При сгорании топлива в двигателе выделяется значительное количество тепла. Лишь небольшая его часть (30–40 %, что соответствует КПД бензиновых моторов) преобразовывается в механическую энергию, за счет которой автомобиль приводится в движение. Избытки тепла необходимо отводить от силового агрегата через систему жидкостного охлаждения. Ее производительность напрямую зависит от того, какой антифриз в «Гранте» используется при сервисном обслуживании. Качество и характеристики охлаждающей жидкости влияют не только на эффективность теплоотвода, но и на периодичность ее замены. Чем лучше и технологичнее состав, тем дольше ОЖ сохраняет первоначальные характеристики, защищая мотор от перегрева. Это снижает риск температурных деформаций ГБЦ, пробоя прокладок и других последствий, способных привести к дорогостоящему капремонту двигателя.
Сколько заливать
Номинальные заправочные объёмы указаны в руководстве по эксплуатации Lada Granta:
Система смазки двигателя с МКП, л | 3,2 |
Система смазки двигателя с АКП, л | 4,4 |
Система охлаждения двигателя и отопления салона*, л | 6,5 |
Механическая коробка передач, л | 2,35 |
Автоматическая коробка передач | до метки MAX** |
Система гидропривода тормозов, л | 0,45 |
Система кондиционирования с хладагентом R134a, г | 390±20 |
Бачок стеклоомывателей, л | 3 |
Какой антифриз (тосол) лучше заливать в автомобили LADA
Согласно регламенту технического обслуживания автомобилей Лада, менять охлаждающую жидкость (тосол, антифриз) следует через каждые 75 тыс. км. пробега или через 5 лет, в зависимости от того, что наступит раньше. В этот момент важно правильно выбрать подходящую жидкость, тогда замечаний к ней не будет на протяжении еще такого же времени.
Какой антифриз рекомендует АВТОВАЗ
Для всех двигателей ВАЗ (Лада Гранта, Калина, Приора, Нива 4х4) рекомендации производителя одинаковые (данные из книг по эксплуатации, обслуживанию и ремонту автомобилей Лада):
- Антифриз G-48;
- Coolstream Standart;
- Coolstream Premium;
- ТС-Felix;
- Felix Carbox;
- SINTEC (например, «Антифриз SINTEC» ТУ 2422-047-51140047-200 ). Такой антифриз G-12 красного цвета залит в двигатель Весты с завода.
- Лонг Лайф;
- G-Energy Antefreexe.
Для силовых агрегатов K4M и K7M, которые устанавливаются на Лада Ларгус завод-изготовитель рекомендует антифриз марки GLACOEL RX (тип D). Для Лада Веста и XRAY рекомендуется применять антифриз Тип D на основе смеси воды и этиленгликолем.
Ответ АВТОВАЗа
: охлаждающая жидкость в системе охлаждения двигателя ВАЗ 21179 — Антифриз Sintec LUX G12 (Sintec ANTIFREEZLUX G12).
Также используется Coolstream NRC желтого цвета.
Особенности мультифриза Sintec
Автомобилистам, которые пользуются универсальным составом Multifreeze, не приходится тратить время и выяснять, какой антифриз залит в «Ладе Гранта» на заводе или при предыдущем техобслуживании. Материал совместим с любыми типами охлаждающих жидкостей: G11, G12, G12+, G12+++ и G13, независимо от их цвета. Универсальность и сочетаемость с разными классами ОЖ – не единственное преимущество мультифриза. К его достоинствам относятся следующие характеристики:
- долговечность. Охлаждающую жидкость Multifreeze Sintec можно использовать в течение всего срока эксплуатации автомобиля – при условии, что система была полностью обслужена и промыта перед заливкой свежего состава.
- флуоресцентные добавки. В мультифризе содержатся фосфорные примеси, которые позволяют обнаруживать точки протечек с помощью ультрафиолетовой лампы. Это значительно облегчает поиск мест разгерметизации патрубков и уплотнений в системе жидкостного охлаждения двигателя.
- химическая инертность. Состав не оказывает агрессивного воздействия на металлы, из которых состоит водяной насос, мотор и радиатор.
Можно ли смешивать антифриз
Можно ли смешивать антифриз разных производителей? В руководстве по эксплуатации автомобиля Лада указано: «Не допускается применение смесей охлаждающих жидкостей разных марок».
А можно смешивать антифриз разных цветов, но одного производителя? Однозначного ответа нет, т.к. одни изготовители красят охлаждающую жидкость «по вкусу», а другие придают цвет исходя из химического состава или присадок. По статистике около 85% автолюбителей не смешивают тосол разных цветов. При этом 64% считают, что если смешать антифриз разных цветов, то ничего страшного не произойдет. Ознакомиться с опросом и принять в нем участие можно здесь.
В книге по эксплуатации, обслуживании и ремонту автомобиля Лада Веста указано:
Какая фирма лучше
1.
«За рулем» тестировали охлаждающие жидкости в ноябре 2022 года. Результаты испытаний:
2.
Сравнение Антифризов Sintec Multifreeze, Coolstream NRC, Coolstream JPN, Liqui Moly G12 plus, Liqui Moly KFC 11, Sintec G12.
В опросе ниже даем рекомендации по выбору производителя охлаждающей жидкости. Советами делимся в комментариях. Напомним, процесс замены антифриза на автомобилях Лада описан в этой статье.
Где купить?
Антифризы есть в нашем интернет-магазин (категория Антифризы)
Поделиться в социальных сетях:
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter..
Источник
Заключительные работы
- Последним шагом в замене антифриза на Лада Калина будет установка на место модуля зажигания, подключения к нему проводов, проверка всех пробок и соединений на герметичность.
- Далее, запускаем двигатель и проверяем результат работ. Для этого необходимо дождаться того момента, когда двигатель нагреется и сработает «Карлсон». Затем проверяем работу отопителя на предмет обдува салона горячим воздухом, если дует тёплым – это значит, что в системе образовалась воздушная пробка.
- Также необходимо учесть тот факт, что когда двигатель остынет, необходимо заново проверить уровень охлаждающей жидкости и при необходимости долить её.
Какой антифриз рекомендует АвтоВАЗ
Для всех двигателей ВАЗ (Лада Гранта, Калина, Приора, Нива 4х4) рекомендации производителя одинаковые (данные из книг по эксплуатации, обслуживанию и ремонту автомобилей Лада):
- Антифриз G-48;
- Cool Steam Standart;
- Cool Steam Premium;
- ТС-Felix;
- Felix Carbox;
- SINTEC (например, «Антифриз SINTEC» ТУ 2422-047-51140047-2007);
- Лонг Лайф;
- G-Energy Antefreexe.
Для силовых агрегатов K4M и K7M, которые устанавливаются на Лада Ларгус завод-изготовитель рекомендует антифриз марки GLACOEL RX (тип D). Для Лада Веста и XRAY рекомендуется применять антифриз Тип D на основе смеси воды и этиленгликолем.
: охлаждающая жидкость в системе охлаждения двигателя ВАЗ 21179 – Антифриз Sintec LUX G12 (Sintec ANTIFREEZLUX G12).
Также используется Coolstream NRC желтого цвета.
С какой периодичностью менять жидкость
По мере эксплуатации антифриз постепенно теряет свойства. Из-за необратимых химических реакций жидкость может мутнеть и становиться более вязкой. Если ОЖ используется в системе на протяжении длительного времени, она теряет теплоотводные характеристики и хуже справляется со своей задачей. Чтобы обеспечить стабильное охлаждение силового агрегата и избежать появления отложений в патрубках и радиаторе, следует своевременно менять ОЖ. Если охлаждающая система находится в хорошем состоянии и не загрязнена сторонними веществами, образующимися при разложении отработанного антифриза, то ОЖ достаточно менять 1 раз в 5 лет. Такие сроки актуальны для качественных оригинальных жидкостей класса G12+. Составы G12++ можно менять 1 раз в 7 лет. Если антифриз помутнел до истечения указанных сроков, его следует заменить досрочно. Также необходимо выполнить промывку системы, чтобы в новую ОЖ не попали загрязнения, оставшиеся в контуре после слива старой жидкости.
Какой Антифриз Заливают В Гранту На Заводе
Непонятно почему, но озадачен вопросом: «Какую охлаждающую жидкость заливают в машину?», Я не нашел в рабочей книге или оперативной аннотации информации о том, что они загрузили ее на заводе. Рекомендация по замене охлаждающей воды в сервисной книжке основана на пробеге 75 000 км (5 лет эксплуатации), но здесь есть ссылка на тот факт, что если вы заливаете охлаждающую жидкость-40, ее необходимо заменить через 2 года. Отлично, но как узнать, что там наливается? Полезно для изучения интернета. Приятно: На официальном сайте АвтоВАЗа, кроме ценников на автомобиль, нет полезной информации.
100% карбоксилатный антифриз. Заправляйте новые автомобили на заводах Renault, Nissan, АвтоВАЗ. Официальное утверждение Renault-Nissan
. Эта запись взята с официального сайта cool-stream.ru, который выпускает охлаждающую воду под той же рубрикой.
Тосол-Синтез поставляет свою продукцию на сборочные конвейеры крупнейших автопроизводителей: АвтоВАЗ, ГМ-АвтоВАЗ, КАМАЗ, МАЗ, УАЗ, ПАЗ, ИЖ-АВТО, KIA, UZ-DAEWOO, одобрен BMW, MAN и Volkswagen.
. Эта запись взята с официального сайта t-s.ru, который производит охлаждающие жидкости под брендом Felix.
С 2011 года антифриз SINTEC LUX G12 используется крупнейшим российским автомобильным концерном ОАО «АВТОВАЗ» в качестве первой заправки для автомобилей LADA, и его также рекомендуется использовать во время их эксплуатации и технического обслуживания.
. Эта запись взята с официального сайта obninskorgsintez.ru, который производит охлаждающие жидкости под торговой маркой SINTEC.
Можно ли смешивать антифриз
Можно ли смешивать антифриз разных производителей? В руководстве по эксплуатации автомобиля Лада указано: «Не допускается применение смесей охлаждающих жидкостей разных марок».
А можно смешивать антифриз разных цветов, но одного производителя? Однозначного ответа нет, т.к. одни изготовители красят охлаждающую жидкость «по вкусу», а другие придают цвет исходя из химического состава или присадок. По статистике около 85% автолюбителей не смешивают тосол разных цветов. При этом 64% считают, что если смешать антифриз разных цветов, то ничего страшного не произойдет. Ознакомиться с опросом и принять в нем участие можно здесь.
В книге по эксплуатации, обслуживании и ремонту автомобиля Лада Веста указано:
Различия в двигателях у Лады Гранты
Внешний вид Лада Гранта Лифтбэк
Как известно, есть пять базовых типов моторов, которые используются в этой модификации автомобиля. Общим у них будет рабочий объём, тогда как максимальная мощность, а также крутящий момент, будут существенно различаться. Различия присутствуют и в количестве клапанов, которых может быть восемь или шестнадцать.
Отмечается и то, что система смазки будет практически одинаковой на любом из названных моторов. Единственным отличием стоит считать лишь то, что у ВАЗ-21126 присутствуют особые масляные каналы для подводки жидкости к гидротолкателям приводов клапанов. Размещаются эти каналы непосредственно в головке блока цилиндров. А вот все остальные модели автомобилей будут стандартными.
FakeHeader
Comments 21
Тут друган рассказал. Купил он тачку, а в бачке охлаждайки такой треш налит, что не понять исходного цвета. По мануалу мнения разнились, сервисы говорили разноею Он плюнул и купил мультифриз синтековский. Очень доволен — охлаждайка температуру держит, работает отлично, и проблем с подбором нет, так как мультифриз можно в любой движок заливать. По его примеру тоже на мультик перешел — доволен)))
Читал форумы и отзывы разные, говорят, его даже смешивать можно. Ну, если например, залитая охлаждайка куда-то ушла, а купить именно ее нет возможности.
Уже завтра еду забирать свою первую машину- лада гранта 2016 года. У нее один владелец, пробег 50000. В общем, конфетка, если так можно сказать. Пишу сюда потому, что нужен совет. Стоит ли менять ож? Потому что, как я понял, гарантия на нее кончилась
Да, стоит сменить ож. Я думаю, можешь спокойно по цвету выбрать
Ох, опять по цвету советуют. Ну что за чушь вообще?! Вы хоть сами верите в свои слова?! Цвет антифриза создается красителем, который добавляется в антифриз для того, чтобы его лучше скупали. Ладно, для особо тугих… АНТИФРИЗ ПО ЦВЕТУ НЕ ВЫБИРАЮТ Запомните, антифриз нужно выбирать только по допуску автопроизводителя! Исключительно А вообще, для гранты нет ничего лучше ее оригинального антифриза. Оригинал для нее-это coolstream nrc. Отличная ож, сам на ней уже 4 года. Взял ее потому, что у него, очевидно есть допуск, а кроме этого присадки, идеальные для таких моторов.
Какие антифризы выбрать для ВАЗ (Lada) Granta?
В прошлом месяце пользователи PartReview отдали предпочтение SINTEC. 60% положительных голосов принадлежит этому производителю.
На втором месте оказались антифризы FELIX – 40%.
В общем рейтинге антифризов, в котором учитываются мнения владельцев разных марок и моделей авто, эти бренды занимают такие позиции:
- SINTEC получили 6 место, оценка PR – 88. Учитываются данные из 143 отзыва и 447 голосов.
- FELIX заняли 16 место, с оценкой PR – 70. На основе из 143 отзывов и 457 голосов.
Как заменить охлаждающую жидкость
Потребуется: снять защиту картера (при необходимости), накидной ключ «на 13», отвертка, чистая обтирочная ткань, пустая тара, и новый антифриз.
Перед тем, как слить антифриз с Гранты, следует сначала подождать, пока остынет двигатель, затем:
- Снять крышку с расширительного бачка.
- Установить пустую емкость под двигатель и вывернуть пробку сливного отверстия на блоке цилиндров.
- Для двигателей ВАЗ-11183, ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186 для доступа к пробке сливного отверстия, возможно, придется снять катушку зажигания вместе с кронштейном.
- Дождаться, когда тосол полностью вытечет.
- Установить емкость под радиатор двигателя и вывернуть пробку сливного отверстия на радиаторе.
- Дождаться, когда охлаждающая жидкость полностью вытечет из системы охлаждения.
- Завернуть пробку сливного отверстия на радиаторе, заменив при необходимости уплотнительное резиновое кольцо.
- Завернуть пробку на блоке цилиндров.
Заливаем новый антифриз в систему охлаждения Гранты до тех пор, пока ее уровень не установиться на 25-30мм. ниже метки «MAX» на стенке расширительного бачка. Затем заверните пробку бачка. Запустите двигатель и дайте ему прогреться до рабочей температуры (до включения вентилятора). Затем заглушите мотор и при необходимости долейте жидкость до метки «MAX». Проверьте уровень жидкости через несколько дней.
После замены тосола следите за температурой охлаждающей жидкости по комбинации приборов.
Если сигнализатор перегрева загорелся (№7), а вентилятор радиатора не включился, включите отопитель (печку) и проверьте, какой воздух идет из воздуховодов. Если воздух горячий — возможно неисправности в системе работы вентилятора, если холодный — значит, в системе охлаждения образовалась воздушная пробка.
Снимооооооооооооооооооок
Грязезащитные щитки моторного отсека автомобиля с МКП и элементы их крепления (вид снизу автомобиля): 1 — три самореза под ключ «на 8» крепления среднего щитка к правому щитку; 2 — правый щиток; 3 — средний щиток; 4 — четыре самореза под ключ «на 8» крепления среднего щитка к нижней поперечине рамки радиатора; 5 — два самореза под ключ «на 8» крепления среднего щитка к левому щитку; 6 — левый щиток; 7 — два болта под ключ «на 10» крепления среднего щитка к лонжеронам кузова
Грязезащитные щитки моторного отсека автомобиля с МКП и элементы их крепления (вид снизу автомобиля): 1 — три самореза под ключ «на 8» крепления среднего щитка к правому щитку; 2 — правый щиток; 3 — средний щиток; 4 — четыре самореза под ключ «на 8» крепления среднего щитка к нижней поперечине рамки радиатора; 5 — два самореза под ключ «на 8» крепления среднего щитка к левому щитку; 6 — левый щиток; 7 — два болта под ключ «на 10» крепления среднего щитка к лонжеронам кузова
Грязезащитные щитки моторного отсека автомобиля с МКП и элементы их крепления (вид снизу автомобиля): 1 — три самореза под ключ «на 8» крепления среднего щитка к правому щитку; 2 — правый щиток; 3 — средний щиток; 4 — четыре самореза под ключ «на 8» крепления среднего щитка к нижней поперечине рамки радиатора; 5 — два самореза под ключ «на 8» крепления среднего щитка к левому щитку; 6 — левый щиток; 7 — два болта под ключ «на 10» крепления среднего щитка к лонжеронам кузова
Отвернув все указанные болты и саморезы, снимаем средний грязезащитный щиток моторного отсека.
Подставляем широкую емкость объемом не менее 6 л под сливное отверстие, выполненное в нижней части правого бачка радиатора. Для снижения интенсивности слива жидкости в первоначальный момент крышку расширительного бачка следует плотно завернуть.
Какой антифриз заливают на заводе LADA в автомобили семейства лада веста
Ключевым антифризом на АвтоВАЗе был выбран Sintec Antifreeze Lux G12, который используется не только на лада веста, но и на остальных моделях производителя. Данный продут производится в российском городе Обнинск, имеет красный оттенок и рабочую температуру до минус 40 градусов, что весьма предусмотрительно, учитывая, что морозы ниже 30 градусов в России не редкость. Этот же антифриз можно встретить в другой упаковке с брендом Lada, на самом деле эта та же самая охлаждающая жидкость, но в другой упаковке. Учитывайте, что использование лада веста при недостаточном количестве антифриза (ниже отметки максимум) не допускается и может повлечь серьезные проблемы с двигателем. В случаях когда количество охлаждающей жидкости уменьшилось, заменять его полностью необязательно, достаточно будет докупить такой же антифриз в небольшом количестве и добавить до необходимых значений. При доливании антифриза также следите, чтобы его объем не превысил максимальное значение. Дело в том, что при нагревании любая жидкость расширяется, поэтому ей требуется свободное пространство.
Система охлаждения Lada Granta (ВАЗ 2190)
Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и расширительным бачком.
Наименование узлов и деталей | Резьба | Момент затяжки, Нм (кгс-м) |
Болты крепления насоса охлаждающей жидкости | М6 | 7,6-8,0 (0,8-0,8) |
Гайки крепления термостата | М6 | 16.0-22,6(1,6-2,3) |
Болты крепления фланца трубы системы охлаждения к блоку цилиндров | М6 | 4,2-5,2 (0,4-0,5) |
Система охлаждения: 1 — шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 2 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 3 – шланг отвода жидкости из радиатора двигателя; 4 – шланг расширительного бачка; 5 – расширительный бачок; 6 – пароотводяший шланг радиатора двигателя; 7 – термостат; 8 – шланг подвода жидкости к радиатору двигателя; 9 – электровентилятор радиатора; 10 – радиатор двигателя; 11 – пробка сливного отверстия радиатора; 12 – насос охлаждающей жидкости; 13 – подводящая труба насоса охлаждающей жидкости
В системе охлаждения двигателя используются специальные жидкости на основе смеси воды с этилен-гликолем. У них пониженная температура замерзания и высокая температура кипения. Кроме того, благодаря комплексу добавляемых присадок, охлаждающая жидкость препятствует коррозии стенок каналов, не вспенивается, продлевает срок службы сальника насоса охлаждающей жидкости.
Циркуляцию жидкости в системе обеспечивает центробежный насос, установленный в блоке цилиндров. Привод насоса осуществляется зубчатым ремнем привода ГРМ.
Система охлаждения состоит из двух так называемых кругов циркуляции. Малый круг не включает в себя радиатор двигателя, и жидкость омывает только блок цилиндров и головку блока цилиндров, а также протекает через радиатор отопителя. Радиатор отопителя встроен в систему охлаждения двигателя и предназначен для обогрева салона за счет циркуляции через него горячей охлаждающей жидкости. При движении по большому кругу охлаждающая жидкость проходит через радиатор двигателя, где охлаждается набегающим потоком воздуха. Управляет направлением потока жидкости в системе охлаждения двигателя термостат.
При недостаточно интенсивном воздушном потоке охлаждение радиатора производится электровентилятором. Он установлен за радиатором двигателя и включается по сигналу электронного блока управления двигателем. В цепь питания электродвигателя вентилятора встроен дополнительный резистор.
Для компенсации теплового расширения жидкости в системе охлаждения установлен расширительный бачок. В пробке бачка размещены впускной и выпускной предохранительные клапаны, что позволяет поддерживать оптимальное давление в системе при нагреве жидкости, а также компенсировать разрежение при ее остывании.
2279-4-9a-02
На автомобиле с 16-клапанным двигателем, укомплектованным коробкой передач с тросовым приводом, доступу к сливному отверстию в блоке цилиндров препятствует стартер. Кроме того, вытекающая жидкость неизбежно попадет внутрь стартера.
На автомобиле с 16-клапанным двигателем, укомплектованным коробкой передач с тросовым приводом, доступу к сливному отверстию в блоке цилиндров препятствует стартер. Кроме того, вытекающая жидкость неизбежно попадет внутрь стартера.
На автомобиле с 16-клапанным двигателем, укомплектованным коробкой передач с тросовым приводом, доступу к сливному отверстию в блоке цилиндров препятствует стартер. Кроме того, вытекающая жидкость неизбежно попадет внутрь стартера.
Поэтому предстоит снять стартер. Отсоединяем клемму провода от минусового вывода аккумуляторной батареи. Нажав на фиксатор колодки провода, отсоединяем колодку от разъема тягового реле. Снимаем защитный колпачок с гайки крепления наконечника провода, соединенного с плюсовым проводом аккумуляторной батареи.
Как слить антифриз своими руками с лада веста
Существует несколько методов по самостоятельному сливанию антифриза:
- При помощи технологических отверстий
- С использованием компрессора
- Сливание антифриза с радиатора и дальнейшая промывка двигателя водой
Сливать ОЖ только с радиатора и промывать систему водой не лучшее решение. Дело в том, что в системе охлаждения останется вода, которая впоследствии смешается с антифризом и он потеряет свои важные качества. Надежным способом считается слив антифриза, используя технологические отверстия лада веста, его мы и рассмотрим. Для проведения работ понадобится смотровая яма, так как практически вся процедура происходит под автомобилем.
Первым делом скидываем клемму с аккумулятора и сливаем антифриз из охлаждающей системы лада веста, для этого разжимаем хомут на ее шланге и отводим шланг в сторону. Перед началом работ обязательно приготовьте емкость, в которую будете собирать отработанную ОЖ, которая польется из шланга сразу после его отсоединения. Теперь сливаем ОЖ оставшуюся в двигателе. Делается это при помощи сливной пробки, которая находится за стартером лада веста (см. фотографию выше). Откручиваем стартер автомобиля (удерживается тремя болтами), после чего выкручиваем болтовидную сливную пробку. Не стойте прямо напротив пробки, так как напор из этого отверстия будет хоть и недолгий, но достаточно сильный. При желании можете промыть систему дистиллированной водой, для этого залейте ее в расширительный бачок и пропустите через охлаждающую систему, не забывайте полностью слить воду по завершению работ.
Источник
Температура начала открытия клапана термостата, *С | 85-89 |
Температура полного открытия клапана термостата, *С | 102 |
Давление открытия выпускного клапана пробки расширительного бачка, кПа (бар) | 110-150 (1,1-1,5) |
Давление открытия впускного клапана пробки расширительного бачка, кПа (бар) | 3-13 (0,1) |
Температура охлаждающей жидкости в прогретом двигателе при температуре окружающего воздуха 20-30 *С и движении полностью нагруженного автомобиля с постоянной скоростью 80 км/ч, не более, *С | |
Объем жидкости в системе охлаждения двигателя, л | 7.84 |
Охлаждающая жидкость (смешивание жидкостей разных марок не допускается) | Cool Stream Standard; Cool Stream Premium; Тосол-ТС Felix, Felix Carbox-40 |
Воздушная пробка и методы борьбы с ней
Вот разобрались, сколько заливать тосола в Ваз 2110, теперь стоит поговорить о воздухе в системе охлаждения. Он может попасть туда только при заливе новой жидкости, и здесь не нужно сразу лить всю канистру, постепенно с некоторыми промежутками времени.
Куда давить, чтобы выгнать пробку
Сколько лить в Ваз 2110, было сказано 7,8 литра. Бывают такие ситуации, что воздух не уходит из системы, поэтому следует поставить машину на возвышенность и немного открутить крышка бака, затем завести автомобиль и прогреть его. После в перчатках, так как система нагрелась, необходимо немного надавить на патрубки, чтобы выпустить весь воздух. И после этого можно снова доливать тосол, до определенного уровня.