Одним из наиболее действенных способов защитить от воров колёса своего автомобиля считается установка на них специальных секретных болтов на место штатных. Для снятия такого болта нужен индивидуальный ключ, идущий там же в комплекте.
Другая сторона вопроса — нередко хозяин машины теряет его, и тогда снять колесо обычным баллонным ключом будет невозможно. Можно обратиться в специализированный автосервис и заплатить за эту процедуру круглую сумму. Однако есть и другие способы, к которым прибегнуть можно даже в собственном гараже.
Виды секреток на колеса
Главным различием секреток от традиционных болтов является нестандартная форма головки. На рынке известны несколько главных разновидностей, отличающихся внешне, но не по принципу действия:
- неправильной формы гранёные многоугольники, в которых может быть от нескольких до нескольких десятков граней;
- фигурные профиля, на которые наносится множество линий;
- дырчатые. Уникальные головки, в которых высверлен ряд отверстий, а по глубине и размерам они отличаются между собой. Один из более надёжных вариантов по практике водителей;
- комбинированные. Обычно сочетают в себе особенности как фигурных, так и дырчатых болтов.
В комплектации у владельца обычно идет болт и ключ, идеально к нему подходящий. При его утере можно попробовать подобрать из нескольких других вариантов — так бывает с китайскими изделиями. В то же время для защиты дорогих покрышек и цельнолитых дисков такой продукцией лучше не пользоваться.
Изготовление копии по слепку – простой, но ненадёжный способ
Довольно интересен вариант с изготовлением дубликата. Правда, он годится только в том случае, если вы потеряли ключ и находитесь у себя в гараже. Для начала нужно сделать слепок, для чего подойдет обычный воск или пластилин. Но лучше использовать пластику, которая после нагрева становится твёрдой, как пластмасса. Полученный отпечаток заливаем гипсом, а когда масса почти застынет, извлекаем, чтобы получилась выемка с канавками, повторяющими нарезку секретки.
Остаётся только залить изготовленную форму подходящим металлом. Из того, что можно расплавить кустарным способом, доступны только медь и алюминий, причем второй предпочтительнее, поскольку прочнее. Но не факт, что алюминиевым ключом удастся открутить стальной болт, поэтому второй вариант – обратиться к токарю-фрезеровщику, чтобы тот сделал дубликат по слепку на станке. Этот способ получить ключ достаточно простой, но обойдётся в немалую сумму.
Метод перетяжки «штатных» болтов или гаек
Очень интересный способ выкручивания секретки с литого диска, требующий времени. Его суть заключается в том, чтобы раскачать её в месте крепления поочерёдной затяжкой и ослаблением всех прочих колёсных болтов. Пошаговая деятельность следующая:
- Сначала каждый из болтов затягивается до самого упора — это приводит к снижению нагруженности на секретке.
- Надо приподнять машину домкратом до того момента, пока колесо с нужным нам болтом не оторвётся от поверхности.
- Чтобы надеяться снять его с колеса, его необходимо простучать с разных сторон. Это приводит к расшатыванию его в гнезде.
- Теперь можно опустить транспортное средство на твёрдую поверхность.
- Все болты поочерёдно выкручиваются из диска, за исключением уникального.
- Снова поддомкрачивают автомобиль.
- Раскачивают колесо руками до того момента, чтобы оно начало болтаться на ступице.
- Снова необходимо снять нагрузку с уникального болта, а для этого закручивают на прежнее место все остальные.
- Это приводит к ещё большему его расшатыванию, в результате чего он просто должен выкрутиться руками. При сильном прикипании придётся проделать весь цикл действий ещё раз.
Перед началом манипуляций секретку желательно обработать несколькими каплями машинного масла, обладающего проникающим эффектом. Оно сможет разъесть накипь и ржавчину, что облегчит демонтаж. Для этих целей не годится известная жидкость классификации WD-40.
Расшатывание – самый сложный вариант без порчи насечки
Если долго раскачивать туго затянутый винт или болт лёгкими вращательными движениями, рано или поздно он может поддаться и начать выкручиваться. На этом и основан данный способ. Установив автомобиль на домкрат, сначала надо снять все обычные крепёжные болты или гайки, в зависимости от того, что выведено наружу. Потом снимаются соответствующие им парные крепёжные элементы. Затем нужно подложить под дно автомобиля надёжную подставку, чтобы не испытывать домкрат на прочность. И только потом можно начинать раскачивать диск колеса, сдвинув его чуть на себя на ступице, и слегка надавливая вращательным движением по ходу и против него.
Если не получается открутить секретку без ключа, по причине его отсутствия, а по пути оказался автомагазин – берем несколько головок для откручивания болтов
Затем, через 5–10 минут активной работы, снова прикручиваем все болты на место, крепко фиксируя колесо. Пробуем открутить секретку, можно слегка постучать по ней, если хорошо выпирает. При неудаче повторяем все действия в том же порядке. Если не на второй, то на третий или четвёртый раз после раскручивания болтов и раскачивания секретка может поддаться. Также действуйте, если нужно поменять шпильку на переднем колесе или на заднем. Но есть вероятность, что такой способ не даст результата.
Рекомендуем: Диагностика и регулировка фар на автомобиле Лада Гранта
Накидной экстрактор
Существуют специальные приспособления, изобретённые как раз для аварийного откручивания болтов. Накидные экстракторы различаются размерами, изготовителями и могут продаваться от 500 рублей и гораздо дороже. На вид они подобны гаечным головкам, только внутри у них не стандартная резьба, а спиралевидные острые грани.
Если потерялся ключ от колёс, то пользоваться экстрактором нужно следующим образом:
- приспособление прикладывается впритык к секретному болту;
- берём тяжёлый молоток либо кувалду — необходимо силой забить его на шляпку секретки;
- если это удалось, то можно начинать выкручивать её при помощи рычага.
Способ эффективен в 99% случаев, если удалось насадить экстрактор. Но он не сработает для тех болтов, которые оснащены защитной юбкой.
Это проворачиваемое колечко, не позволяющее обхватить экстрактором головку. В ситуации, когда оно присутствует, сначала необходимо сбить его зубилом, но на это тоже уйдёт время.
По аналогии с наружным экстрактором можно таким же способом воспользоваться торцевой головкой, которая есть в любом наборе инструментов. Лучше применить 12-гранную головку, но главное, чтобы она была сделана из качественной стали. В этом случае эффект и последствия будут такими же, как от использования экстрактора.
Насколько секретка спасает от кражи?
Если все так просто и даже при помощи подручных средств можно демонтировать современную секретку, то насколько же она эффективна. Почему подобным алгоритмом не могут воспользоваться те же злоумышленники.
рис. Защита от кражи
На самом деле, любой из вышеприведенных методов требует значительных усилий. Да и тихими их вряд ли назовешь. Поэтому воры попросту не захотят связываться с демонтажем колес, в которых присутствуют такие секретки.
Например, если рядом стоят два автомобиля, но на одном из них присутствует защита, то выберут другой. Поэтому, несмотря на то, что практически любой секрет может быть удален без самого ключа, он все же имеет функцию прямой защиты.
Как удалить защитную юбку
Осложняется или становится невозможным демонтаж секретных болтов с дисков в тех ситуациях, когда они оснащаются защитными юбками. Создавались они как дополнительная преграда от злоумышленников, но пострадать может и сам водитель. Поэтому для начала нужно устранить это препятствие, а сделать это придётся одним из таких способов:
- срезать юбку, вооружившись болгаркой с небольшим диском. Главное при этом — не нанести повреждения самому болту;
- взяв в руки зубило с крупным молотком, произвести насечки на юбке по окружности. Делается это для того, чтобы прекратить свободное вращение колечка. Затем в месте соединения его с болтом нужно высверливать отверстие. Теперь его будет легче выломать каким-то подручным инструментом;
- кольцо может быть распилено с наружной стороны при помощи электроинструмента, оснащённого тонким бором или фрезой.
Теперь, когда удалось избавиться от препятствия в виде защитной юбки, можно воспользоваться услугами накидного экстрактора.
Методика перетяжки
Такой метод рекомендуют пробовать в том случае, если необходимо быстро открутить спущенное колесо.
Для этого следует выполнить несколько действий:
- Предварительно автомобиль необходимо установить на ручной тормоз. Двигатель должен быть заглушен.
- Далее, приступаем к затягиванию стандартных болтов. Чтобы увеличить обжим на баллонном ключе, потребуется использование усилителя. Для этого воспользуемся небольшим отрезком трубы нужного диаметра.
- Теперь необходимо вывешивать колесо при помощи домкрата.
- Для работы понадобится молоток. Им немного постукиванием по поверхности секретки и пытаемся открутить при помощи плоскогубцев.
Внимание! Если секретка зафиксирована недавно на колёсном диске, то она не успеет «прикипеть» к металлической гайке. При правильном осуществлении манипуляций удается с первого раза избавиться от защитного болта.
Использование внутреннего экстрактора
Для секретных, а также различных повреждённых (деформированных) болтов предназначено специальное оборудование, которое называется внутренним экстрактором. Чтобы ликвидировать их с литых дисков, нужно предпринять следующие шаги:
- В оставшейся без ключа секретке высверливают отверстие, подходящее по форме и размеру под жало экстрактора.
- Приспособление забивается в него молотком для того, чтобы можно было после этого снять секретку с его помощью.
- Его захватывают, накинув сверху вороток, и вращают медленно, не допуская рывков, по движению часовой стрелки. Нужно не допустить «слизывания» резьбы.
Возможность снятия секреток
Если набор был относительно недорогим, в таком случае можно попробовать подобрать элемент ключа. Однако, если секретки фирменные и поставлены уже давно, то скорее всего они прикипели, по этой причине понадобиться не поленится снять секретки.
Демонтаж перетяжки болтов
Методика снятия подразумевает раскачивание секретки затяжкой и послабление других гаек.
Как отвернуть секретку без ключа, алгоритм:
Нужно сбросить нагрузку секретки. Для этого затяните все без исключения гайки по максимуму.
Поднимите машину домкратом, чтоб колесо с секреткой не прикасалось с землей.
Молотком постукать по секретке со всех сторон. Цель — расшатывание.
Опустите колесо обратно на землю.
Открутите все гайки, чтобы колесо держали только секретки.
Ещё раз поднимите машину с помощью домкрата;
Расшатайте колесо руками, чтоб оно держалось исключительно на ступице.
Закрутите целиком все гайки обратно, убрав подобным способом нагрузку с защитных болтов. Как правило, на этом моменте отвинтить секретку можно руками, но если они прикипели — действия нужно повторять несколько раз, пока не удастся снять колесо.
Затяните целиком все гайки
Торцевая головка
Как снять секретку без ключа эффективным методом, возьмите:
Молоток, отвертку, стандартный болт;
Динамометрический ключ;
Торцевую головку с меньшим диаметром, чем у головок болтов.
Алгоритм действий:
На головку секретки, молотком, набейте торцевую головку. Продолжайте бить, пока она не обретет форму граней торцевой головки.
На головку гайки установите динамометрический ключ и начните откручивать. Старайтесь откручивать, как можно медленней, периодически делайте паузы. Основная цель — сдвинуть гайку с места, она должна открутиться.
Прикрутите на место защитных болтов обычные.
Для того, чтоб убрать выкрученный элемент с торцевой головки, можно слегка ввернуть ее обратно, но так чтоб секретку удалось выкрутить руками. Торцевую головку расшатывают и резким движением сдергивают с болта.
Иногда, конфигурация защитных болтов не позволяет набить чужие головки, даже при удачно подобранном диаметре.
Набейте торцевую головку
Внутренний экстрактор
По сути приспособление придумано для извлечения сломанных шпилек из болтов. Но оказалось, что этот инструмент можно тоже применять для самостоятельного снятия защитных болтов.
Алгоритм действий:
Высверлите отверстие в болте, соответственно формы и размера экстрактора, для того чтоб вставить его туда.
С помощью молотка вбейте экстрактов внутрь болта.
Воротком зафиксируйте экстрактор и начните выкручивать по часовой стрелке. Вращайте медленно, без резких движений, рывков, если сорвете резьбу, то без помощи экспертов никак не обойтись.
Выбирайте сверла для быстрорежущей стали. Для закалённого металла применяют свёрла с победитовыми наконечниками. Чтобы сверло не сломалось, головку гайки обильно смазывают.
Вбейте экстрактов внутрь болта
С помощью газового ключа
Если ключ был потерян, и по другому способу выкрутить защитные гайки нельзя — применяйте газовый ключ.
Специальным ключом зажмите выступ гайки. Затем сосредоточьтесь, приложите максимум усилий и начните крутить. Как вариант, напильником можно вырезать грани и попробовать удалить гайки рожковым ключом.
Применяйте газовый ключ
Использовать дрель
Снятие секреток с помощью дрели и прочного сверла, так можно попытаться высверлить защитный модуль. Принцип работы:
Примерно в середине модуля просверлите отверстие;
Постепенно необходимо увеличивать зону сверления, медленно удаляя тело гайки;
Перо дрели нужно заменять по мере возрастания диаметра отверстия, сверлить пока модуль полностью не будет удален.
В середине просверлите отверстие с помощью дрели и прочного сверла
Метод сварки
Снимая гайки с помощью сварки, существует высокая угроза повреждения диска либо резины. Однако при ответственном подходе можно избежать таких последствий. Изолируйте полностью все части колеса, кузова, которые могут получить повреждения от сварных искр и дуги.
Алгоритм действий:
Подобрать специальную гайку нужного диаметра;
Приварить его к головке секретки;
Подождать, пока сварка схватится;
Вывернуть с колеса с помощью ключа.
Иногда ничего не возможно приварить к головке, ибо некоторые производители настолько заботятся об безопасности колес, что производят защитные блоки из металла состоящего из разных сплавов, к которым попросту не берется сварка.
Приварить гайку к головке секретки
Расколоть секретку
Если не хотите применять много физической силы, а как открутить на колесе по другому не знаете, то попробуйте расколоть ее. Для этого метода потребуется жидкий азот, купить его можно на авто базарах, примерно за 400-500 рублей. Способ покажется несерьезным, однако в итоге очень эффективным.
Алгоритм действий:
По средине защитного модуля высверлите дырку, небольшого диаметра.
Наполните отверстие жидким азотом из баллончика.
Выждать оптимальной заморозки металла и начать бить молотком. По идее он должен рассыпаться.
Главное, не проморозить лишнее и вовремя начать бить молотком.
Используя данный метод, предварительно позаботьтесь о том, чтоб азот не попал вам на кожу и в глаза.
Для этого метода потребуется жидкий азот
Как изготовить новый ключ
Для того, чтоб сделать новый экземпляр, необходимо найти хорошего слесаря и предоставить ему слепок защитных модулей. Чтоб сделать слепок, используйте обычный детский пластилин. Слепки поместите в коробку, чтоб избежать деформации.
Сделать слепок защитных модулей
Сварка
Очень хороший метод, который позволяет снять секретку с колеса без ключа даже в сложных ситуациях. Естественно, что при проведении сварочных работ диск может быть повреждён. Для недопущения этого желательно окружить его защитным кожухом — в этой роли может выступать любая консервная банка.
Лакокрасочное покрытие на кузове вблизи колеса может пострадать от разлетающихся искр. Для защиты специалисты советуют обложить его влажными тряпками. Суть операции в том, чтобы на выступающую наружу часть секретки наварить небольшой кусок металла, за который потом его можно было бы ухватить. В этой роли может быть гайка, кусок профиля, металлический многогранник и пр. На протяжении сварочных работ необходимо делать перерывы и охлаждать участок сварки, чтобы не перегрелся подшипник на ступице.
Осталось удалить секретку газовым или баллонным ключом. При необходимости используется любой рычаг либо труба для более удобного захвата. Сложность этого метода заключается лишь в том, что нужно иметь сварочный аппарат или приглашать специалиста.
Причины возможных повреждений механической секретки
Снимая и одевая автомобильные колеса на станции техобслуживания, водители не всегда следят за процессом завинчивания/свинчивания болтов или гаек. Для этой операции специалисты применяют пневматические или электрические шуруповерты и гайковерты. Настроенные на определенное усилие приборы обычно перетягивают резьбу, превышая хоть и незначительно допустимые усилия, когда происходит снятие секреток с колес или затягивание их.
После такой операции резьба может натягиваться и прикипать. Ручным способом с помощью фигурного ключа становится тяжело преодолеть такое усилие. Поэтому возможны срывы головок крепежа или инструмента.
Также в отверстия секретки может набиваться грязь или пыль. В такой ситуации ответный рисунок с ключа может не полностью входить в рабочий паз. При провороте и неполном заходе «секрета» с ключа происходит деформация или слом фигурной части. Она может остаться в пазу головки или выпасть из него.
Дубликат ключа
Ещё один сценарий, как вести себя при утере ключа от секретки, — сделать его дубликат. Однако специалистов, которые возьмутся и выполнят работу с умом, не так много. Это сложный процесс, зато он позволит эксплуатировать имеющийся уникальный болт, а не тратить деньги на новый.
Чтобы изготовить новый ключ для демонтажа, специалист сделает слепок с головки болта при помощи мягкого материала. Чтобы он не прилипал к поверхности, головку смазывают машинной смазкой. На основании слепка мастера изготавливают новый ключ.
Как оказывается, даже при утере ключа от уникальной секретки не стоит опускать руки. Взяв на вооружение любой из предложенных выше способов, можно извлечь её с повреждениями или без. Зато доступ к колесу и колёсному диску будет восстановлен.
Где можно посмотреть ключи с секреткой
В вашем машине так много мест, где возможно обнаружить эти колесные гайки, и мы не можем перечислить их все, но мы рассмотрим наиболее очевидные места, где они обычно находятся.
В машине проверяем:
- Ящик с перчатками, так как это одно из наиболее предпочтительных мест для хранения ключа.
- Проверьте под сиденьями автомобиля. Некоторые автомобили имеют скрытые отсеки под сидениями.
- Посмотреть карманы в задней части автомобильных сидений и держателей стаканов.
- Не забудьте проверить дверные карманы и пепельницу.
- Если вы не нашли его в своей машине, он может быть спрятан где-то в багажнике.
- Проверьте все отсеки в багажнике, а также аптечку. Поднимите коврик и проверьте под ним.
- Снимите запасное колесо и проверьте его.
Проверьте под сиденьями автомобиля
Не забудьте проверить дверные карманы
Не забудьте проверить пепельницу
Проверьте карманы в задней части автомобильных сидений
Проверьте свой ящик
Проверьте аптечку
Поднимите коврик и проверьте под ним
Снимите запасное колесо и проверьте его
Однако люди часто забывают или потеряют ключи. Если вам не повезло найти его, то не волнуйтесь. Поставленные защитные блоки на автомобиле снять без ключа возможно, но для этого нужно:
Распространенные ошибки при демонтаже секреток
Снимая секретки легко допустить ошибки, приводящие к повреждению колеса, колесного диска, ступицы или тормозной системы. Примеры грубых нарушений в процессе демонтажа:
- Чрезмерное затягивание обычных болтов при использовании метода перетяжки. Знать меру важно даже в этом случае, иначе вместо результата получите срыв резьбы.
- Неаккуратное расшатывание колес автомобиля после поднятия на домкрате. На этом этапе придерживайтесь небольшого усилия и амплитуды – не погните ступицу или диск.
- Использование методики перетяжки, когда на диске установлено две секретки. Помните – этот метод эффективен только с одной нестандартной головкой, иначе не сработает.
Разновидности
Фантазия у разработчиков необычных колёсных болтов невероятная. С трудом, но можно вывести некую классификацию крепежа с секретными головками:
- несимметричный профиль, никаких правильных многогранников или выступов с фиксированным шагом, только произвольно расположенные упоры для ключа, это позволяет выполнять индивидуальное кодирование, даже покупка такого же набора не поможет;
- фигурное расположение линий контура под ключ, современные станки позволяют рисовать узоры любой сложности, синхронизируя их с ответной частью инструмента;
- эксцентрично смещённые окружности или эллипса внешней и внутренней поверхностей;
- кольцевая защита кодированной поверхности, газовый ключ не поможет;
- набор кодированных отверстий в торце болта под штыри собственного ключа;
- комбинация нескольких из перечисленных методов защиты.
Хорошее приспособление по степени защиты не уступает качественно продуманному дверному замку. Который тоже можно открыть, но придётся постараться, а скорее всего призвать опытного специалиста и предъявить ему документы на право собственности.
Другие способы решения проблемы
Пробовали инструменты и способ перетяжки, но секретка все равно не снимается? Это не повод сдаваться – рассмотрим еще 2 совета как открутить секретку на колесе автомобиля:
- К уникальному креплению приваривается стандартный болт, после откручивается обычным ключом. Срабатывает не всегда (только если фиксатор сделан из металла не лучшего качества), к тому же требуется защитить колесный диск от повреждения сваркой.
- В уникальной головке вытачивается длинное углубление под плоскую отвертку. В готовый паз вставляется отвертка и прикладывается усилие для откручивания болта. Выточить плоский паз можно бормашиной либо болгаркой с маленьким диском.
Ничего не помогает? Попробуйте найти совместимый ключ в магазине с автотоварами или на авторынке. Удобнее всего это делать через интернет-магазин, где в каталоге товаров можно настроить фильтр под тип профиля и ценовую категорию, к которым относятся ваши секретки.
Какие инструменты понадобятся
При отсутствии ключа для секретки можно воспользоваться стандартным набором, который подразумевает:
- торцевые головки и ключ для них;
- молоток;
- отвёртку;
- экстрактор;
- газовый ключ;
- сварочный аппарат;
- зубило.
В зависимости от выбранного способа демонтажа секретки подбирается соответствующий инструмент. Для секреток, которые были совсем недавно поставлены и имеют относительно стандартный рисунок, могут подойти и обычные ключи. Если секретки на колёса сильно прикипели, то демонтировать их придётся только при помощи дополнительного оборудования. Важно не забывать при выполнении работ про безопасность окружающих и себя.
Как открутить секретку, если стоит поворотное кольцо
Некоторые крепления оснащены защитным поворотным кольцом. Оно исключает возможность демонтажа фиксатора диска с помощью газового ключа. Решение есть и в этой ситуации – удаление или стопорение защитного колеса одним из методов:
- Полное удаление защитного приспособления инструментом для резки по металлу. Допустимо, если фиксатор установлен не в углублении, и к нему есть свободный доступ.
- Стопорение кольца посредством частичной деформации. Нанесите несколько ударов зубилом с молотком по защитному колечку. Оно изогнется и не сможет прокручиваться.
Когда получится снять подвижное кольцо, можно использовать газовый ключ или экстрактор для удаления уникального болта. Если не получилось, попробуйте снять секретку путем перетяжки.
Способ №1 – простой
Плюсы:
- Повредить диск или подшипник ступицы, при заколачивании гаек, вы не сможете. Просто вкручивается экстрактор, и удаляется секретка. В наборе есть несколько диаметров, под разные воротки и болты.
- Их можно применять до тех пор, пока они не сломаются. Обычные головки для гаек много раз использовать не получится, особенно дешевые. Мягкий металл сильно деформирует внутреннюю часть головки. После нескольких снятий болтов-секреток её можно будет выкинуть.
Способ №2 – сложный и дешевый
Сложным его можно назвать для первого раза. Потом приловчитесь и будет проще. Для этого способа снятия секретки с защитным наружным кольцом нужно:
- Два сверла разного диаметра;
- Зубило или стамеска, молоток и метчик маленького диаметра.
Наша задача заклинить это защитное кольцо или срезать его.
Зубилом керним болт и кольцо, чтобы оно не проворачивалось, когда будет сверлить. Сверлим отверстие между болтом и им маленьким сверлом. Добиваемся глубины 1 сантиметр. Сверлом большего диаметра рассверливаем отверстие.
Сверлами разного диаметра рассверливаем отверстие между болтом секретки и защитным кольцом
Важно! Нужно сверлить в сторону кольца, чтобы его разломить. Дело в том, что болт изготовлен из твердого материала, а кольцо нет. Мы вклиниваем сверло между ними и кольцо должно треснуть.
Вбиваем метчик между секреткой и защитным кольцом и ломаем его
Метчик вбиваем между кольцом и секреткой и вытягиваем его. В результате у нас остается один болт. Его выкручиваем газовым ключом, либо набиваем головку.
Минусы:
Можно повредить диск. Если сверла низкого качество, они могут сломаться. Есть шанс поцарапать литой диск.
Способ № 3 – использование спецсредств
Берем гайку большого диаметра. Накидываем её на болт-секретку. С внутренней стороны привариваем её к болту. Воротком откручиваем секретку.
Минусы:
Нужен сварочный аппарат и опытный сварщик. В противном случае испортите диск.