Современные акустические системы в автомобиле способны обеспечивать высокое качество звучания. Однако для настоящих меломанов этого не достаточно. Ведь эти люди привыкли слушать «живую» музыку и не готовы идти на компромиссы.
К счастью, существует способ, при помощи которого можно превращать тесный салон автомобиля в концертный зал или музыкальный салон. Речь идет о рупорных акустических системах, создающих во время прослушивания аудиозаписей так называемый эффект присутствия, который удовлетворит эстетические запросы самого взыскательного слушателя.
Инструкция как подключить рупора на авто
Система высококачественного воспроизведения звуков, позволяющая создать эффект присутствия – рупорная акустика. Устанавливаются такие системы и в виде домашней акустики, и в авто, позволяя в ограниченном пространстве создать атмосферу большого концертного зала и передать эмоции исполнителя слушателям. Как правильно подключить рупора в автомобиль?
Рупорная акустика
Плюсы и минусы рупорной акустики в авто
На самом деле рупорная акустика появилась еще в начале прошлого столетия, когда городские улицы украсили столбы с громоздкими громкоговорителями. Однако с появлением аудиосистем, похожих на современные магнитолы, про рупорную акустику стали забывать. Ведь этот вариант больше подходил для озвучки на больших пространствах, а не для индивидуального прослушивания музыки.
Все остальные любители музыки по-прежнему выбирали традиционные акустические системы, так как производители этой аппаратуры шли в ногу с прогрессом и постоянно удивляли своих клиентов разработкой новых носителей, использующих самые современные технологии для усиления и обработки звука.
Однако время шло, а звучание традиционных аудиосистем так и не смогло заменить «живую» музыку. Поэтому в настоящее время рупорная акустика переживает свое второе рождение, а популярность этих акустических систем постоянно возрастает.
Удивляться этому не стоит. Ведь рупора наделяют традиционные акустические системы целым рядом преимуществ, среди которых:
- высокая чувствительность позволяет слушателю «ощутить» эмоции исполнителя;
- «живой» звук;
- динамичное звучание;
- способность качественно воспроизводить высокие, средние и нижние частоты.
Есть у рупорных аудиосистем и недостатки, самым главным из которых считается цена. Ведь качественная рупорная акустика изготавливается из дорогостоящих материалов и по определению не может стоить дешево. Кроме того, рупорные аудиосистемы, способные на высочайшем уровне воспроизводить низкие частоты, бывают довольно громоздкими.
Поэтому в автомобилях чаще используются компактные модели для воспроизведения ВЧ в диапазоне от 2000 до 20000 Гц. Такие рупора называются твитерами и используются совместно со штатными автомобильными динамиками.
Назначение
В большинстве случаев рупорная акустика предназначена для воспроизведения средних и высоких частот, позволяя улучшить уже имеющуюся акустику. Лучший эффект достигается при использовании с сабвуфером (усилителем), воспроизводящим НЧ.
Дополняя и меняя компоненты аудиосистемы можно добиться требуемого звучания в автомобиле и рупоры – отличное оборудование, чтобы повысить качество музыки в авто.
Одно из популярных мест для подключения рупоров – передняя часть автомобиля. Рупора устанавливаются фронтально на стенке корпуса. Внутри образуется волновод, имеющий отверстие наружу.
Ещё один популярный вариант — подключение рупоров к системе с низкочастотным усилителем, ВЧ и СЧ динамиками. Все они помещаются в специальный корпус отдельно друг от друга, и позволяют добиться лучшего звучания.
Чтобы правильно подключить рупора к магнитоле требуется использовать конденсатор. Рекомендуется также проводить настройку звука, чтобы правильно распределить звучание и достигнуть максимального эффекта погружения.
Другие особенности
На сегодняшний день самым распространенным вариантом твитера является электродинамическая система. Конструктивно она состоит из корпуса, магнита, катушки с обмоткой, диафрагмы с мембраной и запитывающих проводов с клеммами. При подаче сигнала, в катушке протекает ток, образуется электромагнитное поле. Оно взаимодействует с магнитом, возникают механические колебания, которые передаются на диафрагму. Последняя создаёт акустические волны, слышен звук. Чтобы повысить эффективность звуковоспроизведения, мембрана имеет специфическую купольную форму.
Автомобильные твитеры, как правило, используют шелковые мембраны. Для получения дополнительной жесткости мембрану пропитывают специальным составом. Шелк характеризуется возможностью более эффективно справляться с высокими нагрузками, температурными перепадами и сыростью.
В наиболее дорогих твитерах мембрана изготовляется из тонкого алюминия или титана. Встретить подобное можно только на очень престижных акустических системах. В обычной аудиосистеме автомобиля они попадаются довольно редко. Наиболее же дешевым вариантом является бумажная мембрана.
Помимо того, что звучание хуже, чем в двух предыдущих случаях, такое оборудование имеет крайне малый срок эксплуатации. И это неудивительно, поскольку бумага не может обеспечить качественную работу твитера в условиях низкой температуры, повышенного уровня влажности и высокой нагрузки. Когда машина повышает обороты двигателя, может ощущаться посторонний звук.
Не забудьте, что настроить пищалку можно и с помощью магнитолы. Даже в самых дешевых моделях имеется возможность настройки высоких частот. В частности, модели среднего ценового диапазона имеют встроенный эквалайзер, значительно упрощающий задачу.
После установки твитера требуется настроить аудиосистему, а как это сделать читайте в статье «Как настроить магнитолу».
Установка
Как установить и подключить рупора без усилителя напрямую к магнитоле? Первым действием требуется изготовить или приобрести подиум для динамиков.
В большинстве случаев, подиум поставляется вместе с колонкой, но в отдельных случаях требуется изготовить его самостоятельно. Специальных знаний это не требует, и достаточно просто вымерять размеры динамика и выпилить под эти размеры подиум. Когда не хватает знаний или инструментов – рекомендуется обратиться к специалисту.
Устанавливаются рупоры двумя способами:
Варианты равноценны друг другу и при выборе требуется опираться только на схему салона и аудиосистемы автомобиля. Рекомендуется попробовать две вариации, и только после этого делать выбор окончательный выбор.
Диагональное расположение рупора
Место установки зависит от расположения аудиосистемы, и в большинстве случаев, подбирается индивидуально для каждого динамика.
Что такое твитеры и зачем они нужны
Твиттер акустика для достижения наилучшего эффекта устанавливается вместе с сабвуфером, т.е. усилителем, воспроизводящим низкие частоты. Такие динамики нецелесообразно использовать отдельно от других. Они являются частью системы акустики. Таким образом, рупоры нужны не как главный источник звука, а как вспомогательные элементы, необходимые для улучшения качества воспроизведения.
Подключение
Установить дополнительное оборудование и изготовить подиумы – половина дела. Требуется подключить установленные устройства. Как подключить рупора через штатную магнитолу или динамики?
Когда подключение происходит напрямую к магнитоле (без усилителя) – требуется использовать конденсатор, являющийся фильтром для определённых частот. Он позволяет увеличить срок службы динамиков, но возможности его ограничены. При покупке нового оборудования конденсатор идёт в комплекте, но если его нет – требуется подобрать и приобрести его самостоятельно. Подключаются рупора напрямую к выводам магнитолы, но на плюсе должен быть установлен конденсатор.
Подключить рупора к динамикам можно так же, как и обычные колонки. Плюс подключается к положительному проводу (через конденсатор), а минус – к отрицательному.
Подключить рупора к усилителю можно по принципу обычных колонок, и различий в подключении нет. Сам усилитель устанавливается по схемам, указанным в инструкции к оборудованию. В большинстве случаев, подключение осуществляется специальными проводами (межблочными) к магнитоле, а затем проводятся силовые провода (питание). После этого подключаются акустические провода к колонкам или сабвуферу, соблюдая полярность.
Ещё один вид подключения – через кроссовер. Это устройство для разделения сигнала по частотам. Изготовлено чаще всего в виде отдельного блока и отлично подходит для подключения многокомпонентной аудиосистемы.
При подключении требуется соблюдать все требования безопасности.
Правила при установке
Устанавливая дополнительные или новые динамики, требуется соблюдать ряд правил, которые помогут повысить качество звука и исключить возможность короткого замыкания:
Соблюдая вышеописанные правила можно достичь самого высокого качества звучания и обезопасить проводку от короткого замыкания.
Итог: установить рупоры в автомобиль можно самостоятельно. Но если есть сомнения в собственных силах или нет специальных знаний, необходимых при установке – рекомендуется обратиться в специализированные автомастерские, чтобы автовладелец был полностью уверен в правильности установки, а звучание соответствовало всем ожиданиям.
Источник
Какие лучше выбрать
Существует ряд параметров, на которые следует обратить внимание при выборе прибора. К ним относятся:
- наличие необходимых выходов;
- мощность;
- характер покрытия.
От типа материала, из которого изготовлен рупор, зависит качество звучания. Самыми лучшими считаются рупорные твитеры шелковые. Многие бренды используют шелк, т.к. он отличается мягкостью, поэтому звук не передается в полной мере. Кроме того, этот материал обладает высокой степенью вязкости, поэтому создается выраженное внутреннее трение.
При этом в большинстве моделях таких динамиков шелк обрабатывается специальными веществами, которые не только улучшают качество звука, но и повышают влагостойкость и пылестойкость прибора. Некоторые компании выпускают хорошие рупоры, изготовленные из искусственных материалов, которые звучат не хуже, чем приборы из натурального шелка.
Обязательно должен присутствовать разъем для подключения сабвуфера. Мощность прибора должна быть не меньше 50W. Этого будет достаточно для обеспечения громкости. Лучше приобретать приборы высокой чувствительности.
Теория. Типы соединений
В электрике есть два типа соединений — последовательное и параллельное. При последовательном соединении сопротивление суммируется, при параллельном становится ниже, чем самое малое из соединённых. Это то, что стоит помнить и что пригодится для того, чтобы правильно подключить динамики.
Основные формулы для параллельного и последовательного подключения
Есть ещё смешанное соединение. Это когда последовательные цепочки и параллельное подключение «намешаны». В таком случае применяют формулы расчёта, постепенно приходя к одной из «чистых» схем — параллельному или последовательному.
Смешанное соединение и его преобразование в «простое»
На рисунке показано последовательное преобразование сложного смешанного соединения в простое.
Настройка звука
К автомагнитоле усилитель подключить можно самостоятельно. После монтажа всех элементов необходимо настроить систему следующим образом:
Приведенные выше настройки позволяют добиться лучшего звучания создаваемой системы. Если усилитель является частью магнитолы, то настройка проводится через встроенные функции устройства.
При монтаже акустической системы, прокладывая кабель, следует выбирать кратчайший путь, не рекомендуется создавать большое количество соединений, т. к. они существенно снижают надежность системы.
Как соединять
Если вы ожидаете, что вам скажут подключайте только параллельно или только последовательно — зря. Схема подключения подбирается индивидуально. Учитывать надо два основных момента:
Реализация параллельного подключения
Если у вас есть усилитель определённой мощности и есть подходящие под него колонки это хорошо. Но бывает так, что под усилитель нужно подобрать нагрузку из нескольких имеющихся динамиков разной мощности. Вот здесь и нужно понимать, как соединить динамики последовательно, параллельно или смешанно, чтобы не превысить параметры.
Как же подключать динамики — последовательно или параллельно? Итак, и так. Зависит от того, какие у вас есть динамики. Вернее, с какой мощностью и сопротивлением. А ещё важна выходная мощность канала и то, сколько динамиков вы хотите «повесить» на каждый канал.
Определяем мощность и сопротивление динамиков
Здесь достаточно просто, но всё-таки приведём несколько примеров. Эти обозначения обычно наносятся на задней части корпуса или корзине. На фото видны параметры динамиков.
Обозначение мощности и сопротивления на динамике
Обычно указывается долговременная мощность, то есть величина, при которой динамическая головка способна работать долгое время. При этом на головке ALPHARD указана MAX POWER — максимальная мощность. Это пиковая мощность, её динамик способен выдержать, к примеру, секунду.
На старых отечественных динамиках обозначения несколько другие. Например, на рисунке ниже 2ГДШ-3.
Обозначения на советских динамиках
Первая цифра обозначает мощность изделия. Далее, головка динамическая широкополосная и её сопротивление 8 Ом. Так, с некоторыми параметрами разобрались, идём дальше.
Правильное подключение динамиков
Особенность соединения динамиков в том, что они имеют плюсовой и минусовой входы. Вот их необходимо каким-то образом подключить к входам усилителя, а также соединить как-то между собой.
Правильное параллельное и последовательное соединение динамиков
Выбор высоты для монтажа
Именно твитеры являются головной болью, даже опытных инсталляторов. Эти маленькие динамики необходимо не только установить в нужное место, но и выбрать правильный угол, для того, чтобы сцена формировалась верно. Более крупные низкочастотные динамики устанавливаются всегда в одно место – это двери. Даже производители компонентных динамиков не могут точно определить, где лучше будет играть высокочастотник. Поэтому в комплекте прикладывают несколько видов крепежей. Популярный вариант — это «чашка». Она предназначена для установки твитера в авто либо на стойку, либо на торпедо. Также в комплекте может идти корпус, для установки к поверхности. Наиболее дорогие варианты ВЧ динамиков могут вращаться внутри корпуса для более точной направленности.
Главной причиной, по которой установке в авто уделяется такое внимание, является его задача. Дело в том, что высокочастотные динамики являются одним из наиболее важных компонентов для формирования качественного звука в автомобиле
Особенно важно, если система состоит из двух компонентов. В этом случае выставление звуковой сцены напрямую зависит от ВЧ
Что касается трехполосных систем, то здесь больших проблем еще больше, т.к. добавляется СЧ звено. Оно намного крупнее и требует закрытого объема.
Ни один мастер не сможет вам сказать, куда именно в вашем случае нужно устанавливать «пищалки». Поэтому, искать место для монтажа нужно с нуля. Для определения верного месторасположения нужно пользоваться качественными записями, на которых записан монотонный голос. Чаще всего на практике пользуются проверочным диском для тестирования. Он содержит специальные записи, которые позволяют выбрать правильное место для размещения твитеров.
Для начала нужно выставить высоту сцены, а значит определить высоту расположения твитеров. Если ВЧ динамик установить слишком высоко, будет рассогласование с СЧ/НЧ динамиками. Чем они ближе, тем проще их заставить играть слитно. Если же ВЧ динамик установить слишком низко, то это отрицательно скажется на высоте музыкальной сцены.
Подключить 4 канальный усилитель к 1 сабвуферу
Некоторые автолюбители устанавливают в закрытый ящик или фазоинвертор два громкоговорителя, чтобы получить мощный и насыщенный бас.Подключение саба к усилителю 4 каналавыполняется по мостовой схеме, но каждые два канала будут работать мостом на свой динамик. Подстыковать другие акустические системы уже не удастся, но бас будет исключительной силы и густоты. Для организации звука в салоне автомобиля потребуется отдельный низкочастотный блок. Схема подключения одного сабвуфера на 4 каналавыполняется толстым акустическим кабелем с соблюдением всех требований по надёжности. Кабель лучше всего прокладывать в гофрированном пластиковом рукаве. Пластический материал, применяемый для изготовления рукавов, не поддерживает горение так, что в случае короткого замыкания, возгорания удастся избежать. Важно фиксировать кабельные линии стяжками, чтобы избежать обрыва в случае сильной вибрации.
Применение
Громкоговорители широко распространены в различных сферах жизни. Их используют в быту, в культурных и спортивных мероприятиях различного масштаба (для громкого звучания музыки или объявлениях о старте), в транспорте и в промышленности. В настоящее время большое распространение громкоговорители получили в сфере безопасности. Так, эти устройства используются для оповещения людей о пожаре и других чрезвычайных ситуациях.
Часто громкоговорители используют для доведения до людей какой-либо информации рекламного характера. В этом случае их устанавливают в местах большого скопления народа, например, на площадях, в торговых центрах, в парках.
Последовательное соединение динамиков
Последовательное соединение — это когда они включены один за другим по типу вагонов. Если посмотрите на схему, то подключение проводов идет так. Минус с выхода усилителя подаем на минус колонки А, плюс — на плюс громкоговорителя В. А их свободные входы (плюс у А и минус у В) соединяем между собой.
Последовательное подключение динамиков: сопротивление суммируется, выходная мощность падает
Обратите внимание, что сопротивление цепочки динамиков растет. Оно суммируется из всех составляющих. В примере соединены последовательно два динамика по 2 Ома. Суммарное сопротивление уже 4 Ома. Такое соединение хорошо в том случае, если усилитель не может работать с низкоомной нагрузкой. Низкоомная — это 2 Ома и ниже. В таком случае либо подключают колонки с более высоким сопротивлением, либо последовательно соединяют низкоомные.
Как подключить последовательно три и больше колонок
Как подключить последовательно три колонки на один канал? Да все также — одну за одной. Минус, подаем на минус первой (А); плюс — на плюс третей С (или последней). Свободный плюс с элемента А заводим на минус элемента В. Потом плюс В подаем на минус С. Вот и получили цепочку из трех динамиков, подключенных к одному каналу.
Как подключить 3 динамика на 1 канал последовательно
Если надо на один канал подключить последовательно четыре фрагмента и больше, их просто вставляем в середину. Не забывайте, что сопротивление цепи суммируется. С каждым новых элементом в цепочке оно становится больше.
Мощность при последовательном соединении
Так как сопротивление растёт, выходная мощность будет падать. Сколько ватт получит каждый из динамиков при последовательном подключении? А можно посчитать. Есть формула — она на рисунке.
Подводимая мощность — это мощность, которую выдаст усилитель в канал, то есть то, что мы пытаемся рассчитать. Измеренная мощность — это та, которая указана в характеристиках (то, что идет в канал по паспортным данным). И Zr — сопротивление, при котором мощность измерялась. Обычно она пишется в характеристиках как минимальная нагрузка на канал. А суммарное сопротивление — это сопротивление колонок, которые вы планируете «повесить» на этот канал.
Формула вычисления реальной мощности, подаваемой на канал усилителя
Давайте применим формулу на примере. Пусть у нас есть 2-х канальный усилитель, который в каждый канал выдает по 100 Вт (2*100 Вт). Работать с низкоомной нагрузкой (2 Ома и ниже) он не может. Потому решено на каждый канал последовательно подключить по две колонки сопротивлением 2 Ома. Подставляем данные в формулу: 100 Вт * (4 Ом / 8 Ом) = 100 Вт * 0,5 = 50 Вт. Это то, что пойдет в каждый канал.
Подбирать мощность динамиков надо так, чтобы она была на 10—20% выше мощности, которая будет на нее приходить. В таком случае любой громкоговоритель будет работать долго. А если взять мощность «впритык», то даже самый качественный динамик очень скоро захрипит и его надо будет менять.
Так как на канале будет по два громкоговорителя с одинаковыми параметрами, то канальная мощность разделится пополам. Вот и получаем, что на каждый динамик будет приходить 25 Вт. Если добавить желаемый запас мощности, то придется искать динамики мощностью не менее 30—35 Вт.
Инструкции для настройки усилителя 4-х канального
Как правило, надо знать три типа настройки усилителя. Все они приведены ниже.
Настройка усилителя для четырех динамиков, но без сабвуфера
Настройка усилителя под сабвуфер и динамики
Настройка под локанальное усиление
Примечание. Если автомагнитола в автомобиле новой версии, настройка усилителя может и не понадобиться. В таких магнитолах уже выставлены автоматические настройки Басс Буст. Если этот так, то нужно будет просто настроить вращалку Левел.
Параллельное подключение динамиков
На рисунке слева изображено параллельное подключение двух динамиков. Плюс с усилителя подаем на плюсовой вход динамика А, минус — на минус колонки B. Далее, плюсовой выход колонки B заводим на плюс А, минус А — на минус B. Со схемой, вроде, понятно.
Что же с сопротивлением? Каким будет результирующее сопротивление двух подключенных параллельно динамиков? Если параллельное подключили две одинаковых колонки, то суммарное сопротивление такой связки будет в два раза меньше. То есть, фактическое сопротивление колонки делим на два.
Как подключить два динамика на один канал параллельно
На рисунке обозначено сопротивление обеих рупоров в 2 Ома. Общее при параллельном соединении будет 1 Ом. То есть получается что при параллельном подключении динамиков выходная мощность сигнала получается выше, чем при подключении одного. Использование такой низкоомной нагрузки возможно при подключению к сабвуферу.
Параллельное подключение трех и более динамиков на канал
Принцип подключения трех и более динамиков параллельно на один канал такой же. Плюс с выхода усилителя подаем на все подключаемые динамики. Минус — на все минусы.
Подключение трех и более динамиков на один канал параллельно
В результате получается, что сигнал на каждый из элементов схемы приходит одинаковый. А ток разделяется на «ручейки», то есть становится меньше. И ток, который протекает чрез динамик, зависит от сопротивления этого элемента.
Мощность при параллельном соединении
Для расчета мощности, которая пойдет от усилителя на канал при параллельном соединении та же. Po = Pr * Zr/Zt. Вот только частное Zr/Zt будет больше. Ведь, как уже было сказано раньше, суммарное сопротивление при параллельном соединении динамиков уменьшается. Как в примере выше — при подключении двух динамиков по 4 Ома в параллель, результирующее сопротивление будет 2 Ома. Если подставить в формулу данные из рассмотренного ранее примера (для последовательного соединения), то получим, что при мощности усилителя 100 Вт, в канал будет уходить 100 Вт * 4 Ома/2 Ома канал уйдет = 100 Вт * 2 = 200 Вт. То есть, на канал уйдет 200 Вт. Но при этом усилитель должен работать с низкоомной нагрузкой.
Это свойство можно использовать, если у вас усилитель маломощный, а хочется громкого звука. Но нужны колонки, которые могут работать с большими мощностями. Это, вообще-то не проблема. Есть варианты рассчитанные на сотни ватт. Вот только стоят они соответственно.
А еще важна способность усилителя работать с низкими нагрузками. Так что тут обращайте внимание на такой параметр, как минимальная нагрузка. И, снова-таки, лучше чтобы нагрузка была немного выше минимума. Работа на пределе характеристик — всегда ускоренный выход из строя.
Есть варианты рассчитанные на сотни ватт. Обращайте внимание на такой параметр, как минимальная нагрузка. И, снова-таки, лучше чтобы нагрузка была немного выше минимума. Работа на пределе характеристик — всегда ускоренный выход из строя.
Как уже говорили, стоит избегать работы на пределе. Это касается и динамиков, и усилителя. Сейчас можно подобрать оборудование, практически, под любые требования.
Источник
Подключение кроссовера к динамикам
В акустических системах автомобилей редко используется только один широкополосный динамик. Такая схема применяется только в исключительных случаях, так как один громкоговоритель даёт удовлетворительную звуковую картину, где присутствуют, в основном, средние частоты, а низкий и высокий диапазоны слабые и невыразительные. Компонентная акустика с двумя и более акустическими излучателями требует наличия кроссовера.
Обычно это пассивный фильтр на конденсаторах и катушках индуктивности, выполняющий подавление определённой полосы частот. Ограничитель для твиттера ослабляет или почти подавляет все частоты, лежащие ниже 2 500 Гц, и пропускает высокочастотную составляющую. Фильтр, предназначенный для подключения низкочастотной головки, обрезает частоты выше 150-200 Гц. Таким образом, диапазон воспроизводимых частот делится на две полосы, предназначенные для работы с конкретным динамиком.
Как подключить кроссоверы к колонкам авто
Пассивный разделительный модуль представляет собой небольшую плату с радиоэлементами. Обычный блок имеет 6 парных клемм:
Схема подключения кроссовера к колонкам не составляет трудностей. Некоторые модели позволяют зажать провод под винт, а некоторые снабжены контактной колодкой.Клеммы, куда подключается выход усилителя, подписываются «Input» или «Amplifier», клеммы, предназначенные для высокочастотной «пищалки», помечены «Tweeter», а низкочастотный динамик включается в клеммы «Woofer». Более сложные устройства имеют дополнительную пару контактов для среднечастотного динамика. Таким образом, фильтр делит звуковой диапазон на три полосы. Схема подключения кроссовера к динамикам включает в себя правильную разводку проводов в салоне автомобиля.
Подключение колонок через кроссовер
Чтобы правильно подключить кроссоверы к колонкам, нужно соблюдать полярность, которая обозначена у каждой пары клемм. Для этого нужно использовать специальные кабели для акустических систем. Поскольку провод зажимается под винт, то между ограничителем и динамиком применяется многожильный медный провод в поливинилхлоридной изоляции. На качественных кабелях изоляция сделана из вспененного полипропилена, а самые лучшие кабели для разделительных устройств и громкоговорителей имеют тефлоновую изоляцию.
Как подключаются кроссоверы для колонок. Часто на форумах можно прочитать о бескислородной или монокристаллической меди, применение которой в акустических кабелях улучшает звучание и делает его более насыщенным. Это чисто маркетинговый ход. Все различия обыкновенной меди этими «престижными» сортами лежат вне человеческого восприятия и никакого влияния на качество звука не оказывают. Бесполезно использовать кабели из посеребрённой меди.
История
Итак:
- Интересно будет знать о том, что самые первые в мире громкоговорители были рупорного типа. Они появились еще в 20-е годы прошлого столетия. Технология создания была единственной и делать другие акустические системы тогда просто не умели;
- Лет через десять появляются АС уже похожие на сегодняшние варианты традиционной акустики. Они завоевали сразу же большую популярность, а про рупорную акустику забыли. Тогда ошибочно считалось, что идеальным местом для рупорной акустики будет озвучивание больших пространств, а для приятного прослушивания музыки она просто не годится;
- Проходит еще лет десять и знаменитый американский инженер создает совершенно новую конструкцию рупорной акустики. Именно Пол Клипш (так звали инженера) доказал, что рупорная акустика позволит воспроизводить музыкальные композиции с очень высоким качеством.
Примечание. Именно тогда инженер основывает компанию по производству рупорной акустики, которая и по сей день является мировым лидером. Компанию назвали Клипш, а динамики такого типа «клипшами».
- Интересно, что меломаны сразу же «раскусили», что «клипши» воспроизводят музыку как-то по-особенному. С этого времени рупорная акустика становится выбором довольно узкого круга ценителей настоящей музыки;
Рупорная акустика Клипш
- Вторая половина прошлого века ознаменована появлением уже совершенно новых носителей. К тому же, появляются новейшие разработки и новые подходы для обработки и усиления звукового сигнала;
- Наконец, достигнув апогея модернизации и совершенствования, люди стали понимать, что звучанию так и не удалось придать «живости». И тогда взоры многих обратились к рупорной акустике, на которую приблизительно три года назад начинается настоящий бум.
Подключение динамиков через кроссовер
Очень важным при включении динамиков через полосовой фильтр является сечение проводника. Оно напрямую зависит от мощности акустической системы и сопротивления динамической головки.Если опустить все расчёты получится, что для акустической колонки мощностью 100 ватт и сопротивлением 4 Ом нужен кабель с минимальным сечением 2,0 мм2. Чем меньше сопротивление акустики, тем больший ток будет протекать в цепи. При подключении громкоговорителей рекомендуется брать 20% запас по сечению кабеля.
Подключение кроссовера к колонкам должно выполняться только настоящим медным проводом. Особенно опасным при соединении элементов звуковой системы является использование дешёвого кабеля от некоторых китайских производителей. Вместо меди они используют медный сплав или обмеднённую сталь. То и другое категорически противопоказано в автомобильной акустике.Кроме низкого качества звука будет неконтролируемый нагрев соединительных проводов, что может привести к опасным последствиям.
Подготовка
На этапе предварительной подготовки владелец автомобиля разрабатывает схему подключения усилителя с учетом расположения штатного оборудования. Если в конструкции автомобиля будут установлены дополнительные громкоговорители (например, сабвуфер или высокочастотные динамики), необходимо продумать методику монтажа устройств. Исходя из полученных данных, владелец автомобиля приобретает кабели питания, межблочные шнуры с тюльпанами, дополнительные элементы декора и прочие детали, необходимые при установке усилительного оборудования.
Провода
Чтобы подсоединить усилок к бортовой сети автомобиля, нужен специальный кабель, рассчитанный на ток, потребляемый дополнительным оборудованием. Шнур подбирается, исходя из мощности установленных компонентов с учетом дополнительных тепловых потерь (до 30%). Например, при коммутации 2-канального усилителя с номинальной мощностью 200 Вт следует учитывать тепловые нагрузки, которые составляют около 60 Вт. Полученное значение мощности требует использовать кабель, рассчитанный на 21,6 А (рекомендуется сделать запас по прочности еще на 10-15%).
Для расчета сечения провода существуют специальные таблицы, отображающие зависимость диаметра кабеля от передаваемого тока. Для монтажа следует использовать шнур с медной жилой, не разрушающейся при вибрационных нагрузках
При покупке кабеля следует обратить внимание на толщину и характеристики изоляции, поскольку материалы низкого качества самопроизвольно растрескиваются при снижении температуры до -15°С
Предохранитель
В цепи питания усилителя в авто необходимо установить предохранитель, предотвращающий воспламенение изделия при коротком замыкании (например, из-за разрушения изоляции кабелей питания). В конструкции оборудования предусмотрены штатные элементы защиты, дополнительная вставка располагается около клеммы аккумулятора. Чтобы правильно подключить автомобильный усилитель, необходимо применять предохранители с номиналом не более 50 А.
Межблочный кабель
Смонтированный усилитель нужно подключить к головному устройству специальным межблочным кабелем, оборудованным защитой из металлической сетки. Экран снижает вероятность появления помех, возникающих при работе системы зажигания и электронных компонентов автомобиля. Не рекомендуется прокладывать коммутационные шнуры вблизи штатных блоков управления и электрических двигателей, установленных в климатической установке транспортного средства.
Подключение кроссовера к динамикам без усилителя
Подключить колонки через кроссовер можно не только с выхода усилителя низкой частоты, но и с выхода музыкального центра или автомобильной магнитолы. Следует учесть то, что разделительные системы пассивного типа, выполнены на дискретных элементах, отчего уровень звука будет ниже, чем при работе с усилителя низкой частоты. В этом случае многое будет зависеть от применяемых громкоговорителей. Некоторые модели допускают качественную работу только в составе мощной системы с хорошим УНЧ.
Магическое звучание рупорных систем
- То, что рупорная акустика звучит по-особенному убедиться совсем несложно. И для такого звучания есть все предпосылки. Во-первых, рупорная акустика обладает высокой чувствительностью. Это дает возможность воспроизводить самые тонкие нюансы, передавать эмоции исполнителя;
- Во-вторых, рупорная акустика выпускает такие звуковые волны, которые более «естественны» по своей природе по сравнению с колебаниями воздуха, выходящими из традиционных динамиков;
- Рупорная акустика может воспроизводить низкие частоты, но от этого зависят ее размеры. Говоря иначе, чем более низкие частоты приходится воспроизводить, тем большими должны быть размеры рупорного динамика.
Примечание. Именно по этой причине рупорная акустика используется в большинстве своем для воспроизведения СЧ и ВЧ, но если подобрать себе колонки побольше, то и НЧ будут воспроизводится на самом высоком уровне.
- И это еще не все. Воспроизводиться будут низкие частоты не просто так, а на самом высоком уровне. Правда, разницу в воспроизведении способны отличить только самые тонкие ценители звука.
Примечание. Интересно, что в последнее время довольно часто встречаются динамики, где только излучатели ВЧ выполнены в виде рупора. К примеру, те же АС серии Клипш Референц выполнены по данному образцу.
- Высокие частоты, воспроизводимые рупорными колонками, звучат намного звонче. Не стоит говорить, что качество ВЧ лучше, чем при использовании обычных пищалок.
Самодельная рупорная акустика
В последнее время среди производителей рупорной акустики хотелось бы выделить отдельно итальянскую компанию Зингали. Инженеры этой фирмы создали оригинальный рупорный излучатель, который одновременно воспроизводит СЧ и ВЧ, а при этом еще и красиво выглядит.
Как установить кроcсоверы для колонок
Чтобы не было проблем, как подключить кроссовер для колонок, нужно соблюдать правила монтажа. Нельзя прокладывать вместе силовые и акустические кабели. Это может вызвать низкочастотные наводки в колонках. Такой же эффект вызывает перекрещивание кабелей.Полосовой ограничитель не является устройством, в работу которого требуется какое-либо вмешательство, поэтому блоки можно размещать в любом удобном месте. Главное чтобы туда не попадала пыль, грязь и не было повышенной температуры. Блоки не имеют герметичного корпуса, поэтому негативные внешние факторы могут привести к нарушению внутренних паек и отказу акустической системы. Концы медного кабеля, перед зажимом под винт, желательно облудить тонким слоем припоя. Это снизит окисление меди и возникновение оксидной плёнки. Особенно опасно нарушение контакта между динамиком и усилителем. Отсутствие нагрузки приводит к пробою выходных транзисторов.
Некоторые модификации кроссоверов состоят из двух последовательных фильтров первого порядка. Такие модели имеют на лицевой стороне переключатель ослабления сигнала. При подключении фильтра первого порядка ослабление ненужной полосы частот составляет 6 dB на октаву. Конструкция кроссовера позволяет подключить второе звено и получить ослабление уже 12 dB. При подключении кроссовера к динамикам желательно чтобы органы управления фильтром были доступными.
Источник