professional repair of manual gearboxes of cars VAZ classical models 2101 — 2104 — 2105 — 2106 — 2107 Moscow Russia

Конструкция коробки передач легковых автомобилей ВАЗ показана на схеме 1. Коробка передач механическая, трехходовая, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами и неавтоматическая (с ручным управлением).

Коробка имеет четыре передачи для движения вперед и одну передачу для движения назад. Шестерни всех передач (кроме заднего хода) – косозубые, что уменьшает шум при работе коробки передач, имеют постоянное зацепление. Шестерни передачи заднего хода – прямозубые. Передачи для движения вперед включаются с помощью синхронизаторов, а для движения назад – передвижением промежуточной шестерни заднего хода. Переключаются передачи с помощью рычага, который имеет три хода вперед и назад для переключения передач.

Конструкция коробки

Схема 1 – Коробка передач легковых автомобилей ВАЗ

а – общий вид; б, г – схемы коробки и синхронизатора; в – синхронизатор; 1 – первичный вал; 2, 12, 14, 19 – крышки; 3, 5, 6, 9, 10, 16, 17, 23 – шестерни; 4, 7 – синхронизаторы; 8 – вторичный вал; 11, 29 – пружины; 13 – рычаг; 15 – вилка; 18 – ось; 20 – пробка; 21 – промежуточный вал; 22 – картер; 24, 26, 28 – ползуны; 25 – фиксатор; 27 – замок; 30 – кольцо; 31 – ступица; 32 – муфта; I – IV — передачи

В отлитом из алюминиевого сплава картере 22 коробки передач на подшипниках установлены первичный (ведущий) 1, вторичный (ведомый) 8 и промежуточный 21 валы. Первичный вал выполнен как одно целое с шестерней 3, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней 23 промежуточного вала, представляющего собой блок шестерен.

На вторичном валу свободно установлены шестерни 5, 6 и 9 соответственно III, II и I передач, находящиеся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. На вторичном валу также жестко закреплены ступицы синхронизаторов 4 и 7 и шестерня 10 заднего хода. Промежуточная шестерня 16 заднего хода свободно установлена на оси 18.

При включении I и II передач синхронизатор 7 соединяет соответственно шестерни 6 и 9 с вторичным валом коробки передач. При включении III и IV передач синхронизатор 4 соединяет соответственно шестерню 5 и первичный вал 1 с вторичным валом. Задний ход включается вилкой 15 путем введения в зацепление шестерни 16 с шестернями 17 и 10.

Картер коробки передач закрывается крышками 19, 2 и 14. Под нижнюю 19 и заднюю 14 крышки установлены прокладки.

Устройство синхронизатора

Синхронизатор состоит из ступицы 31, скользящей муфты 32, блокирующих колец 30 и пружин 29. Ступица синхронизатора закреплена на вторичном валу коробки передач. Она имеет наружные шлицы, на которых установлена скользящая муфта 32 с внутренними коническими поверхностями. Блокирующие кольца 30 имеют наружные конические поверхности и внутренние зубья со скосами. Блокирующие кольца постоянно отжимаются пружинами 29 к скользящей муфте 32.

Работа синхронизатора основана на использовании сил трения. Включение передачи возможно только после предварительного уравнивания угловых скоростей вторичного вала и шестерни включаемой передачи. После уравнивания угловых скоростей за счет трения между коническими поверхностями скользящей муфты 32 и блокирующего кольца 30 зубья муфты входят в зацепление с зубчатым венцом синхронизатора, выполненным на шестерне. В этом случае свободно вращающаяся шестерня на вторичном валу с помощью синхронизатора соединяется с вторичным валом, и передача включается.

Устройство механизма переключения передач

Замок состоит из двух блокировочных сухарей и штифта между ними. При перемещении среднего ползуна 26 оба сухаря выходят из его углублений и запирают крайние ползуны 24 и 28, исключая их смещение. При перемещении одного из крайних ползунов сухарь выходит из его углубления, блокирует средний ползун и, действуя через штифт на другой сухарь, запирает также другой крайний ползун, что исключает включение двух передач одновременно.

Коробка передач крепится к заднему торцу картера сцепления. В нее через резьбовое отверстие с пробкой 20 заливают трансмиссионное масло. Внутренняя полость коробки передач через сапун сообщается с атмосферой. Масло из коробки передач сливается через резьбовое отверстие с пробкой, расположенное в нижней крышке 19.

Замена масла в разных видах КПП Лады Гранта

Эта операция проводится по различным причинам. В основном процедура выполняется согласно регламенту технических работ либо после ремонта КПП. При этом для любой трансмиссии важно соблюдать некоторые правила замены.

  1. Перед тем, как слить масло с КПП, необходимо тщательно прогреть. Оптимальный вариант замены – после длительной поездки.
  2. Приподнимать переднюю часть автомобиля не рекомендуется. Он должен находиться в горизонтальной плоскости. Только так можно слить максимум масла.

Чтобы провести замену смазки самостоятельно, следует подготовить следующие инструменты и приспособления:

  • торцевой ключ или головку на 17;
  • некая ёмкость для слива старого масла;
  • воронка с патрубком и канистра подходящего трансмиссионного масла;
  • чиста ветошь.

Порядок замены выглядит следующим образом.

  1. Протереть тряпкой сливное отверстие и выкрутить сливную пробку, предварительно подставив под неё пустую ёмкость (при этом следует вынуть щуп проверки уровня. Таким образом, масло под действием атмосферного давления начнёт быстрее стекать в ёмкость. Прогретое масло может быть горячим, следует соблюдать осторожность).
  2. Завернуть болт сливного отверстия после того, как всё масло вытечет в ёмкость.
  3. Патрубок воронки вставить в отверстие для щупа проверки уровня и медленно начать заливать свежее масло (объем составит в среднем от трёх до 3,5 литров).
  4. После заливки примерно трёх литров следует подождать и вставить щуп для контроля уровня. Щуп достать, протереть и вставить обратно, после чего вытащить и проверить уровень.
  5. При недостаточном уровне долить масло и провести повторный замер.

Если уровень масла будет недостаточным, КПП начнёт перегреваться, а переизбыток приведет к течи из-за расширения объема при нагреве. Добившись оптимального уровня, следует вставить плотно щуп и протереть вокруг заливного отверстия остатки масла.

Особенности замены масла в АКПП

Процесс для автоматической трансмиссии Лады Гранта по своему принципу идентичен замене масла в механической и роботизированной КПП. Главное отличие заключается в объеме заливаемого, для автомата это около одного литра. Кроме того, для замены понадобится ключ или головка на 17 и набор шестигранных ключей. Из-за того, что такой тип КПП гораздо герметичнее, для слива отработанной смазки потребуется открутить не только нижнюю сливную пробку, но и верхнюю гайку.

Среди автовладельцев бытует мнение, что перед заменой масла автомат необходимо промыть. Обычно для этих целей используют керосин или дизельное топливо. Суть этого метода проста. Дело в том, что внутри содержится гораздо меньший объем масла, при работе происходит естественный износ деталей, и смазка быстрее заполняется разного рода загрязнениями, включая металлические частицы. При сливании невозможно вымыть все эти частицы, и если сразу залить новое масло, оно непременно получит часть этих загрязнений и не сможет работать на 100 %.

Промывка АКПП

Промывать или нет – сугубо индивидуальное решение, производитель подобные работы не регламентирует. Процесс выполняется просто. Сначала сливается масло, пробка слива закручивается и в КПП заливается керосин или солярка. Далее запускается двигатель и переключаются скорости. После непродолжительной работы мотор нужно заглушить и слить промывочную жидкость, открутив сливную пробку. Для лучшего эффекта процесс повторяется несколько раз.

Жидкость на заключительном этапе нужно слить максимально и не закручивать сливную пробку, дав автомату как следует просохнуть на несколько часов. Затем сливной болт закручивается в отверстие и заливается свежее масло по аналогичному принципу с МКПП. Периодически следует проверять уровень смазки, пока он не установится на оптимальной отметке. Для контрольного измерения запустить двигатель и дать коробке немного поработать без нагрузки. Если при последующей проверке уровень окажется на рекомендуемом уровне, значит, процедура проведена верно.

На автоматической КПП следует проверять уровень масла каждые пять тысяч километров пробега.

В идеале хорошо бы контролировать по щупу перед очередной поездкой. Так можно продлить срок службы АКПП на Ладе Гранта. Замена масла как на АКПП, так и на МКПП – не самая сложная процедура и может выполняться самостоятельно даже новичками, не имеющими опыта. Главное: следовать инструкциям.

Небольшой итог

Общее устройство механических коробок переключения передач на ВАЗ

Механические коробки переключения передач ВАЗ — очень надежные, неприхотливые коробки, схема переключения скоростей у них самая стандартная, никакой экзотики. И это огромный плюс, так как их обслуживание и ремонт так же просты и бесхитростны. Ремонтировать их приходится сравнительно не часто, так как они прекрасно держать крутящий момент от колечатого вала ВАЗовских, даже форсированных двигателей. Для сравнения, многие механические коробки переключения передач с трудом держат крутящий момент стоковых двигателей, сопоставимых по мощности с ВАЗовскими, и очень бысто выходят из строя при малейшейм увеличении мощности мотора. Что же делает ВАЗовские МКПП такими выносливыми? Давайте обратимся к схеме их устройства и поймем, чем они хороши, и в чем их недостатки.

Отзывы владельцев

В сети встречается немало мнений о той или иной КПП Лады Гранта. Вот лишь некоторые из них.

Василий, город Самара: «По сравнению с коробкой от Приоры новая тросовая КПП не гудит, не вибрирует, передачи включаются легко и четко. Говорят, робот у Гранты оставляет желать лучшего, но мне привычнее механика. По крайней мере, знаешь, что от нее ждать и какие проблемы могут возникнуть».

Георгий, город Тамбов: « Приобрел сие чудо с АМТ. Проще говоря, робот. В сочетании с электронной педалью газа получил полный «овощ», который плохо разгоняется и медленно думает. Иногда складывается впечатление, что коробка задумывается на секунд 6, а уж затем переключается. Очень неудобно по сравнению с механикой. Хотя для любителей неспешных поездок самое то. Если не хочешь агрессивной езды, робот – идеальный вариант».

Дмитрий, город Ижевск: «Гранта на автомате, кто ты мог подумать, что такое случится. Что хочется сказать – это древняя коробка от Ниссана, пусть не самая передовая, но проверенная временем. В меру задумчивая, что неудивительно, учитывая технологии прошлого века. Для нашего автопрома и такое можно считать прорывом. Лишь бы не додумались ставить этого древнего мамонта на Весту».

Лада Гранта – один из самых недорогих автомобилей в России, и бюджетность проявляется во многом. Слегка модернизированная КПП от Приоры, старый робот от японцев, не самый передовой автомат. Впрочем, нельзя ругать дешёвое авто за отсутствие высококлассного оборудования. За столь небольшую сумму этого более чем достаточно. Разработчики внедряют что-то новое, и это не может не радовать.

Схема коробки передач ВАЗ 2110:

1 – подшипник выключения сцепления;18 – ведомая шестерня II передачи вторичного вала;
2 – направляющая втулка муфты подшипника выключения сцепления;19 – ведомая шестерня III передачи вторичного вала;
3 – шестерня ведущая главной передачи;20 – синхронизатор III и IV передач;
4 – роликовый подшипник вторичного вала;21 – ведомая шестерня IV передачи вторичного вала;
5 – маслосборник;22 – шариковый подшипник вторичного вала;
6 – ось сателлитов;23 – ведомая шестерня V передачи вторичного вала;
7 – ведущая шестерня привода спидометра;24 – синхронизатор V передачи;
8 – шестерня полуоси;25 – вторичный вал;
9 – коробка дифференциала;26 – задняя крышка картера коробки передач;
10 – сателлит;27 – ведущая шестерня V передачи;
11 – картер сцепления;28 – шариковый подшипник первичного вала;
12 – ведомая шестерня главной передачи;29 – первичный вал;
13 – регулировочное кольцо;30 – картер коробки передач;
14 – роликовый конический подшипник дифференциала;31 – роликовый подшипник первичного вала;
15 – сальник полуоси;32 – сальник первичного вала;
16 – ведомая шестерня I передачи вторичного вала;33 – сапун.
17 – синхронизатор I и II передач;

Схема работы следующая: первичный вал (29) выполнен в виде блока ведущих шестерён, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Вторичный вал (25) — полый, со съёмной ведущей шестерней (3) главной передачи. На вторичном валу расположены ведомые шестерни (16, 18, 19, 21, 23) и синхронизаторы (17, 20, 24) передач переднего хода. Передние подшипники (4, 31) валов — роликовые, задние (22, 28) — шариковые. Под передним подшипником вторичного вала расположен маслосборник (5), направляющий поток масла внутрь вторичного вала и далее под ведомые шестерни.

Дифференциал двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках дифференциала регулируется подбором толщины кольца (13). К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня (12) главной передачи.

Что такое короткоходная кулиса?

Штатная кулиса на ВАЗ 2114 является весьма надежным устройством, при этом, даже в случае возникновения каких либо неисправностей она легко ремонтируется, неприхотлива к деталям донорам и создает общее впечатление аналога автомата системы Калашникова из мира автомобильных кулис.

А вот что в ней действительно не радует, так это отношение конструкторов к комфорту автолюбителя, возможно, некоторые из них считают, что забивать передачи размашистым щелчком это стильно, но на деле это лишь отвлекает от дороги. Именно для разрешения этой ситуации и была создана короткоходная кулиса.

Данная инженерная мысль не является чем-то инновационным, эта идея пришла в гражданский автотранспорт из мира спортивных соревнований, где доли секунд решают все. Изначально для сокращения времени на переключение и повышение его точности в спорте использовались коробки с рычагом, монтированным в корпус КПП, но он передавал вибрации и не позволял создать более удобные методы управления.

Поэтому был разработан механизм названный кулисой, задача которого была посредством реек расположенных вне корпуса КПП передать решение автомобилиста о смещении вилок передач в коробку. Такое управление коробкой унаследовало размашистое переключение вилок от старшего собрата – «рычага в корпусе».

Поэтому это инженерное решение было еще усовершенствовано, вследствие чего и появилась короткоходная кулиса на ВАЗ 2114 и другие автомобили.

Схема привода переключения передач:

1 – рычаг штока выбора передач;10 – втулка шарнира;
2 – рычаг выбора передач;11 – наконечник шарнира;
3 – картер коробки передач;12 – хомут;
4 – картер сцепления;13 – защитный чехол тяги;
5 – шток выбора передач;14 – тяга привода управления коробки передач;
6 – втулка штока;15 – рычаг переключения передач;
7 – сальник штока;16 – обойма шаровой опоры;
8 – защитный чехол;17 – шаровая опора рычага переключения передач;
9 – корпус шарнира;18 – реактивная тяга.

Привод управления КП состоит из рычага (15) переключения передач, шаровой опоры (17), тяги (14), штока (5) выбора передач и механизмов выбора и переключения передач (скорченно «П»).

Чтобы исключить самопроизвольное выключение П вследствие осевого перемещения силового агрегата на своих опорах при движении автомобиля, в привод управления КП введена реактивная тяга (18), один конец которой связан с силовым агрегатом, а к другому концу прикреплена обойма (16) шаровой опоры рычага (15) переключения П.

На внутреннем конце штока (5) закреплён рычаг (1), что действует на трёхлетий рычаг (2) механизма выбора П. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к плоскости картера сцепления.

Обслуживание и ремонт

Не зависимо от того, с каким приводом производится машина, переключение скоростей, как выражаются некоторые водители, достаточно сложная операция во время поездки. Навыки вождения приобретаются со временем. И чем чаще человек садится за руль, тем быстрее он обретает уверенность при вождении. Однако следует отметить, что наибольшую нагрузку в период адаптации испытывает коробка передач. В первую очередь это касается механической конструкции. Не достаточно уверенный водитель либо резко отпускает педаль сцепления, либо забывает ее нажать при переключении передачи.

Первым признаком того, что коробка работает в нештатном режиме, являются:

  • Сильный шум в коробке;
  • Для включения передачи требуется усилие;
  • Самопроизвольное выключение передачи;
  • Подтекание масла.

В этом случае не нужно ждать дальнейшего развития событий. Если навыков в ремонте транспортного средства нет, то не стоит получать этот опыт, используя случай покопаться в коробке передач. Поэтому не следует откладывать внеочередной визит на станцию технического обслуживания. Когда на машине установлена тросовая коробка, то вероятность поломки очень мала.

При этом надо помнить, что нет такого механизма, который нельзя привести в негодность неправильными действиями. Очень часто причинами поломки является неправильная эксплуатация автомобиля в целом, и коробки передач в частности. Свою отрицательную роль играют некачественное масло и неисправное сцепление. Использование запасных частей сомнительного производства тоже вносит свой отрицательный вклад. Точно так же как и предельный износ деталей. Надо упомянуть и невысокое качество технического обслуживания механизмов со стороны персонала СТО. Все эти особенности необходимо учитывать при эксплуатации и ремонте своей машины.

Механизм выбора передач:

1 – рычаг выбора передач (переднего хода);6 – ось вилки заднего хода;
2 – направляющая ось блокировочных скоб;7 – блокировочная скоба;
3 – ось рычага выбора передач;8 – вилка включения заднего хода;
4 – пружина;9 – рычаг выбора передач (заднего хода);
5 – стопорное кольцо;10 – корпус механизма выбора передач.

В корпусе (10) механизма выбора передач крепятся две оси. На оси (3) установлены трёхлетий рычаг выбора передач, две блокировочные скобы (7 и 12). Другая ось (2) проходит через отверстия блокировочных скоб, фиксируя их от проворачивания. Плечо рычага (1) выбора передач служит для включения П переднего хода, плечо рычага (9) — для включения заднего хода, а на третье плечо действует рычаг штока выбора передач. На оси (6) установлена вилка (8) включения заднего хода.

В коробку передач автомобиля ВАЗ 2110 заливается масло, уровень которого должен находиться между контрольными метками указателя уровня масла.

Группы масел

Спектрол-Форвард

Для отечественных автомобилей ВАЗ 2115 подходят разные группы трансмиссионных масел, а именно:

  • GL-4
  • GL-5

Первая подходит для коробок передач переднеприводных ВАЗов, а вторая является универсальной и подходит почти для всех отечественных автомобилей. Некоторые полагают, что масла GL-5 более качественные, чем GL-4, но это неправда.

Эти классы просто отличаются между собой, и ни один из них не лучше и не хуже другого. К примеру, в некоторых коробках масла API GL-5 могут оказывать губительное воздействие на синхронизаторы, а API GL-4 отлично для них подойдет. Масла для коробки передач ВАЗ 2115 типа GL-5 можно разделить на три группы:

  • SAE 85W90 – минеральные смазки типа Рексол ТМ-5-18, Норси и Лукойл ТМ-5-18;
  • SAE 80W90 – менее густые минеральные масла, среди которых Велс ТМ, Спектрол-Форвард, Texaco Geartex EP-C и другие;
  • SAE 75W-90 – синтетика и полусинтетика: Motulgear, Teboil EP, ВР Energear SGX.

Плюсы и минусы короткоходной кулисы

Автомобилисту стоит понимать, что замена кулисы ВАЗ 2114 привнесет в его быт не только положительные аспекты, но и некоторые трудности, о чем стоит знать заранее.

Итак, к однозначным плюсам такой модернизации относятся:

сокращения хода рычага переключения КПП в два и более раз; искоренение люфтов присутствующих в штатной кулисе авто; высокая точность переключения; минимальное задействование физической силы плеча водителя для смены передачи (нагрузка переносится на кисть).

Минус при этом лишь один, сокращение рычага силы ведет к увеличению нагрузки на синхронизаторы, что увеличивает скорость их амортизации в два и более раз.

Выбираем подходящую вязкость

ТМ5-18

Хорошо знакомое многим владельцам отечественных автомобилей масло для трансмиссии ТАД-17И осталось в прошлом, а ему на замену пришло ТМ5-18. Выбор по эксплуатационным свойствам – это не все. Нужно уметь определить правильную вязкость масла, а это очень важный выбор.

Масла вязкостью менее 24 мм2/с при 100 градусах по Цельсию, то есть соответствующие классу 140 по SAE, подходят только для очень жарких климатических регионов. В областях с умеренными температурами ориентируйтесь на класс 90. Рациональнее заливать в коробку всесезонное масло, а именно:

  • 75W-90
  • 80W-90
  • 85W-90

Последнее плохо подходят для российских зим, 80W-90 можно считать универсальным, а с жидкостью 75W-90 у вас не возникнет проблем даже в самые суровые морозы. Использование отечественных масел, многие из которых классифицированы по API GL-5, вызывают быстрый износ синхронизаторов. В связи с этим в трансмиссии переднеприводных ВАЗ 2115 лучше заливать трансмиссионные жидкости API GL-4 или универсальные API GL-4/5.

Не заливайте в масло в КПП ВАЗ 2115 высокой вязкости типа 85W-90. Чем выше значение, тем прочнее масляная пленка, но масло труднее достигает деталей коробки передач. Очень высокое значение затрудняет функционирование синхронизаторов, так как излишки масла они постоянно выдавливают.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]