Последнее десятилетие в автомобильной промышленности проходит под девизом «безопасность – превыше всего». В рамках этой инициативы разрабатываются всё новые активные/пассивные системы, призванные по максимуму обезопасить водителя и пассажиров транспортных средств. Но, к сожалению, большинство из этих систем оказываются недоступными в базовых комплектациях даже дорогостоящих моделей, не говоря о бюджетных автомобилях, представляющих В и С классы.
В частности, подогрев бачка стеклоочистителя сегодня можно встретить в новых авто далеко не так часто, хотя реализация этой функции не требует значительной модернизации конструкции авто.
Именно поэтому многие автовладельцы и решаются на то, чтобы сделать подогрев бачка омывателя при его отсутствии своими руками. О том, как это сделать, мы сегодня и поговорим.
Почему замерзают форсунки стеклоомывателя?
Довольно часто при низких температурах система омывания лобового стекла не работает по причине замерзания форсунок. В первую очередь это актуально для веерных форсунок, так как сечения их отверстий очень маленькие. Теоретически, если использовать специальную незамерзающую жидкость, то проблем с кристаллизацией не должно быть при температурах до -30 оС. Однако на практике дела обстоят несколько иначе, уже при – 10 оС форсунки перестают работать. Поэтому в автомобилях, которые оборудуются жиклёрами веерного типа, предусмотрен подогрев форсунок омывателя лобового стекла.
Причин замерзания несколько:
- Некачественная жидкость начинает кристаллизоваться при температуре выше, чем это установлено технологическими нормами.
- В движении температура форсунок сильно понижается встречным потоком воздуха.
- Ингредиенты, предотвращающие кристаллизацию, очень летучи и быстро испаряются. Поэтому жидкость начинает замерзать при температуре выше установленной нормы.
- При выключенном двигателе подача жидкости в системе прекращается, и она стекает обратно в бачок. Однако часть жидкости в виде капель остаётся в форсунках. Спирт или иной аналог быстро испаряется, превращая «незамерзайку» в обычную воду, которая начинает замерзать при нулевой температуре.
Как своими руками сделать подогрев бачка омывателя от системы охлаждения
Температура ОЖ в полностью прогретом моторе составляет порядка 80°С. Этого вполне достаточно, чтобы быстро и эффективно повысить температуру «незамерзайки», и, соответственно, её вязкость.
Как это реализовать на практике? Для этого нам понадобится медная трубка диаметром 8-10 мм., два армированных шланга и четыре хомута.
Трубку необходимо согнуть в виде змеевика – эта часть должна находиться в бачке омывателя, а два её конца – выходить наружу. Обязательно ли использовать именно медную трубку? Нет, но крайне желательно, и вот почему:
- медь легко поддаётся обработке;
- теплопроводность этого материала выше, чем у стали;
- медь не подвержена влиянию коррозии.
Использование термистора
Одним из распространенных среди самоделкиных способов считается организация обогрева термистором.
Не могу сказать, какие конкретно нужны характеристики устройства для того или иного автомобиля.
Но смысл использования девайса следующий:
- требуется взять термистор;
- отрезать оттуда все лишнее;
- надеть термоусадочные трубки на провода;
- припаять провода к термистору;
- прогреть термоусадки;
- залить герметик на участок, где будет термоэлемент;
- аккуратно вставить туда термистор;
- по мере необходимости добавить герметик;
- ждите, пока герметик полностью застынет.
Автомобилисты отмечают, что при таком переоснащении можно добиться хорошего результата.
Но также способ признают откровенным колхозом. Вариант бюджетный, потенциально эффективный. Но простым его назвать вряд ли можно. Некоторые попросту побояться выполнять такие переделки системы омывания стекла. И я их во многом пойму.
Новые форсунки
Если старые распылители не хотят нормально работать зимой, то тогда их пора отправить на свалку. Либо продать как бу запчасти.
В любом случае, когда омыватель то и дело создает вам проблемы, его требуется заменить.
Отличным решением станут форсунки универсальные с подогревом. Эти элементы подходят для множества марок и моделей автомобилей. Ассортимент внушительный, то есть проблем с подбором конкретно под свое транспортное средство возникнуть точно не должно. Единственная проблема в том, что предстоит демонтировать старую систему, а на ее место ставить новую. У большинства комплектов предусмотрена подробная инструкция по монтажу. Если следовать правилам и соблюдать технику безопасности, долго ждать результата не придется.
Вопрос может быть в стоимости. Все же это дороже, нежели купить термистор.
Но зато эффективность работы форсунок, оснащенных подогревом, значительно выше. Это безопаснее и эстетичнее. Тем более, что новые жиклеры могут обладать привлекательным дизайном, выгодно отличающимся от предыдущих изделий.
Решать в любом случае вам.
Обогрев от двигателя
Думаю, все вы знаете, как работает двигатель. В процессе функционирования мотор активно нагревается.
И вот у автомобилистов возникла интересная мысль. Почему бы не использовать тепло, генерируемое ДВС в подкапотном пространстве, на благо стеклоомывателя. Это одновременно не требует никаких затрат, плюс эффективность такого способа очень высокая.
Единственная проблема. Такой метод подойдет не для всех автомобилей. Это актуально для машин, где жиклеры располагаются непосредственно на самом капоте. В противном случае применение этого способа не даст никакого результата.
Но если вы относитесь к категории счастливчиков, тогда вам предстоит выполнить следующее:
- взять канцелярский нож и отрезок термостойкого изоляционного материала;
- поднять капот, зафиксировать его;
- нанести разметку участков под капотом, над которыми расположены форсунки;
- нарисуйте круг или квадрат по этим точкам;
- используя канцелярский нож, вырезаются два отверстия;
- вряд ли у вас на капоте нет никакой изоляции, а просто голый металл;
- по периметру отверстий фиксируется изоляция;
- тем самым прикрываются участки среза.
Получается система естественного подогрева жиклеров узла стеклоомывателя.
Единственное, что вам остается сделать, это проверить работу вашего обновления в режиме реальных испытаний.
Для этого требуется закрыть капот, запустить мотор и дать ему прогреться до рабочей температуры. Теперь выходите из машины, и прикоснитесь к металлу капота вокруг распылителей. Если вы ощущаете тепло, тогда все работает замечательно. Форсунки точно замерзать не будут.
В чем преимущества
Да, если сравнивать с установкой новых омывателей, оснащенных подогревом, даже вариант с естественным обогревом от мотора проигрывает в плане эстетики.
Но у рассмотренного метода есть свои очевидные преимущества. А именно:
- низкая стоимость, поскольку за выполнение пары отверстий ничего платить не нужно, а изоляцию можно найти в гараже;
- надежность обогрева, так как ничего от электрики зависеть не будет, в отличие от омывателей с подогревом;
- нет необходимости вносить какие-либо изменения в электрику автомобиля;
- отсутствие каких-либо наружных изменений, поскольку следы доработки остаются с обратной стороны капота.
Используя естественный обогрев, вы экономите время и деньги, получая эффективный способ борьбы с замерзанием форсунок стеклоомывателя.
Применять такой способ или нет, дело лично каждого. А как вы решаете проблему замерзания форсунок? Делитесь своим опытом.
Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте вопросы и рассказывайте о нас своим друзьям!
Watch this video on YouTube
Почему замерзают форсунки стеклоомывателя?
Основных причин замерзания форсунок без обогрева не так уж много. Вот основные из них:
- Некачественная стеклоомывающая жидкость. Это основная и самая распространённая причина. «Незамерзайка» кристаллизуется при температуре выше, чем это указано на упаковке производителем. Сюда же можно отнести излишне разбавленную жидкость.
- В движении, особенно если это продолжительное движение с высокими скоростями, например, по трассе, температура форсунок стеклоомывателя сильно понижается набегающим потоком воздуха. Сечение жиклеров форсунок достаточно маленькое, поэтому именно форсунки являются «узким местом» и замерзают раньше всего.
- Если система подачи стеклоомывающей жидкости не имеет обратного клапана, то при отключении насоса жидкость стекает в бачок обратно. Однако часть жидкости может остаться в форсунках в виде капель. Ингредиенты, понижающие температуру кристаллизации как правило летучи, поэтому быстро испаряются. Стеклоомывающая жидкость начинает замерзать при температуре выше установленной нормы.
Установка заводской системы подогрева на штатный бачок омывателя
Если вы не хотите заморачиваться поисками необходимых материалов, можно воспользоваться готовыми наборами. Автопром всегда очень чутко реагирует на появления нового спроса, поэтому в продаже можно встретить готовые решения обеих типов, электрического и проточного.
В качестве примера использования второго варианта обогрева НЖ бачка стеклоомывателя можно назвать систему «Гейзер», ориентированную на установку во все модификации ВАЗ. В набор входит и змеевик, и шланги с хомутами, и сама пробка. Если необходима установка на автомобиль другой марки, то при совпадении пробок проблем и размеров бачка проблем не предвидится. В противном случае нужно будет проделывать отверстия в штатной пробке, и заводить в них трубки из приобретённого набора.
Как это работает
Зимой стеклоомыватель довольно часто дает сбой. Во многом это связано с тем, что в бачок заливается обычная вода, либо специальные жидкости, но низкого качества.
Как результат, система не работает, поскольку вода замерзает, превращается в лед, закупоривает трубки форсунок, а также сами распылители.
Некоторые автомобилисты, чтобы избежать подобных неприятностей, для стеклоомывателя в зимний период используют антифриз. Тот самый антифриз, который предназначен для работы системы охлаждения двигателя. Да, порог замерзания у такого состава выше. Но глобально это проблему никак не решает. Жидкость часто замерзает внутри жиклера (форсунки), что может негативно повлиять на работу моторчика омывателя и вывести всю систему из строя. Нам это точно не нужно.
Чтобы форсунки корректно работали при отрицательных температурах, им требуется наличие источника тепла.
В пользу современных автомобилей можно сказать, что тут проблему во многом решили. Это удалось сделать путем установки специальной системы обогрева. То есть применяются специальные распылители, с уже предусмотренной автопроизводителем системой подогрева.
Но этот обогрев жидкости встречается далеко не на всех автомобилях.
Думаю, не сложно догадаться, как проверить, есть ли на форсунках подогрев конкретно вашего авто. Если зимой они замерзли, требуется чистить и регулировать форсунки, тогда обогрева там наверняка нет.
Подобная проблема актуальна для многих автомобилей:
- Киа Рио;
- Форд Фокус;
- Лада Веста;
- Лада Калина;
- ВАЗ 2114;
- ВАЗ 2105;
- Дэу Нексия;
- Рено Логан;
- Лада Приора;
- ВАЗ 2110 и пр.
Наличие проблемы не означает, что ее нельзя решить.
Всего есть несколько способов. Рассмотрим их отдельно.
Все модели
Надоело обмерзание омывающей жидкости на лобовом стекле? Замерзает вода в трубочках? Есть несложный способ подогрева, не связанный с врезкой в систему охлаждения.
Автор: [email protected] Поделиться:
Решил написать небольшой отчетец по проделанной работе.
Времени потратил 2 дня. Делал все не спеша на даче. Под рукой был паяльник и строительный фен в качестве обогревателя
Компонты были куплены заранее в магазине радиодеталей: — термостат 10A +60градусовC — термостат +25 градусов(переделан на +5 градусов) — резистор керамический (20w 3,9Ом) — резистор импортный, 2 штуки (2w 75Ом) — провода 5м — трубка термоусадочная — держатель предохранителя, предохранитель 5А клеммы
итак по порядку. От подогрева бачка змеевиком от ситемы охлаждения я отказался потомучто здесь было больше минусов чем плюсов: — не хотелось вмешиваться в штатную систему охлаждения(можно врезаться в трубку подогрева дроселя) — запустить змевик через штатную горловину бочка очень сложно, диаметр очень узкий — 2-3 см, резать бачок не есть гуд. — регулировать нагрев надо с помошью термостата — опять-же сложности + большая мощность, нагреть пять литров омывайки можно минут за 20.
Для себя решил что буду подогревать жидкость до 30 — 40 градусов, чтобы стекло не треснуло зимой.
Подогрев сделал с помошью большого резистора 20w 3,9Ом. При 13в получаем мощность 42вт , для нагрева 1 литра воды на 40 градусов потребуется 1 час. К резистору плотно прижал термоусадочной трубкой термостат на 60С. Если резистор начинает перегреваться то термостат его отключает. Если омывайка закончится — то резистор не расплавит бачок. Если омывайки много то резистор хорошо охлаждается. У меня получилось так, что омывайка нагревается на 30-35 градусов.
Фоток самого резистора с термостатом не осталось, в бачок я его протолкнул, а обратно вытащить так и не смог
Провода пропустил вот так: просверлил в бочке отверстие
Подогрев форсунок сделал так: Два резистора 2вт 75ом соединил последовательно и подключил через термостат переделанный на 5 градусов С.
Вот сюда я его примотал скотчем.
подогрев форсунок включается при температуре +5С.
Резисторы нагревают пластик форсунок, температура форсунок остается положительной. Все залил герметиком обычным силиконовым , который держит 180С.
Коричневые пятна это остатки старого автомобильного высокотемпературного герметика. Он просто засох и было приянто решение заменить на обычный строительный
Вот так получилось в итоге.
Утеплитель на трубки я одел еще прошлой зимой, особого эффекта тогда это не принесло, а сейчас думаю будет полезным.
Плюс взял с разъема питания аксесуаров .правая толстая клемма выдает плюс при включенном зажигании. Незнаю управляющий там плюс или силовой, поэтому в разрыв провода поставил предохранитель на 5А.
Принцип работы обогрева форсунок
В современных машинах безотказная работа подогрева форсунок основана на использовании специальных резисторов, запрограммированных при определенной минусовой температуре наружного воздуха приводить в действие электрические нагревательные элементы. Такие микроскопические приспособления помещают внутрь форсунки, при этом их размер и форма напрямую зависят от модели системы очищения лобового стекла. Питание на ТЭН может также подаваться автономно, после нажатия водителем определенной кнопки в салоне, однако чаще всего оно автоматизировано и включается вместе с обогревом зеркал заднего вида или стекол.
Единственное, с чем придется повозиться, это монтаж прочного крепления для новых распылительных изделий, которые могут оказаться немного больше штатных изделий.
И в дополнение
- Очень важно следить за тем, чтобы при сильных морозах жидкость, подаваемая на стёкла из форсунок, не была слишком горячей. Разница температур омывающей жидкости и лобового стекла может привести к повреждению последнего. Могут возникнуть трещины. Потому при 25–30-градусных морозах системой обогрева следует пользоваться с осторожностью.
- При сильных морозах даже с системой теплоснабжения бачка лучше использовать концентрированную незамерзайку. Она поможет избежать замерзания жидкости на поверхности лобового стекла вашего автомобиля и примерзания стеклоочистителей.
Утепляем трубки стеклоомывателя
Для утепления трубопроводов омывателя можно использовать трубки К-Флекс или Флекс, которые обычно применяются в системе кондиционирования. Также обеспечить подогрев трубопроводов стеклоомывателя можно, проведя трубку, которая расположена за шумоизоляцией под «жабо», рядом с пароотводящим шлангом печки. Например, смотав их вместе.
Сразу следует отметить, что обогрев бачка и трубок стеклоомывателя обеспечивает нормальную работоспособность форсунок омывателя при температуре не ниже – 10 оС. При более низких температурах, замерзания форсунок всё равно не избежать. Поэтому эти варианты подогрева рекомендуется использовать в комплексе с обогревом форсунок.
Как самостоятельно сделать электрический обогрев ёмкости стеклоомывателя
Второй метод предварительного обогрева НЖ – использование электричества в качестве источника тепла. Он используется реже, поскольку считается, что такой способ менее надёжен, да и для его монтажа потребуется больше усилий.
Здесь тоже возможны несколько вариантов. Приведём один из наиболее распространённых. Нам понадобятся четыре 0,35-омных резистора номиналом 25 В, которые соединяются пайкой по последовательной схеме. К этой связке припаивают провода и термостат. Вся конструкция помещается в термоусадочную трубку соответствующего диаметра и заливается автогерметиком. Такой самодельный обогреватель помещается в бачок с соблюдением вышеописанных требований безопасности (отсутствие контакта со стенками, насосом и датчиком). Провода подключаются к системе питания с обязательным включением в схему реле и монтажом в кабине кнопочного выключателя. Как вариант можно подключить такой обогреватель к контуру обогрева заднего стекла – в этом случае дополнительная кнопка не потребуется, но и работать обогрев бачка омывателя ветрового стекла будет одновременно с обогревом заднего стекла.
Термостат следует выбирать с рабочей температурой не более 60°С – при превышении этого показателя система подогрева «незамерзайки» автоматически отключится.
Как выбрать форсунки омывателя лобового стекла с подогревом
Установка форсунок с подогревом вместо обычных не вызывает особых затруднений, как и изготовление подогрева бачка омывателя своими руками. Большинство форсунок, вне зависимости от способа разбрызгивания жидкости, универсальны и подходят для любого автомобиля с круглым посадочным местом. Если же на автомобиле посадочное место прямоугольное, то придется искать форсунки такого типа. При выборе форсунок омывателя лобового стекла с подогревом, необходимо внимательно проверять их состояние. Нередко под маркой популярных брендов продают различные подделки, в которых вместо проволочного нагревательного элемента используют резистор низкой мощности. Поэтому покупайте их лишь в проверенных магазинах.
Некоторые автовладельцы покупают форсунки с подогревом на авторазборках, мотивируя тем, что там дешевле. Но качество таких форсунок неизвестно, поэтому никто не знает, как они будут работать зимой. Не экономьте на безопасности своего автомобиля. Потратив лишнюю тысячу на качественные форсунки, вы избежите серьезных проблем зимой. Наиболее надежны и эффективны форсунки от предприятий – партнеров известных автопроизводителей.
При этом форсунка с подогревом от «ГАЗ» или «АвтоВАЗ» и их партнеров, в 2-3 раза лучше и надежней, чем иностранная, производитель которой неизвестен. Поэтому российские форсунки омывателя лобового стекла с подогревом нередко оказываются гораздо лучше, чем изделия для «современных иномарок», производитель которых неизвестен.
Внимательно осмотрите упаковку. Неровные грани и нечеткий рисунок являются признаками подделки. Попросите продавца показать вам коробку, в которой он получил форсунки. Название производителя на коробке и индивидуальной упаковке должно быть одинаковым. Внимательно осмотрите корпус форсунки. Наличие заусенцев или неровностей говорит о том, что перед вами подделка. Иголкой подвигайте жиклеры в разные стороны. Они должны поворачиваться с небольшим сопротивлением. Если для их поворота приходится давить с такой силой, что иголка хоть немного изгибается, перед вами подделка. Если жиклеры поворачиваются без усилий, это подделка.
Особенности монтажа обогрева форсунок
Сейчас качественный обогрев форсунок омывателя можно установить двумя актуальными способами, включая:
- Использование электрического тока;
- Применение системы охлаждения двигателя.
Электрический подогрев предусматривает подготовку двух нагревательных элементов на основе 4 резисторов в 200 Ом, соединяемых между собой параллельно. В пластиковой структуре форсунок делается пропил с максимальной глубиной в 1 мм и шириной в 5 мм. В проделанное отверстие вставляется нагреватель и заливается эпоксидной смолой для надежной фиксации. Точно так же вставляем ТЭН во вторую форсунку, соединяя ее параллельно с первым изделием. Потребляемая мощность данного устройства оценивается всего в 0,75 Вт, чего вполне достаточно для подогрева поступающей жидкости.
Подогрев омывающих элементов можно выполнить при помощи СОД. Так, например, в отечественной модели транспортного средства ВАЗ-2110 распыляющие элементы, установлены на жабо, вследствие чего повышение температуры в них можно осуществить путем пропуска тосола. Для этого понадобится медная труба, длина которой составит примерно 16 см. Изначально демонтируем патрубок отвода пара от печки там, где он соединяется с расширительным баком. К шлангу от данной емкости присоединяем один конец медного изделия, соединив второй конец с патрубком отвода пара от печки. Снизу жабо делаются аккуратные прорези, куда монтируем шланг системы охлаждения двигателя. Медная трубка располагается в непосредственной близости от форсунок, которые она будет обогревать.
Аналогичную систему подогрева форсунок можно монтировать на любой модели ВАЗ до 10-й серии, к примеру, на ВАЗ-2106, однако с одним нюансом. Жиклеры, расположенные на капоте, предварительно необходимо переставить на воздухозаборные решетки. Для этого придется самостоятельно изготовить металлические фиксирующие кронштейны, что не займет много времени и усилий.
Таким образом, подогрев форсунок омывающей системы позволит ускорить очистку лобового стекла в зимнее время года, предоставив водителю отличный обзор дорожной обстановки в любую погоду.