на фаре. Затем, сняв бампер, максимально точно повторите измерения, чтобы понять, как должны располагаться форсунки в задвинутом положении.
  • Установите форсунки на минимальное количество креплений для примерки (при возможности прихватите их клеем). Просверлите отверстие, достаточное до прохождения корпуса распылителя. Если выдвижению ничего не мешает, надежно закрепите форсунку и декоративную крышку.
  • Установите шланги;
  • Подключите питание, проверьте работоспособность системы, надежность крепления проводов, шлангов.
  • Отрегулируйте форсунки.

Подключение питания

В более простом, но не менее функциональном, варианте исполнения для подключения питания используется обычное 4-контактное реле. Силовой «плюс» возьмите непосредственно от АКБ, расположив как можно ближе к батарее предохранитель нужного номинала (как рассчитать номинал предохранителя). От него же подключите и управляющий «плюс». Силовой минус прикрутите на «массу», а провод управляющего «минуса» протяните к кнопке в салоне. Кнопка должна быть нормально-разомкнутой, без фиксации. Один вывод кнопки подключите к управляющему минусу реле, а второй к массе внутри салона. При нажатии кнопки контакты будут замыкаться, провоцируя включение насоса.

Как протестировать работу фароомывателя

Блок управления ОФ лучше всего устанавливать в рулевой колонке или блоку включения зажигания, однако вы вполне можете предпочесть и другие, более удобные для вашей машины варианты. Белый провод от БУ направляем на положительную клемму габаритного фонаря, красный подсоединяем к питающему проводу, но обязательно через предохранитель (выбирать следует самый ненагруженный по потребителям). Чёрный и красный провода последовательно подключаем к плюсовому и минусовому контактам омывателя, последний провод синего цвета – в положительной клемме подсветки гнезда прикуривателя (как вариант – к контакту, обеспечивающему отключение габаритных фонарей).

Когда электрическая часть работ завершена, можно начать тестирование работы омывателя. Заправляем бачок рабочей жидкостью и нажимаем на кнопку включения. Убеждаемся, что насос и форсунки работают, внимательно проверяем, насколько хорошо идёт струя и целиком ли она охватывает рассеиватель. Если остаются незатронутые области, можно попробовать исправить положение с помощью прокладок или подогнув ствол форсунки.

Как видим, пользоваться омывателем фар очень просто, поскольку в целом принцип действия одинаков, а при совмещённом варианте монтажа оба устройства функционируют как единый механизм. Но уход за фароомывателем потребует от вас больших усилий, чем обслуживание штатного устройства. Основной враг ОФ – грязь. Поскольку форсунки размещаются в незащищённом месте, они, а также клапан в бачке, подвержены загрязнению, что может привести к потере работоспособности устройства или значительному ухудшению очистки фар – сильно загрязненные форсунки будут выпрыскивать жидкость струёй, а не распылять её.

На этапе установки омывателя нужно проследить, чтобы при монтаже в басок не попали инородные предметы и грязь, заливаемая жидкость также должна быть идеально чистой. Вода из-под крана – отнюдь не самое оптимальное решение, но если другой нет, обязательно прокипятите её перед использованием. Но лучше сбегать в ближайшую аптеку и приобрести нужное количество дистиллированной воды, не содержащей никаких примесей

Как домохозяйка использует при мытье посуды чистящие средства, так и автовладельцы могут заливать в бачок небольшое количество обычной автошампуни, что позволит без труда справляться с устаревшими, засохшими и трудновыводимыми загрязнениями, с которыми обычная вода справится не в состоянии. Отметим, что такую операцию следует проводить только летом. Зимой в бачок заливается такая же незамерзающая жидкость, как и в омыватель лобового стекла. Для неё никакие добавки не требуются – с задачей растворения застарелых загрязнений успешно справляется этилен. Кроме того, добавки неизвестного происхождения при попадании в насос могут замёрзнуть, что полностью выведет его из строя.

Не забывайте вовремя менять жидкость при смене сезона, особенно при переходе с тёплого на холодное время года.

Еще одна забота, связанная с уходом за фароомывателем – регулярная прочистка форсунок. Не забывайте протирать и фары, поскольку омыватель не обеспечивает идеально равномерной их очистки. Помните, что длительная работа насоса вхолостую может стать причиной его выхода из строя. Если система совмещённая – вы это заметите по отсутствию струи из форсунок головного омывателя, но в случае использования отдельного устройства вы не увидите, есть ли в системе жидкость. Так что регулярно проверяйте её уровень и при необходимости доливайте.

Периодически проверяйте надёжность всех креплений и осматривайте проводку на предмет наличия повреждений. Если обстоятельства не требуют использования омывателя фар, при длительном простое включайте их, даже если в этом нет необходимости, поскольку это нужно для очистки сопел форсунок.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что омыватели фар – действительно нужное приспособление, но не следует рассчитывать на идеальное состояние рассеивателей фар — в конце концов, и дворники справляются со своей задачей отнюдь не идеально. А если ваш автомобиль оборудован ксеноновой оптикой, то фароомыватель вам просто необходим.

Какое напряжение должно быть на аккумуляторе автомобиля в разных режимах

  • шланги;
  • насос;
  • тройник с клапаном;
  • блок питания;
  • коннекторы;
  • провода;
  • предохранитель;
  • регулировочный ключ;
  • хомуты;
  • саморезы;
  • реле;
  • кнопка управления;
  • уплотнители;
  • схема установки и подключения питания.

Можно подключиться к системе бачка стеклоомывателя. Но тогда в нем придется выполнить отверстие. Либо же возьмите отдельно новый бачок, установив его в подкапотное пространство.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]